Жизнь в забвении: Фотографы, которые прославились после смерти
Роберт Мэпплторп. 1946–1989.
Его детство прошло в небольшом городке в пригороде Нью-Йорка, о котором он скажет: «Очень спокойное место: отличное, чтобы провести детство, и еще лучше — чтобы покинуть его навсегда». Роберт мечтал стать музыкантом, но поступил на факультет изящных искусств Института Пратта и заинтересовался фотографией. Сначала снимал автопортреты, потом — свою близкую подругу, певицу Патти Смит, позже появились и другие модели. Нельзя сказать, что Роберт был неизвестен при жизни, но после 1986 года умерший от СПИДа фотограф-гомосексуалист стал невероятно популярным. Его выставки редко не сопровождались длинными очередями и скандалами: так, в 1990-м за организацию выставки работ Мэпплторпа был арестован директор Центра современного искусства Деннис Барри, а в 1999-м — запрещен ввоз фотографий Роберта в Японию с пометкой «порнография».
Диана Арбус. 1923–1971.
Она родилась и выросла в Нью-Йорке, в 13-летнем возрасте влюбилась в работника магазина ее отца Аллана Арбуса и, как только ей исполнилось восемнадцать, вышла за него замуж. Вместе они открыли фотостудию Diane & Allan Arbus, где Диана выступала в качестве стилиста и художественного руководителя. В 1956-м Диана познакомилась с Лизетт Модел, которая стала преподавать ей искусство фотографии. Арбус снимала в основном на улицах, искала героев вокруг себя. Она была довольно успешным фотографом, но по причине глубокой депрессии в 1971-м покончила с собой, наглотавшись таблеток и вскрыв себе вены. Смерть Дианы принесла ей настоящий успех. В 1972 году ее работы выставляются на Венецианской биеннале, проходят масштабные выставки в США и Канаде, а через год — в Европе и Азии. В том же 1972-м журнал Aperture печатает монографию Дианы, которая выдержит двенадцать переизданий. Ее творчеством интересуются искусствоведы, о ней пишут книги и снимают фильмы. В 2006 году в широкий прокат выходит художественно-биографический фильм «Мех» о жизни и творчестве Дианы Арбус.
Эжен Атже. 1857–1927.
Французский фотохудожник Атже начинал карьеру как бродячий артист, но эта работа не приносила ему денег, и он, чтобы выжить, решил стать бродячим фотографом. Эжен снимал обычные вещи на улицах Парижа, которые попадались ему на глаза каждый день. Снимки продавал коллекционерам, сценографам и документалистам за небольшие деньги, не подозревая об их истинной ценности. И когда в начале 1920-х годов появился интерес к творчеству Атже, он внезапно умер. Еще в 1920 году сосед Атже, фотограф Ман Рей, знакомит его с двумя американцами — Беренис Аббот и Жульеном Леви. После смерти Атже Аббот умоляет Рея продать ей все фотографии и негативы мастера. Вместе с Леви они в 1931 году открывают галерею, где проходит первая выставка работ Эжена Атже. С этого момента вести о фотографе – «летописце Парижа» разносятся по всему миру.
Карлтон Уоткинс. 1829–1916.
В 1851 году, во время золотой лихорадки, Уоткинс отправился в Калифорнию, работал возчиком и плотником. Однажды он привез заказ в фотолабораторию, где как раз заболел подмастерье. Уже в первые дни на новой работе Карлтон понял, что задержится здесь надолго. Через четырнадцать лет он получил свой первый приз за пейзажные фото на Международной выставке в Париже, за ним последовали другие награды. Однако судьба сыграла с Уоткинсом злую шутку. В 1906 году за очень большие деньги он решил продать некоторые свои фотографии Стэнфордскому университету и зажить в свое удовольствие. Переговоры были почти завершены, когда в студии Уоткинса случился пожар, вызванный землетрясением. Все фотографии и негативы из коллекции были уничтожены огнем. Фотограф не смог справиться с потрясением и в 1910 году попал в сумасшедший дом, где умер через шесть лет. Его никогда не переставали считать прекрасным пейзажным фотографом, но после смерти цены на фотографии возросли до небес. Сейчас работы Уоткинса считаются каноническими и представлены во многих известных музеях, в том числе в нью-йоркском Музее современного искусства.
Александр Гринберг. 1885–1979.
Выпускник физико-математического факультета Московского университета Александр (Абрам) Данилович Гринберг в 1907 году стал членом Русского фотографического общества. Он в совершенстве владел сложной техникой печати бромойль, но в начале 1930-х годов понял, что художественности снимка можно добиться и без специальной обработки, назвав это идеей «чистой фотографии». В 1935 году Гринберг рискнул выставить фотографии обнаженной натуры, за что был обвинен в порнографии, арестован и осужден Особым совещанием НКВД СССР. В 1939 году его освободили, а в 1950-м реабилитировали. С этого времени и почти до самой смерти он работал скромным фотографом в музее Троице-Сергиевой лавры. История с арестом Гринберга еще долго не давала ему получить заслуженного признания. Однако после смерти многие новые фотографы стали называть его образцом для подражания. В конце века Гринберг стал очень популярен, а сейчас считается одним из лучших мастеров отечественной эротической фотографии. Его работы не только представлены в Третьяковской галерее, но также появляются в музеях Европы на персональных выставках Гринберга.
Тина Модотти. 1896–1942.
Тина родилась в бедной итальянской семье, но в юности эмигрировала в США. В Лос-Анджелесе она познакомилась со своим будущим мужем — фотографом Эдвардом Уэстоном, который научил ее технике фотографии. Они вдвоем отправились в Мексику, где Тина вступила в коммунистическую партию. С этого момента все ее фотоработы были посвящены партии. В 1929 году проходит выставка Тины Модотти под названием «Первая революционная фотовыставка Мексики». Но уже в 1930-м Тина вынуждена покинуть страну по подозрению в покушении на президента Мексики, а также из-за скандала, вызванного убийством революционера Хулио Антонио Мелла, с которым у Тины была связь. Она бежала в Германию, позже работала в России, Испании, посвящая всю себя Коминтерну. Тина умерла ночью 5 января 1942 года в такси. Официальной причиной назвали инфаркт, но была и другая версия — она слишком много знала. Тина никогда не считала себя фотографом, однако ее драматичная судьба и загадочная смерть привлекают к ней много внимания. Работы Тины Модотти называют живыми и яркими примерами репортажной съемки, особую популярность завоевывают ее натюрморты. Сейчас о жизни фотографа написано множество книг и снято несколько документальных фильмов.
Сяки Каямори. 1877–1941.
Каямори родился в японской деревне, однако его семья была довольно обеспеченной. Отслужив в армии, в 1903 году он эмигрировал в Америку, где работал на Аляске в компании, торговавшей рыбой. Он жил в деревне тлинкитов (племя коренных жителей Аляски) и, увлекшись фотографией, стал снимать повседневную жизнь вымирающего народа. За день до бомбардировки базы Перл-Харбор в 1941 году Каямори попал в список подозреваемых американской военной разведки, так как у него имелись панорамы побережья Аляски. Через два дня солдаты избили его, а на следующий день он покончил с собой. В графе «причина смерти» врач указал наркотики. Через двадцать лет местные жители нашли около семисот негативов Каямори, которые были переданы в Государственную библиотеку Аляски. Современные историки фотографии отмечают не только заслуги Каямори как талантливого фотографа, но исключительную документальную ценность его работ, позволяющую судить о культуре и быте тлинкитов.
Вивиан Майер. 1926–2009.
Вивиан Майер родилась в Нью-Йорке, но выросла в Париже. В Америку она вернулась в возрасте двадцати пяти лет и в течение следующих сорока работала няней, причем около пятнадцати из них — в одной семье. В 2009 году, в возрасте восьмидесяти трех лет, она ушла из жизни. Агент по недвижимости Джон Малуф пишет книгу о жителях Чикаго. На одном из аукционов за 400 долларов он покупает несколько коробок неизвестного происхождения. В них — около 100 тысяч негативов и непроявленных пленок. Джон задается целью найти автора фотографий и выходит на семьи, в которых работала Вивиан. Самой Майер уже нет в живых, но одна из семей передает Джону в коллекцию некоторые ее личные вещи, в том числе камеру Rolleiflex, на которую она снимала. На следующий день после того, как Джон размещает несколько ее фоторабот в известном блоге, ему поступает более двухсот предложений сделать выставку или снять фильм. Первая выставка Вивиан Майер проходит в Норвегии в 2010 году, вторая — в январе 2011-го в Чикаго. Сейчас Джон работает над книгой фотографий Вивиан Майер, а предложения о фильмах все продолжают поступать.
Его детство прошло в небольшом городке в пригороде Нью-Йорка, о котором он скажет: «Очень спокойное место: отличное, чтобы провести детство, и еще лучше — чтобы покинуть его навсегда». Роберт мечтал стать музыкантом, но поступил на факультет изящных искусств Института Пратта и заинтересовался фотографией. Сначала снимал автопортреты, потом — свою близкую подругу, певицу Патти Смит, позже появились и другие модели. Нельзя сказать, что Роберт был неизвестен при жизни, но после 1986 года умерший от СПИДа фотограф-гомосексуалист стал невероятно популярным. Его выставки редко не сопровождались длинными очередями и скандалами: так, в 1990-м за организацию выставки работ Мэпплторпа был арестован директор Центра современного искусства Деннис Барри, а в 1999-м — запрещен ввоз фотографий Роберта в Японию с пометкой «порнография».
Диана Арбус. 1923–1971.
Она родилась и выросла в Нью-Йорке, в 13-летнем возрасте влюбилась в работника магазина ее отца Аллана Арбуса и, как только ей исполнилось восемнадцать, вышла за него замуж. Вместе они открыли фотостудию Diane & Allan Arbus, где Диана выступала в качестве стилиста и художественного руководителя. В 1956-м Диана познакомилась с Лизетт Модел, которая стала преподавать ей искусство фотографии. Арбус снимала в основном на улицах, искала героев вокруг себя. Она была довольно успешным фотографом, но по причине глубокой депрессии в 1971-м покончила с собой, наглотавшись таблеток и вскрыв себе вены. Смерть Дианы принесла ей настоящий успех. В 1972 году ее работы выставляются на Венецианской биеннале, проходят масштабные выставки в США и Канаде, а через год — в Европе и Азии. В том же 1972-м журнал Aperture печатает монографию Дианы, которая выдержит двенадцать переизданий. Ее творчеством интересуются искусствоведы, о ней пишут книги и снимают фильмы. В 2006 году в широкий прокат выходит художественно-биографический фильм «Мех» о жизни и творчестве Дианы Арбус.
Эжен Атже. 1857–1927.
Французский фотохудожник Атже начинал карьеру как бродячий артист, но эта работа не приносила ему денег, и он, чтобы выжить, решил стать бродячим фотографом. Эжен снимал обычные вещи на улицах Парижа, которые попадались ему на глаза каждый день. Снимки продавал коллекционерам, сценографам и документалистам за небольшие деньги, не подозревая об их истинной ценности. И когда в начале 1920-х годов появился интерес к творчеству Атже, он внезапно умер. Еще в 1920 году сосед Атже, фотограф Ман Рей, знакомит его с двумя американцами — Беренис Аббот и Жульеном Леви. После смерти Атже Аббот умоляет Рея продать ей все фотографии и негативы мастера. Вместе с Леви они в 1931 году открывают галерею, где проходит первая выставка работ Эжена Атже. С этого момента вести о фотографе – «летописце Парижа» разносятся по всему миру.
Карлтон Уоткинс. 1829–1916.
В 1851 году, во время золотой лихорадки, Уоткинс отправился в Калифорнию, работал возчиком и плотником. Однажды он привез заказ в фотолабораторию, где как раз заболел подмастерье. Уже в первые дни на новой работе Карлтон понял, что задержится здесь надолго. Через четырнадцать лет он получил свой первый приз за пейзажные фото на Международной выставке в Париже, за ним последовали другие награды. Однако судьба сыграла с Уоткинсом злую шутку. В 1906 году за очень большие деньги он решил продать некоторые свои фотографии Стэнфордскому университету и зажить в свое удовольствие. Переговоры были почти завершены, когда в студии Уоткинса случился пожар, вызванный землетрясением. Все фотографии и негативы из коллекции были уничтожены огнем. Фотограф не смог справиться с потрясением и в 1910 году попал в сумасшедший дом, где умер через шесть лет. Его никогда не переставали считать прекрасным пейзажным фотографом, но после смерти цены на фотографии возросли до небес. Сейчас работы Уоткинса считаются каноническими и представлены во многих известных музеях, в том числе в нью-йоркском Музее современного искусства.
Александр Гринберг. 1885–1979.
Выпускник физико-математического факультета Московского университета Александр (Абрам) Данилович Гринберг в 1907 году стал членом Русского фотографического общества. Он в совершенстве владел сложной техникой печати бромойль, но в начале 1930-х годов понял, что художественности снимка можно добиться и без специальной обработки, назвав это идеей «чистой фотографии». В 1935 году Гринберг рискнул выставить фотографии обнаженной натуры, за что был обвинен в порнографии, арестован и осужден Особым совещанием НКВД СССР. В 1939 году его освободили, а в 1950-м реабилитировали. С этого времени и почти до самой смерти он работал скромным фотографом в музее Троице-Сергиевой лавры. История с арестом Гринберга еще долго не давала ему получить заслуженного признания. Однако после смерти многие новые фотографы стали называть его образцом для подражания. В конце века Гринберг стал очень популярен, а сейчас считается одним из лучших мастеров отечественной эротической фотографии. Его работы не только представлены в Третьяковской галерее, но также появляются в музеях Европы на персональных выставках Гринберга.
Тина Модотти. 1896–1942.
Тина родилась в бедной итальянской семье, но в юности эмигрировала в США. В Лос-Анджелесе она познакомилась со своим будущим мужем — фотографом Эдвардом Уэстоном, который научил ее технике фотографии. Они вдвоем отправились в Мексику, где Тина вступила в коммунистическую партию. С этого момента все ее фотоработы были посвящены партии. В 1929 году проходит выставка Тины Модотти под названием «Первая революционная фотовыставка Мексики». Но уже в 1930-м Тина вынуждена покинуть страну по подозрению в покушении на президента Мексики, а также из-за скандала, вызванного убийством революционера Хулио Антонио Мелла, с которым у Тины была связь. Она бежала в Германию, позже работала в России, Испании, посвящая всю себя Коминтерну. Тина умерла ночью 5 января 1942 года в такси. Официальной причиной назвали инфаркт, но была и другая версия — она слишком много знала. Тина никогда не считала себя фотографом, однако ее драматичная судьба и загадочная смерть привлекают к ней много внимания. Работы Тины Модотти называют живыми и яркими примерами репортажной съемки, особую популярность завоевывают ее натюрморты. Сейчас о жизни фотографа написано множество книг и снято несколько документальных фильмов.
Сяки Каямори. 1877–1941.
Каямори родился в японской деревне, однако его семья была довольно обеспеченной. Отслужив в армии, в 1903 году он эмигрировал в Америку, где работал на Аляске в компании, торговавшей рыбой. Он жил в деревне тлинкитов (племя коренных жителей Аляски) и, увлекшись фотографией, стал снимать повседневную жизнь вымирающего народа. За день до бомбардировки базы Перл-Харбор в 1941 году Каямори попал в список подозреваемых американской военной разведки, так как у него имелись панорамы побережья Аляски. Через два дня солдаты избили его, а на следующий день он покончил с собой. В графе «причина смерти» врач указал наркотики. Через двадцать лет местные жители нашли около семисот негативов Каямори, которые были переданы в Государственную библиотеку Аляски. Современные историки фотографии отмечают не только заслуги Каямори как талантливого фотографа, но исключительную документальную ценность его работ, позволяющую судить о культуре и быте тлинкитов.
Вивиан Майер. 1926–2009.
Вивиан Майер родилась в Нью-Йорке, но выросла в Париже. В Америку она вернулась в возрасте двадцати пяти лет и в течение следующих сорока работала няней, причем около пятнадцати из них — в одной семье. В 2009 году, в возрасте восьмидесяти трех лет, она ушла из жизни. Агент по недвижимости Джон Малуф пишет книгу о жителях Чикаго. На одном из аукционов за 400 долларов он покупает несколько коробок неизвестного происхождения. В них — около 100 тысяч негативов и непроявленных пленок. Джон задается целью найти автора фотографий и выходит на семьи, в которых работала Вивиан. Самой Майер уже нет в живых, но одна из семей передает Джону в коллекцию некоторые ее личные вещи, в том числе камеру Rolleiflex, на которую она снимала. На следующий день после того, как Джон размещает несколько ее фоторабот в известном блоге, ему поступает более двухсот предложений сделать выставку или снять фильм. Первая выставка Вивиан Майер проходит в Норвегии в 2010 году, вторая — в январе 2011-го в Чикаго. Сейчас Джон работает над книгой фотографий Вивиан Майер, а предложения о фильмах все продолжают поступать.
Комментарии1