Непредсказуемый и гениальный Берт Штерн
«Я был влюблен в каждого, кого снимал».
Фотограф Берт Штерн был одним из тех, кто своими снимками предвосхитил и определил лицо современной модной и селебрити-фотографии.
Безусловно самой знаменитой работой фотографа стала коллекция из 2500 снимков Мэрилин Монро, сделанных по заказу журнала Vogue в июне 1962 года в номере лос-анджелесского отеля Bel-Air — как потом оказалось, за шесть недель до смерти кинозвезды. Но у мастера достаточно других талантливых работ, о которых ко дню его рождения хотим вам рассказать.
Сын еврейских иммигрантов, выходец из Бруклина, свою карьеру Штерн начал в середине 40-х курьером в Look Magazine. Его склонность к дизайну и хороший вкус заметил арт-директор журнала, и тот стал его помошником. Хорошо зарекомендовав в себя, Берт Штерн сам вскоре становится арт-директором, но уже в другом издании. Здесь и зародилось его увлечение фотографией: «Так как я был арт-директором журнала, я полагал, что у меня есть право фотографировать, в результате я стал еще и фотографом».
Стремительное развитие карьеры молодого фотографа, было прервано началом Корейской войны, да и по возвращении с фронта Штерн и вовсе хотел завязать с фотографией. К счастью, его близкий друг, работающий в небольшом рекламном агентстве Lawrence C. Gumbinner, пригласил Штерна поэкспериментировать с ним, создавая рекламу для водки «Smirnoff». Компания хотела, отказаться от идеи рисованного логотипа и использовать фотографию. Штерн сделал несколько пробных кадров для макета. И, когда фотограф Ирвинг Пенн отказался от работы, кандидатура Штерна была одобрена.
Гуляя по 5-й авеню со стаканом Martini в руках, Штерн искал вдохновения, тогда-то он и заметил отражение, создаваемое окнами отеля Plaza, которое, как при искажении линзой оказалось перевернутым. «Тогда ко мне пришла идея сфотографировать пирамиды в Гизе „вверх ногами“, благодаря их перевернутому отражению, — но для этого я должен был лететь в Египет».
Эта фотография Штерна для «Smirnoff» получила премию и стала символом его новаторского подхода. Его фотографическая карьера началась.
Богема, 1962, Vogue
Через некоторое время Берт Штерн стал одним из самых успешных, креативных и высокооплачиваемых фотографов. Время его стремительной карьеры совпало с бурным развитием рекламы, золотого периода кинематографии и популярности джаза. Он создал знаковые портреты мировых знаменитостей, таких как Элизабет Тейлор, Льюис Армстронг, Одри Хёпберн и другие. Но, пожалуй, самыми культовыми стали снимки Мэрилин Монро.
«Мы познакомились с Мэрилин по пути в номер. Она была одна, на ней был шарф, зеленые брюки и свитер. Я сказал ей: «Вы прекрасны», на что она ответила мне: «Хорошо, что вы это сказали ».
«В номере она осмотрелась и спросила про косметику. Я сказал, что особого макияжа нам не потребуется, и предложил немного подвести глаза. Она взяла один из шифоновых шарфов, которые там были, посмотрела на него и сказала: „Вы хотите сделать ню? “ Так что это была ее идея».
В один момент Мэрилин устав от переодеваний, попросила всех, кроме Штерна выйти из её комнаты, тогда, оставшись один на один с Монро он сделал те снимки, которые хотел. Изображения из этой серии остаются одними из самых знаковых и интимных портретов знаменитости из когда-либо сделанных.
«Было что-то мистичное в этих снимках. В следующий понедельник она умерла».
Одри Хёпберн, Париж, 1959.
Джейн Биркин и Серж Генсбур для Vogue New-York 1970.
Модель Верушка, Look Magazine, 1963.
Рэй Чарльз, 1959.
Сью Лайон в образе Лолиты, 1961.
Воспоминание Штерна о работе на съемочной площадке «Лолиты»: «Я вошел в магазин и увидел все эти забавные съемочные реквизиты — леденцы, солнцезащитные очки в форме сердца и прочее. Я не видел фильма, но я читал книгу Набокова, поэтому несколько идей для съемки у меня все таки было. Я всегда работаю со словами, которые потом становятся картинами ».
Роми Шнайдер и Ален Делон, 1962.
Мадонна, 1985.
София Лорен, Pisa, 1962.
Марлон Брандо, 1963.
Твигги, 1967.
Бриджит Бардо, Сент-Тропе, 1961.
Катрин Денёв, 1961.
26 июня этого года Берт Штерн ушел из жизни, оставив после себя сотни снимков, которые стали классикой мирового фотоискусства.