Русская история в картинах. Часть 6. Начало династии Романовых. 1613-1682 годы.
Шестая часть серии посвящена становлению династии Романовых. В эти годы Московское царство расширилось, были также реформы патриарха Никона и раскол… Так что годы непростые.
Андрей Рябушкин
Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате
1893
На картине изображена государева комната, в которой первый царь из династии Романовых советуется с боярами, принимая важные для государства решения. Михаил Фёдорович занял престол в годы потрясений, когда ему шёл семнадцатый год. Опираясь на родственников и “близкий круг” Романовых, он сохранил власть в условиях угрозы со стороны других претендентов.
За время правления царь присоединил к России земли Нижнего Урала, Прибайкалья, Якутии и Чукотки. Россия получила выход к Тихому океану. Ему удалось наладить отношения с соседними странами, в частности, был заключён “вечный мир” со Швецией, который просуществовал почти целый век. В 1614 году казнью Ивана Заруцкого и “царевича” Ивана – сына Марины Мнишек от Лжедмитрия II, была прекращена новая “самозванческая интрига”, сама Мнишек умерла в заточении. Польский королевич отказался от притязаний на русский престол только в 1634 году, уже став королём, Владиславом IV.
Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой позволило в 1619 году вернуть из польского плена Филарета – отца государя, в тот же год возведённого в сан патриарха. Уже с 1620 года Филарет был соправителем России: именовался в документах “великим государем и святейшим патриархом”.
Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате
1893
На картине изображена государева комната, в которой первый царь из династии Романовых советуется с боярами, принимая важные для государства решения. Михаил Фёдорович занял престол в годы потрясений, когда ему шёл семнадцатый год. Опираясь на родственников и “близкий круг” Романовых, он сохранил власть в условиях угрозы со стороны других претендентов.
За время правления царь присоединил к России земли Нижнего Урала, Прибайкалья, Якутии и Чукотки. Россия получила выход к Тихому океану. Ему удалось наладить отношения с соседними странами, в частности, был заключён “вечный мир” со Швецией, который просуществовал почти целый век. В 1614 году казнью Ивана Заруцкого и “царевича” Ивана – сына Марины Мнишек от Лжедмитрия II, была прекращена новая “самозванческая интрига”, сама Мнишек умерла в заточении. Польский королевич отказался от притязаний на русский престол только в 1634 году, уже став королём, Владиславом IV.
Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой позволило в 1619 году вернуть из польского плена Филарета – отца государя, в тот же год возведённого в сан патриарха. Уже с 1620 года Филарет был соправителем России: именовался в документах “великим государем и святейшим патриархом”.
Сергей Иванов
Святейший патриарх
1908
Долгое время Русская православная церковь возглавлялась митрополитами, находящимися в подчинении константинопольского патриарха. Автокефальной церковь стала в 1448 году, а патриаршество в России установилось при Борисе Годунове в 1588 году. В январе 1589 года церковный собор избрал первым патриархом Московским и всея Руси митрополита Иова.
В 1605 году по настоянию Лжедмитрия I в сан патриарха был возведён Игнатий, первым из архиереев принявший Самозванца как “законного царя”. После смерти покровителя, всего через год, грека Игнатия отправят простым монахом в Чудов монастырь. Но в 1611 году он будет восстановлен в патриаршем сане польскими интервентами, а в 1612 году “любимец Ватикана” примет католичество в Литве. С 1606 года святейшим патриархом был Гермоген, “уморенный голодом” за то, что рассылал грамоты с призывами изгнать интервентов из Москвы. Позднее он отказался убеждать народное ополчение “хранить верность Владиславу”. Как и Иов, Гермоген был причислен к лику святых.
В 1721 году Пётр I упразднил патриаршество, передав управление церкви синоду. Кроме Гермогена и Иова, самыми известными русскими патриархами XVII века были Филарет и Никон.
Патриарший сан в России был восстановлен в 1917 году.
Святейший патриарх
1908
Долгое время Русская православная церковь возглавлялась митрополитами, находящимися в подчинении константинопольского патриарха. Автокефальной церковь стала в 1448 году, а патриаршество в России установилось при Борисе Годунове в 1588 году. В январе 1589 года церковный собор избрал первым патриархом Московским и всея Руси митрополита Иова.
В 1605 году по настоянию Лжедмитрия I в сан патриарха был возведён Игнатий, первым из архиереев принявший Самозванца как “законного царя”. После смерти покровителя, всего через год, грека Игнатия отправят простым монахом в Чудов монастырь. Но в 1611 году он будет восстановлен в патриаршем сане польскими интервентами, а в 1612 году “любимец Ватикана” примет католичество в Литве. С 1606 года святейшим патриархом был Гермоген, “уморенный голодом” за то, что рассылал грамоты с призывами изгнать интервентов из Москвы. Позднее он отказался убеждать народное ополчение “хранить верность Владиславу”. Как и Иов, Гермоген был причислен к лику святых.
В 1721 году Пётр I упразднил патриаршество, передав управление церкви синоду. Кроме Гермогена и Иова, самыми известными русскими патриархами XVII века были Филарет и Никон.
Патриарший сан в России был восстановлен в 1917 году.
Сергей Иванов
Боярская дума (XVI-XVII века)
1907
Боярская дума стала постоянно действующим при государе высшим советом ещё в конце XV века. В Думе была своя иерархия, правила её пополнения и продвижения “думцев” по карьерной лестнице. В неё входили думные чины – бояре и окольничие. В начале XVI века в Думе преобладали бояре, большинство из которых принадлежало к титулованной знати. Тогда же был введён чин думных дворян, а позже и думных дьяков.
В середине века, при Иване IV, состав Думы поначалу резко увеличился, однако годы опричнины сократили её состав почти вдвое. Усилились при этом позиции думных дворян из незнатных семей. К концу столетия численность Думы восстановилась, а всего за XVI век назначения в Думу получили представители более сотни фамилий. Половина всех назначений пришлась на членов семи наиболее влиятельных княжеских домов Рюриковичей.
К концу Смуты авторитет Боярской думы резко упал, но в 1620-е годы она снова стала влиятельной силой.
Заседания (обычно во главе с государем) проходили регулярно – как правило, от трёх до пяти раз в неделю. Со второй половины XVII века численность думцев стала расти за счёт нетитулованной знати. Многие представители “новых фамилий”, особенно фавориты, сделали карьеру от думного дворянина до боярина, что определило усиление позиций царя.
Боярская дума (XVI-XVII века)
1907
Боярская дума стала постоянно действующим при государе высшим советом ещё в конце XV века. В Думе была своя иерархия, правила её пополнения и продвижения “думцев” по карьерной лестнице. В неё входили думные чины – бояре и окольничие. В начале XVI века в Думе преобладали бояре, большинство из которых принадлежало к титулованной знати. Тогда же был введён чин думных дворян, а позже и думных дьяков.
В середине века, при Иване IV, состав Думы поначалу резко увеличился, однако годы опричнины сократили её состав почти вдвое. Усилились при этом позиции думных дворян из незнатных семей. К концу столетия численность Думы восстановилась, а всего за XVI век назначения в Думу получили представители более сотни фамилий. Половина всех назначений пришлась на членов семи наиболее влиятельных княжеских домов Рюриковичей.
К концу Смуты авторитет Боярской думы резко упал, но в 1620-е годы она снова стала влиятельной силой.
Заседания (обычно во главе с государем) проходили регулярно – как правило, от трёх до пяти раз в неделю. Со второй половины XVII века численность думцев стала расти за счёт нетитулованной знати. Многие представители “новых фамилий”, особенно фавориты, сделали карьеру от думного дворянина до боярина, что определило усиление позиций царя.
Сергей Иванов
Земский собор (XVII век)
1907
Высшие сословно-представительские учреждения, рассматривавшие общегосударственные вопросы, в XVI-XVII веках назывались “Земскими соборами”. Созывались они царём, а в его отсутствие – патриархом (до 1589 года – митрополитом) и Боярской думой. Появлению Земских соборов способствовало создание единого Русского государства, ослабление княжеской и боярской аристократии, усиление дворянства и “верхов” посада. Постоянными участниками соборов были думные чины и Освящённый собор. Привлекались к участию и представители государева двора, выборные представители от провинциального дворянства и влиятельные горожане.
На ряде соборов решался вопрос об избрании или утверждении на престоле царя. В начале XVII века Земские соборы созывались почти ежегодно, расширилось и сословное представительство. Земский собор 1613 года избрал новым царём Михаила Романова, в чьё правление соборы созывались чаще всего. Наибольшее число участников, представлявших 42 города, было на земском соборе 1642 года. А в соборе 1648-1649 годов было представлено наибольшее количество городов – 116. На соборе было принято “Соборное уложение”, кодекс законов Русского государства.
В 1684 году состоялся последний Земский собор в истории России.
Земский собор (XVII век)
1907
Высшие сословно-представительские учреждения, рассматривавшие общегосударственные вопросы, в XVI-XVII веках назывались “Земскими соборами”. Созывались они царём, а в его отсутствие – патриархом (до 1589 года – митрополитом) и Боярской думой. Появлению Земских соборов способствовало создание единого Русского государства, ослабление княжеской и боярской аристократии, усиление дворянства и “верхов” посада. Постоянными участниками соборов были думные чины и Освящённый собор. Привлекались к участию и представители государева двора, выборные представители от провинциального дворянства и влиятельные горожане.
На ряде соборов решался вопрос об избрании или утверждении на престоле царя. В начале XVII века Земские соборы созывались почти ежегодно, расширилось и сословное представительство. Земский собор 1613 года избрал новым царём Михаила Романова, в чьё правление соборы созывались чаще всего. Наибольшее число участников, представлявших 42 города, было на земском соборе 1642 года. А в соборе 1648-1649 годов было представлено наибольшее количество городов – 116. На соборе было принято “Соборное уложение”, кодекс законов Русского государства.
В 1684 году состоялся последний Земский собор в истории России.
Александр Янов
Приказ в Москве
Приказами (от слова “приказ” – особое поручение) в России в XVI – начале XVIII века называли органы центрального управления. Служили в них дьяки – государственные служащие.
XVII век – новый этап в развитии приказной системы, вызванный необходимостью укрепить государство с изгнанием польско-литовских интервентов. Были восстановлены Каменный, Аптекарский приказы, Приказ книгопечатного дела, создавались новые. В первой половине века создавались временные приказы, решавшие неотложные задачи. Так, в военное время возникали Приказы сбора ратных и даточных (отданных на военную службу пожизненно) людей, денежного и хлебного сбора и другие.
В середине столетия правительство решило перестроить работу центральных учреждений, создав Приказ тайных дел и Счётный приказ. Они осуществляли контроль над всеми приказами и подчинялись только царю.
Но уже в 1680-х годах была проведена новая реформа, целью которой было объединить “одинаковые задачи управления” в одном ведомстве.
Такая система существовала до петровских времён.
Приказ в Москве
Приказами (от слова “приказ” – особое поручение) в России в XVI – начале XVIII века называли органы центрального управления. Служили в них дьяки – государственные служащие.
XVII век – новый этап в развитии приказной системы, вызванный необходимостью укрепить государство с изгнанием польско-литовских интервентов. Были восстановлены Каменный, Аптекарский приказы, Приказ книгопечатного дела, создавались новые. В первой половине века создавались временные приказы, решавшие неотложные задачи. Так, в военное время возникали Приказы сбора ратных и даточных (отданных на военную службу пожизненно) людей, денежного и хлебного сбора и другие.
В середине столетия правительство решило перестроить работу центральных учреждений, создав Приказ тайных дел и Счётный приказ. Они осуществляли контроль над всеми приказами и подчинялись только царю.
Но уже в 1680-х годах была проведена новая реформа, целью которой было объединить “одинаковые задачи управления” в одном ведомстве.
Такая система существовала до петровских времён.
Клавдий Лебедев
Освоение русскими новых земель
Ермак Тимофеевич положил начало присоединению Западной Сибири к России. Это случилось в конце XVI века, а “освоение и присоединение сибирских земель” длилось на протяжении всего XVII века. В 1601 году по указу Бориса Годунова отрядом служилых людей был основан город Мангазея, ставший опорным пунктом для продвижения на север Сибири – в бассейны рек Енисея и Лены. Всего в течение столетия было основано около 150 острогов (укреплённых поселений), 20 из которых стали административно-военными центрами, в их числе Томск, Енисейск, Илимск, Иркутск, Нерчинск, Якутск и другие.
Русские первопроходцы, картографы и мореходы занимают достойное место в истории мировых географических открытий. Во второй четверти XVII века ими пройдены моря Северного Ледовитого океана, составлены первые описания Байкала. В 1640-е годы русские исследователи выходили к берегам Тихого океана. В 1648 году Семён Дежнёв открыл пролив между Азией и Америкой, в 1649-1651 годах Ерофей Хабаров дошёл до Амура, составив подробный “чертёж реке Амуру”.
К середине XVII века из Сибири вывозили до 150 тысяч соболиных шкурок в год. К концу века количество русских переселенцев за Уральским хребтом сравнялось с числом местного населения. И за столетие “бесхлебная Сибирь” превратилась в богатый край, обеспечивающий себя хлебом, солью и железом. Тогда же началось присоединение к России обширных земель Дальнего Востока.
Освоение русскими новых земель
Ермак Тимофеевич положил начало присоединению Западной Сибири к России. Это случилось в конце XVI века, а “освоение и присоединение сибирских земель” длилось на протяжении всего XVII века. В 1601 году по указу Бориса Годунова отрядом служилых людей был основан город Мангазея, ставший опорным пунктом для продвижения на север Сибири – в бассейны рек Енисея и Лены. Всего в течение столетия было основано около 150 острогов (укреплённых поселений), 20 из которых стали административно-военными центрами, в их числе Томск, Енисейск, Илимск, Иркутск, Нерчинск, Якутск и другие.
Русские первопроходцы, картографы и мореходы занимают достойное место в истории мировых географических открытий. Во второй четверти XVII века ими пройдены моря Северного Ледовитого океана, составлены первые описания Байкала. В 1640-е годы русские исследователи выходили к берегам Тихого океана. В 1648 году Семён Дежнёв открыл пролив между Азией и Америкой, в 1649-1651 годах Ерофей Хабаров дошёл до Амура, составив подробный “чертёж реке Амуру”.
К середине XVII века из Сибири вывозили до 150 тысяч соболиных шкурок в год. К концу века количество русских переселенцев за Уральским хребтом сравнялось с числом местного населения. И за столетие “бесхлебная Сибирь” превратилась в богатый край, обеспечивающий себя хлебом, солью и железом. Тогда же началось присоединение к России обширных земель Дальнего Востока.
Григорий Седов
Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем
1882
Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем
1882
Старинный обычай – выбор жены царём на “смотринах невест” – привезла на Русь из Византии Софья Палеолог, жена Ивана III. Царицами могли стать девушки из именитых семей, княжеских и боярских. Но, случалось, царицей становилась девушка из незнатной семьи. В “конкурсе” важными считались красота девушек, высокий рост и хорошее здоровье: царица должна была родить крепкого младенца – наследника престола.
Сын царя Михаила Фёдоровича, Алексей, желал взять в жёны Евфимию, дочь помещика Всеволжского. Но влиятельный боярин Борис Морозов решил женить царя на девушке из рода Милославских. Он подкупил парикмахера, и тот так стянул волосы Евфимии, что она во время обряда наречения царской невестой упала в обморок. Подкупленные боярином доктора вынесли решение: “Она больна и быть царицей не может”. Помещика Всеволжского признали виновным в том, что он скрыл болезнь дочери. И его вместе с семьёй отправили в сибирскую ссылку.
Мария Милославская была на четыре года старше царя, но на роль царицы вполне подходила: высокая, красивая, здоровая и из хорошей семьи. Царица родила Алексею Михайловичу 13 детей.
А боярин Морозов через 10 дней после царя женился на сестре самой царицы!
Сын царя Михаила Фёдоровича, Алексей, желал взять в жёны Евфимию, дочь помещика Всеволжского. Но влиятельный боярин Борис Морозов решил женить царя на девушке из рода Милославских. Он подкупил парикмахера, и тот так стянул волосы Евфимии, что она во время обряда наречения царской невестой упала в обморок. Подкупленные боярином доктора вынесли решение: “Она больна и быть царицей не может”. Помещика Всеволжского признали виновным в том, что он скрыл болезнь дочери. И его вместе с семьёй отправили в сибирскую ссылку.
Мария Милославская была на четыре года старше царя, но на роль царицы вполне подходила: высокая, красивая, здоровая и из хорошей семьи. Царица родила Алексею Михайловичу 13 детей.
А боярин Морозов через 10 дней после царя женился на сестре самой царицы!
Константин Маковский
Боярский свадебный пир в XVII веке
1883
Боярами в старину называли самых знатных и богатых русских людей. Они занимали высшие должности в государстве. Дочерей бояр называли “боярышнями”. Случалось, они выходили замуж за царей и становились царицами.
От смотрин до свадьбы путь был долгим: нужно все древние обряды соблюсти, ничего не напутать. Обряд был одинаков как для крестьянской девушки, так и для знатной боярышни. Разве что свадьбы у боярышень были богаче.
Молодых венчали в церкви. Слово “венчание” происходит от слова “венец”. В древности это были венки из цветов, потом их заменили коронами из металла. Когда-то молодожёны неделю после венчания носили короны и только на восьмой день возвращали их священнику. А потом начиналась долгая жизнь молодой жены в доме мужа. Непростым это было делом: всем надо угодить, любое дело нужно делать без ошибок.
На свадебный пир отправлялись после венчания. На картине мы видим сводчатые хоромы, в которых застолье подходит к своему завершению. Художник запечатлел момент, когда пирующим приносят традиционное, завершающее торжества, блюдо – жареного лебедя.
Боярский свадебный пир в XVII веке
1883
Боярами в старину называли самых знатных и богатых русских людей. Они занимали высшие должности в государстве. Дочерей бояр называли “боярышнями”. Случалось, они выходили замуж за царей и становились царицами.
От смотрин до свадьбы путь был долгим: нужно все древние обряды соблюсти, ничего не напутать. Обряд был одинаков как для крестьянской девушки, так и для знатной боярышни. Разве что свадьбы у боярышень были богаче.
Молодых венчали в церкви. Слово “венчание” происходит от слова “венец”. В древности это были венки из цветов, потом их заменили коронами из металла. Когда-то молодожёны неделю после венчания носили короны и только на восьмой день возвращали их священнику. А потом начиналась долгая жизнь молодой жены в доме мужа. Непростым это было делом: всем надо угодить, любое дело нужно делать без ошибок.
На свадебный пир отправлялись после венчания. На картине мы видим сводчатые хоромы, в которых застолье подходит к своему завершению. Художник запечатлел момент, когда пирующим приносят традиционное, завершающее торжества, блюдо – жареного лебедя.
Вячеслав Шварц
Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче
1868
Царь с царицей возвращаются в Москву после молебна в монастыре. Карета царя – нарядная, она блестит позолотой, и на ней изображен государственный герб. Чуть дальше – красная карета царицы. В конце царской процессии – охрана, а далее пешим ходом идут паломники из народа.
Русские цари и царицы ездили по самым удалённым от Москвы православным монастырям – помолиться и сделать богатое пожертвование во благо святой обители. Чаще всего ездили в Троице-Сергиеву обитель и Кирилло-Белозёрский монастырь. У каждого царя была своя забота, своя “просьба к Богу”. Василий III, не дождавшийся от первой жены наследника, ездил на молебны вместе со второй женой Еленой Глинской, чтобы Господь даровал ему наследника. Наконец сын у Василия родился – в историю он войдёт как Иван Грозный. Иван Грозный тоже будет ездить по монастырям, чтобы вымолить у Бога прощение – за множество совершенных по его приказу казней.
Совершение молебнов – с просьбой к Господу, Богородице и святым о ниспослании милости – стало традицией династии Романовых.
Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче
1868
Царь с царицей возвращаются в Москву после молебна в монастыре. Карета царя – нарядная, она блестит позолотой, и на ней изображен государственный герб. Чуть дальше – красная карета царицы. В конце царской процессии – охрана, а далее пешим ходом идут паломники из народа.
Русские цари и царицы ездили по самым удалённым от Москвы православным монастырям – помолиться и сделать богатое пожертвование во благо святой обители. Чаще всего ездили в Троице-Сергиеву обитель и Кирилло-Белозёрский монастырь. У каждого царя была своя забота, своя “просьба к Богу”. Василий III, не дождавшийся от первой жены наследника, ездил на молебны вместе со второй женой Еленой Глинской, чтобы Господь даровал ему наследника. Наконец сын у Василия родился – в историю он войдёт как Иван Грозный. Иван Грозный тоже будет ездить по монастырям, чтобы вымолить у Бога прощение – за множество совершенных по его приказу казней.
Совершение молебнов – с просьбой к Господу, Богородице и святым о ниспослании милости – стало традицией династии Романовых.
Андрей Рябушкин
Московская улица XVII века в праздничный день
1895
На картине - московская улица в XVII веке. Прохожие утопают в грязи – кто по щиколотку, а кто и по колено. Бревенчатый настил – “предшественник” нынешнего тротуара – под весом прохожих быстро уходит в топкую грязь. Тут уж без высоких сапог никак не обойтись.
Девушка в красном платье пытается нащупать ногами остатки бревенчатого настила. Справа и слева от неё широко шагают люди, стараясь поскорее перейти на другую сторону улицы.
Всадники криками, а то и ударом плётки разгоняют пешеходов.
Боярин в “золочёной шубе” хохочет над человеком, который спешит к нему, проваливаясь в “уличном болоте”. И это в самом центре Москвы!
За иконами на столбе, под которыми сидит юродивый, видны купола храма Василия Блаженного.
Не самый лучший климат в наших краях: то дожди зарядят на неделю, то снегом всё вокруг занесёт….
Московская улица XVII века в праздничный день
1895
На картине - московская улица в XVII веке. Прохожие утопают в грязи – кто по щиколотку, а кто и по колено. Бревенчатый настил – “предшественник” нынешнего тротуара – под весом прохожих быстро уходит в топкую грязь. Тут уж без высоких сапог никак не обойтись.
Девушка в красном платье пытается нащупать ногами остатки бревенчатого настила. Справа и слева от неё широко шагают люди, стараясь поскорее перейти на другую сторону улицы.
Всадники криками, а то и ударом плётки разгоняют пешеходов.
Боярин в “золочёной шубе” хохочет над человеком, который спешит к нему, проваливаясь в “уличном болоте”. И это в самом центре Москвы!
За иконами на столбе, под которыми сидит юродивый, видны купола храма Василия Блаженного.
Не самый лучший климат в наших краях: то дожди зарядят на неделю, то снегом всё вокруг занесёт….
Николай Сверчков
Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы
1873
Сокол – древний символ мужской доблести. О нём написано в древней поэме “Слово о полку Игореве”, сложена сказка “Финист – Ясный сокол”. Изображение сокола можно увидеть на гербе Суздаля. В Москве есть два района, в которых запечатлено имя птицы, - “Сокол” и “Сокольники”.
Соколиная охота была любимой забавой русских князей и царей. Царь Алексей Михайлович так увлекался охотой с соколами, что, случалось… забывал о государственных делах.
Сокольничий – это и название охотника, и старинный чин. Некоторые сокольничии становились боярами. Специально обученный сокол дорогого стоит. Птица, замечая добычу, развивает скорость до двухсот километров в час. Жертву сокол поражает ударом тела и когтистых лап.
И всё же не добыча была главной целью в соколиной охоте. Охотники получали удовольствие, наблюдая за полётом этой птицы и её стремительной атакой.
Может быть, с тех пор и осталась поговорка: “Птица высокого полёта”. Так говорят о том, кто многого достиг, кто ставит перед собой высокие цели и не отступит перед трудностями.
Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы
1873
Сокол – древний символ мужской доблести. О нём написано в древней поэме “Слово о полку Игореве”, сложена сказка “Финист – Ясный сокол”. Изображение сокола можно увидеть на гербе Суздаля. В Москве есть два района, в которых запечатлено имя птицы, - “Сокол” и “Сокольники”.
Соколиная охота была любимой забавой русских князей и царей. Царь Алексей Михайлович так увлекался охотой с соколами, что, случалось… забывал о государственных делах.
Сокольничий – это и название охотника, и старинный чин. Некоторые сокольничии становились боярами. Специально обученный сокол дорогого стоит. Птица, замечая добычу, развивает скорость до двухсот километров в час. Жертву сокол поражает ударом тела и когтистых лап.
И всё же не добыча была главной целью в соколиной охоте. Охотники получали удовольствие, наблюдая за полётом этой птицы и её стремительной атакой.
Может быть, с тех пор и осталась поговорка: “Птица высокого полёта”. Так говорят о том, кто многого достиг, кто ставит перед собой высокие цели и не отступит перед трудностями.
Николай Некрасов
“Соборное уложение” 1649 года
“Соборное уложение” 1649 года, принятое Земским собором 1648-1649 годов, - кодекс законов Русского государства, действовавших вплоть до начала XIX столетия.
Принятие “Уложения” стало ответом на произошедшее годом ранее московское восстание. Тогда людской поток, включая стрельцов, боярских детей и казаков, хлынул в Кремль, требуя выдать главу правительства и его приспешников. Главой правительства был боярин Морозов, сокративший жалованье служилым людям, он ввёл и высокий налог на соль. Разъярённая толпа несколько дней чинила расправу над теми, кто “поступал не по совести”. Столица заполыхала в огне пожаров. Восстание подхватили и в других городах.
Над составлением “Уложения” работала комиссия, возглавляемая князем Никитой Одоевским, входившим в число “ближних бояр”.
В 967 статей свода законов были включены вопросы государственного, административного, гражданского и уголовного права, порядка следствия и судопроизводства. Впервые выделялись государственные преступления. Вводилась “вечная потомственная зависимость крестьян” – крепостное право.
“Соборное уложение” 1649 года
“Соборное уложение” 1649 года, принятое Земским собором 1648-1649 годов, - кодекс законов Русского государства, действовавших вплоть до начала XIX столетия.
Принятие “Уложения” стало ответом на произошедшее годом ранее московское восстание. Тогда людской поток, включая стрельцов, боярских детей и казаков, хлынул в Кремль, требуя выдать главу правительства и его приспешников. Главой правительства был боярин Морозов, сокративший жалованье служилым людям, он ввёл и высокий налог на соль. Разъярённая толпа несколько дней чинила расправу над теми, кто “поступал не по совести”. Столица заполыхала в огне пожаров. Восстание подхватили и в других городах.
Над составлением “Уложения” работала комиссия, возглавляемая князем Никитой Одоевским, входившим в число “ближних бояр”.
В 967 статей свода законов были включены вопросы государственного, административного, гражданского и уголовного права, порядка следствия и судопроизводства. Впервые выделялись государственные преступления. Вводилась “вечная потомственная зависимость крестьян” – крепостное право.
Алексей Кившенко
Переяславская рада. 1654 год. Воссоединение Украины
1880
На картине изображена Переяславская рада – собрание представителей украинского народа во главе с гетманом Войска Запорожского и обеих сторон Днепра Богданом Хмельницким, состоявшееся в январе 1654 года в Переяславле.
На возвышении – гетман с боярином Василием Бутурлиным, представлявшим царя Алексея Михайловича. В 1648 году движение православных украинцев Левобережья против гнёта польского господства переросло в освободительную войну за воссоединение с Россией. В 1653 году Хмельницкий обратился к России с просьбой принять Левобережную Украину в её состав. В том же году для переговоров о присоединении Украины к России в Переяслав отправилась русская делегация. Сначала собрались казацкие старшины, потом на обсуждение пригласили всех желающих.
К соотечественникам обратился Богдан Хмельницкий. Он говорил о том, как тяжело живётся украинцам под властью поляков, и спрашивал соотечественников, хотят ли украинцы пойти под власть русского царя. Собравшиеся ответили дружным согласием. Полковник Тетеря ещё долго ходил среди людей и спрашивал едва ли не каждого, нет ли несогласных.
Таких не нашлось.
Переяславская рада. 1654 год. Воссоединение Украины
1880
На картине изображена Переяславская рада – собрание представителей украинского народа во главе с гетманом Войска Запорожского и обеих сторон Днепра Богданом Хмельницким, состоявшееся в январе 1654 года в Переяславле.
На возвышении – гетман с боярином Василием Бутурлиным, представлявшим царя Алексея Михайловича. В 1648 году движение православных украинцев Левобережья против гнёта польского господства переросло в освободительную войну за воссоединение с Россией. В 1653 году Хмельницкий обратился к России с просьбой принять Левобережную Украину в её состав. В том же году для переговоров о присоединении Украины к России в Переяслав отправилась русская делегация. Сначала собрались казацкие старшины, потом на обсуждение пригласили всех желающих.
К соотечественникам обратился Богдан Хмельницкий. Он говорил о том, как тяжело живётся украинцам под властью поляков, и спрашивал соотечественников, хотят ли украинцы пойти под власть русского царя. Собравшиеся ответили дружным согласием. Полковник Тетеря ещё долго ходил среди людей и спрашивал едва ли не каждого, нет ли несогласных.
Таких не нашлось.
Александр Литовченко
Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского
1886
В середине XVI века настоятелем знаменитого Соловецкого монастыря был Филипп.
Русью правил Иван Грозный. Когда митрополит Московский и всея Руси Афанасий оставил митрополию из-за болезни и встал вопрос о новом митрополите, царь решил позвать на место митрополита Филиппа. Настоятель просил царя оставить его в обители. Но Иван IV был непреклонен. Тогда Филипп поставил условие: отмена опричнины. Но царь всегда поступал по-своему, и Филиппу пришлось смириться с его волей. Полтора года в стране было спокойно, но скоро начались массовые казни.
Митрополит взывал к разуму царя, обличал его неправедные деяния. И однажды опричники ворвались в храм, переодели митрополита в монашескую рясу, объявив прихожанам, что тот лишён высокого сана. Филиппа заточили в дальнем монастыре. Спустя год он предсказал свою скорую смерть. Так и случилось: через три дня после этого он был задушен Малютой Скуратовым.
Алексей Михайлович приказал перенести мощи митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря и похоронить святого рядом с алтарём Успенского храма Московского Кремля.
Когда закончилась литургия, Никон прочитал грамоту царя, в которой Алексей Михайлович молил святого мученика отпустить вину его прадеда.
Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского
1886
В середине XVI века настоятелем знаменитого Соловецкого монастыря был Филипп.
Русью правил Иван Грозный. Когда митрополит Московский и всея Руси Афанасий оставил митрополию из-за болезни и встал вопрос о новом митрополите, царь решил позвать на место митрополита Филиппа. Настоятель просил царя оставить его в обители. Но Иван IV был непреклонен. Тогда Филипп поставил условие: отмена опричнины. Но царь всегда поступал по-своему, и Филиппу пришлось смириться с его волей. Полтора года в стране было спокойно, но скоро начались массовые казни.
Митрополит взывал к разуму царя, обличал его неправедные деяния. И однажды опричники ворвались в храм, переодели митрополита в монашескую рясу, объявив прихожанам, что тот лишён высокого сана. Филиппа заточили в дальнем монастыре. Спустя год он предсказал свою скорую смерть. Так и случилось: через три дня после этого он был задушен Малютой Скуратовым.
Алексей Михайлович приказал перенести мощи митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря и похоронить святого рядом с алтарём Успенского храма Московского Кремля.
Когда закончилась литургия, Никон прочитал грамоту царя, в которой Алексей Михайлович молил святого мученика отпустить вину его прадеда.
Вячеслав Шварц
Патриарх Никон в Новом Иерусалиме
1867
Никита Минич Минин, будущий патриарх Никон, родился в 1605 году в нижегородской губернии в крестьянской семье. Стал священником. За время семейной жизни он трижды хоронил своих детей. Увидев в этом промысел Божий, он уговорил жену принять иноческий постриг, а сам отправился на Соловки, где принял монашество под именем Никона. В 1643 году он стал игуменом Кожеозёрского монастыря, а три года спустя приехал в Москву. Скоро был назначен архимандритом Ново-Спасского монастыря.
В 1649 году он стал митрополитом Новгородским. В 1652 году, согласно царской воле, Никона избрали патриархом Московским и всея Руси.
На церковном соборе 1654 года было постановлено: исправлять богослужебные книги по древнегреческим и славянским рукописям. Годом ранее новый патриарх начал проводить церковно-обрядовую реформу, чтобы объединить православные церкви России, Украины и Балкан под эгидой московского патриархата.
В 1658 году между патриархом и царём возник разлад, и Никон, оставив патриарший престол, переехал в Ново-иерусалимскую подмосковную резиденцию. Он ждал, что царь попросит его вернуться обратно. Долгих шесть лет жил Никон в монастыре – а потом сам вернулся. Однако царя это не обрадовало, и Никона отослали обратно. А вскоре его лишили сана и отправили в Феропонтов Белозёрский монастырь.
Патриарх Никон в Новом Иерусалиме
1867
Никита Минич Минин, будущий патриарх Никон, родился в 1605 году в нижегородской губернии в крестьянской семье. Стал священником. За время семейной жизни он трижды хоронил своих детей. Увидев в этом промысел Божий, он уговорил жену принять иноческий постриг, а сам отправился на Соловки, где принял монашество под именем Никона. В 1643 году он стал игуменом Кожеозёрского монастыря, а три года спустя приехал в Москву. Скоро был назначен архимандритом Ново-Спасского монастыря.
В 1649 году он стал митрополитом Новгородским. В 1652 году, согласно царской воле, Никона избрали патриархом Московским и всея Руси.
На церковном соборе 1654 года было постановлено: исправлять богослужебные книги по древнегреческим и славянским рукописям. Годом ранее новый патриарх начал проводить церковно-обрядовую реформу, чтобы объединить православные церкви России, Украины и Балкан под эгидой московского патриархата.
В 1658 году между патриархом и царём возник разлад, и Никон, оставив патриарший престол, переехал в Ново-иерусалимскую подмосковную резиденцию. Он ждал, что царь попросит его вернуться обратно. Долгих шесть лет жил Никон в монастыре – а потом сам вернулся. Однако царя это не обрадовало, и Никона отослали обратно. А вскоре его лишили сана и отправили в Феропонтов Белозёрский монастырь.
Сергей Милорадович
Чёрный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году
1885
Большой московский собор 1666-1667 годов, получивший название “чёрного”, подтвердил реформы, проведённые Никоном, но снял с него сан святейшего патриарха. Тогда же по решению собора началась череда казней и ссылок вдохновителей раскола.
В 1668 году мятеж против реформ и изменений в церкви подняли монахи Соловецкого монастыря. Поводом к восстанию послужило неприятие церковной реформы со стороны “чтимых старцев” знаменитого монастыря.
Среди восставших – около 500 человек – были не только послушники и монастырские работники, но и люди пришлые, искренне борющиеся “за старую веру”. В июне 1668 года на Соловецкие острова прибыл отряд стрельцов, но ворота монастырской крепости оставались запертыми. Благодаря помощи окрестных крестьян и ремесленников монастырь выдерживал осаду целых семь лет. В начале 1670-х годов к защитникам монастыря присоединились и участники восстания Степана Разина.
Осаждённые нередко предпринимали дерзкие вылазки. Беглые донские казаки руководили возведением укреплений. Число осаждавших приближалось к тысяче, руководил ими царский воевода Мещеринов, но защитники стойко держали оборону.
Лишь предательство монаха Феоктиста ускорило жестокое подавление мятежа в январе 1676 года.
Чёрный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году
1885
Большой московский собор 1666-1667 годов, получивший название “чёрного”, подтвердил реформы, проведённые Никоном, но снял с него сан святейшего патриарха. Тогда же по решению собора началась череда казней и ссылок вдохновителей раскола.
В 1668 году мятеж против реформ и изменений в церкви подняли монахи Соловецкого монастыря. Поводом к восстанию послужило неприятие церковной реформы со стороны “чтимых старцев” знаменитого монастыря.
Среди восставших – около 500 человек – были не только послушники и монастырские работники, но и люди пришлые, искренне борющиеся “за старую веру”. В июне 1668 года на Соловецкие острова прибыл отряд стрельцов, но ворота монастырской крепости оставались запертыми. Благодаря помощи окрестных крестьян и ремесленников монастырь выдерживал осаду целых семь лет. В начале 1670-х годов к защитникам монастыря присоединились и участники восстания Степана Разина.
Осаждённые нередко предпринимали дерзкие вылазки. Беглые донские казаки руководили возведением укреплений. Число осаждавших приближалось к тысяче, руководил ими царский воевода Мещеринов, но защитники стойко держали оборону.
Лишь предательство монаха Феоктиста ускорило жестокое подавление мятежа в январе 1676 года.
Сергей Милорадович
Суд над патриархом Никоном
1906
Суд, проводившийся над патриархом Никоном, состоялся в рамках церковного собора 1666-1667 годов. Собор признал православными греческие богослужебные книги, собор 1654 года и правильность реформ, проведённых им. “Покаявшихся раскольников” простили, упорствующих – расстригли и предали анафеме, иных из них лишили языка.
В присутствии царя Алексея Михайловича и восточных патриархов Александрийского и Антиохийского, Паисия и Макария, начался суд над Никоном.
Собор признал его виновным “в возведении хулы” на царя и русскую церковь, в низвержении коломенского епископа Павла и в жестокости к подчинённым. Решением собора он был лишён патриаршего сана и сослан в Ферапонтов Белозёрский монастырь. Ещё через 10 лет он был отправлен в ссылку в Кирилло-Белозёрский монастырь, где провёл 15 лет.
Перед смертью царь Алексей Михайлович в своём завещании просил у Никона прощения. Новый царь Фёдор Алексеевич разрешил Никону вернуться в Новоиерусалимский монастырь, но по пути в обитель тот скончался. Через год в Москву были доставлены грамоты восточных патриархов, восстанавливающих его в сане патриарха всея Руси.
Суд над патриархом Никоном
1906
Суд, проводившийся над патриархом Никоном, состоялся в рамках церковного собора 1666-1667 годов. Собор признал православными греческие богослужебные книги, собор 1654 года и правильность реформ, проведённых им. “Покаявшихся раскольников” простили, упорствующих – расстригли и предали анафеме, иных из них лишили языка.
В присутствии царя Алексея Михайловича и восточных патриархов Александрийского и Антиохийского, Паисия и Макария, начался суд над Никоном.
Собор признал его виновным “в возведении хулы” на царя и русскую церковь, в низвержении коломенского епископа Павла и в жестокости к подчинённым. Решением собора он был лишён патриаршего сана и сослан в Ферапонтов Белозёрский монастырь. Ещё через 10 лет он был отправлен в ссылку в Кирилло-Белозёрский монастырь, где провёл 15 лет.
Перед смертью царь Алексей Михайлович в своём завещании просил у Никона прощения. Новый царь Фёдор Алексеевич разрешил Никону вернуться в Новоиерусалимский монастырь, но по пути в обитель тот скончался. Через год в Москву были доставлены грамоты восточных патриархов, восстанавливающих его в сане патриарха всея Руси.
Вячеслав Шварц
Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти
1865
На картине – сцена из времён правления царя Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим. Под руки его ведут двое бояр, слуги расстилают перед царём ковёр. Следом за ним на белом коне едет патриарх Никон с крестом и Библией в руках.
Процессия движется по Красной площади, от храма Василия Блаженного в Кремль – на Соборную площадь. Этот церковный праздник на Страстной неделе называется “Входом Господним в Иерусалим”, или “вербным воскресеньем”. Идти надо с пальмовыми ветвями, но пальмы в наших краях не растут, и их заменили цветущими ветками вербы.
Шествие, как и сам праздник, повторяет въезд Иисуса Христа в Иерусалим. Само событие имеет ещё и духовный смысл для христианина, в соответствии с которым Иерусалим – душа человека, а Вход Господень в Иерусалим – вхождение Бога в его душу.
Вот почему патриарх Никон, как некогда Иисус Христос, едет на ослике, а “земной” царь сопровождает его пешим.
Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти
1865
На картине – сцена из времён правления царя Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим. Под руки его ведут двое бояр, слуги расстилают перед царём ковёр. Следом за ним на белом коне едет патриарх Никон с крестом и Библией в руках.
Процессия движется по Красной площади, от храма Василия Блаженного в Кремль – на Соборную площадь. Этот церковный праздник на Страстной неделе называется “Входом Господним в Иерусалим”, или “вербным воскресеньем”. Идти надо с пальмовыми ветвями, но пальмы в наших краях не растут, и их заменили цветущими ветками вербы.
Шествие, как и сам праздник, повторяет въезд Иисуса Христа в Иерусалим. Само событие имеет ещё и духовный смысл для христианина, в соответствии с которым Иерусалим – душа человека, а Вход Господень в Иерусалим – вхождение Бога в его душу.
Вот почему патриарх Никон, как некогда Иисус Христос, едет на ослике, а “земной” царь сопровождает его пешим.
Сергей Милорадович
Путешествие Аввакума по Сибири
1898
Путешествие протопопа Аввакума по Сибири длилось почти 11 лет.
В 1647 году, находясь в Москве, он был связан с “Кружком ревнителей благочестия”, членом которого являлся и Никон. В 1652 году Аввакума назначили протопопом в Юрьевец-Повольский, где требованиями строгого благочестия и взысканий налога в патриаршую казну он восстановил против себя паству и духовенство, был избит толпой и бежал в Москву. Авввакум служил в Казанском соборе, но, выступив против реформ Никона, лишился места.
В августе его заключили в Андроников монастырь. От расстрижения Аввакума спасло заступничество царя, и в сентябре он с семьёй был отправлен в Тобольск. Здесь он прожил два года. Служил протопопом, и снова своими проповедями он восстановил против себя паству и местные власти.
В 1656 году его отправили в Даурию с отрядом воеводы Пашкова, который подвергал его “биению кнутом” за то, что в проповедях он восхвалял старые обряды. Весной 1661 года его отправили в обратный путь через Сибирь, во время которого он продолжал обличать “Никонову ересь”. По приезду в Москву он не отступил от своих убеждений.
Через два года он был расстрижен и предан анафеме на церковном соборе. А вскоре его сослали в Пустозёрский острог. За 15 лет пребывания в земляном срубе Аввакум не прекращал борьбы, здесь написал и свои главные сочинения. “За великие на царский дом хулы” его предали страшной казни – Сожгли заживо.
Путешествие Аввакума по Сибири
1898
Путешествие протопопа Аввакума по Сибири длилось почти 11 лет.
В 1647 году, находясь в Москве, он был связан с “Кружком ревнителей благочестия”, членом которого являлся и Никон. В 1652 году Аввакума назначили протопопом в Юрьевец-Повольский, где требованиями строгого благочестия и взысканий налога в патриаршую казну он восстановил против себя паству и духовенство, был избит толпой и бежал в Москву. Авввакум служил в Казанском соборе, но, выступив против реформ Никона, лишился места.
В августе его заключили в Андроников монастырь. От расстрижения Аввакума спасло заступничество царя, и в сентябре он с семьёй был отправлен в Тобольск. Здесь он прожил два года. Служил протопопом, и снова своими проповедями он восстановил против себя паству и местные власти.
В 1656 году его отправили в Даурию с отрядом воеводы Пашкова, который подвергал его “биению кнутом” за то, что в проповедях он восхвалял старые обряды. Весной 1661 года его отправили в обратный путь через Сибирь, во время которого он продолжал обличать “Никонову ересь”. По приезду в Москву он не отступил от своих убеждений.
Через два года он был расстрижен и предан анафеме на церковном соборе. А вскоре его сослали в Пустозёрский острог. За 15 лет пребывания в земляном срубе Аввакум не прекращал борьбы, здесь написал и свои главные сочинения. “За великие на царский дом хулы” его предали страшной казни – Сожгли заживо.
Василий Суриков
Боярыня Морозова
1887
Боярыня Морозова с детства смиренно служила Богу. Ещё молодой она осталась вдовой. Была богата, но больше земных благ ценила блага духовные. Она стала ярой противницей реформ патриарха Никона. В частности, не приняла троеперстия: на картине Василия Сурикова она крестит толпу на старообрядческий манер – двуперстием.
Сторониица Авваеума, она переписывалась с “главным раскольником”, когда того пожизненно сослали в монастырь.
Ф.П. Морозова – Аввакуму:
А всё то сатана виноват: то сатана виноват: ищет, как бы душу тьмою поглотить. Да велико милосердие Божие и твоя молитва. И что меня Бог помиловал, что нет его у нас! Много того писать, что уму непостижимо козни его. Сатана лют, батюшка, а и горами качает, а нами ему не диво покачать; только велико милосердие Божие.
Аввакум- Ф.П. Морозовой: “Дочь ты мне духовная – не уйдёшь у меня ни на небо, ни на бездну. Чем плакать, что нас не слушала, делала по своему хотению – и привёл дьявол на совершенное падение. Да ещё надежда моя, упование моё, Пресвятая Богородица, заступила от дьявольского осквернения и не дала дьяволу осквернить душу мою бедную”.
Боярыня Морозова
1887
Боярыня Морозова с детства смиренно служила Богу. Ещё молодой она осталась вдовой. Была богата, но больше земных благ ценила блага духовные. Она стала ярой противницей реформ патриарха Никона. В частности, не приняла троеперстия: на картине Василия Сурикова она крестит толпу на старообрядческий манер – двуперстием.
Сторониица Авваеума, она переписывалась с “главным раскольником”, когда того пожизненно сослали в монастырь.
Ф.П. Морозова – Аввакуму:
А всё то сатана виноват: то сатана виноват: ищет, как бы душу тьмою поглотить. Да велико милосердие Божие и твоя молитва. И что меня Бог помиловал, что нет его у нас! Много того писать, что уму непостижимо козни его. Сатана лют, батюшка, а и горами качает, а нами ему не диво покачать; только велико милосердие Божие.
Аввакум- Ф.П. Морозовой: “Дочь ты мне духовная – не уйдёшь у меня ни на небо, ни на бездну. Чем плакать, что нас не слушала, делала по своему хотению – и привёл дьявол на совершенное падение. Да ещё надежда моя, упование моё, Пресвятая Богородица, заступила от дьявольского осквернения и не дала дьяволу осквернить душу мою бедную”.
Александр Литовченко
Боярыня Морозова
Феодосия Прокопиевна Морозова была влиятельной боярыней, невесткой Бориса Морозова, “дядьки” и главы правительства царя Алексея Михайловича. Став ярой сторонницей старообрядцев, она перестроила домашний уклад по монастырскому образцу, наполнив дом нищими и монахами, сделала его убежищем для гонимых “за старую веру”. У боярыни жил возвратившийся из ссылки в 1664 году протопоп Аввакум, а после вторичной ссылки она поддерживала с ним переписку и помогала его семье. Она истово верила в Бога и писала тому, кого считала “благочестивым и чадолюбивым”: “Молю, милостивый мой, со слезами и прошу твоего благословения и молитвы, батюшка христолюбивый мой”.
Неприятие церковной реформы знатной боярыней, приближённой ко двору, привлекло внимание общества, и это беспокоило царя и высшее духовенство. После угроз последовали и гонения.
В 1666 году Феодосия Морозова лишилась своих вотчин, правда, их скоро вернули – за неё вступилась царица. В конце 1671 года боярыню Морозову, тайно постриженную в монахини под именем Феодоры, вместе с сестрой, княгиней Урусовой, тоже раскольницей, арестовали. Упорство Морозовой не было сломлено ни уговорами архиереев, самого патриарха, ни пытками и конфискацией всех богатств. В 1673 году боярыню перевезли в Боровский монастырь, где позже, сидя в земляной тюрьме, она умерла от голода, не изменив своих убеждений.
Боярыня Морозова
Феодосия Прокопиевна Морозова была влиятельной боярыней, невесткой Бориса Морозова, “дядьки” и главы правительства царя Алексея Михайловича. Став ярой сторонницей старообрядцев, она перестроила домашний уклад по монастырскому образцу, наполнив дом нищими и монахами, сделала его убежищем для гонимых “за старую веру”. У боярыни жил возвратившийся из ссылки в 1664 году протопоп Аввакум, а после вторичной ссылки она поддерживала с ним переписку и помогала его семье. Она истово верила в Бога и писала тому, кого считала “благочестивым и чадолюбивым”: “Молю, милостивый мой, со слезами и прошу твоего благословения и молитвы, батюшка христолюбивый мой”.
Неприятие церковной реформы знатной боярыней, приближённой ко двору, привлекло внимание общества, и это беспокоило царя и высшее духовенство. После угроз последовали и гонения.
В 1666 году Феодосия Морозова лишилась своих вотчин, правда, их скоро вернули – за неё вступилась царица. В конце 1671 года боярыню Морозову, тайно постриженную в монахини под именем Феодоры, вместе с сестрой, княгиней Урусовой, тоже раскольницей, арестовали. Упорство Морозовой не было сломлено ни уговорами архиереев, самого патриарха, ни пытками и конфискацией всех богатств. В 1673 году боярыню перевезли в Боровский монастырь, где позже, сидя в земляной тюрьме, она умерла от голода, не изменив своих убеждений.
Василий Перов
Никита Пустосвят. Спор о вере
1880-1881
Суздальский священник Никита Константинович Добрынин, получивший от противников прозвище “Пустосвят”, был тесно связан с “Кружком ревнителей благочестия” и, как многие члены этого кружка, выступил против нововведений патриарха Никона.
В 1665 году он написал “Челобитную царю Алексею Михайловичу на книгу “Скрижаль” и на новоисправленные церковные книги”, в которой доказывал незаконность исправлений и требовал созыва истинного собора и “праведного суда с никонияны”.
Его сочинение получило широкое распространение, и церковные власти поручили Паисию Лигариду и Симеону Полоцкому составить письменное “опровержение”. Собор 1666-1667 годов осудил Пустосвята, лишив его сана.
Он покаялся и был оставлен на свободе. Но в 1682 году, воспользовавшись вместе с другими раскольниками вспыхнувшим в Москве восстанием (Хованщиной), он выдвинул требование о возвращении церкви к “старой вере”.
В Грановитой палате Кремля 5 июля состоялись “прения о вере”, в которых Никита Пустосвят выступал “главным оратором” от раскольников, а вечером громко провозглашал свою победу. На следующий день по приказу правившей тогда царевны Софьи он был схвачен и предан казни.
Никита Пустосвят. Спор о вере
1880-1881
Суздальский священник Никита Константинович Добрынин, получивший от противников прозвище “Пустосвят”, был тесно связан с “Кружком ревнителей благочестия” и, как многие члены этого кружка, выступил против нововведений патриарха Никона.
В 1665 году он написал “Челобитную царю Алексею Михайловичу на книгу “Скрижаль” и на новоисправленные церковные книги”, в которой доказывал незаконность исправлений и требовал созыва истинного собора и “праведного суда с никонияны”.
Его сочинение получило широкое распространение, и церковные власти поручили Паисию Лигариду и Симеону Полоцкому составить письменное “опровержение”. Собор 1666-1667 годов осудил Пустосвята, лишив его сана.
Он покаялся и был оставлен на свободе. Но в 1682 году, воспользовавшись вместе с другими раскольниками вспыхнувшим в Москве восстанием (Хованщиной), он выдвинул требование о возвращении церкви к “старой вере”.
В Грановитой палате Кремля 5 июля состоялись “прения о вере”, в которых Никита Пустосвят выступал “главным оратором” от раскольников, а вечером громко провозглашал свою победу. На следующий день по приказу правившей тогда царевны Софьи он был схвачен и предан казни.
Василий Суриков
Степан Разин
1906
На картине мы видим казацкий струг, неспешно плывущий по раздольной Волге. Налегают на вёсла усталые гребцы, с кормы их подбадривают весёлые мелодии. За музыкантом сидит понурый перс, наверное, тоже тоскует по родине. А в центре картины, погружённый в раздумья, сидит донской атаман Степан Тимофеевич Разин.
Он родился в семье зажиточного казака, был крестником войскового атамана. Зная калмыцкий и татарский языки, проводил без толмача переговоры с калмыцкими предводителями. А когда сам стал атаманом Войска Донского, совершил походы против крымских татар и турок. Позже с отрядами казацкой голытьбы совершал походы на Яик и Волгу, а в 1668-1669 годах – поход в Персию по Каспийскому морю. Возвращение из похода, увековеченное в песне, и запечатлел художник.
Уже в следующем году Разин возглавит крестьянскую войну, вызванную сыском крестьян, бежавших от тяжких повинностей, и распространением крепостничества в южных районах России.
А ещё через год будет взят в плен, выдан властям казацким старшиной и казнён в Москве, возле Лобного места.
Степан Разин
1906
На картине мы видим казацкий струг, неспешно плывущий по раздольной Волге. Налегают на вёсла усталые гребцы, с кормы их подбадривают весёлые мелодии. За музыкантом сидит понурый перс, наверное, тоже тоскует по родине. А в центре картины, погружённый в раздумья, сидит донской атаман Степан Тимофеевич Разин.
Он родился в семье зажиточного казака, был крестником войскового атамана. Зная калмыцкий и татарский языки, проводил без толмача переговоры с калмыцкими предводителями. А когда сам стал атаманом Войска Донского, совершил походы против крымских татар и турок. Позже с отрядами казацкой голытьбы совершал походы на Яик и Волгу, а в 1668-1669 годах – поход в Персию по Каспийскому морю. Возвращение из похода, увековеченное в песне, и запечатлел художник.
Уже в следующем году Разин возглавит крестьянскую войну, вызванную сыском крестьян, бежавших от тяжких повинностей, и распространением крепостничества в южных районах России.
А ещё через год будет взят в плен, выдан властям казацким старшиной и казнён в Москве, возле Лобного места.
Илья Репин
Запорожцы пишут письмо турецкому султану
1880-1891
В 1675 году атаман Иван Сирко, взявший ранее Арслан и Очаков, вместе с запорожскими казаками писал ответ турецкому султану. Турецкий султан предложил казакам сдаться. Письмо гусиным пером писал бурсак – студент семинарии. Что именно написать, ему диктовал атаман.
На картине он курит трубку. Рядом с ним в красном кафтане – старый казак. Он похож на Тараса Бульбу, каким его описал в одноимённой повести Н.В. Гоголь.
Остальные казаки, сочиняя очередную шутку, смеются.
Запорожцы – профессиональные воины, чуть ли не всю свою жизнь они проводят в военных походах. Этих храбрых, с бесшабашной удалью людей никто не мог испугать. И ещё у них было хорошее чувство юмора. Кто бы ещё мог написать властелину государства, что он “чёрт турецкий, и проклятого чёрта брат и товарищ, самого Люцифера секретарь. Не покоришь ты сынов христианских, твоего войска мы не боимся, землёй и водой будем биться. А ты не достоин даже свиней христианских пасти”.
Обидные слова – султан отрубил бы казакам голову, но запорожцы всегда готовы дать отпор.
Художник работал над этой картиной тринадцать лет и изобразил на ней многих своих знакомых.
Предыдущие посты серии:
Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная
Русская история в картинах. Часть 2. Крещение Руси. X-XII века.
Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.
Русская история в картинах. Часть 4. Великое княжество Московское. XV-XVI века.
Русская история в картинах. Часть 5. Смутное время. Конец XVI века – 1613 год.
Запорожцы пишут письмо турецкому султану
1880-1891
В 1675 году атаман Иван Сирко, взявший ранее Арслан и Очаков, вместе с запорожскими казаками писал ответ турецкому султану. Турецкий султан предложил казакам сдаться. Письмо гусиным пером писал бурсак – студент семинарии. Что именно написать, ему диктовал атаман.
На картине он курит трубку. Рядом с ним в красном кафтане – старый казак. Он похож на Тараса Бульбу, каким его описал в одноимённой повести Н.В. Гоголь.
Остальные казаки, сочиняя очередную шутку, смеются.
Запорожцы – профессиональные воины, чуть ли не всю свою жизнь они проводят в военных походах. Этих храбрых, с бесшабашной удалью людей никто не мог испугать. И ещё у них было хорошее чувство юмора. Кто бы ещё мог написать властелину государства, что он “чёрт турецкий, и проклятого чёрта брат и товарищ, самого Люцифера секретарь. Не покоришь ты сынов христианских, твоего войска мы не боимся, землёй и водой будем биться. А ты не достоин даже свиней христианских пасти”.
Обидные слова – султан отрубил бы казакам голову, но запорожцы всегда готовы дать отпор.
Художник работал над этой картиной тринадцать лет и изобразил на ней многих своих знакомых.
Предыдущие посты серии:
Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная
Русская история в картинах. Часть 2. Крещение Руси. X-XII века.
Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.
Русская история в картинах. Часть 4. Великое княжество Московское. XV-XVI века.
Русская история в картинах. Часть 5. Смутное время. Конец XVI века – 1613 год.
Комментарии16