Русская история в картинах. Часть 12. Александр III и Николай II. 1881-1918 годы.
Заключительная, двенадцатая часть посвящена событиям отечественной истории, произошедшим при правлении Александра III и Николая II. Экономическое и политическое развитие государства, две войны и революции, завершившиеся падением императорского дома – вот события этой эпохи, предшествующей Советской России.
Владимир Маковский
Вечеринка
1875-1897
Вечеринкой обычно называют собрание друзей. Собираются вместе вечерком поговорить и повеселиться. Но на картине изображено собрание революционной террористической группы “Народная воля”. Если вдруг нагрянет полиция, они будут изображать вечеринку, на самом же деле идёт совещание революционеров.
Эта группа образовалась в 1879 году. В неё входили известные революционеры: Желябов, Халтурин, Кибальчич, Софья Перовская и Вера Фигнер. Они и изображены на картине среди своих товарищей. Народовольцы ставили своей задачей убийство императора Александра II. Революционеры были уверены: после этого правительство пойдёт на уступки и введёт демократические свободы для граждан.
Но вместо убитого императора на трон взошёл его сын Александр III, который не желал идти ни на какие уступки.
Понятно каждому: не добиться счастья народа через убийство человека, пусть и главного в государстве.
Вечеринка
1875-1897
Вечеринкой обычно называют собрание друзей. Собираются вместе вечерком поговорить и повеселиться. Но на картине изображено собрание революционной террористической группы “Народная воля”. Если вдруг нагрянет полиция, они будут изображать вечеринку, на самом же деле идёт совещание революционеров.
Эта группа образовалась в 1879 году. В неё входили известные революционеры: Желябов, Халтурин, Кибальчич, Софья Перовская и Вера Фигнер. Они и изображены на картине среди своих товарищей. Народовольцы ставили своей задачей убийство императора Александра II. Революционеры были уверены: после этого правительство пойдёт на уступки и введёт демократические свободы для граждан.
Но вместо убитого императора на трон взошёл его сын Александр III, который не желал идти ни на какие уступки.
Понятно каждому: не добиться счастья народа через убийство человека, пусть и главного в государстве.
Иван Крамской
Коронование государя императора Александра III
На картине изображён важный момент в жизни России – коронация императора Александра III. Несмотря на то, что его отец, Александр II, назначал его на видные государственные должности, в императоры нельзя было “назначить”. Нужно было совершить таинство миропомазания на царство. Издревле миропомазание являлось вторым по порядку свершения церковным таинством. Над русскими государями и их супругами, по обычаю церкви византийской, совершалась особая процедура миропомазания при коронации, отчего сама коронация называлась священной.
Все коронации происходили в Успенском соборе Московского Кремля и совершались митрополитами Московскими и всея Руси, затем патриархами, а в поздний синодальный период – митрополитами Санкт-Петербургскими.
Коронация Александра III и его жены Марии Фёдоровны была проведена 15 мая 1883 года в Успенском соборе Кремля. Венчал их на царство митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор.
Императорский манифест, изданный в день коронации, помимо прочего давал полное прощение высланным с Кавказа горцам, а также смягчал наказание виновникам польского мятежа.
Александр III взошёл на престол в 1881 году. За тринадцать лет его правления были проведены так называемые контрреформы, при нём усилилась роль полиции и центральной администрации. За своё правление Александр III удостоился эпитета Миротворец, при нём уже бескровно продолжалось присоединение к России Средней Азии и был сформирован русско-французский союз.
Коронование государя императора Александра III
На картине изображён важный момент в жизни России – коронация императора Александра III. Несмотря на то, что его отец, Александр II, назначал его на видные государственные должности, в императоры нельзя было “назначить”. Нужно было совершить таинство миропомазания на царство. Издревле миропомазание являлось вторым по порядку свершения церковным таинством. Над русскими государями и их супругами, по обычаю церкви византийской, совершалась особая процедура миропомазания при коронации, отчего сама коронация называлась священной.
Все коронации происходили в Успенском соборе Московского Кремля и совершались митрополитами Московскими и всея Руси, затем патриархами, а в поздний синодальный период – митрополитами Санкт-Петербургскими.
Коронация Александра III и его жены Марии Фёдоровны была проведена 15 мая 1883 года в Успенском соборе Кремля. Венчал их на царство митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор.
Императорский манифест, изданный в день коронации, помимо прочего давал полное прощение высланным с Кавказа горцам, а также смягчал наказание виновникам польского мятежа.
Александр III взошёл на престол в 1881 году. За тринадцать лет его правления были проведены так называемые контрреформы, при нём усилилась роль полиции и центральной администрации. За своё правление Александр III удостоился эпитета Миротворец, при нём уже бескровно продолжалось присоединение к России Средней Азии и был сформирован русско-французский союз.
Илья Репин
Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве
1886
На картине Репина изображён приём императором Александром III волостных старшин. Волость – это объединение нескольких деревень. Крестьяне деревень собирались вместе на сход и выбирали “самого умного” в старосты. Работать старостой ему предстояло три года, и за это время он должен был объявлять крестьянам указы правительства, должен был стоять на страже закона, бороться с преступниками, руководить действиями крестьян, если приходила беда – пожар, наводнение или болезни.
Так что дел у волостных старост было множество, и они были настоящими хозяевами Русской земли. Потому и пригласил их к себе император Александр III. За ним стоит его семья, жена Мария Фёдоровна и трое детей, два сына и дочь. Старший сын, так похожий на отца, - последний российский император Николай II.
Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве
1886
На картине Репина изображён приём императором Александром III волостных старшин. Волость – это объединение нескольких деревень. Крестьяне деревень собирались вместе на сход и выбирали “самого умного” в старосты. Работать старостой ему предстояло три года, и за это время он должен был объявлять крестьянам указы правительства, должен был стоять на страже закона, бороться с преступниками, руководить действиями крестьян, если приходила беда – пожар, наводнение или болезни.
Так что дел у волостных старост было множество, и они были настоящими хозяевами Русской земли. Потому и пригласил их к себе император Александр III. За ним стоит его семья, жена Мария Фёдоровна и трое детей, два сына и дочь. Старший сын, так похожий на отца, - последний российский император Николай II.
Николай Богданов-Бельский
Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского
1895
На картине – урок в сельской школе. Крестьянским детям учитель предложил сделать в уме сложные вычисления. Этот урок проходил ещё в XIX веке, в селе Татево на Смоленщине. Учитель – он на картине слева – Сергей Александрович Рачинский.
Он родился в этом селе, а потом уехал учиться на факультете биологии, затем и сам преподавал в Московском университете. Позднее он вернулся в родное Татево, где открыл первую в России школу с общежитием для крестьянских детей.
Стараниями Сергея Александровича открывались церковно-приходские школы. Он считал, что если человек научится читать по-церковнославянски, ему будут понятны и Данте, и Шекспир, а тот, кто освоит древние церковные распевы, без труда поймёт Бетховена и Баха.
Император Николай II писал Рачинскому: “Близкая сердцу Моему забота о народном образовании, коему вы достойно служите, побуждает Меня изъявить вам искреннюю Мою признательность. Пребываю к вам благосклонный Николай”.
Одним из учеников, окончивших эту школу, стал Николай Богданов-Бельский, замечательный художник, который и написал эту картину.
Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского
1895
На картине – урок в сельской школе. Крестьянским детям учитель предложил сделать в уме сложные вычисления. Этот урок проходил ещё в XIX веке, в селе Татево на Смоленщине. Учитель – он на картине слева – Сергей Александрович Рачинский.
Он родился в этом селе, а потом уехал учиться на факультете биологии, затем и сам преподавал в Московском университете. Позднее он вернулся в родное Татево, где открыл первую в России школу с общежитием для крестьянских детей.
Стараниями Сергея Александровича открывались церковно-приходские школы. Он считал, что если человек научится читать по-церковнославянски, ему будут понятны и Данте, и Шекспир, а тот, кто освоит древние церковные распевы, без труда поймёт Бетховена и Баха.
Император Николай II писал Рачинскому: “Близкая сердцу Моему забота о народном образовании, коему вы достойно служите, побуждает Меня изъявить вам искреннюю Мою признательность. Пребываю к вам благосклонный Николай”.
Одним из учеников, окончивших эту школу, стал Николай Богданов-Бельский, замечательный художник, который и написал эту картину.
Иван Айвазовский
Волга у Жигулёвских гор
1887
Айвазовский любил писать море и морские сражения. Но однажды художник на пароходе поплыл по Волге и увидел горы Жигули. Они так запали ему в душу, что он запечатлел их на картине.
Природа здесь очень красива, и в Жигулях был устроен заповедник. Места здесь особенные. Каменную чашу наполняют три источника живительной воды. Существует легенда, что это не вода, а слёзы Хозяйки Жигулёвских гор. Будто бы оплакивает она своё одиночество. А, может, дело в том, что жил здесь когда-то Степан Шелудяка, друг Степана Разина. Окружили его как-то царские войска, а он бросился с горы. Но Хозяйка Жигулёвских гор раздвинула камни, и Степан упал прямо в пещеру на мягкий мох. Тоскливо ему было жить в подземелье. Он всё на солнышко хотел взглянуть, да Хозяйка не позволяла: боялась, что сбежит казак. Не сбежал он – умер от тоски. Вот и оплакивает его Хозяйка Жигулёвской горы, а слёзы её стекают в Каменную чашу.
Волга исстари играла важнейшую транспортную роль – суммарная длина рек, озёр и каналов, принадлежащих к бассейну этой великой реки, составляла 88% всех водных путей европейской части России. В конце XIX века здесь ежегодно вступали в строй в среднем 89 паровых и свыше 1400 обычных речных судов.
Вдоль этой реки трудились многие артели батраков, численность которых исчислялась десятками тысяч. По Волге совершались крупные перевозки хлеба, соли, рыбы, хлопка и нефти – до половины всех грузов, перемещавшихся по европейской части обширной Российской империи.
Волга у Жигулёвских гор
1887
Айвазовский любил писать море и морские сражения. Но однажды художник на пароходе поплыл по Волге и увидел горы Жигули. Они так запали ему в душу, что он запечатлел их на картине.
Природа здесь очень красива, и в Жигулях был устроен заповедник. Места здесь особенные. Каменную чашу наполняют три источника живительной воды. Существует легенда, что это не вода, а слёзы Хозяйки Жигулёвских гор. Будто бы оплакивает она своё одиночество. А, может, дело в том, что жил здесь когда-то Степан Шелудяка, друг Степана Разина. Окружили его как-то царские войска, а он бросился с горы. Но Хозяйка Жигулёвских гор раздвинула камни, и Степан упал прямо в пещеру на мягкий мох. Тоскливо ему было жить в подземелье. Он всё на солнышко хотел взглянуть, да Хозяйка не позволяла: боялась, что сбежит казак. Не сбежал он – умер от тоски. Вот и оплакивает его Хозяйка Жигулёвской горы, а слёзы её стекают в Каменную чашу.
Волга исстари играла важнейшую транспортную роль – суммарная длина рек, озёр и каналов, принадлежащих к бассейну этой великой реки, составляла 88% всех водных путей европейской части России. В конце XIX века здесь ежегодно вступали в строй в среднем 89 паровых и свыше 1400 обычных речных судов.
Вдоль этой реки трудились многие артели батраков, численность которых исчислялась десятками тысяч. По Волге совершались крупные перевозки хлеба, соли, рыбы, хлопка и нефти – до половины всех грузов, перемещавшихся по европейской части обширной Российской империи.
Борис Кустодиев
Ярмарка
1906
На главной площади небольшого русского городка, прямо напротив церкви, расположилась ярмарка.
Чем только не торговали! Два мужика (в центре картины) ведут беседу о чём-то важном, а один из них уже купил обновку на зиму – тёплые валенки. Слева идёт бойкая торговля граблями. Вот один мужик и баба купили себе рабочий инструмент: без грабель им никак не обойтись: чем скошенную траву собирать, в скирды укладывать? Тут же и кадушками торгуют. Нет лучшей посуды для засолки огурцов, грибов и яблок. Дальше видны женщины: они подбирают себе по вкусу разноцветные платки. Правее их – двое купеческих сынков на гармошке играют, на девиц поглядывают. Не бедные они – не в лаптях, а в начищенных сапогах по ярмарке гуляют.
Маленькая девочка во все глаза смотрит на немудрёные игрушки. Нет для неё ничего более желанного, чем эти куколки, вырезанные из дерева или связанные из соломы!
Ярмарка
1906
На главной площади небольшого русского городка, прямо напротив церкви, расположилась ярмарка.
Чем только не торговали! Два мужика (в центре картины) ведут беседу о чём-то важном, а один из них уже купил обновку на зиму – тёплые валенки. Слева идёт бойкая торговля граблями. Вот один мужик и баба купили себе рабочий инструмент: без грабель им никак не обойтись: чем скошенную траву собирать, в скирды укладывать? Тут же и кадушками торгуют. Нет лучшей посуды для засолки огурцов, грибов и яблок. Дальше видны женщины: они подбирают себе по вкусу разноцветные платки. Правее их – двое купеческих сынков на гармошке играют, на девиц поглядывают. Не бедные они – не в лаптях, а в начищенных сапогах по ярмарке гуляют.
Маленькая девочка во все глаза смотрит на немудрёные игрушки. Нет для неё ничего более желанного, чем эти куколки, вырезанные из дерева или связанные из соломы!
Иван Куликов
Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме
1909
Свадьба – один из важнейших обрядов в жизни людей. И обряды эти следовали в определённой последовательности: сначала сватовство и смотрины, потом рукобитие и вытье (ритуал прощания с юностью), девичник и мальчишник, выкуп, после которого, наконец, следовало таинство венчания. Завершали свадьбу гуляние и пир.
Во время пира, который у нас сейчас называют свадьбой, пели величальные песни. Кроме жениха и невесты, величали родителей и дружку, родственника или друга жениха. Он должен был носить на себе вышитый рушник.
С этой поры девушка уже не могла ходить с непокрытой головой – только в платке. Не обязательно в таком нарядном, как на картине: на каждый день сгодится платок попроще или чепец.
Невеста приходила в новую семью, кланялась родителям мужа, как это показано на картине. Казалось бы, всё просто: кончились праздники, начались будни, поначалу для невестки очень тяжёлые: отныне едва ли не все хлопоты по дому ложились на её плечи. На самом же деле, это самая важная часть древнего обряда. Она как бы… рождалась заново, уже замужней женщиной.
Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме
1909
Свадьба – один из важнейших обрядов в жизни людей. И обряды эти следовали в определённой последовательности: сначала сватовство и смотрины, потом рукобитие и вытье (ритуал прощания с юностью), девичник и мальчишник, выкуп, после которого, наконец, следовало таинство венчания. Завершали свадьбу гуляние и пир.
Во время пира, который у нас сейчас называют свадьбой, пели величальные песни. Кроме жениха и невесты, величали родителей и дружку, родственника или друга жениха. Он должен был носить на себе вышитый рушник.
С этой поры девушка уже не могла ходить с непокрытой головой – только в платке. Не обязательно в таком нарядном, как на картине: на каждый день сгодится платок попроще или чепец.
Невеста приходила в новую семью, кланялась родителям мужа, как это показано на картине. Казалось бы, всё просто: кончились праздники, начались будни, поначалу для невестки очень тяжёлые: отныне едва ли не все хлопоты по дому ложились на её плечи. На самом же деле, это самая важная часть древнего обряда. Она как бы… рождалась заново, уже замужней женщиной.
Илья Репин
Венчание Николая II и великой княжны Александры Фёдоровны
1894
На картине художник запечатлел венчание в придворном соборе Зимнего дворца последнего императора Николая II и великой княгини Александры Фёдоровны.
Церковный брак, или венчание – христианское таинство, в котором жених и невеста, соединённые любовью и взаимным согласием, получают благодать Божию для супружеского счастья, для благословенного рождения и христианского воспитания детей.
Николай II – сын и наследник императора Александра III. До замужества с русским императором Александра Фёдоровна была гессенской принцессой Алисой Викторией Эллен Луизой Беатрисой. Приехав в Россию, она изменила имя и вероисповедание.
Императрица Александра Фёдоровна была шефом нескольких полков: лейб-гвардии Уланского имени её величества, 5-го гусарского Александрийского, 21-го Восточно-Сибирского стрелкового и Крымского конного, а из числа иностранных – Прусского 2-го гвардейского драгунского полка. Она вела большую благотворительную деятельность. В годы Первой мировой войны основала госпиталь для раненых в Царском Селе, финансировала отправку санитарных поездов.
Венчание Николая II и великой княжны Александры Фёдоровны
1894
На картине художник запечатлел венчание в придворном соборе Зимнего дворца последнего императора Николая II и великой княгини Александры Фёдоровны.
Церковный брак, или венчание – христианское таинство, в котором жених и невеста, соединённые любовью и взаимным согласием, получают благодать Божию для супружеского счастья, для благословенного рождения и христианского воспитания детей.
Николай II – сын и наследник императора Александра III. До замужества с русским императором Александра Фёдоровна была гессенской принцессой Алисой Викторией Эллен Луизой Беатрисой. Приехав в Россию, она изменила имя и вероисповедание.
Императрица Александра Фёдоровна была шефом нескольких полков: лейб-гвардии Уланского имени её величества, 5-го гусарского Александрийского, 21-го Восточно-Сибирского стрелкового и Крымского конного, а из числа иностранных – Прусского 2-го гвардейского драгунского полка. Она вела большую благотворительную деятельность. В годы Первой мировой войны основала госпиталь для раненых в Царском Селе, финансировала отправку санитарных поездов.
Илья Репин
Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года
1901-1903
Сейчас в России законы принимает Федеральное Собрание. А с 1810 по 1906 годы законосовещательным органом был Государственный совет. Столетний юбилей, изображённый на картине, отмечается со дня основания Александром I Непременного совета – предшественника Государственного совета. Членов его назначал – из числа высших сановников – и увольнял император. Если император приходил на заседание Государственного совета, то на время присутствия он становился его председателем.
Членов Государственного совета с самого начала было тридцать пять, в 1890-м – шестьдесят. Они готовили новые законы, по которым должна была жить империя. Обсуждали внутренние и внешние дела, которые требовали их решения. Рассматривали бюджет государства: сколько и на что было потрачено денег и сколько денег понадобится в будущем.
Собирался совет в столице Российской империи – в Санкт-Петербурге. Членам совета полагалось носить форменную одежду, которая была трёх видов: парадная с золотым шитьём на чёрном кителе, праздничная – без золотого шитья, но с белыми брюками и повседневная, чёрная.
Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года
1901-1903
Сейчас в России законы принимает Федеральное Собрание. А с 1810 по 1906 годы законосовещательным органом был Государственный совет. Столетний юбилей, изображённый на картине, отмечается со дня основания Александром I Непременного совета – предшественника Государственного совета. Членов его назначал – из числа высших сановников – и увольнял император. Если император приходил на заседание Государственного совета, то на время присутствия он становился его председателем.
Членов Государственного совета с самого начала было тридцать пять, в 1890-м – шестьдесят. Они готовили новые законы, по которым должна была жить империя. Обсуждали внутренние и внешние дела, которые требовали их решения. Рассматривали бюджет государства: сколько и на что было потрачено денег и сколько денег понадобится в будущем.
Собирался совет в столице Российской империи – в Санкт-Петербурге. Членам совета полагалось носить форменную одежду, которая была трёх видов: парадная с золотым шитьём на чёрном кителе, праздничная – без золотого шитья, но с белыми брюками и повседневная, чёрная.
Алексей Ганзен
Линейный корабль “Цесаревич” и эскадренный миноносец типа “Всадник”
Русско-японская война 1904-1905 годов началась в ночь на 27 января 1904 года.
Русский броненосец “Цесаревич” находился в “полубоевой” готовности. Это означает, что, с одной стороны, все орудия корабля готовы открыть огонь, а с другой, не были поставлены сети против вражеских торпед. “Цесаревич” был ярко освещён и представлял собой прекрасную мишень, чем и воспользовались японцы. Без объявления войны они начали боевые действия.
За полчаса до полуночи десять японских миноносцев атаковали русскую эскадру, стоящую на внешнем рейде. Собственно, это был расстрел. Хотя большинство торпед не попали в цель, всё же они попали в корпус, и вода стала поступать внутрь корабля. В такой ситуации следовало затопить отсек по другую сторону борта и выровнять корабль. Полупритопленное судно ко дну не пойдёт.
Русское командование долго не могло поверить в то, что японцы решились на атаку корабля. А когда удостоверились, что это произошло, японцы ушли. “Цесаревича” пришлось вести во Владивосток. По пути он выдержал ещё один бой с японцами, но всё же смог вернуться на родину.
После ремонта он снова встал в строй.
Линейный корабль “Цесаревич” и эскадренный миноносец типа “Всадник”
Русско-японская война 1904-1905 годов началась в ночь на 27 января 1904 года.
Русский броненосец “Цесаревич” находился в “полубоевой” готовности. Это означает, что, с одной стороны, все орудия корабля готовы открыть огонь, а с другой, не были поставлены сети против вражеских торпед. “Цесаревич” был ярко освещён и представлял собой прекрасную мишень, чем и воспользовались японцы. Без объявления войны они начали боевые действия.
За полчаса до полуночи десять японских миноносцев атаковали русскую эскадру, стоящую на внешнем рейде. Собственно, это был расстрел. Хотя большинство торпед не попали в цель, всё же они попали в корпус, и вода стала поступать внутрь корабля. В такой ситуации следовало затопить отсек по другую сторону борта и выровнять корабль. Полупритопленное судно ко дну не пойдёт.
Русское командование долго не могло поверить в то, что японцы решились на атаку корабля. А когда удостоверились, что это произошло, японцы ушли. “Цесаревича” пришлось вести во Владивосток. По пути он выдержал ещё один бой с японцами, но всё же смог вернуться на родину.
После ремонта он снова встал в строй.
Наркиз Бунин
Смерть генерала Келлера во время боя на Янзелинском перевале. 1904 год
1905
Бой на Янзелинском перевале – эпизод Русско-японской войны 1904-1905 годов. Генерал-лейтенант Ф.Келлер изображён в правой части картины – снаряд разорвался прямо перед ним.
Русский офицер Келлер – герой многих войн. После учёбы он получил звание ротмистра (в наше время – капитан) и ушёл добровольцем воевать на стороне сербов против турок. Он был награждён медалью “За храбрость”. Позже участвовал в Русско-турецкой войне, где проявил беспримерную отвагу, за что был неоднократно награждён орденами. Он был начальником штаба болгарского ополчения. После заключения мира работал в комиссии по определению границ Болгарии.
Келлер был екатеринославским губернатором, когда началась Русско-японская война. Генерал-лейтенант вновь отправился добровольцем на фронт.
В Маньчжурии Келлер возглавил Второй Восточно-Сибирский корпус, а вскоре встал во главе Восточного отряда, заменив генерала Засулича.
18 июля во время боя на Янзелинском перевале, он, подавая пример личной храбрости, объезжал наиболее обстреливаемые позиции русских и пал, сражённый 36 пулями вражеской шрапнели.
Смерть генерала Келлера во время боя на Янзелинском перевале. 1904 год
1905
Бой на Янзелинском перевале – эпизод Русско-японской войны 1904-1905 годов. Генерал-лейтенант Ф.Келлер изображён в правой части картины – снаряд разорвался прямо перед ним.
Русский офицер Келлер – герой многих войн. После учёбы он получил звание ротмистра (в наше время – капитан) и ушёл добровольцем воевать на стороне сербов против турок. Он был награждён медалью “За храбрость”. Позже участвовал в Русско-турецкой войне, где проявил беспримерную отвагу, за что был неоднократно награждён орденами. Он был начальником штаба болгарского ополчения. После заключения мира работал в комиссии по определению границ Болгарии.
Келлер был екатеринославским губернатором, когда началась Русско-японская война. Генерал-лейтенант вновь отправился добровольцем на фронт.
В Маньчжурии Келлер возглавил Второй Восточно-Сибирский корпус, а вскоре встал во главе Восточного отряда, заменив генерала Засулича.
18 июля во время боя на Янзелинском перевале, он, подавая пример личной храбрости, объезжал наиболее обстреливаемые позиции русских и пал, сражённый 36 пулями вражеской шрапнели.
Александр Маковский
Отступление от Мукдена
Незадолго до Мукденского сражения русский главнокомандующий генерал Куропаткин планировал нанести новый удар на Сандепу силами 2-й армии, и – в случае успеха – перевести в наступление 1-ю и 3-ю армии. Японский маршал Ояма, располагавший пятью армиями, планировал нанести главный удар одновременно с фланговым, после чего окружить и уничтожить русские войска в районе Мукдена.
Упреждая наступление русских, предовые части японцев нанесли удар 6 февраля 1905 года. Затяжные бои продолжались до 25 числа. Имея численное преимущество, неприятель вынудил Куропаткина отдать приказ об отступлении на север.
Этот эпизод и запечатлён на картине.
Часть наших войск попала в окружение. В Мукдене были брошены все армейские запасы. Обнаружив отступление, японцы бросились в преследование, но, ослабленные потерями, остановились.
Потери русских войск составили 89 тысяч человек, японские – 71 тысячу. Однако цель японского командования – окружение и уничтожение русских войск – достигнута не была. Итоги Мукденского, а вслед за ним и Цусимского сражений, на фоне начавшейся Первой русской революции 1905-1907 годов, вынудили правительство России отказаться от продолжения войны и искать пути к заключению мирного договора.
Отступление от Мукдена
Незадолго до Мукденского сражения русский главнокомандующий генерал Куропаткин планировал нанести новый удар на Сандепу силами 2-й армии, и – в случае успеха – перевести в наступление 1-ю и 3-ю армии. Японский маршал Ояма, располагавший пятью армиями, планировал нанести главный удар одновременно с фланговым, после чего окружить и уничтожить русские войска в районе Мукдена.
Упреждая наступление русских, предовые части японцев нанесли удар 6 февраля 1905 года. Затяжные бои продолжались до 25 числа. Имея численное преимущество, неприятель вынудил Куропаткина отдать приказ об отступлении на север.
Этот эпизод и запечатлён на картине.
Часть наших войск попала в окружение. В Мукдене были брошены все армейские запасы. Обнаружив отступление, японцы бросились в преследование, но, ослабленные потерями, остановились.
Потери русских войск составили 89 тысяч человек, японские – 71 тысячу. Однако цель японского командования – окружение и уничтожение русских войск – достигнута не была. Итоги Мукденского, а вслед за ним и Цусимского сражений, на фоне начавшейся Первой русской революции 1905-1907 годов, вынудили правительство России отказаться от продолжения войны и искать пути к заключению мирного договора.
Пётр Карягин
Штыковая атака 1904 год.
1910
Русско-японская война 1904-1905 годов была начата Японией, вероломно атаковавшей русский флот в ночь на 27 января 1904 года. Неприятель атаковал Порт-Артур и блокировал Тихоокеанскую эскадру. Японцами двигала жажда господства в Северо-Восточном Китае и Корее. Пользуясь поддержкой Великобритании и США японцы довели войну до заключения мирного договора на условиях победителей.
На картине изображена штыковая атака. Штык на вооружении русской армии появился при Петре I в 1708 году.
Русские солдаты в бою могли стрелять, колоть или бить врага прикладом. Суворов говорил: “Пуля – дура, штык – молодец!” Легендарный полководец учил солдат: “Береги пулю в дуле: трое наскочат, первого заколи, второго застрели, третьему штыком карачун”. Но и стрелять нужно было метко: “Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко”.
В Русско-японскую войну 1904-1905 годов наши солдаты побеждали японцев в ближнем бою. Но значение штыка постепенно уходило в прошлое: стрелковое оружие усовершенствовали, и уже никто не звал пулю “дурой”. Однако умение орудовать штыком всегда было частью подготовки солдат – видом фехтования. В XX веке в этих целях начали использовать резиновый штык, чтобы не поранить “условного противника”.
Штыковая атака 1904 год.
1910
Русско-японская война 1904-1905 годов была начата Японией, вероломно атаковавшей русский флот в ночь на 27 января 1904 года. Неприятель атаковал Порт-Артур и блокировал Тихоокеанскую эскадру. Японцами двигала жажда господства в Северо-Восточном Китае и Корее. Пользуясь поддержкой Великобритании и США японцы довели войну до заключения мирного договора на условиях победителей.
На картине изображена штыковая атака. Штык на вооружении русской армии появился при Петре I в 1708 году.
Русские солдаты в бою могли стрелять, колоть или бить врага прикладом. Суворов говорил: “Пуля – дура, штык – молодец!” Легендарный полководец учил солдат: “Береги пулю в дуле: трое наскочат, первого заколи, второго застрели, третьему штыком карачун”. Но и стрелять нужно было метко: “Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко”.
В Русско-японскую войну 1904-1905 годов наши солдаты побеждали японцев в ближнем бою. Но значение штыка постепенно уходило в прошлое: стрелковое оружие усовершенствовали, и уже никто не звал пулю “дурой”. Однако умение орудовать штыком всегда было частью подготовки солдат – видом фехтования. В XX веке в этих целях начали использовать резиновый штык, чтобы не поранить “условного противника”.
Николай Богданов-Бельский
Вести с войны. За чтением газеты
1905
Собрались в избе крестьяне. Единственный, кто знал грамоту, сел поближе к окну, чтобы прочитать в газете сообщения с фронта. Слушают, в основном, старики, которых не призовут в армию – они своё уже отвоевали. Молодых крестьян – кормильцев семьи – тоже на службу не брали. Слева стоит молодая девушка. Наверное, она надеется услышать что-нибудь о своём суженом, да разве в газете о нём напишут! У старушки – она с палкой слева – сыновья ушли на фронт. А теперь и внуки воюют. Бог знает, кто из них вернётся, а кто останется лежать в чужой земле.
Художник Николай Богданов-Бельский написал картину в 1905 году и называется она “Вести с войны. За чтением газеты”. В газете написано о боевых действиях во время Русско-японской войны 1904-1905 годов.
Морские сражения с японцами не прибавили славы русскому оружию, хотя сражались наши воины храбро. Правительство подписало мирный договор, по которому Россия пошла на ряд уступок Японии, в том числе и уступив южную часть острова Сахалин.
Вести с войны. За чтением газеты
1905
Собрались в избе крестьяне. Единственный, кто знал грамоту, сел поближе к окну, чтобы прочитать в газете сообщения с фронта. Слушают, в основном, старики, которых не призовут в армию – они своё уже отвоевали. Молодых крестьян – кормильцев семьи – тоже на службу не брали. Слева стоит молодая девушка. Наверное, она надеется услышать что-нибудь о своём суженом, да разве в газете о нём напишут! У старушки – она с палкой слева – сыновья ушли на фронт. А теперь и внуки воюют. Бог знает, кто из них вернётся, а кто останется лежать в чужой земле.
Художник Николай Богданов-Бельский написал картину в 1905 году и называется она “Вести с войны. За чтением газеты”. В газете написано о боевых действиях во время Русско-японской войны 1904-1905 годов.
Морские сражения с японцами не прибавили славы русскому оружию, хотя сражались наши воины храбро. Правительство подписало мирный договор, по которому Россия пошла на ряд уступок Японии, в том числе и уступив южную часть острова Сахалин.
Валентин Серов
9 января
1905
Печальная страница русской истории: разгон казаками демонстрации рабочих в Санкт-Петербурге. Эти события стали толчком для начала Первой русской революции 1905-1907 годов.
Сначала началась забастовка всех петербуржских предприятий. Рабочие так и не добились выполнения своих требований, многие были уволены. Кому идти жаловаться на хозяев? Понятно, что к самому главному начальнику – царю. Он “пожалеет” свой народ и наведёт порядок.
В то время существовала организация, похожая на профсоюз – Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга. Одним из лидеров этой организации был священник Георгий Гапон. Он поддержал идею мирной демонстрации. Однако, после того как им были отправлены письма о мирном характере шествия министру внутренних дел и Николаю II, которого он убеждал принять петицию из его рук, Гапон был объявлен в розыск.
Рабочие были встречены выстрелами. Были убитые и раненые. Расстрел вызвал возмущение и в российском обществе, и во всём мире и послужил толчком к началу Первой русской революции.
9 января
1905
Печальная страница русской истории: разгон казаками демонстрации рабочих в Санкт-Петербурге. Эти события стали толчком для начала Первой русской революции 1905-1907 годов.
Сначала началась забастовка всех петербуржских предприятий. Рабочие так и не добились выполнения своих требований, многие были уволены. Кому идти жаловаться на хозяев? Понятно, что к самому главному начальнику – царю. Он “пожалеет” свой народ и наведёт порядок.
В то время существовала организация, похожая на профсоюз – Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга. Одним из лидеров этой организации был священник Георгий Гапон. Он поддержал идею мирной демонстрации. Однако, после того как им были отправлены письма о мирном характере шествия министру внутренних дел и Николаю II, которого он убеждал принять петицию из его рук, Гапон был объявлен в розыск.
Рабочие были встречены выстрелами. Были убитые и раненые. Расстрел вызвал возмущение и в российском обществе, и во всём мире и послужил толчком к началу Первой русской революции.
Илья Репин
Манифестация 17 октября 1905 года
1907-1911
На картине Репина видно, как радуются люди в далёком 1905 году. Что же их так обрадовало? Они радуются манифесту 17 октября об изменении государственного строя России. До этого времени страной единолично правил император. Многие века власти великого князя, царя и императора было достаточно, но так уже нельзя было жить в XX веке. Люди хотели перемен. Поскольку царь не спешил менять устройство государства, начались забастовки рабочих. Николай II вынужден был пойти на уступки и разделить власть с Государственной думой, где депутаты обсуждали и принимали новые законы. Правда, царь мог запретить тот или иной закон, и даже мог разогнать Думу, если ему не нравилось, как она работает. Но сразу же должен был назначить выборы другой Думы. Теперь без этого законодательного органа нельзя было обойтись.
Кроме того, что с 1905 года царь делил власть с Думой, объявили ещё и о том, что теперь все россияне свободны: могут говорить, что захотят; никто не запретит им собраться вместе и пройти по улицам с плакатами. Можно было создавать разные партии – словом, события развивались по принципу: “что хотите, то и делайте”.
Манифестация 17 октября 1905 года
1907-1911
На картине Репина видно, как радуются люди в далёком 1905 году. Что же их так обрадовало? Они радуются манифесту 17 октября об изменении государственного строя России. До этого времени страной единолично правил император. Многие века власти великого князя, царя и императора было достаточно, но так уже нельзя было жить в XX веке. Люди хотели перемен. Поскольку царь не спешил менять устройство государства, начались забастовки рабочих. Николай II вынужден был пойти на уступки и разделить власть с Государственной думой, где депутаты обсуждали и принимали новые законы. Правда, царь мог запретить тот или иной закон, и даже мог разогнать Думу, если ему не нравилось, как она работает. Но сразу же должен был назначить выборы другой Думы. Теперь без этого законодательного органа нельзя было обойтись.
Кроме того, что с 1905 года царь делил власть с Думой, объявили ещё и о том, что теперь все россияне свободны: могут говорить, что захотят; никто не запретит им собраться вместе и пройти по улицам с плакатами. Можно было создавать разные партии – словом, события развивались по принципу: “что хотите, то и делайте”.
Илья Репин
Портрет П.А. Столыпина
1910
“Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего – и вы не узнаете нынешней России”
П.А. Столыпин
Прославленный государственный деятель Пётр Аркадьевич Столыпин родился в Дрездене в 1862 году. По окончании Санкт-Петербургского университета он работал в Министерстве внутренних дел. В 1902 году – стал губернатором Гродненской, а год спустя и Саратовской губернии. Получив благодарность Николая II за подавление крестьянских волнений, вернулся в Министерство внутренних дел в качестве его главы. В том же 1906 году Столыпин был назначен председателем Совета министров, сохранив и профильный министерский портфель. Возглавленное им правительство распустило 2-ю Государственную думу, осуществив Третьеиюньский государственный переворот 1907 года, и провело новый избирательный закон, усиливший представительство в Думе правых партий.
С этого времени Столыпин проводил курс социально-политических реформ, наиболее известной из которых стала аграрная, вошедшая в историю как “столыпинская”. Реформа разрешала выход крестьян из общины на хутора, расширяла права Крестьянского банка и развивала политику переселения крестьян в Сибирь и на Дальний Восток. Под его руководством были разработаны законопроекты, в том числе введение всеобщего начального образования, реформа местного самоуправления и закон о веротерпимости.
В 1911 году Столыпин был смертельно ранен выстрелами из револьвера в оперном театре Киева. Его убийца, агент Охранки, эсер Дмитрий Богров был повешен по приговору военно-полевого суда, а расследование – прекращено по приказу Николая II.
Портрет П.А. Столыпина
1910
“Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего – и вы не узнаете нынешней России”
П.А. Столыпин
Прославленный государственный деятель Пётр Аркадьевич Столыпин родился в Дрездене в 1862 году. По окончании Санкт-Петербургского университета он работал в Министерстве внутренних дел. В 1902 году – стал губернатором Гродненской, а год спустя и Саратовской губернии. Получив благодарность Николая II за подавление крестьянских волнений, вернулся в Министерство внутренних дел в качестве его главы. В том же 1906 году Столыпин был назначен председателем Совета министров, сохранив и профильный министерский портфель. Возглавленное им правительство распустило 2-ю Государственную думу, осуществив Третьеиюньский государственный переворот 1907 года, и провело новый избирательный закон, усиливший представительство в Думе правых партий.
С этого времени Столыпин проводил курс социально-политических реформ, наиболее известной из которых стала аграрная, вошедшая в историю как “столыпинская”. Реформа разрешала выход крестьян из общины на хутора, расширяла права Крестьянского банка и развивала политику переселения крестьян в Сибирь и на Дальний Восток. Под его руководством были разработаны законопроекты, в том числе введение всеобщего начального образования, реформа местного самоуправления и закон о веротерпимости.
В 1911 году Столыпин был смертельно ранен выстрелами из револьвера в оперном театре Киева. Его убийца, агент Охранки, эсер Дмитрий Богров был повешен по приговору военно-полевого суда, а расследование – прекращено по приказу Николая II.
Константин Трутовский
Переселенцы из Курской губернии
На картине художника изображены переселенцы – крестьяне Российской империи, покинувшие густонаселённые аграрные губернии европейской России, чтобы заселять окраины. После отмены крепостного права новые массы переселенцев направились в Сибирь, Южное Приуралье и на Северный Кавказ. Шли переселенцы отовсюду, но больше всех – из Новороссии и Нижнего Поволжья. Поток крестьян, решивших перебраться за тысячи вёрст в поисках большего надела и гарантированного, взращенного своими руками хлеба, усилился с введением в строй Транссибирской магистрали. Второе, и наиболее значительное, увеличение числа переселенцев произошло в 1906-1917 годах в результате проведения столыпинской аграрной реформы, открывшей возможность переселения беднейшим слоям крестьянства.
Всего с 1861 по 1917 годы число крестьян, пересекших Уральский хребет, превысило пять миллионов. Сведения о неосвоенной земле были общедоступными, узнать о размерах и количестве участков можно было прямо на станции: железнодорожные перевозки были основным способом переезда. Для переселенцев был разработан особый тип вагона, названный “столыпинским”, в котором семьи переезжали вместе с инвентарём и скотом. Средний срок для обустройства нового крестьянского хозяйства составлял пять-шесть лет.
Переселенцы из Курской губернии
На картине художника изображены переселенцы – крестьяне Российской империи, покинувшие густонаселённые аграрные губернии европейской России, чтобы заселять окраины. После отмены крепостного права новые массы переселенцев направились в Сибирь, Южное Приуралье и на Северный Кавказ. Шли переселенцы отовсюду, но больше всех – из Новороссии и Нижнего Поволжья. Поток крестьян, решивших перебраться за тысячи вёрст в поисках большего надела и гарантированного, взращенного своими руками хлеба, усилился с введением в строй Транссибирской магистрали. Второе, и наиболее значительное, увеличение числа переселенцев произошло в 1906-1917 годах в результате проведения столыпинской аграрной реформы, открывшей возможность переселения беднейшим слоям крестьянства.
Всего с 1861 по 1917 годы число крестьян, пересекших Уральский хребет, превысило пять миллионов. Сведения о неосвоенной земле были общедоступными, узнать о размерах и количестве участков можно было прямо на станции: железнодорожные перевозки были основным способом переезда. Для переселенцев был разработан особый тип вагона, названный “столыпинским”, в котором семьи переезжали вместе с инвентарём и скотом. Средний срок для обустройства нового крестьянского хозяйства составлял пять-шесть лет.
Илья Репин
Арест пропагандиста
1880-1892
С 1826 года органом политического надзора и сыска Российской империи было Третье отделение собственной его императорского величества канцелярии, созданное Николаем I вскоре после подавления мятежа на Сенатской площади. С 1880 года громоздкое Третье отделение, оказавшееся бессильным эффективно справляться с проводниками революционных идей, было расформировано. Его основные функции были переданы Департаменту полиции, лишь формально входившему в состав Министерства внутренних дел. Делами политического розыска и надзором за политическими организациями и партиями в нём занималось Третье делопроизводство. Оно же руководило всей внутренней и зарубежной агентурной сетью России и охраной императорской семьи.
С первого января 1898 года все важнейшие дела Третьего делопроизводства были переданы в Особый отдел. Возможно, арест пропагандиста, изображённый на картине Ильи Репина, производит именно “особист”, а не рядовой жандарм. Ведь именно в этом отделе хранилась специальная картотека с персональными делами и фотокарточками не только всех революционных и политических, но даже общественных деятелей Российской империи.
Арест пропагандиста
1880-1892
С 1826 года органом политического надзора и сыска Российской империи было Третье отделение собственной его императорского величества канцелярии, созданное Николаем I вскоре после подавления мятежа на Сенатской площади. С 1880 года громоздкое Третье отделение, оказавшееся бессильным эффективно справляться с проводниками революционных идей, было расформировано. Его основные функции были переданы Департаменту полиции, лишь формально входившему в состав Министерства внутренних дел. Делами политического розыска и надзором за политическими организациями и партиями в нём занималось Третье делопроизводство. Оно же руководило всей внутренней и зарубежной агентурной сетью России и охраной императорской семьи.
С первого января 1898 года все важнейшие дела Третьего делопроизводства были переданы в Особый отдел. Возможно, арест пропагандиста, изображённый на картине Ильи Репина, производит именно “особист”, а не рядовой жандарм. Ведь именно в этом отделе хранилась специальная картотека с персональными делами и фотокарточками не только всех революционных и политических, но даже общественных деятелей Российской империи.
Виктор Мазуровский
Бой русских кавалеристов с немцами в селении. 1915 год
1915-1916
В ответ на сложившийся в 1882 году военно-политический Тройственный союз Германии, Австро-Венгрии и Италии, в начале XX века сформировался союз Великобритании, Франции и России – Антанта (согласие) или “Тройственное согласие”.
Сложились коалиции враждующих держав в войне, вошедшей в историю как Первая мировая. Поводом к ней стало убийство наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда, совершённое террористом “Молодой Боснии”. 15 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила войну Сербии, 19 июля Германия объявила войну России, а двумя днями позже – Франции. На следующий день объявила о вступлении в войну и Великобритания.
Создав перевес на Западном фронте, и оккупировав Бельгию и Люксембург, Германия начала стремительное продвижение на север Франции. Но план немецкого командования на разгром французской армии потерпел поражение – наступление русских войск в Восточной Пруссии вынудило немцев усилить Восточный фронт за счёт Западного.
В августе – сентябре 1914 года русская армия нанесла поражение Австро-Венгрии в Галиции, а на рубеже 1914-1915 годов – Турции. Силы центральных держав, сдерживая Западный фронт, вынудили Россию оставить Галицию, Польшу и часть Прибалтики, тогда же, в 1915 году, они нанесли поражение Сербии.
Бой русских кавалеристов с немцами в селении. 1915 год
1915-1916
В ответ на сложившийся в 1882 году военно-политический Тройственный союз Германии, Австро-Венгрии и Италии, в начале XX века сформировался союз Великобритании, Франции и России – Антанта (согласие) или “Тройственное согласие”.
Сложились коалиции враждующих держав в войне, вошедшей в историю как Первая мировая. Поводом к ней стало убийство наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда, совершённое террористом “Молодой Боснии”. 15 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила войну Сербии, 19 июля Германия объявила войну России, а двумя днями позже – Франции. На следующий день объявила о вступлении в войну и Великобритания.
Создав перевес на Западном фронте, и оккупировав Бельгию и Люксембург, Германия начала стремительное продвижение на север Франции. Но план немецкого командования на разгром французской армии потерпел поражение – наступление русских войск в Восточной Пруссии вынудило немцев усилить Восточный фронт за счёт Западного.
В августе – сентябре 1914 года русская армия нанесла поражение Австро-Венгрии в Галиции, а на рубеже 1914-1915 годов – Турции. Силы центральных держав, сдерживая Западный фронт, вынудили Россию оставить Галицию, Польшу и часть Прибалтики, тогда же, в 1915 году, они нанесли поражение Сербии.
Иван Владимиров
Военная стычка
1915
В 1916 году после попытки немецких войск прорвать оборону союзников в районе Вердена, стратегическая инициатива перешла к Антанте. А тяжёлое поражение, которое потерпели австро-венгерские войска в мае-июле того же года в Галиции, предопределило развал главного союзника немцев. В августе на стороне Антанты вступила в войну Румыния, что привело лишь к полному разгрому её войск в том же году. В это же время на Кавказском театре военных действий инициатива крепко удерживалась русской армией, занявшей Эрзурум и Трапезунд.
Февральская революция в России и начавшийся развал русской армии развязал руки Германии на других фронтах, однако выправить ситуацию центральным державам не удалось. Заключив сепаратный Брестский мир с советской Россией, немецкое командование повело массированное наступление на Западном фронте. Но войска Антанты, сдержав немецкий натиск, перешли в наступление, завершившееся разгромом центральных держав, капитулировавших одна за другой: Болгария, Турция, Австро-Венгрия, и, наконец, Германия. Всего в ходе мировой войны было мобилизовано свыше 70 миллионов человек – почти каждый седьмой не вернулся с полей брани, свыше 20 миллионов получили ранения, из них примерно каждый пятый остался калекой.
Военная стычка
1915
В 1916 году после попытки немецких войск прорвать оборону союзников в районе Вердена, стратегическая инициатива перешла к Антанте. А тяжёлое поражение, которое потерпели австро-венгерские войска в мае-июле того же года в Галиции, предопределило развал главного союзника немцев. В августе на стороне Антанты вступила в войну Румыния, что привело лишь к полному разгрому её войск в том же году. В это же время на Кавказском театре военных действий инициатива крепко удерживалась русской армией, занявшей Эрзурум и Трапезунд.
Февральская революция в России и начавшийся развал русской армии развязал руки Германии на других фронтах, однако выправить ситуацию центральным державам не удалось. Заключив сепаратный Брестский мир с советской Россией, немецкое командование повело массированное наступление на Западном фронте. Но войска Антанты, сдержав немецкий натиск, перешли в наступление, завершившееся разгромом центральных держав, капитулировавших одна за другой: Болгария, Турция, Австро-Венгрия, и, наконец, Германия. Всего в ходе мировой войны было мобилизовано свыше 70 миллионов человек – почти каждый седьмой не вернулся с полей брани, свыше 20 миллионов получили ранения, из них примерно каждый пятый остался калекой.
Михаил Нестеров
На Руси (Душа народа)
1914-1916
В картине “Душа народа” художник Михаил Нестеров создал образ юного отрока, который, как будто отрываясь от корней, уходит в будущее. Он подрастёт и захочет приблизиться к пониманию духовных истоков веры Руси, а значит, и понять историю Отечества. Впереди у него – великое будущее, а за плечами великое прошлое, как могучие корни молодого растения. А что – в прошлом?
На картине это юродивый, чьим именем неофициально назван самый величавый русский храм на Красной площади в Москве – Василий Блаженный. Трагическая фигура Ивана Грозного, который от страшного гнева ценой душевных мук приходил к исступлённому покаянию за совершённое. И девушка-старообрядка, и патриарх, старик-аскет, и прихожанин с ликом Христа во время крестного хода… Это и писатель Достоевский (на картине он крайний справа), и многие другие, кто всю жизнь искал и находил веру, теряя её и обретая вновь.
В последние годы перед революцией Нестеров обращается к размышлениям о русской духовности. Он писал: “Верующая Русь от юродивых и простецов, патриархов, царей – до Достоевского, Льва Толстого, Владимира Соловьёва, до наших дней, до войны с ослеплённым удушливыми газами солдатом, с милосердной сестрой, - словом, со всем тем, чем жили наша земля и наш народ до 1917 года, - движется огромной лавиной вперёд, в поисках Бога живого. Порыв веры, подвигов, равно заблуждений проходит перед лицом времён. Впереди этой людской лавины тихо, без колебаний, ступает мальчик. Он один из всех видит Бога и раньше других придёт к нему”.
На Руси (Душа народа)
1914-1916
В картине “Душа народа” художник Михаил Нестеров создал образ юного отрока, который, как будто отрываясь от корней, уходит в будущее. Он подрастёт и захочет приблизиться к пониманию духовных истоков веры Руси, а значит, и понять историю Отечества. Впереди у него – великое будущее, а за плечами великое прошлое, как могучие корни молодого растения. А что – в прошлом?
На картине это юродивый, чьим именем неофициально назван самый величавый русский храм на Красной площади в Москве – Василий Блаженный. Трагическая фигура Ивана Грозного, который от страшного гнева ценой душевных мук приходил к исступлённому покаянию за совершённое. И девушка-старообрядка, и патриарх, старик-аскет, и прихожанин с ликом Христа во время крестного хода… Это и писатель Достоевский (на картине он крайний справа), и многие другие, кто всю жизнь искал и находил веру, теряя её и обретая вновь.
В последние годы перед революцией Нестеров обращается к размышлениям о русской духовности. Он писал: “Верующая Русь от юродивых и простецов, патриархов, царей – до Достоевского, Льва Толстого, Владимира Соловьёва, до наших дней, до войны с ослеплённым удушливыми газами солдатом, с милосердной сестрой, - словом, со всем тем, чем жили наша земля и наш народ до 1917 года, - движется огромной лавиной вперёд, в поисках Бога живого. Порыв веры, подвигов, равно заблуждений проходит перед лицом времён. Впереди этой людской лавины тихо, без колебаний, ступает мальчик. Он один из всех видит Бога и раньше других придёт к нему”.
Илья Репин
Николай II
1896
Старший сын Александра III, великой князь Николай с детства проявлял интерес к военному делу, знал в совершенстве воинские традиции и уставы. По отношению к солдатам был наставником и не чурался общения с ними. Своё первое звание он получил в семилетнем возрасте, в шестнадцать – поступил на действительную воинскую службу, а в 22 стал полковником Преображенского полка: в форме полковника его и запечатлел Илья Репин. На этом портрете Николаю II, уже императору, 26 лет.
Годы правления последнего российского императора совпали с быстрым промышленным и экономическим ростом страны: росли города, развивалось железнодорожное сообщение, возводились промышленные предприятия. Одновременно с этим его правление, начавшееся с трагедии на Ходынском поле, пришлось на время обострения политической борьбы внутри державы и нелёгкой внешнеполитической ситуации. Будучи консерватором, Николай II был вынужден принимать важные решения, направленные на проведение реформ.
В ходе Февральской революции 1917 года Николай II отрёкся от престола, а позже был арестован. Более года спустя, уже в ходе Гражданской войны и военной интервенции в России, Николай Александрович Романов и члены его семьи были расстреляны в Екатеринбурге. Русской Православной Церковью 20 августа 2000 года они были причислены к лику святых как страстотерпцы.
Николай II
1896
Старший сын Александра III, великой князь Николай с детства проявлял интерес к военному делу, знал в совершенстве воинские традиции и уставы. По отношению к солдатам был наставником и не чурался общения с ними. Своё первое звание он получил в семилетнем возрасте, в шестнадцать – поступил на действительную воинскую службу, а в 22 стал полковником Преображенского полка: в форме полковника его и запечатлел Илья Репин. На этом портрете Николаю II, уже императору, 26 лет.
Годы правления последнего российского императора совпали с быстрым промышленным и экономическим ростом страны: росли города, развивалось железнодорожное сообщение, возводились промышленные предприятия. Одновременно с этим его правление, начавшееся с трагедии на Ходынском поле, пришлось на время обострения политической борьбы внутри державы и нелёгкой внешнеполитической ситуации. Будучи консерватором, Николай II был вынужден принимать важные решения, направленные на проведение реформ.
В ходе Февральской революции 1917 года Николай II отрёкся от престола, а позже был арестован. Более года спустя, уже в ходе Гражданской войны и военной интервенции в России, Николай Александрович Романов и члены его семьи были расстреляны в Екатеринбурге. Русской Православной Церковью 20 августа 2000 года они были причислены к лику святых как страстотерпцы.
Борис Кустодиев
Большевик
1920
По улицам русского города, переступая через дома и толпы людей, идёт огромный человек с развевающимся красным знаменем. Эта картина названа русским художником Кустодиевым “Большевик” не потому, что изображённый больше и выше всех, а потому что “великан” состоял во фракции большевиков.
Члены российской социал-демократической рабочей партии на одном из своих собраний выбирали руководящие органы. Тех, кто получил большинство руководящих мест, назвали большевиками, а тех, кто остался в меньшинстве – меньшевиками.
Большевики выступали с точки зрения радикальных марксистстских позиций и не были готовы к компромиссам. Меньшевики, выступая с более умеренных позиций, считали, что с самодержавием рабочий класс и мелкая буржуазия должны бороться вместе. Они были сторонниками легальной пропаганды и не верили в возможность революционного порыва крестьян. Большевиков возглавил Владимир Ленин, меньшевиков – Юлий Мартов.
На самом деле меньшевиков в партии было большинство. Тем не менее, большевики победили, и партия стала целиком большевистской, а многим меньшевикам потом пришлось уехать из России.
Победа большевиков и отражена на этой картине.
Большевик
1920
По улицам русского города, переступая через дома и толпы людей, идёт огромный человек с развевающимся красным знаменем. Эта картина названа русским художником Кустодиевым “Большевик” не потому, что изображённый больше и выше всех, а потому что “великан” состоял во фракции большевиков.
Члены российской социал-демократической рабочей партии на одном из своих собраний выбирали руководящие органы. Тех, кто получил большинство руководящих мест, назвали большевиками, а тех, кто остался в меньшинстве – меньшевиками.
Большевики выступали с точки зрения радикальных марксистстских позиций и не были готовы к компромиссам. Меньшевики, выступая с более умеренных позиций, считали, что с самодержавием рабочий класс и мелкая буржуазия должны бороться вместе. Они были сторонниками легальной пропаганды и не верили в возможность революционного порыва крестьян. Большевиков возглавил Владимир Ленин, меньшевиков – Юлий Мартов.
На самом деле меньшевиков в партии было большинство. Тем не менее, большевики победили, и партия стала целиком большевистской, а многим меньшевикам потом пришлось уехать из России.
Победа большевиков и отражена на этой картине.
Предыдущие посты серии:
Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная
Русская история в картинах. Часть 2. Крещение Руси. X-XII века.
Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.
Русская история в картинах. Часть 4. Великое княжество Московское. XV-XVI века.
Русская история в картинах. Часть 5. Смутное время. Конец XVI века – 1613 год.
Русская история в картинах. Часть 6. Начало династии Романовых. 1613-1682 годы.
Русская история в картинах. Часть 7. Пётр Великий. 1682-1725 годы.
Русская история в картинах. Часть 8. “Женский” век. 1725-1796 годы.
Русская история в картинах. Часть 9. Павел I и Александр I. 1796-1825 годы.
Русская история в картинах. Часть 10. Николай I. 1825-1855 годы.
Русская история в картинах. Часть 11. Александр II. 1855-1881 годы.
Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная
Русская история в картинах. Часть 2. Крещение Руси. X-XII века.
Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.
Русская история в картинах. Часть 4. Великое княжество Московское. XV-XVI века.
Русская история в картинах. Часть 5. Смутное время. Конец XVI века – 1613 год.
Русская история в картинах. Часть 6. Начало династии Романовых. 1613-1682 годы.
Русская история в картинах. Часть 7. Пётр Великий. 1682-1725 годы.
Русская история в картинах. Часть 8. “Женский” век. 1725-1796 годы.
Русская история в картинах. Часть 9. Павел I и Александр I. 1796-1825 годы.
Русская история в картинах. Часть 10. Николай I. 1825-1855 годы.
Русская история в картинах. Часть 11. Александр II. 1855-1881 годы.
Комментарии21