Сальвадор Дали
Сальвадор Дали – пожалуй, последний великий живописец XX века… Эпатажный и успешный художник, один из столпов “массовой культуры”, икона Сюрреализма.
В этом посте приведены наиболее значимые работы мастера с ранних работ до периода творческой зрелости и принёсших ему мировую известность.
Один из знаковых художников XX века, Сальвадор Дали когда-то заявил: “Сюрреализм – это Я”.
Мир текучей Реальности, галлюцинаций и сумасшедших снов… Погружайтесь!
В этом посте приведены наиболее значимые работы мастера с ранних работ до периода творческой зрелости и принёсших ему мировую известность.
Один из знаковых художников XX века, Сальвадор Дали когда-то заявил: “Сюрреализм – это Я”.
Мир текучей Реальности, галлюцинаций и сумасшедших снов… Погружайтесь!
Личность великого испанского художника Сальвадора Дали, как и у всех, формировалась в раннем детстве. Он и тогда смотрел на мир особенным – быть может, уже сюрреалистическим? – взглядом и видел вокруг… парадоксы и противоречия. Его мама верила в Бога, а отец категорически Его отрицал. Он был назван Сальвадором, и этим же именем звали отца. А ещё и брата, который умер малышом. Будущий художник говорил, что чувствовал себя… отголоском прошлого, неким двойником! Может, поэтому и хотелось ему стать ни на кого не похожим? В чём он и преуспел.
Сальвадор скверно учился в школе, зато лучше всех рисовал, и в 14 лет случилась его первая выставка. В книге “Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим” художник делится воспоминаниями: рассказал он и о том, как пытался наладить контакт с товарищами. Правда, способ добиться этого выбрал, мягко говоря, нестандартный: кричал, вопил, топал ногами… Словом, изо всех сил старался выделиться из общего ряда. Была в книге история о том, как он ненавидел кузнечиков, а его товарищи, с которыми он никак не мог найти понимания, совали ему их за шиворот…
Сальвадор поступил в Академию изобразительных искусств в Мадриде. Ему не нравилось там учиться, и он дерзко заявлял, что ему надо бы преподавать изобразительное искусство… своим учителям! Но из Мадрида не уезжал: тут он встретил двух замечательных людей, дружбу с которыми невероятно ценил: это были поэт Федерико Гарсиа Лорка и кинорежиссёр Луис Бунюэль. Он снялся в сюрреалистическом фильме Бунюэля и уже с тех пор официально звал себя “сюрреалистом”.
Может, за это исключительное право называть себя и сюрреалистом, и великим, он был исключён из Академии с шокирующей формулировкой “без права на восстановление”! Так отозвалось Сальвадору пренебрежительное отношение к преподавателям. А творческие дела художника шли замечательно! Однажды выставку его работ посетил Пабло Пикассо. Он долго стоял у полотен Сальвадора, молча вглядываясь в них… Их будет связывать дружба, и принятие старшим товарищем творческих экспериментов молодого художника мотивировало Дали на дальнейшие поиски своего стиля.
Была и ещё одна судьбоносная встреча: тогда он обрёл свою музу. Ею стала Гала – русская женщина Елена Дмитриевна Дьяконова. Они стали жить вместе, и Гала во многом ему помогала. Правда, вела она себя несколько, что ли, свободно – не всегда была верной мужу. Однако художник её прощал, считая “своей судьбой”.
Жил он и в Италии, где, познакомившись с работами мастеров эпохи Возрождения, вдруг по-новому посмотрел на свои работы. На некоторое время он совсем забыл обо всех своих сюрреалистических пристрастиях! И тогда сюрреалисты его из общества… изгнали! Говорят, именно тогда он и сказал знаменитую на весь мир фразу: “Сюрреализм – это Я!”
Художник будет жить в США, где его творческие и житейские дела быстро пойдут в гору. Разошлась его книга с автобиографией, и Сальвадор несказанно этим гордился, сочтя это за знак: его знают, любят, принимают. Но были и предательские выпады: так, бывший товарищ написал о нём статью, которую назвал “Гребущий доллары”. Но художнику это нисколько не повредило: интерес к его творчеству только возрос.
Спустя семь лет Дали вернулся в Европу, обосновавшись в Испании, в средиземноморской деревушке Порт-Льигате. Его выставкам не было конца – художник и сам не знал, сколько их прошло на самом деле. Одну всё же запомнил: тогда он был преисполнен гордости за себя и своё экстравагантное творчество. Это была выставка в галерее Тейт, самом крупном художественном музее Великобритании. Блистательную экспозицию его полотен посмотрело немыслимое количество человек – 250 миллионов! Наверное, тут он вздохнул с облегчением, осознав, что не зря прожил свою жизнь. Его любят, знают, ценят, интерес к нему не угасает, а день ото дня растёт. Для художника это самое главное! Он, наверное, и сам не смог сказать, в чём особенность его стиля. “Гениальность и сумасшествие”, которые, переплетаясь, образовывали “немыслимые образы, странные видения”, волновали зрителей. Они понимали, что хотел сказать художник. Сам Дали, оценивая своё творчество, был, как всегда, парадоксален, говоря, что “единственное различие между сумасшедшим и им самим состоит в том, что он таковым не является”.
Сальвадор скверно учился в школе, зато лучше всех рисовал, и в 14 лет случилась его первая выставка. В книге “Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим” художник делится воспоминаниями: рассказал он и о том, как пытался наладить контакт с товарищами. Правда, способ добиться этого выбрал, мягко говоря, нестандартный: кричал, вопил, топал ногами… Словом, изо всех сил старался выделиться из общего ряда. Была в книге история о том, как он ненавидел кузнечиков, а его товарищи, с которыми он никак не мог найти понимания, совали ему их за шиворот…
Сальвадор поступил в Академию изобразительных искусств в Мадриде. Ему не нравилось там учиться, и он дерзко заявлял, что ему надо бы преподавать изобразительное искусство… своим учителям! Но из Мадрида не уезжал: тут он встретил двух замечательных людей, дружбу с которыми невероятно ценил: это были поэт Федерико Гарсиа Лорка и кинорежиссёр Луис Бунюэль. Он снялся в сюрреалистическом фильме Бунюэля и уже с тех пор официально звал себя “сюрреалистом”.
Может, за это исключительное право называть себя и сюрреалистом, и великим, он был исключён из Академии с шокирующей формулировкой “без права на восстановление”! Так отозвалось Сальвадору пренебрежительное отношение к преподавателям. А творческие дела художника шли замечательно! Однажды выставку его работ посетил Пабло Пикассо. Он долго стоял у полотен Сальвадора, молча вглядываясь в них… Их будет связывать дружба, и принятие старшим товарищем творческих экспериментов молодого художника мотивировало Дали на дальнейшие поиски своего стиля.
Была и ещё одна судьбоносная встреча: тогда он обрёл свою музу. Ею стала Гала – русская женщина Елена Дмитриевна Дьяконова. Они стали жить вместе, и Гала во многом ему помогала. Правда, вела она себя несколько, что ли, свободно – не всегда была верной мужу. Однако художник её прощал, считая “своей судьбой”.
Жил он и в Италии, где, познакомившись с работами мастеров эпохи Возрождения, вдруг по-новому посмотрел на свои работы. На некоторое время он совсем забыл обо всех своих сюрреалистических пристрастиях! И тогда сюрреалисты его из общества… изгнали! Говорят, именно тогда он и сказал знаменитую на весь мир фразу: “Сюрреализм – это Я!”
Художник будет жить в США, где его творческие и житейские дела быстро пойдут в гору. Разошлась его книга с автобиографией, и Сальвадор несказанно этим гордился, сочтя это за знак: его знают, любят, принимают. Но были и предательские выпады: так, бывший товарищ написал о нём статью, которую назвал “Гребущий доллары”. Но художнику это нисколько не повредило: интерес к его творчеству только возрос.
Спустя семь лет Дали вернулся в Европу, обосновавшись в Испании, в средиземноморской деревушке Порт-Льигате. Его выставкам не было конца – художник и сам не знал, сколько их прошло на самом деле. Одну всё же запомнил: тогда он был преисполнен гордости за себя и своё экстравагантное творчество. Это была выставка в галерее Тейт, самом крупном художественном музее Великобритании. Блистательную экспозицию его полотен посмотрело немыслимое количество человек – 250 миллионов! Наверное, тут он вздохнул с облегчением, осознав, что не зря прожил свою жизнь. Его любят, знают, ценят, интерес к нему не угасает, а день ото дня растёт. Для художника это самое главное! Он, наверное, и сам не смог сказать, в чём особенность его стиля. “Гениальность и сумасшествие”, которые, переплетаясь, образовывали “немыслимые образы, странные видения”, волновали зрителей. Они понимали, что хотел сказать художник. Сам Дали, оценивая своё творчество, был, как всегда, парадоксален, говоря, что “единственное различие между сумасшедшим и им самим состоит в том, что он таковым не является”.
Мягкий автопортрет с жареным беконом
1941
1941
Автопортрет в мастерской
Около 1918
Около 1918
Автопортрет с рафаэлевой шеей
Около 1921
Около 1921
Улыбающаяся Венера
Около 1921
Около 1921
Пуристический натюрморт
1924
1924
Пьеро играет на гитаре
1925
1925
Отправление. Дань новостной ленте
1926
1926
Неокубическая композиция с тремя фигурами
1926
1926
Арлекин
1926
1926
Натюрморт в лунном свете
1926
1926
Натюрморт в сиреневом лунном свете
1926
1926
Аппарат и рука
1927
1927
Тщетные усилия
1927-1928
1927-1928
Тлеющий осёл
1928
1928
Имперский монумент женщине-ребёнку
1929
1929
Загадка желания. Моя мама
1929
1929
Человек-невидимка
1929-1932
1929-1932
Портрет Поля Элюара
1929
1929
Освещённые удовольствия
1929
1929
Мрачная игра
1929
1929
Великий мастурбатор
1929
1929
Вильгельм Телль
1930
1930
Угрызения совести (Сфинкс в песке)
1931
1931
Постоянство памяти
1931
1931
Галлюцинация. Шесть образов Ленина на рояле
1931
1931
Призрачная телега
1933
1933
Портрет Галы с двумя бараньими отбивными, балансирующими на её плече
Около 1934
Около 1934
Археологическое воспоминание “Анжелюса” Милле
Около 1934
Около 1934
Отлучение мебели-питания
1934
1934
Загадочные элементы в ландшафте
1934
1934
Призрак сексуальной привлекательности
Около 1934
Около 1934
Женщина с головой из роз
1935
1935
Параноидально-критическое одиночество
1935
1935
Великий параноик
1936
1936
Мягкая конструкция с варёной фасолью (Предчувствие гражданской войны
1936
1936
Осенний каннибализм
Около 1936
Около 1936
Антропоморфный комод
1936
1936
Жираф в огне
Около 1937
Около 1937
Сон
Около 1937
Около 1937
Лебеди, отражающиеся в слонах
1937
1937
Метаморфоза Нарцисса
1937
1937
Испания
1938
1938
Явление лица и вазы с фруктами на пляже
1938
1938
Впечатление от Африки
Около 1938
Около 1938
Бесконечная загадка
1938
1938
Невидимая афганская борзая на пляже и призрак лица Гарсиа Лорки в форме вазы для фруктов с тремя фигами
Около 1938
Около 1938
Невольничий рынок с явлением невидимого бюста Вольтера
1940
1940
Вечерний паук сулит надежду
1940
1940
Лик войны
1940
1940
Овцы
1942
1942
Геополитический ребёнок, наблюдающий рождение Нового человека
1943
1943
Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения
Около 1944
Около 1944
Моя жена, обнажённая, смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой
1945
1945
Галарина
1945
1945
Нос Наполеона, превратившийся в беременную женщину, с меланхолией прогуливается собственной тенью среди своеобразных развалин
1945
1945
Искушение святого Антония
1946
1946
Портрет Пабло Пикассо в XXI веке
1947
1947
Дематериализация вблизи носа Нерона
1947
1947
Слоны
1948
1948
Атомная Леда
1947-1949
1947-1949
Мадонна Порт-Льигат
Около 1950
Около 1950
Христос святого Иоанна Крестителя
1951
1951
Гиперкубический Христос
Около 1954
Около 1954
Сферическая Галатея
1952
1952
Взрывающаяся голова Рафаэля
1951
1951
Ультрамариново-корпускулярное Вознесение Богоматери
1952
1952
Распад постоянства памяти
1952-1954
1952-1954
Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в корпускулы, из которых неожиданно сотворяется Леда Леонардо, наделённая лицом Галы. Фрагмент.
Около 1954
Около 1954
Содомское самоудовлетворение невинной девы
1954
1954
Тайная вечеря
1955
1955
Пьета
1958
1958
Сантьяго эль Гранде
Около 1957
Около 1957
Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба
1958
1958
Вселенский собор
Около 1960
Около 1960
Битва при Тетуане (Дань уважения Мариано Фортуни)
1962
1962
Галюциногенный тореодор
1970
1970
Ловля тунца
1966-1967
1966-1967
:flowers:
Комментарии5