Пациент скорее жив
В отличие от знаменитого доктора Совы, фельдшерицы Жабы и народного знахаря Богомола, путано рассуждавших о положении деревянного мальчика Буратино, реальные врачи вполне уверенно диагностируют клиническую смерть, знают, как реагирует на нее человеческий мозг, и умеют выводить людей из этого состояния. Однако легенд о «жизни после смерти» от этого меньше не становится.
«Это был он, только прозрачный и легкий. Он отделялся, он выбирался, он раздваивался. Какое ощущение! Он всплыл, оставил свою плотскую оболочку, как старую поношенную одежду. И взмывал, поднимался и поднимался все выше… Он был таким легким! Его… новое «я» на мгновение зависло над потолком. Оттуда он созерцал свой труп и кучу экспертов, метавшихся во врачебном раже…»
К этому описанию переживания так называемого предсмертного опыта (Near-death Experience, или просто NDE, как называют это явление на Западе), взятому из романа известного французского писателя Бернарда Вербера «Танатонавты», можно было бы добавить еще несколько подробностей. Обратившись, например, к старенькой (первое издание появилось еще в 1975 г.) книге философа и психолога Раймонда Моуди «Жизнь после жизни», в которой автор собрал более ста свидетельств очевидцев на эту тему. В конце концов, что же это за смерть, при которой ни тебе темного тоннеля с ярким светом в конце, ни пугающего шума и загробных голосов, ни мелькающих перед глазами картинок из прожитой жизни, ни встречи с умершими родственниками? Неполноценная какая-то кончина получается.
Впрочем, характеризовать смерть с позиции человеческих переживаний и оценивать количеством видений — не совсем правильно. Стоит, пожалуй, обратиться к медицинской терминологии.
Живительная прохлада
Звучит немного странно, но врачи различают три, скажем так, вида смерти: биологическую, клиническую и смерть мозга.
Под биологической смертью понимается полная остановка всех физиологических процессов в клетках и тканях организма. Это смерть окончательная и бесповоротная. Никакие реанимационные процедуры уже не смогут вернуть человека к жизни.
Смертью мозга называется состояние, при котором за пациента еще дышит аппарат, его сердце бьется (само или с помощью каких-то лекарств), но мозг уже погиб.
— Дело в том, — разъясняет ситуацию нейрохирург Матвей Лифшиц, — что у сердца своя собственная проводящая и возбуждающая система. Оно может биться в автономном режиме, без влияния вышележащих нервных структур. А вот мозг без сердца работать не может.
В этом случае в развитых странах ставится вопрос о том, чтобы забрать у человека здоровые и дееспособные органы для трансплантации их людям, которые в этом нуждаются.
Термин «клиническая смерть» обычно используется для ситуаций, развившихся внезапно и остро: был здоровый человек, и вдруг — бац! — инфаркт миокарда. Из-за остановки сердца и дыхания у него развивается гипоксия — недостаток кислорода в крови. В это время клетки коры головного мозга, которым по-прежнему нужно питаться, начинают расщеплять глюкозу и другие энергетические продукты при помощи анаэробного гликолиза. То есть без использования кислорода. Это приводит к быстрому накоплению в тканях недоокисленных продуктов обмена. И как следствие — к гибели мозга, а затем и к биологической смерти человека.
Программа «Совместное исследование» (Collaborative Study), организованная американским Национальным институтом неврологических заболеваний и инсульта (National Institute of Neurological and Communicative Disorders and Stroke), показала: 68,59% клинических смертей заканчиваются биологической смертью, 22,66% — смертью мозга, и лишь 8,75% — восстановлением пациента. При этом степень восстановления может быть разной — в одном случае человек становится полностью здоров, а в другом — погружается в хроническое вегетативное состояние. То есть, грубо говоря, превращается в овощ.
Статистика, конечно, не самая радостная. Тем не менее клиническая смерть — обратимый этап умирания: видимые признаки жизни — сознание, дыхание, сердцебиение и нервно-рефлекторные реакции на внешние воздействия (например, зрачков на свет) — уже отсутствуют, но обменные процессы в тканях еще сохраняются, а значит, время на восстановление жизненных функций еще есть. Правда, совсем немного, поскольку запасы гликогена в мозге довольно быстро истощаются.
В обычных условиях на это уходит от 3 до 6 минут. В необычных — при искусственно пониженной температуре тела, применении фармакологических средств и проведении реанимационных процедур — клиническая смерть может значительно продлеваться. Насколько — зависит от конкретных условий. Адепты криосохранения, например, утверждают, что правильно и вовремя замороженное в жидком азоте (–200оС) тело может ждать своего воскрешения столько, сколько потребуется — до тех пор, пока медицина не научится воскрешать мертвых и лечить неизлечимые болезни. А несколько лет назад в Норвегии врачам удалось вернуть к жизни мальчика, провалившегося под лед и извлеченного из воды лишь через 40 минут. Внезапная гипотермия сохранила жизнеспособность мозга в 10 раз дольше нормального срока.
Вид сверху лучше
ЧТО ГОВОРЯТ: Четверть пациентов, очнувшихся после клинической смерти и помнящих хоть что-то, утверждают, что выходили из собственного тела, видели себя со стороны или парили над операционным столом.
РЕАЛЬНОСТЬ: Как показывает практика, для того чтобы увидеть себя со стороны, умирать совсем не обязательно. Достаточно хорошенько представлять, как ты выглядишь, и устроить небольшую взбучку собственному мозгу. Например, заняться йогой, или испытать кислородное голодание где-нибудь высоко в горах, или — что работает лучше всего — случайно возбудить ангулярную извилину, находящуюся в правой височной доли и напрямую связанную с органами зрения, осязания и равновесия. Возбудившись, эта извилина, по утверждению доктора Олафа Бланке из университетской больницы в Женеве, посылает зрительному нерву настолько мощный сигнал, что в коре головного мозга рисуется полная картина положения тела в пространстве. Зрение как бы выворачивается наизнанку, и человек видит себя со стороны.
И будет музыка звучать
ЧТО ГОВОРЯТ: Выходя из тела, человеческая душа не утрачивает способности слышать. Есть масса рассказов о том, как бестелесный дух слышал разговоры врачей в операционной и отчетливо запомнил, как главный хирург крикнул медсестре: «Где круглая пилка для кости?!»
РЕАЛЬНОСТЬ: Если пациент что-либо и слышит, то уж во всяком случае сам, своими ушами и, скорее всего, до момента наступления клинической смерти. Дело в том, что волокна слухового нерва покрывают достаточно большую поверхность коры головного мозга и их отключение происходит не моментально, а постепенно, не приводя к мгновенной и полной потере слуха. Более того, именно участки, отвечающие за слух, не теряют работоспособности дольше всего: они выходят из строя последними, а включаются первыми. Это, кстати, факт широко известный в медицинской практике: даже когда больной уже никак не реагирует на внешние раздражители, он все еще может слышать, о чем говорят вокруг него. Правда, понять что-либо ему вряд ли удастся.
— Меня во время операции волнуют не какие-то общие, киношные фразы, — комментирует нейрохирург Матвей Лифшиц. — Если я спрошу анестезиолога о том, как себя чувствует пациент, он мне ответит, какие у него пульс, оксигинация, уровень гемоглобина и давление… Неподготовленному человеку будет сложно понять, о чем мы говорим.
Расплывчатые образы
ЧТО ГОВОРЯТ: В момент смерти перед человеком предстают расплывчатые образы неких существ, облаченных в яркие белые одежды. Многие уверены, что в таком виде перед человеком являются ангелы, пришедшие сказать, что время его на Земле еще не окончено.
РЕАЛЬНОСТЬ: Зрительный корковый анализатор — очень ранимая часть мозга. Даже при обычных, не смертельных потерях крови у человека могут наблюдаться расстройства зрения и даже временная слепота. Свет, доходящий до мозговой коры, в это время воспринимается недифференцированно, то есть без четкой фиксации форм того предмета, который попадает в поле зрения больного. При этом резкий скачок давления во время агонии или в постреанимационный период делает зрительное восприятие еще более ярким, однако резкости картинке, к сожалению, не добавляет. Дело в том, что дифференцирование зрительного восприятия — процесс гораздо более сложный, чем восприятие света, и на его восстановление требуется значительно больше времени. Именно поэтому медсестра в белом халате будет воспринята как яркое белое пятно с человеческими чертами. Иногда даже имеет место ангельский голос.
Свет в конце тоннеля
ЧТО ГОВОРЯТ: Освободившись от бренного тела, душа отправляется вверх, в лучшие миры. И путь туда лежит сквозь темный коридор, в конце которого пылает яркий белый свет.
РЕАЛЬНОСТЬ: Если сердце биться перестало, в мозг перестает поступать обогащенная кислородом кровь. Свет в конце тоннеля — результат как раз такого кислородного голодания мозга, провоцирующего умирание зрительной доли коры больших полушарий. Все эти процессы приводят к тому, что поле зрения резко сужается. В нем остается лишь узкая полоса, обеспечивающая центральное, так называемое трубное зрение. Оно-то и рождает тот самый тоннель.
Вся жизнь перед глазами
ЧТО ГОВОРЯТ: В момент смерти перед глазами умирающего проходит вся его жизнь. Он вспоминает образ давно умершей бабушки, просматривает наиболее яркие моменты прошедшей жизни. Прекрасное пособие для каждого, кто готовится предстать перед Страшным судом.
РЕАЛЬНОСТЬ: Уже сам тот факт, что перед глазами проносятся картины прожитой жизни, свидетельствует о том, что Страшного суда сегодня не будет. Дело в том, что увидеть эти картины можно только вернувшись из состояния клинической смерти. Почему? Все очень просто. Процесс угасания функций ЦНС и умирания начинается с более молодых структур мозга, а заканчивается более древними. При этом никаких картин в мозгу не возникает. А появляются они лишь в тот момент, когда мозг начинает обратно включаться в работу. И поскольку происходит это в обратном порядке — сначала «воскресают» старые структуры мозга, а затем и новые, — в сознании всплывают сначала яркие образы из детства, а уж потом — внешность первой девушки и руль первого автомобиля.
СКОЛЬКО ВЕШАТЬ В ГРАММАХ?
После появления в прокате фильма Алехандро Инарриту «21 грамм» (с Шонном Пенном и Бенисио Дель Торро в главных ролях) наличие человеческой души многие считают фактом бесспорным и медицински доказанным. Есть ведь данные: после смерти человек теряет в весе ровно 21 г, значит, столько и весит его душа. Скептичные медики объясняют и этот феномен.
На самом деле человек теряет не ровно 21 г. В среднем в процессе умирания (а не после смерти!) человек становится легче на 0,06-0,1% собственного веса. Происходит это, как говорят, во время агонии. И, скорее всего, за счет полного истощения митохондрий клеток.
Уверенности, конечно, нет и у врачей. Уж слишком проблематично отслеживать точный вес человека в такой момент, исключив все погрешности. Кроме того, дыхание при агонии не имеет стабильного ритма, а вдох — стабильного объема, поэтому корректно рассчитать объем потерянной при выдохе воды совершенно невозможно.
А вот на животных такой эксперимент уже проводился. Всего в нем участвовали четыре подопытные крысы, каждая из которых получила смертельную дозу стрихнина. При этом две из них были помещены на весы в сосудах без крышки, а две другие — в герметично закрытых стаканах. Изменение взвешиваемой массы произошло только в первых двух случаях, что доказывает: потери веса во время умирания вызваны естественными физическими процессами, влияние которых можно исключить, герметизировав исследуемый объект. Если ты очень заинтересован этой проблемой, можешь указать в собственном завещании, чтобы перед смертью тебя загерметизировали и проверили: насколько ты бездушный или, наоборот, душевный человек.
ВЫХОЖУ Я ОДНАЖДЫ ИЗ ТЕЛА…
Свидетельств о «предсмертном опыте» с каждым годом становится все больше. Три года назад по интернету прокатилась волна сообщений о боснийском сербе Любомире Цебиче, пережившем клиническую смерть 17 раз подряд!
— Меня посылали к Богу, но врачи каждый раз возвращали меня назад, когда я уже стоял перед воротами апостола Петра, — сказал 64-летний Цебич газете «Глас Српски», когда пришел в себя. — Помню, как я вышел из собственного тела и услышал слова доктора: «Любомир, дыши! Любомир, дыши!»
Не менее интересные истории о своих клинических смертях рассказывают многие голливудские звезды.
Актриса Джейн Сеймур, известная у нас как доктор Куин — женщина-врач, однажды сама стала жертвой медицинской ошибки. Врачи вкололи ей ударную дозу пенициллина, на который у гражданки Сеймур, оказывается, аллергия. Так простой грипп обернулся «предсмертным опытом».
«Я покинула свое тело. У меня было такое чувство, как будто я вижу себя на кровати, в окружении людей, которые пытаются вернуть меня к жизни. Я смотрела на них с потолка комнаты. В тот момент вся жизнь промелькнула перед моими глазами. Но я не думала о том, как бы выиграть «Эмми», я думала только о том, что я хочу жить. Что еще не готова умирать».
Актер Эрик Робертс погорел на любви к собакам.
«В то время мы с моим псом путешествовали по Коннектикуту. Обычно такой спокойный, он внезапно начал отвлекать меня от дороги. Я не смог удержать руль и вылетел на обочину. Очнулся я только через несколько дней в больничной палате. Я не знаю, была ли у меня клиническая смерть, но порой мне казалось, что я лечу к яркому свету. И иногда я слышал звуки, напоминающие собачий лай».
Бабушка эротического триллера Шарон Стоун побывала между жизнью и смертью в 2001 году. Причиной послужил инсульт.
«Я находилась в воронке из белого света и как будто исчезла, поднимаясь все выше и выше к этому блестящему и яркому свету. Там я увидела своих друзей, они меня приветствовали. Но очень скоро все это закончилось, и я снова была в своем теле и в своей комнате».
Известный у нас по рекламе шампуня от перхоти и фильму «Смертоносный мститель» Эрик Эстрада попал в аварию на мотоцикле во время съемок.
«Внезапно я очутился в длинном коридоре с ярким светом, прекрасной музыкой и ощущением полного спокойствия. Но что-то не давало мне двигаться дальше. Это был голос. Он говорил: «Ты должен вернуться! Тебя ждет столько дел! Ты добился успеха и славы, но ты еще не достиг личного счастья и душевного покоя». Голос говорил настолько убедительно, что я решил, что мне действительно надо вернуться».
Еще один байкер-неудачник — Оззи Озборн. Впрочем, если бы не две клинические смерти, которые он пережил после аварии, пожиратель летучих мышей вряд ли бы очутился на страницах МН.
«Если бы не мой телохранитель, который два раза сделал мне искусственное дыхание по дороге в больницу, меня бы уже не было в живых. Я не знал, где я нахожусь и как долго. Я видел белый свет, который пробивался через темноту. Но там не было ангелов, чувака с дудками или старика с белой бородой!»
А актер Дональд Сазерленд познакомился с NDE в 1979-м, когда болел менингитом.
«У меня ужасно болела голова, все тело билось в лихорадке! Как вдруг недомогание исчезло. Я вознесся над своим телом, окруженный нежным голубым светом. Я парил по длинному тоннелю, все дальше от кровати... но потом внезапно вновь оказался в своем теле. Только потом врачи сказали мне, что несколько минут я был клинически мертв».
ВЫБЕРИ СВОЕ
Идея жизни после смерти появилась одновременно с зарождением религии на земле. При этом каждая картина мироздания подразумевает свое видение загробной жизни. Как утверждают историки, практически все они стали результатами видений жрецов и шаманов.
Души воинов ацтеков после смерти проходят ряд испытаний: переправиться через глубокую реку, охраняемую желтой собакой, проскочить между двумя сталкивающимися горами, выстоять под напором ледяного ветра, подвергнуться нападению диких зверей и т.д. (если ты помнишь старинную компьютерную игру Prehistorik, то это оно самое). Естественно, выдержать эти испытания могла только «чистая душа», наградой для которой станет один из трех райских миров (чем чище душа, тем комфортнее рай). Ну а душе трусливой не оставалось ничего иного, как отправиться в один-единственный ад — Миктлан, царство абсолютной вечной тьмы.
Первое описание «взвешивания душ» можно отыскать в «Египетской книге мертвых». Именно туда отправлялись древние египтяне после смерти. Суд в Зале Двух Истин происходил по следующей схеме: сердце умершего помещалось на чашу весов, а на другую клали перо богини Маат, символ истины и справедливости. Если сердце оказывалось тяжелее, душу проглатывал Пожиратель Душ. В противном случае она отправлялась в блаженное царство Осириса. По этой причине египтяне очень боялись смерти.
А граждане африканской народности тумбука, населяющей Малави, к смерти относятся легко. Они верят: после смерти душа старца вновь становится молодой и отправляется в подземный мир духов, где никогда не бывает несчастной или голодной.
Красочными описаниями райских мест наполнена и индийская мифология. Душу тут встречает вождь мертвых Яма-Ями. Он же провожает ее в царство света, расположенное на внешнем небе, где умершие наслаждаются музыкой и воплощают свои сексуальные мечты.
А вот греческое царство мертвых Аид, куда через подземную реку Стикс души перевозит стражник Харон, веселым не назовешь. Тут царит «безотрадная тьма». Тем же, кто лично оскорбил Зевса, предстояло и вовсе пасть в бездонную пропасть Тартар и подвергаться там вечным ужасным мучениям.
Однако самое красочное описание загробного путешествия можно найти в мифологии индейцев племени уичоли, живущих в Мексике. Каждой душе предстоит оказаться на развилке у Черных Скал. Здесь праведный воин повернет направо, а совершивший кровосмешение или имевший сексуальную связь с испанкой — налево, где его ждет ряд жутких испытаний. Например, протыкание огромной колючкой, сожжение очищающим огнем. Кроме того, нечестивец должен будет пить горячую, дурно пахнущую воду, кишащую червями и наполненную грязью. И только после этого он сможет вернуться к развилке и пойти по правой тропе.
К этому описанию переживания так называемого предсмертного опыта (Near-death Experience, или просто NDE, как называют это явление на Западе), взятому из романа известного французского писателя Бернарда Вербера «Танатонавты», можно было бы добавить еще несколько подробностей. Обратившись, например, к старенькой (первое издание появилось еще в 1975 г.) книге философа и психолога Раймонда Моуди «Жизнь после жизни», в которой автор собрал более ста свидетельств очевидцев на эту тему. В конце концов, что же это за смерть, при которой ни тебе темного тоннеля с ярким светом в конце, ни пугающего шума и загробных голосов, ни мелькающих перед глазами картинок из прожитой жизни, ни встречи с умершими родственниками? Неполноценная какая-то кончина получается.
Впрочем, характеризовать смерть с позиции человеческих переживаний и оценивать количеством видений — не совсем правильно. Стоит, пожалуй, обратиться к медицинской терминологии.
Живительная прохлада
Звучит немного странно, но врачи различают три, скажем так, вида смерти: биологическую, клиническую и смерть мозга.
Под биологической смертью понимается полная остановка всех физиологических процессов в клетках и тканях организма. Это смерть окончательная и бесповоротная. Никакие реанимационные процедуры уже не смогут вернуть человека к жизни.
Смертью мозга называется состояние, при котором за пациента еще дышит аппарат, его сердце бьется (само или с помощью каких-то лекарств), но мозг уже погиб.
— Дело в том, — разъясняет ситуацию нейрохирург Матвей Лифшиц, — что у сердца своя собственная проводящая и возбуждающая система. Оно может биться в автономном режиме, без влияния вышележащих нервных структур. А вот мозг без сердца работать не может.
В этом случае в развитых странах ставится вопрос о том, чтобы забрать у человека здоровые и дееспособные органы для трансплантации их людям, которые в этом нуждаются.
Термин «клиническая смерть» обычно используется для ситуаций, развившихся внезапно и остро: был здоровый человек, и вдруг — бац! — инфаркт миокарда. Из-за остановки сердца и дыхания у него развивается гипоксия — недостаток кислорода в крови. В это время клетки коры головного мозга, которым по-прежнему нужно питаться, начинают расщеплять глюкозу и другие энергетические продукты при помощи анаэробного гликолиза. То есть без использования кислорода. Это приводит к быстрому накоплению в тканях недоокисленных продуктов обмена. И как следствие — к гибели мозга, а затем и к биологической смерти человека.
Программа «Совместное исследование» (Collaborative Study), организованная американским Национальным институтом неврологических заболеваний и инсульта (National Institute of Neurological and Communicative Disorders and Stroke), показала: 68,59% клинических смертей заканчиваются биологической смертью, 22,66% — смертью мозга, и лишь 8,75% — восстановлением пациента. При этом степень восстановления может быть разной — в одном случае человек становится полностью здоров, а в другом — погружается в хроническое вегетативное состояние. То есть, грубо говоря, превращается в овощ.
Статистика, конечно, не самая радостная. Тем не менее клиническая смерть — обратимый этап умирания: видимые признаки жизни — сознание, дыхание, сердцебиение и нервно-рефлекторные реакции на внешние воздействия (например, зрачков на свет) — уже отсутствуют, но обменные процессы в тканях еще сохраняются, а значит, время на восстановление жизненных функций еще есть. Правда, совсем немного, поскольку запасы гликогена в мозге довольно быстро истощаются.
В обычных условиях на это уходит от 3 до 6 минут. В необычных — при искусственно пониженной температуре тела, применении фармакологических средств и проведении реанимационных процедур — клиническая смерть может значительно продлеваться. Насколько — зависит от конкретных условий. Адепты криосохранения, например, утверждают, что правильно и вовремя замороженное в жидком азоте (–200оС) тело может ждать своего воскрешения столько, сколько потребуется — до тех пор, пока медицина не научится воскрешать мертвых и лечить неизлечимые болезни. А несколько лет назад в Норвегии врачам удалось вернуть к жизни мальчика, провалившегося под лед и извлеченного из воды лишь через 40 минут. Внезапная гипотермия сохранила жизнеспособность мозга в 10 раз дольше нормального срока.
Вид сверху лучше
ЧТО ГОВОРЯТ: Четверть пациентов, очнувшихся после клинической смерти и помнящих хоть что-то, утверждают, что выходили из собственного тела, видели себя со стороны или парили над операционным столом.
РЕАЛЬНОСТЬ: Как показывает практика, для того чтобы увидеть себя со стороны, умирать совсем не обязательно. Достаточно хорошенько представлять, как ты выглядишь, и устроить небольшую взбучку собственному мозгу. Например, заняться йогой, или испытать кислородное голодание где-нибудь высоко в горах, или — что работает лучше всего — случайно возбудить ангулярную извилину, находящуюся в правой височной доли и напрямую связанную с органами зрения, осязания и равновесия. Возбудившись, эта извилина, по утверждению доктора Олафа Бланке из университетской больницы в Женеве, посылает зрительному нерву настолько мощный сигнал, что в коре головного мозга рисуется полная картина положения тела в пространстве. Зрение как бы выворачивается наизнанку, и человек видит себя со стороны.
И будет музыка звучать
ЧТО ГОВОРЯТ: Выходя из тела, человеческая душа не утрачивает способности слышать. Есть масса рассказов о том, как бестелесный дух слышал разговоры врачей в операционной и отчетливо запомнил, как главный хирург крикнул медсестре: «Где круглая пилка для кости?!»
РЕАЛЬНОСТЬ: Если пациент что-либо и слышит, то уж во всяком случае сам, своими ушами и, скорее всего, до момента наступления клинической смерти. Дело в том, что волокна слухового нерва покрывают достаточно большую поверхность коры головного мозга и их отключение происходит не моментально, а постепенно, не приводя к мгновенной и полной потере слуха. Более того, именно участки, отвечающие за слух, не теряют работоспособности дольше всего: они выходят из строя последними, а включаются первыми. Это, кстати, факт широко известный в медицинской практике: даже когда больной уже никак не реагирует на внешние раздражители, он все еще может слышать, о чем говорят вокруг него. Правда, понять что-либо ему вряд ли удастся.
— Меня во время операции волнуют не какие-то общие, киношные фразы, — комментирует нейрохирург Матвей Лифшиц. — Если я спрошу анестезиолога о том, как себя чувствует пациент, он мне ответит, какие у него пульс, оксигинация, уровень гемоглобина и давление… Неподготовленному человеку будет сложно понять, о чем мы говорим.
Расплывчатые образы
ЧТО ГОВОРЯТ: В момент смерти перед человеком предстают расплывчатые образы неких существ, облаченных в яркие белые одежды. Многие уверены, что в таком виде перед человеком являются ангелы, пришедшие сказать, что время его на Земле еще не окончено.
РЕАЛЬНОСТЬ: Зрительный корковый анализатор — очень ранимая часть мозга. Даже при обычных, не смертельных потерях крови у человека могут наблюдаться расстройства зрения и даже временная слепота. Свет, доходящий до мозговой коры, в это время воспринимается недифференцированно, то есть без четкой фиксации форм того предмета, который попадает в поле зрения больного. При этом резкий скачок давления во время агонии или в постреанимационный период делает зрительное восприятие еще более ярким, однако резкости картинке, к сожалению, не добавляет. Дело в том, что дифференцирование зрительного восприятия — процесс гораздо более сложный, чем восприятие света, и на его восстановление требуется значительно больше времени. Именно поэтому медсестра в белом халате будет воспринята как яркое белое пятно с человеческими чертами. Иногда даже имеет место ангельский голос.
Свет в конце тоннеля
ЧТО ГОВОРЯТ: Освободившись от бренного тела, душа отправляется вверх, в лучшие миры. И путь туда лежит сквозь темный коридор, в конце которого пылает яркий белый свет.
РЕАЛЬНОСТЬ: Если сердце биться перестало, в мозг перестает поступать обогащенная кислородом кровь. Свет в конце тоннеля — результат как раз такого кислородного голодания мозга, провоцирующего умирание зрительной доли коры больших полушарий. Все эти процессы приводят к тому, что поле зрения резко сужается. В нем остается лишь узкая полоса, обеспечивающая центральное, так называемое трубное зрение. Оно-то и рождает тот самый тоннель.
Вся жизнь перед глазами
ЧТО ГОВОРЯТ: В момент смерти перед глазами умирающего проходит вся его жизнь. Он вспоминает образ давно умершей бабушки, просматривает наиболее яркие моменты прошедшей жизни. Прекрасное пособие для каждого, кто готовится предстать перед Страшным судом.
РЕАЛЬНОСТЬ: Уже сам тот факт, что перед глазами проносятся картины прожитой жизни, свидетельствует о том, что Страшного суда сегодня не будет. Дело в том, что увидеть эти картины можно только вернувшись из состояния клинической смерти. Почему? Все очень просто. Процесс угасания функций ЦНС и умирания начинается с более молодых структур мозга, а заканчивается более древними. При этом никаких картин в мозгу не возникает. А появляются они лишь в тот момент, когда мозг начинает обратно включаться в работу. И поскольку происходит это в обратном порядке — сначала «воскресают» старые структуры мозга, а затем и новые, — в сознании всплывают сначала яркие образы из детства, а уж потом — внешность первой девушки и руль первого автомобиля.
СКОЛЬКО ВЕШАТЬ В ГРАММАХ?
После появления в прокате фильма Алехандро Инарриту «21 грамм» (с Шонном Пенном и Бенисио Дель Торро в главных ролях) наличие человеческой души многие считают фактом бесспорным и медицински доказанным. Есть ведь данные: после смерти человек теряет в весе ровно 21 г, значит, столько и весит его душа. Скептичные медики объясняют и этот феномен.
На самом деле человек теряет не ровно 21 г. В среднем в процессе умирания (а не после смерти!) человек становится легче на 0,06-0,1% собственного веса. Происходит это, как говорят, во время агонии. И, скорее всего, за счет полного истощения митохондрий клеток.
Уверенности, конечно, нет и у врачей. Уж слишком проблематично отслеживать точный вес человека в такой момент, исключив все погрешности. Кроме того, дыхание при агонии не имеет стабильного ритма, а вдох — стабильного объема, поэтому корректно рассчитать объем потерянной при выдохе воды совершенно невозможно.
А вот на животных такой эксперимент уже проводился. Всего в нем участвовали четыре подопытные крысы, каждая из которых получила смертельную дозу стрихнина. При этом две из них были помещены на весы в сосудах без крышки, а две другие — в герметично закрытых стаканах. Изменение взвешиваемой массы произошло только в первых двух случаях, что доказывает: потери веса во время умирания вызваны естественными физическими процессами, влияние которых можно исключить, герметизировав исследуемый объект. Если ты очень заинтересован этой проблемой, можешь указать в собственном завещании, чтобы перед смертью тебя загерметизировали и проверили: насколько ты бездушный или, наоборот, душевный человек.
ВЫХОЖУ Я ОДНАЖДЫ ИЗ ТЕЛА…
Свидетельств о «предсмертном опыте» с каждым годом становится все больше. Три года назад по интернету прокатилась волна сообщений о боснийском сербе Любомире Цебиче, пережившем клиническую смерть 17 раз подряд!
— Меня посылали к Богу, но врачи каждый раз возвращали меня назад, когда я уже стоял перед воротами апостола Петра, — сказал 64-летний Цебич газете «Глас Српски», когда пришел в себя. — Помню, как я вышел из собственного тела и услышал слова доктора: «Любомир, дыши! Любомир, дыши!»
Не менее интересные истории о своих клинических смертях рассказывают многие голливудские звезды.
Актриса Джейн Сеймур, известная у нас как доктор Куин — женщина-врач, однажды сама стала жертвой медицинской ошибки. Врачи вкололи ей ударную дозу пенициллина, на который у гражданки Сеймур, оказывается, аллергия. Так простой грипп обернулся «предсмертным опытом».
«Я покинула свое тело. У меня было такое чувство, как будто я вижу себя на кровати, в окружении людей, которые пытаются вернуть меня к жизни. Я смотрела на них с потолка комнаты. В тот момент вся жизнь промелькнула перед моими глазами. Но я не думала о том, как бы выиграть «Эмми», я думала только о том, что я хочу жить. Что еще не готова умирать».
Актер Эрик Робертс погорел на любви к собакам.
«В то время мы с моим псом путешествовали по Коннектикуту. Обычно такой спокойный, он внезапно начал отвлекать меня от дороги. Я не смог удержать руль и вылетел на обочину. Очнулся я только через несколько дней в больничной палате. Я не знаю, была ли у меня клиническая смерть, но порой мне казалось, что я лечу к яркому свету. И иногда я слышал звуки, напоминающие собачий лай».
Бабушка эротического триллера Шарон Стоун побывала между жизнью и смертью в 2001 году. Причиной послужил инсульт.
«Я находилась в воронке из белого света и как будто исчезла, поднимаясь все выше и выше к этому блестящему и яркому свету. Там я увидела своих друзей, они меня приветствовали. Но очень скоро все это закончилось, и я снова была в своем теле и в своей комнате».
Известный у нас по рекламе шампуня от перхоти и фильму «Смертоносный мститель» Эрик Эстрада попал в аварию на мотоцикле во время съемок.
«Внезапно я очутился в длинном коридоре с ярким светом, прекрасной музыкой и ощущением полного спокойствия. Но что-то не давало мне двигаться дальше. Это был голос. Он говорил: «Ты должен вернуться! Тебя ждет столько дел! Ты добился успеха и славы, но ты еще не достиг личного счастья и душевного покоя». Голос говорил настолько убедительно, что я решил, что мне действительно надо вернуться».
Еще один байкер-неудачник — Оззи Озборн. Впрочем, если бы не две клинические смерти, которые он пережил после аварии, пожиратель летучих мышей вряд ли бы очутился на страницах МН.
«Если бы не мой телохранитель, который два раза сделал мне искусственное дыхание по дороге в больницу, меня бы уже не было в живых. Я не знал, где я нахожусь и как долго. Я видел белый свет, который пробивался через темноту. Но там не было ангелов, чувака с дудками или старика с белой бородой!»
А актер Дональд Сазерленд познакомился с NDE в 1979-м, когда болел менингитом.
«У меня ужасно болела голова, все тело билось в лихорадке! Как вдруг недомогание исчезло. Я вознесся над своим телом, окруженный нежным голубым светом. Я парил по длинному тоннелю, все дальше от кровати... но потом внезапно вновь оказался в своем теле. Только потом врачи сказали мне, что несколько минут я был клинически мертв».
ВЫБЕРИ СВОЕ
Идея жизни после смерти появилась одновременно с зарождением религии на земле. При этом каждая картина мироздания подразумевает свое видение загробной жизни. Как утверждают историки, практически все они стали результатами видений жрецов и шаманов.
Души воинов ацтеков после смерти проходят ряд испытаний: переправиться через глубокую реку, охраняемую желтой собакой, проскочить между двумя сталкивающимися горами, выстоять под напором ледяного ветра, подвергнуться нападению диких зверей и т.д. (если ты помнишь старинную компьютерную игру Prehistorik, то это оно самое). Естественно, выдержать эти испытания могла только «чистая душа», наградой для которой станет один из трех райских миров (чем чище душа, тем комфортнее рай). Ну а душе трусливой не оставалось ничего иного, как отправиться в один-единственный ад — Миктлан, царство абсолютной вечной тьмы.
Первое описание «взвешивания душ» можно отыскать в «Египетской книге мертвых». Именно туда отправлялись древние египтяне после смерти. Суд в Зале Двух Истин происходил по следующей схеме: сердце умершего помещалось на чашу весов, а на другую клали перо богини Маат, символ истины и справедливости. Если сердце оказывалось тяжелее, душу проглатывал Пожиратель Душ. В противном случае она отправлялась в блаженное царство Осириса. По этой причине египтяне очень боялись смерти.
А граждане африканской народности тумбука, населяющей Малави, к смерти относятся легко. Они верят: после смерти душа старца вновь становится молодой и отправляется в подземный мир духов, где никогда не бывает несчастной или голодной.
Красочными описаниями райских мест наполнена и индийская мифология. Душу тут встречает вождь мертвых Яма-Ями. Он же провожает ее в царство света, расположенное на внешнем небе, где умершие наслаждаются музыкой и воплощают свои сексуальные мечты.
А вот греческое царство мертвых Аид, куда через подземную реку Стикс души перевозит стражник Харон, веселым не назовешь. Тут царит «безотрадная тьма». Тем же, кто лично оскорбил Зевса, предстояло и вовсе пасть в бездонную пропасть Тартар и подвергаться там вечным ужасным мучениям.
Однако самое красочное описание загробного путешествия можно найти в мифологии индейцев племени уичоли, живущих в Мексике. Каждой душе предстоит оказаться на развилке у Черных Скал. Здесь праведный воин повернет направо, а совершивший кровосмешение или имевший сексуальную связь с испанкой — налево, где его ждет ряд жутких испытаний. Например, протыкание огромной колючкой, сожжение очищающим огнем. Кроме того, нечестивец должен будет пить горячую, дурно пахнущую воду, кишащую червями и наполненную грязью. И только после этого он сможет вернуться к развилке и пойти по правой тропе.
Комментарии13