кто такие ПРОМОУТЕРЫ
работы пормоутера тяжела, но весела! =)
интервью одного из самых продвинутых украинских промоутеров - Антона Абдулаева
интервью одного из самых продвинутых украинских промоутеров - Антона Абдулаева
В интервью промоутер концертного агентства АСА Антон Абдулаев рассказал, что:
1) слухи о капризности звезд сильно преувеличены
2) на частных выступлениях зарабатывают больше, чем на массовых концертах
3) ни один иностранный исполнитель не заработал в Украине больше $1 млн
Что изменилось за последние пять лет в концертном бизнесе?
— Только одно: выросло благосостояние украинцев. Этот рынок — лакмусовая бумажка экономики. От уровня жизни в стране зависит количество проведенных концертов и масштабы приезжающих исполнителей. С развитием страны развивается шоу-бизнес, увеличиваются рекламные бюджеты и желание потенциальных спонсоров участвовать в этом бизнесе. У промоутеров, соответственно, появляется возможность пригласить известных артистов и на этом зарабатывать. Сегодня украинцы могут не только купить новые джинсы, но и потратить часть своих доходов на развлечения.
Сколько концертов зарубежных звезд проведено в Украине с начала года?
— Смотря кого называть «звездой». Если любого ди-джея с гонораром $1 тыс. — подсчитать сложно. Если речь идет об исполнителях от пятого эшелона и выше, то таких концертов было не более двух десятков. Это приблизительно на четверть больше, чем за первое полугодие прошлого года. Даже в июне — «мертвом сезоне» для концертного бизнеса — Киев посетили четыре всемирно известных исполнителя — Jamiroquai, 50 Cent, Black Eyed Peas и Rasmus.
Изменился ли за последние годы статус приглашаемых звезд?
— Да. Например, сейчас трудно найти у нас в стране или в Европе исполнителя популярнее американской группы Black Eyed Peas. Причем мы опередили российских промоутеров. Группа, которая не была в России, первой приехала в Киев...
...по пути в Москву?
— Нет, в Москву Black Eyed Peas приехали намного позже. В Киеве было абсолютно отдельное шоу. Наша букинговая сеть Charmenko (гарант и супервайзер тура, купленного АСА. — Прим. Контрактов) договорилась с менеджментом артистов, что они выступят в Братиславе, Киеве и Стамбуле. Логистика была выстроена именно таким образом.
И как продавались билеты на июньские концерты Black Eyed Peas?
— На выступлении американской группы был sold out (аншлаг. — Прим. Контрактов). На концерт пришло более 10 тыс. человек, билеты стоили от 150 до 750 грн. А вот выступление не менее известной английской группы Jamiroquai, напротив, оказалось убыточным. Проект не продали в необходимом количестве спонсорам, соответственно, рекламы концерта было меньше. Сказались летний период отпусков и чемпионат мира по футболу.
Имидж страны влияет на решение артиста приехать с концертом?
— Скорее влияет имидж промоутера. К сожалению, есть компании, которые своей непрофессиональной работой портят этот рынок. Это негативно отображается на имидже концертной деятельности в стране. Тяжело убедить артиста приехать, если у него был не очень хороший опыт с каким-то локальным промоутером.
Почему отменили киевский концерт Роджера Уотерса из Pink Floyd?
— Я не хочу вдаваться в подробности, поскольку Уотерса приглашало не наше агентство. Мы вели переговоры с менеджером Роджера задолго до того, как в Киеве появились первые афиши. Зато ситуация с отменой концерта сыграла нам на руку. Эндрю Звек (Andrew Zweck — агент Уотерса. — Прим. Контрактов), сказал: «Если в Киев и приедет Уотерс, то организаторами концерта будет АСА. Мы ведем переговоры о проведении его концерта в 2007 году. Правда, случай с киевским «выступлением» Уотерса может негативно повлиять на продажу билетов.
Как часто зарубежные звезды отказываются посетить Украину с концертом?
— Очень часто и, как правило, не объясняя причину отказа. Иногда им не позволяет приехать логистика тура. Артисты мирового масштаба всегда возят с собой команду помощников, поэтому они продумывают, насколько удобно для них ехать в ту или иную страну, сколько они на этом потеряют времени, сил и денег, какие могут возникнуть риски и т. д.
Но в первую очередь артист смотрит на гонорарное предложение. А тут интересы организаторов не всегда могут совпадать с его запросами. Промоутер рассчитывает зарплату исполнителя, исходя из предполагаемой прибыли проекта. Грубо говоря, одному и тому же артисту вчера мы могли предложить гонорар в $100 тыс., поскольку знали, что на нем заработаем, а сегодня не предложим и $20 тыс., потому что изменилась конъюнктура. И отбить в Украине $100 тыс. мы не сможем, несмотря на его мировую популярность.
Если не ошибаюсь, меньше чем за $300 тыс. артисты первого эшелона к нам не приезжают?
— Приблизительно все так и происходит.
Их гонорары могут доходить до $1 млн?
— Конечно, у многих артистов гонорары исчисляются и несколькими миллионами долларов. Только в нашей стране таких артистов никогда не было. И пока их приезд не планируется.
То есть гонорар Лучано Паваротти за прошлогодний концерт был меньше $1 млн?
— Ему заплатили среднестатистический гонорар, запрашиваемый артистами такого уровня. Учитывая наличие тяжелоалкогольного спонсора проекта — Союз-Виктан — это очень неплохо. К примеру, Паваротти отказал нашим партнерам на Востоке, предлагавшим гонорар вдвое больше киевского.
И все-таки — он получил меньше $1 млн?
— Значительно меньше... Конкретную цифру я назвать не могу по условиям договора (по информации Контрактов, гонорар Паваротти составил около $500 тыс. — Прим. Контрактов).
Прибыльнее организовывать концерты украинских звезд или западных?
— В Украине есть 2-3 артиста, собирающих полные залы — Океан Эльзы, ВВ и Верка Сердючка. С ними выгодно работать. Однако и затраты, и сборы по таким проектам небольшие. Рекламодатели не заплатят за выступление местных групп столько, сколько выделяется на спонсорство выступления групп с мировым именем. Так что выгоднее работать с иностранцами.
Сколько стоит организация одного концерта украинского топ-исполнителя?
— До $150 тыс. Это затраты на самый масштабный концерт (хорошее звукосветотехническое оборудование, дорогая промо-кампания, большой зал. — Прим. Контрактов).
Зато у наших гонорары намного меньше, а билеты стоят не так уж дешево...
— Не совсем так. К примеру, гонорар Океана Эльзы выше гонорара шведской группы Cardigans (по информации Контрактов, за один концерт группа просит $15-25 тыс. — Прим. Контрактов).
За рубежом украинские исполнители зарабатывают больше?
— Они там никому, кроме украинской диаспоры, не нужны. Если наши куда-то и ездят, то за очень небольшие гонорары: в клубы и на фестивали.
Тем не менее Руслана в Турции имела определенный успех...
— Она — единственная успешная певица, которая могла сольно «продаваться»! Причем это был очень короткий период после Евровидения. Сегодня ни один украинский артист в Европе сольно не соберет полный зал за билеты. Не потому что он плохой, а потому что там его никто не знает.
Работа промоутера начинается именно с раскрутки проекта?
— Нет. Мы начинаем с подписания контракта с исполнителем. Наше агентство является представителем крупного европейского букинга (европейской букинговой сети Сharmenko. — Прим. Контрактов). Мы постоянно получаем от них очень много информации о туровых планах артистов по всей Европе. Например, нам сообщают, что Майкл Джексон собирается в тур. Мы должны понимать, о какой сумме денег идет речь, какие у нас шансы заполучить этого артиста, и нужен ли он нам за такие деньги.
И сколько нужно предложить Майклу Джексону?
— Артист такого уровня меньше чем за $1 млн выступать не согласится. Если по неопытности называется сумма, которая для него будет оскорбительно низкой, — потом с тобой никто вообще не будет разговаривать.
Каков общий бюджет украинского концерта зарубежного исполнителя?
— От $20 тыс. до $1 млн. Хотя организация концерта, к примеру, In-Grid или Boney M вместе с гонораром может стоить и меньше $20 тыс. — это не очень дорогие артисты.
Сколько времени требуется промоутеру для подготовки концерта после подписания контракта с исполнителем?
— Все зависит от проекта. Но с момента продажи рекламы спонсору требуется до полутора недель для производства рекламной продукции и начала реализации билетов.
На что еще, помимо гонорара артисту, должен потратиться промоутер, чтобы концерт состоялся?
— После гонорара на втором месте по затратам находится маркетинг, или рекламная кампания концерта. Причем одна и та же рекламная сумма может понадобиться для артистов, гонорары которых отличаются в несколько раз. Бюджет промо-кампаний зависит от того, сколько заплатили спонсоры.
И во сколько в среднем обходится такая рекламная кампания?
— От $50 тыс. до $200-300 тыс.
Самые дорогие кампании назвать можете?
— Одна из самых дорогих — у июньского выступления Black Eyed Peas: кое-где до сих пор можно встретить биллборды с рекламой их концерта. К сожалению, конкретную сумму я назвать не могу — это одно из условий договора.
Чем вы руководствуетесь при выборе исполнителя?
— Его популярностью и экономической целесообразностью проекта. Затраты на концерт должны окупаться продажей билетов или частично рекламодателями. В нашей стране концертный бизнес на 100% завязан на спонсорстве. Ни один самый успешный проект не состоялся бы, если бы не наши партнеры. Они покупают право использования имени и образа артиста в рекламных целях. Это что-то пограничное между прямой рекламой и BTL.
По слухам, многие зарубежные артисты первой величины отказываются выступать на концерте, спонсором которого являются тяжелые алкогольные напитки?
— На самом деле таких мало. Так поступают Radiohead, Beastie Boys, Sting. Остальные спокойно относятся к такому спонсорству, если их устраивает гонорар. Правда, в этом случае заплатить придется больше — никто не хочет ассоциировать себя с водочным брендом за небольшие деньги.
За рубежом спонсорами концерта тоже выступают известные ТМ?
— Нет. Там есть большие концертные площадки (от 50 до 80 тыс. мест) и люди, готовые тратить на организацию концертов большие деньги.
Реклама — единственный способ завлечь зрителя на концерт?
— Не совсем. Наша компания внедряет технологию — «купи сегодня билет — завтра будет дороже». Это выгодно нам и выгодно аудитории. К сожалению, наша культура продажи билетов в корне отличается от западной. Там интернет-технологии дошли до того, что билеты на концерт распродаются за считанные минуты от начала продаж. В прибалтийских странах билеты в зал, подобный нашему Дворцу спорта (вмещает 10 тыс. зрителей. — Прим. Контрактов), продаются не месяцами или неделями, как у нас, а за несколько дней.
От чего зависит культура продаж?
— От уровня развития рынка. Проект Moby в Риге продавался и рекламировался исключительно через интернет. Тем не менее билеты были раскуплены за несколько дней. В Киеве на концерте Moby тоже был аншлаг, но мы продавали билеты почти месяц. Причем в день концерта билеты еще продавались.
На что еще тратится промоутер, кроме гонорара и маркетинга?
— Аренда зала, светозвукотехнического оборудования. Много денег отбирают гостиницы, потому что артисты 1-3 эшелона, приезжающие в составе от 20 человек, живут в самых дорогих апартаментах...
...и их надо развлекать?
— Нет, они же профессионалы. Промоутер не обязан платить за выпивку или развлечения артиста. У исполнителя есть тур-менеджер, распоряжающийся его деньгами и свободным временем. Если промоутер хочет произвести впечатление на артиста, он может, например, угостить его ужином в дорогом ресторане.
Выдвигают ли зарубежные звезды неосуществимые требования к нашим организаторам?
— Еще не было случая, чтобы мы не могли выполнить бытовой райдер (перечень требований артиста. — Прим. Контрактов). Они ведь профессионалы и понимают, что это работа, за которую получают большие деньги. Поэтому у них нет капризов и истерик, они не топают ногами, не говорят «хочу только так или до свидания». Артисты понимают, когда промоутер по объективным причинам не может выполнить требование. В этом случае организатору необходимо быть профессионалом, чтобы объяснить артисту, почему нельзя выполнить его условия. Например, есть продукты, которые к нам не завозятся — какие-то определенные кукурузные чипсы или экзотические фрукты. Они заменяются на аналогичные продукты либо просто вычеркиваются из райдера.
Какая часть затрат приходится на райдер?
— В бюджете концерта — это слезы, десятые доли процента общих затрат.
На чем зарабатывает промоутер?
— На продаже билетов. Если билеты продаются хорошо, то и зарабатываешь хорошо.
И какова ваша прибыль?
— Совсем небольшая. Если, например, спонсоры оплачивали бы расходы на организацию концерта, а в прибыль промоутера шли все деньги от продажи билетов, этим занимались бы очень многие. Но в действительности этот бизнес очень рискованный. Он строится на балансе двух вещей: денег, полученных от продажи спонсорам рекламного пакета, и от количества проданных билетов.
И все таки заработок промоутера исчисляется десятками или сотнями тысяч долларов?
— Не сотнями — наша маржа очень невелика.
Ваши самые успешные проекты?
— Moby, Black Eyed Peas и Лучано Паваротти.
Правда ли, что концерты для тех, кому за 35, прибыльнее молодежных?
— Нет, возрастной фактор не влияет на успешность проекта. Moby и Black Eyed Peas, рассчитанные на молодежную аудиторию, были куда успешнее концерта живой легенды — Криса Ри. Все дело в масштабах рекламных кампаний, вместимости зала и стоимости билетов.
Forbes утверждает, что организовывать частные вечеринки со звездами доходнее массовых концертов. Это правда?
— Да, но в мировом масштабе. Нашим олигархам частные вечеринки либо пока не интересны, либо они приглашают звезд по-тихому, через московские агентства. Хотя последние обходятся заказчикам дороже.
Влияет ли на доходы выбор концертной площадки?
— В Киеве нет выбора — это либо Дворец спорта, либо Дворец «Украина». Конечно, тяжело представить молодежных Black Eyed Peas во Дворце «Украина», где есть сидячие места. А респектабельную кубинскую певицу Омару Портуондо нельзя представить во Дворце спорта.
Может ли исполнитель влиять на ценовую политику промоутеров?
— Нет, это ценовая политика может влиять на гонорары. Чем больше стоимость билетов, тем больший у исполнителя гонорар. Если промоутер делает артисту предложение, он его экономически обосновывает. Ты должен доказать, что, предлагая артисту относительно небольшие деньги в качестве гонорара, не заработаешь больше, чем он. Сегодня многие артисты приезжают в Украину по новой гонорарной системе: они получают процент от продаж (и могут отказаться от выступления, если продано не 100% билетов. — Прим. Контрактов). Понятно, что промоутер не будет устанавливать на билеты цены, по которым их невозможно продать.
Чтобы окупить затраты на концерт зарубежного исполнителя первого эшелона, билеты должны стоить от $50 до $200?
— Нет. Максимальная цена на билеты Паваротти была $1000, минимальная — $30. А на концерт Омары Портуондо билеты стоили от $50 грн.
1) слухи о капризности звезд сильно преувеличены
2) на частных выступлениях зарабатывают больше, чем на массовых концертах
3) ни один иностранный исполнитель не заработал в Украине больше $1 млн
Что изменилось за последние пять лет в концертном бизнесе?
— Только одно: выросло благосостояние украинцев. Этот рынок — лакмусовая бумажка экономики. От уровня жизни в стране зависит количество проведенных концертов и масштабы приезжающих исполнителей. С развитием страны развивается шоу-бизнес, увеличиваются рекламные бюджеты и желание потенциальных спонсоров участвовать в этом бизнесе. У промоутеров, соответственно, появляется возможность пригласить известных артистов и на этом зарабатывать. Сегодня украинцы могут не только купить новые джинсы, но и потратить часть своих доходов на развлечения.
Сколько концертов зарубежных звезд проведено в Украине с начала года?
— Смотря кого называть «звездой». Если любого ди-джея с гонораром $1 тыс. — подсчитать сложно. Если речь идет об исполнителях от пятого эшелона и выше, то таких концертов было не более двух десятков. Это приблизительно на четверть больше, чем за первое полугодие прошлого года. Даже в июне — «мертвом сезоне» для концертного бизнеса — Киев посетили четыре всемирно известных исполнителя — Jamiroquai, 50 Cent, Black Eyed Peas и Rasmus.
Изменился ли за последние годы статус приглашаемых звезд?
— Да. Например, сейчас трудно найти у нас в стране или в Европе исполнителя популярнее американской группы Black Eyed Peas. Причем мы опередили российских промоутеров. Группа, которая не была в России, первой приехала в Киев...
...по пути в Москву?
— Нет, в Москву Black Eyed Peas приехали намного позже. В Киеве было абсолютно отдельное шоу. Наша букинговая сеть Charmenko (гарант и супервайзер тура, купленного АСА. — Прим. Контрактов) договорилась с менеджментом артистов, что они выступят в Братиславе, Киеве и Стамбуле. Логистика была выстроена именно таким образом.
И как продавались билеты на июньские концерты Black Eyed Peas?
— На выступлении американской группы был sold out (аншлаг. — Прим. Контрактов). На концерт пришло более 10 тыс. человек, билеты стоили от 150 до 750 грн. А вот выступление не менее известной английской группы Jamiroquai, напротив, оказалось убыточным. Проект не продали в необходимом количестве спонсорам, соответственно, рекламы концерта было меньше. Сказались летний период отпусков и чемпионат мира по футболу.
Имидж страны влияет на решение артиста приехать с концертом?
— Скорее влияет имидж промоутера. К сожалению, есть компании, которые своей непрофессиональной работой портят этот рынок. Это негативно отображается на имидже концертной деятельности в стране. Тяжело убедить артиста приехать, если у него был не очень хороший опыт с каким-то локальным промоутером.
Почему отменили киевский концерт Роджера Уотерса из Pink Floyd?
— Я не хочу вдаваться в подробности, поскольку Уотерса приглашало не наше агентство. Мы вели переговоры с менеджером Роджера задолго до того, как в Киеве появились первые афиши. Зато ситуация с отменой концерта сыграла нам на руку. Эндрю Звек (Andrew Zweck — агент Уотерса. — Прим. Контрактов), сказал: «Если в Киев и приедет Уотерс, то организаторами концерта будет АСА. Мы ведем переговоры о проведении его концерта в 2007 году. Правда, случай с киевским «выступлением» Уотерса может негативно повлиять на продажу билетов.
Как часто зарубежные звезды отказываются посетить Украину с концертом?
— Очень часто и, как правило, не объясняя причину отказа. Иногда им не позволяет приехать логистика тура. Артисты мирового масштаба всегда возят с собой команду помощников, поэтому они продумывают, насколько удобно для них ехать в ту или иную страну, сколько они на этом потеряют времени, сил и денег, какие могут возникнуть риски и т. д.
Но в первую очередь артист смотрит на гонорарное предложение. А тут интересы организаторов не всегда могут совпадать с его запросами. Промоутер рассчитывает зарплату исполнителя, исходя из предполагаемой прибыли проекта. Грубо говоря, одному и тому же артисту вчера мы могли предложить гонорар в $100 тыс., поскольку знали, что на нем заработаем, а сегодня не предложим и $20 тыс., потому что изменилась конъюнктура. И отбить в Украине $100 тыс. мы не сможем, несмотря на его мировую популярность.
Если не ошибаюсь, меньше чем за $300 тыс. артисты первого эшелона к нам не приезжают?
— Приблизительно все так и происходит.
Их гонорары могут доходить до $1 млн?
— Конечно, у многих артистов гонорары исчисляются и несколькими миллионами долларов. Только в нашей стране таких артистов никогда не было. И пока их приезд не планируется.
То есть гонорар Лучано Паваротти за прошлогодний концерт был меньше $1 млн?
— Ему заплатили среднестатистический гонорар, запрашиваемый артистами такого уровня. Учитывая наличие тяжелоалкогольного спонсора проекта — Союз-Виктан — это очень неплохо. К примеру, Паваротти отказал нашим партнерам на Востоке, предлагавшим гонорар вдвое больше киевского.
И все-таки — он получил меньше $1 млн?
— Значительно меньше... Конкретную цифру я назвать не могу по условиям договора (по информации Контрактов, гонорар Паваротти составил около $500 тыс. — Прим. Контрактов).
Прибыльнее организовывать концерты украинских звезд или западных?
— В Украине есть 2-3 артиста, собирающих полные залы — Океан Эльзы, ВВ и Верка Сердючка. С ними выгодно работать. Однако и затраты, и сборы по таким проектам небольшие. Рекламодатели не заплатят за выступление местных групп столько, сколько выделяется на спонсорство выступления групп с мировым именем. Так что выгоднее работать с иностранцами.
Сколько стоит организация одного концерта украинского топ-исполнителя?
— До $150 тыс. Это затраты на самый масштабный концерт (хорошее звукосветотехническое оборудование, дорогая промо-кампания, большой зал. — Прим. Контрактов).
Зато у наших гонорары намного меньше, а билеты стоят не так уж дешево...
— Не совсем так. К примеру, гонорар Океана Эльзы выше гонорара шведской группы Cardigans (по информации Контрактов, за один концерт группа просит $15-25 тыс. — Прим. Контрактов).
За рубежом украинские исполнители зарабатывают больше?
— Они там никому, кроме украинской диаспоры, не нужны. Если наши куда-то и ездят, то за очень небольшие гонорары: в клубы и на фестивали.
Тем не менее Руслана в Турции имела определенный успех...
— Она — единственная успешная певица, которая могла сольно «продаваться»! Причем это был очень короткий период после Евровидения. Сегодня ни один украинский артист в Европе сольно не соберет полный зал за билеты. Не потому что он плохой, а потому что там его никто не знает.
Работа промоутера начинается именно с раскрутки проекта?
— Нет. Мы начинаем с подписания контракта с исполнителем. Наше агентство является представителем крупного европейского букинга (европейской букинговой сети Сharmenko. — Прим. Контрактов). Мы постоянно получаем от них очень много информации о туровых планах артистов по всей Европе. Например, нам сообщают, что Майкл Джексон собирается в тур. Мы должны понимать, о какой сумме денег идет речь, какие у нас шансы заполучить этого артиста, и нужен ли он нам за такие деньги.
И сколько нужно предложить Майклу Джексону?
— Артист такого уровня меньше чем за $1 млн выступать не согласится. Если по неопытности называется сумма, которая для него будет оскорбительно низкой, — потом с тобой никто вообще не будет разговаривать.
Каков общий бюджет украинского концерта зарубежного исполнителя?
— От $20 тыс. до $1 млн. Хотя организация концерта, к примеру, In-Grid или Boney M вместе с гонораром может стоить и меньше $20 тыс. — это не очень дорогие артисты.
Сколько времени требуется промоутеру для подготовки концерта после подписания контракта с исполнителем?
— Все зависит от проекта. Но с момента продажи рекламы спонсору требуется до полутора недель для производства рекламной продукции и начала реализации билетов.
На что еще, помимо гонорара артисту, должен потратиться промоутер, чтобы концерт состоялся?
— После гонорара на втором месте по затратам находится маркетинг, или рекламная кампания концерта. Причем одна и та же рекламная сумма может понадобиться для артистов, гонорары которых отличаются в несколько раз. Бюджет промо-кампаний зависит от того, сколько заплатили спонсоры.
И во сколько в среднем обходится такая рекламная кампания?
— От $50 тыс. до $200-300 тыс.
Самые дорогие кампании назвать можете?
— Одна из самых дорогих — у июньского выступления Black Eyed Peas: кое-где до сих пор можно встретить биллборды с рекламой их концерта. К сожалению, конкретную сумму я назвать не могу — это одно из условий договора.
Чем вы руководствуетесь при выборе исполнителя?
— Его популярностью и экономической целесообразностью проекта. Затраты на концерт должны окупаться продажей билетов или частично рекламодателями. В нашей стране концертный бизнес на 100% завязан на спонсорстве. Ни один самый успешный проект не состоялся бы, если бы не наши партнеры. Они покупают право использования имени и образа артиста в рекламных целях. Это что-то пограничное между прямой рекламой и BTL.
По слухам, многие зарубежные артисты первой величины отказываются выступать на концерте, спонсором которого являются тяжелые алкогольные напитки?
— На самом деле таких мало. Так поступают Radiohead, Beastie Boys, Sting. Остальные спокойно относятся к такому спонсорству, если их устраивает гонорар. Правда, в этом случае заплатить придется больше — никто не хочет ассоциировать себя с водочным брендом за небольшие деньги.
За рубежом спонсорами концерта тоже выступают известные ТМ?
— Нет. Там есть большие концертные площадки (от 50 до 80 тыс. мест) и люди, готовые тратить на организацию концертов большие деньги.
Реклама — единственный способ завлечь зрителя на концерт?
— Не совсем. Наша компания внедряет технологию — «купи сегодня билет — завтра будет дороже». Это выгодно нам и выгодно аудитории. К сожалению, наша культура продажи билетов в корне отличается от западной. Там интернет-технологии дошли до того, что билеты на концерт распродаются за считанные минуты от начала продаж. В прибалтийских странах билеты в зал, подобный нашему Дворцу спорта (вмещает 10 тыс. зрителей. — Прим. Контрактов), продаются не месяцами или неделями, как у нас, а за несколько дней.
От чего зависит культура продаж?
— От уровня развития рынка. Проект Moby в Риге продавался и рекламировался исключительно через интернет. Тем не менее билеты были раскуплены за несколько дней. В Киеве на концерте Moby тоже был аншлаг, но мы продавали билеты почти месяц. Причем в день концерта билеты еще продавались.
На что еще тратится промоутер, кроме гонорара и маркетинга?
— Аренда зала, светозвукотехнического оборудования. Много денег отбирают гостиницы, потому что артисты 1-3 эшелона, приезжающие в составе от 20 человек, живут в самых дорогих апартаментах...
...и их надо развлекать?
— Нет, они же профессионалы. Промоутер не обязан платить за выпивку или развлечения артиста. У исполнителя есть тур-менеджер, распоряжающийся его деньгами и свободным временем. Если промоутер хочет произвести впечатление на артиста, он может, например, угостить его ужином в дорогом ресторане.
Выдвигают ли зарубежные звезды неосуществимые требования к нашим организаторам?
— Еще не было случая, чтобы мы не могли выполнить бытовой райдер (перечень требований артиста. — Прим. Контрактов). Они ведь профессионалы и понимают, что это работа, за которую получают большие деньги. Поэтому у них нет капризов и истерик, они не топают ногами, не говорят «хочу только так или до свидания». Артисты понимают, когда промоутер по объективным причинам не может выполнить требование. В этом случае организатору необходимо быть профессионалом, чтобы объяснить артисту, почему нельзя выполнить его условия. Например, есть продукты, которые к нам не завозятся — какие-то определенные кукурузные чипсы или экзотические фрукты. Они заменяются на аналогичные продукты либо просто вычеркиваются из райдера.
Какая часть затрат приходится на райдер?
— В бюджете концерта — это слезы, десятые доли процента общих затрат.
На чем зарабатывает промоутер?
— На продаже билетов. Если билеты продаются хорошо, то и зарабатываешь хорошо.
И какова ваша прибыль?
— Совсем небольшая. Если, например, спонсоры оплачивали бы расходы на организацию концерта, а в прибыль промоутера шли все деньги от продажи билетов, этим занимались бы очень многие. Но в действительности этот бизнес очень рискованный. Он строится на балансе двух вещей: денег, полученных от продажи спонсорам рекламного пакета, и от количества проданных билетов.
И все таки заработок промоутера исчисляется десятками или сотнями тысяч долларов?
— Не сотнями — наша маржа очень невелика.
Ваши самые успешные проекты?
— Moby, Black Eyed Peas и Лучано Паваротти.
Правда ли, что концерты для тех, кому за 35, прибыльнее молодежных?
— Нет, возрастной фактор не влияет на успешность проекта. Moby и Black Eyed Peas, рассчитанные на молодежную аудиторию, были куда успешнее концерта живой легенды — Криса Ри. Все дело в масштабах рекламных кампаний, вместимости зала и стоимости билетов.
Forbes утверждает, что организовывать частные вечеринки со звездами доходнее массовых концертов. Это правда?
— Да, но в мировом масштабе. Нашим олигархам частные вечеринки либо пока не интересны, либо они приглашают звезд по-тихому, через московские агентства. Хотя последние обходятся заказчикам дороже.
Влияет ли на доходы выбор концертной площадки?
— В Киеве нет выбора — это либо Дворец спорта, либо Дворец «Украина». Конечно, тяжело представить молодежных Black Eyed Peas во Дворце «Украина», где есть сидячие места. А респектабельную кубинскую певицу Омару Портуондо нельзя представить во Дворце спорта.
Может ли исполнитель влиять на ценовую политику промоутеров?
— Нет, это ценовая политика может влиять на гонорары. Чем больше стоимость билетов, тем больший у исполнителя гонорар. Если промоутер делает артисту предложение, он его экономически обосновывает. Ты должен доказать, что, предлагая артисту относительно небольшие деньги в качестве гонорара, не заработаешь больше, чем он. Сегодня многие артисты приезжают в Украину по новой гонорарной системе: они получают процент от продаж (и могут отказаться от выступления, если продано не 100% билетов. — Прим. Контрактов). Понятно, что промоутер не будет устанавливать на билеты цены, по которым их невозможно продать.
Чтобы окупить затраты на концерт зарубежного исполнителя первого эшелона, билеты должны стоить от $50 до $200?
— Нет. Максимальная цена на билеты Паваротти была $1000, минимальная — $30. А на концерт Омары Портуондо билеты стоили от $50 грн.
Комментарии6