Индейские амулеты
Не говори ничего плохого
Это место священно.
Из песни Колдовской Палатки
Племени шайенов
Это место священно.
Из песни Колдовской Палатки
Племени шайенов
Жизнь индейца североамериканских равнин во многом зависела от Великой Тайны - то есть от высших сил природы, которые повелевали всем на Земле. Эти силы ассоциировались с наличием вокруг целого мира духов и мистических существ, которых - чтобы оградиться от бед и напастей - надо было расположить к себе. Без этого ни один индеец не принимал никаких решений и не начинал важного дела.
Но как заручиться поддержкой и защитой высших сил? Как развить умение воздействовать на них?
Столь нелегкой наукой в совершенстве владели шаманы и знахари, впрочем, и простой индеец имел в своем распоряжении немало способов связи с тайным миром. Например - через магические сны и видения, вызвать которые можно было лишь после длительных постов, обрядов очищения в парильне или самоистязаний. Кроме того, определенную власть над силами природы давали "волшебные" предметы - амулеты, талисманы, обереги. Они, как и лекарственные препараты да и вообще все загадочное и неведомое, на языке индейцев сиу называются "вакан". А люди, способные врачевать и общаться с Великой Тайной, - "вичаша вакан", то есть таинственные люди.
В качестве "вакан" может использоваться многое - части тела животного, его шкура или чучело, растения, камни, фигурки из дерева, кости или кожи.
Обычно такие предметы хранились в священной или колдовской, связке, их также носили в ожерельях, привязывали к волосам, одежде, оружию.
Цель при этом преследовалась одна - защититься с помощью "вакан" от пуль, стрел, болезней. Например, детям на шею надевали мешочек с их же высушенной пуповиной, напоминавший по форме черепашку.
Многие воины, отправляясь в военный поход, захватывали с собой кремневые наконечники от стрел или маленькие камни. Их носили в волосах, в виде ожерелья, свято веря в то, что они могут продлить жизнь, поскольку сами бессмертны.
Большой популярностью пользовались ожерелья из когтей медведя - считалось, что этот талисман придает его обладателю силу и отвагу.
Изображение стрекозы символизировало такие качества, как быстрота, легкость, стремительность, а шкурки бобров обязательно брались в конные набеги - ведь они, по верованиям, увеличивали резвость боевых коней.
Колдовская связка в одних случаях представляла из себя кусок шкуры, в который заворачивались священные предметы, в других - цилиндрический короб из сыромятной кожи, знахари же для хранения своих амулетов и лекарственных трав пользовались кожаной сумкой, похожей на медицинский саквояж.
Связка могла быть индивидуальной, а также принадлежать военному или культовому обществу или всему племени. Самая священная предназначалась для Танца Солнца - важнейшей церемонии индейцев Великих равнин, продолжавшейся несколько дней.
Кроме шкурок животных, перьев орла, ароматной травы и прочего, здесь заметную роль играла и фигурка бизона, вырезанная из кожи и крепившаяся на вершине священного столба. При Танце Солнца возносилась коллективная молитва племени, в которой ему испрашивалось благоденствие, здоровье и удача в охоте на бизонов.
У шайенов существовало тайное общество, члены которого в своих обрядах прибегали к приемам черной магии. Их называли людьми-лягушками, или "носителями смерти", - может быть, потому, что они использовали в качестве "вакан" высушенные человеческие пальцы и языки. А те хранились в сумке, сделанной из кожи жабы-быка.
У ассинибойнов подобное общество именовалось "ваэчонса". Его члены при колдовстве применяли фигурки, вырезанные из бересты или из сыромятной кожи. Когда хотели кому-либо причинить зло, колдуны прокалывали фигурки в четырех жизненно важных точках и закапывали их на вершине холма. После чего оставалось лишь дождаться смерти жертвы.
Иногда в ход шли и вполне определенные научные знания. Скажем, шаманы кайова могли отравить человека ртутью, соскобленной с зеркала и положенной затем в курительную трубку. Но это знакомство с медициной и химией они тщательно скрывали.
Большой почет и уважение вызывали у ассинибойнов поклонники Медведя. Они носили своеобразную прическу и раскрашивались "под медведя". А также подражали его повадкам.
Среди атрибутов культа были ожерелье из когтей медведя, нож с рукояткой из медвежьей челюсти и щит с медвежьими символами. Эти люди знали способы лечения травами, которые употребляли медведи при своих недугах. Проникнуть в секрет им удавалось, выслеживая больных животных.
Однако главной целью, которая заставляла индейцев овладевать магией, была удача в войне.
Шайены имели две племенных святыни - Четыре Священных Стрелы (южные шайены) и Священную Шапку (северные). Они выносились на свет, когда племя начинало большую войну священной мести. Четыре Стрелы в колдовской связке, привязанной к копью, нес в бой лучший воин, и, имея столь могущественный талисман, шайены были неустрашимы и уверены в победе. Другая колдовская связка - "Гнездо Священной Шапки" - была знаменита тем, что один из ее предметов обладал свойством возвращать назад пули и стрелы противника. Предмет этот - кусок кожи, украшенный волосами со скальпов, - так и назывался: "возвратитель".
Надежда на общий талисман, оберегавший все племя, тем не менее не мешала каждому воину заручиться личным покровительством какого-нибудь духа или мистического существа.
В военном походе первым делом требовалось незамеченным приблизиться к неприятелю. Для этого достаточно было прикрепить к волосам чучело ворона.
Когда враги уже недалеко, чучело предупреждало об опасности легким клевком в затылок.
Свисток из крыльевой орлиной кости также был сильным амулетом.
Если вдруг застали врасплох, следовало только дунуть в него, и вражеская пуля не причинит никакого вреда.
Особая роль отводилась щиту, самому дорогу и почетному предмету боевого снаряжения.
Прикрепленные к нему бубенчик или свинцовый шарик были способны отвращать пули, а мешочек со священными предметами - давал силу и приносил удачу. Обычно на щит наносили разного рода рисунки - животных, насекомых, небесных светил или мифических существ. Поскольку конкретное изображение было подсказано вещим сном, оно обладало сверхъестественной силой, оберегающей воина.
Скальп, снятый с врага, являлся не только доказательством доблести, но и передавал боевые качества поверженного противника. Ведь именно в волосах, по поверьям, находилась вся сила человека. Поэтому скальпами щедро украшали оружие, одежду, конскую сбрую и жилище.
Шел ли индеец в военный поход или мирно предавался радостям жизни в родном жилище, он никогда не забывал о трубке - самом почитаемом культовом предмете. Дым от нее считался лучшей жертвой Великой Тайне, и, посылая его небу, земле и четырем сторонам света, индеец молился о благоденствии своем и всех близких.
Трубку хранили в особой сумке, расшитой бисером и окаймленной бахромой, обернутой крашеными иглами дикобраза. Головку вытачивали из красного камня "катлинит" и инкрустировали свинцом, деревянный мундштук был отделан резьбой или украшен бисером, иглами дикобраза и перьями. В сумке также хранился мешочек с табаком и палочки для забивания табака и прочистки трубки.
Пока у индейца есть трубка - ему можно рассчитывать на помощь высших сил, и он всегда имеет шанс быть услышанным Великой Тайной. Не случайно у совершившего преступление первым делом отбирали трубку и разбивали ее вдребезги...
Что ж, владеть магическими предметами - немалая ответственность, но и большой почет. Много личных и общеплеменных святынь краснокожих было утеряно или уничтожено во время "индейских войн" прошлого века, какие-то попали в музеи и частные коллекции. Впрочем, некоторыми и поныне владеют хранители-индейцы. Они бережно передают их из поколения в поколение - как, например, Священную Каменную Трубку в резервации сиу "Шайен - Ривер" в Южной Дакоте, или Священную Шапку в резервации "Северные шайены" в Монтане.
Как знать, может, эти овеянные веками "таинственные" предметы и помогли индейцам остаться индейцами, а не стать американцами?
Но как заручиться поддержкой и защитой высших сил? Как развить умение воздействовать на них?
Дух медведя гризли
Столь нелегкой наукой в совершенстве владели шаманы и знахари, впрочем, и простой индеец имел в своем распоряжении немало способов связи с тайным миром. Например - через магические сны и видения, вызвать которые можно было лишь после длительных постов, обрядов очищения в парильне или самоистязаний. Кроме того, определенную власть над силами природы давали "волшебные" предметы - амулеты, талисманы, обереги. Они, как и лекарственные препараты да и вообще все загадочное и неведомое, на языке индейцев сиу называются "вакан". А люди, способные врачевать и общаться с Великой Тайной, - "вичаша вакан", то есть таинственные люди.
Амулет на запястье для битвы (племя арапахо)
В качестве "вакан" может использоваться многое - части тела животного, его шкура или чучело, растения, камни, фигурки из дерева, кости или кожи.
Целебный корень
Целебный корень из шаманской связки
Обычно такие предметы хранились в священной или колдовской, связке, их также носили в ожерельях, привязывали к волосам, одежде, оружию.
Индеец Голова Лося и связка священной трубки
Связка индейцев шайенов
Шаманская связка индейцев кроу
Колокольчик шамана из племени черноногих
Цель при этом преследовалась одна - защититься с помощью "вакан" от пуль, стрел, болезней. Например, детям на шею надевали мешочек с их же высушенной пуповиной, напоминавший по форме черепашку.
Амулет в виде ящерицы (племя шайенов)
Амулет в виде черепахи (племя шайенов)
Многие воины, отправляясь в военный поход, захватывали с собой кремневые наконечники от стрел или маленькие камни. Их носили в волосах, в виде ожерелья, свято веря в то, что они могут продлить жизнь, поскольку сами бессмертны.
Украшение на голову в виде лука и стрел (племя арапахо)
Большой популярностью пользовались ожерелья из когтей медведя - считалось, что этот талисман придает его обладателю силу и отвагу.
Ожерелье из медвежьих когтей (равнины)
Изображение стрекозы символизировало такие качества, как быстрота, легкость, стремительность, а шкурки бобров обязательно брались в конные набеги - ведь они, по верованиям, увеличивали резвость боевых коней.
Леггины южных шайенов с узором стрекозы
Колдовская связка в одних случаях представляла из себя кусок шкуры, в который заворачивались священные предметы, в других - цилиндрический короб из сыромятной кожи, знахари же для хранения своих амулетов и лекарственных трав пользовались кожаной сумкой, похожей на медицинский саквояж.
Содержимое связки Нумак-Махан (племя манданов)
Связка могла быть индивидуальной, а также принадлежать военному или культовому обществу или всему племени. Самая священная предназначалась для Танца Солнца - важнейшей церемонии индейцев Великих равнин, продолжавшейся несколько дней.
Подготовка к Танцу Солнца
Кроме шкурок животных, перьев орла, ароматной травы и прочего, здесь заметную роль играла и фигурка бизона, вырезанная из кожи и крепившаяся на вершине священного столба. При Танце Солнца возносилась коллективная молитва племени, в которой ему испрашивалось благоденствие, здоровье и удача в охоте на бизонов.
Задабривание духа убитого орла (племя ассинибойнов)
У шайенов существовало тайное общество, члены которого в своих обрядах прибегали к приемам черной магии. Их называли людьми-лягушками, или "носителями смерти", - может быть, потому, что они использовали в качестве "вакан" высушенные человеческие пальцы и языки. А те хранились в сумке, сделанной из кожи жабы-быка.
У ассинибойнов подобное общество именовалось "ваэчонса". Его члены при колдовстве применяли фигурки, вырезанные из бересты или из сыромятной кожи. Когда хотели кому-либо причинить зло, колдуны прокалывали фигурки в четырех жизненно важных точках и закапывали их на вершине холма. После чего оставалось лишь дождаться смерти жертвы.
Иногда в ход шли и вполне определенные научные знания. Скажем, шаманы кайова могли отравить человека ртутью, соскобленной с зеркала и положенной затем в курительную трубку. Но это знакомство с медициной и химией они тщательно скрывали.
Большой почет и уважение вызывали у ассинибойнов поклонники Медведя. Они носили своеобразную прическу и раскрашивались "под медведя". А также подражали его повадкам.
Аттрибутика культа медведя у ассинибойнов
Среди атрибутов культа были ожерелье из когтей медведя, нож с рукояткой из медвежьей челюсти и щит с медвежьими символами. Эти люди знали способы лечения травами, которые употребляли медведи при своих недугах. Проникнуть в секрет им удавалось, выслеживая больных животных.
Однако главной целью, которая заставляла индейцев овладевать магией, была удача в войне.
Шайены имели две племенных святыни - Четыре Священных Стрелы (южные шайены) и Священную Шапку (северные). Они выносились на свет, когда племя начинало большую войну священной мести. Четыре Стрелы в колдовской связке, привязанной к копью, нес в бой лучший воин, и, имея столь могущественный талисман, шайены были неустрашимы и уверены в победе. Другая колдовская связка - "Гнездо Священной Шапки" - была знаменита тем, что один из ее предметов обладал свойством возвращать назад пули и стрелы противника. Предмет этот - кусок кожи, украшенный волосами со скальпов, - так и назывался: "возвратитель".
Надежда на общий талисман, оберегавший все племя, тем не менее не мешала каждому воину заручиться личным покровительством какого-нибудь духа или мистического существа.
В военном походе первым делом требовалось незамеченным приблизиться к неприятелю. Для этого достаточно было прикрепить к волосам чучело ворона.
Два Свистка - воин племени апсароке
Когда враги уже недалеко, чучело предупреждало об опасности легким клевком в затылок.
Свисток из крыльевой орлиной кости также был сильным амулетом.
Свисток из орлиной кости (племя шайенов)
Если вдруг застали врасплох, следовало только дунуть в него, и вражеская пуля не причинит никакого вреда.
Особая роль отводилась щиту, самому дорогу и почетному предмету боевого снаряжения.
Щиты (равнины)
Прикрепленные к нему бубенчик или свинцовый шарик были способны отвращать пули, а мешочек со священными предметами - давал силу и приносил удачу. Обычно на щит наносили разного рода рисунки - животных, насекомых, небесных светил или мифических существ. Поскольку конкретное изображение было подсказано вещим сном, оно обладало сверхъестественной силой, оберегающей воина.
Скальп, снятый с врага, являлся не только доказательством доблести, но и передавал боевые качества поверженного противника. Ведь именно в волосах, по поверьям, находилась вся сила человека. Поэтому скальпами щедро украшали оружие, одежду, конскую сбрую и жилище.
Шел ли индеец в военный поход или мирно предавался радостям жизни в родном жилище, он никогда не забывал о трубке - самом почитаемом культовом предмете. Дым от нее считался лучшей жертвой Великой Тайне, и, посылая его небу, земле и четырем сторонам света, индеец молился о благоденствии своем и всех близких.
Трубку хранили в особой сумке, расшитой бисером и окаймленной бахромой, обернутой крашеными иглами дикобраза. Головку вытачивали из красного камня "катлинит" и инкрустировали свинцом, деревянный мундштук был отделан резьбой или украшен бисером, иглами дикобраза и перьями. В сумке также хранился мешочек с табаком и палочки для забивания табака и прочистки трубки.
Трубка с трубочной сумкой
Пока у индейца есть трубка - ему можно рассчитывать на помощь высших сил, и он всегда имеет шанс быть услышанным Великой Тайной. Не случайно у совершившего преступление первым делом отбирали трубку и разбивали ее вдребезги...
Что ж, владеть магическими предметами - немалая ответственность, но и большой почет. Много личных и общеплеменных святынь краснокожих было утеряно или уничтожено во время "индейских войн" прошлого века, какие-то попали в музеи и частные коллекции. Впрочем, некоторыми и поныне владеют хранители-индейцы. Они бережно передают их из поколения в поколение - как, например, Священную Каменную Трубку в резервации сиу "Шайен - Ривер" в Южной Дакоте, или Священную Шапку в резервации "Северные шайены" в Монтане.
Как знать, может, эти овеянные веками "таинственные" предметы и помогли индейцам остаться индейцами, а не стать американцами?
Автор: Юрий Котенко
Комментарии18