Парадное оружие
Продолжение 1ой части
Охотничьи ножи
Германия, XVIII – XIX вв.
Сталь, кожа, яшма, золото, серебро
Резьба, гравировка, инкрустация, золочение
Длина 69 см; 50 см
Во все времена охотничье оружие отделывали и украшали с большой любовью, используя для этого различные материалы, в том числе и цветной поделочный камень. Рукояти ножей резаны из саксонской яшмы. Мастерская резьба по камню на одной из них дополнена поясками, выполненными из мелких вставок граненой и хорошо отполированной стали. В ножнах сделаны дополнительные гнезда для малых ножей и вилок, которыми пользовались на охоте как столовыми приборами.
Охотничий набор: кортик, нож, вилка
Саксония. XVIII в.
Сталь, фарфор
Ковка, насечка, роспись
Длина кортика 61 см; длина ножа 21 см; длина вилки 18,5 см
Подобные охотничьи наборы часто включаличь в снаряжение охотника. Любопытно использование нового материала – Фарфора, который оживляет и придает особое очарование оформлению предметов оружия. Слегка изогнутые изящные форфоровые рукояти украшены рельефными барочными картушками, в которые заключены живописные сюжетные сцены. Высокое качество росписи и особенности колористического решения изображения дают возможность предположить, что изделия были выполнены мастерами Мейсенской мануфактуры, произведения которой пользовались штрокой известностью.
Пистолеты с кремневыми замками
Италия. Брешиа. 1700г.
Мастер Джио Бата Гуэрино и Пьетро Фиорентини
Сталь
Резьба, гравировка
Длина 50 см
Во второй половине XVII века в странах Центральной Европы твердо устанавливается французское влияние на оружейное производство. Однако итальянские мастера при изготовлении оружия сохранили ярко выраженные национальные стилевые особенности. Крупнейшим центром итальянского оружейного производства являлся город Брешиа (Северная Италия). Многие прославленные мастера работали в этом старейшем центре. Традиционным для итальянских оружейников являлось нанесение имени мастера-исполнителя на каждую из основных рабочих деталей оружия – замок и ствол. В оружейной палате храниться большое количество итальянских пистолетов и ружей XVII – XVIII веков. Характерным приемом оформления являлось изготовление прибора оружия с прорезным орнаментом. В пистолетах работы мастеров Гуэрино и Фиорентини прорезные пластины наложены на металлические с гравированным рисунком приклад и цевье. Пистолеты отличает очень высокое качество исполнения.
Пистолеты с кремневыми замками и пояс с прибором
Пистолеты с кремневыми замками
Турция. Трапезунд. 60-е годы XVIII в. Замки – Италия.
XVIII в.
Мастера-замочники Альберти, Гаспарини
Сталь, дерево, серебро, кораллы
Ковка, золочение, басма
Длина 47,3 см
Пояс с патронажем и прибором
Турция. Трапезунд. 60-е годы XVIII в.
Кожа, дерево, серебро, кораллы
Золочение
Длина 121 см
Пистолеты и пояс выполнены в Трапезунде – старейшем центре оружейного дела Турции. Четко выделяется единый художественный прием оформления предметов: вся поверхность покрыта тонким басменным золоченым серебром с использованием кораллов сердцевидной формы с ребристой верхней гранью. В коллекции оружия музеев Кремля храниться также декорированные подобным способом сабля, ружье и пояса трапезундской работы. На поясе прикреплены патронташ на 6 патронов, пороховницы (натруска и лядунка), коробочка для оружейных принадлежностей. Для изготовления пистолетов использованы привозные итальянские кремневые замки.
Пистолеты с кремневыми замками и патронташ
Пистолеты с кремневыми замками
Москва. Оружейная палата. Вторая половина XVIII в.
Сталь, дерево, серебро
Ковка, золочение, оброн, инкрустация, эмаль
Длина 74,5 см
Патронташ
Москва. Оружейная палата. Вторая половина XVII в.
Дерево, серебро
Золочение, гравировка, чернь
Длина 20,5 см
Патронташ принадлежал Богдану Матвеевичу Хитрово, оружничему, который с 1655 по 1680 год возглавлял деятельность Оружейной палаты Московского Кремля, в период ее наивысшего расцвета. Под его непосредственным руководством развивались мастерство и талант многих русских оружейников. При изготовлении парадного и охотничьего оружия мастера применяли сложнейшие приемы обработки различных материалов. Нередко для украшения оправы оружия использовали эмаль. Примером подобного оформления являются пистолеты, рукояти которых инкрустированы серебряными золочеными фигурными пластинками с эмалью ярких сочных тонов.
Пистолеты с кремневыми замками
Франция. Париж. 1685 – 1725 гг.
Мастер Шасто
Сталь, дерево, медь, серебро
Ковка, инкрустация, оброн, гравировка, золочение
Длина 52 см
Вторую половину XVII – начало XVIII века принято назвать «золотым веком» французского оружейного мастерства. В XVII веке Франция становится родиной особого, наиболее совершенного типа кремневого замка, просуществовавшего повсеместно вплоть до первой половины XIX века. Французские художники диктовали свою моду и на стиль украшения оружия, создавая специальные книги образцов орнаментов. В конце XVII – начале XVIII века в Париже работало большое количество талантливых оружейников очень высокого класса. Среди них первое место принадлежит мастеру Шасто. В собрании оружия Оружейной палаты есть несколько его работ. Пара пистолетов является наиболее ярким образцом, демонстрирующим умение мастера превосходно исполнять разные приемы украшения металлических и деревянных частей оружия. Он использовал в оформлении пистолетов инкрустацию серебряной нитью и фигурными пластинами, оброн (высокорельефная резьба по металлу), гравировку, литье, золочение.
Пороховницы
Пороховница (слева)
Москва. Оружейная палата. XVII в.
Рог, серебро, медь
Чернь, золочение
Длина 19,5 см
Пороховница (справа)
Москва. Оружейная палата. XVII в.
Дерево, серебро, драгоценные камни, бирюза
Золочение
Длина 19 см
Пороховницы являлись обязательной принадлежностью снаряжения воина или охотника. Они предназначались для хранения пороха, который при заряжании оружия насыпался на затравочную полку замка и в ствол. Пороховницы изготовлялись разных форм – круглые, прямоугольные, овальные, фигурные. Особенно привлекательны пороховницы в виде рога. Искусные оружейники достигали высокого мастерства в орнаментальном решении оправ пороховниц, подчеркивая сложную своеобразную форму предмета. Парадное и охотничье снаряжение включало в себя и пороховницы, в оформлении которых использовали драгоценные камни, металлы, редкие породы дерева, рог, перламутр.
Пищали с кремневыми замками
Москва. Оружейная палата. Вторая половина XVII в.
Сталь, дерево, кость, перламутр
Ковка, оброн, золочение, инкрустация
Длина 135 см
Инкрустация прикладов пищалей выполнена в Оружейной палате Московского кремля – крупнейшем центре оружейного производства русского государства XVII века. Помимо огромного количества военного оружия для обеспечения русского войска здесь производилось парадное и охотничье оружие для царского двора. Особое внимание уделялось изготовлению огнестрельного оружия – пищалей, карабинов, пистолетов. Одним из наиболее характерных приемов оформления оружия являлась инкрустация костью, перламутром, деревом разных пород, серебром. Фигурные пластины образовывали своеобразный орнаментальный узор в виде изогнутых растительных завитков, геометрических фигур с включением изображения сказочных животных и геральдических символов.
Ружье и пистолеты с кремневыми замками
Россия. Тула. Середина XVIII в.
Сталь, дерево, серебро
Ковка, оброн, золочение, инкрустация
Длина ружья 144,5 см; длина пистолетов 46,3 см
Ружье и пара пистолетов являются примером роскошного оформления охотничьего оружия, выполненного в середине XVIII века тульскими мастерами. Металлические детали украшены в технике оброна. Пышный барочный орнамент образует сплошной ковер, покрывающий стволы, замки и приборы оружия. Приклад ружья и рукояти пистолетов выполнены из орехового дерева красивой фактуры и инкрустированы серебряной проволокой и фигурными пластинами. Пышное и нарядное оформление оружия подчеркивает его строго соразмерные формы. Тульский оружейный завод с начала XVIII века становится центром оружейного производства России, и вскоре его продукция получает мировую известность. Изделия тульских оружейников отличались большим мастерством художественной обработки металла и дерева, а также высоким качеством технического исполнения оружия. Эти особенности тульского производства особенно ярко отразились в изготовлении образцов охотничьего оружия.
Саадак
Москва. Оружейная палата. 1673 г.
Мастер Прокофий Андреев
Кожа, серебро, ткань
Шитье, золочение, чернь, резьба
Длина налуча 72 см; длина колчана 41,5 см
Саадак (налуч для лука и колчан для стрел) выполнен из кожи и украшен шитьем серебряными и золотыми нитями. Необычайно интересно оформление саадака, придающее ему особую историческую ценность. В центре в фигурном клейме выполнено изображение панорамы Кремля конца XVII века, которая открывалась зрителю со стороны Красной площади: кремлевскую стену опоясывает глубокий ров, через который перекинуты мосты к башням. Саадак относится к немногим сохранившимся памятникам, имеющим в оформлении изображение территориальных эмблем конца XVII века. Центральную композицию налуча окружают круглые клейма с изображением Новгородской, Казанской, Сибирской, Псковской, Тверской, Пермской, Московской, а на колчане – также Рязанской и Смоленской эмблем, которые впоследствии легли в основу городских и областных гербов этих земель. Принадлежал саадак царю Алексею Михайловичу.
Нагрудник от пехотных лат и бутурлык
Нагрудник от пехотных лат
Москва. Оружейная палата. Первая половина XVII в.
Мастер Никита Давыдов
Сталь
Ковка, резьба
Высота 34,5 см
Бутурлык
Москва. Оружейная палата. 1664 г.
Мастер Григорий Вяткин
Сталь, ткань
Ковка, золочение, серебренение
Длина 42 см
Оформление нагрудника и бутурлыка – частей парадного оборонительного вооружения – различно. Их выполнили искуснейшие первоклассные мастера оружейной палаты Московского кремля XVII века. До наших дней дошло немного имен русских оружейников того времени. Среди них имя русских оружейников того времени. Среди них имя крупнейшего мастера Никиты Давыдова, проработавшего в Оружейной палате более 50 лет и воспитавшего многих учеников. К его работам можно отнести нагрудник от пехотных лат. Поверхность превосходно обработана высокорельефной резьбой с изображением сказочных чудовищ, животных, и в центральном овальном клейме – льва, державшего в правой лапе пучок стрел. Безукоризненность исполнения сложной композиции свидетельствует о необычайно высоком мастерстве оружейника. Нагрудник является частью несохранившегося оборонительного доспеха, все предметы которого были оформлены в едином стиле. Искусный оружейник Григорий Вяткин является одним из тех мастеров, которые продолжили традиции высокого мастерства Никиты Давыдова. Бутырлык работы Григория Вяткина выкован долами, в которых чередуется золоченая и серебряная поверхности металла. Изнутри пластины продолжены тканью, простеганной на вате.
Комментарии10