Бас-гитара
В 20-е годы, когда на мировых сценах вовсю бушевал джаз, основным басовым инструментом был контрабас. На ряду со многими положительными чертами, этот "гигант" обладал рядом серьезных недостатков, среди которых - большие габариты, и тихий звук (из-за невозможности усиления). С развитием звукоусилительной аппаратуры в 20-х годах, появился электроконтрабас - фактически, обычный контрабас с электромагнитными звукоснимателями-"датчиками". Однако, несовершенство аппаратуры тех времен выявило один недостаток - при игре смычком электроконтрабас звучал совсем не так, как обычный контрабас, выдавая плеяды нежелательных гармоник. Игра же "пиццикато" (щипковая техника игры на контрабасе) была технически ограничена, часто на сцене находились 5-6 контрабассистов, которые играли одну и ту же несложную мелодию. Так решалась проблема недостаточной громкости в оркестрах. В джаз-бендах зачастую не было возможности содержать такую "тяжелую артиллерию" и контрабас практически не был слышен, лишь изредка энтузиасты подзвучивали контрабас микрофонами, однако те, в свою очередь, не ловили низкие частоты, так как были предназначены исключительно для вокала.
В 1936 году (в некоторых источниках - в 1935) появился первый прототип современной бас-гитары. Изобретателем был американский музыкант и предприниматель Пол Тутмарк. Назывался инструмент "Model #736 Audivox Electric Bass Fiddle". Инструмент имел сплошной полый деревянный корпус, ладовый гриф, электрическую "начинку" и был совместим с большей частью звукоусилителей тех времен. При игре "Аудивокс" располагался вертикально, преимущественно крепился на специальной подставке.
В 1951 году американским изобретателем, предпринимателем, основателем фирмы Fender, Лео Фендером была запущена в производство первая "массовая" бас-гитара Fender Precision Bass. Инструмент был разработан на основе электрогитары Fender Telecaster имел запатентованную Фендером систему датчиков P-Bass, ладовый гриф (21 лад), 4 струны, простую и удобную конструкцию. Precision Bass претерпел модернизации и усовершенствования - в 1954 году была выпущена более эргономичная модель, в 1957 году были усовершенствованы система датчиков, голова грифа и система струнодержателей. Модель 1957 года выпускается по сей день практически без изменений.
В 1960 году был создан Jazz Bass, ещё одна легенда от Fender. Он мало чем отличался от своего старшего брата, но был лучше сконструирован с точки зрения электроники.
Имел с точки зрения производителя более удобную форму, систему датчиков J-Bass. Обьективно имел более яркий звук, джазменам сразу приглянулась возможность играть с постановкой большого пальца на бриджевом (дальнем от грифа) датчике, что давало возможность получить четкий отрывистый звук.
После 1960 года появилось множество производителей бас-гитар. Также появилось огромное количество разновидностей инструментов, которые отличались формой, количеством струн, ценой, и т.п.
Разновидности бас=гитар
Существует много факторов, по которым можно классифицировать бас-гитары, но здесь будут приведены лишь основные.
С легкой руки Лео Фендера, одним из самых главных критериев, по которым отличают бас-гитары является система датчиков. Две самых основных классических системы - это Фендеровские J-Bass и P-Bass (описаны выше). Помимо них существует много других систем, как например "Double single in the middle" - два одинарных датчика в центре корпуса, или "Single humbucker" - один сдвоенный датчик (хамбакер), чаще всего располагающийся у бриджа.
Второй фактор - это количество струн. Необходимый минимум - 4 струны (от 4-й к 1-й): E(ми), А(ля), D(ре), G(соль). Помимо четырехструнных бывают пятиструнные (пятая струна В (си)), шестиструнные (шестая струна F# (фа-диез)). Помимо этих типов бывают также семи-, восьми-, девяти-, десяти-, одиннадцатиструнные бас-гитары.
По типу корпуса различают гитары со сплошным корпусом, полуакустические и акустические бас-гитары. Гитары со сплошным корпусом не имеют внутренней полости, и прдназначены для игры только через звукоусилитель. Полуакустические гитары в последнее время практически не производятся. Они задумывались, как возможность играть как с усилением, так и без него, однако небольшой по объему корпус-резонатор не давал возможности получить достаточную громкость при игре без усилителя. Большинство бас-гитар, производимых в СССР имели именно полуакустический корпус. Акустические бас-гитары имеют такой же вид как и обычные акустические гитары, однако имеют большие размеры деки (корпуса) для более глубокого резонирования низких частот. Предназначены для игры без усилителя.
Форма корпуса - это скорее стилистический критерий. Если джазмены предпочитают модели типа Jazz или Precision Bass, то музыканты, играющие в стиле death metall, black metall, и других агрессивных экстремальных стилях предпочитают бас-гитары таких производителей как B.C. Reach, Warwick, Dean, и др.
По наличию ладов бас-гитары делят на ладовые и безладовые. Безладовые гитары обладают более мягким, плавным звуком, однако они несколько ограничены в плане применяемых на них методах игры.
Также различают бас-гитары по наличию активной электроники. Условно можно выделить "активные" и "пассивные" бас-гитары. В пассивных бас-гитарах сигнал от датчиков идет на усилитель через систему регуляторов тембра и громкости. В "активных" бас-гитарах сигнал проходит через встроенные предварительные усилители, компрессоры, бустеры, эквалайзеры. Отличить "активный" бас от "пассивного" можно по наличии на передней или задней панели крышки контейнера для батареек.
Техника и приемы игры на бас-гитаре
За сравнительно небольшое время существования бас-гитары как отдельного элемента музыкальных коллективов, изобретательные исполнители придумали множество способов звукоизвлечения на этом инструменте. Каждая техника игры характерна для определенного круга музыкальных стилей. Рассмотрим несколько самых распространенных методов игры на басу.
Игра медиатором.
Медиатор - это пластинка особой яйцеподобной формы с заостренным узким концом для звукоизвлечения на струнных щипковых инструментах. Изготовляется в основном из пластика средней жесткости. Для игры на бас-гитаре следует выбирать медиаторы пожестче, большей толщины и размера. Игра медиатором дает возможность играть на достаточно большой скорости, извлекать ровный и плотный звук. Из недостатков - сложность игры арпеджио, также затрудняется акцентирование нот, динамика игры. Игра медиатором характерна для таких музыкальных направлений как punk rock, hard rock, heavy metal, hard core, death metal, grind.
Пальцевая техника игры.
При пальцевом методе звукоизвлечение производится подушкой одного или нескольких пальцев правой (для левши - левой) руки. Чаще всего играют двумя пальцами - указательным и средним. Такая манера удобна для игры четвертыми, восьмыми и шестнадцатыми нотами, и дает возможность развить среднюю скорость, акцентировать ноты. Игра тремя пальцами (указательным, средним и безымянным) дает возможность легко играть триолями, и вести "галлопирующие" ритмы. Некоторые музыканты используют четыре и даже пять пальцев (большой палец используется, в основном, для игры арпеджио и "переборов"). Существует много школ по развитию техники игры пальцами. Такая манера игры характерна для джаза, блюза, техно-деза, ретро-рока, авангарда.
Слэп.
Техника игры слэпом заключается в ударении фалангой большого пальца правой (для левши - левой) руки о струну, при этом удар должен быть достаточно сильным чтобы струна ударилась о последние лады и зазвенела. Удар обычно наносят в районе последнего лада, или чуть дальше от грифа, но не возле звукоснимателя. При такой манере игры также возможны элементы теппинга левой рукой - так называемые "щелчки", то есть удар пальцем левой руки по струне (практически как hammer-on в технике игры на гитаре). Указательным и средним (в некоторых случаях и безымянным) пальцем правой руки также можно осуществлять поп (pop или pluck). Палец заводится под струну, потом резко дергает вверх, чтобы струна немного приподнялась и соскочила с пальца, ударившись при этом о ладовые пластинки. Техника игры слэп характерна для фанка, авантгарда.
Теппинг.
Обычно этот прием можно увидеть в исполнении соло гитаристов, однако это не значит, что использование теппинга ограничивается соло партиями. Он великолепно подходит и для создания сопровождения музыкальной композиции. Суть теппинга заключается в том, что звук извлекается при помощи сильных ударов пальцами по струнам на грифе гитары. При этом могут быть задействованы обе руки (двуручный теппинг). Теппинг дает возможность играть сложные произведения, которые, в принципе, не предназначены для бас-гитары.
Производители. Короткий ликбезКонечно же, классика - это Fender. Одни из самых популярных бас-гитар, настоящие американские Фендера очень хорошо котируются на рынках СНГ, несмотря на приличную стоимость. Например, подержанный Fender Jazz Bass, привезенный из Америки, обойдется обывателю в 600-700 долларов, и это минимум. Дочерняя организация Фендера, Squier, выпускает бюджетные варианты знаменитых бас-гитар, они, естественно, подешевле, но и качество звучания оставляет желать лучшего. Похожая на Fender фирма (фактически, являющаяся еще одной дочерней организацией Fender) - это Music Man. Их модели бас-гитар Sting Ray и Sting Ray 5 получают самые лучшие отзывы у знаменитых исполнителей, при это стоят очень дорого.
Более дешевыми являются инструменты немецкой фирмы Warwick, специализирующейся сугубо на производстве бас-гитар. Модели Warwick RockBass Streamer доступны даже для начинающих басистов - их цена колеблется от 300-400 у.е., при этом они достаточно удобны и имеют хороший, плотный, глубокий звук. Также Warwick выпускает модели подороже, например Warwick Thumb BO обойдется в 1800 у.е., а Warwick Streamer CT - приблизительно в 2600 у.е.
Неплохие бюджетные инструменты выпускает японская фирма Ibanez, которая "фарширует" свои бас-гитары отличной активной электроникой. Например, новая пятиструнная "активная" бас-гитара Ibanez GSR 205 стоит порядка 300-350 у.е., при это достаточно надежна, имеет хороший спектр звучания. Конечно, производство такого инструмента будет корейским или индонезийским, но комплектующие - японские.
Также довольно неплохие инструменты выпускает Yamaha. Модель Yamaha RBX-170 - идеальный выбор для новичка - стоимость порядка 250-300 у.е., приличный звук, удобный гриф. Подписная модель Джона Патитуччи Yamaha TRB-JP2 - это "хай-энд" линейки бас-гитар Ямаха, стоит около 3.000 у.е.
Из недорогих моделей также можно приобрести хорошую гитару из ряда производителей Action Bass, Slammer, Cort, Stagg, LTD.
В 1936 году (в некоторых источниках - в 1935) появился первый прототип современной бас-гитары. Изобретателем был американский музыкант и предприниматель Пол Тутмарк. Назывался инструмент "Model #736 Audivox Electric Bass Fiddle". Инструмент имел сплошной полый деревянный корпус, ладовый гриф, электрическую "начинку" и был совместим с большей частью звукоусилителей тех времен. При игре "Аудивокс" располагался вертикально, преимущественно крепился на специальной подставке.
В 1951 году американским изобретателем, предпринимателем, основателем фирмы Fender, Лео Фендером была запущена в производство первая "массовая" бас-гитара Fender Precision Bass. Инструмент был разработан на основе электрогитары Fender Telecaster имел запатентованную Фендером систему датчиков P-Bass, ладовый гриф (21 лад), 4 струны, простую и удобную конструкцию. Precision Bass претерпел модернизации и усовершенствования - в 1954 году была выпущена более эргономичная модель, в 1957 году были усовершенствованы система датчиков, голова грифа и система струнодержателей. Модель 1957 года выпускается по сей день практически без изменений.
В 1960 году был создан Jazz Bass, ещё одна легенда от Fender. Он мало чем отличался от своего старшего брата, но был лучше сконструирован с точки зрения электроники.
Имел с точки зрения производителя более удобную форму, систему датчиков J-Bass. Обьективно имел более яркий звук, джазменам сразу приглянулась возможность играть с постановкой большого пальца на бриджевом (дальнем от грифа) датчике, что давало возможность получить четкий отрывистый звук.
После 1960 года появилось множество производителей бас-гитар. Также появилось огромное количество разновидностей инструментов, которые отличались формой, количеством струн, ценой, и т.п.
Разновидности бас=гитар
Существует много факторов, по которым можно классифицировать бас-гитары, но здесь будут приведены лишь основные.
С легкой руки Лео Фендера, одним из самых главных критериев, по которым отличают бас-гитары является система датчиков. Две самых основных классических системы - это Фендеровские J-Bass и P-Bass (описаны выше). Помимо них существует много других систем, как например "Double single in the middle" - два одинарных датчика в центре корпуса, или "Single humbucker" - один сдвоенный датчик (хамбакер), чаще всего располагающийся у бриджа.
Второй фактор - это количество струн. Необходимый минимум - 4 струны (от 4-й к 1-й): E(ми), А(ля), D(ре), G(соль). Помимо четырехструнных бывают пятиструнные (пятая струна В (си)), шестиструнные (шестая струна F# (фа-диез)). Помимо этих типов бывают также семи-, восьми-, девяти-, десяти-, одиннадцатиструнные бас-гитары.
По типу корпуса различают гитары со сплошным корпусом, полуакустические и акустические бас-гитары. Гитары со сплошным корпусом не имеют внутренней полости, и прдназначены для игры только через звукоусилитель. Полуакустические гитары в последнее время практически не производятся. Они задумывались, как возможность играть как с усилением, так и без него, однако небольшой по объему корпус-резонатор не давал возможности получить достаточную громкость при игре без усилителя. Большинство бас-гитар, производимых в СССР имели именно полуакустический корпус. Акустические бас-гитары имеют такой же вид как и обычные акустические гитары, однако имеют большие размеры деки (корпуса) для более глубокого резонирования низких частот. Предназначены для игры без усилителя.
Форма корпуса - это скорее стилистический критерий. Если джазмены предпочитают модели типа Jazz или Precision Bass, то музыканты, играющие в стиле death metall, black metall, и других агрессивных экстремальных стилях предпочитают бас-гитары таких производителей как B.C. Reach, Warwick, Dean, и др.
По наличию ладов бас-гитары делят на ладовые и безладовые. Безладовые гитары обладают более мягким, плавным звуком, однако они несколько ограничены в плане применяемых на них методах игры.
Также различают бас-гитары по наличию активной электроники. Условно можно выделить "активные" и "пассивные" бас-гитары. В пассивных бас-гитарах сигнал от датчиков идет на усилитель через систему регуляторов тембра и громкости. В "активных" бас-гитарах сигнал проходит через встроенные предварительные усилители, компрессоры, бустеры, эквалайзеры. Отличить "активный" бас от "пассивного" можно по наличии на передней или задней панели крышки контейнера для батареек.
Техника и приемы игры на бас-гитаре
За сравнительно небольшое время существования бас-гитары как отдельного элемента музыкальных коллективов, изобретательные исполнители придумали множество способов звукоизвлечения на этом инструменте. Каждая техника игры характерна для определенного круга музыкальных стилей. Рассмотрим несколько самых распространенных методов игры на басу.
Игра медиатором.
Медиатор - это пластинка особой яйцеподобной формы с заостренным узким концом для звукоизвлечения на струнных щипковых инструментах. Изготовляется в основном из пластика средней жесткости. Для игры на бас-гитаре следует выбирать медиаторы пожестче, большей толщины и размера. Игра медиатором дает возможность играть на достаточно большой скорости, извлекать ровный и плотный звук. Из недостатков - сложность игры арпеджио, также затрудняется акцентирование нот, динамика игры. Игра медиатором характерна для таких музыкальных направлений как punk rock, hard rock, heavy metal, hard core, death metal, grind.
Пальцевая техника игры.
При пальцевом методе звукоизвлечение производится подушкой одного или нескольких пальцев правой (для левши - левой) руки. Чаще всего играют двумя пальцами - указательным и средним. Такая манера удобна для игры четвертыми, восьмыми и шестнадцатыми нотами, и дает возможность развить среднюю скорость, акцентировать ноты. Игра тремя пальцами (указательным, средним и безымянным) дает возможность легко играть триолями, и вести "галлопирующие" ритмы. Некоторые музыканты используют четыре и даже пять пальцев (большой палец используется, в основном, для игры арпеджио и "переборов"). Существует много школ по развитию техники игры пальцами. Такая манера игры характерна для джаза, блюза, техно-деза, ретро-рока, авангарда.
Слэп.
Техника игры слэпом заключается в ударении фалангой большого пальца правой (для левши - левой) руки о струну, при этом удар должен быть достаточно сильным чтобы струна ударилась о последние лады и зазвенела. Удар обычно наносят в районе последнего лада, или чуть дальше от грифа, но не возле звукоснимателя. При такой манере игры также возможны элементы теппинга левой рукой - так называемые "щелчки", то есть удар пальцем левой руки по струне (практически как hammer-on в технике игры на гитаре). Указательным и средним (в некоторых случаях и безымянным) пальцем правой руки также можно осуществлять поп (pop или pluck). Палец заводится под струну, потом резко дергает вверх, чтобы струна немного приподнялась и соскочила с пальца, ударившись при этом о ладовые пластинки. Техника игры слэп характерна для фанка, авантгарда.
Теппинг.
Обычно этот прием можно увидеть в исполнении соло гитаристов, однако это не значит, что использование теппинга ограничивается соло партиями. Он великолепно подходит и для создания сопровождения музыкальной композиции. Суть теппинга заключается в том, что звук извлекается при помощи сильных ударов пальцами по струнам на грифе гитары. При этом могут быть задействованы обе руки (двуручный теппинг). Теппинг дает возможность играть сложные произведения, которые, в принципе, не предназначены для бас-гитары.
Производители. Короткий ликбезКонечно же, классика - это Fender. Одни из самых популярных бас-гитар, настоящие американские Фендера очень хорошо котируются на рынках СНГ, несмотря на приличную стоимость. Например, подержанный Fender Jazz Bass, привезенный из Америки, обойдется обывателю в 600-700 долларов, и это минимум. Дочерняя организация Фендера, Squier, выпускает бюджетные варианты знаменитых бас-гитар, они, естественно, подешевле, но и качество звучания оставляет желать лучшего. Похожая на Fender фирма (фактически, являющаяся еще одной дочерней организацией Fender) - это Music Man. Их модели бас-гитар Sting Ray и Sting Ray 5 получают самые лучшие отзывы у знаменитых исполнителей, при это стоят очень дорого.
Более дешевыми являются инструменты немецкой фирмы Warwick, специализирующейся сугубо на производстве бас-гитар. Модели Warwick RockBass Streamer доступны даже для начинающих басистов - их цена колеблется от 300-400 у.е., при этом они достаточно удобны и имеют хороший, плотный, глубокий звук. Также Warwick выпускает модели подороже, например Warwick Thumb BO обойдется в 1800 у.е., а Warwick Streamer CT - приблизительно в 2600 у.е.
Неплохие бюджетные инструменты выпускает японская фирма Ibanez, которая "фарширует" свои бас-гитары отличной активной электроникой. Например, новая пятиструнная "активная" бас-гитара Ibanez GSR 205 стоит порядка 300-350 у.е., при это достаточно надежна, имеет хороший спектр звучания. Конечно, производство такого инструмента будет корейским или индонезийским, но комплектующие - японские.
Также довольно неплохие инструменты выпускает Yamaha. Модель Yamaha RBX-170 - идеальный выбор для новичка - стоимость порядка 250-300 у.е., приличный звук, удобный гриф. Подписная модель Джона Патитуччи Yamaha TRB-JP2 - это "хай-энд" линейки бас-гитар Ямаха, стоит около 3.000 у.е.
Из недорогих моделей также можно приобрести хорошую гитару из ряда производителей Action Bass, Slammer, Cort, Stagg, LTD.
Комментарии33