Логические упражнения по-поводу насильственного крещения Руси.
Если на минуту забыть о всех исторических свидетельствах ненасильственного крещения Руси [инциденты с насилием не могли не быть, но это редки и печальные исключения], если просто попробовать поразмыслить логически? Для чего?
А для того, что всевозможным критикам, на самом деле, факты истории , что говорится – не указ.
Но может быть хотя бы методом поступательного размышления удастся немного развеять туман в их неспокойных головушках и мятущихся душах, может и миролюбивее станут ;)
Статья, как призыв к миру и здравомыслию.
Попробуем.
Первый упрек – кровавое, тотальное христианизирование [называются дикие цифры от трети всего населения до 9 миллионов умученных и убитых язычников злодеями попами и продавшимися Сиону князьями]. Откуда только столько народу взялось на Руси, ни кто из обвинителей сказать не способен ...
Ну да ладно, пусть именно столько и даже больше. Соответственно вместе с цветом древней нации была уничтожена и её величайшая государственность и культура. Трагическая картина.
1. Что может нам подсказать скорость, с какой христианство распространялось на территориях, которым в будущем суждено стать Родиной для возникших из смешения славянских (и не только славянских) племен нации русских (период возникновения суперэтноса с 13 по 17 века включительно)? Скорость обращения разноязыких, разнокультурных и разноверных племен в христианство составила практически несколько столетий.
1.1. Напрашивается вопрос – каким же образом тотальная резня и насилие могли так сугубо затянуться (гражданская война на протяжении столетий)? Показания «свидетелей» из стана критиков христианства разнятся до противоположности друг другу, и не дают ни каких редиректов к истории или математическим расчетам.
Держим себя в руках и не обращаемся к фактам из истории Руси того времени … ;)
1.2. Если посмотреть вокруг и обратить внимание на примеры явно силового варианта насаждения религии, то мы увидим, к примеру, как появилось мусульманство в Азербайджане. А появилось оно незатейливо и в своем обычном варианте. К моменту прихода мусульманских захватчиков в Азербайджане господствовало христианство с значительной долей населения исповедовавшего зороастризм. Фактически, национальное освободительное движения шло под знаменами сохранения своих вер.
Тот же национальный герой Бабек (в Азербайджане он герой номер один и его памятников наверно не намного меньше чем поставили Ленину) был христианином. Итак, разогрелась многолетняя война с очевидным религиозным подтекстом. И именно в результате этой войны родилась знаменитая азербайджанская пословица – «мы мусульмане от меча», т.е. мусульмане в результате насилия. Напомню, что все это происходило намного раньше появления христианства на Руси.
Для чего был сделан такой экскурс в историю бывшей братской республики? Для того, что бы посмотреть, остается ли хоть что ни будь после насильственного насаждения религии и культуры на протяжении промежутка времени более тысячелетия? Остается ли информация об этом в истории и в народной памяти? Исторической и культурной информации осталось более чем достаточно. Отсюда следует ещё вопрос – на каком основании можно тогда предполагать, что для Руси кровавое крещение прошло настолько скоротечно и фатально (хотя по факту длилось века), что ни слова, ни обгорелой головешки, ни одного свидетельства, ни со стороны соседей руссов (не заметили столетних войн за веру, бывает … ), ни у самих руссов?
Оговорюсь – Азербайджан совсем не одинок в своей трагедии и не только ислам отметился большой кровью в истории. Хватает ярких и кровавых примеров из истории и Европы и Азии (да-да и мирный буддизм тоже не отстает).
Случаев насилия не могло не быть, мелкие эпизоды, даже если мы их не знаем ну наверняка же были, но их эпизодичность и противоречие парадигме христианства и истории лишь выгодно оттеняют мирный процесс христианизации.
Давайте обратим внимание на то, что собой представляли вооруженные силы того времени? Помимо постоянной небольшой дружины все ополчение собиралось из народа. Т.е. народ был вооружен и был не новичок в боевых действиях. Неужели полицейская дружина одного из князей могла бы противостоять народному восстанию и могла устроить кровопролитие в миллионы жизней, да даже тысячи жизней? Эх, если бы не зарекся не говорить о фактах истории Руси, то привел бы количество изгнанных народом с княженья князей …
2. Что нам может сказать наличие христиан на Руси в века так называемой насильной христианизации? Представим картину:
Большинство наших соседей характеризуют славян как людей достаточно стойких, можно сказать цельных и с высоким чувством собственного национального и личного достоинства, свободолюбия. Каким тогда образом можно объяснить наличие большого количества подвижников и Святых из среды только что подвергшегося насильной христианизации племен и родов? Наличие таких людей с крайне высоким авторитетом и для христиан и даже для язычников … ? Не откуда взяться героям духа при насильном обращении в иную веру. Человек, что не пожертвовал жизнью за старую веру, ни когда не станет добровольно жертвовать ею ради насильно насажденной, по двум вероятным причинам:
- отрицательного отношения к новой насильственной вере и,
- по причине не способности к жертве во имя веры, раз уже он не оказался способен к ней за веру предков при своем насильном крещении.
Откуда же тогда эти многочисленные герои Духа? В случае насилия им взяться было неоткуда. А ведь с каждым веком количество Святых подвижников росло кратно вместе с количеством новообращенных … "Невольник - не богомольник".
Кстати, как назвали Владимира его современники? Так вот князя Владимира называли в народе Владимир Красно Солнышко- ласковый князь. Изверга и тирана бы так назвали?
А как быть с тем, что Владимир по принятии христианства колебался с вынесением смертных приговоров? Это тот человек, что потопил в крови языческую Русь? Торквемада плачущий над казенными? Где логика в ваших обвинениях, господа? ;)
3. Переходим к следующему вопросу - Если славяне были высокоцивилизованными народами до христианства - где следы этой цивилизации? Пусть язычники покажут. Нету?
Ах, это все было в Гипербореи? От настоящей цивилизации в любом случае что-то должно было остаться, несмотря на борьбу со старой языческой верой или даже с целым народом и его культурой.
Пример: крито-минойская культура. Эта древняя цивилизация была полностью разрушена ахейцами, а сами минойцы были частично вырезаны, частично ассимилированы завоевателями. То есть, как народ они исчезли с лица земли. Но, несмотря на это (а также на страшные землетрясения, не раз потрясавшие остров в ту эпоху и многое разрушившие), на Крите осталось очень много памятников минойской культуры, по которым эту цивилизацию и изучают сейчас археологи (в том числе и затонувшие памятники культуры, как и «почему-то» не оставшиеся от вожделенно-мифической Гипербореи). А ведь минойцы, не в пример и ныне здравствующим славянским народам, были уничтожены более 3 тысяч лет назад!
3.1. Постойте, но ведь Владимир-то христианство насаждал явно не в Гиперборее. А на Руси, где никаких следов «древней цивилизации» нет и не было. И тут возможны два варианта:
1. Либо славяне, после "гиперборейского потопа", полностью потеряли свою высокую культуру (так случалось и с другими народами), а потому и не оставили на территории России культурных следов. Но в таком случае, христианство ничего не уничтожало ;). К моменту христианизации все исчезло уже давно в результате катаклизма, а христиане вновь цивилизовали уже "оварварившийся" народ. Тогда христианству, в любом случае, можно только спасибо сказать
2. Либо никакой "гиперборейской цивилизации" просто не было.
3.2. Если христиане действительно сожгли все языческие книги, и ничего из этого не сохранилось, то откуда же вы, господа, через 1000 лет узнали, что такие книги существовали и были сожжены? Ведь языческих источников, как вы сами утверждаете, не сохранилось, а в христианских летописях никаких упоминаний о языческой письменности, книгах и их сожжении нет. Кстати, последнее обстоятельство довольно странное: ведь у людей того времени была несколько другая психология, чем у нас с вами (без политкорректности Подмигивающий), и тогдашние миссионеры не только не стыдились, но даже гордились тем, что уничтожали языческие капища, книги и т.п. (там, где такое уничтожение имело место быть), а потому упоминания о таких деяниях обычно попадали в рукописи.
Такое отношение сохранялось очень долго: например, испанский миссионер 16 века Диего де Ланда ничуть не стеснялся того, что уничтожал священные книги индейцев майя - и это несмотря на то, что потом он всю жизнь с интересом изучал культуру этого народа (и оставил ценные труды на эту тему).
4. Письменность! О Велесова премудрая книга и всесвятная грамота!
Не будете ли вы так добры, госопода, показать мне хотя бы один клочок "бересты", на которой было бы что-нибудь "начертано" в дохристианский период? Нет-нет, я не о книгах - ведь вы считаете, что они все были сожжены. Но ведь любой грамотный народ пользуется письменностью не только в религиозных целях! В том же христианском Новгороде 11-13 вв. грамотные люди (а таких, судя по всему, было большинство) писали друг другу на бересте все что угодно: хозяйственные записки, личные письма, шутки, угрозы... Да всего и не перечислишь. Получив и прочитав такую берестяную записку, человек обычно не хранил ее, а выбрасывал в помойку или прямо на улицу (если не отличался аккуратностью). Там записка надежно затаптывалась в грязь, да так и оставалась лежать - береста, как оказалось, неплохо сохраняется. Поэтому в наше время археологи находят в новгородской земле множество таких "грамоток" - древние новгородцы-христиане буквально "заплевали" ими свой город. По логике вещей, если бы у этих же новгородцев (и других славян) существовала дохристианская письменность, которой они "чертали на бересте", то должны были бы сохраниться хотя бы несколько подобных "грамоток" времен язычества (уж их-то христиане явно не могли уничтожить - не лазали же они по помойкам и не производили раскопок в городе, чтобы найти какие-то обрывки хозяйственных записок десяти-, двадцати- или столетней давности Подмигивающий). Но, увы - в дохристианских слоях не найдено ни одной...
Продолжение, возможно, последует …
А пока отрывок из книги, что можно скачать вот здесь: http://udar.tomsk.ru/php/utkin%20RUSSIA
.zip
Способно ли язычество обновить и воскресить нашу страну? Христианство призвано привести ко Христу все народы. Языческие культы, реально существовавшие в прошлом (а о сути нового язычества мы еще поговорим), в этом отношении христианству противоположны. Они не направлены вовне того народа, которому принадлежат. Персом-огнепоклонником или индусом высшей касты надо было родиться, но нельзя было стать. У каждого народа свои боги, и эти боги покровительствуют только конкретным народам — вот основной постулат исторического язычества.
«Так это же великолепно! — воскликнет кто-нибудь. — Нам сейчас и нужно отгородиться от внешней духовной угрозы! Будем же молиться своим богам!»
Но подождите. А каким конкретно богам вы собираетесь молиться? «Так это же понятно, — ответят нам, — русским, славянским».
Вот в первом номере газеты «Лыбедский бульвар» за 2001 год помещена статья В. И. Корчагина «Что делать?», в которой он пишет: «Нам необходимо вернуться к своей русской национальной религии, существовавшей до принятия христианства на Руси, к своим родным русским богам»[1]. Попутно газета в очередной раз выливает поток грязи и оскорблений на православное христианство.
Необходимо, однако, отметить, что русская нация как исторический феномен возникла вовсе не в языческие времена. Под русскими обычно понимают три родственных народности — великороссов, малороссов (украинцев) и белорусов. Любому человеку, мало-мальски знакомому с историей освоения тех огромных просторов, которые занимают эти народности, с историей их взаимоотношений, очевидно, что срок формирования русской нации вполне укладывается в минувшую тысячу лет.
Например, В. О. Ключевский и С. Ф. Платонов, одни из наиболее значительных отечественных историков рубежа XIX-XX веков, относили образование великорусской народности (тех, кого мы обычно называем русскими) к XII-XIII столетиям — времени колонизации Суздальско-Владимирской Руси[2]. Если же говорить о русской нации как о политической и экономической общности, то любому человеку, учившемуся в средней школе, очевидно, что сформировалась она не раннее XV-XVII веков.
А что же было раньше?
Были, например, скифы-пахари, иначе называемые сколотами. Древнегреческий историк Геродот писал, что они пришли на земли Среднего Поднепровья за тысячу лет до Дария, то есть за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Достаточно подробно на сколотской проблеме останавливается Б. А. Рыбаков в своих книгах[3].
Сколоты, так же как и венеды, и анты — все это предки нынешних русских. Но в том-то и дело, что они, конечно же, не русские в нашем сегодняшнем понимании. Безусловно, они жили на территории нашей страны, и мы — их отдаленные потомки. Однако мы другие — и по широте своего географического охвата, и экономически, и культурно, и духовно, и даже уже антропологически.
Мы мало похожи на них. Мы не сводимся к ним. Нас разделяет История. И их боги — это именно боги сколотов, венедов, антов и так далее. Но это ни в коей мере не русские боги. Да и о богах этих сохранилось крайне мало сведений. В каких богов верили сколоты? Поклонялись они солнцу и чтили «священные дары» неба — золотой плуг, ярмо, топор и чашу. Вот и все, что известно об их религии ...
Первый упрек – кровавое, тотальное христианизирование [называются дикие цифры от трети всего населения до 9 миллионов умученных и убитых язычников злодеями попами и продавшимися Сиону князьями]. Откуда только столько народу взялось на Руси, ни кто из обвинителей сказать не способен ...
Ну да ладно, пусть именно столько и даже больше. Соответственно вместе с цветом древней нации была уничтожена и её величайшая государственность и культура. Трагическая картина.
1. Что может нам подсказать скорость, с какой христианство распространялось на территориях, которым в будущем суждено стать Родиной для возникших из смешения славянских (и не только славянских) племен нации русских (период возникновения суперэтноса с 13 по 17 века включительно)? Скорость обращения разноязыких, разнокультурных и разноверных племен в христианство составила практически несколько столетий.
1.1. Напрашивается вопрос – каким же образом тотальная резня и насилие могли так сугубо затянуться (гражданская война на протяжении столетий)? Показания «свидетелей» из стана критиков христианства разнятся до противоположности друг другу, и не дают ни каких редиректов к истории или математическим расчетам.
Держим себя в руках и не обращаемся к фактам из истории Руси того времени … ;)
1.2. Если посмотреть вокруг и обратить внимание на примеры явно силового варианта насаждения религии, то мы увидим, к примеру, как появилось мусульманство в Азербайджане. А появилось оно незатейливо и в своем обычном варианте. К моменту прихода мусульманских захватчиков в Азербайджане господствовало христианство с значительной долей населения исповедовавшего зороастризм. Фактически, национальное освободительное движения шло под знаменами сохранения своих вер.
Тот же национальный герой Бабек (в Азербайджане он герой номер один и его памятников наверно не намного меньше чем поставили Ленину) был христианином. Итак, разогрелась многолетняя война с очевидным религиозным подтекстом. И именно в результате этой войны родилась знаменитая азербайджанская пословица – «мы мусульмане от меча», т.е. мусульмане в результате насилия. Напомню, что все это происходило намного раньше появления христианства на Руси.
Для чего был сделан такой экскурс в историю бывшей братской республики? Для того, что бы посмотреть, остается ли хоть что ни будь после насильственного насаждения религии и культуры на протяжении промежутка времени более тысячелетия? Остается ли информация об этом в истории и в народной памяти? Исторической и культурной информации осталось более чем достаточно. Отсюда следует ещё вопрос – на каком основании можно тогда предполагать, что для Руси кровавое крещение прошло настолько скоротечно и фатально (хотя по факту длилось века), что ни слова, ни обгорелой головешки, ни одного свидетельства, ни со стороны соседей руссов (не заметили столетних войн за веру, бывает … ), ни у самих руссов?
Оговорюсь – Азербайджан совсем не одинок в своей трагедии и не только ислам отметился большой кровью в истории. Хватает ярких и кровавых примеров из истории и Европы и Азии (да-да и мирный буддизм тоже не отстает).
Немного о логике экстраполяции: говорят, что например, беременная женщина пошла в кабак, напилась там и устроила пьяный дебош с дракой, то в это можно, конечно поверить... Но согласимся, что такое поведение в целом, сажем, не свойственно беременным.
Случаев насилия не могло не быть, мелкие эпизоды, даже если мы их не знаем ну наверняка же были, но их эпизодичность и противоречие парадигме христианства и истории лишь выгодно оттеняют мирный процесс христианизации.
Давайте обратим внимание на то, что собой представляли вооруженные силы того времени? Помимо постоянной небольшой дружины все ополчение собиралось из народа. Т.е. народ был вооружен и был не новичок в боевых действиях. Неужели полицейская дружина одного из князей могла бы противостоять народному восстанию и могла устроить кровопролитие в миллионы жизней, да даже тысячи жизней? Эх, если бы не зарекся не говорить о фактах истории Руси, то привел бы количество изгнанных народом с княженья князей …
2. Что нам может сказать наличие христиан на Руси в века так называемой насильной христианизации? Представим картину:
Большинство наших соседей характеризуют славян как людей достаточно стойких, можно сказать цельных и с высоким чувством собственного национального и личного достоинства, свободолюбия. Каким тогда образом можно объяснить наличие большого количества подвижников и Святых из среды только что подвергшегося насильной христианизации племен и родов? Наличие таких людей с крайне высоким авторитетом и для христиан и даже для язычников … ? Не откуда взяться героям духа при насильном обращении в иную веру. Человек, что не пожертвовал жизнью за старую веру, ни когда не станет добровольно жертвовать ею ради насильно насажденной, по двум вероятным причинам:
- отрицательного отношения к новой насильственной вере и,
- по причине не способности к жертве во имя веры, раз уже он не оказался способен к ней за веру предков при своем насильном крещении.
Откуда же тогда эти многочисленные герои Духа? В случае насилия им взяться было неоткуда. А ведь с каждым веком количество Святых подвижников росло кратно вместе с количеством новообращенных … "Невольник - не богомольник".
Кстати, как назвали Владимира его современники? Так вот князя Владимира называли в народе Владимир Красно Солнышко- ласковый князь. Изверга и тирана бы так назвали?
А как быть с тем, что Владимир по принятии христианства колебался с вынесением смертных приговоров? Это тот человек, что потопил в крови языческую Русь? Торквемада плачущий над казенными? Где логика в ваших обвинениях, господа? ;)
3. Переходим к следующему вопросу - Если славяне были высокоцивилизованными народами до христианства - где следы этой цивилизации? Пусть язычники покажут. Нету?
Ах, это все было в Гипербореи? От настоящей цивилизации в любом случае что-то должно было остаться, несмотря на борьбу со старой языческой верой или даже с целым народом и его культурой.
Пример: крито-минойская культура. Эта древняя цивилизация была полностью разрушена ахейцами, а сами минойцы были частично вырезаны, частично ассимилированы завоевателями. То есть, как народ они исчезли с лица земли. Но, несмотря на это (а также на страшные землетрясения, не раз потрясавшие остров в ту эпоху и многое разрушившие), на Крите осталось очень много памятников минойской культуры, по которым эту цивилизацию и изучают сейчас археологи (в том числе и затонувшие памятники культуры, как и «почему-то» не оставшиеся от вожделенно-мифической Гипербореи). А ведь минойцы, не в пример и ныне здравствующим славянским народам, были уничтожены более 3 тысяч лет назад!
3.1. Постойте, но ведь Владимир-то христианство насаждал явно не в Гиперборее. А на Руси, где никаких следов «древней цивилизации» нет и не было. И тут возможны два варианта:
1. Либо славяне, после "гиперборейского потопа", полностью потеряли свою высокую культуру (так случалось и с другими народами), а потому и не оставили на территории России культурных следов. Но в таком случае, христианство ничего не уничтожало ;). К моменту христианизации все исчезло уже давно в результате катаклизма, а христиане вновь цивилизовали уже "оварварившийся" народ. Тогда христианству, в любом случае, можно только спасибо сказать
2. Либо никакой "гиперборейской цивилизации" просто не было.
3.2. Если христиане действительно сожгли все языческие книги, и ничего из этого не сохранилось, то откуда же вы, господа, через 1000 лет узнали, что такие книги существовали и были сожжены? Ведь языческих источников, как вы сами утверждаете, не сохранилось, а в христианских летописях никаких упоминаний о языческой письменности, книгах и их сожжении нет. Кстати, последнее обстоятельство довольно странное: ведь у людей того времени была несколько другая психология, чем у нас с вами (без политкорректности Подмигивающий), и тогдашние миссионеры не только не стыдились, но даже гордились тем, что уничтожали языческие капища, книги и т.п. (там, где такое уничтожение имело место быть), а потому упоминания о таких деяниях обычно попадали в рукописи.
Такое отношение сохранялось очень долго: например, испанский миссионер 16 века Диего де Ланда ничуть не стеснялся того, что уничтожал священные книги индейцев майя - и это несмотря на то, что потом он всю жизнь с интересом изучал культуру этого народа (и оставил ценные труды на эту тему).
4. Письменность! О Велесова премудрая книга и всесвятная грамота!
Не будете ли вы так добры, госопода, показать мне хотя бы один клочок "бересты", на которой было бы что-нибудь "начертано" в дохристианский период? Нет-нет, я не о книгах - ведь вы считаете, что они все были сожжены. Но ведь любой грамотный народ пользуется письменностью не только в религиозных целях! В том же христианском Новгороде 11-13 вв. грамотные люди (а таких, судя по всему, было большинство) писали друг другу на бересте все что угодно: хозяйственные записки, личные письма, шутки, угрозы... Да всего и не перечислишь. Получив и прочитав такую берестяную записку, человек обычно не хранил ее, а выбрасывал в помойку или прямо на улицу (если не отличался аккуратностью). Там записка надежно затаптывалась в грязь, да так и оставалась лежать - береста, как оказалось, неплохо сохраняется. Поэтому в наше время археологи находят в новгородской земле множество таких "грамоток" - древние новгородцы-христиане буквально "заплевали" ими свой город. По логике вещей, если бы у этих же новгородцев (и других славян) существовала дохристианская письменность, которой они "чертали на бересте", то должны были бы сохраниться хотя бы несколько подобных "грамоток" времен язычества (уж их-то христиане явно не могли уничтожить - не лазали же они по помойкам и не производили раскопок в городе, чтобы найти какие-то обрывки хозяйственных записок десяти-, двадцати- или столетней давности Подмигивающий). Но, увы - в дохристианских слоях не найдено ни одной...
Продолжение, возможно, последует …
А пока отрывок из книги, что можно скачать вот здесь: http://udar.tomsk.ru/php/utkin%20RUSSIA
.zip
Способно ли язычество обновить и воскресить нашу страну? Христианство призвано привести ко Христу все народы. Языческие культы, реально существовавшие в прошлом (а о сути нового язычества мы еще поговорим), в этом отношении христианству противоположны. Они не направлены вовне того народа, которому принадлежат. Персом-огнепоклонником или индусом высшей касты надо было родиться, но нельзя было стать. У каждого народа свои боги, и эти боги покровительствуют только конкретным народам — вот основной постулат исторического язычества.
«Так это же великолепно! — воскликнет кто-нибудь. — Нам сейчас и нужно отгородиться от внешней духовной угрозы! Будем же молиться своим богам!»
Но подождите. А каким конкретно богам вы собираетесь молиться? «Так это же понятно, — ответят нам, — русским, славянским».
Вот в первом номере газеты «Лыбедский бульвар» за 2001 год помещена статья В. И. Корчагина «Что делать?», в которой он пишет: «Нам необходимо вернуться к своей русской национальной религии, существовавшей до принятия христианства на Руси, к своим родным русским богам»[1]. Попутно газета в очередной раз выливает поток грязи и оскорблений на православное христианство.
Необходимо, однако, отметить, что русская нация как исторический феномен возникла вовсе не в языческие времена. Под русскими обычно понимают три родственных народности — великороссов, малороссов (украинцев) и белорусов. Любому человеку, мало-мальски знакомому с историей освоения тех огромных просторов, которые занимают эти народности, с историей их взаимоотношений, очевидно, что срок формирования русской нации вполне укладывается в минувшую тысячу лет.
Например, В. О. Ключевский и С. Ф. Платонов, одни из наиболее значительных отечественных историков рубежа XIX-XX веков, относили образование великорусской народности (тех, кого мы обычно называем русскими) к XII-XIII столетиям — времени колонизации Суздальско-Владимирской Руси[2]. Если же говорить о русской нации как о политической и экономической общности, то любому человеку, учившемуся в средней школе, очевидно, что сформировалась она не раннее XV-XVII веков.
А что же было раньше?
Были, например, скифы-пахари, иначе называемые сколотами. Древнегреческий историк Геродот писал, что они пришли на земли Среднего Поднепровья за тысячу лет до Дария, то есть за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Достаточно подробно на сколотской проблеме останавливается Б. А. Рыбаков в своих книгах[3].
Сколоты, так же как и венеды, и анты — все это предки нынешних русских. Но в том-то и дело, что они, конечно же, не русские в нашем сегодняшнем понимании. Безусловно, они жили на территории нашей страны, и мы — их отдаленные потомки. Однако мы другие — и по широте своего географического охвата, и экономически, и культурно, и духовно, и даже уже антропологически.
Мы мало похожи на них. Мы не сводимся к ним. Нас разделяет История. И их боги — это именно боги сколотов, венедов, антов и так далее. Но это ни в коей мере не русские боги. Да и о богах этих сохранилось крайне мало сведений. В каких богов верили сколоты? Поклонялись они солнцу и чтили «священные дары» неба — золотой плуг, ярмо, топор и чашу. Вот и все, что известно об их религии ...
Комментарии25