Древняя история Таджиков
Предки Таджиков когда-то проживали в районах рек Оби и Иртыша. Из-за неоднократных климатических изменений потихоньку стали заселять южные земли в Туранской низменности, когда там стало мелеть огромное море. Последнее массовое переселение было связано из-за извержения вулкана Санторин.
Вы узнаете процентное соотношение к арийской гаплогруппе R1a у разных народов и как из рыжего и голубоглазого Тимура (Тамерлана), сделали монгола.
А также как нас спас от Челябинского метеорита оптико-электронный узлел "Нурек", он же - оптико-электронный комплекс "Окно", находящегося в горах Санглок (Памир) в Таджикистане.
Во времена последнего Валдайского оледенения, самые лучшие условия для жизни были не в Европе, где были холод и тундра и даже не на территории Сирии, а на Русской равнине, Сибири. В районе Урала зимой было теплее, чем сегодня в Англии.
Около 15 000 лет тому назад при отступлении ледника, стали образовываться огромные озера и около 12000 лет назад эти озера прорвались через Черное море в Средиземное, во времена так называемого "всемирного потопа".
Но в Туранской низменности - это район Средней Азии, современная Туркмения, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан, находилось огромное море.
На Русской равнине и Сибири численность населения из-за благоприятного климата резко возросла. К числу народов - переселенцев из Сибири - можно отнести хеттов, пеласгов, венедов, индов, киммерийцев, скифов, кельтов, готов, славян и многие другие народы. Например в определенное время народ в Сибири называл себя "Равы" (божественное отношение к солнцу), мо-равы, те, которые потом создадут Моравию. Археология показывает нам, что на Русской равнине 50 тысяч лет тому назад уже жили люди. В поисках лучшей доли они переселялись в более теплые края из-за периодических похолоданий. В последний раз около 4000 лет назад, из-за взрыва вулкана на о.Санторин, наступило резкое похолодание. В Туранской низменности море уже подсохло и часть народа в спешном порядке переселилась туда. Одна часть Сибирских племен переселилась на территорию нынешнего Таджикистана и Узбекистана, впоследствии организовавшее государство Саманидов.
До сих пор отголоски этого можно найти в Таджикском языке. У переселенцев с бассейна рек Иртыша и Оби, на тадж. языке Об - вода, т.к. эти племена поклонялись богу Ватану, на тадж. языке Ватан - родина. Такой же перевод этого слова у Татар и Дагестанцев.
Распространение языков на пике Валдайского оледенения
Если мы попробуем заглянуть очень далеко, то без сопоставления языков не обойтись. Есть более древние очевидные приметы родства индоевропейских языков. Общеизвестные для языковедов примеры обозначения ближайших родственников: брат - brother-bruder-бародар (тадж.), мать - модар (тадж), mother - mutter. Или такое редкое слово с единственным однокоренным в русском языке словом "разговеться": говядина - гов (корова по-таджикски) - cow, в праиндоевропейском было "говенда". Или бык - бука (тадж.). В русском "тахта", в таджикском - "тахт" (престол, деревяшка). В таджикском "жизнь" будет "зист", "мертвый" - "мурда". Очевидно родство такого ряда: див - дэв - део - тео - Зевс. Такие "родовые пятна" знающий человек видит сплошь и рядом. В русском и таджикском счете: два - ду, пять - пандч. Мы знаем, что в древнерусском "пять" писалось и звучало как "пянть". Русское "тятя" в памирском - "татик", в таджикском - "дада". Русское "мы" в таджикском - "мо". О родстве языков свидетельствуют и общие по сути глагольные флексии "-ям", "-ам", "-и" - "-и", "-ем" - "-ем", "-ете" - "-ед", "-ят"- "-янд". Древнерусское "азм" означает дословно то же самое в современном памирском шугнанском - "я есть, я сам". Примеров исконного родства и взаимовлияния масса.
Еще к примеру, саргаты, которые сохранились в виде топонимов в Западной Сибири (это "саргат", "сургут"), в Поволжье (южнее Татарстана на пути в Самару) и в Нижегородской области - Сергач). Они напоминают иранские этно-лингвистические конструкции типа "масгут", "тюркют", "иркут". Стоит отметить, что морфемы -ат, -от, -ут обозначали у скифов собирательное множественное число существительного и сохранились в современных таджикском и персидском.
Арус в таджикском и персидском - это невеста, поскольку невеста надевает белое и носит также и после свадьбы белые одежды. Рушана и Роксана в таджикском и согдийском - имя собственное - Светлая, Светлана. Эрзя - название финно-угорского племени, с которым имели контакты сарматы и которому они дали название - светлые, русые. Топонимы с корнем "рус" встречаются и за пределами России, Русенборг, к примеру. Историки же показывают, что сарматские ответвления дали название сербам - серви, хорватам. Считается, что славянские имена Шеремет (сармат) и Корбут (хорват) имеют скифские корни. У таджиков и узбеков же есть имя Шермат.
индоевропейцы (скифы)-носители R1a
Таджики - близкие генетические родственники славян. Это нам показывает Y-хромосомная гаплогруппа, которая обозначается как R1a.
процентное соотношение к арийской гаплогруппе R1a у разных народов
Языки потомков саков и скифов живут и сегодня на севере и Афганистана, и Пакистана, и Индии, и даже Китая. Кроме того, в Пакистане, Индии и Китае живут несколько миллионов персов и персоязычных людей. Вот, видимо, откуда у таджиков эта безумная любовь к индийскому кино, где половина слов из хинду таджикам вполне понятна. А индийские кинодивы очень похожи на горных красавиц таджичек.
Таджики обожествляют природу, они прирожденные землепашцы и везде, где только можно сажают сады деревьев. На Тадж. языке сад произносится "Бог".
Народные праздники у них совпадают со славянскими, например 21 марта - новый год - Навруз, у славян Новый Год-масленица.
День весеннего равноденствия, которые отмечали наши предки 21 марта, сейчас сохранился под название "Навруз" в Иране, республиках Средней Азии и Закавказья.
Навруз (Новруз, Нооруз, Наурыз, Наврез) (перс.-Now ruz, тадж. Навруз, курд. Newroz, узбекск. Navruz, туркм. Nowruz, казах. Наурыз, кирг. Нооруз, тур. Nevruz, азерб. Novruz, крым. Navrez) - праздник весны и начала нового года у иранских и тюркских народов. Название Навруз (перс. - Now ruz) в переводе с персидского языка означает "новый день".
Корни Навруза уходят в зороастризм. Навруз является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря. Фирдоуси, служивший при дворе Саманидов и Омар Хайям, связывали возникновение Навруза с именами легендарных иранских царей Джамшида, Каюмарса и других.
Навруз был упразднён советской властью в 1926 году и заново возрождён в Азербайджане 1967 году. Статус государственного праздника Навруз имеет в Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Таджикистане и Узбекистане.
История таджикского народа тесно связана с историей других народов Центральной Азии: узбеков, киргизов, туркменов. Их предки - бактрийцы, согдийцы, саки, массагеты - занимали территорию Центральной Азии, а также Хорасана (часть современного Ирана) и район Гиндукуша (Афганистан). Древнейшими государствами здесь были Бактрия и Согдиана, лежавшие на берегах верхней Амударьи. В VI-IV вв. до н. э. они входили в Ахеменидскую империю, созданную персами.
Если прочитать созданный Мовсесом Хоренаци труд "История Армении", то мы узнаем, что древние армяне указывают в своих источниках про таджиков воинов и на стр. 131 читаем: "Таджики между тем устремились на Греков, воевавших с крепостью Нахчавана, поразили их; одних истребили мечом, а других обратили в бегство. Бегством спасся Мавриан и бросился в Иверию. Войско исмаильское воротилось от преследования, осадило город Карин и билось с ним".
Бактрийцы и согдийцы были оседлыми земледельцами, они занимались также ремеслом и торговлей. Основной формой хозяйства у них служила родовая сельская община с большими патриархальными семьями, существовали и рабовладельческие отношения. Ахеменидская держава в 330 г. до н. э. распалась под натиском греко-македонских войск.
Бактрийцы, согдийцы и другие народы Центральной Азии, несмотря на героическое сопротивление армиям Александра Македонского, были покорены. Примерно 200 лет спустя население. земледельческих районов Бактрии и Согдианы вместе с массагетскими кочевыми племенами свергли греко-македонское владычество. В Бактрии образовалось государство Тохаристан, которое впоследствии вместе с Согдианой и другими областями Средней Азии вошло в состав огромного Кушанского царства. Через Тохаристан протягивались
шелковые пути. Шелк закупали на рынках бассейна реки Тарима и везли в страны греко-римского Запада. В обратном направлении из Рима и Византии в Китай шли стеклянные изделия (хрусталь, тонкое разноцветное стекло), из Центральной Азии - предметы украшения, драгоценные камни, из Индии - бумажные и шерстяные ткани, пряности. В V в. Бактрия, Согдиана и другие области Средней Азии находились под властью эфталитов (их называли также белыми гуннами).
Это был народ, создавший огромное государство в самом центре Азии. Его правителям принадлежали все земли от сибирской реки Иртыш до восточных рубежей Ирана и от оазисов речных долин Сырдарьи и Амударьи до провинций Северной Индии. И все же большая часть этой страны лежала в области Афганского нагорья, Памира и Тянь-Шаня, посему в историю азиатского континента эфталиты вошли, как загадочные белые горцы. Их культуру мы можем увидеть в бывшем храме, а теперь мечети, расположенном в селении Искодар Айнинского р-на. Узоры идентичны как славянской культуре, так и индоиранской.
Уникальные элементы Искодарского Михраба
Действительно, внешний вид выделял их среди всех народов Востока. По описанию соседей они отличались светлыми, часто рыжими волосами, глазами небесно-голубого цвета и настолько бледной кожей, что от южного солнца она казалась красноватой. За свою блондинистость они и получили прозвище "белые гунны". Хотя сейчас это имя никому ничего не говорит, некогда почти вся Азия содрогалась при его упоминании. Как писал один персидский историк того времени: "Даже в мирное время никто не мог мужественно и без страха смотреть на эфталита или даже слышать о нем, не то, что войной идти на него открыто".
Гунны - кочевой народ, сложился во 2-4 вв. в Приуралье и Сибири из тюркоязычных хунну и местных угров и сарматов. В Сибири обнаружены их рунические письмена, и ученые сейчас занимаются их расшифровкой.
С VI в. начинаются набеги кочевых тюркоязычных племен, а с VII-VIII вв. арабы начинают завоевание Центральной Азии, но не смотря на это, они еще долгое время отражали их натиски.
Еще раз напомню, что Сибирь является родиной для многих народов. Когда-то казаки Ермака нашли Сибирь суровой, пустынной и заброшенной. Но почему в отношении Сибири не учитывается, что в ней, как и в других регионах Земли, менялись и климат, и исторические эпохи? Наличие в Сибири столь мощной городской культуры говорит о том, что ранее, при более мягком климате, в Сибири были периоды бурного расцвета. Именно из Сибири пошли мощные миграционные первопотоки ариев-индоевропейцев в Месопотамию, Средиземноморье, Азию, Северное Причерноморье, Индию, неся с собой язык и высокую культуру.
Древнесибирская руница
Здесь можно отметить и современных соседей таджиков - киргизов, родиной которых также была Сибирь, где они в свое время создали мощное государство на территории Енисея и Иртыша.. Древние кыргызы, уйгуры, кыпчаки, также как динлины, чжурчжени и усуни, были нордического, арийского антропологического этнотипа.
В китайских, арабских и персидских средневековых сочинениях подчеркивается европеоидный облик кыргызов: "Жители вообще рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами. Черные волосы считались нехорошим признаком.", "Их жители телом все высоки и велики, с красными волосами, с зелеными глазами. Людей, имеющих черные волосы, называли несчастливыми".
В китайской "Истории династии Тан" из описаний наружности киргизов видно, что они были светловолосыми и голубоглазыми европеоидами. По "Тан-шу" киргизы также "перемешались с динлинами" и воевали на стороне гуннской армии.
Свидетельство китайцев подтверждается свидетельством мусульман. "Рыжие волосы, румяное белое лицо и голубые глаза". Такие же черты наружности, так мало соответствующие современному киргизскому типу, приписываются киргизам в рассказе персидского автора XI в. Гардизи, заимствованном, по-видимому, у писавшего в VIII в. Ибн Мукаффы. Ибн Мукаффа считал киргизов родственниками славян. Ибо изначально, по Гардизи, племя киргизов назвал и возглавил славянин. И этническая его основа также была славянская. С X века начинается смешивание их с монголоидной расой соседних племен, а в 1293 г. хан Хубалай разгромил войско кыргызов. Правящая элита кыргызов была уничтожена, государство енисейских кыргызов ликвидировано окончательно, а сами они растворились в составе иных тюркских племён, занимавших территорию от Енисея и Алтая до Тянь-Шаня.
Киргизская девочка Азра, территория Ваханского коридора
Средняя Азия славилась также согдийским высококачественным стеклом. В 428 г. приехавшие в Китай согдийские купцы обучили китайских ремесленников изготовлению этого стекла. Большое количество хорошей стеклянной посуды этого времени было найдено при раскопках в городище Афрасиаб (в Самарканде) и в других местах. Начало Самарканда относится к VIII - VII векам до н.э. На площади более 200 га возникает городище, которое носит имя легендарного туранского царя Афрасиаба. Многие учёные считают, что Афрасиаб был древней согдийской столицей, знаменитой Маракандой. В середине VI в. до н.э. Согдиана вошла в состав персидской империи Ахеменидов, просуществовавшей до IV в, до н.э. и сокрушенной армией Александра Македонского. Его поход на Восток на несколько лет был задержан восстанием согдийцев, подавляя которое, Александр разрушил Мараканду. Возрождение Согдианы произошло при Селевкидах. В первом тысячелетии н.э. Самарканд был одним из наиболее сильных княжеств Согда, прославленного успехами согдийцев в организации караванной торговли на Великом шелковом пути в IV-VIII вв.
Древний Самарканд
Афрасиаб (Мараканда). "Нимфа Ларисса". Терракота. 2-1 вв. до н. э
Улицы древнего города
В IX-X вв. Самарканд становится одним из главных культурных центров исламского Востока и первой столицей династии Саманидов. В городе действуют водопровод, канализация, бани, мастерские, использующие энергию водяных мельниц, налажено производство бумаги по китайской технологии и т.д. В росписи и облицовке дворцов, разных строений можно увидеть свастичные, солярные символы.
В Самарканде
Свастичный орнамент на мавзолее Ходжа Ахмеда Яссауи
А это уже в Бухаре
Бухара. Свастика на дворце Ситора-и Мохи Хосса
Согдийцы оказали большое влияние на отсталых кочевников, которые, оседая, смешивались с местным населением.
Так в конце IX в. (874 г.) сложилось фактически независимое от Багдадского халифата феодальное таджикское государство Саманидов.
В период своего наивысшего расцвета оно простиралось от пустынь Средней Азии до Персидского залива и от границ Индии до района Багдада. При Саманидах завершился процесс образования таджикского народа, его язык стал господствующим.
Вышивка на одежде Памирских таджиков
Ниже на фото археологические находки Сибирских переселенцев, освоившие земли Средней Азии.
Арфист. Фрагмент скульптурного карниза из Айртама (Узбекистан). 1-2вв. н. э.
Афродита из Старой Нисы (Туркмения). Мрамор. 2 в. до н. э.
Фрагмент скульптурного карниза из Айртама (Узбекистан) 1-2 вв.н.э.
Богиня Хванинда. Бактрийский рельеф. Серебро с позолотой. Диаметр 12 см. Первая половина 2 в. до н. э.
Сак. Золотая пластинка из Аму-Дарьинского клада. 4-3 вв. до н. э.
В начале XIII в. (1219-1221 гг.) Центральную Азию завоевали ордынцы, под предводительством Чингис-хана.
Приход к власти в 1370 г. Тимура временно прекратил феодальные распри. Осуществив несколько завоевательных походов, Тимур создал огромную державу со столицей в Самарканде. Большая часть территории современного Таджикистана входила в состав этой империи.
В мощной державе Тимура процветали города, развивалась астрономия, математика, история, литература, искусство.
Интересная деталь, как выглядел Тимур? Народы Запада не заинтересованы искажать облик Тимура, для них он враг и вот как они его изображают.
А это он уже в старости
Тамерлан - предок Бабура, основателя империи Великих Моголов
Гробница Тимура была вскрыта в 1941 году при раскопках в мавзолее Гур-Эмир (Самарканд). С одной стороны, вроде бы "всем известно", что Тимур был монголом. А с другой - многочисленные средневековые источники утверждают, что Тимур выглядел как индоевропеец! Реконструкцию черепа проводил известнейший антрополог - Герасимов. Он восстанавливает его скульптурный портрет и с удивлением видит, что получился человек индоевропейского типа. Это - натуральный европеец! Выпуклое, не плоское лицо.
Что пишет Герасимов - "значительное выступание корня носа и рельеф верхней части надбровья указывают, что собственно монгольская складка века выражена относительно СЛАБО". "Волосы Тимура толсты, прямы, седо-рыжего цвета, с преобладанием темно-каштановых или рыжих. Волосы бровей сохранились хуже, но все-таки по этим остаткам нетрудно представить и воспроизвести общую форму брови. Хорошо сохранившиеся отдельные волоски... Цвет их темно-каштановый. Оказывается, Тимур носил длинные усы, а не подстриженные над губой, как это было принято правоверными последователями шариата. Небольшая густая борода Тимура имела клиновидную форму. Волосы ее жесткие, почти прямые, толстые, ярко-коричневого (рыжего) цвета, с значительной проседью".
Традиционные историки уже давно знали, что Тимур был рыжим. Это явно противоречит его "монгольскому происхождению". Герасимов понимает, кто осмелится сегодня сказать, что "монгол Тимур был индоевропейского типа"?
Герасимов также понимает, что если он заявит о своих результатх - его карьере конец, тем более с узбекской стороны уже просили изобразить его внешность в духе национального героя, а некоторые коллеги намекнули, что если Тамерлан будет похож на европейца, а не на монгола, то его методика ненаучна. Жертвуя одним, он спас остальное и его методика работы признаны во всем мире. Но Тимур теперь выглядит монголом.
Внутридинастическая борьба и набеги кочевников расшатали и эту империю. Вождь кочевых племен Мухаммад Шейбани-хан. используя вражду между потомками Тимура, в 1500-1507 гг. завоевал Центральную Азию.
Из-за непрерывных войн и непомерных налогов хозяйство образовавшихся ханств, пришло в упадок.
В следующее столетие (XVIII в.) ханства Центральной Азии оставались отсталыми и политически раздробленными.
Во второй половине XIX в. районы Центральной Азии были завоеваны Россией, и на ее территории образовалось Туркестанское генерал-губернаторство. В него вошли северные районы Таджикистана и Памир, а центральные и южные районы (так называемая Восточная Бухара) оказались во владении вассала русского царя - бухарского эмира.
В конце XIX в. царское правительство провело некоторые аграрные реформы. Оседлое население получило орошаемые земли, в обладании которых постоянно происходили стычки, переходящие в бунты.
Первая мировая война особенно обострила противоречия и расслоения в обществе. Летом 1916 г. в Центральной Азии вспыхнуло самое массовое за всю ее историю восстание. Оно началось на севере Таджикистана (Ходжент, Костакоз, Ура-Тюбе, Пенджикент), а затем охватило весь Туркестан, Киргизию, Казахстан, части Астраханской губернии и Урала. Восстание, в основном крестьянское, возникло стихийно. Причина его - мобилизация царским правительством местного населения на тыловые работы. Царскими, а в Бухаре эмирскими войсками восстание было подавлено.
Народы Центральной Азии участвовали в перевороте, который произошёл в Российской империи в 1917 году. В городах Туркестана, в том числе в Ходженте, Ура-Тюбе, Самарканде и Новой Бухаре (Каган), возникли Советы рабочих и солдатских депутатов. По их требованию 31 марта 1917 г. было упразднено Туркестанское генерал-губернаторство. Власть захватила буржуазия, образовавшая комитет Временного правительства. Бухарский эмир неограниченно правил своими владениями. Поэтому Февральская революция мало, что изменила в жизни Туркестана. В результате борьбы за власть между различными слоями населения в ноябре 1917 г. Советы победили в Ташкенте, а вскоре и на большей части Туркестана, в том числе в северных районах Таджикистана и на Памире. В апреле 1918 г. V съезд Советов Туркестанского края провозгласил образование Туркестанской АССР, которая вошла в состав РСФСР.
В 1924 г. чрезвычайное положение из-за борьбы с басмачеством в Восточной Бухаре было отменено, а народная республика преобразована в социалистическую. Проведенное в том же году национально-территориальное размежевание привело к образованию среднеазиатских республик, в том числе и Таджикской АССР в составе Узбекской ССР. Важнейшее политическое и хозяйственное значение для молодой республики имели декларации о раскрепощении женщин и о всеобщем обучении. В 1929 г. Таджикская АССР была преобразована в союзную республику.
Далеко не каждый встречный, просматривающий в сети новости вроде: "Летающая тарелка сбила челябинский метеорит", знает о существовании оптико-электронного узла "Нурек" (в/ч), он же - оптико-электронный комплекс "Окно", находящегося в горах Санглок(Памир) в Таджикистане. Этот комплекс системы контроля космического пространства (СККП), в непрерывном режиме, расположен на одном из горных хребтов Памира высотой 2216 метров, там, где атмосфера более разряженная и чистая, нежели у земли. Это чудо отечественных оптических технологий разработано на электронной элементной базе с применением матриц высокого разрешения, и способно за одну ночь просканировать большую часть околоземного космического пространства на наличие искусственных и естественных орбитальных и межпланетных объектов размером 1м на высотах 120-40000 км. И это из официально предоставленных инструментальных характеристик. А теперь представьте, с какого расстояния "Окно" способно рассмотреть метеорит размером 17х15 м в поперечнике! Это почти лунная орбита (250 - 300 тыс. км). Учитывая, что подлетная скорость "тела" была около 18км/с, комплекс мог обнаружить его за 4,5 часа. Это предположение, но весьма обоснованно информацией с сайта "Militaryparitet", со ссылкой на Минобороны, о том, что ВКО РФ знали о приближении метеорита и о метеоритном дожде за три дня до падения болида. Затем в течении суток новость быстренько опровергли. Какие же средства смогли его отследить столь заблаговременно, пока неизвестно. Известно, что на 10% состава метеорита пришлось железо. А значит МРЛС 5Н20 "Дон-2НР", что в Софрино, преспокойно, по целеуказанию от "Окна", смогла бы взять небесное тело на точное автосопровождение с одновременным подсветом для ракет-перехватчиков, способных на это.
Метеорит-НЛО-Челябинск. Нас спасли
Известно, что "ядерный противоракетный зонтик" Москвы имеет в арсенале стрельбовую РЛС "Дон-2НР" с дальностью 2500-3700 км (по средневысотным целям), а также высокоскоростные зенитные противоракеты 53Т6(ABM-3 Gazelle) коплекса ПРО "Амур-П". Эта сверхракета способна сбивать цели на встречнопересекающихся курсах на скоростях 7-8,5 км/с, а вдогон- 5,5. Ракеты либо могли быть доставлены в район падения за несколько часов до случившегося с полигона Сары-Шаган, либо уже секретно базироваться близ Челябинска для прикрытия особо важных стратегических объектов. Метеорит, вошедший в атмосферу, успел сбросить скорость до досягаемых для противоракеты лимитных рубежей, и расчет в Софрино, вместе с уникальным локатором 5Н20 построили для нее траекторию перехвата, реализовавшую точное попадание боевой части мощностью 10 килотонн в незваного гостя. Ведь не зря отмечено специалистами, что сначала мощность взрыва была до 30 кт(взрыв боеголовки+мощность начала разрушения в атмосфере). Все это, скорее всего, останется засекреченным, а нам надо поблагодарить Таджикистан за сотрудничество и не дать потерять вековую дружескую связь наших народов.
Ну и напоследок фотографии Таджикской красоты в танце и в лицах.
Выступление таджикского ансамбля на фестивале в Индии
Таджики Синьцзян-Уйгурского автономномного района Китая
Танец Орла Сарыкольских таджиков
Около 15 000 лет тому назад при отступлении ледника, стали образовываться огромные озера и около 12000 лет назад эти озера прорвались через Черное море в Средиземное, во времена так называемого "всемирного потопа".
Но в Туранской низменности - это район Средней Азии, современная Туркмения, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан, находилось огромное море.
На Русской равнине и Сибири численность населения из-за благоприятного климата резко возросла. К числу народов - переселенцев из Сибири - можно отнести хеттов, пеласгов, венедов, индов, киммерийцев, скифов, кельтов, готов, славян и многие другие народы. Например в определенное время народ в Сибири называл себя "Равы" (божественное отношение к солнцу), мо-равы, те, которые потом создадут Моравию. Археология показывает нам, что на Русской равнине 50 тысяч лет тому назад уже жили люди. В поисках лучшей доли они переселялись в более теплые края из-за периодических похолоданий. В последний раз около 4000 лет назад, из-за взрыва вулкана на о.Санторин, наступило резкое похолодание. В Туранской низменности море уже подсохло и часть народа в спешном порядке переселилась туда. Одна часть Сибирских племен переселилась на территорию нынешнего Таджикистана и Узбекистана, впоследствии организовавшее государство Саманидов.
До сих пор отголоски этого можно найти в Таджикском языке. У переселенцев с бассейна рек Иртыша и Оби, на тадж. языке Об - вода, т.к. эти племена поклонялись богу Ватану, на тадж. языке Ватан - родина. Такой же перевод этого слова у Татар и Дагестанцев.
Распространение языков на пике Валдайского оледенения
Если мы попробуем заглянуть очень далеко, то без сопоставления языков не обойтись. Есть более древние очевидные приметы родства индоевропейских языков. Общеизвестные для языковедов примеры обозначения ближайших родственников: брат - brother-bruder-бародар (тадж.), мать - модар (тадж), mother - mutter. Или такое редкое слово с единственным однокоренным в русском языке словом "разговеться": говядина - гов (корова по-таджикски) - cow, в праиндоевропейском было "говенда". Или бык - бука (тадж.). В русском "тахта", в таджикском - "тахт" (престол, деревяшка). В таджикском "жизнь" будет "зист", "мертвый" - "мурда". Очевидно родство такого ряда: див - дэв - део - тео - Зевс. Такие "родовые пятна" знающий человек видит сплошь и рядом. В русском и таджикском счете: два - ду, пять - пандч. Мы знаем, что в древнерусском "пять" писалось и звучало как "пянть". Русское "тятя" в памирском - "татик", в таджикском - "дада". Русское "мы" в таджикском - "мо". О родстве языков свидетельствуют и общие по сути глагольные флексии "-ям", "-ам", "-и" - "-и", "-ем" - "-ем", "-ете" - "-ед", "-ят"- "-янд". Древнерусское "азм" означает дословно то же самое в современном памирском шугнанском - "я есть, я сам". Примеров исконного родства и взаимовлияния масса.
Еще к примеру, саргаты, которые сохранились в виде топонимов в Западной Сибири (это "саргат", "сургут"), в Поволжье (южнее Татарстана на пути в Самару) и в Нижегородской области - Сергач). Они напоминают иранские этно-лингвистические конструкции типа "масгут", "тюркют", "иркут". Стоит отметить, что морфемы -ат, -от, -ут обозначали у скифов собирательное множественное число существительного и сохранились в современных таджикском и персидском.
Арус в таджикском и персидском - это невеста, поскольку невеста надевает белое и носит также и после свадьбы белые одежды. Рушана и Роксана в таджикском и согдийском - имя собственное - Светлая, Светлана. Эрзя - название финно-угорского племени, с которым имели контакты сарматы и которому они дали название - светлые, русые. Топонимы с корнем "рус" встречаются и за пределами России, Русенборг, к примеру. Историки же показывают, что сарматские ответвления дали название сербам - серви, хорватам. Считается, что славянские имена Шеремет (сармат) и Корбут (хорват) имеют скифские корни. У таджиков и узбеков же есть имя Шермат.
индоевропейцы (скифы)-носители R1a
Таджики - близкие генетические родственники славян. Это нам показывает Y-хромосомная гаплогруппа, которая обозначается как R1a.
процентное соотношение к арийской гаплогруппе R1a у разных народов
Языки потомков саков и скифов живут и сегодня на севере и Афганистана, и Пакистана, и Индии, и даже Китая. Кроме того, в Пакистане, Индии и Китае живут несколько миллионов персов и персоязычных людей. Вот, видимо, откуда у таджиков эта безумная любовь к индийскому кино, где половина слов из хинду таджикам вполне понятна. А индийские кинодивы очень похожи на горных красавиц таджичек.
Таджики обожествляют природу, они прирожденные землепашцы и везде, где только можно сажают сады деревьев. На Тадж. языке сад произносится "Бог".
Народные праздники у них совпадают со славянскими, например 21 марта - новый год - Навруз, у славян Новый Год-масленица.
День весеннего равноденствия, которые отмечали наши предки 21 марта, сейчас сохранился под название "Навруз" в Иране, республиках Средней Азии и Закавказья.
Навруз (Новруз, Нооруз, Наурыз, Наврез) (перс.-Now ruz, тадж. Навруз, курд. Newroz, узбекск. Navruz, туркм. Nowruz, казах. Наурыз, кирг. Нооруз, тур. Nevruz, азерб. Novruz, крым. Navrez) - праздник весны и начала нового года у иранских и тюркских народов. Название Навруз (перс. - Now ruz) в переводе с персидского языка означает "новый день".
Корни Навруза уходят в зороастризм. Навруз является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря. Фирдоуси, служивший при дворе Саманидов и Омар Хайям, связывали возникновение Навруза с именами легендарных иранских царей Джамшида, Каюмарса и других.
Навруз был упразднён советской властью в 1926 году и заново возрождён в Азербайджане 1967 году. Статус государственного праздника Навруз имеет в Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Таджикистане и Узбекистане.
История таджикского народа тесно связана с историей других народов Центральной Азии: узбеков, киргизов, туркменов. Их предки - бактрийцы, согдийцы, саки, массагеты - занимали территорию Центральной Азии, а также Хорасана (часть современного Ирана) и район Гиндукуша (Афганистан). Древнейшими государствами здесь были Бактрия и Согдиана, лежавшие на берегах верхней Амударьи. В VI-IV вв. до н. э. они входили в Ахеменидскую империю, созданную персами.
Если прочитать созданный Мовсесом Хоренаци труд "История Армении", то мы узнаем, что древние армяне указывают в своих источниках про таджиков воинов и на стр. 131 читаем: "Таджики между тем устремились на Греков, воевавших с крепостью Нахчавана, поразили их; одних истребили мечом, а других обратили в бегство. Бегством спасся Мавриан и бросился в Иверию. Войско исмаильское воротилось от преследования, осадило город Карин и билось с ним".
Бактрийцы и согдийцы были оседлыми земледельцами, они занимались также ремеслом и торговлей. Основной формой хозяйства у них служила родовая сельская община с большими патриархальными семьями, существовали и рабовладельческие отношения. Ахеменидская держава в 330 г. до н. э. распалась под натиском греко-македонских войск.
Бактрийцы, согдийцы и другие народы Центральной Азии, несмотря на героическое сопротивление армиям Александра Македонского, были покорены. Примерно 200 лет спустя население. земледельческих районов Бактрии и Согдианы вместе с массагетскими кочевыми племенами свергли греко-македонское владычество. В Бактрии образовалось государство Тохаристан, которое впоследствии вместе с Согдианой и другими областями Средней Азии вошло в состав огромного Кушанского царства. Через Тохаристан протягивались
шелковые пути. Шелк закупали на рынках бассейна реки Тарима и везли в страны греко-римского Запада. В обратном направлении из Рима и Византии в Китай шли стеклянные изделия (хрусталь, тонкое разноцветное стекло), из Центральной Азии - предметы украшения, драгоценные камни, из Индии - бумажные и шерстяные ткани, пряности. В V в. Бактрия, Согдиана и другие области Средней Азии находились под властью эфталитов (их называли также белыми гуннами).
Это был народ, создавший огромное государство в самом центре Азии. Его правителям принадлежали все земли от сибирской реки Иртыш до восточных рубежей Ирана и от оазисов речных долин Сырдарьи и Амударьи до провинций Северной Индии. И все же большая часть этой страны лежала в области Афганского нагорья, Памира и Тянь-Шаня, посему в историю азиатского континента эфталиты вошли, как загадочные белые горцы. Их культуру мы можем увидеть в бывшем храме, а теперь мечети, расположенном в селении Искодар Айнинского р-на. Узоры идентичны как славянской культуре, так и индоиранской.
Уникальные элементы Искодарского Михраба
Действительно, внешний вид выделял их среди всех народов Востока. По описанию соседей они отличались светлыми, часто рыжими волосами, глазами небесно-голубого цвета и настолько бледной кожей, что от южного солнца она казалась красноватой. За свою блондинистость они и получили прозвище "белые гунны". Хотя сейчас это имя никому ничего не говорит, некогда почти вся Азия содрогалась при его упоминании. Как писал один персидский историк того времени: "Даже в мирное время никто не мог мужественно и без страха смотреть на эфталита или даже слышать о нем, не то, что войной идти на него открыто".
Гунны - кочевой народ, сложился во 2-4 вв. в Приуралье и Сибири из тюркоязычных хунну и местных угров и сарматов. В Сибири обнаружены их рунические письмена, и ученые сейчас занимаются их расшифровкой.
С VI в. начинаются набеги кочевых тюркоязычных племен, а с VII-VIII вв. арабы начинают завоевание Центральной Азии, но не смотря на это, они еще долгое время отражали их натиски.
Еще раз напомню, что Сибирь является родиной для многих народов. Когда-то казаки Ермака нашли Сибирь суровой, пустынной и заброшенной. Но почему в отношении Сибири не учитывается, что в ней, как и в других регионах Земли, менялись и климат, и исторические эпохи? Наличие в Сибири столь мощной городской культуры говорит о том, что ранее, при более мягком климате, в Сибири были периоды бурного расцвета. Именно из Сибири пошли мощные миграционные первопотоки ариев-индоевропейцев в Месопотамию, Средиземноморье, Азию, Северное Причерноморье, Индию, неся с собой язык и высокую культуру.
Древнесибирская руница
Здесь можно отметить и современных соседей таджиков - киргизов, родиной которых также была Сибирь, где они в свое время создали мощное государство на территории Енисея и Иртыша.. Древние кыргызы, уйгуры, кыпчаки, также как динлины, чжурчжени и усуни, были нордического, арийского антропологического этнотипа.
В китайских, арабских и персидских средневековых сочинениях подчеркивается европеоидный облик кыргызов: "Жители вообще рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами. Черные волосы считались нехорошим признаком.", "Их жители телом все высоки и велики, с красными волосами, с зелеными глазами. Людей, имеющих черные волосы, называли несчастливыми".
В китайской "Истории династии Тан" из описаний наружности киргизов видно, что они были светловолосыми и голубоглазыми европеоидами. По "Тан-шу" киргизы также "перемешались с динлинами" и воевали на стороне гуннской армии.
Свидетельство китайцев подтверждается свидетельством мусульман. "Рыжие волосы, румяное белое лицо и голубые глаза". Такие же черты наружности, так мало соответствующие современному киргизскому типу, приписываются киргизам в рассказе персидского автора XI в. Гардизи, заимствованном, по-видимому, у писавшего в VIII в. Ибн Мукаффы. Ибн Мукаффа считал киргизов родственниками славян. Ибо изначально, по Гардизи, племя киргизов назвал и возглавил славянин. И этническая его основа также была славянская. С X века начинается смешивание их с монголоидной расой соседних племен, а в 1293 г. хан Хубалай разгромил войско кыргызов. Правящая элита кыргызов была уничтожена, государство енисейских кыргызов ликвидировано окончательно, а сами они растворились в составе иных тюркских племён, занимавших территорию от Енисея и Алтая до Тянь-Шаня.
Киргизская девочка Азра, территория Ваханского коридора
Средняя Азия славилась также согдийским высококачественным стеклом. В 428 г. приехавшие в Китай согдийские купцы обучили китайских ремесленников изготовлению этого стекла. Большое количество хорошей стеклянной посуды этого времени было найдено при раскопках в городище Афрасиаб (в Самарканде) и в других местах. Начало Самарканда относится к VIII - VII векам до н.э. На площади более 200 га возникает городище, которое носит имя легендарного туранского царя Афрасиаба. Многие учёные считают, что Афрасиаб был древней согдийской столицей, знаменитой Маракандой. В середине VI в. до н.э. Согдиана вошла в состав персидской империи Ахеменидов, просуществовавшей до IV в, до н.э. и сокрушенной армией Александра Македонского. Его поход на Восток на несколько лет был задержан восстанием согдийцев, подавляя которое, Александр разрушил Мараканду. Возрождение Согдианы произошло при Селевкидах. В первом тысячелетии н.э. Самарканд был одним из наиболее сильных княжеств Согда, прославленного успехами согдийцев в организации караванной торговли на Великом шелковом пути в IV-VIII вв.
Древний Самарканд
Афрасиаб (Мараканда). "Нимфа Ларисса". Терракота. 2-1 вв. до н. э
Улицы древнего города
В IX-X вв. Самарканд становится одним из главных культурных центров исламского Востока и первой столицей династии Саманидов. В городе действуют водопровод, канализация, бани, мастерские, использующие энергию водяных мельниц, налажено производство бумаги по китайской технологии и т.д. В росписи и облицовке дворцов, разных строений можно увидеть свастичные, солярные символы.
В Самарканде
Свастичный орнамент на мавзолее Ходжа Ахмеда Яссауи
А это уже в Бухаре
Бухара. Свастика на дворце Ситора-и Мохи Хосса
Согдийцы оказали большое влияние на отсталых кочевников, которые, оседая, смешивались с местным населением.
Так в конце IX в. (874 г.) сложилось фактически независимое от Багдадского халифата феодальное таджикское государство Саманидов.
В период своего наивысшего расцвета оно простиралось от пустынь Средней Азии до Персидского залива и от границ Индии до района Багдада. При Саманидах завершился процесс образования таджикского народа, его язык стал господствующим.
Вышивка на одежде Памирских таджиков
Ниже на фото археологические находки Сибирских переселенцев, освоившие земли Средней Азии.
Арфист. Фрагмент скульптурного карниза из Айртама (Узбекистан). 1-2вв. н. э.
Афродита из Старой Нисы (Туркмения). Мрамор. 2 в. до н. э.
Фрагмент скульптурного карниза из Айртама (Узбекистан) 1-2 вв.н.э.
Богиня Хванинда. Бактрийский рельеф. Серебро с позолотой. Диаметр 12 см. Первая половина 2 в. до н. э.
Сак. Золотая пластинка из Аму-Дарьинского клада. 4-3 вв. до н. э.
В начале XIII в. (1219-1221 гг.) Центральную Азию завоевали ордынцы, под предводительством Чингис-хана.
Приход к власти в 1370 г. Тимура временно прекратил феодальные распри. Осуществив несколько завоевательных походов, Тимур создал огромную державу со столицей в Самарканде. Большая часть территории современного Таджикистана входила в состав этой империи.
В мощной державе Тимура процветали города, развивалась астрономия, математика, история, литература, искусство.
Интересная деталь, как выглядел Тимур? Народы Запада не заинтересованы искажать облик Тимура, для них он враг и вот как они его изображают.
А это он уже в старости
Тамерлан - предок Бабура, основателя империи Великих Моголов
Гробница Тимура была вскрыта в 1941 году при раскопках в мавзолее Гур-Эмир (Самарканд). С одной стороны, вроде бы "всем известно", что Тимур был монголом. А с другой - многочисленные средневековые источники утверждают, что Тимур выглядел как индоевропеец! Реконструкцию черепа проводил известнейший антрополог - Герасимов. Он восстанавливает его скульптурный портрет и с удивлением видит, что получился человек индоевропейского типа. Это - натуральный европеец! Выпуклое, не плоское лицо.
Что пишет Герасимов - "значительное выступание корня носа и рельеф верхней части надбровья указывают, что собственно монгольская складка века выражена относительно СЛАБО". "Волосы Тимура толсты, прямы, седо-рыжего цвета, с преобладанием темно-каштановых или рыжих. Волосы бровей сохранились хуже, но все-таки по этим остаткам нетрудно представить и воспроизвести общую форму брови. Хорошо сохранившиеся отдельные волоски... Цвет их темно-каштановый. Оказывается, Тимур носил длинные усы, а не подстриженные над губой, как это было принято правоверными последователями шариата. Небольшая густая борода Тимура имела клиновидную форму. Волосы ее жесткие, почти прямые, толстые, ярко-коричневого (рыжего) цвета, с значительной проседью".
Традиционные историки уже давно знали, что Тимур был рыжим. Это явно противоречит его "монгольскому происхождению". Герасимов понимает, кто осмелится сегодня сказать, что "монгол Тимур был индоевропейского типа"?
Герасимов также понимает, что если он заявит о своих результатх - его карьере конец, тем более с узбекской стороны уже просили изобразить его внешность в духе национального героя, а некоторые коллеги намекнули, что если Тамерлан будет похож на европейца, а не на монгола, то его методика ненаучна. Жертвуя одним, он спас остальное и его методика работы признаны во всем мире. Но Тимур теперь выглядит монголом.
Внутридинастическая борьба и набеги кочевников расшатали и эту империю. Вождь кочевых племен Мухаммад Шейбани-хан. используя вражду между потомками Тимура, в 1500-1507 гг. завоевал Центральную Азию.
Из-за непрерывных войн и непомерных налогов хозяйство образовавшихся ханств, пришло в упадок.
В следующее столетие (XVIII в.) ханства Центральной Азии оставались отсталыми и политически раздробленными.
Во второй половине XIX в. районы Центральной Азии были завоеваны Россией, и на ее территории образовалось Туркестанское генерал-губернаторство. В него вошли северные районы Таджикистана и Памир, а центральные и южные районы (так называемая Восточная Бухара) оказались во владении вассала русского царя - бухарского эмира.
В конце XIX в. царское правительство провело некоторые аграрные реформы. Оседлое население получило орошаемые земли, в обладании которых постоянно происходили стычки, переходящие в бунты.
Первая мировая война особенно обострила противоречия и расслоения в обществе. Летом 1916 г. в Центральной Азии вспыхнуло самое массовое за всю ее историю восстание. Оно началось на севере Таджикистана (Ходжент, Костакоз, Ура-Тюбе, Пенджикент), а затем охватило весь Туркестан, Киргизию, Казахстан, части Астраханской губернии и Урала. Восстание, в основном крестьянское, возникло стихийно. Причина его - мобилизация царским правительством местного населения на тыловые работы. Царскими, а в Бухаре эмирскими войсками восстание было подавлено.
Народы Центральной Азии участвовали в перевороте, который произошёл в Российской империи в 1917 году. В городах Туркестана, в том числе в Ходженте, Ура-Тюбе, Самарканде и Новой Бухаре (Каган), возникли Советы рабочих и солдатских депутатов. По их требованию 31 марта 1917 г. было упразднено Туркестанское генерал-губернаторство. Власть захватила буржуазия, образовавшая комитет Временного правительства. Бухарский эмир неограниченно правил своими владениями. Поэтому Февральская революция мало, что изменила в жизни Туркестана. В результате борьбы за власть между различными слоями населения в ноябре 1917 г. Советы победили в Ташкенте, а вскоре и на большей части Туркестана, в том числе в северных районах Таджикистана и на Памире. В апреле 1918 г. V съезд Советов Туркестанского края провозгласил образование Туркестанской АССР, которая вошла в состав РСФСР.
В 1924 г. чрезвычайное положение из-за борьбы с басмачеством в Восточной Бухаре было отменено, а народная республика преобразована в социалистическую. Проведенное в том же году национально-территориальное размежевание привело к образованию среднеазиатских республик, в том числе и Таджикской АССР в составе Узбекской ССР. Важнейшее политическое и хозяйственное значение для молодой республики имели декларации о раскрепощении женщин и о всеобщем обучении. В 1929 г. Таджикская АССР была преобразована в союзную республику.
Далеко не каждый встречный, просматривающий в сети новости вроде: "Летающая тарелка сбила челябинский метеорит", знает о существовании оптико-электронного узла "Нурек" (в/ч), он же - оптико-электронный комплекс "Окно", находящегося в горах Санглок(Памир) в Таджикистане. Этот комплекс системы контроля космического пространства (СККП), в непрерывном режиме, расположен на одном из горных хребтов Памира высотой 2216 метров, там, где атмосфера более разряженная и чистая, нежели у земли. Это чудо отечественных оптических технологий разработано на электронной элементной базе с применением матриц высокого разрешения, и способно за одну ночь просканировать большую часть околоземного космического пространства на наличие искусственных и естественных орбитальных и межпланетных объектов размером 1м на высотах 120-40000 км. И это из официально предоставленных инструментальных характеристик. А теперь представьте, с какого расстояния "Окно" способно рассмотреть метеорит размером 17х15 м в поперечнике! Это почти лунная орбита (250 - 300 тыс. км). Учитывая, что подлетная скорость "тела" была около 18км/с, комплекс мог обнаружить его за 4,5 часа. Это предположение, но весьма обоснованно информацией с сайта "Militaryparitet", со ссылкой на Минобороны, о том, что ВКО РФ знали о приближении метеорита и о метеоритном дожде за три дня до падения болида. Затем в течении суток новость быстренько опровергли. Какие же средства смогли его отследить столь заблаговременно, пока неизвестно. Известно, что на 10% состава метеорита пришлось железо. А значит МРЛС 5Н20 "Дон-2НР", что в Софрино, преспокойно, по целеуказанию от "Окна", смогла бы взять небесное тело на точное автосопровождение с одновременным подсветом для ракет-перехватчиков, способных на это.
Метеорит-НЛО-Челябинск. Нас спасли
Известно, что "ядерный противоракетный зонтик" Москвы имеет в арсенале стрельбовую РЛС "Дон-2НР" с дальностью 2500-3700 км (по средневысотным целям), а также высокоскоростные зенитные противоракеты 53Т6(ABM-3 Gazelle) коплекса ПРО "Амур-П". Эта сверхракета способна сбивать цели на встречнопересекающихся курсах на скоростях 7-8,5 км/с, а вдогон- 5,5. Ракеты либо могли быть доставлены в район падения за несколько часов до случившегося с полигона Сары-Шаган, либо уже секретно базироваться близ Челябинска для прикрытия особо важных стратегических объектов. Метеорит, вошедший в атмосферу, успел сбросить скорость до досягаемых для противоракеты лимитных рубежей, и расчет в Софрино, вместе с уникальным локатором 5Н20 построили для нее траекторию перехвата, реализовавшую точное попадание боевой части мощностью 10 килотонн в незваного гостя. Ведь не зря отмечено специалистами, что сначала мощность взрыва была до 30 кт(взрыв боеголовки+мощность начала разрушения в атмосфере). Все это, скорее всего, останется засекреченным, а нам надо поблагодарить Таджикистан за сотрудничество и не дать потерять вековую дружескую связь наших народов.
Ну и напоследок фотографии Таджикской красоты в танце и в лицах.
Выступление таджикского ансамбля на фестивале в Индии
Таджики Синьцзян-Уйгурского автономномного района Китая
Танец Орла Сарыкольских таджиков
Комментарии11