Якутия: хапсагай и страсти вокруг парома
Переправа через реку Лену
Через Лену (как впрочем, и через Алдан) нет моста. Это большая проблема для всей республики Саха. Зимой ездят по льду, летом ходят паромы раз в час, а вот в межсезонье проехать нельзя совсем. Паромы коммерческие и ходят до последнего — самый последний осенний паром идет уже с риском покорежить борта об льдины, и цена перевозки грузовой машины может достигать 100 тыс рублей (обычно — пара тысяч). Но даже в разгар навигации очередь выстраивается длиннющая:
Поскольку по всей республике шел праздник, капитан парома через матюгальник сурово предупредил, что первыми поедут автобусы с детьми, возвращающимися с праздника. Сурово повторил три раза на всё побережье: «Без очереди сегодня на паром никто не въедет! Первыми пойдут автобусы с детьми!» В итоге дети проехали первыми, но не сразу:
Одна иномарка пыталась въехать без очереди, и капитану пришлось покричать в матюгальник и даже приподнять трап. Как я позже нагуглил, в иномарке шофер вез пожилую пару: народную артистку СССР и ее мужа — ветерана, детского писателя и заслуженного работника культуры, он был после инсульта и со сломанной рукой. Но в тот момент этого никто не знал, поэтому машину без очереди не впустили. Она въехала после автобусов и тоже заняла свое место на пароме. Куда больше страстей разгорелось позже, когда автобусы с детьми проехали. В очередь попытался въехать сбоку кавказец на КАМАЗе-кране (да, в Якутии тоже работают приезжие кавказцы):
Но въехать в центр очереди ему не дали — взяли и не пустили. Кавказец очень обиделся. И хотя он был по всем понятиям кругом неправ (а может быть, как раз именно поэтому?), горячая южная кровь заставила его выскочить из машины с монтировкой. Он был зол, громко кричал и бросался на всех вокруг:
Особенные вопли и угрозы он обрушил на КАМАЗ, который не дал ему проехать:
Он стучал монтировкой по корпусу, затем распахнул дверцу и тыкал монтировкой водителя:
Монтировки ему показалось мало — в свободную руку он схватил камень и теперь размахивал им:
Как сказали бы шаманы, душой его завладели злые демоны Нижнего мира:
Море эмоций, прямо очень страшный терминатор:
Отстав наконец от КАМАЗа, он переключился на случившегся поблизости якута и полез в драку, размахивая монтировкой:
Якут оказался хоть и тихий, но не пугливый. Он не кричал и не размахивал руками попусту. Только по делу:
Первым же движением якут отобрал у хулигана монтировку, и она полетела на землю:
Кавказца это не остановило, он полез в драку, размахивая кулаками:
И, хоть кавказец был крупнее и выше, кулаки его почему-то цели не достигали:
Якут провел прием и повалил хулигана:
Затем сделал захват:
И в таком положении удерживал разбушевавшегося, ожидая пока тот успокоится:
Как обычно бывает: увидев, что злодей повержен и больше не опасен, из толпы выскочил какой-то доброхот и принялся пинать скованного злодея кулаком:
Подоспевшие водители оттащили вмешавшегося, объяснив, что это не по-мужски:
А затем аккуратно разняли пару, следя, чтоб кавказец снова не начал дергаться:
Поверженный и помятый, тот потом еще долго шипел и фыркал, но уже тихо и себе под нос:
А наш герой остался терпеливо ждать свой очереди. Он был по-прежнему спокоен и невозмутим.
Национальная якутская борьба называется хапсагай. Именно ее приемы помогли якуту так легко и бескровно успокоить разбушевавшегося хулигана. Правила хапсагая просты: надо устоять на ногах. Тот, кто коснулся земли чем-то, кроме ног, — сразу проиграл. Борьба эта идет из древности, соревнования проводились в Якутии всегда. Призом победителю традиционно служила варёная бедренная кость жеребца с мясом, чарка кумыса и песнь в его честь. Ну а побеждённому показывали «оскорбительный кукиш, запачканный землёй». Само слово «хапсагай» переводится с якутского примерно как «ловко хватай и проворно действуй». Борьба упоминается в самом знаменитом якутском произведении — героическом эпосе Олонхо: там богатырь Среднего мира (нашего мира) побеждает представителя тёмной силы при помощи приёмов хапсагай. Полагаю, на вышеприведенных фотках мы с вами увидели современную версию именно этого эпизода Олонхо. В Якутии хапсагай очень популярен, мальчишки занимаются борьбой с детства. Вот так идут школьные соревнования по хапсагаю в далеком поселке Тополиное, о котором я расскажу в следующий раз:
(источник)
Поскольку по всей республике шел праздник, капитан парома через матюгальник сурово предупредил, что первыми поедут автобусы с детьми, возвращающимися с праздника. Сурово повторил три раза на всё побережье: «Без очереди сегодня на паром никто не въедет! Первыми пойдут автобусы с детьми!» В итоге дети проехали первыми, но не сразу:
Одна иномарка пыталась въехать без очереди, и капитану пришлось покричать в матюгальник и даже приподнять трап. Как я позже нагуглил, в иномарке шофер вез пожилую пару: народную артистку СССР и ее мужа — ветерана, детского писателя и заслуженного работника культуры, он был после инсульта и со сломанной рукой. Но в тот момент этого никто не знал, поэтому машину без очереди не впустили. Она въехала после автобусов и тоже заняла свое место на пароме. Куда больше страстей разгорелось позже, когда автобусы с детьми проехали. В очередь попытался въехать сбоку кавказец на КАМАЗе-кране (да, в Якутии тоже работают приезжие кавказцы):
Но въехать в центр очереди ему не дали — взяли и не пустили. Кавказец очень обиделся. И хотя он был по всем понятиям кругом неправ (а может быть, как раз именно поэтому?), горячая южная кровь заставила его выскочить из машины с монтировкой. Он был зол, громко кричал и бросался на всех вокруг:
Особенные вопли и угрозы он обрушил на КАМАЗ, который не дал ему проехать:
Он стучал монтировкой по корпусу, затем распахнул дверцу и тыкал монтировкой водителя:
Монтировки ему показалось мало — в свободную руку он схватил камень и теперь размахивал им:
Как сказали бы шаманы, душой его завладели злые демоны Нижнего мира:
Море эмоций, прямо очень страшный терминатор:
Отстав наконец от КАМАЗа, он переключился на случившегся поблизости якута и полез в драку, размахивая монтировкой:
Якут оказался хоть и тихий, но не пугливый. Он не кричал и не размахивал руками попусту. Только по делу:
Первым же движением якут отобрал у хулигана монтировку, и она полетела на землю:
Кавказца это не остановило, он полез в драку, размахивая кулаками:
И, хоть кавказец был крупнее и выше, кулаки его почему-то цели не достигали:
Якут провел прием и повалил хулигана:
Затем сделал захват:
И в таком положении удерживал разбушевавшегося, ожидая пока тот успокоится:
Как обычно бывает: увидев, что злодей повержен и больше не опасен, из толпы выскочил какой-то доброхот и принялся пинать скованного злодея кулаком:
Подоспевшие водители оттащили вмешавшегося, объяснив, что это не по-мужски:
А затем аккуратно разняли пару, следя, чтоб кавказец снова не начал дергаться:
Поверженный и помятый, тот потом еще долго шипел и фыркал, но уже тихо и себе под нос:
А наш герой остался терпеливо ждать свой очереди. Он был по-прежнему спокоен и невозмутим.
Национальная якутская борьба называется хапсагай. Именно ее приемы помогли якуту так легко и бескровно успокоить разбушевавшегося хулигана. Правила хапсагая просты: надо устоять на ногах. Тот, кто коснулся земли чем-то, кроме ног, — сразу проиграл. Борьба эта идет из древности, соревнования проводились в Якутии всегда. Призом победителю традиционно служила варёная бедренная кость жеребца с мясом, чарка кумыса и песнь в его честь. Ну а побеждённому показывали «оскорбительный кукиш, запачканный землёй». Само слово «хапсагай» переводится с якутского примерно как «ловко хватай и проворно действуй». Борьба упоминается в самом знаменитом якутском произведении — героическом эпосе Олонхо: там богатырь Среднего мира (нашего мира) побеждает представителя тёмной силы при помощи приёмов хапсагай. Полагаю, на вышеприведенных фотках мы с вами увидели современную версию именно этого эпизода Олонхо. В Якутии хапсагай очень популярен, мальчишки занимаются борьбой с детства. Вот так идут школьные соревнования по хапсагаю в далеком поселке Тополиное, о котором я расскажу в следующий раз:
(источник)
Комментарии13