Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
47
2
2
_DENNY_
На uCrazy 12 лет 11 месяцев
Интересное

РПЦ и немецкая оккупация.Другая сторона медали.

"Не бывает атеистов в окопах под огнем"

Георгиевский кавалер Первой мировой войны, священник псковского села Хохловы Горки Порховского района Федор Пузанов стал разведчиком советской партизанской бригады. Пользуясь относительной свободой передвижения, разрешенной ему оккупантами как священнику сельского прихода, отец Федор вел разведывательную работу, снабжал партизан хлебом и одеждой, сообщал данные о передвижениях немцев. В январе 1944 г. он, рискуя жизнью, предотвратил угон в немецкий плен односельчан, за что был награжден медалью "Партизану Отечественной войны II степени".

РПЦ и немецкая оккупация.Другая сторона медали.

Командир 5-й Ленинградской партизанской бригады, Герой Советского Союза Камрицкий К.Д. прикрепляет медаль "Партизану Отечественной войны II степени" священнику церкви Порховского района Пузанову Ф.А

РПЦ и немецкая оккупация.Другая сторона медали.


Псковский священник Федор Пузанов со своими прихожанами у церкви. 1943г

Монахиня Елисавета (в миру Вера Дмитриева)
(1923-2011)




Прошла Великую Отечественную войну медсестрой, вынесла множество раненых бойцов с поля боя. "Я читала молитву, и страх как-то током в землю уходит. И слышно, как сердце бьется. И не боишься уже". Укрывала раненых солдат от фашистов.
Одна из первых монахинь Хабаровска.

Матушка София (Екатерина Михайловна Ошарина)




Ныне цветовод-озеленитель Раифского монастыря. От Москвы до Берлина прошла она, сражаясь за родную землю. Участвовала во взятии Кенигсберга (Калининград).

Существует множество воспоминаний о молебне русских священников у стен Кенигсберга во время его штурма в апреле 1945 года. Видела его и матушка София(Екатерина Михайловна Ошарина), ныне цветовод-озеленитель Раифского монастыря. От Москвы до Берлина прошла она, сражаясь за родную землю.

...Помню Кенигсберг. Мы относились ко 2-му Белорусскому фронту, которым командовал маршал Константин Константинович Рокоссовский. Но наше подразделение -13-й РАБ (район авиационного базирования) - находилось вместе с войсками Прибалтийского фронта, недалеко от места боев за Кенигсберг.

Очень трудно он давался. Мощные укрепления, связанные подземкой, большие силы немцев, каждый дом - крепость. Сколько наших солдат погибло!...

Взяли Кенигсберг с Божией помощью. Я сама видела, хотя наблюдала с некоторого отдаления. Собрались монахи, батюшки, человек сто или больше. Встали в облачениях с хоругвями и иконами. Вынесли икону Казанской Божией Матери... А вокруг бой идет, солдаты посмеиваются:"Ну, батюшки пошли, теперь дело будет!"

В пинском партизанском соединении служил протоиерей Александр Федорович Романушко, настоятель церкви села Мало-Плотницкое Логишинского района Пинской области. Он не раз учавствовал в боевых операциях, ходил в разведку, был в полном смысле слова, партизанским батюшкой. В оставленных некоторыми священниками храмах и местностях, где церкви были сожжены, о. Александр, совершал отпевания расстрелянных, заживо сожженных, а также павших на поле боя партизан. И неизменно во время богослужения или при исполнении треб призывал верующих помогать партизанам и защищать родную землю от фашистов. Через некоторое время, перед строем партизан, о. Александр Романушко был награжден медалью "Партизану Отечественной войны" I степени.
Протоиерей Александр участвовал в партизанском движении с лета 1942 по лето 1944 года. Из его письма, посланного осенью 1944 года митрополиту Алексию, следовало, что число священников в Полесской епархии уменьшилось на 55%.Многие из них были расстреляны за содействие партизанам.

Настоятель церкви в Старом Селе, ныне Ракитовского района Ровенской области, Николай Иванович Пыжевич вместе с семьёй с первых дней войны помогал партизанам, в домах верных ему людей распределял тяжелораненых, которых впоследствии лечили всем миром. Занимался он и распространением листовок среди населения. В сентябре 1943 г. отряд карателей заживо сжёг в собственном доме о. Николая и его семью. Через некоторое время за помощь партизанам было полностью уничтожено и Старое Село, а 500 его жителей заживо сожжены в церкви.

Настоятель Свято-Успенской церкви Ивановского района Брестской области Василий Данилович Копычко оказывал помощь раненым воинам Красной Армии. Через некоторое время его дом стал местом встреч подпольщиков с партизанами.
С начала войны до её победного завершения отец Василий духовно укреплял своих прихожан, совершая богослужения ночью. Священник рассказывал верующим о положении на фронтах, призывал противостоять захватчикам, переписывал и передавал сводки Совинформбюро,партизанские листовки, обращенные к солдатам Русской освободительной армии (РОА) и полиции.Отец Василий организовал среди крестьян сбор одежды, обуви, продуктов для раненых партизан,присылал им оружие.
За заслуги перед Родиной протоиерей Василий Копычко был награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями "Партизану Отечественной войны" I степени, "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.","За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." и другими.





Настоятель церкви во имя Покрова Богоматери в селе Хворосно Логишинского района Пинской области священник Иоанн Лойко принародно благословил трёх своих сыновей идти в партизаны. В феврале 1943 года Хворосно было окружено карательными отрядами фашистов. Штабом партизанского командования было принято решение без боя оставить этот край и с большей частью населения выйти из окружения, но отец Иоанн остался стеми, кто не имел возможности отступать, чтобы помогать больным, калекам, беспомощным старикам. Он был сожжен фашистами 15 февраля вместе с 300-ми прихожанами в храме, где совершал Божественную литургию.

Многочисленны примеры патриотической деятельности священнослужителей на оккупированных землях Ленинградской епархии. Так, в селе Ящерово Гатчинского района были расстреляны за анти-германскую агитацию оба священника местной церкви.
Служивший в Гатчине протоиерей Феодор Забелин спрятал советского разведчика в алтаре храма, спасая его, от немцев.

Священник Ф. Петрановский организовал в Одессе подпольную группу. Он регулярно принимал сводки Совинформбюро по радиоприемнику, расположенному в подвале дома. Полученные сведения передавались верующим устно, а самые важные - записывали и распространяли разными путями.

Дом настоятеля церкви села Сварцевичи, ныне Дубровицкого района Ровенской области, протоиерея Ивана Ивановича Рожановича, которому к началу войны было около 70 лет, стал местом встреч подпольщиков с партизанскими разведчиками.
Отец Иоанн стал ценным помощником партизан, выполнял сложные задания и поручения.С личным участием о. Иоанна предпринимались рискованные шаги "челночной дипломатии" между бургомистром г. Высоцка Тхоржевским, комендантом полиции полковником Фоминым и партизанским командованием. И эта смертельно опасная игра принесла свои плоды: были освобождены пятнадцать партизанских заложников села Велюни. Кроме того на сторону партизан перешел вооруженный отряд казаков из гарнизона г. Высоцка и полицейские части во главе с полковником Фоминым.

Сотрудничал с партизанами и отец Иоанн Курьян, служивший в одном из приходов Минской области. Был связным партизанского отряда имени Григория Котовского Ильянского района Вилейской области, а позднее вступил в партизанский отряд имени Михаила Фрунзе, действовавший на территории той же области, и священник деревни Латыголь Виктор Васильевич Бекаревич.

Принимал у себя партизан и священник села Сидельники Порозовского района Брестской области Яссиевич Афанасий Автонович. Начиная с 1942 года, к нему систематически с интервалом в неделю-две приходили партизаны, называвшие себя "москвичами". В 1943 году в канун Пасхи в дом Афанасия Яссиевича пришло около десяти партизан. Отобедав, один из них вручил священнику отпечатанное на машинке воззвание Киевского и Галицкого архиепископа Николая Крутицкого.

А священник деревни Блячино Клецкого района Барановичской области Николай Александрович Хильтов постоянно помогал разведывательной группе под командованием Михаила Шершнева из бригады имени Василия Ивановича Чапаева, действовавшей в той же области. "Дом отдыха" был создан отцом Николаем Хильтовым при церковном доме, там партизаны не раз поправляли свое здоровье.



Настоятель церкви с. Видони Псковской епархии священник Мефодий Белов, позднее убитый оккупантами за помощь партизанам, провожает свою дочь Руфину - партизанскую разведчицу. 1943г

Священник Анатолий Гандарович из деревни Рабунь Куренецкого района Вилейской области не раз принимал у себя партизан, заданий от них не получал, но давал им продукты и место для отдыха. Партизаны хранили в доме священника тол, капсули и бикфордовы шнуры. Помогал священник и медикаментами.
Священник деревни Массоляны Крынковского района Белостокской области Анатолий Миссеюк неоднократно передавал продукты для партизанского отряда "Звезда".

Всякая связь с партизанами жестоко каралась оккупационной властью. Гитлеровцы не только давали разрешения на открытие церквей, но и безжалостно сжигали их, если была замечена связь с партизанами. Так, в Освейском районе Витебской области при проведении карательных акций было сожжено пять церквей. В октябре 1943 года в деревне Доры Воложинского района Барановичской области каратели уничтожили 106 человек, из них до этого 26 были согнаны в церковь и там заживо сожжены.

Во время карательных экспедиций по Гомельской области были сожжены церкви в селах Прибытки, Бабовичи, Ларищево, Поколюбичи, Скиток Гомельского района. В годы оккупации в городе Гомеле были сожжены церковь Рождества Богородицы, вновь отстроенная церковь Александра Невского и собор со всей утварью.

Полностью уничтожили каратели на Гомельщине церкви в селах Заполье, Заболотье, Старое Село, Кистени, Гадиловичи, Лучине, Турске, Збарове Рогачевского района, городе Жлобине. Многие церкви перед сожжением осквернялись: взрывались полы, разбивались иконы.

Осенью 1943 года был расстрелян немцами священник Николай Иванович Михайловский - настоятель Свято-Воздвиженской церкви деревни Рогозино Жабинковского района Брестской области. За связь с партизанами был расстрелян священник Новик с женой и детьми, семидесятидвухлетний протоиерей Павел Сосновский.
После зверских пыток расстрелян и сорокасемилетний священник Павел Щерба.

За связь с партизанами была расстреляна осенью 1943 года немцами семья священника Виталия Михайловича Боровского из деревни Лаша.

Священника Петра Бацяна, служившего настоятелем в деревне Кобыльники Мядельского района Вилейской области, арестовало СД за помощь евреям. Над ним жестоко издевались в Минской тюрьме: запрягали в плуг и пахали тюремный огород, травили собаками до тех пор, пока священник не умер.
В 1943 году СД расстреляло священника Малишеского в городе Слониме Барановичской области. Протоиерей Павел Сосновский выдавал справки о благонадежности. Во время облавы был арестован человек со справкой отца Павла, за что протоиерей Павел Сосновский был арестован СД и зверски замучен.

Ночью 6 апреля 1944 года арестовали отца Николая Александровича Хильтова, его брата Георгия Александровича Хильтова, тоже священника, за связь с партизанами. Жены священников Хильтовых Наталья Ивановна и Лидия Александровна вместе с детьми поехали в город Барановичи, надеясь узнать о судьбе мужей. Но из Барановичского СД жены не вернулись и были вместе с мужьями замучены в концентрационном лагере "Колдычево".

Лучшие представители православного духовенства оставались верными основным принципам и заповедям христианства. Они оказывали помощь, а нередко и спасали от гибели людей независимо от их веры и национальности. Так, украинский священник Иоанн Карбованец и насельницы Домбокского монастыря близ г. Мукачево, рискуя жизнью, спасли обреченных на неминуемую голодную смерть 180 детей, вывезенных немецкими захватчиками в августе 1943 г. из орловского детского дома. Весной 1942 г. гестапо выявило немало случаев, когда лица еврейской национальности обращались в православные церкви с просьбой произвести обряд крещения над своими детьми и выдать им об этом свидетельство. Церковь принимала их, надеясь уберечь от гибели. Несмотря на это, все выявленные фашистами евреи, в том числе и дети, были расстреляны.

В Курской области священник села Глебова Павел Андреевич Говоров скрывал у себя бежавших из фашистского плена летчиков и помог им перейти к своим, а протоиерей Семыкин не только помогал пленным красноармейцам, но и после прихода советских войск мобилизовал местное население для дежурства и ухода за ранеными в полевом госпитале.

16 февраля 1944 г. при взятии города Луги войсками Красной армии генерал Лобанов вызвал ранее помогавшего партизанам священника М.С. Образцова и предложил ему в присутствии населения окрестных деревень, работников штаба и красноармейцев отслужить благодарственный молебен.

А от себя (убежденного атеиста) добавлю,- земной поклон и вечная память этим людям,они спасали людей и делали добро не на словах а на деле.И не важно какой путь выбрал для себя человек,будь он атеист,православный или мусульманин,- важны его поступки и,что он несет окружающим.

все теги
Комментарии6
  1. Glass0824
    На uCrazy 15 лет 6 месяцев
    "А от себя (убежденного атеиста) добавлю,- земной поклон и вечная память этим людям,они спасали людей и делали добро не на словах а на деле.И не важно какой путь выбрал для себя человек,будь он атеист,православный или мусульманин,- важны его поступки и,что он несет окружающим."

    золотые слова.
  2. DiMan_Scorpion
    На uCrazy 13 лет 6 месяцев
    "Не бывает атеистов в окопах под огнем" - враньё и "А вокруг бой идет, солдаты посмеиваются:"Ну, батюшки пошли, теперь дело будет!"" - тому подтверждение.
    А героям - вечная память. И не важно - коммунисты, церковный люд, русский, украинец, грузин и т.д. среди всех были предатели (о которых любит повествовать Lokki), но гораздо больше было героев, которые каждый день шли на смерть за Родину как на фронте, так и на оккупированных территориях, тех, кто в тылу не взирая на голод стояли у станков, сеяли и убирали поля, снабжали продовольствием, обмундированием и оружием солдат. И нужно помнить, что лишь благодаря подвигу нашего народа мы живём в свободной стране и говорим на родном языке.
  3. agat44
    На uCrazy 13 лет 11 месяцев
    Цитата: DiMan_Scorpion
    но гораздо больше было героев

    было бы больше предателей - про с рали бы , но есть определенный подвид человеков , которые откапывают го вно и пытаются выдать его за что-то значимое , но это уже вопрос к специалистам от медицины , ведь выводы из фактов каждый делает сам , народ героический - да , козлы были - ну куда уж без них , кстати есть кардинально противоположные факты по одной из национальностей России - там герои исключение , что и является подтверждением правила - массовое дезертирство , переход на сторону фашистов , создание подразделений во вражеской армии - и как следствие - депортация в казахские степи
  4. Sender
    На uCrazy 17 лет 9 месяцев
    Не по словам судите, но по делам их ...
    Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя ...

    Ряженых всегда хватало, да бог шельму метит. Слава и память настоящим людям.
  5. дед Мазай
    На uCrazy 11 лет 8 месяцев
    Мало ли атеистов погибло на этой войне... Когда встают защищать своих детей - не важно, какой веры ты придерживаешься...
  6. Alex224
    На uCrazy 14 лет 7 месяцев
    А где же Lokki?

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}