Монастырь Таунг Калат (Taung-Kalat). Вот такая ПОПА
Одним из самых красивых храмов мира является буддийский монастырь Таунг Калат (Taung Kalat), который расположен на вершине одноимённой горы в Мьянме. На самом деле эта гора не что иное, как потухший сотни лет тому назад вулкан (последнее извержение датируется аж 442 годом нашей эры). Теперь на вершине бывшего вулкана построен буддийский монастырь Таунг Калат, которому из-за своего уникального расположения предписывают самые различные мистические свойства. Действительно, много ли вы знаете храмов построенных на жерле пусть и потухшего, но всё же вулкана!
Жерловина (иногда называемая некком) образовалась, когда вытекающая при извержении вулкана магма затвердела в нем. Пока вулкан активен, это может стать причиной взрывов. И надо признать, было бы обидно, если бы этот прекрасный монастырь катапультировался в стратосферу. Однако, сегодня, должны мы сказать с надеждой, вулкан считается потухшим.
Монастырь сооружён в очень живописном месте. Мало того, что храм сам находится на вершине вулкана, высота которого достигает 737 метров, так и сами окрестности очень красивы. Неподалёку находится ещё одна гора под названием Попа (Mount Popa). Высота этой горы составляет 1518 метров, и эта вершина также является некогда потухшим вулканом!
Гора Попа считается настоящим оазисом, так как её недра буквально испещрены многочисленными источниками (более 200 ключей). Как на горе, так и вокруг неё произрастает множество деревьев и трав. Плодородная вулканическая почва только способствует такому буйству растительности.
Гора Попа (Popa Mount) – потухший вулкан в центральной части Мьянмы, расположенный в 245 км к северо-западу от Нейпьидо и в 50 км к юго-востоку от Багана. Высочайшая точка – 1518 метров над уровнем моря. Последнее извержение было в 442 до н. э.
При хорошей погоде вулкан Попа видим за 60 км.
К юго-западу от вулкана находится небольшая гора Таунг-Калат (Taung Kalat) высотой 737 метра, на вершине которой находится буддийский монастырь. Эту гору также называют «Попа Таунгкалат» (Popa Taungkalat).
Попа Таунгкалат считается наиболее известным и мощным святилищем духов (натов) в Мьянме. В монастыре на её вершине есть специальный зал, где стоят статуи 37 разных духов.
Многочисленные паломники посещают Попу Таунгкалат каждый год, особенно много их во время праздника полнолуния Найон (Nayon) в мае-июне и во время полнолуния Надо (Nadaw) в ноябре-декабре.
Большинство туристов совершают сюда либо однодневную поездку из Багана, либо заезжают сюда по дороге из Багана в другие районы страны.
С давних времен скала была обителью самых могущественных духов-натов: Мина Махагири и его сестры и главным небуддистским культовым местом всей Бирмы.
В конце 19-го – начале 20-го века на ее вершине был сооружен буддистский монастырь Таунг Калат, в котором основное место опять же отведено натам.
Лестница в 777 ступеней и монастырь были построены благодаря усилиям очень известного в Бирме человека – монаха У Кханди (U Khandi) (1868-1949).
Всю свою жизнь он посвятил подвижничеству в деле сооружения пагод и храмов на естественных возвышенностях.
В списке его дел, кроме этого монастыря, из самых известных значатся: восстановление святынь на Мандалайском холме и Пагода Чайттийо (это там где знаменитый Золотой Камень – Golden Rock).
Сами бирманцы с названиями не путаются. Сама Попа у них называется просто -Taung Ma-gyi (mother hill), а скала с монастырем – Taung Kalat (pedestal hill).
С такой высоты открываются прекраснейшие пейзажи. Перед вами вид древнего и таинственного города Паган. Отсюда можно также увидеть гору Таунг Ма-ги. Ее вид можно сравнить разве что с горой Фудзияма в Японии. Тут видно каньон глубиной 914 метров. В общем, трудный подъем по практически отвесной скале стоит вида вокруг. Кстати, тут нужно помнить не только о безопасности, но и следить за своими вещами. Потому что администрация монастыря не несет ответственности за всех макак, которые очень не против стащить что-нибудь у огромного количества туристов.
Такое место для монастыря выбрали не только из-за нелегкого пути к нему. Сама гора с давних времен считается священным местом.
Ее еще называют Олимпом Бирмы. Есть 37 духов (натов), которых почитают в буддизме наравне с Буддой. Так вот, легенды гласят, что самые сильные из них живут именно в этой горе. Так что храм является не только культурной ценностью. Каждый год это место паломничества буддистов со всего мира. Особенно во время праздника полнолуния Найон в мае-июне и во время полнолуния Надо в ноябре-декабре. Раньше во время празднования приносили в жертву тысячи животных. Если не хотите обидеть натов, то не советуется при посещении горы одеваться в красное или черное, и приносить с собой мясо, особенно свинину.
Один из наиболее известных буддистских отшельников У Кханди, умерший в 1949 году, на протяжении многих лет поддерживал состояние этих ступенек. Теперь, к своему стыду, правительство Бирмы уделяет очень малое внимание проживающему здесь населению и сохранению этого места.
Для туристов вот впечатления:
Машину можно взять в отеле. На ноябрь 2008 года стоимость машины на полдня – 15 долларов, на день 35 долларов. До Попы примерно 50 км – за полдня укладываемся.
С утра у лобби машина – не очень старая тойота, водитель – модный, стильный, подтянутый, на лоунже болтается сотовый – признак местной суперкрутизны.
По-английски разговаривает сносно, но как краевед – так себе.
Выезжаем из старого города (наш отель за стенами старого Багана прямо на берегу Ирравади) и мимо стоянки конных экипажей поворачиваем на юг по центральной дороге в сторону Нового Багана.
Мимо мелькают храмы и пагоды – всех видов, стилей и размеров.
Фантастическое зрелище, к нему наверное привыкнуть просто невозможно, если не родиться тут. Что в первый день, что в последующие, реакция примерно одинаковая – нереально!
Минут через пятнадцать выезжаем из Багана. Все тот же желто-зеленый пейзаж, только кажется, что местность еще суше, а растительность еще реже.
Дальше – только по равнине, кругом сухая саванна, деревья все больше вдоль дороги и у деревень.
По дороге много засаженных полей и сахарных пальм. Вся растительность какая-то серожелтозеленоватая и пыльная. Маис, сезам, еще что-то незнакомое.
Выехали рано, поэтому попали в то время, когда дети дружно движутся в школу.
Для такой малонаселенной местности количество школьников показалось просто огромным.
Чистенькие, серьезные – на великах и пешком, группами и по одиночки – и так почти всю дорогу. Все в отутюженных рубашках и блузках, аккуратных лоунжи. Пацаны не хулиганят – видимо одежду берегут.
Меня это уже не удивило, а скорее порадовало.
То что бирманцы очень чистоплотны и аккуратны в одежде я увидел уже здесь. А то, что Бирма страна людей грамотных и обладает самобытной культурой, я понял еще раньше – из литературы, прочитанной до поездки.
Но все же, увидев в Янгоне, какое количество книг продается на обычных уличных рынках, был изрядно удивлен. Что продают в Азии на улицах, известно: кто был – тот видел, кто не был – наверное догадывается.
Начальное образование в Бирме является обязательным на государственном уровне. Кроме этого большинство мальчиков проходят через послушничество в монастырях. Там их учат читать и писать, а так же основам буддизма, традиционной истории и культуры.
По данным международных организаций грамотность в Бирме составляет 90% (Таиланд – 92%, Индия – 73%).
Глядя на статистику надо помнить, что Бирма очень многонациональна (7 собственно мьянмских центральных областей и семь национальных округов). Кроме основного народа мьянма есть и кочующие горные племена, которые до сих пор занимаются подсечно-огневым земледелием, и живущие в труднодоступных горах на севере наги (которые только в конце семидесятых под давлением правительства на своем всеобщем курултае рекомендовали соплеменникам прекратить охоту за головами) и еще много чего.
Наверху, на плоской вершине монастырь – бело-золотые приземистые строения, у подножья поперечная галерея с подпорной стенкой в сторону дороги. От нее и начинается лестница на вершину.
Напротив через дорогу – местный рынок и общепит.
Справа от скалы спускается вниз неширокая зеленая долина с деревней. За скалой (как потом выяснилось) примерно в километре – довольно большой монастырь с разнообразными строениями.
На поперечную галерею ведут ступени, типа широкого крыльца-портика со слонами по бокам и пьятой (ярусной башней) наверху.
Поднялись на галерею, тут уже надо разуваться. Обувь в мешок и в рюкзак под грустные взгляды добровольных хранителей (это не жлобство и не боязнь покражи, это – практика: никогда не знаешь где придется выходить, поэтому обувь лучше брать с собой, если стопроцентно не уверен что вернешься к этому же месту).
Перед началом подъема довольно большой prayer hall с фигурами 36 (так пишут) натов. Наверно здесь нет только верховного, 37-го – Тинджамина. Все фигуры яркие, в разноцветных одеждах. Перед ними уже с утра – приношения.
Лестница построена в виде крытой галере и до вершины делает немногим более пол-оборота по спирали.
В начале пути лестница довольно широкая, каменная, на ступеньках небольшой базарчик – торгуют всякой ненужностью, напитками и едой.
Дальше местами каменная, местами металлическая, неравномерной крутизны, широкие лестничные площадки со скамейками для отдыха. Покрыта ржавой коньковой крышей из профлиста, по которой с шумом носятся макаки.
Макак очень много.
Раз день сразу не задался, то это не удивляет, т.к. макака – одно из самых нелюбимых мною животных (при всей моей толерантности к животному миру – я даже к крысам и змеям хорошо отношусь).
Макаки (они же бандерлоги, кто читал про Маугли) очень умные, высокоорганизованные, хитрые и злобные твари с реакцией как у кобры, постоянно заряженные на то, чтобы что-нибудь стырить. Хватают не только съестное, но блестящее – очки, фотики, цепочки с шеи, сережки из ушей.
Ко всем их обычным порокам в этом месте добавляется еще один: срут прямо на ступеньках, много и обильно и сами же по этому бегают.
Хотя вся гора в зарослях и до ближайших кустов от лестницы – рукой подать.
Как противодействовать этим силам зла:
• не кормить макак, особенно там, где они не обеспечены постоянным госпайком (типа Манки Фореста на Бали) – налетят, отберут и одежду изгадят;
• не переть на них буром: либо дать возможность отступить, либо самому обойти (у макак есть четкое личное пространство и хорошо заметно, когда вы в него вторгаетесь);
• не подходить в упор к месту, где главному самцу гарем коллективно вшей вылавливает;
• и самое важное ! – всегда ходить по местам их скопления с палкой в руках (дубина ни к чему, достаточно даже символической хворостины). Хождение с палочкой повышается ваш авторитет в разы или даже на порядок – конечно, никто не разбегаются в панике, но все же хоть и с ленцой, но сторонятся.
Кстати к местным, в отличии от туристов, макаки относятся с большим уважением и товар с лотков не воруют – сразу видно, что их здесь как-то убедили в неотвратимости возмездия за нарушение порядка.
Все это их дерьмо конечно старательно убирается и размазывается, но тем не менее вся лестница в пятнах и подтеках и то там, то здесь красуются кучки –при всем старании люди просто за ними не успевают.
Лестницу основательно моют наверное только по большим праздникам – чаще воды на такую высоту просто не натаскаешься.
Когда мы шли, было относительно чисто, особенно если привередливо не разглядывать, куда ступают твои босые ноги.
Совет для брезгливых и просто разумных: берите с собой большие влажные салфетки и побольше – не придется отвлекаться на мысли о грязи и всяких бациллах-грибках.
Хотя в действующих культовых местах Бирмы очень и очень чисто (лестница на Поупе – это исключение), все-таки гигиены никто не отменял.
Вышли, сели на ступеньки, протерли ноги – и настроение поднялось.
Сюда же – не забывать периодически мыть с мылом или дезинфицировать обувь изнутри (когда есть возможность ее просушить).
Кстати, рацпредложение ходить в носках для буддистских храмов и пагод не проходит – только босиком.
По дороге от лестничных площадок кое-где отходят тропинки к каким-то культовым местам, прилепившимся на скальных карнизах, но мы туда не сворачивали.
Поднимались довольно быстро, как мне кажется, минут за 20-25 управились. Конец подъема – площадка с небольшой позолоченной глыбой (этакий Голден Рок в миниатюре).
Наверху – лепота !
Вокруг пейзажи: зеленые холмы на западе (откуда приехали) и внушительная гора Попа — на северо-востоке. Там и сям среди зелени сверкают золотом белоснежные монастыри.
Наверху все чисто и аккуратно, не то, что внизу. Храм небольшой, площадки и строения на нескольких уровнях, цвета в традиционном бирманско-буддистком стиле: белоснежное с золотом.
Внутри несколько залов со скульптурными группами больше похожими не на культовых персонажей, а на фигуры в стиле музея мадам Тюссо: в одежде, с раскрашенными и выразительно прорисованными лицами, объединенные в сюжетные группы.
Везде в залах довольно много денег. Кроме традиционных прозрачных ящиков для пожертвований, купюры практически на всех фигурах (даже у Будды в руках) и рядом с ними: засунуты за отвороты одежды, просто как-то закреплены на теле, разложены вместе с приношениями, даже в расщепленный посох монаха засунуты.
Из персонала практически никого: один, не торопясь, шаркает метлой, другой сидит и разносит что-то в бухгалтерскую книгу. Оба в мирской одежде, монахов не видно.
Поздоровались, пожертвовали немного денег.
До сих пор очень сильно жалею. что не попросил счетовода рассказать по-подробнее про монастырь – затупил, состояние было какое-то отрешенное.
Прошли насквозь через монастырь, спускаясь с площадки на площадку и проходя по коридорчикам-галереям, и вышли к выходу на его противоположном конце.
Отсюда начинается спуск по другой лестнице–галерее. Чуть ниже она соединяется с той, по которой мы сюда поднимались.
Хотя районы вокруг вулкана довольно засушливы, почва здесь очень плодородна, так как состоит из большого количества вулканического пепла. В отличие от большей части региона, в районе вулкана протекает около двухсот ручьев и рек.
Здесь Вам гарантирован теплый прием местных торговцев, которые живут за счет туризма. Однако, к сожалению, управляющая страной военная хунта пренебрегает своими гражданами. Район в равной степени не защищен как от туристов, так и от армии, которая даже использует здесь принудительный труд местного населения. Тем не менее, когда в страну вернется стабильное правительство, это место заслуживает того, чтобы возглавить список многочисленных мест, которые стоит увидеть.
Монастырь сооружён в очень живописном месте. Мало того, что храм сам находится на вершине вулкана, высота которого достигает 737 метров, так и сами окрестности очень красивы. Неподалёку находится ещё одна гора под названием Попа (Mount Popa). Высота этой горы составляет 1518 метров, и эта вершина также является некогда потухшим вулканом!
Гора Попа считается настоящим оазисом, так как её недра буквально испещрены многочисленными источниками (более 200 ключей). Как на горе, так и вокруг неё произрастает множество деревьев и трав. Плодородная вулканическая почва только способствует такому буйству растительности.
Гора Попа (Popa Mount) – потухший вулкан в центральной части Мьянмы, расположенный в 245 км к северо-западу от Нейпьидо и в 50 км к юго-востоку от Багана. Высочайшая точка – 1518 метров над уровнем моря. Последнее извержение было в 442 до н. э.
При хорошей погоде вулкан Попа видим за 60 км.
К юго-западу от вулкана находится небольшая гора Таунг-Калат (Taung Kalat) высотой 737 метра, на вершине которой находится буддийский монастырь. Эту гору также называют «Попа Таунгкалат» (Popa Taungkalat).
Попа Таунгкалат считается наиболее известным и мощным святилищем духов (натов) в Мьянме. В монастыре на её вершине есть специальный зал, где стоят статуи 37 разных духов.
Многочисленные паломники посещают Попу Таунгкалат каждый год, особенно много их во время праздника полнолуния Найон (Nayon) в мае-июне и во время полнолуния Надо (Nadaw) в ноябре-декабре.
Большинство туристов совершают сюда либо однодневную поездку из Багана, либо заезжают сюда по дороге из Багана в другие районы страны.
С давних времен скала была обителью самых могущественных духов-натов: Мина Махагири и его сестры и главным небуддистским культовым местом всей Бирмы.
В конце 19-го – начале 20-го века на ее вершине был сооружен буддистский монастырь Таунг Калат, в котором основное место опять же отведено натам.
Лестница в 777 ступеней и монастырь были построены благодаря усилиям очень известного в Бирме человека – монаха У Кханди (U Khandi) (1868-1949).
Всю свою жизнь он посвятил подвижничеству в деле сооружения пагод и храмов на естественных возвышенностях.
В списке его дел, кроме этого монастыря, из самых известных значатся: восстановление святынь на Мандалайском холме и Пагода Чайттийо (это там где знаменитый Золотой Камень – Golden Rock).
Сами бирманцы с названиями не путаются. Сама Попа у них называется просто -Taung Ma-gyi (mother hill), а скала с монастырем – Taung Kalat (pedestal hill).
С такой высоты открываются прекраснейшие пейзажи. Перед вами вид древнего и таинственного города Паган. Отсюда можно также увидеть гору Таунг Ма-ги. Ее вид можно сравнить разве что с горой Фудзияма в Японии. Тут видно каньон глубиной 914 метров. В общем, трудный подъем по практически отвесной скале стоит вида вокруг. Кстати, тут нужно помнить не только о безопасности, но и следить за своими вещами. Потому что администрация монастыря не несет ответственности за всех макак, которые очень не против стащить что-нибудь у огромного количества туристов.
Такое место для монастыря выбрали не только из-за нелегкого пути к нему. Сама гора с давних времен считается священным местом.
Ее еще называют Олимпом Бирмы. Есть 37 духов (натов), которых почитают в буддизме наравне с Буддой. Так вот, легенды гласят, что самые сильные из них живут именно в этой горе. Так что храм является не только культурной ценностью. Каждый год это место паломничества буддистов со всего мира. Особенно во время праздника полнолуния Найон в мае-июне и во время полнолуния Надо в ноябре-декабре. Раньше во время празднования приносили в жертву тысячи животных. Если не хотите обидеть натов, то не советуется при посещении горы одеваться в красное или черное, и приносить с собой мясо, особенно свинину.
Один из наиболее известных буддистских отшельников У Кханди, умерший в 1949 году, на протяжении многих лет поддерживал состояние этих ступенек. Теперь, к своему стыду, правительство Бирмы уделяет очень малое внимание проживающему здесь населению и сохранению этого места.
Для туристов вот впечатления:
Машину можно взять в отеле. На ноябрь 2008 года стоимость машины на полдня – 15 долларов, на день 35 долларов. До Попы примерно 50 км – за полдня укладываемся.
С утра у лобби машина – не очень старая тойота, водитель – модный, стильный, подтянутый, на лоунже болтается сотовый – признак местной суперкрутизны.
По-английски разговаривает сносно, но как краевед – так себе.
Выезжаем из старого города (наш отель за стенами старого Багана прямо на берегу Ирравади) и мимо стоянки конных экипажей поворачиваем на юг по центральной дороге в сторону Нового Багана.
Мимо мелькают храмы и пагоды – всех видов, стилей и размеров.
Фантастическое зрелище, к нему наверное привыкнуть просто невозможно, если не родиться тут. Что в первый день, что в последующие, реакция примерно одинаковая – нереально!
Минут через пятнадцать выезжаем из Багана. Все тот же желто-зеленый пейзаж, только кажется, что местность еще суше, а растительность еще реже.
Дальше – только по равнине, кругом сухая саванна, деревья все больше вдоль дороги и у деревень.
По дороге много засаженных полей и сахарных пальм. Вся растительность какая-то серожелтозеленоватая и пыльная. Маис, сезам, еще что-то незнакомое.
Выехали рано, поэтому попали в то время, когда дети дружно движутся в школу.
Для такой малонаселенной местности количество школьников показалось просто огромным.
Чистенькие, серьезные – на великах и пешком, группами и по одиночки – и так почти всю дорогу. Все в отутюженных рубашках и блузках, аккуратных лоунжи. Пацаны не хулиганят – видимо одежду берегут.
Меня это уже не удивило, а скорее порадовало.
То что бирманцы очень чистоплотны и аккуратны в одежде я увидел уже здесь. А то, что Бирма страна людей грамотных и обладает самобытной культурой, я понял еще раньше – из литературы, прочитанной до поездки.
Но все же, увидев в Янгоне, какое количество книг продается на обычных уличных рынках, был изрядно удивлен. Что продают в Азии на улицах, известно: кто был – тот видел, кто не был – наверное догадывается.
Начальное образование в Бирме является обязательным на государственном уровне. Кроме этого большинство мальчиков проходят через послушничество в монастырях. Там их учат читать и писать, а так же основам буддизма, традиционной истории и культуры.
По данным международных организаций грамотность в Бирме составляет 90% (Таиланд – 92%, Индия – 73%).
Глядя на статистику надо помнить, что Бирма очень многонациональна (7 собственно мьянмских центральных областей и семь национальных округов). Кроме основного народа мьянма есть и кочующие горные племена, которые до сих пор занимаются подсечно-огневым земледелием, и живущие в труднодоступных горах на севере наги (которые только в конце семидесятых под давлением правительства на своем всеобщем курултае рекомендовали соплеменникам прекратить охоту за головами) и еще много чего.
Наверху, на плоской вершине монастырь – бело-золотые приземистые строения, у подножья поперечная галерея с подпорной стенкой в сторону дороги. От нее и начинается лестница на вершину.
Напротив через дорогу – местный рынок и общепит.
Справа от скалы спускается вниз неширокая зеленая долина с деревней. За скалой (как потом выяснилось) примерно в километре – довольно большой монастырь с разнообразными строениями.
На поперечную галерею ведут ступени, типа широкого крыльца-портика со слонами по бокам и пьятой (ярусной башней) наверху.
Поднялись на галерею, тут уже надо разуваться. Обувь в мешок и в рюкзак под грустные взгляды добровольных хранителей (это не жлобство и не боязнь покражи, это – практика: никогда не знаешь где придется выходить, поэтому обувь лучше брать с собой, если стопроцентно не уверен что вернешься к этому же месту).
Перед началом подъема довольно большой prayer hall с фигурами 36 (так пишут) натов. Наверно здесь нет только верховного, 37-го – Тинджамина. Все фигуры яркие, в разноцветных одеждах. Перед ними уже с утра – приношения.
Лестница построена в виде крытой галере и до вершины делает немногим более пол-оборота по спирали.
В начале пути лестница довольно широкая, каменная, на ступеньках небольшой базарчик – торгуют всякой ненужностью, напитками и едой.
Дальше местами каменная, местами металлическая, неравномерной крутизны, широкие лестничные площадки со скамейками для отдыха. Покрыта ржавой коньковой крышей из профлиста, по которой с шумом носятся макаки.
Макак очень много.
Раз день сразу не задался, то это не удивляет, т.к. макака – одно из самых нелюбимых мною животных (при всей моей толерантности к животному миру – я даже к крысам и змеям хорошо отношусь).
Макаки (они же бандерлоги, кто читал про Маугли) очень умные, высокоорганизованные, хитрые и злобные твари с реакцией как у кобры, постоянно заряженные на то, чтобы что-нибудь стырить. Хватают не только съестное, но блестящее – очки, фотики, цепочки с шеи, сережки из ушей.
Ко всем их обычным порокам в этом месте добавляется еще один: срут прямо на ступеньках, много и обильно и сами же по этому бегают.
Хотя вся гора в зарослях и до ближайших кустов от лестницы – рукой подать.
Как противодействовать этим силам зла:
• не кормить макак, особенно там, где они не обеспечены постоянным госпайком (типа Манки Фореста на Бали) – налетят, отберут и одежду изгадят;
• не переть на них буром: либо дать возможность отступить, либо самому обойти (у макак есть четкое личное пространство и хорошо заметно, когда вы в него вторгаетесь);
• не подходить в упор к месту, где главному самцу гарем коллективно вшей вылавливает;
• и самое важное ! – всегда ходить по местам их скопления с палкой в руках (дубина ни к чему, достаточно даже символической хворостины). Хождение с палочкой повышается ваш авторитет в разы или даже на порядок – конечно, никто не разбегаются в панике, но все же хоть и с ленцой, но сторонятся.
Кстати к местным, в отличии от туристов, макаки относятся с большим уважением и товар с лотков не воруют – сразу видно, что их здесь как-то убедили в неотвратимости возмездия за нарушение порядка.
Все это их дерьмо конечно старательно убирается и размазывается, но тем не менее вся лестница в пятнах и подтеках и то там, то здесь красуются кучки –при всем старании люди просто за ними не успевают.
Лестницу основательно моют наверное только по большим праздникам – чаще воды на такую высоту просто не натаскаешься.
Когда мы шли, было относительно чисто, особенно если привередливо не разглядывать, куда ступают твои босые ноги.
Совет для брезгливых и просто разумных: берите с собой большие влажные салфетки и побольше – не придется отвлекаться на мысли о грязи и всяких бациллах-грибках.
Хотя в действующих культовых местах Бирмы очень и очень чисто (лестница на Поупе – это исключение), все-таки гигиены никто не отменял.
Вышли, сели на ступеньки, протерли ноги – и настроение поднялось.
Сюда же – не забывать периодически мыть с мылом или дезинфицировать обувь изнутри (когда есть возможность ее просушить).
Кстати, рацпредложение ходить в носках для буддистских храмов и пагод не проходит – только босиком.
По дороге от лестничных площадок кое-где отходят тропинки к каким-то культовым местам, прилепившимся на скальных карнизах, но мы туда не сворачивали.
Поднимались довольно быстро, как мне кажется, минут за 20-25 управились. Конец подъема – площадка с небольшой позолоченной глыбой (этакий Голден Рок в миниатюре).
Наверху – лепота !
Вокруг пейзажи: зеленые холмы на западе (откуда приехали) и внушительная гора Попа — на северо-востоке. Там и сям среди зелени сверкают золотом белоснежные монастыри.
Наверху все чисто и аккуратно, не то, что внизу. Храм небольшой, площадки и строения на нескольких уровнях, цвета в традиционном бирманско-буддистком стиле: белоснежное с золотом.
Внутри несколько залов со скульптурными группами больше похожими не на культовых персонажей, а на фигуры в стиле музея мадам Тюссо: в одежде, с раскрашенными и выразительно прорисованными лицами, объединенные в сюжетные группы.
Везде в залах довольно много денег. Кроме традиционных прозрачных ящиков для пожертвований, купюры практически на всех фигурах (даже у Будды в руках) и рядом с ними: засунуты за отвороты одежды, просто как-то закреплены на теле, разложены вместе с приношениями, даже в расщепленный посох монаха засунуты.
Из персонала практически никого: один, не торопясь, шаркает метлой, другой сидит и разносит что-то в бухгалтерскую книгу. Оба в мирской одежде, монахов не видно.
Поздоровались, пожертвовали немного денег.
До сих пор очень сильно жалею. что не попросил счетовода рассказать по-подробнее про монастырь – затупил, состояние было какое-то отрешенное.
Прошли насквозь через монастырь, спускаясь с площадки на площадку и проходя по коридорчикам-галереям, и вышли к выходу на его противоположном конце.
Отсюда начинается спуск по другой лестнице–галерее. Чуть ниже она соединяется с той, по которой мы сюда поднимались.
Хотя районы вокруг вулкана довольно засушливы, почва здесь очень плодородна, так как состоит из большого количества вулканического пепла. В отличие от большей части региона, в районе вулкана протекает около двухсот ручьев и рек.
Здесь Вам гарантирован теплый прием местных торговцев, которые живут за счет туризма. Однако, к сожалению, управляющая страной военная хунта пренебрегает своими гражданами. Район в равной степени не защищен как от туристов, так и от армии, которая даже использует здесь принудительный труд местного населения. Тем не менее, когда в страну вернется стабильное правительство, это место заслуживает того, чтобы возглавить список многочисленных мест, которые стоит увидеть.
[media=http://www.youtube.com/watch?v=p
wh64ba5mR8&feature=player_embedded]
wh64ba5mR8&feature=player_embedded]
[media=http://www.youtube.com/watch?fea
ture=player_embedded&v=DAqtAi8Ojkk]
ture=player_embedded&v=DAqtAi8Ojkk]
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментариев пока нет