Альпинисты и члены поискового отряда раскрыли тайну Приэльбрусья времен ВОВ
В горах Приэльбрусья благодаря, работавшей здесь в течение нескольких последних лет альпинистской разведроты специального назначения 34-го разведывательного батальона Южного военного округа (ЮВО) и поискового отряда «Мемориал Эльбрус», были найдены тела, оружие и личные вещи сотен советских солдат, павших смертью храбрых во время Великой Отечественной войны. Среди прочих останков было найдено и тело лейтенанта Григорьянца. 28 сентября 1942 года житель Баку погиб в бою с превосходящими силами врага, однако, в немецких документах значилось, что он сдался в плен. Защитники Приэльбрусья со всеми воинскими почестями были похоронены в братской могиле в поселке Терскол.
Из боевого донесения 214 к.п.:
"Отряд лейтенанта Григорьянца продвигался вперед по снежному полю, был остановлен сильным ружейно-пулеметным огнем противника с командных высот в районе приюта "одиннадцати". Натолкнувшись на огонь противника Григорьянц с ходу развернул отряд и повел в атаку, не оставив резервов.
Противник сосредоточил всю массу огня по отряду, расстроив главные силы отряда. Григорьянц пренебрегая смертью с криками "Ура" "За Сталина" дважды атаковал противника продвигаясь вперед и только потеряв три четверти личного состава, залег и вел бой до 14.00 28.09.
Пользуясь перевесом в живой силе и технике противнику удалось окружить остатки отряда. Трое раненых прибыло в расположение 897 ГСП....лейтенант Григорьянц раненый в обе ноги остался в расположении обороны противника"
Но вот в один из дней нашли хорошо сохранившееся тело, с остатками амуниции и одежды, вмерзшее в ледник Гарабаши. Документов при нем не было, но судя по найденной пистолетной кобуре, остаткам портупеи, а главное лейтенантским кубарям, стало понятно, что это был младший офицер.
По странному стечению обстоятельств из 42-х найденных останков, только эти останки, младшего офицера, были мумифицированы - тело хорошо сохранилось, в том числе и кожные покровы.
Зацепкой стали многочисленные татуировки явно криминального характера на руках и предплечьях, а это уже было немало - офицер с татуировками!
После подольского архива в списке безвозвратных потерь оказалось три офицера и три их учетные карточки:
Белозеров Георгий Тимофеевич, 1906 г.р., б.п., лейтенант, командир взвода 214 к.п., 63 к.д.
Киселев Павел Иванович, 1902 г.р. , член ВКПБ, мл. лейтенант, командир взвода 214 к.п., 63 к.д.
Григорьянц Гурен Агаджанович 1908г.р. кандидат в члены ВКПБ, лейтенант, зам командира эскадрона 214 к.п., 63 к.д.
Ошибка была практически исключена - тело офицера с татуировками принадлежало лейтенанту Григорьянцу Гурену Агаджановичу, а перед войной заведующему парикмахерской ашхабадского банно-прачечного комбината. Отцу двоих детей. Согласно его учетной карточке, он единственный из троих, кто был судим.
С 1929 по 1933 год он отбывал наказание, и характер его многочисленных татуировок говорил именно об этом. Судим был за тяжкое преступление, но совершенно очевидно, что смягчающие обстоятельства в его деле были, поскольку он отбыл срок всего четыре года, и затем судимость была снята по постановлению Президиума Верховного Совета СССР.
Но никаких подробностей этого эпизода жизни Гургена Григорьянца установить не удалось - дело не сохранилось. Несколько лет назад его дочь получила орден Красной Звезды, которым ее отца наградили еще в 1942 году.
В 2012-м году на перевале "Донгуз - Орун" на высоте 2800 метров нашли пять пушек немецкого образца калибра 76 миллиметров. Здесь же сохранились и восемь снарядов к орудиям, четыре гранаты, три мины, 500 штук патронов.