Факты об игральных костях
Фанаты ролевых игр называют их дайсами. Жители Средней Азии и Кавказа – зариками. А математики – генераторами случайных чисел 1d6. И все это – игральные кости.
Заметили ли вы, что сумма чисел на противоположных гранях игральных костей всегда равна семи? Это очень древняя традиция; кто ее основоположник – установить не удалось.
По всей видимости, первые игральные кости появились еще у первобытного человека. Выглядели они тогда, как натуральные четырехгранные кости, оставшиеся после употребления в пищу мелких животных. Эти кости надо было метко бросить в цель. На Руси эта игра стала известна под названием «бабки». (Теперь ясно, откуда произошло распространенное выражение «попасть на бабки»?)
Самые древние игральные кости были найдены в комплекте с доской для игры в нарды при раскопках в Иране. Они были изготовлены примерно 5200 лет назад. Метки на гранях костей почти такие же, как и на современных.
Ход игральных костей по истории неразрывно связан с азартной игрой на деньги. Индская цивилизация, осада греками Трои, Палестина времен царя Давида, республиканский Рим… Кстати, именно с игральными костями, по которым бросали жребий, т.е. кому что будет принадлежать, связаны и последние дни республики. Гай Юлий Цезарь со своей армией пересек реку Рубикон после слов «Жребий брошен» — и вскоре стал первым императором Римской империи.
Также параллельно идут и законы, пытавшиеся запретить игру в кости. В Римской империи этот запрет снимался только на время празднеств в честь бога Сатурна – Сатурналий. Один из дошедших до нас римских законов гласил: тот, кто разрешит играть в кости в своем доме, не имеет права на судебный иск, даже если его обманут и изобьют. Согласно историку Тациту, наемники из германцев, страстные игроки, когда у них заканчивались деньги, делали ставки на собственную свободу.
В Древнем Риме играли в кости, бросая сразу три кубика, на грани которых были нанесены не точки, а римские цифры. Лучший (три шестерки) и худший (три единицы) броски имели свои собственные названия: Venus (Венера) и Canis (собака) соответственно. Доска для бросков клалась игроками на колени. Все это красочно отражают дошедшие до нас фрески и мозаики из погубленных Везувием Помпей.
Новый расцвет игральных костей наступил в Средние Века – они стали воистину рыцарской игрой. Но, не удержавшись, «пошли в народ». Вослед их появлению в британских пабах, возникла меткая английская пословица: «Лучший бросок костей – в мусор».
Разновидность игры в кости craps стала популярной чуть ли не с первых дней основания Соединенных Штатов. Здесь она была доработана и обрела современные правила игры. Американские солдаты Второй мировой играли в кости, чтобы убить время. Это нашло свое отражение и в популярных голливудских фильмах.
Игральные кости для суперпопулярной (даже сейчас, в век компьютеров!) настольной ролевой игры Dungeons & Dragons имеют форму не только куба, но и тетраэдра (4 грани), октаэдра (8), додекаэдра (12), икосаэдра (20) и др. А Лу Зокки изобрел суперигральную кость со 100 гранями – зоккиэдр!
Комментарии1