Евдокия Завалий: от санитарки до полковника гвардии
После войны Евдокия Завалий работала директором магазина, растила детей и внуков, вела обычную жизнь, вот только забыть не могла тех ужасов, через которые ей пришлось пройти. Ночами она кричала так, что родные и близкие даже боялись к ней подойти. Кошмары не отпускали долго, ведь на войну Дуся ушла 15-летним подростком, прошла долгий путь от санитарки до гвардии полковника. Она бесстрашно бросалась в атаки, воевала, выдавая себя за мужчину, четыре раза была ранена, дважды числилась погибшей, но выжила и встретила долгожданную Победу.
Евдокия приняла решение идти защищать Родину сразу же, как только узнала, что началась война. В день первой бомбежки она была в поле и видела, как рвутся снаряды и падают раненные. Она готова была работать санитаркой, лишь бы помогать фронту, приписала себе три года, так в то время поступали многие молодые люди. Убегая из дома, хотела скрыть от близких свое решение, но бабушка посмотрела на нее строго и все поняла. Позже Евдокия вспоминала, что бабушка была знахаркой и обладала даром предвидеть будущее. Прощаясь, она наворожила своей внучке, что та вернется живой, но четырежды будет кровью истекать, а принесут ее назад белые гуси. Тогда Евдокия пропустила мимо ушей слова бабушки о гусях, но несколько лет спустя пророчество сбылось.
Военный путь начался с поста санитарки, правда, часть, с которой уехала Евдокия, через месяц попала под обстрел во время переправы, и девушка получила сильное ранение в живот. После лечения в госпитале она все равно рвалась на передовую, и добилась своего, но попала в запасной полк. Первый орден Красной Звезды получила за то, что вытащила из-под обстрела раненного офицера. Во время службы Евдокия выглядела, как мужчина: носила ту же солдатскую форму, что и они, а ее длинные косы обрезали еще в госпитале, так что остался короткий чубчик. Внешнее сходство с мужчиной помогло ей в тот момент, когда этого она совсем не ожидала: во время отбора бойцов на передовую она приглянулась, документы проверили, а там значилось: «Завалий Евдок.». Так Евдокия стала Евдокимом и попала в морскую пехоту.
Евдокия приняла решение скрывать, что она женщина, поскольку боялась быть разжалованной. Она отлично справлялась с задачами, никогда не трусила. История сохранила один из ее героических поступков. Будучи в окружении, морпехи остались без еды и боеприпасов, Евдокия сумела вброд перейти на берег, занятый противниками, и переправить оттуда на самодельном плоту все необходимое. Да еще и выбраться целой и невредимой из-под обстрела, которій начался после того, как ее позиция была рассекречена.
Встреча поколений. Автор фото С. Белозерова, Киев, май 1966 год. Фото: polk.inter.ua
В мужском обличье Евдокия воевала около восьми месяцев. Обман был раскрыт, когда в одном из тяжелых боев на Кубани она вновь была ранена. Учитывая ее боевые заслуги и бесстрашие, с которым она всегда звала за собой бойцов в атаку, Евдокию Завалий отправили на лейтенантские курсы сразу после выписки из госпиталя. После успешного прохождения обучения Евдокия стала командиром взвода.
Конечно же, подчиняться женщине многие солдаты не хотели. Презрительно ее взвод называли «Дуськиным взводом», однако все шутки и насмешки прекратились после того, как Евдокия стала предпринимать смелые вылазки против немцев. Противник окрестил Евдокию «Фрау Черная смерть», и в ее личном зачете было много успешных операций. В частности, во время наступления на Будапештском направлении Евдокия вместе со своим взводом получила задание взять штаб немецкого командования. К нужному месту пробирались по канализационным трубам с нечистотами. Операцию провели блестяще, взяли в плен немецкого генерала. Когда ему объявили, кто командовал взводом, тот не поверил, а, увидев Евдокию Завалий, которая пришла к нему, не успев переодеться и обмыться, молча протянул ей свое оружие в знак уважения и признания ее силы.
Интересно, что предзнаменования бабушки оправдались: Евдокия четыре раза получала тяжелые ранения и дважды была контужена, а выжила благодаря тому, что ей вовремя провели переливание крови. Ради этого своей жизнью пожертвовал солдат с говорящей фамилией Гусейнов. Вспоминая войну, Евдокия часто говорила о том, как ее спасали солдаты из ее взвода. Ее дважды вносили в списки погибших, ее имя высечено на двух братских могилах, где она – не захоронена.
После войны Евдокия Завалий вела активную жизнь, она много ездила по бывшим союзным республикам, встречалась с молодыми военными. Ее не стало в 2010 году.