От Триад до коммунизма: история китайского народа в США
Середина 19-го века для желающих эмигрировать в США была ознаменована появлением большого количества новых возможностей. Это и массовая индустриализация и огромное количество шахт, рудников, золотая лихорадка в Калифорнии, возникновение новых производств, строительство мега-объектов, таких как трансконтинентальная железная дорога. Огромный поток пропаганды обрушился на весь мир, предлагая много диковинного и обещая прибыль и свободу от империй и несправедливости, реки полные золота, акции новых компаний, передовую инженерию, земли для сельского хозяйства. Достигали эти слухи и “поднебесной империи”.
Кисельные реки.
Туманные обещания сказочной прибыли быстро наложились на опиумные войны и кризис династии Цин в Китае, что быстро привело к тому, что огромное количество свободных рабочих мест заполняли китайские “кули” - чернорабочие прибывающие из поднебесной на паромах, где билеты для них зачастую продавали в кредит под обещание работать в определённой компании. Нещадно эксплуатируемые китайцы, обираемые местными чиновниками, бандитами и нечестными работодателями, стали быстро объединяться в коммуны со своим собственным управлением, охраной и адвокатами. Всё это было призвано восстановить баланс в правах между мигрантами, которые работали над главными капиталистическими стройками в 2-3 поколениях и всё ещё не имели гражданства, и коренными американо-европейцами, имевшими куда больше демократичной демократии за своей спиной, благодаря Акту об исключении китайцев, принятому в конгрессе США в 1882 году, и закону о Натурализации от 1870 года, запрещавшему иметь китайским гражданам землю на территории Штатов.
Это вылилось в долгую историю противостояния мигрантов и белых господ, закона и капитала, линчеваний, наркотиков, опиума, организованных преступных сообществ, проституции и целого моря насилия по национальным признакам.
Добро пожаловать во вторую часть истории китайского народа в США - от “Триад до коммунистов”. К медленно подкрадывающемуся 20 веку темпы прибытия китайцев в США стали беспрецедентными. За пару десятилетий - с 1861 по 1890 годы - восстание тайпинов, всепоглощающая гражданская война на юге Китая и голод в центральных регионах увеличили потоки мигрантов в несколько раз, что породило недовольство местных до такой степени, что был принят первый в истории акт, ограничивающий миграцию - Ангелльский договор, полностью запретивший иммиграцию китайцев в США на 10 лет. Что же стало с теми, кто остался в Штатах? Во-первых, китайский народ в основной своей массе весьма патриотичен, был и остаётся. И подавляющее большинство мигрантов уезжало в Штаты банально на заработки, надеясь разбогатеть и вернуться.
Традиции на экспорт.
Первые ограничения на въезд, принимаемые в Штатах, были выборочными, и ими пытались заткнуть возникающие проблемы по одной. В 1872 году ограничили въезд женщин. По китайским традициям в некоторых социальных группах было нормальным отправлять одну девочку в семье на заработки занятием проституцией. А при развитии судоходства и образовании связей с китайскими коммунами в США таких девочек стали всё чаще увозить для заработков к богатым заокенским партнёрам. В 1888 году Конгресс принял Закон Скотта, запретивший возврат китайских жителей США, уехавших в Китай навестить родственников. И да, речь идёт не про обычных мигрантов, а про жителей США китайского происхождения. Из-за этого решения разительно отличающиеся по культуре китайцы оказались заперты в половом диморфизме на территории штатов. Европейки за них замуж-то не стремились.
Во-вторых, патриотизм идёт рука об руку с традициями и культурой. История китайских тайных обществ берёт своё начало в 1644 году. На самом деле, конечно, гораздо раньше, но, говоря о современном их облике, нужно копать именно здесь. В 1644 году была свергнута династия Мин. Вообще, вся средневековая история Китая куда интересней европейской, на мой взгляд. И уж чего-чего, а интриг, войн, любви и драматичных развязок в ней хватает. Например, династия Мин возникла, когда от империи Юань, основанной внуком Чингисхана - Хубилаем, или Кубла Ханом, отделился, собственно, сам Китай, послав Монголию восвояси. Произошло это при поддержке тайных обществ, созданных на основе различных сект и подсекст буддийского и даосистского учений. Ну как сект - иногда это были разные детали трактовки, иногда принципиально иная идея о сотворении мира - так или иначе, это были патриотично настроенные религиозные китайцы, а названий тайных обществ у них припасено на многие тома описаний и исследований: Восемь триграмм, Красное и белое солнце, Белый лотос и т.д. При отсутствии инквизиции и церковной монополии на веру бывает всякое. Так вот, буддийские секты организовали крестьян в Восстание Красных Повязок и основали новую династию, уйдя в тень на следующие века. Пока в 1644 власть не узурпировали маньчжуры и не основали династию Цин - последнюю из всех. Ну а так, китайцы видеть у власти иноземцев не хотели, а узурпация, локальные геноциды и диктатура не способствует доверию. Поэтому всевозможные тайные сообщества привычно вышли из тени и взяли на себя некоторые функции по решению проблем общин на уровне деревни, завода, района или порта. Предпочитая разбираться внутри своих, а не идти к маньчжурским деспотам, китайцы сформировали такой уклад, при котором принадлежность к одной деревне, отдаленное родство, общие знакомые в городе или общине могут быть безусловно важнее, чем любая официальная государственная власть, а все проблемы и все решения - они только для круга “своих”. И этот кружок работает на себя, успешно “наобманывая” и государство, и соседний город, и чиновника, и суд, и полицию.
Вы, наверное, представляете себе что-то вроде седых старцев, решавших споры между крестьянами. Но это, скорее, пример азиатских декабристов, только круче и с кунг-фу. Взять, например, тайное общество Тиан Ди х*й (Сообщество неба и земли). После разрушения Шаолиня Ли Цзыченом по прозвищу «Лихой король» за то, что монахи поддержали Мин, а не наступающую Цин, 5 выживших воинов-монахов основали братство и поклялись восстановить Мин и уничтожить Цин. Потом будут и боксёрские восстания, и войны тайных сообществ, и гражданская война, и коммунизм, и Хуавей против Трампа, и “туры на Хайнань недорого” - но, так или иначе, Тиан Ди х*й с его устройством легло в основу всех современных тайных китайских сообществ - от торговых тонгов, заправлявших чайна-таунами, до триад. В Сообществе Неба и Земли даже сегодня состоит, только по самым скромным данным, до 300 тысяч китайцев по всему миру.
Естественно, патриотичные китайцы, поставленные в жесткие условия, начали активно сплачиваться и формировать тонги. Где на деньги, пожертвованные всеми, тонг определенной улицы мог нанять адвоката или провести мастер-класс ушу для пары наглых ковбоев, не заплативших в борделе. Но то, что в самом Китае было легальным, не всегда прокатывало в США. Обычно активными членами в тонге были холостые молодые люди, не сумевшие найти другой работы, имевшие криминальное прошлое или изгнанные из общины. В Китае в это время проституция, курение опиума и азартные игры были не только весьма популярны, но и активно насаждались европейцами, снимавшими с торговли опиумом серебряные сливки. А в США это всё было вне закона, а значит организовать традиционный досуг было проблемно. А проблемы решают через тонг. А чтобы создать тонг и набрать активных “решал”, нужны толпы отчаянных и молодых людей. И что же мы имеем? Бочку с порохом и лемура со свечкой - вот что.
Йо-Хо, перестрелка!
В 1871 году в Лос-Анджелесе пропала китайская проститутка по имени Йу Хо. Официально она числилась замужней женщиной, прибывшей на заработки, но, по факту, как и многие другие, разделяла судьбу сексуального рабства в борделе. Как правило, таких женщин при попытке сбежать арестовывала полиция и возвращала хозяину борделя за плату. Ох уж эти демократы. Но в этот раз что-то пошло не так, и на девушку претендовало сразу два тонга: Хонг Чоу и Нин Юнг. Между представителями тонга завязалось несколько потасовок, и небольшая перестрелка в чайна-тауне. Чайна-таун в Лос-Анджелесе в то время был огромными многоэтажными трущобами на улице Негров (это не про расизм - улица получила своё название когда там вместо Штатов была Испания, и на испанском так называли всех темнокожих - от индейцев до зусулов). Даже спустя 50 лет, это место описывали как одно из самых злачных: «ужасная дорога шириной в сорок футов, целый квартал заполненный игорными домами, танцевальными залами и спальными местами с многоярусными кроватями, отовсюду играет музыка, множество пьяных людей переходит от бара к бару...»
Во время одной из стычек, перешедшей в перестрелку, ранили проходившего мимо с беззаботным видом полицейского Хесуса Билдеррэйна. Будучи раненным и напуганным беспорядком в зоне патрулирования, Хесус стал свистеть что есть мочи в свисток, созывая подкрепления. На отчаянный свист сбежалось несколько ответственных граждан, один из которых погнался за китайцем. Погоня закончилась тем, что китаец смертельно ранил преследователя и скрылся. Преследователем оказался фермер Роберт Томпсон, и следующие 6 часов он мучительно и громко умирал в ближайшей аптеке. Перемещать его было нельзя и, так как дело о раненном белом в китайском квартале было щепетильным, в основном из-за слова “белом”, к нему за показаниями приходил даже начальник полиции Фрэнсис Бэйкер. Пару зданий оцепили от зевак. Обилие официальных лиц, пара раненых, один из которых умер, - всё начало обрастать слухами. К вечеру весь чайна-таун был заблокирован добровольцами, а в городе говорили, что «китайцы пачками валят белых».
К утру толпа американцев обыскала и ограбила каждый дом в китайском квартале. В погромах приняло участие до 500 человек, а в то время, вместе со стариками и детьми, Лос-Анджелес насчитывал 6 000 жителей. Около 20 китайцев повесили - среди них, в-основном, были повара, прачки, врач, пара музыкантов. У всех повешенных были украдены личные вещи. У нескольких были отрезаны пальцы вместе с кольцами. По делу о погромах арестовали 8 человек, которых апелляция освободила, сославшись на техническую выбраковку улик.
50 оттенков белого.
Китайцы сопротивлялись как могли. К примеру, целую веху сегрегации семимильным столбом отмечает дело “Плесси против Фергюсона” (1896 год). Если вы по каким-то причинам забыли - в США прецедентная система правосудия. Это значит, что если Верховный суд США принял решение по какому-либо вопросу, это решение и случай становятся законом. Так вот. В 1890 году в штате Луизиана, откуда, например, родом Дэвид Дьюк - пятый гранд мастер рыцарей Ку Клукс Клана, прославившийся сто лет спустя - был принят закон о разделении вагонов, согласно которому на ж/д белые должны путешествовать отдельно от остальных. Группа недовольных метисов, мулатов, и самых смелых чернокожих яро выступила против. В итоге они подговорили Гомера Плесси, который был негром. Ну как негром... фактически он был белый.
Его дед - знатный француз Жермен Плесси из Бордо - бежал в Новый Орлеан, где встретил Кэтрин Матье, свободную черную женщину. И был у них ребенок - Джозеф Адольф Плесси (наполовину чёрный) - франкоговорящий креол (потомок первого поколения переселенцев), отец Гомера. Родители матери Гомера - Роза Деберг и её муж Виктор Дюпарт - были белыми французами, как и их родители. То есть, наш негр Гомер Плесси был негром по законам штата Луизиана, так как одна из его бабушек была цветной. А внешне он был белее многих других.
И вот, значит, наш белый негр уселся в вагон только для белых - на просьбу детективов его освободить он отказался, за что и был арестован. Если кратко, ему выписали штраф в 25 долларов и он подал в суд. Пройдя все инстанции, он услышал ответ на свои обвинения государства в расовой сегрегации: «Если существует таковое предубеждение, не созданное законом, то и не законом его отменять». Ну и дальше в других судах штатов: «Обособленность не значит неполноценность», и так далее. Верховный суд отклонил требование Плесси. А тогдашний верховный судья США - Джон Маршал Харлан - писал о китайцах: «Это раса настолько отличается от нашей, что непозволительно её представителям становится гражданами США».
Большие глаза китайской девочки.
Почему я выбрал именно этот пример для иллюстрации положения китайского населения? Возьмём, например, образование. И возьмём такое крайнее меньшинство, как китайское население, успевшее натурализоваться до введения запрета. В 60х годах, если вы были китайцем в Сан-Франциско, вы могли отдать свою маленькую дочурку х*и только в одну школу - начальную школу им. Гордона Дж.Лау на Клэй-стрит, 950, в китайском квартале возле лапшичной... но последнее не точно, автор просто голодный. Ну как могли. Вы могли попытаться. Не смотря на 16 000 долларов ежегодных налоговых китайских отчислений, школа постоянно закрывалась из-за отсутствия финансирования. Администрация была белой и сама же подавала требования о внесении поправок в закон, чтобы отменить право китаеамериканцев на образование. Кончилось это тем, что вполне уважаемые американцы Джозэф и Мэри Тейп китайского происхождения записали свою дочь Мами в школу для белых. Её оттуда исключили. Исковое заявление в суд, пресса, удивленные широко открытые глаза китайской девочки - суд признает исключение незаконным и решает направить девочку в.... тадамс... другую китайскую школу.
Умные американские юристы и историки потом назовут этот финт ушами “Социальная доктрина раздельного равенства”. И это, mon ami, как и в случае с французским негром по линии бабушки, отлично иллюстрирует разделение общества на WASP (БАП - белые англосаксонские протестанты) и на всех остальных без любых исключений. Не было ни вторых, ни третьих мест. Есть белые американцы и весь остальной мир. Такие же школы открывались для афроамериканцев, для индийцев и индейцев - и смысл их сводился к тому, что “мухи отдельно, котлеты отдельно”.
Истинное лицо конкуренции.
А значит, все институты власти, все аспекты общественной жизни, так или иначе связанные с сегрегацией, касались и китайского населения. В том числе ж/д вагоны. Если ККК гонялся за беглыми неграми, то, например, «Орден рыцарей труда», просуществовавший аж до 1949 года, занимался устройством проблем национальной конкуренции в сфере труда. Основанный в конце 60-х бывшим масоном и портным Урией Стивенсом, орден с тайным обозначением в виде 5 звёзд (*****) с его таинственными собраниями и клятвами, ложей и титулами, насчитывал 200 тысяч членов, и был могущественной организацией - этакий объединенный общегосударственный профсоюз белых рабочих.
Яркой иллюстрацией такой конкуренции выступает «Резня в Рок-Спрингс». Хотя официальное руководство ордена горячо отрицало хоть какое-либо участие в организации этих событий, на лицо два факта - белые участники бойни были членами ордена, акция была спланирована и организована.
Речь идёт о событиях сентября 1885 года в штате Вайоминг. Железнодорожная компания Юнион Пасифик строила железную дорогу с востока на запад, через горы, заодно прикупая земли с полезными ископаемыми. В это время в штате проживало 143 азиата, согласно переписи. Большинство китайцев работало на угольных шахтах, занимая самые убогие места выработки. Учитывая, что заработная плата рассчитывалась согласно тоннам добытой руды, можно представить эти условия. Но к концу 80-х, не без помощи Рыцарей труда и стачек, белые шахтеры начали требовать увеличения заработной платы. Юнион Пасифик не растерялась и наняла других рабочих, так как старые работать не хотят, а на призыв откликнулось больше китайцев. В итоге за пару лет соотношение рабочих в Рок-Спрингс изменилось от 100 белых и пары десятков китайцев - сначала на 50 белых и 150 китайцев, а к 85-му году на 150 белых и 300 китайцев. В принципе капитализм ведь, нет? Не хочешь или не можешь - проваливай. Конкуренция в чистом виде.
2 сентября 1885 года десять белых мужчин заняли шахту №6 на угольном руднике Рок-Спрингс, избив китайских рабочих, один из которых умер. Поводом послужила более высокая выработка. Работы в 6-ой приостановили. Рыцари труда после этого подбивают всех остальных саботировать производство вообще до окончания разбирательства. К 10 утра шахтеры бросают рабочие посты и стекаются в город, оккупируя салуны. В 2 часа представители железной дороги уговаривают власти закрыть питейные заведения. Подвыпившие вооруженные люди оказываются на улице. Виной всех бед становятся китайцы, из-за которых косвенно будет не оплачен рабочий день.
150 человек, которыми, по утверждению Рыцарей труда, никто не командовал, разбиваются на группы и окружают чайна-таун. Группы разбиваются на отряды, закрывая пути отхода из города и назначая штурмовые команды линчевателей. К моменту, когда китайцы узнали о том, что происходит, двое были уже убиты - началась паника, люди стали разбегаться, бросая вещи. Китайские иммигранты, представшие потом перед китайским консулом в Нью-Йорке, так описывали событие: «...Если китайца ловили, его спрашивали, есть ли у него оружие, затем под этим предлогом обыскивали, снимая с него часы, золото, серебро, отбирая деньги. Кого-то отпускали сразу после ограбления, кого-то били прикладами. Тех, кого не могли остановить, отстреливали, а затем грабили. Некоторых забивали прикладом.... Те, кто не участвовал - стоял и смотрел, смеясь и хлопая в ладоши...».
Всего белые рабочие сожгли и ограбили 79 домов. Трупы бросали в горящие здания. Тех, кто не смог выбежать или спрятался, сожгли заживо. Некоторые тела были найдены в полуподвалах, где люди спасались от огня. Многие были скальпированы, обезображены, заклеймены, обезглавлены, а части тел были развешены по столбам. Один из пенисов и яички китайского шахтера были отрезаны и зажарены в салуне, как «охотничий трофей». Если вы найдете описание этого события в Википедии и пойдёте проверять источники, то откопав книгу Дэвида Кортрайта: Земля насилия, вы заметите, что страницы 156-157 в электронной версии отсутствуют. Но, не переживайте, мои пытливые поборники американских ценностей, у них есть библиотека конгресса, где выложен оригинал 1896 года с отчетом о расследовании, где вы можете почитать про детали резни.
Всего было найдено и опознано 28 трупов, что очень спорно. И вот почему. Губернатор посетил город на следующий же день, а увидев последствия, он отправил телеграмму президенту США Гроверу Кливленду с просьбой прислать армию. Президент дал согласие. Первые две роты прибыли уже 5-го сентября. Одна разместилась в Эванстоне, что в 160 километрах от Рок-Спрингс, для охраны выживших, так как в Эванстоне их уже тоже собирались перебить. Вторая направилась в Рок-Спрингс. Прибыв туда, они запросили подкрепление, и к ним 9-го прибывает ещё 6 рот. Военные всё документируют и записывают. В частности, в описании говорится, что часть погибших уже похоронена на средства ж/д компании, часть останков невозможно идентифицировать из-за урона огнем и животными. Китайцев провожают домой под охраной военных. Вернувшиеся застали только пепелище.
Губернатор запросил вывод войск только 15 сентября. Белые рабочие не возвращались на работу до конца сентября, протестуя против того, что Юнион Пасифик не уволила выживших китайцев. Последние военные покинули город в 1899 году после начала испано-американской войны. После беспорядков было арестовано 16 человек. Затем суд присяжных их оправдал, заявив, что так и не смогли найти ни одного свидетеля, готового заявить о преступлении совершенном хоть одним белым человеком в этом день. Арестантов встретили бурными овациями после освобождения через месяц.
Беспрецедентный лютый "трэш" устроенный в Рок-Спрингс не был ни началом ни концом. Китайских рабочих изгоняли, убивали и линчевали везде, где они мешали белым американцам. Около Ньюкасла сожгли 36 шахтёров. Их убивали в Сиэтле, Августе (Джорджия) и даже Вашингтоне.
Границы демократии.
В мае 1892 года приняли закон Джерри, которым китайских жителей обязали иметь отдельный паспорт - вид на жительство. Невыполнение каралось депортацией или годом каторги. Им запретили давать показания в суде. Получать освобождение под залог. Чтобы получить вид на жительство китаец должен был привести двух белых свидетелей, подтверждающих его иммиграционный статус, и затем предоставить копию в офис налогового представительства.
Но китайцы не сдавались. Тот же закон Джерри в Верховном суде оспаривали уже в 1893 году: дело Фонг Иэ Тинга против США. В 1895-ом: Лем Мун Синг против США. Пункт о залоге в 1905-ом: Джу Той против США. И много, много, много раз... каждый закон против них.
А когда началась чума в Сан-Франциско в 1900 году, и чайна-таун закрыли на карантин по приказу губернатора - тот самый, где ещё недавно 20 человек развесили по столбам. Они подали в суд за нарушение 14-ой поправки на директора карантинной станции. В 1906-ом после землетрясения они сами себя объявили гражданами США, так как в ходе разрушений часть документов о гражданстве была утеряна. Вся история китайцев в США, в принципе, может быть рассмотрена в ключе судебных прецедентов и мутации европейских ценностей в ключе расизма. Закон о недопущении смешения 1889 года - запрет на браки китайских мужчин с белыми женщинами - и его дополнение Акт Кейбла от 1922 года, лишавший таких женщин гражданства, продолжили традиции. В 1917 году Конгресс прославился новым Законом об иммиграции тем, что установил запрет на въезд нежелательным лицам, недостойным гражданства Штатов, отнеся к таковым: алкоголиков, анархистов, сезонных рабочих, преступников, эпилептиков, душевнобольных, неграмотных, нищих, больных, радикалов, многоженцев, проституток и бомжей.
Причем, под неграмотными понимались ещё и все дети до 16 лет, а в широкую трактовку психических расстройств попали гомосексуалисты. Отдельная глава запретов была выстроена по территориальному признаку, куда впервые попал Союз Советских Социалистических Республик... И заменят этот памятник истории американского права только в 1952 году, но в нем, помимо национальной дискриминации, появятся новые термины - идеологические.
Туманные обещания сказочной прибыли быстро наложились на опиумные войны и кризис династии Цин в Китае, что быстро привело к тому, что огромное количество свободных рабочих мест заполняли китайские “кули” - чернорабочие прибывающие из поднебесной на паромах, где билеты для них зачастую продавали в кредит под обещание работать в определённой компании. Нещадно эксплуатируемые китайцы, обираемые местными чиновниками, бандитами и нечестными работодателями, стали быстро объединяться в коммуны со своим собственным управлением, охраной и адвокатами. Всё это было призвано восстановить баланс в правах между мигрантами, которые работали над главными капиталистическими стройками в 2-3 поколениях и всё ещё не имели гражданства, и коренными американо-европейцами, имевшими куда больше демократичной демократии за своей спиной, благодаря Акту об исключении китайцев, принятому в конгрессе США в 1882 году, и закону о Натурализации от 1870 года, запрещавшему иметь китайским гражданам землю на территории Штатов.
Это вылилось в долгую историю противостояния мигрантов и белых господ, закона и капитала, линчеваний, наркотиков, опиума, организованных преступных сообществ, проституции и целого моря насилия по национальным признакам.
Добро пожаловать во вторую часть истории китайского народа в США - от “Триад до коммунистов”. К медленно подкрадывающемуся 20 веку темпы прибытия китайцев в США стали беспрецедентными. За пару десятилетий - с 1861 по 1890 годы - восстание тайпинов, всепоглощающая гражданская война на юге Китая и голод в центральных регионах увеличили потоки мигрантов в несколько раз, что породило недовольство местных до такой степени, что был принят первый в истории акт, ограничивающий миграцию - Ангелльский договор, полностью запретивший иммиграцию китайцев в США на 10 лет. Что же стало с теми, кто остался в Штатах? Во-первых, китайский народ в основной своей массе весьма патриотичен, был и остаётся. И подавляющее большинство мигрантов уезжало в Штаты банально на заработки, надеясь разбогатеть и вернуться.
Традиции на экспорт.
Первые ограничения на въезд, принимаемые в Штатах, были выборочными, и ими пытались заткнуть возникающие проблемы по одной. В 1872 году ограничили въезд женщин. По китайским традициям в некоторых социальных группах было нормальным отправлять одну девочку в семье на заработки занятием проституцией. А при развитии судоходства и образовании связей с китайскими коммунами в США таких девочек стали всё чаще увозить для заработков к богатым заокенским партнёрам. В 1888 году Конгресс принял Закон Скотта, запретивший возврат китайских жителей США, уехавших в Китай навестить родственников. И да, речь идёт не про обычных мигрантов, а про жителей США китайского происхождения. Из-за этого решения разительно отличающиеся по культуре китайцы оказались заперты в половом диморфизме на территории штатов. Европейки за них замуж-то не стремились.
Во-вторых, патриотизм идёт рука об руку с традициями и культурой. История китайских тайных обществ берёт своё начало в 1644 году. На самом деле, конечно, гораздо раньше, но, говоря о современном их облике, нужно копать именно здесь. В 1644 году была свергнута династия Мин. Вообще, вся средневековая история Китая куда интересней европейской, на мой взгляд. И уж чего-чего, а интриг, войн, любви и драматичных развязок в ней хватает. Например, династия Мин возникла, когда от империи Юань, основанной внуком Чингисхана - Хубилаем, или Кубла Ханом, отделился, собственно, сам Китай, послав Монголию восвояси. Произошло это при поддержке тайных обществ, созданных на основе различных сект и подсекст буддийского и даосистского учений. Ну как сект - иногда это были разные детали трактовки, иногда принципиально иная идея о сотворении мира - так или иначе, это были патриотично настроенные религиозные китайцы, а названий тайных обществ у них припасено на многие тома описаний и исследований: Восемь триграмм, Красное и белое солнце, Белый лотос и т.д. При отсутствии инквизиции и церковной монополии на веру бывает всякое. Так вот, буддийские секты организовали крестьян в Восстание Красных Повязок и основали новую династию, уйдя в тень на следующие века. Пока в 1644 власть не узурпировали маньчжуры и не основали династию Цин - последнюю из всех. Ну а так, китайцы видеть у власти иноземцев не хотели, а узурпация, локальные геноциды и диктатура не способствует доверию. Поэтому всевозможные тайные сообщества привычно вышли из тени и взяли на себя некоторые функции по решению проблем общин на уровне деревни, завода, района или порта. Предпочитая разбираться внутри своих, а не идти к маньчжурским деспотам, китайцы сформировали такой уклад, при котором принадлежность к одной деревне, отдаленное родство, общие знакомые в городе или общине могут быть безусловно важнее, чем любая официальная государственная власть, а все проблемы и все решения - они только для круга “своих”. И этот кружок работает на себя, успешно “наобманывая” и государство, и соседний город, и чиновника, и суд, и полицию.
Вы, наверное, представляете себе что-то вроде седых старцев, решавших споры между крестьянами. Но это, скорее, пример азиатских декабристов, только круче и с кунг-фу. Взять, например, тайное общество Тиан Ди х*й (Сообщество неба и земли). После разрушения Шаолиня Ли Цзыченом по прозвищу «Лихой король» за то, что монахи поддержали Мин, а не наступающую Цин, 5 выживших воинов-монахов основали братство и поклялись восстановить Мин и уничтожить Цин. Потом будут и боксёрские восстания, и войны тайных сообществ, и гражданская война, и коммунизм, и Хуавей против Трампа, и “туры на Хайнань недорого” - но, так или иначе, Тиан Ди х*й с его устройством легло в основу всех современных тайных китайских сообществ - от торговых тонгов, заправлявших чайна-таунами, до триад. В Сообществе Неба и Земли даже сегодня состоит, только по самым скромным данным, до 300 тысяч китайцев по всему миру.
Естественно, патриотичные китайцы, поставленные в жесткие условия, начали активно сплачиваться и формировать тонги. Где на деньги, пожертвованные всеми, тонг определенной улицы мог нанять адвоката или провести мастер-класс ушу для пары наглых ковбоев, не заплативших в борделе. Но то, что в самом Китае было легальным, не всегда прокатывало в США. Обычно активными членами в тонге были холостые молодые люди, не сумевшие найти другой работы, имевшие криминальное прошлое или изгнанные из общины. В Китае в это время проституция, курение опиума и азартные игры были не только весьма популярны, но и активно насаждались европейцами, снимавшими с торговли опиумом серебряные сливки. А в США это всё было вне закона, а значит организовать традиционный досуг было проблемно. А проблемы решают через тонг. А чтобы создать тонг и набрать активных “решал”, нужны толпы отчаянных и молодых людей. И что же мы имеем? Бочку с порохом и лемура со свечкой - вот что.
Йо-Хо, перестрелка!
В 1871 году в Лос-Анджелесе пропала китайская проститутка по имени Йу Хо. Официально она числилась замужней женщиной, прибывшей на заработки, но, по факту, как и многие другие, разделяла судьбу сексуального рабства в борделе. Как правило, таких женщин при попытке сбежать арестовывала полиция и возвращала хозяину борделя за плату. Ох уж эти демократы. Но в этот раз что-то пошло не так, и на девушку претендовало сразу два тонга: Хонг Чоу и Нин Юнг. Между представителями тонга завязалось несколько потасовок, и небольшая перестрелка в чайна-тауне. Чайна-таун в Лос-Анджелесе в то время был огромными многоэтажными трущобами на улице Негров (это не про расизм - улица получила своё название когда там вместо Штатов была Испания, и на испанском так называли всех темнокожих - от индейцев до зусулов). Даже спустя 50 лет, это место описывали как одно из самых злачных: «ужасная дорога шириной в сорок футов, целый квартал заполненный игорными домами, танцевальными залами и спальными местами с многоярусными кроватями, отовсюду играет музыка, множество пьяных людей переходит от бара к бару...»
Во время одной из стычек, перешедшей в перестрелку, ранили проходившего мимо с беззаботным видом полицейского Хесуса Билдеррэйна. Будучи раненным и напуганным беспорядком в зоне патрулирования, Хесус стал свистеть что есть мочи в свисток, созывая подкрепления. На отчаянный свист сбежалось несколько ответственных граждан, один из которых погнался за китайцем. Погоня закончилась тем, что китаец смертельно ранил преследователя и скрылся. Преследователем оказался фермер Роберт Томпсон, и следующие 6 часов он мучительно и громко умирал в ближайшей аптеке. Перемещать его было нельзя и, так как дело о раненном белом в китайском квартале было щепетильным, в основном из-за слова “белом”, к нему за показаниями приходил даже начальник полиции Фрэнсис Бэйкер. Пару зданий оцепили от зевак. Обилие официальных лиц, пара раненых, один из которых умер, - всё начало обрастать слухами. К вечеру весь чайна-таун был заблокирован добровольцами, а в городе говорили, что «китайцы пачками валят белых».
К утру толпа американцев обыскала и ограбила каждый дом в китайском квартале. В погромах приняло участие до 500 человек, а в то время, вместе со стариками и детьми, Лос-Анджелес насчитывал 6 000 жителей. Около 20 китайцев повесили - среди них, в-основном, были повара, прачки, врач, пара музыкантов. У всех повешенных были украдены личные вещи. У нескольких были отрезаны пальцы вместе с кольцами. По делу о погромах арестовали 8 человек, которых апелляция освободила, сославшись на техническую выбраковку улик.
50 оттенков белого.
Китайцы сопротивлялись как могли. К примеру, целую веху сегрегации семимильным столбом отмечает дело “Плесси против Фергюсона” (1896 год). Если вы по каким-то причинам забыли - в США прецедентная система правосудия. Это значит, что если Верховный суд США принял решение по какому-либо вопросу, это решение и случай становятся законом. Так вот. В 1890 году в штате Луизиана, откуда, например, родом Дэвид Дьюк - пятый гранд мастер рыцарей Ку Клукс Клана, прославившийся сто лет спустя - был принят закон о разделении вагонов, согласно которому на ж/д белые должны путешествовать отдельно от остальных. Группа недовольных метисов, мулатов, и самых смелых чернокожих яро выступила против. В итоге они подговорили Гомера Плесси, который был негром. Ну как негром... фактически он был белый.
Его дед - знатный француз Жермен Плесси из Бордо - бежал в Новый Орлеан, где встретил Кэтрин Матье, свободную черную женщину. И был у них ребенок - Джозеф Адольф Плесси (наполовину чёрный) - франкоговорящий креол (потомок первого поколения переселенцев), отец Гомера. Родители матери Гомера - Роза Деберг и её муж Виктор Дюпарт - были белыми французами, как и их родители. То есть, наш негр Гомер Плесси был негром по законам штата Луизиана, так как одна из его бабушек была цветной. А внешне он был белее многих других.
И вот, значит, наш белый негр уселся в вагон только для белых - на просьбу детективов его освободить он отказался, за что и был арестован. Если кратко, ему выписали штраф в 25 долларов и он подал в суд. Пройдя все инстанции, он услышал ответ на свои обвинения государства в расовой сегрегации: «Если существует таковое предубеждение, не созданное законом, то и не законом его отменять». Ну и дальше в других судах штатов: «Обособленность не значит неполноценность», и так далее. Верховный суд отклонил требование Плесси. А тогдашний верховный судья США - Джон Маршал Харлан - писал о китайцах: «Это раса настолько отличается от нашей, что непозволительно её представителям становится гражданами США».
Большие глаза китайской девочки.
Почему я выбрал именно этот пример для иллюстрации положения китайского населения? Возьмём, например, образование. И возьмём такое крайнее меньшинство, как китайское население, успевшее натурализоваться до введения запрета. В 60х годах, если вы были китайцем в Сан-Франциско, вы могли отдать свою маленькую дочурку х*и только в одну школу - начальную школу им. Гордона Дж.Лау на Клэй-стрит, 950, в китайском квартале возле лапшичной... но последнее не точно, автор просто голодный. Ну как могли. Вы могли попытаться. Не смотря на 16 000 долларов ежегодных налоговых китайских отчислений, школа постоянно закрывалась из-за отсутствия финансирования. Администрация была белой и сама же подавала требования о внесении поправок в закон, чтобы отменить право китаеамериканцев на образование. Кончилось это тем, что вполне уважаемые американцы Джозэф и Мэри Тейп китайского происхождения записали свою дочь Мами в школу для белых. Её оттуда исключили. Исковое заявление в суд, пресса, удивленные широко открытые глаза китайской девочки - суд признает исключение незаконным и решает направить девочку в.... тадамс... другую китайскую школу.
Умные американские юристы и историки потом назовут этот финт ушами “Социальная доктрина раздельного равенства”. И это, mon ami, как и в случае с французским негром по линии бабушки, отлично иллюстрирует разделение общества на WASP (БАП - белые англосаксонские протестанты) и на всех остальных без любых исключений. Не было ни вторых, ни третьих мест. Есть белые американцы и весь остальной мир. Такие же школы открывались для афроамериканцев, для индийцев и индейцев - и смысл их сводился к тому, что “мухи отдельно, котлеты отдельно”.
Истинное лицо конкуренции.
А значит, все институты власти, все аспекты общественной жизни, так или иначе связанные с сегрегацией, касались и китайского населения. В том числе ж/д вагоны. Если ККК гонялся за беглыми неграми, то, например, «Орден рыцарей труда», просуществовавший аж до 1949 года, занимался устройством проблем национальной конкуренции в сфере труда. Основанный в конце 60-х бывшим масоном и портным Урией Стивенсом, орден с тайным обозначением в виде 5 звёзд (*****) с его таинственными собраниями и клятвами, ложей и титулами, насчитывал 200 тысяч членов, и был могущественной организацией - этакий объединенный общегосударственный профсоюз белых рабочих.
Яркой иллюстрацией такой конкуренции выступает «Резня в Рок-Спрингс». Хотя официальное руководство ордена горячо отрицало хоть какое-либо участие в организации этих событий, на лицо два факта - белые участники бойни были членами ордена, акция была спланирована и организована.
Речь идёт о событиях сентября 1885 года в штате Вайоминг. Железнодорожная компания Юнион Пасифик строила железную дорогу с востока на запад, через горы, заодно прикупая земли с полезными ископаемыми. В это время в штате проживало 143 азиата, согласно переписи. Большинство китайцев работало на угольных шахтах, занимая самые убогие места выработки. Учитывая, что заработная плата рассчитывалась согласно тоннам добытой руды, можно представить эти условия. Но к концу 80-х, не без помощи Рыцарей труда и стачек, белые шахтеры начали требовать увеличения заработной платы. Юнион Пасифик не растерялась и наняла других рабочих, так как старые работать не хотят, а на призыв откликнулось больше китайцев. В итоге за пару лет соотношение рабочих в Рок-Спрингс изменилось от 100 белых и пары десятков китайцев - сначала на 50 белых и 150 китайцев, а к 85-му году на 150 белых и 300 китайцев. В принципе капитализм ведь, нет? Не хочешь или не можешь - проваливай. Конкуренция в чистом виде.
2 сентября 1885 года десять белых мужчин заняли шахту №6 на угольном руднике Рок-Спрингс, избив китайских рабочих, один из которых умер. Поводом послужила более высокая выработка. Работы в 6-ой приостановили. Рыцари труда после этого подбивают всех остальных саботировать производство вообще до окончания разбирательства. К 10 утра шахтеры бросают рабочие посты и стекаются в город, оккупируя салуны. В 2 часа представители железной дороги уговаривают власти закрыть питейные заведения. Подвыпившие вооруженные люди оказываются на улице. Виной всех бед становятся китайцы, из-за которых косвенно будет не оплачен рабочий день.
150 человек, которыми, по утверждению Рыцарей труда, никто не командовал, разбиваются на группы и окружают чайна-таун. Группы разбиваются на отряды, закрывая пути отхода из города и назначая штурмовые команды линчевателей. К моменту, когда китайцы узнали о том, что происходит, двое были уже убиты - началась паника, люди стали разбегаться, бросая вещи. Китайские иммигранты, представшие потом перед китайским консулом в Нью-Йорке, так описывали событие: «...Если китайца ловили, его спрашивали, есть ли у него оружие, затем под этим предлогом обыскивали, снимая с него часы, золото, серебро, отбирая деньги. Кого-то отпускали сразу после ограбления, кого-то били прикладами. Тех, кого не могли остановить, отстреливали, а затем грабили. Некоторых забивали прикладом.... Те, кто не участвовал - стоял и смотрел, смеясь и хлопая в ладоши...».
Всего белые рабочие сожгли и ограбили 79 домов. Трупы бросали в горящие здания. Тех, кто не смог выбежать или спрятался, сожгли заживо. Некоторые тела были найдены в полуподвалах, где люди спасались от огня. Многие были скальпированы, обезображены, заклеймены, обезглавлены, а части тел были развешены по столбам. Один из пенисов и яички китайского шахтера были отрезаны и зажарены в салуне, как «охотничий трофей». Если вы найдете описание этого события в Википедии и пойдёте проверять источники, то откопав книгу Дэвида Кортрайта: Земля насилия, вы заметите, что страницы 156-157 в электронной версии отсутствуют. Но, не переживайте, мои пытливые поборники американских ценностей, у них есть библиотека конгресса, где выложен оригинал 1896 года с отчетом о расследовании, где вы можете почитать про детали резни.
Всего было найдено и опознано 28 трупов, что очень спорно. И вот почему. Губернатор посетил город на следующий же день, а увидев последствия, он отправил телеграмму президенту США Гроверу Кливленду с просьбой прислать армию. Президент дал согласие. Первые две роты прибыли уже 5-го сентября. Одна разместилась в Эванстоне, что в 160 километрах от Рок-Спрингс, для охраны выживших, так как в Эванстоне их уже тоже собирались перебить. Вторая направилась в Рок-Спрингс. Прибыв туда, они запросили подкрепление, и к ним 9-го прибывает ещё 6 рот. Военные всё документируют и записывают. В частности, в описании говорится, что часть погибших уже похоронена на средства ж/д компании, часть останков невозможно идентифицировать из-за урона огнем и животными. Китайцев провожают домой под охраной военных. Вернувшиеся застали только пепелище.
Губернатор запросил вывод войск только 15 сентября. Белые рабочие не возвращались на работу до конца сентября, протестуя против того, что Юнион Пасифик не уволила выживших китайцев. Последние военные покинули город в 1899 году после начала испано-американской войны. После беспорядков было арестовано 16 человек. Затем суд присяжных их оправдал, заявив, что так и не смогли найти ни одного свидетеля, готового заявить о преступлении совершенном хоть одним белым человеком в этом день. Арестантов встретили бурными овациями после освобождения через месяц.
Беспрецедентный лютый "трэш" устроенный в Рок-Спрингс не был ни началом ни концом. Китайских рабочих изгоняли, убивали и линчевали везде, где они мешали белым американцам. Около Ньюкасла сожгли 36 шахтёров. Их убивали в Сиэтле, Августе (Джорджия) и даже Вашингтоне.
Границы демократии.
В мае 1892 года приняли закон Джерри, которым китайских жителей обязали иметь отдельный паспорт - вид на жительство. Невыполнение каралось депортацией или годом каторги. Им запретили давать показания в суде. Получать освобождение под залог. Чтобы получить вид на жительство китаец должен был привести двух белых свидетелей, подтверждающих его иммиграционный статус, и затем предоставить копию в офис налогового представительства.
Но китайцы не сдавались. Тот же закон Джерри в Верховном суде оспаривали уже в 1893 году: дело Фонг Иэ Тинга против США. В 1895-ом: Лем Мун Синг против США. Пункт о залоге в 1905-ом: Джу Той против США. И много, много, много раз... каждый закон против них.
А когда началась чума в Сан-Франциско в 1900 году, и чайна-таун закрыли на карантин по приказу губернатора - тот самый, где ещё недавно 20 человек развесили по столбам. Они подали в суд за нарушение 14-ой поправки на директора карантинной станции. В 1906-ом после землетрясения они сами себя объявили гражданами США, так как в ходе разрушений часть документов о гражданстве была утеряна. Вся история китайцев в США, в принципе, может быть рассмотрена в ключе судебных прецедентов и мутации европейских ценностей в ключе расизма. Закон о недопущении смешения 1889 года - запрет на браки китайских мужчин с белыми женщинами - и его дополнение Акт Кейбла от 1922 года, лишавший таких женщин гражданства, продолжили традиции. В 1917 году Конгресс прославился новым Законом об иммиграции тем, что установил запрет на въезд нежелательным лицам, недостойным гражданства Штатов, отнеся к таковым: алкоголиков, анархистов, сезонных рабочих, преступников, эпилептиков, душевнобольных, неграмотных, нищих, больных, радикалов, многоженцев, проституток и бомжей.
Причем, под неграмотными понимались ещё и все дети до 16 лет, а в широкую трактовку психических расстройств попали гомосексуалисты. Отдельная глава запретов была выстроена по территориальному признаку, куда впервые попал Союз Советских Социалистических Республик... И заменят этот памятник истории американского права только в 1952 году, но в нем, помимо национальной дискриминации, появятся новые термины - идеологические.
Комментариев пока нет