Как "цивилизованная" Европа на костях негров экономику строила
Вести разговоры на щекотливые темы о том, как работает негр, африканским администраторам приходится нередко. Голос миллионов ограбленного, закованного в цепи рабства негритянского населения донесся до больших центров Запада. Он проник в литературу, в газеты, в политику, нет никакой возможности замалчивать этот вопрос, как замалчивали его раньше. Нельзя молчать, ибо есть на свете такая страна, где о всяком угнетении класса или народа пишут открыто, есть в других странах такие партии, которые делают то же самое, несмотря на осе рогатки капитала и его закона. Значит приходится писать о той же и тем, кто питается примирить любовь к человечеству с любовью к капиталу. Неудобно не писать. И вот какая-нибудь "гуманная" организация, которая не желает плестись в хвосте времени, посылает за океан своего человека посмотреть, как живется цветным народам.
Человек от такой почтенной организации вхож к губернатору» епископу, фабриканту. С ним мило беседуют. В нем видят человека, который отнюдь не хочет договориться до крайних слов, а силится все уладить мирным путем. Но порой на картине такого лояльного путешественника появляются совсем не те краски, что он выбрал, в его рассказе прорываются жестокие слова по адресу старого мира. Факты сильнее безмятежного путешественника, что бы он с ними ни делал, Екатерина Саймонс, жена председателя «комиссии Саймонса», который целых два года готовил компромисс для удушения индийской революции, ездила смотреть адскую жизнь негров в Афрн е. Американец Бьюэлл объехал острова Тихого и Индийского океанов 11 экваториальную Африку. Оба написали по книге. Саймонс так и назвала свою книгу — «О рабстве». Она довольно искренно рассказала о формах этого рабства в тех местах, где ей довелось побывать. Чаще всего рабство в колониях называется «общественными работами».
Это означает, что тысячи негров сгоняются под конвоем на постройку каналов, железных дорог, на погрузку пароходов. В бельгийском Конго на постройке железных дорог работает 14 тысяч негров. Потребовались значительные вооруженные силы, чтобы доставить туземцев ка «общественные работы». Железные дороги французской экваториальной Африки построены на негритянских костях. Дня постройки дороги, которая соединила один из колониальных пунктов с корен,пригнали туземцев из засушливых районов. Эти туземцы были заранее обречены, потому что не могли перенести влажного приморского климата. Французская статистика бесстрастно сообщает, что на прокладке 140 километров пути погибло 17 тысяч негров. Каждые десять метров дороги стоили человеческой жизни. Такова цена этих «общественных работ».
В южной Африке вопрос о труде негра решили посредством парламентского закона. Негр не имеет права уйти с работы до тех пор, пока хозяин не позволит ему. Ни одна причина не считается уважительной, даже побои и увечья. Для негров вводятся специальные паспорта. Если негр попадется без паспорта, —тюрьма. Если негра обнаруживают вдали от того места, где ему надлежит работать,— тюрьма. Если в паспорте негра, ушедшего с работы, нс имеется отметки хозяина о том, что он его отпустил,— тюрьма. Если хозяин убил негра,— денежный штраф, если негр убил хозяина,— виселица. В южно-африканских шахтах рабочий день негра длится 12, а иногда 15 часов. Шахты ничем нс отличаются от тюрьмы. По окончании работы негров загоняют в бараки, обнесенные колючей проволокой. Даже с родными, которые пришли навестить негра, можно беседовать только через эту проволоку. Потомок мыловара лорд Леверхульм, владелец величайшей в Европе парфюмерной фирмы, крупнейший миллионер, на одном митинге консервативной партии с энтузиазмом рассказывал о том что на плантациях фирмы в Кениу для негров не жизнь, а земной рай.
Но очень скоро открылось, что из этого рая негры бегут сотнями, что целый штат надсмотрщиков с натасканными собаками ловит их. Когда такие факты стали широко известны всему миру, английские политики уже не посмели врать наподобие лорда Леверхулька, а должны были заговорить по-иному. Да, — сокрушенно сказал министр кабинета Болдуина—сэр Ормсбитор,— принудительный труд в колониях применяется. Но, джентльмены, это совершенно неизбежно, ибо строителям железных дорог и предпринимателям неоткуда брать рабочую силу, а мы не можем оставлять эти страны чуждыми прогрессу. Опять ссылка на неумолимые требования прогресса! Опять смутные указания на то, что принудительный труд (английский министр выговаривает эти слова с сожалением в голосе) сам собой отпадет, отойдет в прошлое лишь только— лишь только... Этого «лишь только» негры ждут с самого прихода европейцев в Африку и до сих пор не дождались.
Комментарии3