Культ «Чёрной Девы»: Была ли Мадонна чернокожей?
Многие понятия окружающего мира приняты людьми на интуитивном уровне. Так, практически все люди уверены, что время имеет непрерывную структуру, однако некоторые ученые пытаются доказать его дискретность. Еще одним похожим фактором является уверенность обывателей, что Мадонна (Богоматерь) имела белую кожу. Ныне доказать это возможным не представляется, как нет возможности даже доказать существование самого Иисуса.
Различные варианты исполнения Черной Богородицы.
Примерно 1 000 лет назад в католическом мире появился культ в котором Мадонна изображается с лицом смуглого и даже черного цвета кожи. Так, в известной своей религиозностью Польше, одним из самых почитаемых образов является «Матка Боска Чонстоховска» с черным лицом. Наибольшее почитание культа черной Мадонны было по всей видимости во Франции, поскольку там имеется минимум 272 статуи Черной Девы, в количествах измеряемых десятками они имеются в Италии, Германии и Испании.
Была ли Мадонна чернокожей?
Долгое время практически все прихожане довольствовались объяснением, что изначально лик Мадонны был белым, а потемнел он со временем. Это объяснялось воздействием чада горящих свечей или возрастом статуй и икон. Некоторые деятели церкви объясняли потемнение лица скульптуры или иконы большим количеством грехов прихожан их храма.
Однако более серьезные исследования показывают, что изначально скульпторы выбирали для своих статуэток редкие сорта эбенового дерева темного или черного цвета. Еще одним аргументом сторонников начального выбора черного цвета для лика Мадонны является то, что черным является только кожа, но никак не одежда статуэток или фон картин.
Особенно ярко это заметно на иконе Черной Мадонны Ченстоховской. Ну и чисто логически можно предположить, что и другие иконы и статуэтки насчитывающие несколько столетий должны были потемнеть от чада, а этого не произошло.
Ранние изображения Черной Мадонны выполнялись обычно из черного дерева или из камня такого же цвета, причем появляются они в разных странах примерно в одно и то же время раннего романского периода. Предполагается, что они были завезены возвращавшимися из Крестовых походов рыцарями. Основная роль при этом отводится тамплиерам. Некоторые исследователи указывают на связь культа Черной Мадонны с альбигойцами.
Все подобные статуэтки выполненные до 13 века имеют много схожих черт — их высота составляет примерно 70 см, причем сама Мадонна выполнена сидящей. Руки или пальцы таких статуэток неестественно длинны, причем отличие от привычных человеческих пропорций весьма заметно. Глаза статуэток тоже непривычно большие, их взгляд устремлен в даль. Стороннему наблюдателю лицо женщины было не скорбящим, а скорее сосредоточенным и несколько надменном. Позднее Мадонну начали изображать стоя.
Имеются схожие черты и у младенцев, которого черные Мадонны часто держат на коленях. Мальчики также имеют отрешенный взгляд, в руках у них обычно находится яблоко, символизирующее земной шар. Лицо Спасителя тоже выглядит несколько странным, это не детский лик, а скорее изображение взрослого мужчины.
Как мог возникнуть культ Черной Девы?
В 20 веке учены начали попытки связать Черную Мадонну с античными божествами. Среди кандидаток на ее роль упоминались Деметра, Церера, Артемида и черная индусская Кали. Однако в итоге большая часть исследователей сошлись на том, что культ черной Мадонны завезен из треугольника «Месопотамия — Малая Азия — Египет».
Статуэтки в таком случае скорее всего изображают Изиду, самую почитаемую в древнем Египте богиню. В таком случае младенец у нее на коленях это бог Гор, которого на египетских изображениях мать часто кормила грудью. И у самой Изиды на тех же изображениях часто присутствовал над головой солнечный диск, который обрамляли коровьи рога.
Была ли Мадонна чернокожей?
Долгое время практически все прихожане довольствовались объяснением, что изначально лик Мадонны был белым, а потемнел он со временем. Это объяснялось воздействием чада горящих свечей или возрастом статуй и икон. Некоторые деятели церкви объясняли потемнение лица скульптуры или иконы большим количеством грехов прихожан их храма.
Однако более серьезные исследования показывают, что изначально скульпторы выбирали для своих статуэток редкие сорта эбенового дерева темного или черного цвета. Еще одним аргументом сторонников начального выбора черного цвета для лика Мадонны является то, что черным является только кожа, но никак не одежда статуэток или фон картин.
Ченстоховская Богородица. Источник изображения:commons.wikimedia.org
Особенно ярко это заметно на иконе Черной Мадонны Ченстоховской. Ну и чисто логически можно предположить, что и другие иконы и статуэтки насчитывающие несколько столетий должны были потемнеть от чада, а этого не произошло.
Ранние изображения Черной Мадонны выполнялись обычно из черного дерева или из камня такого же цвета, причем появляются они в разных странах примерно в одно и то же время раннего романского периода. Предполагается, что они были завезены возвращавшимися из Крестовых походов рыцарями. Основная роль при этом отводится тамплиерам. Некоторые исследователи указывают на связь культа Черной Мадонны с альбигойцами.
Богоматерь Гуадалупская в Эстремадуре (Испания). Источник изображения: orastie.info
Все подобные статуэтки выполненные до 13 века имеют много схожих черт — их высота составляет примерно 70 см, причем сама Мадонна выполнена сидящей. Руки или пальцы таких статуэток неестественно длинны, причем отличие от привычных человеческих пропорций весьма заметно. Глаза статуэток тоже непривычно большие, их взгляд устремлен в даль. Стороннему наблюдателю лицо женщины было не скорбящим, а скорее сосредоточенным и несколько надменном. Позднее Мадонну начали изображать стоя.
Имеются схожие черты и у младенцев, которого черные Мадонны часто держат на коленях. Мальчики также имеют отрешенный взгляд, в руках у них обычно находится яблоко, символизирующее земной шар. Лицо Спасителя тоже выглядит несколько странным, это не детский лик, а скорее изображение взрослого мужчины.
Как мог возникнуть культ Черной Девы?
В 20 веке учены начали попытки связать Черную Мадонну с античными божествами. Среди кандидаток на ее роль упоминались Деметра, Церера, Артемида и черная индусская Кали. Однако в итоге большая часть исследователей сошлись на том, что культ черной Мадонны завезен из треугольника «Месопотамия — Малая Азия — Египет».
Статуэтка Богородицы в городе Рокамадур ( Франция) Источник изображения: flickr.com
Статуэтки в таком случае скорее всего изображают Изиду, самую почитаемую в древнем Египте богиню. В таком случае младенец у нее на коленях это бог Гор, которого на египетских изображениях мать часто кормила грудью. И у самой Изиды на тех же изображениях часто присутствовал над головой солнечный диск, который обрамляли коровьи рога.
Комментарии2