«Иисус – ягненок» с лицом человека: история гентского алтаря, за которым охотились Наполеон и Гитлер
Гентский алтарь расписан голландскими художниками эпохи Возрождения Губертом и Яном ван Эйками. И получился он настоящим шедевром, который восхищает, как католиков, так и православных. А Иисус в виде ягненка буквально гипнотизирует своим человеческим взглядом.
Но начиналась история алтаря вполне тривиально. Заказал его богатый меценат Йос Вейдт в XV веке. Меценат был местным бюргером и заказал алтарь для семейной капеллы. Знал бы он, что эта семейная ценность потом будет переходить из рук в руки самых суровых диктаторов планеты.
Кстати, Ян ван Эйк сыграл большую роль в истории живописи. Именно он усовершенствовал масляные краски и популяризировал их. С тех пор, художники стали рисовать именно маслом.
Всего у алтаря 24 панели, где фигурируют 258 участников. Суть картины – святые люди приходят к алтарю, на котором стоит Агнец из Откровения Иоанна Богослова. Агнец символизирует Иисуса Христа.
Иисус изображен в виде ягненка и лицо его, как живое, человеческое. «Это странное лицо с человеческими чертами завораживает. Когда я впервые увидела картину, я буквально впала в шок», - говорит реставратор Королевского института культурного наследия Элен Дюбуа.
На его груди есть рана, аналогичная той, которую получил Иисус во время распятия. Кровь из Агнца вытекает в чашу. А лицо ягненка сохраняет стоическое выражение, а человеческие глаза смотрят прямо на зрителя буквально гипнотическим взглядом.
История алтаря: от бюргеров к Наполеону и Гитлеру
Алтарь постоянно провоцировал споры и постоянно переходил из рук в руки. Редкий случай, когда у обычного религиозного атрибута из семейной коллекции сложилась такая богатая история.
Сперва бельгийские протестанты, одержав победу над католиками, хотели подарить алтарь английской королеве Елизавете, так как та оказала им военную помощь. Но наследник мецената был резко против такой щедрости.
В XVIII веке австрийский император Иосиф II раскритиковал алтарь за обнаженные фигуры Адама и Евы. Их, в угоду императору, спрятали.
Потом алтарем завладел Наполеон и выставил его в Лувре. Людовик XVIII, который воцарился после поражения Наполеона, вернул алтарь бельгийцам.
Наместник собора украл несколько створок и продал их торговцам. В частности, были проданы и те самые скандальные фигуры Адама и Евы. Спустя годы бельгийское правительство выкупило их и вернуло на место.
С приходом к власти фашистов, бельгийцы решили подарить алтарь Гитлеру. Гитлер же приказал этот алтарь вместе с другими ценностями захоронить в шахте и, впоследствии, уничтожить. В 1945 году американские солдаты успели захватить шахты до того, как ценности были уничтожены и вернули уже полуразрушенный алтарь в Бельгию.
Сейчас алтарь восстановлен. Посмотреть изображения до и после восстановления можно на официальном сайте, посвященном этому шедевру эпохи Возрождения.