Три самых популярных вранья о Ван-Гоге
Существует множество популярных теорий, почему художник Винсент Ван-Гог писал такие кричаще яркие картины. То ли с головой у него не всё было в порядке, то ли со зрением, то ли краски плохие, дешёвые… бедный же! А на самом деле всё просто.
Но сначала разоблачим миф о Ван-Гоге – «бедном художнике», не признанном буржуазной публикой и продавшем при жизни одну-единственную картину («Красные виноградники в Арле»).
Винсент Ван-Гог. Красные виноградники в Арле
Бедным Ван-Гог не был. И краски у него были отнюдь не дешёвые. Брат художника, успешный торговец искусством (или, как сказали бы сегодня, арт-дилер) Тео Ван-Гог снабжал его качественными красками и выплачивал ежемесячное содержание в размере 220 франков. Много это или мало? Для сравнения: почтальон Жозеф Рулен, которого жалостливые биографы изображают одним из покровителей «нищего художника», получал вдвое меньшее жалование – и содержал на него жену и троих детей (а Ван-Гогу делать этого было не надо, он жил один).
Ван-Гог регулярно участвовал в престижных выставках «Салон независимых» и «Свободный театр» в Париже, и картин только по документам продал 14 штук. (На самом деле, конечно, больше, – просто сохранилось 14 кýпчих.) А почему молва приписывает честь единственной проданной Ван-Гогом картины именно «Красным виноградникам в Арле»?
Потому что эта работа была продана (с выставки в Брюсселе в 1890 году) за весьма и весьма приличную сумму 400 франков; это был прорыв художника в коммерческую «высшую лигу» – на рынок серьёзных цен... К несчастью, летом того же года Ван-Гог застрелился, так что на этом всё и закончилось. Но застрелился художник уж никак не от непризнания и нищеты.
Строго говоря, причина самоубийства неизвестна; существует версия, что выстрел произвел не он, а его знакомый – подросток, часто сопровождавший художника. Возможно, тот просто баловался с револьвером, который Ван-Гог носил с собой – якобы для того, чтобы отпугивать ворон, докучающих ему во время работы. Пуля не задела никаких жизненно важных органов, и Ван-Гог смог самостоятельно дойти до дома, после чего заявил о попытке самоубийства, чтобы его предполагаемый спутник избежал наказания за преступную неосторожность. Умер художник от последствий кровопотери.
Так почему же картины были такими яркими? У Винсента и Тео был «бизнес-план». Они считали, что средний класс охотнее покупает яркие картины в светлых тонах. Именно поэтому Винсент уехал из пасмурной Голландии, где писал вот так…
…на Юг Франции, где в городках Арль, Овер, Сан-Реми и написал самые знаменитые свои произведения. То, что он здесь увидел, его поразило. Красные виноградники? А как, вы думаете, они выглядят на самом деле? Смотрим современные фотографии:
Кстати, красный цвет виноградной листве придает пигмент антоциан, который обычно начинает синтезироваться осенью. Зачем растение тратит энергию на синтез нового пигмента в листьях, которые все равно скоро опадут, неизвестно. Для красоты?
Давайте теперь сравним фрагмент картины с красками самой матушки-природы. У кого ярче?
Как показала жизнь, расчёт оказался верен: всего через десять лет после того, как Винсент (тоже в прошлом торговец живописью) впервые взялся за кисти, к нему пришёл большой успех. Но...
А откуда же взялась легенда о нищем художнике и непризнанном гении? Её сочинил немецкий искусствовед Юлиус Мейер-Грефе – по тем же причинам, по которым Тео и Винсент сделали ставку на яркие краски: романтические истории о непризнанных гениях лучше продаются...
Версию немца подхватил французский популяризатор истории искусства Анри Перрюшо, и с тех пор так и повелось: «страдающий гений»!.. «гениальный безумец»!
Винсент Ван-Гог. Портрет Жозефа Рулена
Ван-Гог регулярно участвовал в престижных выставках «Салон независимых» и «Свободный театр» в Париже, и картин только по документам продал 14 штук. (На самом деле, конечно, больше, – просто сохранилось 14 кýпчих.) А почему молва приписывает честь единственной проданной Ван-Гогом картины именно «Красным виноградникам в Арле»?
Потому что эта работа была продана (с выставки в Брюсселе в 1890 году) за весьма и весьма приличную сумму 400 франков; это был прорыв художника в коммерческую «высшую лигу» – на рынок серьёзных цен... К несчастью, летом того же года Ван-Гог застрелился, так что на этом всё и закончилось. Но застрелился художник уж никак не от непризнания и нищеты.
Строго говоря, причина самоубийства неизвестна; существует версия, что выстрел произвел не он, а его знакомый – подросток, часто сопровождавший художника. Возможно, тот просто баловался с револьвером, который Ван-Гог носил с собой – якобы для того, чтобы отпугивать ворон, докучающих ему во время работы. Пуля не задела никаких жизненно важных органов, и Ван-Гог смог самостоятельно дойти до дома, после чего заявил о попытке самоубийства, чтобы его предполагаемый спутник избежал наказания за преступную неосторожность. Умер художник от последствий кровопотери.
Вороны над пшеничным полем. Последняя картина Ван-Гога. (Вот от этих ворон он и "отстреливался" из того самого, ставшего роковым, пистолета)
Так почему же картины были такими яркими? У Винсента и Тео был «бизнес-план». Они считали, что средний класс охотнее покупает яркие картины в светлых тонах. Именно поэтому Винсент уехал из пасмурной Голландии, где писал вот так…
…на Юг Франции, где в городках Арль, Овер, Сан-Реми и написал самые знаменитые свои произведения. То, что он здесь увидел, его поразило. Красные виноградники? А как, вы думаете, они выглядят на самом деле? Смотрим современные фотографии:
Кстати, красный цвет виноградной листве придает пигмент антоциан, который обычно начинает синтезироваться осенью. Зачем растение тратит энергию на синтез нового пигмента в листьях, которые все равно скоро опадут, неизвестно. Для красоты?
Давайте теперь сравним фрагмент картины с красками самой матушки-природы. У кого ярче?
Как показала жизнь, расчёт оказался верен: всего через десять лет после того, как Винсент (тоже в прошлом торговец живописью) впервые взялся за кисти, к нему пришёл большой успех. Но...
Люсьен Писсаро. Братья Винсент (слева) и Теодор (справа) Ван-Гоги
А откуда же взялась легенда о нищем художнике и непризнанном гении? Её сочинил немецкий искусствовед Юлиус Мейер-Грефе – по тем же причинам, по которым Тео и Винсент сделали ставку на яркие краски: романтические истории о непризнанных гениях лучше продаются...
Версию немца подхватил французский популяризатор истории искусства Анри Перрюшо, и с тех пор так и повелось: «страдающий гений»!.. «гениальный безумец»!
Надгробия Винсента и Теодора на кладбище Овер-сюр-Уаз в 30 км от Парижа
Комментарии1