Чего не знает история об Иисусе Христе
Я рос в самой обычной советской семье, даже в чуть более, чем обычно, советской. В храм не ходили ни на Пасху, ни на Рождество, икон в доме не держали, только у бабушки были бумажные, в сумочке на дне шкафа с документами о реабилитации деда, отсидевшего по 58-й, и погонами сына, моего дяди. "Их, бедных ребяток, бросали на Чехословакию", – плакала однажды бабушка по секрету. Но я потом, сильно потом, узнал: она ошибалась, Чехословакии у него не было. Были Мозамбик, Никарагуа, а Чехословакии с её рульками и хоккеистом Вацлавом Недомански (в 69-м отличился тем, что ударил клюшкой по лицу нашего тренера Тарасова) не было.
Поэтому представьте мой, примерно двенадцатилетний от роду, ужас с которым я отрыл (тоже в самом низу шкафа, но книжного, в заповедном, годами не просматриваемом "втором ряду") эту книгу.
Вид – устрашающий, как меня и предупреждали в пионерских фильмах, но главный шок не в этом, конечно, а в названии. Ведь история – это НАУКА. И раз уж она об Иисусе Христе что-то ЗНАЕТ, значит... это объективное научное знание. Значит... он был? Правда был? И нам, пионерам, врут про то, что про него врут? Приехали. Я съёжился от непонятного страха и боязливо открыл книгу...
Потом у родителей обнаружился Ренан и что-то о кумранских свитках, потом были неизбежные мастер и Маргарита, потом – ещё много всякого "потом", а в тридцать лет я крестился, а к тридцати шести стал христианином.
Это предисловие было вот к чему. Не хватайтесь ни за один из ваших пистолетов, друзья, ни за пистолет чувств верующих, ни за пистолет убеждений неверующих, тем более, что отсюда, издалека, они выглядят, как одно и то же. Просто выслушайте историю, которую мы расскажем, до конца. И уж тогда решайте: "где грудь твоя, вот мой кинжал" или сосчитать до десяти и забыть.
Тем более, что завтра или сегодня к вечеру всё равно будет статья, после которой примерно человекам двумстам придётся отписываться. Так, может, не спешить, а объединить поводы?
* * *
Иисус Христос (он же пророк Иса) – одна из самых загадочных фигур в истории всего человечества. Для верующих христиан он – Бог и сын Божий, для мусульман – великий пророк, для иудеев – обманщик и лжепророк.
В конце XX века многие исследователи на Западе и в России (например, биолог и писатель Кирилл Еськов) предприняли попытку рассмотреть историю Иисуса, обратив внимание на тот историко-политический контекст, в котором эти события происходили (или могли бы происходить). Выводы подобных исследований исключительно интересны.
Представьте себе, что на дворе – I век нашей эры. Римская Империя уверенно набирает силы и контролирует всё Средиземноморье. Самое больное место империи тех лет – это Восток. Во-первых, там расположены сильные и независимые государства, способные угрожать Риму – Великая Армения и Парфянское Царство. (На всех остальных направлениях Рим граничит с варварскими племенами.) Во-вторых, по восточным территориям – Сирии и Палестине – проходит ключевой торговый и военный путь, связывающий Малую Азию и Египет. В-третьих, обстановка в бывшем Иудейском Царстве, захваченном римлянами относительно недавно, является, говоря языком современных теленовостей, «чрезвычайно напряжённой». По-русски говоря, там идёт непрекращающаяся кровавая гражданская война.
Религиозная политика Римской Империи того времени была максимально толерантной: римляне не запрещали (за редким исключением) никаких местных верований и религиозных культов. Более того, если, намереваясь завоевать ту или иную территорию, римляне сталкивались с серьёзным сопротивлением, они приписывали свои неудачи «мощным» местным богам – после чего выкрадывали их изображения, устанавливали в Риме и начинали им молиться (вместе со всеми прочими богами). Простая и прагматичная логика – если тот или иной бог мощный и способен помочь, почему бы ему и не помолиться?
Единственное, чего римляне требовали в религиозном плане от завоёванных народов – всё той же самой религиозной терпимости: если мы там, у себя, в Риме, можем молиться вашим богам, то с чего бы вам иногда не помолиться нашим? В частности, Божественному Императору?
Но бывшее Иудейское Царство было населено (по крайней мере, с точки зрения римлян) просто безумными фанатиками и маньяками. Еврейская религия отвергала всех богов, кроме Яхве. Евреи считали себя богоизбранным народом, который выше всех остальных, в том числе римлян. Поклонение чужим богам и веротерпимость с точки зрения ортодоксальных евреев были преступлением.
Огромной популярностью в народе пользовалась партия зелотов – по сути, террористическая организация, которая одинаково беспощадно убивала как римлян и прочих «язычников», так и евреев, хотя бы отчасти лояльных к римскому владычеству и античной культуре. Дошло до того, что зелоты-боевики – секарии – убили религиозного главу иудеев, первосвященника Ионафана, за «мягкое отношение к римским оккупантам».
Образованная часть населения – партии фарисеев и саддукеев – ненавидела римлян не меньше, но понимала, что открытое сопротивление в конце концов приведёт к полному уничтожению остатков Иудейского Царства (что, кстати, в конце концов и произошло). Но образованные люди никогда не составляют большинства, увы...
Для римлян подобное поведение евреев выглядело сущим варварством и безумием. Как?!.. Рим несёт в эту страну культуру, цивилизацию, литературу, театр, спорт, а эти дикари носятся со своим единым богом и при первой возможности режут не только римлян, но даже друг друга?! Римляне хотели построить акведук в Иерусалим, провести питьевую воду – так евреи даже это сочли «кощунством» и устроили очередное народное восстание!
Короче говоря, населённая евреями Палестина в то время была настоящей бомбой, постоянно гноящимся нарывом на теле Империи.
И вот в этот момент в Галилее (одной из частей бывшего Иудейского Царства) откуда ни возьмись объявляется странствующий проповедник. Учитель, который, не отказываясь от основ иудейской религии, вдруг начал говорить о грядущем установлении царствия Божьего не с помощью убийств, насилия и восстаний – а с помощью любви. Там, где человека могли зарезать просто за то, что он похвалил красивую римскую или греческую статую, этот философ начал учить равенству всех перед Богом – «нет ни эллина, ни иудея». Молва о необычном проповеднике и о творимых им чудесах распространялась всё шире и шире.
Исследователи обращают внимание на то, что: а) учение Иисуса было выгодно Риму, потому что вело к замирению Иудеи и прекращению кровавой войны всех со всеми; б) римляне (в том числе прокуратор Понтий Пилат) всячески пытались спасти Иисуса, и в конце концов добились того, что в его смерти обвинили не их, а еврейских первосвященников; в) после смерти Иисуса начали распространяться писания, то есть книги о его жизни и учении, причём написанные на разных языках.
Последнее обстоятельство заслуживает отдельного комментария – ведь, согласно Новому Завету, ученики Иисуса были простыми необразованными рыбаками из Галилеи. Однако уже в первом веке христианское учение распространяется по всей Империи – причём вместе с текстами на арамейском, греческом, латыни... Не является ли это косвенным доказательством того, что учение Иисуса, по крайней мере, на первых порах, пользовалось государственной поддержкой из Рима?
Кстати, если верить каноническим Евангелиям, даже сама информация о воскресении Иисуса из мёртвых поступила прежде всего от... римских солдат! Смотрите сами:
1) Еврейские первосвященники боятся, что ученики украдут тело Иисуса из гробницы, и «не сказали бы народу, что он воскрес из мёртвых». Они просят у римлян стражу для охраны гробницы, римляне выделяют отряд солдат (Матфей, 27:62-66)
2) Утром ангел распечатывает гробницу, а стражи «пришли в трепет и стали как мёртвые» (Матфей, 28:4)
3) Солдаты, войдя в город, объявили первосвященникам о происшедшем (Матфей, 28:11)
4) Первосвященники дают солдатам денег, и велят, чтобы те говорили всем, что это ученики украли тело Иисуса, пока солдаты спали (Матфей, 28:12-13)
Исследователи совершенно правильно пишут о том, что вся эта история выглядит неправдоподобным анекдотом. Почему?
Во-первых, уснувший на посту римский солдат подлежал смертной казни, с дисциплиной в армии у римлян всё было в порядке. Во-вторых, даже если случалось что-то неординарное, римские солдаты должны были бежать с докладом – куда? – правильно, к своему командованию! А они вместо этого бегут в город и почему-то докладывают обо всём еврейским первосвященникам (которые римлян, вообще говоря, люто ненавидят). А те им платят (точнее, дают взятку!), чтобы солдаты всем рассказывали, что это, дескать, «мы уснули на посту» (и ничего нам за это не было)...
Нетрудно догадаться, что подобное имело шансы произойти только при полном попустительстве римских властей – а возможно, и при их содействии!
Римляне не сумели полностью достичь своей цели, новое учение не смогло (или просто не успело) одержать верх в Палестине. Однако число его приверженцев постоянно росло. Когда в 68 году разразилась Иудейская война (которая закончится уничтожением еврейского государства и приведёт к рассеянию евреев по всему миру), христианская община Иудеи отказалась воевать против Рима, и была изгнана евреями за реку Иордан, в Перею – то есть, если бы к этому времени христиане сумели стать политическим большинством, войны бы не было, и город Иерусалим не был бы разрушен римлянами!
Это, конечно же, нельзя считать строгим доказательством того, что христианство было намеренно создано римскими спецслужбами, а сам Иисус был римским «агентом». Однако с точки зрения «qui prodest», то есть «кому выгодно», ответ напрашивается как бы сам собой – в I веке нашей эры христианство, не как религия, а как политическая партия, было очевидно выгодно прежде всего Римской Империи!
Дальнейшие рассуждения исследователей выглядят следующим образом. По окончании Иудейской войны и разрушения Иерусалима «христианский проект» официальным властям Рима стал не нужен – многих евреев попросту уничтожили, а ещё большее количество разогнали по всей Империи, проблема «вечно гниющей палестинской язвы» была решена «хирургическим путём».
Однако римляне недооценили этической привлекательности, внутренней гармонии и красоты созданного Иисусом учения. К тому же они сами создали сообщество образованных авторов, пишущих книги о новом учении, и целую систему распространения этих книг по всему средиземноморью. В результате, несмотря на все сложности и гонения, христианство довольно быстро (всего лишь через 250 лет!) стало единственной государственной религией Рима, а затем – и всей Европы, и большей части земного шара...
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!