Как проходил день обычного крестьянина в Российской империи? Расказываю подробно о быте крепостных
Российская империя на 77% состояла из крестьян. Судьба сельских жителей была лишена утонченных удовольствий столичной жизни. Однако именно здесь ковалась загадочная русская натура. В труде и заботах, в неунывающем оптимизме и хозяйственности, складывались определяющие черты облика современного россиянина.
В этой статье мы предлагаем окунуться в атмосферу русского крестьянства первой половины XIX века и узнать, как проходил день обычного человека в это время!
Жизнь взаймы
К началу XIX века крепостничество обрело окончательный вид. Крестьяне были зависимы либо от государства, либо от помещика, либо от церкви. И если XV веке крепостные были мало отличимы от свободных, то спустя несколько столетий их положение напоминало рабство.
К основным обязанностям крестьян относились отработка барщины и оброк. Оброк – налог помещику в виде урожая или денег. При этом его размер не зависел от прибыльности земли. Сумму налога устанавливал хозяин по своему усмотрению. Так, в 1811 году за полный земельный надел он варьировался от 8 до 12 рублей в год.
Барщина – трудовая повинность в пользу помещика, которая могла применяться вместо оброка. С 1797 года она составляла 3 дня в неделю. Впрочем, указ носил рекомендательный характер и повсеместно нарушался. Барщина в 5 или 6 дней считалась обыкновенной.
Следить за порядком никто не желал. Тяжелее всего было при Екатерине II, когда крепостное право вообще перестало отличаться от рабства. Своими указами российская императрица запретила крестьянам писать жалобы на помещиков, а помещикам разрешила самовольно ссылать крестьян на каторгу...
Кроме того, существовала месячина – явление, когда помещик отбирал у семьи всё имущество и переводил в число дворовых. В этом случае крестьяне работали на господина за еду и одежду.
Избегая перспектив войти в число безземельных крестьян или отрабатывать барщину, семейства старались выплатить оброк любой ценой. В неурожайные года земледельцы закладывали своё имущество или брали деньги в долг, что постепенно вгоняло людей в долговую яму. Жизнь взаймы – ситуация, определявшая значительную часть населения страны.
От рассвета до заката
Крестьянский двор в XIX веке был не просто семьей – это была настоящая производственная артель. Глава семьи, его жена, незамужние дочери, сыновья со своими жёнами и их дети – все жили в одном доме.
Все вопросы, касающиеся работы по хозяйству, замужества, распределения обязанностей, а также управления имуществом единолично решал отец семейства.
Дела разделялись строго по гендерному признаку. Мужчины выполняли тяжелую работу: пахали, косили, мололи хлеб, вывозили навоз и т.д. Они же следили за инвентарём, подновляли постройки и заботились о дровах. Женщины пряли, ухаживали за скотиной, стирали одежду, готовили пищу, участвовали в сборе урожая и делали заготовки на зиму.
День крестьянина начинался с рассветом, когда девушки выгоняли скот на выпас и убирались в сараях. После выгона скота полагался завтрак, а потом работники принимались за ежедневные обязанности, направленные на увеличение урожая и дохода семьи.
Заканчивался рабочий день с наступлением сумерек. В 9-10 часов вечера, а зимой и раньше, вся семья уже ложилась спать. Как правило, летом вся деятельность крутилась вокруг поля. Зимой молодые мужчины могли уехать в город на заработки, а женщины оказывались поглощены пряжей, скотиной и домашними хлопотами.
Что ели крестьяне?
Крестьяне практически не зависели от города. Пища, одежда, предметы быта – всё изготавливалось на местах. Таким образом, стол зависел от характера хозяйства, по принципу «что вырастил, то и съел». В южных землях почва была богаче, и удавалось собрать больше урожая. В центральных и северных крестьяне жили куда беднее.
Крестьянскую пищу называли простой и грубой. Пожалуй, таковой она и казалась в глазах помещиков, чьи кухарки трудились на кухне целый день, готовя разносолы. У простых людей времени на готовку не было.
Сельская пища не отличалась разнообразием. Щи, каша, тюря из хлеба, воды и масла, варенная картошка с овощами, яйца с хлебом, маслом и молоком являлись основой завтрака, обеда и ужина. Мясо было редким гостем будничного стола. Его готовили только на праздники. Это же правило относилось к выпечке.
Дефицитом являлись фрукты. Продукты садоводства часто шли на продажу. Другой редкостью являлся пшеничный хлеб. Более распространенным был хлеб ржаной. Уважали капусту, репу, картофель, лук, бобовые. Помидоры и огурцы стали выращивать только к XX веку.
Жизнь крестьян была непростой, и её благополучие всецело зависело от трудолюбия каждого члена семьи. Труд во имя жизни, надежда на адекватность господина, а также вера в Бога и лучшее будущее объединяли людей XIX века.
К началу XIX века крепостничество обрело окончательный вид. Крестьяне были зависимы либо от государства, либо от помещика, либо от церкви. И если XV веке крепостные были мало отличимы от свободных, то спустя несколько столетий их положение напоминало рабство.
К основным обязанностям крестьян относились отработка барщины и оброк. Оброк – налог помещику в виде урожая или денег. При этом его размер не зависел от прибыльности земли. Сумму налога устанавливал хозяин по своему усмотрению. Так, в 1811 году за полный земельный надел он варьировался от 8 до 12 рублей в год.
Барщина – трудовая повинность в пользу помещика, которая могла применяться вместо оброка. С 1797 года она составляла 3 дня в неделю. Впрочем, указ носил рекомендательный характер и повсеместно нарушался. Барщина в 5 или 6 дней считалась обыкновенной.
Следить за порядком никто не желал. Тяжелее всего было при Екатерине II, когда крепостное право вообще перестало отличаться от рабства. Своими указами российская императрица запретила крестьянам писать жалобы на помещиков, а помещикам разрешила самовольно ссылать крестьян на каторгу...
Кроме того, существовала месячина – явление, когда помещик отбирал у семьи всё имущество и переводил в число дворовых. В этом случае крестьяне работали на господина за еду и одежду.
Избегая перспектив войти в число безземельных крестьян или отрабатывать барщину, семейства старались выплатить оброк любой ценой. В неурожайные года земледельцы закладывали своё имущество или брали деньги в долг, что постепенно вгоняло людей в долговую яму. Жизнь взаймы – ситуация, определявшая значительную часть населения страны.
От рассвета до заката
Крестьянский двор в XIX веке был не просто семьей – это была настоящая производственная артель. Глава семьи, его жена, незамужние дочери, сыновья со своими жёнами и их дети – все жили в одном доме.
Все вопросы, касающиеся работы по хозяйству, замужества, распределения обязанностей, а также управления имуществом единолично решал отец семейства.
Дела разделялись строго по гендерному признаку. Мужчины выполняли тяжелую работу: пахали, косили, мололи хлеб, вывозили навоз и т.д. Они же следили за инвентарём, подновляли постройки и заботились о дровах. Женщины пряли, ухаживали за скотиной, стирали одежду, готовили пищу, участвовали в сборе урожая и делали заготовки на зиму.
День крестьянина начинался с рассветом, когда девушки выгоняли скот на выпас и убирались в сараях. После выгона скота полагался завтрак, а потом работники принимались за ежедневные обязанности, направленные на увеличение урожая и дохода семьи.
Заканчивался рабочий день с наступлением сумерек. В 9-10 часов вечера, а зимой и раньше, вся семья уже ложилась спать. Как правило, летом вся деятельность крутилась вокруг поля. Зимой молодые мужчины могли уехать в город на заработки, а женщины оказывались поглощены пряжей, скотиной и домашними хлопотами.
Что ели крестьяне?
Крестьяне практически не зависели от города. Пища, одежда, предметы быта – всё изготавливалось на местах. Таким образом, стол зависел от характера хозяйства, по принципу «что вырастил, то и съел». В южных землях почва была богаче, и удавалось собрать больше урожая. В центральных и северных крестьяне жили куда беднее.
Крестьянскую пищу называли простой и грубой. Пожалуй, таковой она и казалась в глазах помещиков, чьи кухарки трудились на кухне целый день, готовя разносолы. У простых людей времени на готовку не было.
Сельская пища не отличалась разнообразием. Щи, каша, тюря из хлеба, воды и масла, варенная картошка с овощами, яйца с хлебом, маслом и молоком являлись основой завтрака, обеда и ужина. Мясо было редким гостем будничного стола. Его готовили только на праздники. Это же правило относилось к выпечке.
Дефицитом являлись фрукты. Продукты садоводства часто шли на продажу. Другой редкостью являлся пшеничный хлеб. Более распространенным был хлеб ржаной. Уважали капусту, репу, картофель, лук, бобовые. Помидоры и огурцы стали выращивать только к XX веку.
Жизнь крестьян была непростой, и её благополучие всецело зависело от трудолюбия каждого члена семьи. Труд во имя жизни, надежда на адекватность господина, а также вера в Бога и лучшее будущее объединяли людей XIX века.
Комментариев пока нет