Гипатия - самая известная девушка-философ Античности. Что она изобрела и почему ее жизнь закончилась трагедией
Гипатия дала фору ученым своего времени. Преуспела в изобретательстве. Умела находить компромисс и примирять враждующих. Однако жизнь закончила трагически - была растерзана толпой религиозных фанатиков.
Давайте взглянем на жизнь этой необычной героини, которая жила на рубеже Античности и Средних веков.
Гипатия
Гипатия жила в Александрии - центре образования и науки поздней Античности в IV-V веках нашей эры. Она была главой местной школы неоплатоников и преподавала философию и астрономию.
У девушки были хорошие стартовые условия. Она была дочерью математика и философа Теона Александрийского.
Теон был управителем Александрийской библиотеки, редактировал труды Евклида и Птолемея. Девушка получила прекрасное образование и пошла по стопам отца.
Античный мир угасал под натиском нового религиозного течения - христианства, которое было непримиримо к греко-римскому язычеству.
В то время Александрия оставалась центром интеллектуальной жизни. Сюда съезжались лучшие ученые и философы.
"Оставь за собой право думать. Потому что даже думать неправильно лучше, чем не думать вообще". (с) Гипатия
Гипатия считала, что мир можно познать с помощью разума и логики. Нетривиальный взгляд для тех времен, когда большинство людей полагались на мистический опыт.
Гипатия предполагала, что всем, даже совершенно непонятным явлениям есть вполне рациональное объяснение. И дело не в мистике, а просто в степени нашего незнания. Расширяя кругозор мы будем находить ответы на всё более сложные вопросы. Она не исключала и духовный опыт, но ставила его по значимости ниже рационального.
Самое известное изобретение Гипатии - ареометр. Это прибор для измерения плотности жидкостей и твёрдых тел. Им пользуются до сих пор.
Принцип действия основан на законе Архимеда. Прибор погружают в жидкость и по шкале можно измерить плотность. Одним из видов ареометра является спиртомер, который высчитывает крепость напитка в процентах алкоголя.
Гипатия никогда не была замужем, и у нее не было детей. Девушка целиком посвятила себя науке и образованию молодежи.
Современники вспоминали о Гипатии с большой симпатией и уважением.
Когда она ехала по городу на колеснице, то ее мог остановить любой встречный, чтобы пообщаться на философские темы. Гипатия никогда не отказывала в беседе и была очень скромной. Не взирая на прекрасные внешние данные и статус.
Гипатия не вступала в религиозные конфликты и находила общий язык, как с язычниками, так и с христианами. У нее в учениках были, как те, так и другие, что было необычным для того времени.
Такая религиозная толерантность, увы, закончилась трагически.
Христиане видели в ее учении угрозу своей, на тот момент еще неокрепшей зарождающейся религии. Плюс сыграла роль политика. Гипатия симпатизировала губернатору Александрии Оресту, а он конфликтовал с патриархом Кириллом.
В итоге она попала в эпицентр конфликта христиан и язычников. Ее возненавидела христианская община. Ее стали обвинять в чародействе. В итоге Гипатия была убита разъярённой толпой, которой руководил христианский чтец по имени Пётр.
Пётр был из новообращенных христиан. Возможно, он даже не был знаком с основами своей религии. Но рвался продемонстрировать свою приверженность.
После ее смерти Александрия окончательно утратила свой высокий статус центра образования.
Символично, но именно вместе с Гипатией совпало окончательное разрушение Александрийской библиотеки.
К тому моменту знаменитая библиотека была уже в упадке. Большинство книг либо сгорело, либо было вывезено. Александрийская библиотека оставалось местом сбора философов-неоплатоников, идеологом которых и была Гипатия. С ее смертью наступает и окончательный упадок Александрийской библиотеки. Дальше здание просто пустовало.
Последние же библиотечные фонды были уничтожены во время арабского завоевания в VII веке.
V век считается началом Средневековья. Или, как его еще называют, "Тёмного Средневековья". В этот период наука и изобретательство уступят место религиозному мировоззрению. Многие знания были забыты, книги уничтожены.
Спустя сотни лет уже новые христианские ученые и богословы будут заново изобретать астролябию - знаменитый астрономический инструмент античности. И восхищаться греческими философами - Платоном и, особенно, Аристотелем. Культура и знания начнут стремительно восстанавливаться из руин.
У девушки были хорошие стартовые условия. Она была дочерью математика и философа Теона Александрийского.
Теон был управителем Александрийской библиотеки, редактировал труды Евклида и Птолемея. Девушка получила прекрасное образование и пошла по стопам отца.
Античный мир угасал под натиском нового религиозного течения - христианства, которое было непримиримо к греко-римскому язычеству.
В то время Александрия оставалась центром интеллектуальной жизни. Сюда съезжались лучшие ученые и философы.
"Оставь за собой право думать. Потому что даже думать неправильно лучше, чем не думать вообще". (с) Гипатия
Гипатия считала, что мир можно познать с помощью разума и логики. Нетривиальный взгляд для тех времен, когда большинство людей полагались на мистический опыт.
Гипатия Александрийская
Гипатия предполагала, что всем, даже совершенно непонятным явлениям есть вполне рациональное объяснение. И дело не в мистике, а просто в степени нашего незнания. Расширяя кругозор мы будем находить ответы на всё более сложные вопросы. Она не исключала и духовный опыт, но ставила его по значимости ниже рационального.
Самое известное изобретение Гипатии - ареометр. Это прибор для измерения плотности жидкостей и твёрдых тел. Им пользуются до сих пор.
Принцип действия основан на законе Архимеда. Прибор погружают в жидкость и по шкале можно измерить плотность. Одним из видов ареометра является спиртомер, который высчитывает крепость напитка в процентах алкоголя.
Гипатия никогда не была замужем, и у нее не было детей. Девушка целиком посвятила себя науке и образованию молодежи.
Современники вспоминали о Гипатии с большой симпатией и уважением.
Когда она ехала по городу на колеснице, то ее мог остановить любой встречный, чтобы пообщаться на философские темы. Гипатия никогда не отказывала в беседе и была очень скромной. Не взирая на прекрасные внешние данные и статус.
Гипатия не вступала в религиозные конфликты и находила общий язык, как с язычниками, так и с христианами. У нее в учениках были, как те, так и другие, что было необычным для того времени.
Такая религиозная толерантность, увы, закончилась трагически.
Христиане видели в ее учении угрозу своей, на тот момент еще неокрепшей зарождающейся религии. Плюс сыграла роль политика. Гипатия симпатизировала губернатору Александрии Оресту, а он конфликтовал с патриархом Кириллом.
Кадр из фильма "Агора" (2009), где отражена трагическая история Гипатии
В итоге она попала в эпицентр конфликта христиан и язычников. Ее возненавидела христианская община. Ее стали обвинять в чародействе. В итоге Гипатия была убита разъярённой толпой, которой руководил христианский чтец по имени Пётр.
Пётр был из новообращенных христиан. Возможно, он даже не был знаком с основами своей религии. Но рвался продемонстрировать свою приверженность.
После ее смерти Александрия окончательно утратила свой высокий статус центра образования.
Символично, но именно вместе с Гипатией совпало окончательное разрушение Александрийской библиотеки.
Александрийская библиотека. Скрин из компьютерной игры Assassin's Creed Origins
К тому моменту знаменитая библиотека была уже в упадке. Большинство книг либо сгорело, либо было вывезено. Александрийская библиотека оставалось местом сбора философов-неоплатоников, идеологом которых и была Гипатия. С ее смертью наступает и окончательный упадок Александрийской библиотеки. Дальше здание просто пустовало.
Последние же библиотечные фонды были уничтожены во время арабского завоевания в VII веке.
Астролябия
V век считается началом Средневековья. Или, как его еще называют, "Тёмного Средневековья". В этот период наука и изобретательство уступят место религиозному мировоззрению. Многие знания были забыты, книги уничтожены.
Спустя сотни лет уже новые христианские ученые и богословы будут заново изобретать астролябию - знаменитый астрономический инструмент античности. И восхищаться греческими философами - Платоном и, особенно, Аристотелем. Культура и знания начнут стремительно восстанавливаться из руин.
Комментарии2