Квест, пропахший горючкой: Full Throttle
Пишет kka2012:
Кто такие байкеры? Стереотипное мышление сразу рисует здоровых мужиков в кожанках, колесящих дороги Америки на байках. И - нет, здесь под словом "байк" имеется в виду не велосипед, а байк. Реальный такой байк. Местами - черный. Местами - хромированный. С большим таким мотором, издающим басистое "тррррр".
Образ байкера, благодаря синематографу, достаточно устрашающий. В сознании простого обывателя между словом "байкер" и словом "бандит" принято ставить знак равенства.
Отсюда возникает вопрос. А может ли компьютерная игра про приключения байкеров быть теплой, доброй, ламповой? И многие решительно ответят - нет, ни за что!
А те, кто помнит 1990-е не по картинкам в "Одноклассниках" родителей, а кто там жил - те возразят. Может!
Более того - такая игра есть. Это Full Throttle, изданная в 1995 году компанией LucasArts. Здесь сразу стоит отметить, что LucasArts не зря имеет в названии Lucas. Эта фирма была основана Джорджом Лукасом, папой Индианы Джонса и саги "Звездные войны".
Если вспомнить, какие игры разработала LucasArts, то окажется, что большинство их основаны как раз на приключениях Генри Джонса младшего и различных различных событиях вселенной Star Wars. Оно и понятно. Зачем городить огород, если и то, и другое пользуется огромным спросом у поклонников?
Игры на другую тематику весьма редки, их вряд ли наберется и 5% от всей продукции фирмы, а в XXI веке - еще большая редкость. И здесь стоит отметить, что Лукас, пока не продал душу Диснею, умел делать потрясающие, зрелищные, интересные вещи практически из ничего.
Еще одним продуктом LucasArts является Monkey Island - тоже игра известная и популярная. И, опять же, несмотря на пиратскую тематику, то есть по определению Monkey Island обязана была быть кровожадной, жестокой, стала теплой, доброй и ламповой. Хотя Monkey Island получила несколько сиквелов, чего нельзя сказать про Full Throttle. Игру, пропитанную запахом бензина, горячего масла, асфальта и истинно байкерских носок (кстати, как правильно - "носок" или "носков"), которые правильный байкер не стирает никогда. Удивительно, что такая игра не получила сиквела, но обо всем по порядку.
Для начала - что такое Full Throttle? Full Throttle - это квест. Т.е. приключенческая игра, в ходе которой игроку приходится решать различные головоломки.
Игровой процесс Full Throttle на этом и построен. На решении различных задач, не особо сложных, чтобы игрок не застопорился на каком-то одном непонятном месте, чтобы через нескольких часов, бесплодно проведенных на одном игровом экране у пользователя не возникло желания выкинуть диск в окно и забыть про игру.
Сюжет развивается вокруг Бена Какеготам. И это - не шутка. В титрах фамилия главного героя так и указана - Какеготам. Такого здоровенного, крутого байкера, лидера банды "Хорьки", с обязательной для байкера хронической трехдневной щетиной и квадратной челюстью.
В придорожный бар, где Бен отдыхает со своей бандой, внезапно приезжает не абы кто, а Мальком Корлей (на английском - Malcolm Corley, несомненная аллюзия на Harley-Davidson), последний в мире производитель байков.
Почему - последний, да еще и в мире? Потому что события развиваются в недалеком будущем. Не настолько далеком, чтобы оно смотрелось слишком фантастически - машины еще не восстали из пепла ядерного огня, чтобы поработить человечество. Но достаточно далеком, чтобы автомобили, во всяком случае - легковые, лишились колес и передвигались на воздушной подушке.
И, кстати, говоря, это - один из плюсов игры. Многое в Full Throttle выглядит нереальным, но не настолько нереальным, чтобы в это было совсем уж невозможно поверить. Как трюки молодого Джеки Чана. На пределе. Найдя ту самую тонкую грань, где зрелищность еще реальна, не превращаясь в больную фантазию. Конечно, с определенной поправкой на мультипликационную составляющую. В некоторых местах реализм мультяшный, но он не выглядит вычурным. Он не мозолит глаз. Самая, казалось бы, несуразная вещь в Full Throttle находится ровно на своем месте и полностью оправдана.
Но вернемся к сюжету. Заместитель Корлея, Адриан Рипбургер, мечтает овладеть браздами правления заводом и начать выпуск микроавтобусов. Ты только задумайся! Микроавтобусов, Бен!
О причинах такого рвения Рипбургера ничего неизвестно, ибо как загнивающим предприятие Корлея не выглядит, стало быть дело не в какой-то материальной выгоде, а в том, что Адрина просто-напросто злодей, которому не нужно оправдание, чтобы творить злодеяния во имя злодеяний.
В итоге Рипбургер убивает Корлея, подставляя при этом Бена и его банду, сам Бен чудом выжил после покушения и теперь "Хорьки" за решеткой, а Бен - в розыске. Тоже, если верить стереотипам, привычное состояние для байкеров.
Так Бен знакомится с Морин - талантливым механиком, которая перевязывает раны героя и ремонтирует его байк. Рождается еще и романтическая сюжетная арка, только вот оказывается, что Морин - дочь Малькольма, которая, узнав, что Бен подозревается в убийстве отца, сбегает к своей банде - "Грифы"...
И вот, пройдя через череду приключений и злоключений, Бен завершает все сюжетные арки - восстанавливает свое честное байкерское имя, убеждает Морин в своей невиновности, карает злодея, и...
Тут, конечно, многие не ждали такого конца, какой он был, каждый считал, что Бен и Морин начнут колесить бескрайний пыльный американский асфальт вместе, обзаведясь в будущем несколькими маленькими байкерами, но Бен, как и подобает истинному герою, молча укатывает в закат.
И знаете... вот эта концовка - когда, вроде как, все закончилось хорошо, но не так, как надеялись зрители - нереально крутая. И столь же нереально реалистичная! Более крутая и неожиданная концовка была только у Diablo, где герой, в конце, получив камень, сам становится Diablo!
Вот она - еще одна сильная сторона Full Throttle. Очень четко, детально, натуралистично прописаны характеры персонажей. Ведь, если подумать - Бену не было места с новой Морин, которая унаследовала от отца Корлей Моторс. Удел Морин теперь - кабинеты, заседания, совещания.
А Бен - он байкер. Байкер до мозга костей. Цитируя одного из персонажей игры, отца Торка, можно в одной фразе уместить весь смысл жизни Бена:
Игровой процесс прост, как три рубля и столь же линеен. На каждом игровом экране необходимо выполнить какие-то действия, чтобы перейти на следующий. И, кстати, их - игровых экранов, не особо и много. Не наберется и двадцати! Игра весьма дружелюбна к пользователю. Где-то заблудиться, заплутать, сделать что-то не то попросту нереально. Вообще, в отличие от большинства квестов, нет предметов, призванных запутать игрока, пустить по ложному пути. Если предмет можно погрузить в инвентарь - он полезен, вот и вся головоломка.
Управление осуществляется мышкой и набор действий тоже невелик. Взять/ударить, идти/пнуть, посмотреть, поговорить. И инвентарь. Все!
Присутствует несколько динамических задач, среди которых - поднять собаку с автомобилем краном, бои с другими байкерами на извилистой горной дороге и, последняя - гонки на выживание на заводе Корлей Моторс. И снова - все!
Всю игру вполне реально пройти менее, чем за час. А потом - загрузить ее снова. Потому что Full Throttle не выглядит игрой, скорее это - фильм с некоторой долей интерактивности. Вернее - мультфильм. Здесь нет новомодного 3D, набирающего обороты в середине 90-х, нет спрайтов, на которые натянуты текстуры. Вся игра полностью нарисована, как мультфильм. И оттого выглядит современной и сегодня.
В чем же секрет успеха Full Throttle? Почему и сегодня игра вспоминается с такой теплотой?
Причин, кроме описанных выше, несколько.
Думаю, каждый мечтал стать в юности байкером. Колесить дороги и не думать о завтрашнем дне. И Full Throttle дает такую возможность. Пусть всего на пару часов, но дает.
Герои большинства квестов - персонажи комичные. Будь то Quest for Glory, Space Quest или, тем паче - Leisure Suit Larry. Весь квест, вся игра - это пусть к самоутверждению героя, изначально - хлюпика. Бену не нужно никуда самоутверждаться. Он и без того круче гор. Он не ищет обходных путей, чтобы пройти в закрытую дверь. Бен открывает ее пинком.
Несомненное достоинство - это уже упомянутая графика. Вернее - ее отсутствие. Мультипликация предельного для компьютеров 1995 года качества.
И, конечно, юмор! Местами - черный. Местами - очень черный.
Где-то легкое помешательство. Вспомнить, хотя бы, гигантские грузовики-дальнобойщики, снабженные пулеметами для защиты от грабителей. Интересно, в будущем это - опция, или стандартное оборудование?
Качественный звук, что в оригинале, что в локализации. В английской версии Адриана Рипбургера озвучивал не абы кто, а сам Марк Хаммил! Кто не помнит - актер, исполнивший роль Люка Скайуокера в "Звездных войнах"! Один только брутальный, с легкой хрипцой, голос Бена чего стоит!
Еще больше окунуться в байкерскую атмосферу (подчеркну еще раз - в том виде, в котором ее рисует стереотипное мышление рядового обывателя) помогает воистину потрясающий саундтрек группы The Gone Jackals, вышедший после отдельным диском! Что может быть лучшей оценкой музыкального сопровождения игры?
После первой части мы все ждали продолжения. И LucasArts неоднократно его, то самое продолжение, обещала. И не выпускала. И еще раз обещала. И снова не выпускала.
В итоге, спустя более 20 лет после выхода оригинала, в 2017 году вышел ремастер Full Throttle, под современный операционные системы, с улучшенной графикой. Еще один момент, указывающий на популярность и теплое отношение к игре - поскольку стандарты несколько изменились, то для перевыпуска в формате 16:9 (вместо 4:3, как в оригинале) пришлось дорисовать вручную более 15 000 кадров! Редкие игры заслуживают такого почтения.
И знаете... возможно, оно и к лучшему. То, что продолжение так и не вышло. Сиквел очень редко, в исключительных случаях, становится лучше оригинала.
Я предпочитаю вспоминать Full Throttle с тоской и любовью, а не ненавистью.
Более того - такая игра есть. Это Full Throttle, изданная в 1995 году компанией LucasArts. Здесь сразу стоит отметить, что LucasArts не зря имеет в названии Lucas. Эта фирма была основана Джорджом Лукасом, папой Индианы Джонса и саги "Звездные войны".
Если вспомнить, какие игры разработала LucasArts, то окажется, что большинство их основаны как раз на приключениях Генри Джонса младшего и различных различных событиях вселенной Star Wars. Оно и понятно. Зачем городить огород, если и то, и другое пользуется огромным спросом у поклонников?
Игры на другую тематику весьма редки, их вряд ли наберется и 5% от всей продукции фирмы, а в XXI веке - еще большая редкость. И здесь стоит отметить, что Лукас, пока не продал душу Диснею, умел делать потрясающие, зрелищные, интересные вещи практически из ничего.
Еще одним продуктом LucasArts является Monkey Island - тоже игра известная и популярная. И, опять же, несмотря на пиратскую тематику, то есть по определению Monkey Island обязана была быть кровожадной, жестокой, стала теплой, доброй и ламповой. Хотя Monkey Island получила несколько сиквелов, чего нельзя сказать про Full Throttle. Игру, пропитанную запахом бензина, горячего масла, асфальта и истинно байкерских носок (кстати, как правильно - "носок" или "носков"), которые правильный байкер не стирает никогда. Удивительно, что такая игра не получила сиквела, но обо всем по порядку.
Для начала - что такое Full Throttle? Full Throttle - это квест. Т.е. приключенческая игра, в ходе которой игроку приходится решать различные головоломки.
Игровой процесс Full Throttle на этом и построен. На решении различных задач, не особо сложных, чтобы игрок не застопорился на каком-то одном непонятном месте, чтобы через нескольких часов, бесплодно проведенных на одном игровом экране у пользователя не возникло желания выкинуть диск в окно и забыть про игру.
Сюжет развивается вокруг Бена Какеготам. И это - не шутка. В титрах фамилия главного героя так и указана - Какеготам. Такого здоровенного, крутого байкера, лидера банды "Хорьки", с обязательной для байкера хронической трехдневной щетиной и квадратной челюстью.
В придорожный бар, где Бен отдыхает со своей бандой, внезапно приезжает не абы кто, а Мальком Корлей (на английском - Malcolm Corley, несомненная аллюзия на Harley-Davidson), последний в мире производитель байков.
Почему - последний, да еще и в мире? Потому что события развиваются в недалеком будущем. Не настолько далеком, чтобы оно смотрелось слишком фантастически - машины еще не восстали из пепла ядерного огня, чтобы поработить человечество. Но достаточно далеком, чтобы автомобили, во всяком случае - легковые, лишились колес и передвигались на воздушной подушке.
И, кстати, говоря, это - один из плюсов игры. Многое в Full Throttle выглядит нереальным, но не настолько нереальным, чтобы в это было совсем уж невозможно поверить. Как трюки молодого Джеки Чана. На пределе. Найдя ту самую тонкую грань, где зрелищность еще реальна, не превращаясь в больную фантазию. Конечно, с определенной поправкой на мультипликационную составляющую. В некоторых местах реализм мультяшный, но он не выглядит вычурным. Он не мозолит глаз. Самая, казалось бы, несуразная вещь в Full Throttle находится ровно на своем месте и полностью оправдана.
Но вернемся к сюжету. Заместитель Корлея, Адриан Рипбургер, мечтает овладеть браздами правления заводом и начать выпуск микроавтобусов. Ты только задумайся! Микроавтобусов, Бен!
О причинах такого рвения Рипбургера ничего неизвестно, ибо как загнивающим предприятие Корлея не выглядит, стало быть дело не в какой-то материальной выгоде, а в том, что Адрина просто-напросто злодей, которому не нужно оправдание, чтобы творить злодеяния во имя злодеяний.
В итоге Рипбургер убивает Корлея, подставляя при этом Бена и его банду, сам Бен чудом выжил после покушения и теперь "Хорьки" за решеткой, а Бен - в розыске. Тоже, если верить стереотипам, привычное состояние для байкеров.
Так Бен знакомится с Морин - талантливым механиком, которая перевязывает раны героя и ремонтирует его байк. Рождается еще и романтическая сюжетная арка, только вот оказывается, что Морин - дочь Малькольма, которая, узнав, что Бен подозревается в убийстве отца, сбегает к своей банде - "Грифы"...
И вот, пройдя через череду приключений и злоключений, Бен завершает все сюжетные арки - восстанавливает свое честное байкерское имя, убеждает Морин в своей невиновности, карает злодея, и...
Тут, конечно, многие не ждали такого конца, какой он был, каждый считал, что Бен и Морин начнут колесить бескрайний пыльный американский асфальт вместе, обзаведясь в будущем несколькими маленькими байкерами, но Бен, как и подобает истинному герою, молча укатывает в закат.
И знаете... вот эта концовка - когда, вроде как, все закончилось хорошо, но не так, как надеялись зрители - нереально крутая. И столь же нереально реалистичная! Более крутая и неожиданная концовка была только у Diablo, где герой, в конце, получив камень, сам становится Diablo!
Вот она - еще одна сильная сторона Full Throttle. Очень четко, детально, натуралистично прописаны характеры персонажей. Ведь, если подумать - Бену не было места с новой Морин, которая унаследовала от отца Корлей Моторс. Удел Морин теперь - кабинеты, заседания, совещания.
А Бен - он байкер. Байкер до мозга костей. Цитируя одного из персонажей игры, отца Торка, можно в одной фразе уместить весь смысл жизни Бена:
Он дал нам СВОБОДУ. Он дал нам СИЛУ. Он дал нам КРЫЛЬЯ. Он дал нам КОЛЁСА. Спасибо тебе, Мальком Корлей… За то, что ты дал нам МЕЧТУ, которая никогда не умрёт…
И Бен остается верен себе!Игровой процесс прост, как три рубля и столь же линеен. На каждом игровом экране необходимо выполнить какие-то действия, чтобы перейти на следующий. И, кстати, их - игровых экранов, не особо и много. Не наберется и двадцати! Игра весьма дружелюбна к пользователю. Где-то заблудиться, заплутать, сделать что-то не то попросту нереально. Вообще, в отличие от большинства квестов, нет предметов, призванных запутать игрока, пустить по ложному пути. Если предмет можно погрузить в инвентарь - он полезен, вот и вся головоломка.
Управление осуществляется мышкой и набор действий тоже невелик. Взять/ударить, идти/пнуть, посмотреть, поговорить. И инвентарь. Все!
Присутствует несколько динамических задач, среди которых - поднять собаку с автомобилем краном, бои с другими байкерами на извилистой горной дороге и, последняя - гонки на выживание на заводе Корлей Моторс. И снова - все!
Всю игру вполне реально пройти менее, чем за час. А потом - загрузить ее снова. Потому что Full Throttle не выглядит игрой, скорее это - фильм с некоторой долей интерактивности. Вернее - мультфильм. Здесь нет новомодного 3D, набирающего обороты в середине 90-х, нет спрайтов, на которые натянуты текстуры. Вся игра полностью нарисована, как мультфильм. И оттого выглядит современной и сегодня.
В чем же секрет успеха Full Throttle? Почему и сегодня игра вспоминается с такой теплотой?
Причин, кроме описанных выше, несколько.
Думаю, каждый мечтал стать в юности байкером. Колесить дороги и не думать о завтрашнем дне. И Full Throttle дает такую возможность. Пусть всего на пару часов, но дает.
Герои большинства квестов - персонажи комичные. Будь то Quest for Glory, Space Quest или, тем паче - Leisure Suit Larry. Весь квест, вся игра - это пусть к самоутверждению героя, изначально - хлюпика. Бену не нужно никуда самоутверждаться. Он и без того круче гор. Он не ищет обходных путей, чтобы пройти в закрытую дверь. Бен открывает ее пинком.
Э... я поправил твою дверь. Она плохо открывалась.
Несомненное достоинство - это уже упомянутая графика. Вернее - ее отсутствие. Мультипликация предельного для компьютеров 1995 года качества.
И, конечно, юмор! Местами - черный. Местами - очень черный.
Где-то легкое помешательство. Вспомнить, хотя бы, гигантские грузовики-дальнобойщики, снабженные пулеметами для защиты от грабителей. Интересно, в будущем это - опция, или стандартное оборудование?
Качественный звук, что в оригинале, что в локализации. В английской версии Адриана Рипбургера озвучивал не абы кто, а сам Марк Хаммил! Кто не помнит - актер, исполнивший роль Люка Скайуокера в "Звездных войнах"! Один только брутальный, с легкой хрипцой, голос Бена чего стоит!
Еще больше окунуться в байкерскую атмосферу (подчеркну еще раз - в том виде, в котором ее рисует стереотипное мышление рядового обывателя) помогает воистину потрясающий саундтрек группы The Gone Jackals, вышедший после отдельным диском! Что может быть лучшей оценкой музыкального сопровождения игры?
После первой части мы все ждали продолжения. И LucasArts неоднократно его, то самое продолжение, обещала. И не выпускала. И еще раз обещала. И снова не выпускала.
В итоге, спустя более 20 лет после выхода оригинала, в 2017 году вышел ремастер Full Throttle, под современный операционные системы, с улучшенной графикой. Еще один момент, указывающий на популярность и теплое отношение к игре - поскольку стандарты несколько изменились, то для перевыпуска в формате 16:9 (вместо 4:3, как в оригинале) пришлось дорисовать вручную более 15 000 кадров! Редкие игры заслуживают такого почтения.
И знаете... возможно, оно и к лучшему. То, что продолжение так и не вышло. Сиквел очень редко, в исключительных случаях, становится лучше оригинала.
Я предпочитаю вспоминать Full Throttle с тоской и любовью, а не ненавистью.
Комментарии2