OPQAM, IJKL, 67890. О том, как нам реально повезло с курсорными клавишами
Пишет автор: wilelf
Первый компьютер появился у меня дома в 6 лет. Это была Сура ПК8000 с черно-белым телевизором. Затем я попробовал игры на MSX-2 с цветным монитором, различные модели БК, PC и ZX Spectrum.
Последний был моим любимцем на протяжении нескольких лет. Он достался мне в корпусе от “Суры”, которую собирали на заводе в Пензе, с черно-белым монитором “Корвет” и двумя дисководами. Естественно, что в начале 90-х я понятия не имел, как выглядит настоящий “Спектрум”. Важнее было, что софта для него, в отличие от “Суры” и БК, было навалом, а клоны были во многих семьях и проблем с обменом коллекциями не существовало.
Что бесило, так это кривые сочетания клавиш управления во многих играх. Какой синклер-джойстик? Почему OPQAM? Есть же нормальные курсорные стрелки на клавиатуре?
Что еще хуже, при написании программ приходилось либо долго втыкать в мелкие наклейки на клавишах, либо заучивать сочетания. Отдельных кнопок для управления курсором или того же backspace не было.
Почитав историю Синклера, я решил, что это было сделано в угоду дешевизне, минитюаризации, а еще потому, что многие использовали в играх джойстик.
Но после того, как я посмотрел на клавиатуры популярных компьютеров конца 70-х и начала 80-х, я решил, что создатели ПК не особенно заморачивались, и взяли за базу печатные машинки. Действительно, кому могут понадобиться курсорные клавиши, расположение которых будет одинаковым на всех клавиатурах, которые можно нажимать одной рукой, да еще вслепую?
Хотя нет, в Apple настолько заморочились, что на Apple Lisa и Macintosh курсорных клавиш не было вообще. Так покупателей приучали пользоваться мышкой.
Пожалуй, все неудобства и “боль” пользователей при переходе с модели на модель можно понять только показав, как это было.
На печатных машинках курсорные клавиши не были нужны, но на компьютерах для перемещения по листингам, меню, управлению в играх вроде бы необходимы?
Однако, возникает ощущение, что создатели компьютеров просто не пользовались своими творениями, т.к. на некоторых моделях типа Атари 400, 800 и 800XL клавиатура в неизменном виде существовала несколько лет.
Про Apple Lisa и Macintosh я написал в самом начале. На Apple II курсорные клавиши появились. Но… только влево и вправо. Было бы интересно понять логику.
Неудобство проявлялось еще и в том, что в играх управление было совершенно разным. Например, в Ms.Pac-Man клавиши A и Z отвечали за вверх-вниз, а в Lode Runner управление было вообще без курсорных клавиш ― IJKL.
Полноценный блок был добавлен в модели Apple IIc и IIe
В Apple III разработчики снова учудили, и расположили клавиши, как получилось (три клавиши в ряд, а одна сверху).
Пользоваться любым из решений одной рукой неудобно. Но хуже всего, что пересесть с ПК одного производителя на на другой было реальным кошмаром.
Для управления курсором приходилось удерживать Control, а в младшей модели еще и мириться с мембранной клавиатурой.
Раскладка уже в ряд, и без CTRL.
То есть, если вы работали на Атари, а потом вдруг решили перейти на BBC, нужно переучиваться заново пользоваться клавиатурой.
Маленькие клавиши в верхней части корпуса размещены так, что положить руки, ничего не задев, не получится.
Кстати, порядок клавиш отличается и от Атари и от BBC Micro.
Есть вверх, вниз, влево, вправо, но на разных частях клавиатуры.
Надо отметить, что в Японии дела обстояли ничуть не лучше.
Очень странным мне показалось решение в Commodore 64, который получил огромную популярность и репутацию игрового ПК. Обратите внимание — за вверх-вниз и влево-вправо отвечают по одной клавише. Хорошо, хоть кнопку shift разместили так, чтобы можно было управлять одной рукой.
Commodore 128 получил уже рядную раскладку:
А вот в Commodore Plus/4, на мой взгляд, вышло совсем неудачное решение. Блок с курсорными кнопками слишком мал и подойдет только для редактирования текста.
Ближе к привычному нам расположению, но средний палец должен совершать менее удобное движение для перемещения вниз-вверх.
А вот Amiga 500 и 2000 уже получили Т-образное расположение.
Я был убежден, что изобретение стандарта принадлежит IBM, но оказалось, что еще раньше появления клавиатуры IBM Modem M (1985) по-крайней мере, две компании использовали Т-образное расположение курсорных клавиш. Но, надо отдать должное, IBM повлияла на широкое распространение этого варианта.
Я специально потратил время на поиск картинок старых компьютеров и терминалов. Первые клавиатуры с привычным нам расположением появились еще в 1970 или раньше.
А более современный вариант появился в 1982 году благодаря Digital Equipment.
Плохих примеров реализации курсорных клавиш очень много. Во время подготовки статьи я не раз мысленно говорил “спасибо” дизайнерам и разработчикам, благодаря которым можно легко пересесть за другой компьютер, и продолжить редактировать свой пост, не спотыкаясь, на чужой клавиатуре.
Что бесило, так это кривые сочетания клавиш управления во многих играх. Какой синклер-джойстик? Почему OPQAM? Есть же нормальные курсорные стрелки на клавиатуре?
Что еще хуже, при написании программ приходилось либо долго втыкать в мелкие наклейки на клавишах, либо заучивать сочетания. Отдельных кнопок для управления курсором или того же backspace не было.
Почитав историю Синклера, я решил, что это было сделано в угоду дешевизне, минитюаризации, а еще потому, что многие использовали в играх джойстик.
Но после того, как я посмотрел на клавиатуры популярных компьютеров конца 70-х и начала 80-х, я решил, что создатели ПК не особенно заморачивались, и взяли за базу печатные машинки. Действительно, кому могут понадобиться курсорные клавиши, расположение которых будет одинаковым на всех клавиатурах, которые можно нажимать одной рукой, да еще вслепую?
Хотя нет, в Apple настолько заморочились, что на Apple Lisa и Macintosh курсорных клавиш не было вообще. Так покупателей приучали пользоваться мышкой.
Пожалуй, все неудобства и “боль” пользователей при переходе с модели на модель можно понять только показав, как это было.
❯ Худшие из худших
На печатных машинках курсорные клавиши не были нужны, но на компьютерах для перемещения по листингам, меню, управлению в играх вроде бы необходимы?
Однако, возникает ощущение, что создатели компьютеров просто не пользовались своими творениями, т.к. на некоторых моделях типа Атари 400, 800 и 800XL клавиатура в неизменном виде существовала несколько лет.
Apple
Про Apple Lisa и Macintosh я написал в самом начале. На Apple II курсорные клавиши появились. Но… только влево и вправо. Было бы интересно понять логику.
Неудобство проявлялось еще и в том, что в играх управление было совершенно разным. Например, в Ms.Pac-Man клавиши A и Z отвечали за вверх-вниз, а в Lode Runner управление было вообще без курсорных клавиш ― IJKL.
Полноценный блок был добавлен в модели Apple IIc и IIe
В Apple III разработчики снова учудили, и расположили клавиши, как получилось (три клавиши в ряд, а одна сверху).
Пользоваться любым из решений одной рукой неудобно. Но хуже всего, что пересесть с ПК одного производителя на на другой было реальным кошмаром.
Atari 400, 800, 800XL (1979)
Для управления курсором приходилось удерживать Control, а в младшей модели еще и мириться с мембранной клавиатурой.
BBC Micro (1981)
Раскладка уже в ряд, и без CTRL.
То есть, если вы работали на Атари, а потом вдруг решили перейти на BBC, нужно переучиваться заново пользоваться клавиатурой.
HP 9835 (1979)
Маленькие клавиши в верхней части корпуса размещены так, что положить руки, ничего не задев, не получится.
Кстати, порядок клавиш отличается и от Атари и от BBC Micro.
TRS-80 (1977) и Tandy Color Computer (1980)
Есть вверх, вниз, влево, вправо, но на разных частях клавиатуры.
Casio
Надо отметить, что в Японии дела обстояли ничуть не лучше.
Commodore
Очень странным мне показалось решение в Commodore 64, который получил огромную популярность и репутацию игрового ПК. Обратите внимание — за вверх-вниз и влево-вправо отвечают по одной клавише. Хорошо, хоть кнопку shift разместили так, чтобы можно было управлять одной рукой.
Commodore 128 получил уже рядную раскладку:
А вот в Commodore Plus/4, на мой взгляд, вышло совсем неудачное решение. Блок с курсорными кнопками слишком мал и подойдет только для редактирования текста.
Amiga
Ближе к привычному нам расположению, но средний палец должен совершать менее удобное движение для перемещения вниз-вверх.
А вот Amiga 500 и 2000 уже получили Т-образное расположение.
❯ Под занавес. Первыми были вовсе не IBM!
Я был убежден, что изобретение стандарта принадлежит IBM, но оказалось, что еще раньше появления клавиатуры IBM Modem M (1985) по-крайней мере, две компании использовали Т-образное расположение курсорных клавиш. Но, надо отдать должное, IBM повлияла на широкое распространение этого варианта.
Я специально потратил время на поиск картинок старых компьютеров и терминалов. Первые клавиатуры с привычным нам расположением появились еще в 1970 или раньше.
А более современный вариант появился в 1982 году благодаря Digital Equipment.
Плохих примеров реализации курсорных клавиш очень много. Во время подготовки статьи я не раз мысленно говорил “спасибо” дизайнерам и разработчикам, благодаря которым можно легко пересесть за другой компьютер, и продолжить редактировать свой пост, не спотыкаясь, на чужой клавиатуре.
Комментариев пока нет