Тайны и духовная связь: раскрываем обряд Иёмантэ в культуре айнов
Автор: Валерия Тутаева.
Айны веруют, что обряд Иёмантэ (обряд прощания с выращенным в неволе медведем) благословляет целую деревню и ее жителей, а также подарит им мясо и счастливую охоту.
Медведь – высоко почитаемое животное в культуре айнов, так как является хозяином всех зверей. Убийство медведя рассматривается как дар зверя людям своей плоти, душа же его после обряда возвращается обратно в мир духов. Стоит разделять обряды убийства дикого медведя (хопунирэ) и выращенного в неволе.
В хопунирэ принято непосредственно поклоняться медвежьей голове, так как именно там находится дух зверя (рамат). Ее же во время церемонии похорон и несут мужчины во главе процессии на специально отведенное для обряда прощания место. Отрубленной голове принято подносить еду, напитки и священные палочки-инау (оструганным особенным образом палочки или столбы, для их изготовления использовалась ива, эти человекоподобные изделия считаются посланниками людей в мир духов), посвящая их духу убитого животного, который возвращается в мир камуев (мир духов и божеств).
Есть одна айнская притча, которая объясняет связь настоящих людей и медведей в культуре айнов.
Согласно ей, в древние времена жили муж и жена. Муж после тяжелой болезни умер, детей у них не было. Но в один день девушку увидели в ожидании малышей. Соседи говорили разное, кто-то был уверен, что нашла она нового мужа, а кто-то верил в воскрешение ее почившего мужа, но сама женщина говорила, что с ней произошло чудо, и описала его так:
От божества женщина родила двух сыновей человека и медведя. Но однажды, между братьями завязался поединок, где братец медвежонок погиб. Умирая, он просил во имя благополучия человека обязательно устраивать для всех убитых на охоте медведей похороны и праздник, на котором, согласно завещанному ритуалу, люди должны будут, церемониально есть мясо медведя. Определил запреты для женщины — матери своего ребёнка — медведя (не употребл*ть в пищу мясо зверя). Сын-человек стал отцом многих детей. Так и получается, что многие из айнов и по сей день считаются родственниками медведя.
А родственникам надо помогать. Поэтому в конце зимы айны начинают охоту на бурых медведей. Когда они обнаруживают берлогу с медведицей и новорождённым медвежонком, то медведицу убивают, а медвежонка забирают с собой в деревню.
Его растят в семье, кормят грудным молоком, заботятся о нем как о своем ребенке. Следующие три-четыре года проходят в ожидании Праздника. Медвежонка содержат в особой клетке из брусьев. С медвежонком обращаются с почетом и кормят только лучшим.
В особое полнолуние в период с января по март наступает Праздник. Приходит мир, люди радуются, хозяин клетки красуется своим состоянием и угощает гостей. Игры, состязания, танцы – тоже важная часть Праздника, где даже враги готовы танцевать бок о бок, забывая все обиды.
Затем наступает обряд непосредственного прощания. Из дома-клетки выводят медведя, он должен пройти между рядами стоящих и сидящих людей, а затем ликующая толпа проводит медведя к специальной площадке, где его привязывают к столбу. Сначала в зверя стреляют из лука, обычно в левый бок, чтобы выпустить его душу на волю. Затем перерезается горло медведя. А мясо делится между жителями деревни.
Медведь – это горный человек, поэтому даже свежевание должно проходить согласно особому ритуалу. Медведя сначала необходимо раздеть, снять с него шкуру как одежду, мясо делилось на мужские и на женские части. Потом принято совершать трапезу.
Голова медведя – это всегда самая почетная его часть, ее украшали венками из инау, тоненькими веточками, ягодами. Сама трапеза проходила в торжественной обстановке, все присутствующие всячески восславляли медведя.
Неотъемлемой часть обряда считается приход сказителя-юкара, он является рассказчиком преданий. Божество слышит все, что происходит на Празднике, а истории – это еще один способ убедить божество вернуться к людям. Считается, что камуй, получивший уважение и подарки, когда был медведем на земле, даже по возвращении в небесный мир снова захочет вернуться в виде медведя в мир людей, чтобы во время очередного визита снова поделиться с людьми своим мясом и мехом.
В 1955 году японский губернатор Хоккайдо запретил айнам проведение иёмантэ как «варварского ритуала», однако этот запрет был отменён в апреле 2007 года.
Есть одна айнская притча, которая объясняет связь настоящих людей и медведей в культуре айнов.
Согласно ей, в древние времена жили муж и жена. Муж после тяжелой болезни умер, детей у них не было. Но в один день девушку увидели в ожидании малышей. Соседи говорили разное, кто-то был уверен, что нашла она нового мужа, а кто-то верил в воскрешение ее почившего мужа, но сама женщина говорила, что с ней произошло чудо, и описала его так:
От божества женщина родила двух сыновей человека и медведя. Но однажды, между братьями завязался поединок, где братец медвежонок погиб. Умирая, он просил во имя благополучия человека обязательно устраивать для всех убитых на охоте медведей похороны и праздник, на котором, согласно завещанному ритуалу, люди должны будут, церемониально есть мясо медведя. Определил запреты для женщины — матери своего ребёнка — медведя (не употребл*ть в пищу мясо зверя). Сын-человек стал отцом многих детей. Так и получается, что многие из айнов и по сей день считаются родственниками медведя.
А родственникам надо помогать. Поэтому в конце зимы айны начинают охоту на бурых медведей. Когда они обнаруживают берлогу с медведицей и новорождённым медвежонком, то медведицу убивают, а медвежонка забирают с собой в деревню.
Его растят в семье, кормят грудным молоком, заботятся о нем как о своем ребенке. Следующие три-четыре года проходят в ожидании Праздника. Медвежонка содержат в особой клетке из брусьев. С медвежонком обращаются с почетом и кормят только лучшим.
В особое полнолуние в период с января по март наступает Праздник. Приходит мир, люди радуются, хозяин клетки красуется своим состоянием и угощает гостей. Игры, состязания, танцы – тоже важная часть Праздника, где даже враги готовы танцевать бок о бок, забывая все обиды.
Затем наступает обряд непосредственного прощания. Из дома-клетки выводят медведя, он должен пройти между рядами стоящих и сидящих людей, а затем ликующая толпа проводит медведя к специальной площадке, где его привязывают к столбу. Сначала в зверя стреляют из лука, обычно в левый бок, чтобы выпустить его душу на волю. Затем перерезается горло медведя. А мясо делится между жителями деревни.
подготовка к Иёмантэ
Медведь – это горный человек, поэтому даже свежевание должно проходить согласно особому ритуалу. Медведя сначала необходимо раздеть, снять с него шкуру как одежду, мясо делилось на мужские и на женские части. Потом принято совершать трапезу.
Голова медведя – это всегда самая почетная его часть, ее украшали венками из инау, тоненькими веточками, ягодами. Сама трапеза проходила в торжественной обстановке, все присутствующие всячески восславляли медведя.
Неотъемлемой часть обряда считается приход сказителя-юкара, он является рассказчиком преданий. Божество слышит все, что происходит на Празднике, а истории – это еще один способ убедить божество вернуться к людям. Считается, что камуй, получивший уважение и подарки, когда был медведем на земле, даже по возвращении в небесный мир снова захочет вернуться в виде медведя в мир людей, чтобы во время очередного визита снова поделиться с людьми своим мясом и мехом.
В 1955 году японский губернатор Хоккайдо запретил айнам проведение иёмантэ как «варварского ритуала», однако этот запрет был отменён в апреле 2007 года.
Комментариев пока нет