Художник Пьер Сублейр: между великим и забавным
Ирония судьбы заключается в том, что французский художник Пьер Сублейра в свои дни был признан как талантливый портретист и создатель произведений на религиозные темы. Тем не менее, в наше время его чаще вспоминают как автора игривых иллюстраций к остроумным басням Лафонтена.
Автопортрет, оборотная сторона картины "Мастерская художника", 1746, холст, масло, 125 на 99 см, Академия изящных искусств, Вена
Пьер Юбер Сублейра (в некоторых источникаъ фамилия написана как Сюблейра) родился в Сен-Жиль-дю-Гар, городке недалеко от Нима на юге Франции в 1699 году. Сначала он учился у своего отца, а позже французского художника Антуана Риваля в Тулузе. В 1726 году Сублейра поступил в Королевскую академию живописи и скульптуры в Париже. Во время учебы он принял участие в конкурсе на получение знаменитой Римской премией (Premier Prix de Rome). Конкурс был организован в 1663 году во времена правления Людовика XIV, и в нем могли принять участие молодые талантливые живописцы и скульпторы, учившиеся в Академии художеств. Победитель получал возможность учиться от 3 до 5 лет в Палаццо Манчини в Риме за счет государства. В 1728 году выигравший конкурс Сублейра уехал в Рим, где и прожил всю оставшуюся жизнь.
В Риме художник по заказу курфюрста Саксонии Фредерика Кристиана написал картину "Посещение Христом дома Симона Фарисея", с которой потом создал гравюру. Благодаря этой работе Сублейра смог вступить в знаменитую римскую гильдию художников Святого Луки.
При жизни самой известной работой художника считалась "Месса Святого Василия". Позже она использовалась для создания огромной мозаики, которая должна была украсить алтарь в Соборе Святого Петра в Риме. На картине изображен святой Василий Великий (ок. 330-379), совершающий мессу в присутствии императора Валента (328-378). Василий Великий собирается совершить таинство причастия. В руке у него вино, а в левом нижнем углу человек держит хлеб. Взволнованный император упал в обморок. Вариант, созданный в 1743 году находится в Эрмитаже, а созданный в 1746 году в музее Метрополитен в Нью-Йорке.
Другая интересная работа художника на религиозную тему - портрет Иоанна Авильского (1500-69), одного из главных святых Испании. Его часто называют апостолом Андалусии. Вскоре после своего рукоположения в священники святой Иоанн раздал богатство своей семьи бедным и хотел отправиться миссионером в Новый Свет. Однако вмешался архиепископ Севильи, который после освобождения южного региона Испании от власти мусульман, хотел укрепить католическую веру в Андалусии. Он убедил святого Иоанна, который был известным проповедником, взять на себя эту задачу.
В Эрмитаже есть и другие работы мастера, например "Кобыла кума Пьера" - иллюстрация фривольной басни Лафонтена. По сюжету священник, не слишком обремененный вопросами целибата, возжелал жену бедняка. Он узнал, что тот нуждается в лошади и предложил "помочь", превратив на время в лошадь симпатичную супругу. Для этого женщина должна была раздеться и стать на четвереньки, а муж при этом должен был обязательно молчать. Священник якобы начал превращать женщину в лошадь с помощью магии, а в качестве финального аккорда надо было непременно добавить хвост. Чтобы получился хвост, не святой отец достал из под сутаны кое-что совсем другое, и начал его "приделывать". Когда бедняку показалось, что происходит что-то не то, он стал задавать вопросы. Тогда священник заявил, что, заговорив, муж нарушил ход обряда, и теперь превратить женщину в лошадь точно не получится. Заказчиком картины был герцог Сен–Эньян. Он же заказал и еще несколько картин по мотивам басен Лафонтена.
Еще более известная работа - "Навьюченное седло". Ревнивый художник, уезжая по делам, решил изобразить у своей жены ниже пупка осла. Он рассчитывал, что если жена будет изменять, рисунок сотрется. Однако жена все же изменила с другим художником. Тот взамен стертого осла нарисовал нового, но по ошибке изобразил еще и седло. Один вариант картины хранится в Эрмитаже, второй в частной коллекции.
О частной жизни художника известно не так уж много.
В 1739 году Пьер Сублейра женился на талантливой итальянской художнице Марии Феличе Тибальди (1707-1770). Она была старшей дочерью скрипача Джованни Батиста Тибальди из Модены. Примечательно, что младшая сестра Марии Изабелла вышла в 1734 году замуж за художника Пьера-Шарля Тремольера, который учился с Сублейра во Французской Академии. Возможно, благодаря Тремольеру Сублейра и познакомился с будущей женой. Мария была портретисткой, писала преимущественно миниатюры, а также копии картин на исторические темы, в том числе работы мужа. Также она иногда создавала иллюстрации к художественным произведениям. В 1739 году она была уже достаточно известной художницей. У пары было четверо детей. Художник умер в 1749 году.
Другие работы мастера
Копия картины "Ужин в доме фарисея" ("Посещение Христом дома Симона Фарисея"), выполненная Марией Тибальди-Сюблейра, женой художника. Акварель, пергамен. 1748
В Риме художник по заказу курфюрста Саксонии Фредерика Кристиана написал картину "Посещение Христом дома Симона Фарисея", с которой потом создал гравюру. Благодаря этой работе Сублейра смог вступить в знаменитую римскую гильдию художников Святого Луки.
Месса Святого Василия (1743) Эрмитаж
При жизни самой известной работой художника считалась "Месса Святого Василия". Позже она использовалась для создания огромной мозаики, которая должна была украсить алтарь в Соборе Святого Петра в Риме. На картине изображен святой Василий Великий (ок. 330-379), совершающий мессу в присутствии императора Валента (328-378). Василий Великий собирается совершить таинство причастия. В руке у него вино, а в левом нижнем углу человек держит хлеб. Взволнованный император упал в обморок. Вариант, созданный в 1743 году находится в Эрмитаже, а созданный в 1746 году в музее Метрополитен в Нью-Йорке.
Портрет святого Иоанна Авильского (1746) Бирмингемская художественная галлерея
Другая интересная работа художника на религиозную тему - портрет Иоанна Авильского (1500-69), одного из главных святых Испании. Его часто называют апостолом Андалусии. Вскоре после своего рукоположения в священники святой Иоанн раздал богатство своей семьи бедным и хотел отправиться миссионером в Новый Свет. Однако вмешался архиепископ Севильи, который после освобождения южного региона Испании от власти мусульман, хотел укрепить католическую веру в Андалусии. Он убедил святого Иоанна, который был известным проповедником, взять на себя эту задачу.
"Кобыла кума Пьера" (1735)
В Эрмитаже есть и другие работы мастера, например "Кобыла кума Пьера" - иллюстрация фривольной басни Лафонтена. По сюжету священник, не слишком обремененный вопросами целибата, возжелал жену бедняка. Он узнал, что тот нуждается в лошади и предложил "помочь", превратив на время в лошадь симпатичную супругу. Для этого женщина должна была раздеться и стать на четвереньки, а муж при этом должен был обязательно молчать. Священник якобы начал превращать женщину в лошадь с помощью магии, а в качестве финального аккорда надо было непременно добавить хвост. Чтобы получился хвост, не святой отец достал из под сутаны кое-что совсем другое, и начал его "приделывать". Когда бедняку показалось, что происходит что-то не то, он стал задавать вопросы. Тогда священник заявил, что, заговорив, муж нарушил ход обряда, и теперь превратить женщину в лошадь точно не получится. Заказчиком картины был герцог Сен–Эньян. Он же заказал и еще несколько картин по мотивам басен Лафонтена.
"Навьюченное седло" (1735) Эрмитаж
Еще более известная работа - "Навьюченное седло". Ревнивый художник, уезжая по делам, решил изобразить у своей жены ниже пупка осла. Он рассчитывал, что если жена будет изменять, рисунок сотрется. Однако жена все же изменила с другим художником. Тот взамен стертого осла нарисовал нового, но по ошибке изобразил еще и седло. Один вариант картины хранится в Эрмитаже, второй в частной коллекции.
Влюбленная куртизанка (иллюстрация к басне Лафонтена), 1735
Гуси брата Филиппа, иллюстрация к басне Лафонтена. Около 1745. Бостон, Музей изящных искусств
Сокол (иллюстрация к басне Лафонтена)
О частной жизни художника известно не так уж много.
Портрет Марии Феличе Тибальди работы Пьера Сублейра
В 1739 году Пьер Сублейра женился на талантливой итальянской художнице Марии Феличе Тибальди (1707-1770). Она была старшей дочерью скрипача Джованни Батиста Тибальди из Модены. Примечательно, что младшая сестра Марии Изабелла вышла в 1734 году замуж за художника Пьера-Шарля Тремольера, который учился с Сублейра во Французской Академии. Возможно, благодаря Тремольеру Сублейра и познакомился с будущей женой. Мария была портретисткой, писала преимущественно миниатюры, а также копии картин на исторические темы, в том числе работы мужа. Также она иногда создавала иллюстрации к художественным произведениям. В 1739 году она была уже достаточно известной художницей. У пары было четверо детей. Художник умер в 1749 году.
Другие работы мастера
Папа Римский Бенедикт XIV (около 1745 года) музей Конде, Франция
Благовещение в присутствии Амантата (1726)
Мастерская художника (между 1747 и 1749 годами) Академия изящных искусств в Вене
Комментариев пока нет