"Отруби, что соблазняет"
- Что соблазняет тебя, то отрежь и брось, так в Писании сказано, - увещевала бабка девочку пятнадцати годков от роду.
Прасковья слушала, кивала головой. С детства девочка была религиозной, постилась, ни одной службы не пропускала. Но мало этого было Прасковье. Хотела очиститься, избавиться от бренного, от диавольского. Тут-то бабка Лукерья и подвернулась..
Говорит, надо Прасковье в Сибирь податься, к агнцам Божьим, к белым голубям, коих в народе прозвали иначе - скопцы.
Там и избавят Прасковью от ненужного, помогут стать чистой и душой, и телом.
Секта скопцов оформилась в Российской империи в XVIII веке, хотя сама практика существовала с незапамятных времен. Массовый уход в скопцы случился во времена Петра I, как ответ на европейскую политику императора, воспринимавшуюся многими в народе, как греховную.
Основателем секты стал беглый орловский крепостной Кондратий Селиванов. Изначально Селиванов был хлыстом "борогодицы" Акулины Ивановны, но разочаровался и в хлыстовстве, и в "богородице", и стал искать собственный религиозный путь.
Селиванов по примеру древних христианских монахов начал проповедовать оскопление как вернейшее и единственное средство избежать греха. В "корабле" хлыстовцев Акулины Ивановны учение Кондратия сочли еретическим и вредным, и Селиванов был изгнан из секты.
Вскоре Кондратий основал собственный "корабль", объявил себя сыном Божиим-оскопителем, пришедшим спасти род человеческий от "лепости", сокрушать "душепагубного змия".
Сам Селиванов избавился от душепагубного змия одним из первых путем прижигания. Учение Кондратия стало распространяться с невероятной скоростью, причем, скопцами-сектантами становились не только мужчины, но и женщины, для которых были предусмотрены отдельные операции по очищению.
Власти поняли, что секта скопцов неизмеримо более опасна, чем хлысты. Последователей Селиванова стали ссылать в Сибирь. Тем не менее, скопцы - как мужчины, так и женщины, - продолжали ходить по деревням, рассказывая молодежи о всех преимуществах воистину духовной жизни.
В 1772 году состоялся первый суд над общиной скопцов, насчитывавшей 246 человек. Но и судебное преследование не остановило распространение секты. Секта благополучно перешла из XVIII в просвещенное XIX столетие, продолжая вовлекать все новых и новых членов.
У Кондратия Селиванова появилась сильная поддержка наверху. Среди скопцов ходили слухи, что в их "корабле" находятся император Александр I и великий князь Константин.
В 1802 году основателя секты взял на поруки господин Елянский, камергер бывшего короля Польши Станислава Понятовского. Елянский принял скопчество и разработал "прожект", согласно которому Россия превращалась в "скопческий корабль", а Государь становился главой секты.
"Прожект" попал на стол Александра I, в результате чего Елянский и Селиванов были отправлены на жительство в один из монастырей Суздаля. Однако и оттуда Кондратий умудрился продолжать свою пагубную деятельность, рассылая "душеспасительных послов" по всей России.
Николай I приказал забривать скопцов в рекруты с последующей отправкой на Кавказ. Дворянам за вступление в секту была предусмотрена вечная ссылка в Сибирь с лишением всех прав состояния.
В 1819 году генерал-губернатор граф Милорадович с ужасом узнал, что два его племянника склоняются к скопчеству и готовятся к "посвящению". Граф обратился к князю Голицыну с просьбой сообщить государю об этом прискорбном обстоятельстве.
Правительство наконец-то приняло решение арестовать Селиванова. Кондратий некоторое время провел в тюрьме, затем был заключен в Евфимиев монастырь в Суздале, где жил вплоть до своей смерти в 1832 году.
При Николае II, привечавшим старцев, подобных Григорию Распутину, различные секты расцвели пышным цветом. Вольготно чувствовали себя и скопцы.
В конце XIX века в Тамбовской, Орловской, Курской губерниях и в Сибири насчитывалось не менее 6 тысяч скопцов. Жили сектанты крупными общинами, многие из которых были весьма зажиточными и владели большими земельными наделами.
В городах скопцы тоже не бедствовали: многие из них становились купцами, держали меняльные лавки. По городам и весям бродило множество скопческих вербовщиков и вербовщиц. Втирались в доверие, рассказывали обо всех преимуществах безгрешной жизни, пропагандировали "чистоту", убеждали.
Безбородые мужчины с гладкими, как у младенцев, щеками, "плоские женщины", были весьма убедительны.
Многих религиозных юношей привлекали правила секты: строгий отказ от алкоголя, мясной пищи, матерной брани, светских песен. Православные храмы скопцы называли "конюшнями", а священников - "жеребцами". Жеребцами были и женатые мужчины, а замужние женщины - кобылами. Неочищенную по нормам скопчества женщину скопцы считали грязной, "от нее воняет и в одном месте с ней сидеть нельзя". Рождение детей скопцы считали прямым путем к нищете и разорению.
Скопческие посланцы говорили молодежи:
"Злую лепость" скопцы, подобно хлыстам, ослабляли при помощи радений. Проходили радения, как правила, ночью. Члены секты в белых, длинных рубахах собирались в большой избе, становились в круг один позади другого и начинали хоровод, постепенно ускоряясь. По знаку "распевца" все скопцы подпрыгивали. Радение было тяжелым физическим занятием, так что о "злой лепости" никто после радений и помышлять не мог.
В книге "Исследование о скопческой ереси" действительного статского советника, ученого-этнографа и журналиста Николая Ивановича Надеждина содержится упоминание о женщинах, подвергшихся скопческой ереси.
Так, крестьянка Прасковья была вовлечена в секту в возрасте пятнадцати лет. Девочка сбежала из усадьбы, добралась до Сибири, где была "очищена" так называемой большой печатью. Дальнейшая судьба Прасковьи, к сожалению, неизвестна.
Лишь в Советском Союзе секта скопцов была запрещена. Сектанты отчаянно сопротивлялись. Когда в 1929 году был инициирован большой судебный процесс над скопцами, лидеры секты обратились к видному большевистскому деятелю Владимиру Дмитриевичу Бонч-Бруевичу.
Бонч-Бруевич свидетельствовал в их пользу, но его поддержка не помогла. Суд вынес решение о запрете, так как:
Последние достоверные упоминания о скопцах относятся к 1930 году. Последующие свидетельства о "безбородых мужчинах" и "плоских женщинах" вызывают определенные сомнения.
Таким образом, советская власть, как к ней не относись, смогла победить одну из самых безумных и жестоких сект в истории России, искалечившей души и тела тысяч юношей и девушек.
(с) Василий Гавриленко (Грусть)
Там и избавят Прасковью от ненужного, помогут стать чистой и душой, и телом.
Секта скопцов оформилась в Российской империи в XVIII веке, хотя сама практика существовала с незапамятных времен. Массовый уход в скопцы случился во времена Петра I, как ответ на европейскую политику императора, воспринимавшуюся многими в народе, как греховную.
Основателем секты стал беглый орловский крепостной Кондратий Селиванов. Изначально Селиванов был хлыстом "борогодицы" Акулины Ивановны, но разочаровался и в хлыстовстве, и в "богородице", и стал искать собственный религиозный путь.
Кондратий Селиванов.
Селиванов по примеру древних христианских монахов начал проповедовать оскопление как вернейшее и единственное средство избежать греха. В "корабле" хлыстовцев Акулины Ивановны учение Кондратия сочли еретическим и вредным, и Селиванов был изгнан из секты.
Вскоре Кондратий основал собственный "корабль", объявил себя сыном Божиим-оскопителем, пришедшим спасти род человеческий от "лепости", сокрушать "душепагубного змия".
Сам Селиванов избавился от душепагубного змия одним из первых путем прижигания. Учение Кондратия стало распространяться с невероятной скоростью, причем, скопцами-сектантами становились не только мужчины, но и женщины, для которых были предусмотрены отдельные операции по очищению.
Власти поняли, что секта скопцов неизмеримо более опасна, чем хлысты. Последователей Селиванова стали ссылать в Сибирь. Тем не менее, скопцы - как мужчины, так и женщины, - продолжали ходить по деревням, рассказывая молодежи о всех преимуществах воистину духовной жизни.
Прием в скопцы.
В 1772 году состоялся первый суд над общиной скопцов, насчитывавшей 246 человек. Но и судебное преследование не остановило распространение секты. Секта благополучно перешла из XVIII в просвещенное XIX столетие, продолжая вовлекать все новых и новых членов.
У Кондратия Селиванова появилась сильная поддержка наверху. Среди скопцов ходили слухи, что в их "корабле" находятся император Александр I и великий князь Константин.
В 1802 году основателя секты взял на поруки господин Елянский, камергер бывшего короля Польши Станислава Понятовского. Елянский принял скопчество и разработал "прожект", согласно которому Россия превращалась в "скопческий корабль", а Государь становился главой секты.
"Прожект" попал на стол Александра I, в результате чего Елянский и Селиванов были отправлены на жительство в один из монастырей Суздаля. Однако и оттуда Кондратий умудрился продолжать свою пагубную деятельность, рассылая "душеспасительных послов" по всей России.
Николай I приказал забривать скопцов в рекруты с последующей отправкой на Кавказ. Дворянам за вступление в секту была предусмотрена вечная ссылка в Сибирь с лишением всех прав состояния.
В 1819 году генерал-губернатор граф Милорадович с ужасом узнал, что два его племянника склоняются к скопчеству и готовятся к "посвящению". Граф обратился к князю Голицыну с просьбой сообщить государю об этом прискорбном обстоятельстве.
Правительство наконец-то приняло решение арестовать Селиванова. Кондратий некоторое время провел в тюрьме, затем был заключен в Евфимиев монастырь в Суздале, где жил вплоть до своей смерти в 1832 году.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале.
При Николае II, привечавшим старцев, подобных Григорию Распутину, различные секты расцвели пышным цветом. Вольготно чувствовали себя и скопцы.
В конце XIX века в Тамбовской, Орловской, Курской губерниях и в Сибири насчитывалось не менее 6 тысяч скопцов. Жили сектанты крупными общинами, многие из которых были весьма зажиточными и владели большими земельными наделами.
В городах скопцы тоже не бедствовали: многие из них становились купцами, держали меняльные лавки. По городам и весям бродило множество скопческих вербовщиков и вербовщиц. Втирались в доверие, рассказывали обо всех преимуществах безгрешной жизни, пропагандировали "чистоту", убеждали.
Безбородые мужчины с гладкими, как у младенцев, щеками, "плоские женщины", были весьма убедительны.
Скопцы.
Многих религиозных юношей привлекали правила секты: строгий отказ от алкоголя, мясной пищи, матерной брани, светских песен. Православные храмы скопцы называли "конюшнями", а священников - "жеребцами". Жеребцами были и женатые мужчины, а замужние женщины - кобылами. Неочищенную по нормам скопчества женщину скопцы считали грязной, "от нее воняет и в одном месте с ней сидеть нельзя". Рождение детей скопцы считали прямым путем к нищете и разорению.
Скопческие посланцы говорили молодежи:
Вот мы не женимся и замуж не выходим, оттого и богаты. Делайте то же, что и мы, перестаньте верить вашим жеребцам тогда жить будет легче, будете богаты, будете святы.
"Злую лепость" скопцы, подобно хлыстам, ослабляли при помощи радений. Проходили радения, как правила, ночью. Члены секты в белых, длинных рубахах собирались в большой избе, становились в круг один позади другого и начинали хоровод, постепенно ускоряясь. По знаку "распевца" все скопцы подпрыгивали. Радение было тяжелым физическим занятием, так что о "злой лепости" никто после радений и помышлять не мог.
Хлыстовские радения. Скопческие проходили примерно также.
В книге "Исследование о скопческой ереси" действительного статского советника, ученого-этнографа и журналиста Николая Ивановича Надеждина содержится упоминание о женщинах, подвергшихся скопческой ереси.
Так, крестьянка Прасковья была вовлечена в секту в возрасте пятнадцати лет. Девочка сбежала из усадьбы, добралась до Сибири, где была "очищена" так называемой большой печатью. Дальнейшая судьба Прасковьи, к сожалению, неизвестна.
Девушка, подвергшаяся скопческой операции.
Лишь в Советском Союзе секта скопцов была запрещена. Сектанты отчаянно сопротивлялись. Когда в 1929 году был инициирован большой судебный процесс над скопцами, лидеры секты обратились к видному большевистскому деятелю Владимиру Дмитриевичу Бонч-Бруевичу.
Бонч-Бруевич свидетельствовал в их пользу, но его поддержка не помогла. Суд вынес решение о запрете, так как:
Последние достоверные упоминания о скопцах относятся к 1930 году. Последующие свидетельства о "безбородых мужчинах" и "плоских женщинах" вызывают определенные сомнения.
Таким образом, советская власть, как к ней не относись, смогла победить одну из самых безумных и жестоких сект в истории России, искалечившей души и тела тысяч юношей и девушек.
(с) Василий Гавриленко (Грусть)
Комментарии1