Правда о подвиге: история Зои Космодемьянской без мифов
Мы живем в эпоху разоблачителей советского прошлого. Кто только не потоптался на людях и понятиях, которые еще относительно недавно были фундаментом нашего общества, незыблемыми твердынями. Например, юная девушка-красноармеец Зоя Космодемьянская. В советское время - безусловная икона, пример для подражания. В наши дни медийные "кроты" старательно делают под пьедестал Зои подкоп, способный в будущем повалить ее памятник.
Вокруг имени Космодемьянской столько информационного шума, что он, как листья осенью, скрыл от наших глаз голые факты, то есть, правду. Лично я убежден, что правда - это лучшее средство в борьбе с "кротами". В этой статье я постараюсь полностью избавить историю Космодемьянской от мифологии - как советской, так и либеральной.
Именно с этого все и началось. С приказа Сталина под номером 428.
Иными словами, ставка Верховного Главнокомандующего приказала сжигать населенные пункты в тылу немцев с использованием авиации, артиллерии и диверсионных групп.
Большинство историков уже признали, что этот приказ был ошибочным. На практике он настраивал против партизан и подпольщиков простых советских людей, которые оказывались зимой без крыши над головой. Немцам этот приказ дал в руки отличную карту против партизан, Красной Армии и лично против Сталина - "вот, говорили немцы, смотрите: Сталин приказал сжигать ваши дома".
Для реализации приказа 428 было решено подготовить в разведывательно-диверсионных школах специальные группы из комсомольцев-добровольцев. 31 октября 1941 года на сборный пункт у кинотеатра "Колизей" (ныне - театр "Современник") явилось больше 2000 человек, среди которых была и 18-летняя Зоя Космодемьянская.
Зою распределили в диверсионную школу воинской части № 9903. Здесь новобранцев сразу же предупредили, что предполагаемый уровень потерь диверсионных групп - 95%, то есть, все они, по сути дела, являются смертниками. Неготовым к вероятной мучительной смерти предложили покинуть школу. Некоторые отказались. Зоя осталась.
Обучение длилось всего-навсего три дня. Уже 4 ноября 1941 года группа Зои отправилась на выполнение первого боевого задания - неподалеку от Волоколамска диверсанты успешно подорвали дорогу.
18 ноября две диверсионные группы воинской части № 9903 (в каждой группе - по 10 человек) получают задание сжечь за неделю 10 деревень в Верейском и Рузском районах Московской области.
Диверсанты получили на руки "коктейли Молотова" и сухпаек на 5-6 дней. Также Зое и ее товарищам выдали пистолеты и по одной бутылке водки на каждого члена группы. Алкоголь был нужен для того, чтобы согреваться на морозе: костры, по понятной причине, жечь строго-настрого запретили.
20 ноября группы выдвинулись на задание.
План начал рушиться почти сразу же. У деревни Головково, расположенной в 10 км. от д. Петрищево - первого намеченного к уничтожению населенного пункта, - диверсанты угодили в засаду. Автоматический огонь немцев почти полностью рассеял группу, а часть диверсантов оказались в плену.
Среди плененных была и Вера Волошина. 22-летняя девушка прошла через зверские издевательства и пытки: фашисты пытались выяснить, какое задание получили диверсанты. Вера ничего не сказала. Окровавленную, с отбитыми почками и сломанными пальцами, Веру повели на казнь. Собрав последние силы перед смертью, девушка крикнула своим палачам:
Оставшиеся на свободе диверсанты обеих групп объединились. Командовать группой стал капитан Борис Крайнов. Благодаря самоотверженности Веры и ее товарищей, фашисты не знали, с какой целью диверсанты были заброшены в их тыл.
В ночь на 27 ноября Крайнов, Зоя Космодемьянская и диверсант-комсорг Василий Клубков добираются до Петрищева и поджигают три дома.
До сих пор нет четкой информации о том, как именно использовались немцами сожженные дома, однако, известно, что немцы в этих домах точно ночевали, а во дворах этих домов оставляли своих лошадей.
Сразу после поджога диверсанты рассеялись. Крайнов, переночевав в лесу, отходит. Клубкова захватывают немцы. Космодемьянская, потеряв товарищей, решает продолжить поджоги в Петрищево. Однако к этому моменту в деревне проходит организованный немцами сход жителей и создается народное ополчение для поиска поджигателей.
28 ноября примерно в 7 часов вечера Зоя подкралась к сараю старосты Семена Свиридова. Хозяин заметил ее и закричал "Ты что там делаешь?". В это время в доме Свиридова находилось 7 немцев. Они выскочили и схватили девушку. Свиридов за свой "подвиг" получил от немцев бутылку водки (это подтверждено жителями деревни).
В советское время считалось, что Зою допрашивал лично подполковник Людвиг Рюдерер, один из командиров 197 дивизии. Якобы, после того, как Сталин узнал о казни Зои, он приказал не брать в плен военнослужащих именно этой немецкой дивизии. На самом деле, полковник, равно как и другие старшие офицеры Вермахта, участия в допросе не принимал - это миф.
Допрашивали Зою в доме крестьянина Василия Кулика три офицера и переводчик. Зоя напрочь отказалась говорить что-то немцам. Жена В. Кулика, Прасковья, сообщила следствию, что фашисты раздели девушку и принялись избивать ее ремнями. Чтобы разговорить Зою, ее 4 часа пытали холодом. Через каждые 15 минут Зою выводили на мороз босиком и в одном нижнем белье. В 2 часа ночи Зое позволили лечь на лавку и ждать утренней казни.
Зою избивали не только немцы. Согласно показаниям В. Кулика, в его дом приходили крестьянки А. Смирнова и Ф. Солина - хозяйки сгоревших домов. Женщины остервенело били Зою, рвали ей волосы. Впоследствии обе были расстреляны.
К 10.30 немцы подготовили виселицу с табличкой на немецком и русском языках: "Поджигатель домов". Когда избитую Зою вели к виселице, А. Смирнова сильно ударила ее по ногам палкой с криком:
Зоя шла к своему эшафоту, спокойно, с достоинством. Она не реагировала на крики и удары со стороны Смирновой и других жителей деревни. Зою поставили под виселицей, стали фотографировать. Показали жителям сумку с коктейлями Молотова.
В это время Зоя крикнула, обратившись к толпе:
«Граждане! Вы не стойте, не смотрите, а надо помогать воевать! Эта моя смерть — это моё достижение».
Ближайший немец замахнулся на девушку, но Космодемьянская продолжила говорить:
«Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен! Русь, Советский Союз непобедим и не будет побеждён».
Немцы закончили фотографировать Зою. Девушка сама взобралась на ящик под петлей. Немецкий солдат подошел, чтобы набросить петлю ей на шею. Зоя крикнула:
«Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов. Но за меня вам наши товарищи отомстят».
Немец выбил ящик из-под ног у девушки, и казнь была завершена.
Согласно каноническому очерку Петра Лидова "Таня", Зоя перед смертью кричала о Сталине и его величии. Но это - миф, развеянный современными историками.
Тело Зои висело в центре деревни три недели, подвергаясь осквернению со стороны немцев. В конце декабря пьяные немецкие солдаты отрезали Зое грудь, после чего командование приказало снять тело и отдать жителям деревни для захоронения.
Теперь, зная немифологизированную историю Зои, попробуем ответить на вопрос: так был ли подвиг? На мой взгляд, абсолютно очевидно, что все описанное мною выше - это беспримерный ПОДВИГ.
Причем, не только Зои, но и Веры Волошиной (давайте не будем о ней забывать). Эти две совсем молоденькие девушки (Зоя та вообще, в сущности, ребенок), приняли смерть так, как далеко не каждый мужик, даже самый смелый и хладнокровный, сможет ее принять.
Кто-то скажет: Зоя выполняла крайне сомнительный приказ Сталина. Во-первых, тактику выжженной земли придумал не Сталин, ее кто только не использовал, начиная от американских южан и северян во времена Гражданской войны и заканчивая финнами в ходе Северной войны. Во-вторых, Зоя самоотверженно выполняла приказ Главнокомандующего и верила, что этот приказ поможет ее Родине победить. Наконец, необходимо помнить, какое тогда было время.
Было ли разумное зерно в самой идее сжигать деревни? Как ни жестоко прозвучит, но было. Верхмахт испытывал огромные проблемы с расквартированием, если бы немцы были лишены возможности жить в деревенских домах, это сильно помогло бы Красной Армии. Но вот только какой ценой? Крестьяне из сожженных деревень оказывались на улице в мороз.
Власти, посылавшие диверсантов на смерть, прекрасно понимали, во что обойдется дезорганизация тыла немцев. Но тогда они думали только о том, чтобы как можно сильнее навредить противнику. И это казалось единственным путем к спасению.
Говорить о том, что подвиг Зои не является подвигом, потому что она сжигала дома крестьян, в которых жили немцы, можно, лежа на диване в тепле и спокойствии. То же была совершенно иная ситуация, иное время. Враг стоял у ворот и крах страны и народа был более чем вероятным.
Я намеренно обошел в статье спекуляции про так называемую "шизофрению" у Зои. У тех, кто пишут про это, хочется спросить: а у Веры Волошиной и у тысяч других растерзанных диверсантов тоже была шизофрения? Просто нам, современным людям, все труднее понять, каково это - отдать жизнь за свою Родину. Так хотя бы давайте не будем терзать память тех, кто свою жизнь за Родину отдал.
Если Вам понравилась статья, буду благодарен за донат.
с) Василий Гавриленко (Грусть)
Приказ номер 428
Именно с этого все и началось. С приказа Сталина под номером 428.
Ставка Верховного Главнокомандования ПРИКАЗЫВАЕТ:
1. Разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40—60 км в глубину от переднего края и на 20—30 км вправо и влево от дорог.
Для уничтожения населенных пунктов в указанном радиусе действия бросить немедленно авиацию, широко использовать артиллерийский и минометный огонь, команды разведчиков, лыжников и партизанские диверсионные группы, снабженные бутылками с зажигательной смесью, гранатами и подрывными средствами.
2. В каждом полку создать команды охотников по 20—30 человек каждая для взрыва и сжигания населенных пунктов, в которых располагаются войска противника. В команды охотников подбирать наиболее отважных и крепких в политико-моральном отношении бойцов, командиров и политработников, тщательно разъясняя им задачи и значение этого мероприятия для разгрома германской армии. Выдающихся смельчаков за отважные действия по уничтожению населенных пунктов, в которых расположены немецкие войска, представлять к правительственной награде.
3. При вынужденном отходе наших частей на том или другом участке уводить с собой советское население и обязательно уничтожать все без исключения населенные пункты, чтобы противник не мог их использовать. В первую очередь для этой цели использовать выделенные в полках команды охотников.
Иными словами, ставка Верховного Главнокомандующего приказала сжигать населенные пункты в тылу немцев с использованием авиации, артиллерии и диверсионных групп.
Большинство историков уже признали, что этот приказ был ошибочным. На практике он настраивал против партизан и подпольщиков простых советских людей, которые оказывались зимой без крыши над головой. Немцам этот приказ дал в руки отличную карту против партизан, Красной Армии и лично против Сталина - "вот, говорили немцы, смотрите: Сталин приказал сжигать ваши дома".
Группа Зои
Для реализации приказа 428 было решено подготовить в разведывательно-диверсионных школах специальные группы из комсомольцев-добровольцев. 31 октября 1941 года на сборный пункт у кинотеатра "Колизей" (ныне - театр "Современник") явилось больше 2000 человек, среди которых была и 18-летняя Зоя Космодемьянская.
Зою распределили в диверсионную школу воинской части № 9903. Здесь новобранцев сразу же предупредили, что предполагаемый уровень потерь диверсионных групп - 95%, то есть, все они, по сути дела, являются смертниками. Неготовым к вероятной мучительной смерти предложили покинуть школу. Некоторые отказались. Зоя осталась.
Обучение длилось всего-навсего три дня. Уже 4 ноября 1941 года группа Зои отправилась на выполнение первого боевого задания - неподалеку от Волоколамска диверсанты успешно подорвали дорогу.
18 ноября две диверсионные группы воинской части № 9903 (в каждой группе - по 10 человек) получают задание сжечь за неделю 10 деревень в Верейском и Рузском районах Московской области.
Диверсанты получили на руки "коктейли Молотова" и сухпаек на 5-6 дней. Также Зое и ее товарищам выдали пистолеты и по одной бутылке водки на каждого члена группы. Алкоголь был нужен для того, чтобы согреваться на морозе: костры, по понятной причине, жечь строго-настрого запретили.
20 ноября группы выдвинулись на задание.
Крах
План начал рушиться почти сразу же. У деревни Головково, расположенной в 10 км. от д. Петрищево - первого намеченного к уничтожению населенного пункта, - диверсанты угодили в засаду. Автоматический огонь немцев почти полностью рассеял группу, а часть диверсантов оказались в плену.
Среди плененных была и Вера Волошина. 22-летняя девушка прошла через зверские издевательства и пытки: фашисты пытались выяснить, какое задание получили диверсанты. Вера ничего не сказала. Окровавленную, с отбитыми почками и сломанными пальцами, Веру повели на казнь. Собрав последние силы перед смертью, девушка крикнула своим палачам:
«Вы пришли в нашу страну и найдёте здесь свою смерть! Москву вам не взять… Прощай, Родина! Смерть фашизму!».
Вера Волошина.
Оставшиеся на свободе диверсанты обеих групп объединились. Командовать группой стал капитан Борис Крайнов. Благодаря самоотверженности Веры и ее товарищей, фашисты не знали, с какой целью диверсанты были заброшены в их тыл.
В ночь на 27 ноября Крайнов, Зоя Космодемьянская и диверсант-комсорг Василий Клубков добираются до Петрищева и поджигают три дома.
До сих пор нет четкой информации о том, как именно использовались немцами сожженные дома, однако, известно, что немцы в этих домах точно ночевали, а во дворах этих домов оставляли своих лошадей.
Сразу после поджога диверсанты рассеялись. Крайнов, переночевав в лесу, отходит. Клубкова захватывают немцы. Космодемьянская, потеряв товарищей, решает продолжить поджоги в Петрищево. Однако к этому моменту в деревне проходит организованный немцами сход жителей и создается народное ополчение для поиска поджигателей.
28 ноября примерно в 7 часов вечера Зоя подкралась к сараю старосты Семена Свиридова. Хозяин заметил ее и закричал "Ты что там делаешь?". В это время в доме Свиридова находилось 7 немцев. Они выскочили и схватили девушку. Свиридов за свой "подвиг" получил от немцев бутылку водки (это подтверждено жителями деревни).
Допрос
В советское время считалось, что Зою допрашивал лично подполковник Людвиг Рюдерер, один из командиров 197 дивизии. Якобы, после того, как Сталин узнал о казни Зои, он приказал не брать в плен военнослужащих именно этой немецкой дивизии. На самом деле, полковник, равно как и другие старшие офицеры Вермахта, участия в допросе не принимал - это миф.
Допрашивали Зою в доме крестьянина Василия Кулика три офицера и переводчик. Зоя напрочь отказалась говорить что-то немцам. Жена В. Кулика, Прасковья, сообщила следствию, что фашисты раздели девушку и принялись избивать ее ремнями. Чтобы разговорить Зою, ее 4 часа пытали холодом. Через каждые 15 минут Зою выводили на мороз босиком и в одном нижнем белье. В 2 часа ночи Зое позволили лечь на лавку и ждать утренней казни.
Зою избивали не только немцы. Согласно показаниям В. Кулика, в его дом приходили крестьянки А. Смирнова и Ф. Солина - хозяйки сгоревших домов. Женщины остервенело били Зою, рвали ей волосы. Впоследствии обе были расстреляны.
Казнь Зои
К 10.30 немцы подготовили виселицу с табличкой на немецком и русском языках: "Поджигатель домов". Когда избитую Зою вели к виселице, А. Смирнова сильно ударила ее по ногам палкой с криком:
«Кому ты навредила? Мой дом сожгла, а немцам ничего не сделала…».
Зоя шла к своему эшафоту, спокойно, с достоинством. Она не реагировала на крики и удары со стороны Смирновой и других жителей деревни. Зою поставили под виселицей, стали фотографировать. Показали жителям сумку с коктейлями Молотова.
В это время Зоя крикнула, обратившись к толпе:
«Граждане! Вы не стойте, не смотрите, а надо помогать воевать! Эта моя смерть — это моё достижение».
Ближайший немец замахнулся на девушку, но Космодемьянская продолжила говорить:
«Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен! Русь, Советский Союз непобедим и не будет побеждён».
Немцы закончили фотографировать Зою. Девушка сама взобралась на ящик под петлей. Немецкий солдат подошел, чтобы набросить петлю ей на шею. Зоя крикнула:
«Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов. Но за меня вам наши товарищи отомстят».
Немец выбил ящик из-под ног у девушки, и казнь была завершена.
Казнь Зои.
Согласно каноническому очерку Петра Лидова "Таня", Зоя перед смертью кричала о Сталине и его величии. Но это - миф, развеянный современными историками.
Тело Зои висело в центре деревни три недели, подвергаясь осквернению со стороны немцев. В конце декабря пьяные немецкие солдаты отрезали Зое грудь, после чего командование приказало снять тело и отдать жителям деревни для захоронения.
Так был ли подвиг?
Теперь, зная немифологизированную историю Зои, попробуем ответить на вопрос: так был ли подвиг? На мой взгляд, абсолютно очевидно, что все описанное мною выше - это беспримерный ПОДВИГ.
Причем, не только Зои, но и Веры Волошиной (давайте не будем о ней забывать). Эти две совсем молоденькие девушки (Зоя та вообще, в сущности, ребенок), приняли смерть так, как далеко не каждый мужик, даже самый смелый и хладнокровный, сможет ее принять.
Зоя Космодемьянская.
Кто-то скажет: Зоя выполняла крайне сомнительный приказ Сталина. Во-первых, тактику выжженной земли придумал не Сталин, ее кто только не использовал, начиная от американских южан и северян во времена Гражданской войны и заканчивая финнами в ходе Северной войны. Во-вторых, Зоя самоотверженно выполняла приказ Главнокомандующего и верила, что этот приказ поможет ее Родине победить. Наконец, необходимо помнить, какое тогда было время.
Было ли разумное зерно в самой идее сжигать деревни? Как ни жестоко прозвучит, но было. Верхмахт испытывал огромные проблемы с расквартированием, если бы немцы были лишены возможности жить в деревенских домах, это сильно помогло бы Красной Армии. Но вот только какой ценой? Крестьяне из сожженных деревень оказывались на улице в мороз.
Власти, посылавшие диверсантов на смерть, прекрасно понимали, во что обойдется дезорганизация тыла немцев. Но тогда они думали только о том, чтобы как можно сильнее навредить противнику. И это казалось единственным путем к спасению.
Говорить о том, что подвиг Зои не является подвигом, потому что она сжигала дома крестьян, в которых жили немцы, можно, лежа на диване в тепле и спокойствии. То же была совершенно иная ситуация, иное время. Враг стоял у ворот и крах страны и народа был более чем вероятным.
Я намеренно обошел в статье спекуляции про так называемую "шизофрению" у Зои. У тех, кто пишут про это, хочется спросить: а у Веры Волошиной и у тысяч других растерзанных диверсантов тоже была шизофрения? Просто нам, современным людям, все труднее понять, каково это - отдать жизнь за свою Родину. Так хотя бы давайте не будем терзать память тех, кто свою жизнь за Родину отдал.
Если Вам понравилась статья, буду благодарен за донат.
с) Василий Гавриленко (Грусть)
Комментарии5