«Рукопашная схватка с немцами была адом». История подвига 17-летнего связиста Бориса Кузнецова
Борис Кузнецов попал на передовую в 17 лет. Во время отражения немецкой контратаки на днепровском плацдарме он поднял роту и вступил в рукопашную схватку с врагом. Немцы не выдержали натиска и отступили. Отважный воин был трижды ранен и контужен, дошел до Праги. За свои заслуги был удостоен звания Героя Советского Союза. Рассказываем подробности из жизни ветерана. Вы узнаете, как сложился его фронтовой путь и что он вспоминал о войне.


«40 см земли, а остальное — вода»
Борис родился 26 декабря 1925 года в Казани. Великая Отечественная застала его во время учебы в школе: летом 1941 года Кузнецов окончил шестой класс. В детстве он увлекался спортом и занимался легкой атлетикой, штангой. Хорошая физическая подготовка серьезно помогла Кузнецову на фронте. После школы поступил в ремесленное училище, освоил специальности токаря, фрезеровщика и лаборанта. В 1942 году успешно закончил обучение и стал работать на Казанском оптико-механическом заводе токарем. Борис неоднократно подавал рапорты об отправке на фронт. В ноябре 1942 года, накануне 17-летия Кузнецова, его просьбу удовлетворили и зачислили в ряды Красной Армии.

Молодой боец получил специальность связиста и отправился на передовую. Он служил командиром отделения связи в артиллерийском полку 254-й стрелковой дивизии на Северо-Западном фронте. Его батарея участвовала в тяжелых боях под Демянском и Старой Руссой. «Кто там был, никогда не забудет — 40 см земли, а остальное — вода», — так отзывался об условиях местности ветеран. Вести наступательные бои приходилось среди болот и густых лесов. После изнурительных сражений в мае 1943 года дивизия, где служил Кузнецов, была выведена в тыл для отдыха и пополнения.

Форсирование Днепра
Все лето Борис вместе со своими товарищами готовился к новым боям. В сентябре 1943 года 254-я дивизия вернулась на передовую в составе Воронежского фронта. Подразделение участвовало в битве за Днепр. В ночь с 1 на 2 октября Кузнецов с передовыми группами пехоты форсировал реку и закрепился на плацдарме. С рассветом немцы начали контратаковать, несколько дней шли тяжелые бои. Противник превосходил защитников плацдарма по численности, оборона в первую очередь держалась за счет артиллерийской поддержки. Связь с расчетами гаубиц шла по кабелю, протянутому отделением Кузнецова.

В ходе сражения провод 45 раз повреждался осколками мин и снарядов. Сержант неоднократно под сильным обстрелом бросался в холодную воду с проводом в зубах, переплывал Днепр и восстанавливал связь. 20 октября немцы перешли в атаку при поддержке самоходных орудий. В ходе боя рота лишилась всех командиров, положение стало отчаянным. Вот что вспоминал об этом ветеран:
«Атака была внезапная, страшная, можно сказать психическая. Рота дрогнула. Из сержантов поблизости остался только я. И я поднял роту выживших бойцов с криками: "За Родину! За Сталина!", и мы столкнулись с немцами в рукопашном бою. Это был кошмар: земля и небо — все смешалось, было очень трудно что-то понять. Я получил ранение в плечо. Рядом стояла брошенная немцами противотанковая пушка. Несмотря на ранение, я вместе с двумя бойцами развернул немецкую пушку и сделал несколько выстрелов по немецким пехотинцам».

Благодаря смелости и решительности Кузнецова бой был выигран. Раненого 17-летнего сержанта отправили в тыл для лечения. За свой подвиг Борис Кириллович Кузнецов был удостоен звания Героя Советского Союза, и после восстановления вернулся на передовую.

На завершающем этапе Великой Отечественной
Весной 1944 года он отличился во время боев у румынского города Яссы. 5 апреля при отражении контратаки Кузнецов заметил оставленную советскую 45-мм пушку. Вместе с несколькими пехотинцами сержант бросился к орудию и открыл огонь прямой наводкой, сорвав атаку врага. На следующий день Кузнецов участвовал в атаке на опорный пункт противника в деревне Бултурул в составе танкового десанта. Храбрый сержант одним из первых ворвался в окопы противника и вместе с товарищами ближнем бою зачистил траншею. За свои заслуги Борис Кириллович Кузнецов был удостоен ордена Отечественной войны I степени.

Затем Кузнецова направили на курсы младших лейтенантов. В 1945 году под Будапештом офицеру удалось спасти знамена двух полков: стрелкового и артиллерийского. Во время вражеского контрнаступления его артполк попал в окружение. При прорыве погиб командир полка вместе со знаменами, которыми он обмотал себя. Кузнецов запомнил место прорыва и после сражения нашел воинские реликвии. Борис Кириллович Кузнецов дошел до Праги, был трижды ранен и контужен. Ветеран вспоминал, что преодолеть все трудности ему помогла довоенная подготовка:
«Начиная с октябренка, а дальше пионером и комсомольцем, и вообще довоенное воспитание человека в школе было направлено на то, чтобы он в любую минуту, где бы ни находился, выдержал любые испытания. Моя жизнь того времени была красива и приятна, поскольку молодежь под руководством учителей выводилась и направлялась на правильный путь. Я получил полную отдачу на свое будущее, и оно мне очень сильно пригодилось».

24 июня 1945 года Борис Кириллович участвовал в качестве почетного зрителя на Параде Победы. В 1946-м старший лейтенант демобилизовался, и первое время работал начальником политотдела машинно-тракторной станции в городе Дрогобыч Львовской области. В 1953–1960 годах он — заместитель директора Казанского кирпично-черепичного завода, в 1960–1965 годах — директор строительно-монтажного комбината. Затем окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС и в 1968–1983 годах работал в лекторской группе при Казанском горкоме партии. Жил в Казани, с 2017-го — в городе Лаишево. Ветеран скончался 11 ноября 2020 года в возрасте 94-х лет.


















