Артефакт из СССР: провода с телефонной станции стоят баснословных денег
Кто бы мог представить, что на забытой, и даже архаичной советской телефонной станции скрываются сокровища, подобные тем, что в пещере Аладдина.
Я провел много лет, работая на этих станциях в своей юности, и никогда не придавал этому значения.
Когда я впервые пришел работать на телефонную станцию, я был сильно разочарован. С точки зрения радиолюбителя, там не оказалось ничего полезного.
Редкие транзисторные схемы, которые использовались, были собраны на транзисторах с посредственными характеристиками серии МП. Некоторые стойки с оборудованием были вообще на лампах.
Эта телефонная станция представляла собой огромное царство реле РПН.
Их там было миллион.
Да, мы знали, согласно паспортам этих реле, что там содержится «ноль целых надцать тысячных» грамма драгоценных металлов. Но этот факт никого не интересовал.
Меня, как молодого (бесполезного) специалиста, даже отправляли сдавать целую кучу этих реле в вторчермет. Нам нужна была лишь накладная о сдаче, чтобы списать эти реле с баланса.
Существовали модули с реле РЭС-10.
Их можно было применять в радиолюбительских конструкциях, но только в ограниченных случаях, так как контакты не были рассчитаны на большой ток.
Когда мне, по случаю, подогнали несколько десятков военных реле РЭС-47, которые выдерживали любую нагрузку, я уже не хотел больше смотреть на все эти РЭС-10 и РЭС-22.
Вот такая грустная картина для молодого радиолюбителя: ты работаешь на огромной телефонной станции, где пять технических этажей заполнены оборудованием, но там нет ничего ценного для твоих поделок.
Решение пришло спустя полтора года скучной работы. Выяснилось, что детали можно заказывать из центральной лаборатории для сборки рационализаторских схем. Так я и начал собирать схемы для тестирования огромных релейных блоков после ремонта и профилактики. Здесь уже можно было заказывать микросхемы, тиристоры и современные транзисторы.
Время летело быстро. СССР развалился. Я уже работал на другом предприятии. В один из уютных вечеров, мне позвонил знакомый связист с заводской телефонной станции и попросил срочно выделить время для встречи: есть серьезный вопрос. Предложение посидеть в баре было отклонено — разговор должен был пройти без свидетелей.
При встрече он рассказал интересную историю. К нему обратились подозрительные личности с солнечного Кавказа, в широкополых кепках, и сразу же предложили зарплату связиста за десять лет. За такую щедрость они попросили о мелкой услуге: организовать доступ к телефонной станции в выходной день, якобы для ремонта.
Те, кто трудился в 90-е годы, хорошо помнят атмосферу неопределенности. Сегодня у тебя есть работа, а завтра ты можешь оказаться без средств к существованию.
Получив зарплату, нужно срочно закупить все необходимое, иначе инфляция заберет половину твоих сбережений всего за месяц. Вот мой знакомый задумался – стоит ли соглашаться на выгодное предложение от грузин, или это рискованная затея.
Этим предприимчивым генацвале, на старой телефонной станции, нужен был всего лишь скромный пучок проводов, но не простых, а именно с многократными координатными соединителями.
На телефонных станциях координатного типа самым важным элементом для коммутации телефонных линий является МКС (многократный координатный соединитель).
В нем подвижные посеребренные контакты соединяются с натянутыми проводами (струнами). Эти провода представляли собой сплав с высоким содержанием палладия. Именно этот желанный металл заставил грузин колесить по стране, протягивая руку с чемоданом денег.
Они клятвенно обещали быстро заменить эти струны на другие, более качественные, но без палладия. Мол, никто и не заметит.
Так мой коллега решил узнать мое мнение: стоит ли рисковать или нет. Честно говоря, меня не волновала судьба палладия. Я больше переживал за телефонную станцию. Да, когда они поменяют струны, станция будет работать безупречно - в этом не было сомнений.
Но что станет с этими подменными струнами через месяц? Через год? Они могут окислиться, растянуться, и все – телефонная станция остановится. Я высказал свои опасения и посоветовал ему не связываться, мол, тебе в этом городе еще жить и жить. На этом и расстались.
В повседневной суете я быстро забыл о нашем разговоре. Мы с этим товарищем больше не общались и случайно встретились только через пару лет. В ходе разговора я узнал, что он активно занимается ремонтом квартиры. Тут мой мозг начинает вспоминать тот разговор и я не удержался:
- Струны продал?
- Мммм… нуууу… да!
Оказалось, он тогда категорически отказал грузинам. Они исчезли. Появились через полгода с еще более толстым чемоданом денег. Тут наш бедолага задумался: семья растет, нужно переезжать от родителей, а как раз хватает на квартиру, пусть даже вторичную.
Телефонная станция… что с ней будет? Начальство обсуждает покупку новой импортной электронной станции, надеясь, что удастся продержаться еще год-другой на этих подменных струнах.
Замена струн прошла без проблем. Чемодан денег оказался еще толще, чем ожидалось, плюс родственники помогли деньгами, и хватило на двухкомнатную квартиру.
Телефонная станция проработала недолго, и стройные ряды стоек координатной системы сменил небольшой электронный блок из Южной Кореи.