THE WHO
THE WHO 1964, Великобритания
Наряду с THE BEATLES и THE ROLLING STONES The Who являются наиболее авторитетной и уважаемой английской группой 60-х годов, оказавшей огромное влияние на дальнейшее формирование рока. Идейный лидер группы Тауншенд родился в музыкальной семье - отец Пита был саксофонистом джаз-бэнда Королевских Военно-воздушных сил, а мать - певицей. Джон Энтуистл зарабатывал на жизнь тем, что играл на трубе в юношеском оркестре Миддлсекса. Познакомившись в школе, они с вокалистом Филом Родсом в 1959 г. создали группу THE CONFEDERATES (затем она называлась THE ARISTOCRATES и THE SCORPIONS). Три года спустя гитарист Роджер Долтри, бывший соученик Энтуистла, пригласил его в свою группу THE DETOURS; вскоре к ней присоединился и Тауншенд, а Долтри стал исполнять обязанности вокалиста. Ударником группы стал Дуг Сэндом, бывший старше остальных участников коллектива на десять лет. THE DETOURS усиленно репетировали, исполняя кавер-версии блюзовых и соуловых хитов и выступая "на разогреве" у THE ROLLING STONES.
В 1964 г. группу заметил известный лондонский журналист Пит Миден, изучавший феномен молодежного движения модов. Он решил сделать из THE DETOURS культовую клубную группу, заказал для музыкантов элегантные сценические костюмы и изменил название ансамбля на THE HIGH NUMBERS (на жаргоне модов - "Высший класс"). Попутно был найден (вернее, сам нашелся) новый ударник Кейт Мун - уникальный музыкант и крайне безалаберный юноша, отлично вписавшийся в коллектив. В июле 1964 г. группа выпустила сингл "I'm The Face" (т. е. "Я - чувак") - кавер-версию блюза Слима Харпо "Got Love If You Want It" с новым текстом Мидена. В сентябре менеджерами группы стали бизнесмены Кит Ламберт и Чип Слим, которые не были стеснены в средствах и поэтому предложили музыкантам эффектный элемент сценического шоу - разрушение инструментов в финале концерта. Группа получила постоянную работу по пятницам в клубе "Marquee", сначала под названием THE WHO-MAXIMUM R&B, затем как The Who. В январе 1965 г. демо-записью The Who заинтересовался американский продюсер Шэл Тэлми, сотрудничавший с THE KINKS, в результате чего с помощью Джимми Пейджа и вокальной группы THE IVY LEAGUE была записана песня Тауншенда "I Can't Explain" - на фоне тогдашней поп-музыки она выделялась за счет почти соулового пения Долтри, виртуозной гитарной партии и бэк-вокала. К апрелю сингл добрался до 8-го места в английских чартах и до 93-го - в американских. Вторым релизом The Who стала "Anyway Anyhow Anywhere" (UK-10), направленная, по словам Тауншенда, против среднего класса, класса боссов и тех, кто рано женится. Использованный Питом при записи фидбэк показался сотрудникам фирмы "Decca" браком, однако песня понравилась модам, а телепрограмма "Ready Steady, Go!" даже сделала ее своей заставкой.
Окончательно прославил The Who сингл "My Generation" (UK-2, 27 ноября 1965 г. / US-74), ярко продемонстрировавший все "козыри" группы - мощный надрывный вокал Долтри, выгодно подчеркнутый бэк-вокалом, энергичную игру Тауншенда, виртуозный бас Энтуистла, на котором он любил солировать, и "бешеные" барабаны Муна. Если добавить к этому выразительную лирику ("Надеюсь, что умру раньше, чем постарею"), эффектный внешний вид музыкантов (самовлюбленный блондин Долтри, носатый длинный Тауншенд, вечно "отъехавший" от наркотиков и алкоголя Мун), их смелые высказывания ("Когда мне исполнится 30 лет, я покончу с собой" - Долтри) и разрушительные концерты (в финале The Who разбивали и поджигали гитары, барабаны и усилители), можно понять, какой любовью пользовались музыканты среди лондонских модов середины 60-х. В дебютный альбом группы вошло 12 композиций, из них 8 было написано Тауншендом. В 1966 г. группа выпустила только три сингла, зато все они стали классикой - "Substitute" (UK-5), "The Kids Are Alright" (UK-41, сингл из первого альбома) и "I'm A Boy" (UK-2). Кроме того, вышел раритетный ЕР "Ready Steady Who" (посвящение телепрограмме) и малоудачный - сырой и нехитовый - альбом "A Quick One" (UK-4/US-67). Группа не баловала слушателей красивыми мелодиями - основная ставка делалась на "тяжесть" и драйв композиций. The Who часто напоминали о себе концертами и всевозможными мелкими скандалами - так, в марте пришлось срочно переделывать би-сайд сингла "Substitute", тогда же группа подписала контракт с фирмой Роберта Стигвуда "Reaction", 20 мая The Who едва не распались из-за драки на сцене между Тауншендом и Муном, в июле менеджером группы отказался быть Эндрю Олдхэм и т. п. Таким же насыщенным получился 1967 год - вышли песни "Happy Jack" (UK-3/US-24), "Pictures Of Lily" (UK-4/US-51) и "I Can See For Miles" (UK-10/ US-9), с триумфом прошло выступление 18 июня на фестивале "Монтерей-Поп", гастроли по США и британское турне.
Группа с блеском подтвердила "буйную" репутацию, разгромив фестивальную сцену в Монтерее и решительно встав на сторону арестованных за употребление наркотиков Мика Джаггера и Кейта Ричардса - чтобы поддержать друзей, The Who записали два кавера песен THE ROLLING STONES "The Last Time" и "Under My Thumb". Затем группа снизила темпы, чтобы сосредоточиться на воплощении в жизнь грандиозного замысла Пита Тауншенда - создании рок-оперы "Tommy", посвященной истории слепоглухонемого мальчика, ставшего кумиром молодежи благодаря виртуозной игре на настольном бильярде. Хотя честь изобретения рок-оперы принадлежит THE PRETTY THINGS, выпустившим в декабре 1968 г. "SF Sorrow", именно творение The Who приобрело огромную известность во всем мире как первая рок-опера и пользовалось большим успехом (UK-2/ US-4). 16 августа 1969 г. группа выступила на фестивале в Вудстоке, исполнив финальную арию Томми "See Me, Feel Me" (US-12). Стиль и имидж The Who изменился в соответствии с духом времени - гитара Тауншенда звучала еще более резко и пронзительно, голос Долтри по мощи вполне мог соперничать с вокалами Гиллана и Планта, все музыканты отпустили длинные волосы и смотрелись как настоящие суперзвезды хард-рока. Тем не менее группа не спешила примыкать к какому-либо модному музыкальному течению в рок-н-ролле. Больше всего The Who импонировал хард, и они написали несколько впечатляющих композиций в этом ключе (например, риффовую "The Seeker", UK-19/US-44, которую портило кантри-соло Тауншенда, и мощнейшую "Won't Get Fooled Again", UK-9/US-15). Однако программный альбом "Who's Next" (UK-1, 18 сентября 1971 r. /US-4) продемонстрировал странное "топтание на месте" - музыка была, как всегда, высококлассной, но явно нехитовой, что, однако, не помешало альбому стать самой знаменитой студийной пластинкой группы.
Два года музыканты занимались сольной работой (самые успешные альбомы выпустили Долтри и Тауншенд), сняли киноверсию "Tommy", где блестяще сыграли Долтри, Тина Тернер и Элтон Джон, а в 1973 г. вернулись с новой рок-оперой "Quadrophenia" (UK-2/US-2), в которой живописали противостояние модов и рокеров. Очень уверенно войдя в 70-е, The Who не растеряли популярности и во второй половине десятилетия, когда резко сбавили темпы все ветераны рока, соперничать с ними по плодовитости и плотности концертных графиков могли только THE ROLLING STONES. Однако если "роллинги" несколько растерялись перед лицом надвигающегося панка и ударились в поиски нового саунда, пробуя себя то в диско, то в пауэр-попе, то The Who сразу стали для панков своими - в репертуаре THE SEX PISTOLS была их композиция "Substitute". Немного осовременив звучание за счет синтезаторов, группа записала отличный диск "Who Are You" (UK-6/US-2). Однако 1978 год был омрачен для команды сразу двумя потерями - 5 августа покончил с собой давний друг группы Пит Миден, а 8 сентября от алкогольного отравления скончался легендарный барабанщик Кейт Мун, чьи скандальные выходки вошли в поговорку. С гибелью Муни, как его ласково называли англичане, ушел дух бунтарства из творчества The Who. Оправившись от удара, музыканты решили все же не складывать оружия - пригласили барабанщика THE SMALL FACES Кении Джонса и, дав ему три месяца на разучивание материала, 2 мая 1979 г. дебютировали новым составом в театре "Rainbow", на премьере художественного фильма "Quadrophenia" (в роли предводителя модов в нем снялся Стинг). Теперь The Who выступали вместе с молодыми группами AC/DC и THE STRANGLERS, однако 3 декабря 1979 г. на концерте в американском городе Цинцинатти в давке погибли 11 человек, и крупные гастроли пришлось свернуть. The Who сосредоточились на студийной работе и записали удачные работы "Face Dances" (UK-2/US-4) и "It's Hard" (UK-11/US-8), на которых представили мощную гитарно-синтезаторную "новую волну" - свидетельство того, что дух времени музыканты уловили верно. 17 декабря 1982 г. группа дала последний концерт в Торонто, а через год, 16 декабря, официально объявила о распаде. Тем не менее впоследствии музыканты не раз собирались по различным поводам, выступали с концертами и даже записывали новые песни. Особенно широко отмечалось временное воссоединение The Who в 1989 г. - группа провела турне по 25 городам Канады и США и 24 августа в г. Юнион-Сити представила суперзвездную версию рок-оперы "Tommy", главные роли в которой исполнили Элтон Джон, Фил Коллинз, Стив Уинвуд, Билли Айдол и Патти ЛяБелль. Очередное воссоединение The Who состоялось в 1999 г. - музыканты собрались по инициативе Пита Тауншенда, причем в состав вошел сын Ринго Старра Зак Старки - на ударных его учил играть в свое время Кейт Мун, поэтому манера Зака отлично вписывается в стилистику The Who 25 июня 2000 г. в Чикаго стартовало турне The Who.
Наряду с THE BEATLES и THE ROLLING STONES The Who являются наиболее авторитетной и уважаемой английской группой 60-х годов, оказавшей огромное влияние на дальнейшее формирование рока. Идейный лидер группы Тауншенд родился в музыкальной семье - отец Пита был саксофонистом джаз-бэнда Королевских Военно-воздушных сил, а мать - певицей. Джон Энтуистл зарабатывал на жизнь тем, что играл на трубе в юношеском оркестре Миддлсекса. Познакомившись в школе, они с вокалистом Филом Родсом в 1959 г. создали группу THE CONFEDERATES (затем она называлась THE ARISTOCRATES и THE SCORPIONS). Три года спустя гитарист Роджер Долтри, бывший соученик Энтуистла, пригласил его в свою группу THE DETOURS; вскоре к ней присоединился и Тауншенд, а Долтри стал исполнять обязанности вокалиста. Ударником группы стал Дуг Сэндом, бывший старше остальных участников коллектива на десять лет. THE DETOURS усиленно репетировали, исполняя кавер-версии блюзовых и соуловых хитов и выступая "на разогреве" у THE ROLLING STONES.
В 1964 г. группу заметил известный лондонский журналист Пит Миден, изучавший феномен молодежного движения модов. Он решил сделать из THE DETOURS культовую клубную группу, заказал для музыкантов элегантные сценические костюмы и изменил название ансамбля на THE HIGH NUMBERS (на жаргоне модов - "Высший класс"). Попутно был найден (вернее, сам нашелся) новый ударник Кейт Мун - уникальный музыкант и крайне безалаберный юноша, отлично вписавшийся в коллектив. В июле 1964 г. группа выпустила сингл "I'm The Face" (т. е. "Я - чувак") - кавер-версию блюза Слима Харпо "Got Love If You Want It" с новым текстом Мидена. В сентябре менеджерами группы стали бизнесмены Кит Ламберт и Чип Слим, которые не были стеснены в средствах и поэтому предложили музыкантам эффектный элемент сценического шоу - разрушение инструментов в финале концерта. Группа получила постоянную работу по пятницам в клубе "Marquee", сначала под названием THE WHO-MAXIMUM R&B, затем как The Who. В январе 1965 г. демо-записью The Who заинтересовался американский продюсер Шэл Тэлми, сотрудничавший с THE KINKS, в результате чего с помощью Джимми Пейджа и вокальной группы THE IVY LEAGUE была записана песня Тауншенда "I Can't Explain" - на фоне тогдашней поп-музыки она выделялась за счет почти соулового пения Долтри, виртуозной гитарной партии и бэк-вокала. К апрелю сингл добрался до 8-го места в английских чартах и до 93-го - в американских. Вторым релизом The Who стала "Anyway Anyhow Anywhere" (UK-10), направленная, по словам Тауншенда, против среднего класса, класса боссов и тех, кто рано женится. Использованный Питом при записи фидбэк показался сотрудникам фирмы "Decca" браком, однако песня понравилась модам, а телепрограмма "Ready Steady, Go!" даже сделала ее своей заставкой.
Окончательно прославил The Who сингл "My Generation" (UK-2, 27 ноября 1965 г. / US-74), ярко продемонстрировавший все "козыри" группы - мощный надрывный вокал Долтри, выгодно подчеркнутый бэк-вокалом, энергичную игру Тауншенда, виртуозный бас Энтуистла, на котором он любил солировать, и "бешеные" барабаны Муна. Если добавить к этому выразительную лирику ("Надеюсь, что умру раньше, чем постарею"), эффектный внешний вид музыкантов (самовлюбленный блондин Долтри, носатый длинный Тауншенд, вечно "отъехавший" от наркотиков и алкоголя Мун), их смелые высказывания ("Когда мне исполнится 30 лет, я покончу с собой" - Долтри) и разрушительные концерты (в финале The Who разбивали и поджигали гитары, барабаны и усилители), можно понять, какой любовью пользовались музыканты среди лондонских модов середины 60-х. В дебютный альбом группы вошло 12 композиций, из них 8 было написано Тауншендом. В 1966 г. группа выпустила только три сингла, зато все они стали классикой - "Substitute" (UK-5), "The Kids Are Alright" (UK-41, сингл из первого альбома) и "I'm A Boy" (UK-2). Кроме того, вышел раритетный ЕР "Ready Steady Who" (посвящение телепрограмме) и малоудачный - сырой и нехитовый - альбом "A Quick One" (UK-4/US-67). Группа не баловала слушателей красивыми мелодиями - основная ставка делалась на "тяжесть" и драйв композиций. The Who часто напоминали о себе концертами и всевозможными мелкими скандалами - так, в марте пришлось срочно переделывать би-сайд сингла "Substitute", тогда же группа подписала контракт с фирмой Роберта Стигвуда "Reaction", 20 мая The Who едва не распались из-за драки на сцене между Тауншендом и Муном, в июле менеджером группы отказался быть Эндрю Олдхэм и т. п. Таким же насыщенным получился 1967 год - вышли песни "Happy Jack" (UK-3/US-24), "Pictures Of Lily" (UK-4/US-51) и "I Can See For Miles" (UK-10/ US-9), с триумфом прошло выступление 18 июня на фестивале "Монтерей-Поп", гастроли по США и британское турне.
Группа с блеском подтвердила "буйную" репутацию, разгромив фестивальную сцену в Монтерее и решительно встав на сторону арестованных за употребление наркотиков Мика Джаггера и Кейта Ричардса - чтобы поддержать друзей, The Who записали два кавера песен THE ROLLING STONES "The Last Time" и "Under My Thumb". Затем группа снизила темпы, чтобы сосредоточиться на воплощении в жизнь грандиозного замысла Пита Тауншенда - создании рок-оперы "Tommy", посвященной истории слепоглухонемого мальчика, ставшего кумиром молодежи благодаря виртуозной игре на настольном бильярде. Хотя честь изобретения рок-оперы принадлежит THE PRETTY THINGS, выпустившим в декабре 1968 г. "SF Sorrow", именно творение The Who приобрело огромную известность во всем мире как первая рок-опера и пользовалось большим успехом (UK-2/ US-4). 16 августа 1969 г. группа выступила на фестивале в Вудстоке, исполнив финальную арию Томми "See Me, Feel Me" (US-12). Стиль и имидж The Who изменился в соответствии с духом времени - гитара Тауншенда звучала еще более резко и пронзительно, голос Долтри по мощи вполне мог соперничать с вокалами Гиллана и Планта, все музыканты отпустили длинные волосы и смотрелись как настоящие суперзвезды хард-рока. Тем не менее группа не спешила примыкать к какому-либо модному музыкальному течению в рок-н-ролле. Больше всего The Who импонировал хард, и они написали несколько впечатляющих композиций в этом ключе (например, риффовую "The Seeker", UK-19/US-44, которую портило кантри-соло Тауншенда, и мощнейшую "Won't Get Fooled Again", UK-9/US-15). Однако программный альбом "Who's Next" (UK-1, 18 сентября 1971 r. /US-4) продемонстрировал странное "топтание на месте" - музыка была, как всегда, высококлассной, но явно нехитовой, что, однако, не помешало альбому стать самой знаменитой студийной пластинкой группы.
Два года музыканты занимались сольной работой (самые успешные альбомы выпустили Долтри и Тауншенд), сняли киноверсию "Tommy", где блестяще сыграли Долтри, Тина Тернер и Элтон Джон, а в 1973 г. вернулись с новой рок-оперой "Quadrophenia" (UK-2/US-2), в которой живописали противостояние модов и рокеров. Очень уверенно войдя в 70-е, The Who не растеряли популярности и во второй половине десятилетия, когда резко сбавили темпы все ветераны рока, соперничать с ними по плодовитости и плотности концертных графиков могли только THE ROLLING STONES. Однако если "роллинги" несколько растерялись перед лицом надвигающегося панка и ударились в поиски нового саунда, пробуя себя то в диско, то в пауэр-попе, то The Who сразу стали для панков своими - в репертуаре THE SEX PISTOLS была их композиция "Substitute". Немного осовременив звучание за счет синтезаторов, группа записала отличный диск "Who Are You" (UK-6/US-2). Однако 1978 год был омрачен для команды сразу двумя потерями - 5 августа покончил с собой давний друг группы Пит Миден, а 8 сентября от алкогольного отравления скончался легендарный барабанщик Кейт Мун, чьи скандальные выходки вошли в поговорку. С гибелью Муни, как его ласково называли англичане, ушел дух бунтарства из творчества The Who. Оправившись от удара, музыканты решили все же не складывать оружия - пригласили барабанщика THE SMALL FACES Кении Джонса и, дав ему три месяца на разучивание материала, 2 мая 1979 г. дебютировали новым составом в театре "Rainbow", на премьере художественного фильма "Quadrophenia" (в роли предводителя модов в нем снялся Стинг). Теперь The Who выступали вместе с молодыми группами AC/DC и THE STRANGLERS, однако 3 декабря 1979 г. на концерте в американском городе Цинцинатти в давке погибли 11 человек, и крупные гастроли пришлось свернуть. The Who сосредоточились на студийной работе и записали удачные работы "Face Dances" (UK-2/US-4) и "It's Hard" (UK-11/US-8), на которых представили мощную гитарно-синтезаторную "новую волну" - свидетельство того, что дух времени музыканты уловили верно. 17 декабря 1982 г. группа дала последний концерт в Торонто, а через год, 16 декабря, официально объявила о распаде. Тем не менее впоследствии музыканты не раз собирались по различным поводам, выступали с концертами и даже записывали новые песни. Особенно широко отмечалось временное воссоединение The Who в 1989 г. - группа провела турне по 25 городам Канады и США и 24 августа в г. Юнион-Сити представила суперзвездную версию рок-оперы "Tommy", главные роли в которой исполнили Элтон Джон, Фил Коллинз, Стив Уинвуд, Билли Айдол и Патти ЛяБелль. Очередное воссоединение The Who состоялось в 1999 г. - музыканты собрались по инициативе Пита Тауншенда, причем в состав вошел сын Ринго Старра Зак Старки - на ударных его учил играть в свое время Кейт Мун, поэтому манера Зака отлично вписывается в стилистику The Who 25 июня 2000 г. в Чикаго стартовало турне The Who.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии5