РОССИНИ
Джоакино Антонио Россини (Rossini) (29.02.1792 - 13.11.1868) - итальянский композитор, прозванный "пезарским лебедем". Сын трубача и оперной певицы. В детстве Россини переселился в Болонью, где начались его занятия на клавесине; он также занимался пением.
К 1813 году относится начало зрелого периода творчества Россини. Комическая опера "Итальянка в Алжире" и большая героическая опера "Танкред" (обе пост. 1813, Венеция) определили основные его линии. В этих операх нашли отражение патриотические чувства итальянского народа после наполеоновских войн и в период борьбы за национальное воссоединение.
В 1816 году в Риме впервые поставлен шедевр Россини в области комической оперы - "Севильский цирюльник" на сюжет 1-й части трилогии Бомарше. Эта опера явилась итогом и обобщением векового развития итальянской оперы-буфф. Следующие комические оперы Россини, как и Доницетти, ничего принципиально нового не внесли, при всех их индивидуальных художественных достоинствах. "Севильский цирюльник" Россини написал в рекордно короткий срок (около 20 дней). Не успев написать увертюру, он использовал в этой опере увертюру из "Елизаветы". Музыка "Севильского цирюльника", темпераментная, сверкающая остроумием и весельем, коренится в излюбленных жанрах итальянской народной танцевальности и песенности. Характеристики действующих лиц (преимущественно в ариях) отличаются меткостью и образной рельефностью. Ансамбли чрезвычайно динамичны. Все это обеспечило "Севильскому цирюльнику" долгую жизнь на оперных сценах всего мира.
После "Севильского цирюльника" Джоакино Россини написал несколько комических опер. К ним относятся "Золушка" (пост. 1817) и отчасти "Сорока-воровка" (пост. 1817). Последняя целиком не укладывается в рамки жанра оперы-буфф. К ней обычно применяется определение semiseria ("полусерьезная"), потому что комедийные положения отодвигаются на задний план, а на первый выдвигается дидактическое, морализующее начало. Это скорее мещанская мелодрама.
Потеряв интерес к комической опере, Россини в дальнейшие годы посвящает свое творчество преимущественно опере героико-патриотической. В этом следует видеть отражение роста патриотических чувств и национального самосознания в период освободительной борьбы итальянского народа. В героических операх Россини широко пользуется хорами и большими ансамблями, подготовляя тем самым монументальный стиль последней своей оперы "Вильгельм Телль".
В 1836-1853 годах Россини снова находился в Италии, затем он вернулся в Париж.
Около 40 опер Джоакино Россини определяют в первую очередь огромное историческое и художественное значение его творчества, в котором можно различить два направления: комической оперы, которой он подвел блестящий итог, и героико-патриотической, сыгравшей важную роль для дальнейшего развития этого жанра в творчестве Беллини и молодого Верди.
Джоакино Россини обладал редким мелодическим дарованием. Нескончаемый поток пленительных мелодий, то задушевно-лирических, то искрометных, заполняет музыку его опер, которую Пушкин сравнил с молодыми поцелуями, струей и брызгами зашипевшего аи. Оркестр в операх Россини не ограничивается аккомпанирующей ролью - он отличается драматургической выразительностью, участвует в характеристиках героев и сценических ситуаций.
Если композиция опер Россини традиционная (музыкальные номера, чередующиеся с речитативами), то по существу его творчество привело к обновлению основных направлений итальянского оперного искусства и определило дальнейшие его пути.
К 1813 году относится начало зрелого периода творчества Россини. Комическая опера "Итальянка в Алжире" и большая героическая опера "Танкред" (обе пост. 1813, Венеция) определили основные его линии. В этих операх нашли отражение патриотические чувства итальянского народа после наполеоновских войн и в период борьбы за национальное воссоединение.
В 1816 году в Риме впервые поставлен шедевр Россини в области комической оперы - "Севильский цирюльник" на сюжет 1-й части трилогии Бомарше. Эта опера явилась итогом и обобщением векового развития итальянской оперы-буфф. Следующие комические оперы Россини, как и Доницетти, ничего принципиально нового не внесли, при всех их индивидуальных художественных достоинствах. "Севильский цирюльник" Россини написал в рекордно короткий срок (около 20 дней). Не успев написать увертюру, он использовал в этой опере увертюру из "Елизаветы". Музыка "Севильского цирюльника", темпераментная, сверкающая остроумием и весельем, коренится в излюбленных жанрах итальянской народной танцевальности и песенности. Характеристики действующих лиц (преимущественно в ариях) отличаются меткостью и образной рельефностью. Ансамбли чрезвычайно динамичны. Все это обеспечило "Севильскому цирюльнику" долгую жизнь на оперных сценах всего мира.
После "Севильского цирюльника" Джоакино Россини написал несколько комических опер. К ним относятся "Золушка" (пост. 1817) и отчасти "Сорока-воровка" (пост. 1817). Последняя целиком не укладывается в рамки жанра оперы-буфф. К ней обычно применяется определение semiseria ("полусерьезная"), потому что комедийные положения отодвигаются на задний план, а на первый выдвигается дидактическое, морализующее начало. Это скорее мещанская мелодрама.
Потеряв интерес к комической опере, Россини в дальнейшие годы посвящает свое творчество преимущественно опере героико-патриотической. В этом следует видеть отражение роста патриотических чувств и национального самосознания в период освободительной борьбы итальянского народа. В героических операх Россини широко пользуется хорами и большими ансамблями, подготовляя тем самым монументальный стиль последней своей оперы "Вильгельм Телль".
В 1836-1853 годах Россини снова находился в Италии, затем он вернулся в Париж.
Около 40 опер Джоакино Россини определяют в первую очередь огромное историческое и художественное значение его творчества, в котором можно различить два направления: комической оперы, которой он подвел блестящий итог, и героико-патриотической, сыгравшей важную роль для дальнейшего развития этого жанра в творчестве Беллини и молодого Верди.
Джоакино Россини обладал редким мелодическим дарованием. Нескончаемый поток пленительных мелодий, то задушевно-лирических, то искрометных, заполняет музыку его опер, которую Пушкин сравнил с молодыми поцелуями, струей и брызгами зашипевшего аи. Оркестр в операх Россини не ограничивается аккомпанирующей ролью - он отличается драматургической выразительностью, участвует в характеристиках героев и сценических ситуаций.
Если композиция опер Россини традиционная (музыкальные номера, чередующиеся с речитативами), то по существу его творчество привело к обновлению основных направлений итальянского оперного искусства и определило дальнейшие его пути.
Комментариев пока нет