Porcupine Tree
Группа Porcupine Tree появилась в 1987 году как некая психоделическая, экспериментальная, прогрессивно-музыкальная отдушина для домашних студийных поисков Стивена Уилсона [Steven Wilson]. Вообще-то, Уилсон уже несколько лет занимался тем, что писал и играл музыку - этот не по годам развитый тинейджер, сам выучившийся играть на гитаре и клавишных, уже появлялся на кассетах таких групп, как Altamont и Karma и уже был весьма известен на лондонской музыкальной андерграундной сцене (те кассеты включали в себя ранние версии таких будущих композиций Porcupine Tree, как "Nine Cats", "Small Fish," и "This Long Silence").
В 1987 году Уилсон начал два проекта, которые и привели его в мир профессиональной музыки. Первый из них - это арт-роковое трио No-Man, основанное певцом Тимом Баунессом [Tim Bowness] и скрипачом Беном Коулменом [Ben Coleman] (No-Man существуют до сих пор с целым рядом альбомов в своей дискографии). Второй же начался фактически с шутки между двумя друзьями - Стивен и его друг Малкольм Стокс [Malcolm Stocks] придумали целую историю одной фиктивной "легендарной группы 70-х", сочинив при этом абсурдную дискографию и членов этого несуществующего коллектива - так появились Porcupine Tree. Для поддержание своей истории, Стивен записал несколько часов музыки, которую, якобы, играла эта выдуманная группа. Все это было всего лишь развлечением и ни чем другим более до того момента, пока однажды Стивен не составил кассету из этого материала, не назвал ее Tarquin's Seaweed Farm и не отправил людям, которые, как он считал, должны бы заинтересоваться в подобного сорта музыке. Одна из копий этой кассеты попала в руки издателей британского журнала Freakbeat Ричарду Аллену [Richard Allen] и Айвору Трумену [Ivor Trueman]. Стивен не знал тогда еще, что они задумали поднять собственную звукозаписывающую компанию. Так что, вопреки тому, что они дали весьма вялую рецензию в своем журнале на эту кассету, они пригласили Porcupine Tree записать трек для первого релиза студии - компиляции лучших, на их взгляд, подпольных британских психоделических групп. Это заняло еще где-то полтора года или около того, тем временем Стивен начал потихоньку продавать музыку Porcupine Тree, которая разрослась уже до двух кассет - он записал к тому времени еще один альбом The Nostalgia Factory, оба альбома содержали красочный буклет с историей группы и прочей придуманной информацией. Оба альбома вызвали определенный интерес на андерграундной сцене Британии и вскоре новый лейбл Delerium, создавая собственный альбом-компиляцию A Psychedelic Psauna, поместил на него композицию Porcupine Tree Linton Samuel Dawson. Потом Delerium переиздали два первых альбома Porcupine Tree, а Стивен Уилсон стал первым музыкантом, который подписал контракт с этим лейблом. Первоначальный план лейбла подразумевал выпуск обоих кассет в виде двойных дисков, но Стивен настоял на том, чтобы собрать из них один двойной альбом On the Sunday of Life..., который стал третьим релизом на Delerium (остальной материал был выпущен позже расширенным синглом Yellow Hedgerow Dreamscape). On the Sunday of Life... появился в начале 1992 года небольшим тиражом в всего в тысячу копий, но зато отличался пышным оформлением. Альбом вызвал определенный резонанс в прессе и среди общественности, поэтому было решено переиздать альбом дополнительным тиражом. Среди прочих композиций, на альбоме можно услышать классическую для Porcupine Tree композицию, часто исполняемую позже на концертах - Radioactive Toy. К 2000 году альбом On the Sunday of Life... насчитывал более 20,000 проданных экземпляров.
Пока все это происходило, Стивен Уилсон в составе трио No-Man подписал контракт с лейблом One Little Indian и начал выпускать один за другим бурно приветствуемые критиками альбомы. Благодаря успеху No-Man, Стивен стал полностью профессиональным музыкантом, что позволило ему уделять больше времени своему сайд-проекту. Первый альбом Porcupine Tree был по большому счету, данью памяти любимой музыки 60-х и 70-х, но Уилсон понимал, что для настоящего успеха нужно двигаться дальше, исследовать новые современные музыкальные пространства. Первыми плодами этих исследований стал 30-минутный амбиентно-трансовый трек в духе The Orb и Future Sound of London с болтовней, пропагандирующей LSD в духе 60-х. Композиция стала андерграундным хитом, достигнув независимой Top-20, к тому же она прекрасно иллюстрировала как распад стилистических границ сформировал лучшую музыку 90-х. Трек Voyage 34 был записан с перспективой для будущего двойного альбома Porcupine Tree Up the Downstair. Но получилось так, что когда в середине 1993-го пришло время для выпуска альбома, сингл решили на него не включать, что значительно облегчило пластинку и она появилась в виде одиночного диска. Вообще, Up the Downstair был принят с восхищением. Журнал Melody Maker назвал его "психоделический шедевр: один из альбомов года". Альбом продолжил идею слияния танцевальной и рок музыки, на нем впервые появились два будущих члена группы Porcupine Tree - Ричард Барбиери [Richard Barbieri, ex-Japan] и Колин Эдвин [Colin Edwin].
В ноябре 1993 года Voyage 34 был переиздан в качестве сингла с бонусом в виде ремикса Astralasia. Ни разу не попав в радио-эфир, композиция на 6 недель заняла свое место в инди-чартах и стала классической темой в жанре чилл-аут (chill-out).
Популярность Porcupine Tree росла и уже нельзя было игнорировать проведение концертов, но для этого нужна была постоянная группа. Таким образом, в декабре 1993 года группа Porcupine Tree стала концертной группой, в которую вошли Стивен, Колин Эдвин (бас), Крис Мейтланд [Chris Maitland] (барабаны) и Ричард Барбиери (клавишные). Все три новых члена группы уже работали раньше со Стивеном в прежних проектах и все три музыканты были прекрасными музыкантами, идеально подходящими под звук и направление Porcupine Tree. Новый состав моментально нашел взаимопонимание, что замечательно проиллюстрировано на концертном альбоме Spiral Circus (который выйдет на виниле в 1996 году). На альбом музыканты поместили записи, сделанные во время трех первых своих выступлений, включая сессии для BBC Radio One Марка Рэдклифа - первого поборника группы.
Новая музыка всегда меняется. Следующий альбом должен был выйти не раньше 1995, а ему уже предшествовал классический сингл "Stars Die / Moonloop", эти две композиции, записанные во время работы над альбомом, стали первой иллюстрацией новых характерных особенностей группы. Последующий альбом The Sky Moves Sideways оказался обширным звуковым ландшафтом мелодических и амбиентных рок-экспериментов, но представлял собой некий перевалочный пункт между тем, что группа делала до этого и тем, что стала делать после. Большую часть пластинки занимает 35-минутный титульный трек, который Стивен изначально вообще собирался сделать длинной в весь альбом (альтернативная, расширенная версия этой вещи была помещена в ремастеринге этого альбома 2004 года). Альбом вновь попал в чарты NME, Melody Maker и Music Week. Вместе с расширенным синглом Moonloop, альбом оказался первым изданием Porcupine Tree в США (осенью 1995 года) и пользовался успехом по обе части Атлантики. Группа даже устроила турне в поддержку пластинки и, кроме Британии, выступила в Нидерландах, Италии и Греции. Частично из-за того, что, по большому счету, The Sky Moves Sideways был наполовину сольным альбомом Стивена Уилсона, группа Porcupine Tree вскоре отправилась в студию, записывать свой первый по-настоящему "групповой" альбом и работала над ним практически весь следующий год, создавая более претенциозный и плотный звук.
В мае 1996 года появились первые отголоски этой работы - сингл "Waiting", который попал не только в независимые рейтинги, но и в национальный Британский Хит-Парад и крутился по радио всей Европы. За ним последовал первый альбом, отражающий весь концертный потенциал коллектива - Signify. На этом альбоме группа совместила самые разнообразные стили от рока до авангарда, но не примкнув ни к одному из них. После выхода пластинки, на группу обратили внимания самые разнообразные, в том числе и крупные средства массовой информации, тем самым сделав группу значимым явлением для музыкального андерграунда. Да и сами музыканты, равно как и их фанаты, соглашаются с тем, что Signify - лучший альбом группы. После него Porcupine Tree отправились в успешный европейский гастрольный тур. Кстати, импровизации, записанные в процессе создания Signify через пару лет были выпущены отдельным альбомом - Metanoia.
Популярность Porcupine Tree за границей в 1997 году росла и росла, так, в марте, они отыграли три концерта перед тремя тысячами зрителей в Риме. По мотивам этих выступлений вышел концертный альбом Coma Divine. Этот релиз стал, своего рода, прощанием с лейблом Delirium Records, которые уже не могли удовлетворять растущим потребностям группы, выходившей на мировой уровень. В конце 1997 года все три первых альбома Porcupine Tree были переизданы, а чуть позже дошла и очередь до Signify, над этим поработала американская контора Майлза Коупленда ARK 21.
Стивен, Ричард, Колин и Крис провели весь 1998 год в записи пятого студийного альбома коллектива, выход которого показал, что группа двинулась в направлении более песенно-ориентированного материала. Во время записи музыки для новой пластинки, у Porcupine Tree не было никакого контракта на его выпуск, но в уже в конце года им сделали заманчивое предложение, от которого они не смогли отказаться люди из компании Snapper/K-Scope и в марте 1999 года в свет появилась новая пластинка Stupid Dream, после которой последовал продолжительный тур по Британии, Италии, Греции, Голландии, Бельгии, Швейцарии, Германии, Франции, Польше и США. Три композиции с этого альбома - Piano Lessons, Stranger By the Minute и Pure Narcotic получили большое признание на мейнстримовых радиостанциях США и Британии, а также некоторое время бороздили как независимые, так и мажорные таблоиды. Хотя новая пластинка и отпугнула своей "попсовостью" многих старых поклонников группы, новый облик коллектива привлек новых почитателей, а уровень продаж значительно повысился.
Время, пока группа искала новый контракт даром не пропало и несколько месяцев спустя группа уже была готова записать новый альбом, посвященный смене тысячелетия, который был готов к февралю 2000 года. Сделав при помощи Дэйва Грегори из XTC струнные аранжировки, Porcupine Tree на новой пластинке под названием Lightbulb Sun показала всем смесь саундскейпов, песен и роковой энергетики альбома Stupid Dream, но в более органичной и мощной форме с еще более уверенным звуком. Альбом был выпушен в мае 2000 года, его выходу предшествовал сингл Four Chords That Made a Million, а аншлаговым концертом в лондонском Scala начался небольшой концертный тур по Британии, продолженный на следующий год выступлением на нескольких европейских фестивалях и большим совместным туром с Dream Theater, у которых они выступали на разогреве. Группа продолжала гастролировать вплоть до начала 2001 года, впервые посетив с крупным турне Германию. Там же, а также в Израиле вышло специальное двух-дисковое издание альбома Lightbulb Sun, а в мае того же года появился диск Recordings - компиляция, в которую вошли синглы и избранные вещи с двух предыдущих альбомов. Эта компиляция стала последним диском на лейбле KScope/Snapper по контракту. После того, как Porcupine Tree в июне 2001 года отыграли несколько концертов в США, они объявили, что впредь будут работать с гигантским международным лейблом Lava/Atlantic Records.
На следующий год, в феврале в Porcupine Tree произошла первая смена состава - группу покинул после 8-ми лет сотрудничества барабанщик Крис Мейтленд. Заменить его музыканты пригласили отличного барабанщика Гейвина Харрисона [Gavin Harrison]. В марте появился большой ретроспективный бокс-сет, содержащий ранние работы группы - Stars Die - the Delerium Years 1991-97, тем самым положив окончательно конец всем сотрудничествам со своими предыдущими лейблами. Тем временем начались сессии для новой пластинки, в течение которых было записано примерно 30 новых песен. Сессии проходили в Лондоне и Нью-Йорке совместно с ветераном звукового инжиниринга Полом Нортфилдом (который поработал в свое время с такими модными и известными коллективами, как Rush, Hole и сольным проектом Оззи Осборна), а также с аранжировщиком Дэйвом Грегори. Свести материал в Лос-Анджелесе помог Тим Палмер.
Долгожданный альбом In Absentia был выпущен на Lava в сентябре 2002 года (в Европе - в январе следующего года). Это была наиболее завершенная и законченная работа в дискографии Porcupine Tree, и, хотя некоторые композиции звучали тяжелее и жестче чем обычно, в общих чертах музыка стала утонченнее и красивей. Альбом стал бестселлером, попал в чарты многих европейских стран, а уровень продаж скоро перекрыл 100 тысяч копий. Группа вдогонку также выпустила версию звука 5.1 этого альбома, которую свел легендарный немецкий продюсер, обладатель Грэмми Эллиот Шайнер. В поддержку альбома, группа устроила гастроли по Европе и Северной Америке, одну из частей тура музыканты провели совместно со шведскими металлистами из Opeth. Во время турне состав группы был расширен за счет появления в нем вокалиста/гитариста Джона Уэсли. Во время этих гастролей, в помощь группе был также выписан режиссер и оператор Лассе Хойл, который обеспечивал мрачную и сюрреалистическую визуальную составляющую в выступлениях Porcupine Tree. Продолжительная кампания по продвижению альбома закончилась концертом 30-го ноября в лондонской Астории.
В 2003 году Porcupine Tree организовали свой небольшой лейбл Тransmission и он-лайн магазин, первыми пунктами каталога стали концертные записи для радио XM в Вашингтоне и на польском радио, да и вообще, главной целью этого лейбла стал выпуск хорошо оформленных, качественных концертных выступлений и эксклюзивных студийных записей. В 2003 году также тачалась длительная кампания по перевыпуску на двойных CD ранних альбомов группы.
В начале 2004 года Porcupine Tree отправились записывать новую пластинку Deadwing, вторую для Lava/Atlantic. Альбом навеян сценарием к будущему фильму, который Стивен написал совместно со своим другом - режиссером Майком Бенньоном. Сессии для альбома закончились в ноябре 2004 года, а общее число продаж дисков группы к тому времени превысило пол-миллиона экземпляров. По всему миру фан-клубы группы росли, а ряды поклонников коллектива увеличивались не по дням, а по часам. Новый альбом Deadwing был запланирован к выходу весной 2005 года как в Европе, так и в США, одновременно с версией 5.1 и синглами Shallow и Lazarus в Европе. За выходом альбома последовал мировой тур, два концерта которого, прошедшие 11 и 12 октября 2005 года в Чикаго, стали основой для первого официального концертного DVD группы, Arraving Somewhere, релиз которого состоялся в 2006 году.
Последний альбом вызвал неоднозначное чувство у слушателей. Многие его обвиняют в простоте лирики и ухода от привычных тем. Другие же отмечают многоплановость композиций, сильную музыкальную составляющую альбома, на котором присутствуют и простая попсовая песня Fear Of A Blank Planet, и комплексная и монументальная Anesthetize, которую многие слушатели считают лучшей на альбоме, а также лирические и сентиментальные, как Sentimental и My Ashes. Тематика альбома затрагивает проблемы современной молодёжи, их увлечения, страхи, надежды.
Tour Of A Blank Planet, как окрестили его менеджеры группы, стал еще более продолжительным, во время этих продолжительных гастролей группа успела дважды обогнуть земной шар, а также посетить страны, в которых Porcupine Tree еще никогда не выступали. Этими странами стали Австралия, где группа дала серию концертов в конце апреля 2008 года, а также Россия! Первое выступление Porcupine Tree в нашей стране состоялось 6 июля 2008 года в Москве, в клубе Б1 Maximum. Слова Стивена во время концерта в Москве о том, что группа не сможет сыграть все любимые песни поклонников за один вечер, но обещает обязательно исполнить их в ходе будущих концертов в России, дает основание надеяться, что мы еще не раз сможем увидеть и услышать любимые песни любимой группы в живом исполнении!
Название группы:
Отказываясь отвечать на вопросы, Стивен Уилсон родил тем самым почву для разнообразейших теорий о происхождении названия группы. Существует несколько теорий на этот счёт, например:
У североамериканских индейцев есть легенда о дикобразе, который обманывает других зверей, сажая под собой дерево, и, когда оно вырастает, он с высоты может выстрелить в зверей своими иглами, чтобы убить их.
В книге Дугласа Хофштадтера Metamagical Themas, посвящённой компьютерам, фракталам и рекурсии много внимания уделяется структурам «деревьев». В этой книге есть иллюстрация в виде бесконечного дерева из дикобразов к фракталам на стр. 409. Стивен Уилсон работал программистом и мог взять название группы оттуда.
Название может быть просто намёком на острые листья марихуаны.
В пьесе Эдварда Олби 1962 года Кто боится Вирджинию Вулф? упоминается, что один из персонажей, «спасаясь от дикобраза… вьехал прямо в дерево».
Джон Уэсли объясняет, что в Лондоне есть паб под названием «Дикобраз», и дерево неподалёку называется «Деревом дикобраза». Как бы то ни было, сам Стивен Уилсон никогда в этом пабе не был.
У знаменитой прогрессив-рок группы Genesis есть песня под названием «Back in NYC». В ней есть строка — «As I cuddled the porcupine, he said I had none to blame but me.» (англ. Когда я укололся о дикобраза, он сказал, что мне некого винить, кроме себя.) Член группы Питер Гэбриел объяснил, что «уколоться о дикобраза» — метафора о мастурбации. Учитывая, что Porcupine Tree начиналась как шутка, возможно, название группы — аллюзия на мужские гениталии.
Дискография:
«On The Sunday Of Life» (июль 1991)
«Up The Downstair» (май 1993)
«The Sky Moves Sideways» (февраль 1995)
«Metanoia» (июль 1996)
«Signify» (сентябрь 1996)
«Stupid Dream» (март 1999)
«Lightbulb Sun» (май 2000)
«In Absentia» (сентябрь 2002)
«Deadwing» (март 2005)
«Warszawa» (февраль 2005)
«Fear of a Blank Planet» (апрель 2007)
«We Lost The Skyline» live (2008)
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии5