300 спартанцев - ляпы и проколы в фильме
Новая историческая драма «300» о подвигах древних спартанцев, несмотря на колоссальный успех в мартовском прокате, имеет ряд неточностей и исторических ошибок, считает доцент древнегреческой истории Университета Торонто Эфраим Литл. В обзоре газеты Toronto Star он анализирует сомнительные с исторической точки зрения подробности нового фильма.
«Битва при Фермопилах была реальной, но насколько реально число спартанцев – 300? Конечно, история изменяется постоянно. Главное — каким образом и зачем. Я не вижу причин спорить, были ли, действительно, щиты и туники в количестве 300 штук. Я могу понять визуальную необходимость в изображении накачанных животов. Но, с другой стороны, изображение трехсот отдельных, идеализирующих спартанское общество воинов я считаю неприемлемым и спорным», — пишет историк.
Ученый утверждает, что очень мало известно и о царе Леониде, и поэтому «создание истории о нем непонятно». Как известно, дети в Древней Спарте забирались у матерей и отдавались на военное обучение. Такая система спартанского воспитания получила название agoge (от греч. — увод). Мальчики воспитывались в трудных условиях, их заставляли ходить босиком зимой и спать на непокрытой земле. Но будущие цари были избавлены от всего этого.
Неизвестно, получил ли Леонид спартанское воспитание, продолжает историк, но он мог воспитываться, не убивая волков, но убивая разоруженных рабов в местности известной как Криптея. Эти рабы были греками, урожденными из Лаконии и Мессении, которые подчинялись совсем небольшой группе населения, которая наслаждалась так называемой спартанской «свободой». Оставляя свои поместья рабам, спартанцы могли себе позволить быть профессиональными солдатами, хотя, в действительности, у них не было выбора: защищать государство расово-социального апартеида — это была их постоянная работа.
Высшими должностными лицами Древней Спарты были эфоры. Власть избираемых ежегодно пяти эфоров распространялась и на царей. Нет свидетельств того, противостояли ли они кампании Леонида, несмотря на то, что по сюжету «300 спартанцев» Леонид рассматривал незаконную войну как служение высшему добру. Для молодых людей образ царя Леонида не будет понятен, поскольку он изображен суперменом. Для контраста между добром и злом, в фильме эфоры изображены не только как развратные и коррумпированные чиновники, но и прокаженные старцы.
Предатель Эфиальт из местного малийца, здорового телом, превращен в гротескную фигуру. Его искривленная по фильму спина означает, что он не мог бы сражаться в фаланге. Скорее всего, по законам спартанской евгеники, он был бы умерщвлен еще будучи младенцем.
Персы в фильме изображены монстрами и сумасбродными педерастами. Ксеркс, ростом в восемь футов, ярко накрашенный, с телом в пирсинге, не выглядит уродливым, поскольку известно, что он был гомосексуалистом, что противопоставляет его сугубо нравственному сообществу 300 спартанцев. Однако, очевидно, что это ирония создателей фильма, поскольку педерастия стала неотъемлемой частью спартанского воспитания. Это было предметом частого осмеяния в афинской комедии, где слово «спартанец» являлось равнозначным «мужеложцу».
Таким, образом, историк Эфраим Литл приходит к выводу, что фильм заметно искажает историю: персы превращаются в монстров, а греки все слишком человечны.
По сведениям историка древности Геродота, Леонид руководил армией, состоящей примерно из 7 тыс. греков. В 480 году до нашей эры огромная армия Персидской империи, мировой державы того времени, вторглась в Грецию. Разрозненные греческие города-государства пытались организовать сопротивление захватчикам.
Согласно Геродоту, персидская армия превышала по численности пять миллионов человек. Современные историки считают эту цифру невероятной и дают более сдержанные оценки — несколько сот тысяч человек. На тот момент это была крупнейшая армия в истории.
Возле ущелья Фермопилы в Центральной Греции триста воинов-спартанцев во главе с царем Леонидом вызвались прикрыть отступление греческого ополчения. Укрепившись в узком ущелье, спартанцы два дня отражали атаки противника. В фильме «300 спартанцев» царь Леонид разрешает группе нетренированных греков принять участие в бою.
Героическое сопротивление спартанцев завершилось, когда предатель Эфиальт провел персидские войска в тыл их обороны. Все спартанцы во главе со своим царем Леонидом полегли на поле боя, однако сумели надолго задержать наступавших персов. Фермопильское сражение стало началом конца для персидской армии.
В том же году, после жестокого поражения от греков в морской битве при Саламине, персидский царь Ксеркс был вынужден отступить из Греции. Однако в фильме «300 спартанцев» нет упоминания о том, что многие спартанцы смогли бежать, благодаря афинянам, и что именно афиняне в скором времени спасут всю Грецию, разгромив персов в Саламине.
Все неточности фильма разрушают общее впечатление от картины, в которой греческий идеал олицетворяют сомнительные герои — спартанцы. «Большинство греков продавали свои дома в Афинах за хибары в Спарте. Это все равно, что я бы сейчас продал свою квартиру в Торонто на комнату в Пхеньяне», — пишет Литл. По словам современных историков, фильм является неестественным изображением мира Древней Греции.
Однако отметим, фильм «300», снятый по одноименному графическому роману Фрэнка Миллера в жанре кинокомикса и совсем не претендующий на историческую достоверность, зрители встречают весьма доброжелательно. Премьера фильма обернулась исключительным успехом не только в США и Канаде, но и в Греции. По данным кинотеатров, за первые четыре дня проката в Греции было продано 325 тысяч билетов на фильм, шедший в 139 залах.
Фильму Зака Снайдера удалось в полтора раза превзойти предыдущий рекорд греческого проката, принадлежавший второй части «Пиратов Карибского моря», на который в первые четыре дня было продано 220 тысяч билетов. В этом отношении «300» повторил тенденцию кинорынка США, где только за первый уикенд фильм собрал 70 млн долларов в прокате. Власти города Спарта на Пелопоннесе даже вручили почетные грамоты создателям фильма за рекламу, которую, по мнению городских властей, фильм принесет Спарте.
В Греции обычно ревниво следят за сюжетами фильмов, повествующих о древнегреческой истории. Так, некоторое время назад протесты вызвал фильм «Александр» о великом полководце древности Александре Македонском. В основном критичными были отзывы и о вышедшем несколько лет назад масштабном блокбастере «Троя».
Ученый утверждает, что очень мало известно и о царе Леониде, и поэтому «создание истории о нем непонятно». Как известно, дети в Древней Спарте забирались у матерей и отдавались на военное обучение. Такая система спартанского воспитания получила название agoge (от греч. — увод). Мальчики воспитывались в трудных условиях, их заставляли ходить босиком зимой и спать на непокрытой земле. Но будущие цари были избавлены от всего этого.
Неизвестно, получил ли Леонид спартанское воспитание, продолжает историк, но он мог воспитываться, не убивая волков, но убивая разоруженных рабов в местности известной как Криптея. Эти рабы были греками, урожденными из Лаконии и Мессении, которые подчинялись совсем небольшой группе населения, которая наслаждалась так называемой спартанской «свободой». Оставляя свои поместья рабам, спартанцы могли себе позволить быть профессиональными солдатами, хотя, в действительности, у них не было выбора: защищать государство расово-социального апартеида — это была их постоянная работа.
Высшими должностными лицами Древней Спарты были эфоры. Власть избираемых ежегодно пяти эфоров распространялась и на царей. Нет свидетельств того, противостояли ли они кампании Леонида, несмотря на то, что по сюжету «300 спартанцев» Леонид рассматривал незаконную войну как служение высшему добру. Для молодых людей образ царя Леонида не будет понятен, поскольку он изображен суперменом. Для контраста между добром и злом, в фильме эфоры изображены не только как развратные и коррумпированные чиновники, но и прокаженные старцы.
Предатель Эфиальт из местного малийца, здорового телом, превращен в гротескную фигуру. Его искривленная по фильму спина означает, что он не мог бы сражаться в фаланге. Скорее всего, по законам спартанской евгеники, он был бы умерщвлен еще будучи младенцем.
Персы в фильме изображены монстрами и сумасбродными педерастами. Ксеркс, ростом в восемь футов, ярко накрашенный, с телом в пирсинге, не выглядит уродливым, поскольку известно, что он был гомосексуалистом, что противопоставляет его сугубо нравственному сообществу 300 спартанцев. Однако, очевидно, что это ирония создателей фильма, поскольку педерастия стала неотъемлемой частью спартанского воспитания. Это было предметом частого осмеяния в афинской комедии, где слово «спартанец» являлось равнозначным «мужеложцу».
Таким, образом, историк Эфраим Литл приходит к выводу, что фильм заметно искажает историю: персы превращаются в монстров, а греки все слишком человечны.
По сведениям историка древности Геродота, Леонид руководил армией, состоящей примерно из 7 тыс. греков. В 480 году до нашей эры огромная армия Персидской империи, мировой державы того времени, вторглась в Грецию. Разрозненные греческие города-государства пытались организовать сопротивление захватчикам.
Согласно Геродоту, персидская армия превышала по численности пять миллионов человек. Современные историки считают эту цифру невероятной и дают более сдержанные оценки — несколько сот тысяч человек. На тот момент это была крупнейшая армия в истории.
Возле ущелья Фермопилы в Центральной Греции триста воинов-спартанцев во главе с царем Леонидом вызвались прикрыть отступление греческого ополчения. Укрепившись в узком ущелье, спартанцы два дня отражали атаки противника. В фильме «300 спартанцев» царь Леонид разрешает группе нетренированных греков принять участие в бою.
Героическое сопротивление спартанцев завершилось, когда предатель Эфиальт провел персидские войска в тыл их обороны. Все спартанцы во главе со своим царем Леонидом полегли на поле боя, однако сумели надолго задержать наступавших персов. Фермопильское сражение стало началом конца для персидской армии.
В том же году, после жестокого поражения от греков в морской битве при Саламине, персидский царь Ксеркс был вынужден отступить из Греции. Однако в фильме «300 спартанцев» нет упоминания о том, что многие спартанцы смогли бежать, благодаря афинянам, и что именно афиняне в скором времени спасут всю Грецию, разгромив персов в Саламине.
Все неточности фильма разрушают общее впечатление от картины, в которой греческий идеал олицетворяют сомнительные герои — спартанцы. «Большинство греков продавали свои дома в Афинах за хибары в Спарте. Это все равно, что я бы сейчас продал свою квартиру в Торонто на комнату в Пхеньяне», — пишет Литл. По словам современных историков, фильм является неестественным изображением мира Древней Греции.
Однако отметим, фильм «300», снятый по одноименному графическому роману Фрэнка Миллера в жанре кинокомикса и совсем не претендующий на историческую достоверность, зрители встречают весьма доброжелательно. Премьера фильма обернулась исключительным успехом не только в США и Канаде, но и в Греции. По данным кинотеатров, за первые четыре дня проката в Греции было продано 325 тысяч билетов на фильм, шедший в 139 залах.
Фильму Зака Снайдера удалось в полтора раза превзойти предыдущий рекорд греческого проката, принадлежавший второй части «Пиратов Карибского моря», на который в первые четыре дня было продано 220 тысяч билетов. В этом отношении «300» повторил тенденцию кинорынка США, где только за первый уикенд фильм собрал 70 млн долларов в прокате. Власти города Спарта на Пелопоннесе даже вручили почетные грамоты создателям фильма за рекламу, которую, по мнению городских властей, фильм принесет Спарте.
В Греции обычно ревниво следят за сюжетами фильмов, повествующих о древнегреческой истории. Так, некоторое время назад протесты вызвал фильм «Александр» о великом полководце древности Александре Македонском. В основном критичными были отзывы и о вышедшем несколько лет назад масштабном блокбастере «Троя».
Комментарии29