Замки Франции: Мон-Сен-Мишель (Mont Saint Michel)
ЧАСТЬ 1
До появления возведенных человеком построек гора Сен-Мишель была лишь скалой с крутыми склонами, высотой в восемьдесят метров. Гранит, из которого она состоит, очень крепкий и не поддается эрозии уже в течение тысячелетий. Вокруг Сен-Мишеля простирался густой лес, который, как предполагают, назывался лесом Сисси. Со временем под напором моря лес исчез. По легенде, настоящий цунами - огромный вихрь воды и ветра изменил пейзаж в начале VIII века. Так гора Сен-Мишель вместе с соседним холмом Томбелен как бы отделились от континента, на время прилива превращаясь в остров. По песчаным берегам вокруг горы протекают три реки: Се, Селюн и Куэнон. Последняя является границей между Бретанью и Нормандией. Французская пословица гласит: "Куэнон сошел с ума, вот почему гора Сен-Мишель очутилась в Нормандии".
Во времена древних римлян Мон-Сен-Мишель еще не был островом. Мрачную необитаемую скалу, омываемую волнами Атлантики, называли тогда Могильной Горой — возможно, кельты использовали это место для своих захоронений. Друиды приходили сюда поклоняться заходящему солнцу, и римляне впоследствии еще долго сохраняли этот ритуал. В лучах погружающегося в море светила рождались ослепительные легенды: согласно одной из них именно на Могильной Горе был тайно похоронен Юлий Цезарь — в золотом гробу, в золотых сандалиях…
В V веке часть берега опустилась под воду, Могильная Гора превратилась в остров, отделенный от материка почти шестикилометровой полосой моря. Лишь дважды в сутки, в отлив, море обнажало илистое дно и открывало опасный проход к острову.
Собственная история Мон-Сен-Мишель началась в 708 году, когда одному епископу из городка Авранш явился во сне архангел Михаил и повелел построить на Могильной Горе часовню. Поначалу Обер — так звали епископа, позднее причисленного к лику святых, — был охвачен сомнениями: ни первое, ни даже второе явление архангела его не убедило. В третий раз архангел Михаил, вновь вторгшийся в мирный сон священника, был окружен грозным и величественным сиянием: повторив свой прежний приказ, он стукнул нерешительного нормандца лучистым перстом по лбу. Пробудившись ото сна, Обер нащупал на черепе вмятину и, уже не раздумывая, отправился к Могильной Горе.
Чудеса сопровождали строительство часовни. Громадный валун, занимавший площадку на вершине горы, скатился вниз от прикосновения ноги ребенка. Каменистый остров посреди моря был лишен пресной воды. Но Святой Обер, уже ощутивший чудодейственное прикосновение архангела, ударил посохом о скалу, и из-под нее забил целебный источник. Да и сам Михаил, окруженный небесным сиянием, изредка являлся строителям темными, грозовыми ночами.
В 966 году первых монахов заменили бенедиктинцы, придерживавшиеся обетов бедности, целомудрия, послушания аббату. Владения монастыря постепенно увеличивались благодаря финансовой помощи сеньоров Нормандии, Бретани, Италии и Англии. На вершине скалы была построена огромная церковь. В свободные от молитв часы монахи составляли, переписывали и изучали манускрипты по литературе, истории и наукам.
В то время царствовала романская архитектура. Ее отличительные черты - мощные колонны и гигантские арки, поддерживавшие своды и остов. Для укрепления монастырских стен на склонах скалы были построены склепы-часовни.
С тех пор как на Мон-Сен-Мишель поселились монахи-бенедиктинцы, тысячи людей стали приходить к острову, чтобы заслужить покровительство архангела Михаила — сокрушителя дьявола, охраняющего от зла. Многие гибли в зыбучих песках бухты, тонули в приливных волнах, так и не добравшись до заветной цели. Рассказывают легенду об одной женщине, которая на последнем месяце беременности отправилась в одиночку к Мон-Сен-Мишель. Выйдя на берег бухты и увидев впереди столь близкий и манящий силуэт Горы, она, поддавшись иллюзии, пошла через пески, но не рассчитала силы: расстояние оказалось слишком велико. Начался прилив.
Ветер усилился, из-за Горы показались пенистые языки быстро приближавшегося моря. Женщина поняла, что погибает, легла на песок, приготовившись к смерти и умоляя Деву Марию о поддержке. Ревущее море сомкнулось вокруг нее, но — о чудо! — образовав подобие водяной башни, волны даже не коснулись бедной женщины. Оставаясь внутри этого чудесного «колодца», женщина разрешилась мальчиком и, когда море схлынуло, крестила своего младенца морской водой. Рыбаки, отправившиеся на поиски тела, были поражены, найдя ее целой и невредимой с ребенком на руках. В память об этом чуде, произошедшем в 1011 году, Гильдебер, тогдашний настоятель аббатства, установил в бухте громадный крест. Долгое время он возвышался посреди песка и волн, пока море не поглотило его...
Бухта Мон-Сен-Мишель всегда славилась своими приливами — перепад между самым высоким и самым низким уровнями моря достигает здесь рекордной величины 15 метров. Из-за малых глубин и ровного дна море во время отлива отступает от берега на 15—20 километров, назад же возвращается обычно со скоростью пешехода — около 4 км/ч, хотя, говорят, кое-где при сильном попутном ветре эта скорость может вырасти и до 30 км/ч. Легенды о приливах, догоняющих всадника, рассказы о повозках, бесследно исчезающих вместе с лошадьми в громадных зыбунах, описания ужасной гибели путников, затянутых в мокрый песок, — чего во всем этом больше, правды или вымысла?
Отлив в бухте всегда начинается как-то неожиданно: еще недавно всюду, куда ни кинь взгляд, плескалось белесовато-мутное море, как уже везде проступил такого же цвета песок, коварством которого были «загипнотизированы» почти все французские классики — от Гюго до Мопассана. Песок этот кажется вполне безобидным, пока не спустишься на его предательски зыбкую, всю в лужах от недавно отступившей воды поверхность. Дело в том, что песок бухты больше похож на ил, он плотен, когда высыхает, но, смешиваясь с водой, превращается в вязкую глинистую массу. Дно во множестве изборождено руслами речушек и ручьев — и именно они, по-видимому, и представляют реальную опасность. Потоки воды легко разжижают песок, и в руслах (а также и под руслами) даже небольших ручейков могут образоваться те коварные зыбуны, в которые рискует угодить излишне самонадеянный путешественник. И хотя сегодня вблизи Мон-Сен-Мишель уже не бывает столь драматических приливов, как раньше, мало кто рискует отправляться на прогулку по дну бухты, не зная «расписания» моря.
За тысячу лет приливы принесли в бухту столько песка, что береговая линия продвинулась к западу почти на 5 километров, вплотную приблизившись к Мон-Сен-Мишель. Люди завершили этот процесс, построив в 1879 году дамбу, по которой теперь мчатся автомобили. Сегодня Мон-Сен-Мишель бывает настоящим островом только 2—3 раза в год, когда особенно сильные приливы захлестывают шоссе. Благодаря дамбе количество людей, ежегодно посещающих Мон-Сен-Мишель, превышает 2,5 миллиона, скоростные поезда TGV доставляют сюда из Парижа однодневных экскурсантов — но на самый верх Горы, где расположены церковь XI века и монастырь Ла-Мервей, поднимается не более трети всех прибывших.
Традиция паломничества к Мон-Сен-Мишель уходит корнями во времена cв. Обера, но и сегодня люди едут к Горе не только отдавая дань моде, — многие стараются задержаться здесь на несколько дней. Вечерами, когда Мон-Сен-Мишель покидают автобусы с туристами, улица Гранд-Рю, ведущая наверх, становится менее оживленной, пустеют залы монастыря. Эти предвечерние часы — лучшее время для знакомства с архитектурным ансамблем Мон-Сен-Мишель.
Со времени основания несколько катастроф проверяли на прочность существование аббатства. В 922 году его поразил пожар, в 1103 году верхние части нефа церкви обвалились, в 1203 вновь огонь пытался разрушить монастырь. Другие катастрофы происходили от людей. Столетняя война между Францией и Англией вместе с эпидемией чумы опустошала земли. После разгрома французов в Азенкуре в 1415 году Нормандия перешла к англичанам. В 1423 году островок Томбелен был осажден англичанами. Осада Сен-Мишеля началась в 1424 году, когда англичане решили захватить непокорный бастион, защищенный крепостными стенами и морем, однако, попытки были неудачными. По периметру залива расположились войска, напротив Сен-Мишеля был построен небольшой форт, с моря островок заблокировала флотилия. На протяжении всей Столетней войны Сен-Мишель оставался единственной французской территорией в Нормандии, не захваченной англичанами.
По легенде, выстоять монастырю помог Святой Михаил, явившийся Жанне Д'Арк и позвавший ее возглавить спасение Франции. Последняя попытка англичан взять крепость в 1433 году не увенчалась успехом, хотя в городе вспыхнул пожар, деревянные дома сгорели и были повреждены стены.
Строительство монастырской церкви началось в 1023 году и продолжалось почти столетие. Башня и неф, выстроенные в романском стиле, сохранили первоначальный вид. Церковь поднялась высоко над Горой (привычного всем шпиля на башне, правда, еще не было) и сразу была атакована молниями. Каждые 25—30 лет на острове вспыхивали крупные пожары. А после того как в 1204 году Франция присоединила к себе Нормандию, строптивый Мон-Сен-Мишель был предан огню уже по воле людей.
Старое аббатство полностью сгорело, и в 1211-м французский король Филипп II, желая, очевидно, искупить свой грех перед архангелом Михаилом и его сожженной обителью, начал строительство знаменитого аббатства Ла-Мервей (в переводе — «чудо»). Всего за 17 лет — срок невероятный для того времени — был создан архитектурный шедевр, считающийся ныне общепризнанным образцом средневековой готики.
Поражающий своими размерами Ла-Мервей выстроен на узкой скале и поэтому, в отличие от других монастырей, имеет вертикальную структуру: он состоит из двух трехэтажных секций. Восточная секция, по замыслу создателей, предназначалась для удовлетворения телесных потребностей. На первом этаже располагался зал для наиболее бедных паломников, здесь они должны были жить и питаться. Над ними — в зале для гостей — аббат принимал и потчевал высокопоставленных персон, третий этаж представлял собой трапезную для монахов. В западной секции первый этаж занимала кладовая. На втором располагался Рыцарский зал, который со своими огромными печами фактически служил для обогрева монастыря.
Этот зал, первоначально носивший название скрипториум, предназначался для работ с манускриптами, однако в нем было слишком темно, поэтому все рукописные работы монахи осуществляли в трапезной, где из необычно узких, высоких и близко расположенных окон лился ровный и ясный свет. Третий этаж в западном крыле занимала крытая галерея — своеобразный «приют спокойствия», предназначавшийся как для чтения и размышлений, так и для прогулок монашеской братии. Уникальная архитектура этой галереи, словно висящей между небом и землей, по выражению одного из летописцев монастыря, «позволяла Господу спуститься к человеку, не потеряв своего величия».
Во время Столетней войны (1337—1453 годы) Мон-Сен-Мишель, который так и не был взят англичанами, вдохновлял на подвиги знаменитую Жанну д`Арк, а после войны его слава вышла далеко за пределы Франции. В этот период достигли своего пика труднообъяснимые массовые паломничества детей. Бросая дома и родителей, тысячи мальчиков и девочек в возрасте от 7 до 15 лет направлялись к Мон-Сен-Мишель. Таинственный небесный зов собирал их со всей Европы — из Польши и Фландрии, Германии и Швейцарии. Они шли через Францию, выстроившись в колонну по двое, и скандировали: «Во имя Господа мы шагаем, к Сен-Мишелю мы идем!» Взрослые боялись им мешать. Так, отец одного ребенка, пытаясь остановить его, в сердцах воскликнул: «Именем дьявола заклинаю: вернись домой!» — и тут же упал замертво. Мать другого малолетнего «паломника», попытавшаяся силой удержать его, онемела и оглохла. Многие дети гибли в пути, замерзали от холода — родители пребывали в ужасе и растерянности. Наконец религиозные власти начали выступать с осуждением подобной экзальтации, а один германский теолог вообще назвал небесный зов, побуждающий детей к паломничеству, «гласом дьявола».
В начале XVI века лицо города на горе изменилось. Наместник французского короля закончил строительство укреплений. Вход в городок защищали городские вороты, укрепленные рвом, подъемными мостами и опускными решетками. Тогда аббатство оказалось втянутым в религиозные войны. Его пытались захватить протестанты. Зная о неприступности крепости, они решили взять его хитростью. Переодевшись паломниками, гугеноты проникли внутрь, спрятали там оружие и напоили вином сторожей. Раскрывший намерения врагов аббат забил тревогу, и план протестантов не осуществился. Со временем монастырская жизнь ухудшалась, средств на реконструкцию зданий становилось все меньше. Позднее крепость превратилась в морскую тюрьму, куда короли ссылали непокорных аристократов, священников, политических деятелей.
В 1469 году король Людовик XI учредил рыцарский орден архангела Михаила, а в 1472-м разместил в одной из самых сырых камер монастыря железную клетку для особо опасных преступников — адское изобретение кардинала Балю. Клетка представляла собой частокол из толстых деревянных прутьев, окованных железом, ее на цепях подвешивали к своду, так что при каждом движении узника клетка начинала раскачиваться. Попавшим в эту клетку несчастным надеяться было не на что — несмотря на усилия сострадавших им монахов, довольно скоро они сходили с ума и умирали от голода и холода. Клетка исправно служила французским королям на протяжении 300 лет, одним из последних в ней мучился Виктор Дюбур, журналист, осужденный в 1745 году за памфлет на Людовика XV. Дюбур умер спустя год после заточения, а в 1777-м жуткая клетка наконец была уничтожена. При Наполеоне монастырь служил государственной тюрьмой, и только в 1863 году тюрьму закрыли, а Мон-Сен-Мишель объявили национальным достоянием.
В эпоху Французской революции монахи-бенедиктинцы были изгнаны из аббатства Святого Михаила, и остров стал называться "свободной горой". На самом деле происходило разграбление монастыря. Отсюда были вывезены романские витражи, а аббатство стало просто тюрьмой, принимавшей политических заключенных. Темница была упразднена во время Второй Империи, а в 1874 году Сен-Мишель стал "историческим памятником". С этого момента сюда стали приезжать новые путешественники - туристы. Тогда же сюда приехали бенедиктинцы, основавшие новое аббатство. Началась реставрация монастыря, последнюю важную деталь своего облика Мон-Сен-Мишель получил в 1897 году — башня собора была увенчана неоготическим шпилем и 500-килограммовой позолоченной фигурой Михаила-архангела.. В 1900 году началось строительство мола, открывшего путь в Сен-Мишель. В 1965-1966 гг. монастырь отпраздновал свое тысячелетие. В 1979 году Сен-Мишель был признан всемирным наследием ЮНЕСКО.
Мон-Сен-Мишель виден издалека. Днем и ночью одинокий силуэт Горы, несущей на себе сказочный город, маячит над крышами аккуратных нормандских домиков. Устремленный в небо шпиль — будто грозящий перст Архангела. Может быть, он напоминает, что дух Мон-Сен-Мишеля остается таким же твердым и неприступным, как и сотни лет назад.
Дамба нарушила отлаженный природой приливно-отливный режим, и участки бухты вокруг Мон-Сен-Мишель стали заполняться песком и илом. Прежние заливные луга — польдеры — давно стали травянистым берегом, вплотную придвинувшимся к острову. Стада нормандских овец уже «осадили» стены исторического памятника, занесенного в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Чтобы вернуть Мон-Сен-Мишель его прежний, овеянный легендами, облик, в устье реки Куэнон, огибающей Гору, начато строительство приливно-отливного барьера. Новая дамба будет задерживать попадание ила в реку во время прилива и способствовать его выносу в Ла-Манш во время отлива. Таким образом, земли вокруг аббатства, постоянно находящиеся под водой, постепенно будут очищаться от осадочных пород. Дорогостоящий проект предполагается закончить в будущем году.
При полностью открытых шлюзах дамба будет практически не видна. В дальнейшем, когда море вернется, старая подъездная дамба будет заменена пешеходным мостом, автомобильное движение по которому прекратится, а туристов, желающих посетить исторический памятник, будут доставлять на его территорию на специальном пароме.
Соседний с Сен-Мишелем островок Томбелен, в переводе с французского означающий "маленькая могила", в свое время являлся скромным подобием соседнего аббатства. Там были построены монастырь и часовня, куда в поисках уединения отправлялись монахи. Постепенно он тоже превратился в крепость, в которой по преданию умерла невеста короля Артура Элен, однако позднее был разрушен по приказу Людовика XIV. Сегодня это пустынный остров.
Постройки острова состоят из монастырских и светских строений. Все сооружения окружены крепостными стенами с дозорными башнями, возведенными в XV веке. Это свидетельство создания оборонительной системы аббатства. Башни, соединенные между собой дозорными путями, не возвышаются над крепостными стенами, а оказываются защищенными ими. В горизонтальных бойницах помещались бомбарды - гигантские пушки позднего Средневековья. На вершине горы расположилась церковь, строительство которой началось еще в XI веке. Неф церкви построен в романском стиле, часть собора была достроена в XV веке в стиле пламенеющей готики. Шпиль церкви увенчан золотой фигуркой архангела Михаила. В аббатстве стоит посмотреть галерею для прогулок монахов, зал Аквилона, апартаменты Робера де Ториньи. Этот аббат монастыря приказал построить помещения с видом на море. Здесь он принимал гостей, судил монахов.
Интересным памятником является церковь Нотр-Дам-су-Терр, построенная в середине Х века, относящаяся к дороманскому периоду. Когда-то она находилась под открытым воздухом, затем были возведены ее своды, затем она была превращена в усыпальницу. Готическую часть аббатства Ла Мервей построили после разрушений XIII века, чтобы заменить монастырские здания романского периода. На нижнем этаже раздавали пищу беднякам, на втором в гостином зале аббат принимал влиятельных посетителей, выше располагалась трапезная. Прекрасным местом прогулок является крытая галерея - последний этаж Ла Мервея. Это место называют садом между небом и морем, так как из него открывается вид на океан. Аркады галереи украшены скульптурами из каенского известняка.
Сен-Мишель, как и любой старинный французский город, имеет свой герб. На гербе аббатства изображена россыпь ракушек черного цвета, переплетенных геральдическими лилиями Франции. Ракушки напоминают о паломничестве, поскольку они являлись отличительным знаком пилигримов. Лилии говорят об опеке монастыря и крепости королем Франции. Иногда для украшения добавлялись жезл и митра, указывающие на сан аббатства, приравненного к епископству. Каждый аббат имел свой личный фамильный герб, который зачастую изображался на витражах церквей.
Аббатство Сен-Мишель славилось своими реликвиями - золотой статуей архангела Михаила, своими драгоценными старинными манускриптами. Коллекция насчитывает 203 манускрипта, 199 из которых относятся к эпохе Средневековья. С течением времени коллекция скудела. Во время обрушения библиотеки аббатства в 1300 году были похоронены некоторые манускрипты, большинство же реликвий было потеряно и разграблено во время французской революции. В 1882 году неизвестный посетитель в сутане унес требник XIV века. Сегодня двадцать манускриптов разбросаны по миру, так, романская библия в двух томах находятся в Бордо. 203 манускрипта составляют самую прекрасную коллекцию в Европе романской эпохи, являясь памятником искусства каллиграфии. Манускрипты составлялись в скриптории, комнате в аббатстве, в которой монахи получали познания не только в области теологии, но и философии, праве, истории, медицине, музыке и даже астрономии. Расцвет создания манускриптов пришелся на XI век. Однако вскоре, уже в XIII веке начался упадок. Монахи уезжали получать образование в Париж, и привозимые ими манускрипты составлялись светскими людьми. Манускрипты монахов Сен-Мишеля, оригинальные и единственные в своем роде, по праву считаются всемирным культурным наследием.
Многие приезжают в Мон Сен-Мишель не только для того, чтобы осмотреть достопримечательности, узнать историю монастыря и полюбоваться прекрасным видом на океан и континент со стен аббатства. Захватывающим зрелищем является прилив, амплитуда которого (а точнее, разница между уровнем отлива и уровнем прилива водном выбранном месте) считается самой сильной на всем европейском побережье Атлантики. За несколько часов морские волны пробегают несколько километров, и их скорость невероятна. Чтобы не пропустить час прилива, по приезде в Сен-Мишель стоит обратиться за справкой в туристическое бюро.
Залив является уникальным природным заповедником. Здесь ежегодно выращивают 10 тыс. тонн мидий, а растительность занимает только 1% его площади, являясь, тем не менее, пастбищем для 10 тыс. овец. Сюда прилетают утки и другие птицы, питающиеся плодородным илом. В этой местности установлена "природная зона экологического значения". Залив является перекрестком миграционных путей, своего рода международным перевалочным пунктом для пепельных гусей, черных уток-турпанов. В водах залива появляются на свет 80 видов рыб, а также дельфины Риссо, серого окраса с небольшими крапинками на спинах, длина которых достигает 3,5 метров. Каждый год сюда приплывает около десятка морских котиков, чтобы вывести здесь свое потомство. Однако картина не столь идиллична. Сен-Мишель рискует окончательно слиться с континентом, поскольку строительство польдеров для нужд сельского хозяйства и животноводства значительно ускоряет наступление песка. В 1997 году премьер-министр Франции Лионель Жоспен утвердил программу по восстановлению в заливе первоначального окружающего ландшафта. Цель - остановить разрастание так называемых естественных прерий.
Французы говорят, что все дороги ведут к этому чуду архитектуры. Из Парижа до Сен-Мишеля можно добраться на скоростном поезде TGV или на машине до Ренна, затем по дороге в направлении Dol-de-Bretagne. Ежегодно Сен-Мишель посещает около миллиона туристов, сюда приезжают на поезде, на автомобиле и на автобусах. Автомобильная стоянка невелика, а желающих остановиться очень много. Взобравшись на гору, можно увидеть тысячи машин и автобусов. Вход на территорию монастыря платный, для детей до 12 лет бесплатный. Монастырь открыт для посещения круглый год за исключением некоторых праздничных дней (1 января, 1 мая, 1 ноября, 11 ноября и 25 декабря). На горе Святого Михаила есть кафе, работает 25 сувенирных магазинчиков и три музея - морской музей, археологический музей и музей истории. Остановиться можно на континенте и в самом Сен-Мишеле.
Тем, кого поразит вид горы Сен-Мишель днем, стоит задержаться здесь до темноты. Ночью остров становится еще более загадочным. Говорят, что ночи горы Сен-Мишеля прекрасней его дней. Линии неба, земли и моря сливаются, пейзаж озаряется лунным светом. Днем можно оценить архитектурные и исторические достоинства, ночью - духовные. В программу экскурсий включена также ночная прогулка по острову.
Чтобы попасть к комплексу зданий аббатства, нужно дойти до конца Grande rue и затем подняться по каменной лестнице. Большую часть помещений можно осмотреть самостоятельно, но в стоимость билета включена часовая экскурсия (на французском и английском языках). В день бывает 5-6 экскурсий. Последняя начинается за полчаса до закрытия.
Планировка аббатства нетипична. Она изначально определялась формой скалы и дефицитом строительных площадей. Монахи вынуждены были разместить элементы архитектурного комплекса друг над другом. Вершиной этого своеобразного средневекового "небоскреба" стали церковь аббатства и группа зданий Ла-Мервей (Чудо). Строительных материалов на скале тоже не было. Камни и кирпичи привозили сюда морем во время приливов, а потом с помощью веревок втаскивали на вершину.
Поднявшись по крутой лестнице к входу в аббатство, попадаем в караульный зал (зал стражи), где находятся кассы и информационные стенды. Далее, следуя указателям коричневого цвета, поднимаемся по лестнице Гран-Дегре на террасу Со-Готье, а затем на западную террасу. Она появилась в XVIII в. после того, как в пожаре погибла часть аббатской церкви. С террасы открывается вид на залив, остров Томблен и архипелаг Шозе, где брали гранит для постройки монастыря. Каждый год 8 ноября (св. Михаил – осенний) с террасы можно наблюдать, как солнце садится за гору Доль. По преданию, в этот день святой Михаил сражался там с драконом.
Отсюда же хорошо виден шпиль колокольни (1867, неоготика, копия колокольни собора Нотр-Дам в Париже), увенчанный позолоченной фигурой Архангела Михаила (скульптор Фремье).
Церковь аббатства (Eglise Abbatiale, XI век, месса ежедневно в 12.15) построена на вершине утеса на высоте 80 м над уровнем моря. Ее трансепт опирается на скальную породу, а неф, хор и трансепты поддерживаются массивными стенами монастырских сооружений, расположенных ниже. Трансепт ориентирован так, что 8 мая (св. Михаил – весенний) солнце восходит точно за алтарем и движется по небу вдоль главной оси храма.
Классицистический фасад пристроили в 1763 году. У входа обратите внимание на каменный резной греб Мон-Сен-Мишель – 10 ракушек (гребешки) и 3 королевские лилии. Неф церкви выполнен в романском стиле, причем южная стена сохранилась с 1084 года, а северная построена после того, как неф рухнул в 1103 г. Свод нефа изначально был плоским, а современный деревянный построили в XV веке. Место, где хор соединяется с нефом, приняло окончательный вид лишь в XIX веке: купол средокрестия (архитектор Петигран) с отверстием, откуда в полдень на алтарь падает луч солнца, покоится на четырех колоннах. Романский хор рухнул в 1421 году, поэтому в XV веке на его место построили новый хор в стиле "пламенеющей готики". За основу взяли хор руанского аббатства Сен-Уэн.
В V веке часть берега опустилась под воду, Могильная Гора превратилась в остров, отделенный от материка почти шестикилометровой полосой моря. Лишь дважды в сутки, в отлив, море обнажало илистое дно и открывало опасный проход к острову.
Собственная история Мон-Сен-Мишель началась в 708 году, когда одному епископу из городка Авранш явился во сне архангел Михаил и повелел построить на Могильной Горе часовню. Поначалу Обер — так звали епископа, позднее причисленного к лику святых, — был охвачен сомнениями: ни первое, ни даже второе явление архангела его не убедило. В третий раз архангел Михаил, вновь вторгшийся в мирный сон священника, был окружен грозным и величественным сиянием: повторив свой прежний приказ, он стукнул нерешительного нормандца лучистым перстом по лбу. Пробудившись ото сна, Обер нащупал на черепе вмятину и, уже не раздумывая, отправился к Могильной Горе.
Чудеса сопровождали строительство часовни. Громадный валун, занимавший площадку на вершине горы, скатился вниз от прикосновения ноги ребенка. Каменистый остров посреди моря был лишен пресной воды. Но Святой Обер, уже ощутивший чудодейственное прикосновение архангела, ударил посохом о скалу, и из-под нее забил целебный источник. Да и сам Михаил, окруженный небесным сиянием, изредка являлся строителям темными, грозовыми ночами.
В 966 году первых монахов заменили бенедиктинцы, придерживавшиеся обетов бедности, целомудрия, послушания аббату. Владения монастыря постепенно увеличивались благодаря финансовой помощи сеньоров Нормандии, Бретани, Италии и Англии. На вершине скалы была построена огромная церковь. В свободные от молитв часы монахи составляли, переписывали и изучали манускрипты по литературе, истории и наукам.
В то время царствовала романская архитектура. Ее отличительные черты - мощные колонны и гигантские арки, поддерживавшие своды и остов. Для укрепления монастырских стен на склонах скалы были построены склепы-часовни.
С тех пор как на Мон-Сен-Мишель поселились монахи-бенедиктинцы, тысячи людей стали приходить к острову, чтобы заслужить покровительство архангела Михаила — сокрушителя дьявола, охраняющего от зла. Многие гибли в зыбучих песках бухты, тонули в приливных волнах, так и не добравшись до заветной цели. Рассказывают легенду об одной женщине, которая на последнем месяце беременности отправилась в одиночку к Мон-Сен-Мишель. Выйдя на берег бухты и увидев впереди столь близкий и манящий силуэт Горы, она, поддавшись иллюзии, пошла через пески, но не рассчитала силы: расстояние оказалось слишком велико. Начался прилив.
Ветер усилился, из-за Горы показались пенистые языки быстро приближавшегося моря. Женщина поняла, что погибает, легла на песок, приготовившись к смерти и умоляя Деву Марию о поддержке. Ревущее море сомкнулось вокруг нее, но — о чудо! — образовав подобие водяной башни, волны даже не коснулись бедной женщины. Оставаясь внутри этого чудесного «колодца», женщина разрешилась мальчиком и, когда море схлынуло, крестила своего младенца морской водой. Рыбаки, отправившиеся на поиски тела, были поражены, найдя ее целой и невредимой с ребенком на руках. В память об этом чуде, произошедшем в 1011 году, Гильдебер, тогдашний настоятель аббатства, установил в бухте громадный крест. Долгое время он возвышался посреди песка и волн, пока море не поглотило его...
Бухта Мон-Сен-Мишель всегда славилась своими приливами — перепад между самым высоким и самым низким уровнями моря достигает здесь рекордной величины 15 метров. Из-за малых глубин и ровного дна море во время отлива отступает от берега на 15—20 километров, назад же возвращается обычно со скоростью пешехода — около 4 км/ч, хотя, говорят, кое-где при сильном попутном ветре эта скорость может вырасти и до 30 км/ч. Легенды о приливах, догоняющих всадника, рассказы о повозках, бесследно исчезающих вместе с лошадьми в громадных зыбунах, описания ужасной гибели путников, затянутых в мокрый песок, — чего во всем этом больше, правды или вымысла?
Отлив в бухте всегда начинается как-то неожиданно: еще недавно всюду, куда ни кинь взгляд, плескалось белесовато-мутное море, как уже везде проступил такого же цвета песок, коварством которого были «загипнотизированы» почти все французские классики — от Гюго до Мопассана. Песок этот кажется вполне безобидным, пока не спустишься на его предательски зыбкую, всю в лужах от недавно отступившей воды поверхность. Дело в том, что песок бухты больше похож на ил, он плотен, когда высыхает, но, смешиваясь с водой, превращается в вязкую глинистую массу. Дно во множестве изборождено руслами речушек и ручьев — и именно они, по-видимому, и представляют реальную опасность. Потоки воды легко разжижают песок, и в руслах (а также и под руслами) даже небольших ручейков могут образоваться те коварные зыбуны, в которые рискует угодить излишне самонадеянный путешественник. И хотя сегодня вблизи Мон-Сен-Мишель уже не бывает столь драматических приливов, как раньше, мало кто рискует отправляться на прогулку по дну бухты, не зная «расписания» моря.
За тысячу лет приливы принесли в бухту столько песка, что береговая линия продвинулась к западу почти на 5 километров, вплотную приблизившись к Мон-Сен-Мишель. Люди завершили этот процесс, построив в 1879 году дамбу, по которой теперь мчатся автомобили. Сегодня Мон-Сен-Мишель бывает настоящим островом только 2—3 раза в год, когда особенно сильные приливы захлестывают шоссе. Благодаря дамбе количество людей, ежегодно посещающих Мон-Сен-Мишель, превышает 2,5 миллиона, скоростные поезда TGV доставляют сюда из Парижа однодневных экскурсантов — но на самый верх Горы, где расположены церковь XI века и монастырь Ла-Мервей, поднимается не более трети всех прибывших.
Традиция паломничества к Мон-Сен-Мишель уходит корнями во времена cв. Обера, но и сегодня люди едут к Горе не только отдавая дань моде, — многие стараются задержаться здесь на несколько дней. Вечерами, когда Мон-Сен-Мишель покидают автобусы с туристами, улица Гранд-Рю, ведущая наверх, становится менее оживленной, пустеют залы монастыря. Эти предвечерние часы — лучшее время для знакомства с архитектурным ансамблем Мон-Сен-Мишель.
Со времени основания несколько катастроф проверяли на прочность существование аббатства. В 922 году его поразил пожар, в 1103 году верхние части нефа церкви обвалились, в 1203 вновь огонь пытался разрушить монастырь. Другие катастрофы происходили от людей. Столетняя война между Францией и Англией вместе с эпидемией чумы опустошала земли. После разгрома французов в Азенкуре в 1415 году Нормандия перешла к англичанам. В 1423 году островок Томбелен был осажден англичанами. Осада Сен-Мишеля началась в 1424 году, когда англичане решили захватить непокорный бастион, защищенный крепостными стенами и морем, однако, попытки были неудачными. По периметру залива расположились войска, напротив Сен-Мишеля был построен небольшой форт, с моря островок заблокировала флотилия. На протяжении всей Столетней войны Сен-Мишель оставался единственной французской территорией в Нормандии, не захваченной англичанами.
По легенде, выстоять монастырю помог Святой Михаил, явившийся Жанне Д'Арк и позвавший ее возглавить спасение Франции. Последняя попытка англичан взять крепость в 1433 году не увенчалась успехом, хотя в городе вспыхнул пожар, деревянные дома сгорели и были повреждены стены.
Строительство монастырской церкви началось в 1023 году и продолжалось почти столетие. Башня и неф, выстроенные в романском стиле, сохранили первоначальный вид. Церковь поднялась высоко над Горой (привычного всем шпиля на башне, правда, еще не было) и сразу была атакована молниями. Каждые 25—30 лет на острове вспыхивали крупные пожары. А после того как в 1204 году Франция присоединила к себе Нормандию, строптивый Мон-Сен-Мишель был предан огню уже по воле людей.
Старое аббатство полностью сгорело, и в 1211-м французский король Филипп II, желая, очевидно, искупить свой грех перед архангелом Михаилом и его сожженной обителью, начал строительство знаменитого аббатства Ла-Мервей (в переводе — «чудо»). Всего за 17 лет — срок невероятный для того времени — был создан архитектурный шедевр, считающийся ныне общепризнанным образцом средневековой готики.
Поражающий своими размерами Ла-Мервей выстроен на узкой скале и поэтому, в отличие от других монастырей, имеет вертикальную структуру: он состоит из двух трехэтажных секций. Восточная секция, по замыслу создателей, предназначалась для удовлетворения телесных потребностей. На первом этаже располагался зал для наиболее бедных паломников, здесь они должны были жить и питаться. Над ними — в зале для гостей — аббат принимал и потчевал высокопоставленных персон, третий этаж представлял собой трапезную для монахов. В западной секции первый этаж занимала кладовая. На втором располагался Рыцарский зал, который со своими огромными печами фактически служил для обогрева монастыря.
Этот зал, первоначально носивший название скрипториум, предназначался для работ с манускриптами, однако в нем было слишком темно, поэтому все рукописные работы монахи осуществляли в трапезной, где из необычно узких, высоких и близко расположенных окон лился ровный и ясный свет. Третий этаж в западном крыле занимала крытая галерея — своеобразный «приют спокойствия», предназначавшийся как для чтения и размышлений, так и для прогулок монашеской братии. Уникальная архитектура этой галереи, словно висящей между небом и землей, по выражению одного из летописцев монастыря, «позволяла Господу спуститься к человеку, не потеряв своего величия».
Во время Столетней войны (1337—1453 годы) Мон-Сен-Мишель, который так и не был взят англичанами, вдохновлял на подвиги знаменитую Жанну д`Арк, а после войны его слава вышла далеко за пределы Франции. В этот период достигли своего пика труднообъяснимые массовые паломничества детей. Бросая дома и родителей, тысячи мальчиков и девочек в возрасте от 7 до 15 лет направлялись к Мон-Сен-Мишель. Таинственный небесный зов собирал их со всей Европы — из Польши и Фландрии, Германии и Швейцарии. Они шли через Францию, выстроившись в колонну по двое, и скандировали: «Во имя Господа мы шагаем, к Сен-Мишелю мы идем!» Взрослые боялись им мешать. Так, отец одного ребенка, пытаясь остановить его, в сердцах воскликнул: «Именем дьявола заклинаю: вернись домой!» — и тут же упал замертво. Мать другого малолетнего «паломника», попытавшаяся силой удержать его, онемела и оглохла. Многие дети гибли в пути, замерзали от холода — родители пребывали в ужасе и растерянности. Наконец религиозные власти начали выступать с осуждением подобной экзальтации, а один германский теолог вообще назвал небесный зов, побуждающий детей к паломничеству, «гласом дьявола».
В начале XVI века лицо города на горе изменилось. Наместник французского короля закончил строительство укреплений. Вход в городок защищали городские вороты, укрепленные рвом, подъемными мостами и опускными решетками. Тогда аббатство оказалось втянутым в религиозные войны. Его пытались захватить протестанты. Зная о неприступности крепости, они решили взять его хитростью. Переодевшись паломниками, гугеноты проникли внутрь, спрятали там оружие и напоили вином сторожей. Раскрывший намерения врагов аббат забил тревогу, и план протестантов не осуществился. Со временем монастырская жизнь ухудшалась, средств на реконструкцию зданий становилось все меньше. Позднее крепость превратилась в морскую тюрьму, куда короли ссылали непокорных аристократов, священников, политических деятелей.
В 1469 году король Людовик XI учредил рыцарский орден архангела Михаила, а в 1472-м разместил в одной из самых сырых камер монастыря железную клетку для особо опасных преступников — адское изобретение кардинала Балю. Клетка представляла собой частокол из толстых деревянных прутьев, окованных железом, ее на цепях подвешивали к своду, так что при каждом движении узника клетка начинала раскачиваться. Попавшим в эту клетку несчастным надеяться было не на что — несмотря на усилия сострадавших им монахов, довольно скоро они сходили с ума и умирали от голода и холода. Клетка исправно служила французским королям на протяжении 300 лет, одним из последних в ней мучился Виктор Дюбур, журналист, осужденный в 1745 году за памфлет на Людовика XV. Дюбур умер спустя год после заточения, а в 1777-м жуткая клетка наконец была уничтожена. При Наполеоне монастырь служил государственной тюрьмой, и только в 1863 году тюрьму закрыли, а Мон-Сен-Мишель объявили национальным достоянием.
В эпоху Французской революции монахи-бенедиктинцы были изгнаны из аббатства Святого Михаила, и остров стал называться "свободной горой". На самом деле происходило разграбление монастыря. Отсюда были вывезены романские витражи, а аббатство стало просто тюрьмой, принимавшей политических заключенных. Темница была упразднена во время Второй Империи, а в 1874 году Сен-Мишель стал "историческим памятником". С этого момента сюда стали приезжать новые путешественники - туристы. Тогда же сюда приехали бенедиктинцы, основавшие новое аббатство. Началась реставрация монастыря, последнюю важную деталь своего облика Мон-Сен-Мишель получил в 1897 году — башня собора была увенчана неоготическим шпилем и 500-килограммовой позолоченной фигурой Михаила-архангела.. В 1900 году началось строительство мола, открывшего путь в Сен-Мишель. В 1965-1966 гг. монастырь отпраздновал свое тысячелетие. В 1979 году Сен-Мишель был признан всемирным наследием ЮНЕСКО.
Мон-Сен-Мишель виден издалека. Днем и ночью одинокий силуэт Горы, несущей на себе сказочный город, маячит над крышами аккуратных нормандских домиков. Устремленный в небо шпиль — будто грозящий перст Архангела. Может быть, он напоминает, что дух Мон-Сен-Мишеля остается таким же твердым и неприступным, как и сотни лет назад.
Возвращение моря
Дамба нарушила отлаженный природой приливно-отливный режим, и участки бухты вокруг Мон-Сен-Мишель стали заполняться песком и илом. Прежние заливные луга — польдеры — давно стали травянистым берегом, вплотную придвинувшимся к острову. Стада нормандских овец уже «осадили» стены исторического памятника, занесенного в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Чтобы вернуть Мон-Сен-Мишель его прежний, овеянный легендами, облик, в устье реки Куэнон, огибающей Гору, начато строительство приливно-отливного барьера. Новая дамба будет задерживать попадание ила в реку во время прилива и способствовать его выносу в Ла-Манш во время отлива. Таким образом, земли вокруг аббатства, постоянно находящиеся под водой, постепенно будут очищаться от осадочных пород. Дорогостоящий проект предполагается закончить в будущем году.
При полностью открытых шлюзах дамба будет практически не видна. В дальнейшем, когда море вернется, старая подъездная дамба будет заменена пешеходным мостом, автомобильное движение по которому прекратится, а туристов, желающих посетить исторический памятник, будут доставлять на его территорию на специальном пароме.
Соседний с Сен-Мишелем островок Томбелен, в переводе с французского означающий "маленькая могила", в свое время являлся скромным подобием соседнего аббатства. Там были построены монастырь и часовня, куда в поисках уединения отправлялись монахи. Постепенно он тоже превратился в крепость, в которой по преданию умерла невеста короля Артура Элен, однако позднее был разрушен по приказу Людовика XIV. Сегодня это пустынный остров.
Прогулка по Мон-Сен-Мишель
Постройки острова состоят из монастырских и светских строений. Все сооружения окружены крепостными стенами с дозорными башнями, возведенными в XV веке. Это свидетельство создания оборонительной системы аббатства. Башни, соединенные между собой дозорными путями, не возвышаются над крепостными стенами, а оказываются защищенными ими. В горизонтальных бойницах помещались бомбарды - гигантские пушки позднего Средневековья. На вершине горы расположилась церковь, строительство которой началось еще в XI веке. Неф церкви построен в романском стиле, часть собора была достроена в XV веке в стиле пламенеющей готики. Шпиль церкви увенчан золотой фигуркой архангела Михаила. В аббатстве стоит посмотреть галерею для прогулок монахов, зал Аквилона, апартаменты Робера де Ториньи. Этот аббат монастыря приказал построить помещения с видом на море. Здесь он принимал гостей, судил монахов.
Интересным памятником является церковь Нотр-Дам-су-Терр, построенная в середине Х века, относящаяся к дороманскому периоду. Когда-то она находилась под открытым воздухом, затем были возведены ее своды, затем она была превращена в усыпальницу. Готическую часть аббатства Ла Мервей построили после разрушений XIII века, чтобы заменить монастырские здания романского периода. На нижнем этаже раздавали пищу беднякам, на втором в гостином зале аббат принимал влиятельных посетителей, выше располагалась трапезная. Прекрасным местом прогулок является крытая галерея - последний этаж Ла Мервея. Это место называют садом между небом и морем, так как из него открывается вид на океан. Аркады галереи украшены скульптурами из каенского известняка.
Сен-Мишель, как и любой старинный французский город, имеет свой герб. На гербе аббатства изображена россыпь ракушек черного цвета, переплетенных геральдическими лилиями Франции. Ракушки напоминают о паломничестве, поскольку они являлись отличительным знаком пилигримов. Лилии говорят об опеке монастыря и крепости королем Франции. Иногда для украшения добавлялись жезл и митра, указывающие на сан аббатства, приравненного к епископству. Каждый аббат имел свой личный фамильный герб, который зачастую изображался на витражах церквей.
Реликвии монастыря
Аббатство Сен-Мишель славилось своими реликвиями - золотой статуей архангела Михаила, своими драгоценными старинными манускриптами. Коллекция насчитывает 203 манускрипта, 199 из которых относятся к эпохе Средневековья. С течением времени коллекция скудела. Во время обрушения библиотеки аббатства в 1300 году были похоронены некоторые манускрипты, большинство же реликвий было потеряно и разграблено во время французской революции. В 1882 году неизвестный посетитель в сутане унес требник XIV века. Сегодня двадцать манускриптов разбросаны по миру, так, романская библия в двух томах находятся в Бордо. 203 манускрипта составляют самую прекрасную коллекцию в Европе романской эпохи, являясь памятником искусства каллиграфии. Манускрипты составлялись в скриптории, комнате в аббатстве, в которой монахи получали познания не только в области теологии, но и философии, праве, истории, медицине, музыке и даже астрономии. Расцвет создания манускриптов пришелся на XI век. Однако вскоре, уже в XIII веке начался упадок. Монахи уезжали получать образование в Париж, и привозимые ими манускрипты составлялись светскими людьми. Манускрипты монахов Сен-Мишеля, оригинальные и единственные в своем роде, по праву считаются всемирным культурным наследием.
Природа залива
Многие приезжают в Мон Сен-Мишель не только для того, чтобы осмотреть достопримечательности, узнать историю монастыря и полюбоваться прекрасным видом на океан и континент со стен аббатства. Захватывающим зрелищем является прилив, амплитуда которого (а точнее, разница между уровнем отлива и уровнем прилива водном выбранном месте) считается самой сильной на всем европейском побережье Атлантики. За несколько часов морские волны пробегают несколько километров, и их скорость невероятна. Чтобы не пропустить час прилива, по приезде в Сен-Мишель стоит обратиться за справкой в туристическое бюро.
Залив является уникальным природным заповедником. Здесь ежегодно выращивают 10 тыс. тонн мидий, а растительность занимает только 1% его площади, являясь, тем не менее, пастбищем для 10 тыс. овец. Сюда прилетают утки и другие птицы, питающиеся плодородным илом. В этой местности установлена "природная зона экологического значения". Залив является перекрестком миграционных путей, своего рода международным перевалочным пунктом для пепельных гусей, черных уток-турпанов. В водах залива появляются на свет 80 видов рыб, а также дельфины Риссо, серого окраса с небольшими крапинками на спинах, длина которых достигает 3,5 метров. Каждый год сюда приплывает около десятка морских котиков, чтобы вывести здесь свое потомство. Однако картина не столь идиллична. Сен-Мишель рискует окончательно слиться с континентом, поскольку строительство польдеров для нужд сельского хозяйства и животноводства значительно ускоряет наступление песка. В 1997 году премьер-министр Франции Лионель Жоспен утвердил программу по восстановлению в заливе первоначального окружающего ландшафта. Цель - остановить разрастание так называемых естественных прерий.
Французы говорят, что все дороги ведут к этому чуду архитектуры. Из Парижа до Сен-Мишеля можно добраться на скоростном поезде TGV или на машине до Ренна, затем по дороге в направлении Dol-de-Bretagne. Ежегодно Сен-Мишель посещает около миллиона туристов, сюда приезжают на поезде, на автомобиле и на автобусах. Автомобильная стоянка невелика, а желающих остановиться очень много. Взобравшись на гору, можно увидеть тысячи машин и автобусов. Вход на территорию монастыря платный, для детей до 12 лет бесплатный. Монастырь открыт для посещения круглый год за исключением некоторых праздничных дней (1 января, 1 мая, 1 ноября, 11 ноября и 25 декабря). На горе Святого Михаила есть кафе, работает 25 сувенирных магазинчиков и три музея - морской музей, археологический музей и музей истории. Остановиться можно на континенте и в самом Сен-Мишеле.
Тем, кого поразит вид горы Сен-Мишель днем, стоит задержаться здесь до темноты. Ночью остров становится еще более загадочным. Говорят, что ночи горы Сен-Мишеля прекрасней его дней. Линии неба, земли и моря сливаются, пейзаж озаряется лунным светом. Днем можно оценить архитектурные и исторические достоинства, ночью - духовные. В программу экскурсий включена также ночная прогулка по острову.
Чтобы попасть к комплексу зданий аббатства, нужно дойти до конца Grande rue и затем подняться по каменной лестнице. Большую часть помещений можно осмотреть самостоятельно, но в стоимость билета включена часовая экскурсия (на французском и английском языках). В день бывает 5-6 экскурсий. Последняя начинается за полчаса до закрытия.
Планировка аббатства нетипична. Она изначально определялась формой скалы и дефицитом строительных площадей. Монахи вынуждены были разместить элементы архитектурного комплекса друг над другом. Вершиной этого своеобразного средневекового "небоскреба" стали церковь аббатства и группа зданий Ла-Мервей (Чудо). Строительных материалов на скале тоже не было. Камни и кирпичи привозили сюда морем во время приливов, а потом с помощью веревок втаскивали на вершину.
Поднявшись по крутой лестнице к входу в аббатство, попадаем в караульный зал (зал стражи), где находятся кассы и информационные стенды. Далее, следуя указателям коричневого цвета, поднимаемся по лестнице Гран-Дегре на террасу Со-Готье, а затем на западную террасу. Она появилась в XVIII в. после того, как в пожаре погибла часть аббатской церкви. С террасы открывается вид на залив, остров Томблен и архипелаг Шозе, где брали гранит для постройки монастыря. Каждый год 8 ноября (св. Михаил – осенний) с террасы можно наблюдать, как солнце садится за гору Доль. По преданию, в этот день святой Михаил сражался там с драконом.
Отсюда же хорошо виден шпиль колокольни (1867, неоготика, копия колокольни собора Нотр-Дам в Париже), увенчанный позолоченной фигурой Архангела Михаила (скульптор Фремье).
Церковь аббатства (Eglise Abbatiale, XI век, месса ежедневно в 12.15) построена на вершине утеса на высоте 80 м над уровнем моря. Ее трансепт опирается на скальную породу, а неф, хор и трансепты поддерживаются массивными стенами монастырских сооружений, расположенных ниже. Трансепт ориентирован так, что 8 мая (св. Михаил – весенний) солнце восходит точно за алтарем и движется по небу вдоль главной оси храма.
Классицистический фасад пристроили в 1763 году. У входа обратите внимание на каменный резной греб Мон-Сен-Мишель – 10 ракушек (гребешки) и 3 королевские лилии. Неф церкви выполнен в романском стиле, причем южная стена сохранилась с 1084 года, а северная построена после того, как неф рухнул в 1103 г. Свод нефа изначально был плоским, а современный деревянный построили в XV веке. Место, где хор соединяется с нефом, приняло окончательный вид лишь в XIX веке: купол средокрестия (архитектор Петигран) с отверстием, откуда в полдень на алтарь падает луч солнца, покоится на четырех колоннах. Романский хор рухнул в 1421 году, поэтому в XV веке на его место построили новый хор в стиле "пламенеющей готики". За основу взяли хор руанского аббатства Сен-Уэн.
[media=http://www.youtube.com/watch?v=t
SV2Tkqbbhs]
[media=http://www.youtube.com/watch?v=p
ZKYNcZyu2I]
[media=http://www.youtube.com/watch?v=i
8rgeB4b7eM]
SV2Tkqbbhs]
[media=http://www.youtube.com/watch?v=p
ZKYNcZyu2I]
[media=http://www.youtube.com/watch?v=i
8rgeB4b7eM]
источники
http://france-guide.livejournal.com
http://www.allcastles.ru
http://www.travelaloneru.com
http://frederick-taer.livejournal.com
http://www.castlesguide.ru
http://france-guide.livejournal.com
http://www.allcastles.ru
http://www.travelaloneru.com
http://frederick-taer.livejournal.com
http://www.castlesguide.ru
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии2