Мятеж на "Баунти" и трагедия на острове Питкэрн
Затерянный остров в Тихом океане, лазурная гладь воды, желтый песок, шелест листьев ярко-зеленых пальм… Но в этом блаженном уголке более двух веков назад произошла кровавая трагедия, о которой написаны книги и сняты фильмы. Однако и в наши дни жизнь на далеком острове Баунти вовсе не является райским наслаждением…
Суровый капитан
В 1787 году английское Адмиралтейство отправило в плавание бриг «Баунти». Ему предстояло идти в Полинезию — собрать там саженцы хлебного дерева и привезти их в британские колонии Вест-Индии.
Командовал судном капитан Вильям Блай, считавшийся одним из лучших моряков Британии. Плавать на судах он начал в 16 лет и довольно скоро стал опытным морским волком. Джеймс Кук, оценивший опыт и отвагу молодого человека, взял его в свое роковое третье плаванье.
Говорят, что именно Блай стал невольным виновником смерти знаменитого мореплавателя. Во время стычки с гавайскими туземцами Блай первым выстрелил в агрессивных туземцев, что привело их в ярость… Кук погиб, а Блай продолжил службу Его величеству.
В Англии на флоте существовала железная дисциплина, и Блай вполне являлся ее олицетворением — сильный и несгибаемый человек. К этим качествам примешивались чрезмерная жестокость и вспышки ярости. В плавании капитан был для команды и царем и богом, поэтому матросам и офицерам пришлось нелегко. Самый маленький грех команды карался по всей строгости.
Особую ненависть питал капитан к своему помощнику Кристиану Флетчеру, с которым у него была, как сказали бы сейчас, психологическая несовместимость.
Рай на Таити
Плавание проходило нелегко и по погодным условиям. Коварный мыс Горн встретил судно непрекращающимися штормами, и капитан повернул к мысу Доброй Надежды. После стоянки и ремонта в Южной Африке бриг отправился на восток, пересекая Индийский океан по сороковой параллели.
И в октябре 1788 года парусник наконец-то бросил якорь около острова Таити. После тяжелого голодного плавания в суровых условиях команда оказалась в райском месте — таитяне радовались гостям как дети, щедро принося роскошные дары. А местные девушки окружили моряков самой нежной заботой и лаской.
«Баунти» простоял на Таити 6 месяцев, хотя необходимые саженцы с помощью туземцев были собраны буквально за неделю. Команда не хотела покидать гостеприимный остров — тем более что впереди ее опять ждало полное лишений плаванье под началом сурового капитана. Но пора было отправляться в путь…
После отплытия из 46 членов экипажа не досчитались троих. «Баунти» вернулся, беглецы были найдены и жестоко наказаны. Опять потянулись дни, наполненные злыми окриками, командами, суровыми наказаниями провинившихся матросов... Контраст после райского житья на Таити был так велик, что команда начала роптать.
Но выступить открыто против жестокого капитана никто не решался. Взрыв произошел по вине Кристиана Флетчера, которого капитан продолжал терроризировать — доводил мелочными придирками и распекал за малейшую провинность на глазах у всей команды.
Капитан за бортом
Однажды терпение матросов и Флетчера истощилось, и ночью, когда Блай спал, на него накинулись и связали. Перегнувший палку капитан был выведен на палубу, где уже стояла толпа арестованных офицеров, не примкнувших к мятежу.
Флетчер оставил в живых и капитана и своих товарищей-офицеров. Для них спустили на воду шлюпку, дали немного воды и провизии и отпустили с миром.
Интересна судьба этих людей. Вопреки всему, шлюпка не затонула, не затерялась в просторах океана, а благополучно доплыла до густонаселенных островов, а затем люди сумели переправиться в Англию.
В Британии расследовали дело мятежного брига, отказавшуюся повиноваться команду присудили к смертной казни, а Блая полностью оправдали. Он долгие годы служил британскому флоту, какое-то время был наместником в Австралии и умер в 1817 году в чине вице-адмирала, оплакиваемый тремя сыновьями, женой и друзьями.
Судьба мятежников была более суровой. Флетчер знал, что за бунт на корабле им грозит смертная казнь на родине, поэтому для оставшейся под его началом команды возвращение в Англию было заказано. Экипаж под командованием нового капитана Флетчера начал свое странствие, для начала отправившись на Таити. Часть матросов решила осесть на этом благословенном острове, но Флетчер понимал, что посланцы Его величества найдут мятежников в этом обжитом уголке океана.
Поэтому он решил искать затерянный в океане остров и уплыть туда с людьми, пожелавшими присоединиться к нему. (Судьба мятежников, оставшихся на Таити, была печальна — их действительно разыскали и арестовали. Часть беглецов была убита, трое повешены на реях, остальные осуждены на различные сроки каторжных работ). А Флетчер на протяжении долгих дней изучал географические карты, ища места для будущего пристанища, пока наконец не натолкнулся на описание острова Питкэрн.
Скала в море
Этот остров был обнаружен в 1767 году английским судном «Ласточка». Вот как капитан «Ласточки» описал открытие нового британского владения: «Мы продолжали наше плавание курсом на запад до вечера 2 июля 1767 года, как вдруг заметили на севере надвигающуюся землю. На следующий день мы подошли к ней. Островок выглядел как огромная скала, поднимающаяся из моря. Его окружность не превышала пяти миль, и он оказался необитаемым. Тем не менее, на нём росли деревья. Поскольку его открыл молодой господин, сын майора Питкэрна, мы назвали остров — Питкэрн».
«Баунти» пристал к берегам Питкэрна. На берег вышли 9 европейцев. Вместе с ними осваивать новые земли отправилось 18 полинезийцев — 6 мужчин и 12 женщин. Говорят, что уже на Таити между европейцами начались ссоры, и одна из них была связана с тем, что здравомыслящая часть команды требовала взять такое количество туземок, чтобы никто из мужчин не остался в одиночестве. Но остальные заявили, что остров слишком мал, и такое количество женщин им не прокормить. Именно из-за дефицита представительниц прекрасного пола и развернулась потом кровавая драма на острове…
Но в начале моряки и туземцы мирно обживали новую территорию. Каждый белый мужчина получил клочок земли, на котором поселился с подругой таитянкой. Полинезийцы жили все вместе — 6 мужчин и три женщины... Островитяне пытались заниматься скотоводством (на Таити перед отплытием были куплены овцы и коровы), выращивали овощные культуры — обычный крестьянский быт.
Народилось множество детей-метисов, и кормить приходилось все большее количество ртов, работая, не разгибая спины. А моряки привыкли совсем к другой жизни… Накопившаяся злоба требовала выхода. На острове начались распри. Вдобавок ко всем неудачам, умерло две жены-туземки, и европейцы отобрали новых жен у полинезийцев.
К слову говоря, доверчивые туземцы вначале искренне хотели помочь белым. Но их практически превратили в рабов, а теперь еще и отобрали женщин. И началась война — быть может, в мировой истории это была война с самым маленьким количеством участников, но на ней зато погибли практически все сражающиеся…
В живых на острове остался только один мужчина — бывший матрос Александр Смит. На его попечении оказалось десять женщин и их многочисленное потомство. Как ни странно, оставшись один, Смит сумел навести порядок – на острове появилась и школа, и церковь и прочие приметы цивилизации. Себя он начал называть Адамом — как первого мужчину на земле…
В 1808 году на остров случайно наткнулось американское промысловое судно «Топаз». Его капитан поведал миру о колонии, созданной беглым мятежником. Английские власти за давностью лет помиловали бывшего бунтаря. К слову говоря, на Питкэрне, который до сих пор является британским владением, единственный город носит название Адамстоун — в честь Александра Смита-Адама. За два века колония разрослась, но незначительно — в самые лучшие времена на острове проживало не более 100 человек.
Секс в маленьком городе
Долгие годы Питкэрн, или Баунти, как его часто называют, жил изолировано, никто практически не знал, что на нем происходит. В XX веке к острову возник интерес — после того, как про него написали несколько увлекательных книг и сняли ряд художественных фильмов. Об острове начали говорить в прессе, по телевидению. В глазах общественности этот островок казался райским местом, в котором все мирно трудятся, а в свободное время предаются танцам и песням.
Но недавно Питкэрн открылся с неожиданной стороны. Одна из бывших островитянок обвинила своих земляков в сексуальных домогательствах. Почти половина мужского населения острова — 6 человек из 14 сейчас замешаны в сексуальном скандале. Началось расследование британских властей. Простодушные островитянки рассказали следователям, что их насиловали, начиная с 12 лет. Потрясенные жители туманного Альбиона схватились за голову и возмущенные до глубины души собрались наказать насильников по всей строгости.
Но против суровых мер начали выступать сами жертвы — оказалось, что на острове издавна достаточно свободные нравы. 12 лет здесь считается самым подходящим возрастом для достижения половой зрелости, и что сами девочки не видят в ранних связях ничего криминального. Но, так или иначе, мужчин обвинили в насилии и даже посадили в тюрьму.
Этот шаг грозит полному уничтожению колонии — подсудимые являются серьезной экономической силой острова — они плавают по океану, подбирая разные полезные обломки и продавая изделия местных умельцев проходящим туристическим судам. Еще до оглашения приговора одна из жительниц острова сказала: «Если мужчин посадят за решетку, работать здесь будет просто некому. Население разъедется кто куда, и крошечному островку рая в Тихом океане придет конец»…
Комментариев пока нет