Шёл второй месяц войны, или как один немец английских адмиралов поимел...
Итак, шёл второй месяц Великой войны, государства соперники постепенно втягивались в общемировую бойню. Гранд флит ,играя мускулами, готовился в ближайшие месяцы разгромить кайзеровский "Флот открытого моря". Иного расклада владычица морей и представить себе не могла. Ведь англичане всегда гордились своим непобедимым флотом, который формировали исходя из "Двухдержавного стандарта" . То есть в случае войны, их флот должен превосходить по силе объединённые флоты двух любых других стран. В этой войне все флоты готовились испытать на практике свои новые игрушки - Дредноуты.
Дредноут (англ. dreadnought — «бесстрашный»,"Неустрашимый"("Не знающий страха"), по имени первого корабля этого класса) — появившееся в начале 20века поколение артиллерийских военных кораблей характерной особенностью которых было однородное артиллерийское вооружение из большого числа орудий только крупного калибра (all-big-gun). В широком смысле термин может применяться к кораблям различных классов, обладающим этой особенностью (линейным кораблям, линейным крейсерам, тяжёлым крейсерам и т. д.), однако наиболее часто это понятие ассоциируется с линейным кораблём и является синонимом линейного корабля.
Но неприятный сюрприз гордым бриттам приподнес другой новый вид вооружений - подводная лодка. Нет, конечно, подводные лодки были и раньше, в британском флоте на начало войны их было около 60. Однако, никто толком не знал как их применять, теория подводных сражений ещё не была написана. У немцев, кстати, лодок было меньше,28, но служили на них истинные фанаты своего дела. По степени опасности, даже в мирное время, службу на субмарине можно было сравнить лишь с полётами на первых самолётах. Одним из таких фанатов был командир подводной лодки U9 капитан-лейтенант Отто Веддиген. Это был отчаянный подводник, новатор, скажем только, что до него никто в немецком флоте не перезаряжал под водой торпедные аппараты.
Вот основные характеристики U9: водоизмещение — 493/611 тонн, длина — 57,38 метра, ширина — 6,00, осадка — 3,15, глубина погружения — 50 метров, скорость — 14,2/8,1 узлов, запас хода — 3000 миль. Лодка приводилась в движение двумя керосиновыми двигателями Кортинга (на поверхности) и двумя электродвигателями под водой (1000/1160 л.с.). Вооружение составляли 4 торпедные трубы (6 торпед) и убирающееся при погружении палубное орудие калибра 105 миллиметров. По штатному расписанию, экипаж состоял из 35 человек. Лодка была принята в состав флота в 1910году.
Так как истинных возможностей новых линейных флотов, состоящих из дредноутов, адмиралы ещё не знали, то особо рисковать ими не стремились. Все новые корабли стояли в защищенных гаванях, а отдуваться на первых месяцах войны пришлось кораблям постарше. 17 сентября 1914 года в Северное море вышли крейсеры 7-го крейсерского дивизиона под командованием контр-адмирала Артура Кристиана. Их общая задача состояла в поддержке эсминцев, минных заградителей и субмарин, прикрывавших пролив Ла-Манш от прорыва туда германских соединений. А по факту, адмиралтейство пыталось выманить главные силы германского флота и поставить их в заведомо не выгодные условия. Только этим можно объяснить то обстоятельство , что четыре откровенно слабых корабля продолжительное время болтались на виду у немцев, без необходимого прикрытия. Четыре крейсера («Абукир», «Кресси», «Хог» и «Юриалес»), сведённые в отдельное тактическое соединение «С», вышли для патрулирования района от побережья Голландии до минных постановок в устье Темзы. Несмотря на то, что 5 сентября британский лёгкий крейсер "Патфайндер" был потоплен немецкой лодкой U21 (ком. Херзинг), должных выводов сделано не было. Контр-адмирал Кристиан держал флаг на «Юриалесе». Этот отряд получил прозвище "эскадры-приманки" ("The live bait squadron"). Надо заметить, что адмиралу Кристиану сильно повезло, от шторма на его корабле вышла из строя антенна, и Кристиан передал командование соединением капитану 1-го ранга Джону Драммонду, шедшему на «Абукире» Все вышеназванные корабли были систер-шипами.(кораблями одной серии)
Серия состояла из шести броненосных крейсеров («Кресси», «Сатли», «Абукир», «Хог», «Башанти», «Юриалес»), которые были заложены на верфях в 1898–99 и встали в строй в 1900–02 годах (кроме «Юриалеса», на котором подняли флаг в 1904 году). Крейсера имели водоизмещение порядка 12000тонн(для примера, флагман первой тихоокеанской эскадры броненосец "Петропавловск" имел 11500тонн.) Бронепояс был толщиной от 51 до 152 мм, а толщина бронепалубы составляла от 25 до 76 мм. Главный калибр в числе двух 234-мм пушек размещался в кормовой и носовой башенных установках, а вспомогательный калибр (двенадцать 152-мм орудий) устанавливался в бортовых казематах. Кроме того, на каждом крейсере стояли четырнадцать пушек калибра 76 мм и три лёгких орудия калибра 37 мм. Паровые машины кораблей выдавали ход в 21 узел. Команда, по штатному расписанию, состояла из 760 человек.
Необходимо заметить, что с появлением Дредноута все остальные типы крупных боевых кораблей единовременно устарели. Поэтому "эскадра - приманка" комплектовалась экипажами из резервистов и в реальном бою шансов даже против одного линейного крейсера немцев не имела. Уинстон Черчилль, первый лорд адмиралтейства, знал об этом и за несколько дней до выхода эскадры написал записку, но штабная бюрократия, не совершенные средства связи, то да сё...
Вообще то, в этом бою было много случайностей и совпадений. Скажем, что на U 9 во время этого же шторма из строя вышел компас, и лодка чуть не села на мель. Но случилось то, что случилось и 22 сентября 1914года около шести часов утра ,три британских крейсера шли кильватерной колонной со скоростью 8 узлов, ну как на параде. Первым дымы на горизонте заметил старпом. Командиром была отдана команда на срочное погружение, с дифферентом на нос. Лодка погрузилась на перископную глубину и вскоре обнаружила три британских крейсера, идущих с интервалом в 2 мили. Изначально Веддиген принял их за более лёгкие крейсера типа "Бирмингем", но потом цель была уверенно опознана, как броненосные крейсера типа "Кресси".Первая в этот день торпеда была выпущена с дистанции около 3х кабельтовых(примерно 550 метров). Через пол минуты торпеда попала в цель. У правого борта "Абукира" произошёл сильнейший взрыв, и он получил сильный крен. Подводной лодки британцы не заметили, и капитан предположил, что "Абукир" натолкнулся на мину. Так как в то время по британскому флоту ещё не был отдан приказ, о не оказании помощи тонущим кораблям при наличии подводной угрозы, то капитан "Хога" подошёл к повреждённому кораблю и спустил шлюпки. Перед носом у Веддигена оказывается второй крейсер, на дистанции около 2х кабельтовых ( 350 метров), и он выпускает ещё две торпеды. "Хог" получает смертельные повреждения и начинает тонуть. В этот момент из -за несовершенного управления балластом, на лодке не смогли компенсировать массу выпущенных торпед, и лодку выбросило на поверхность. Представьте, скорлупка которую мог утопить ЛЮБОЙ снаряд из любой пушки британских кораблей, всплывает на расстоянии менее 500метров от них. Заставить лодку погрузиться сразу не вышло, и "Хог" успел отстреляться по ней бортовым залпом. Но или Бог хранил немцев, или подготовка комендоров у англичан была ниже всякой критики, однако лодка повреждений не получила и смогла погрузиться. В течении следующих пятнадцати минут оба британских корабля отправились на дно. Тому, что произошло потом, логического объяснения нет. "Кресси" полным ходом подошёл к месту побоища, сбросил ход и открыл огонь по перископу U 9. По неизвестным причинам англичане решили что попали , но немцы сильно разочаровали их в ответ, выпустив из кормовых торпедных аппаратов две торпеды. Одна из них попала в цель. Повреждённый "Кресси" с непонятным упорством отказывается уходить с места боя, и продолжает безрезультатно стрелять по немецкой лодке. Скорее всего, англичане планировали спасатаельную операцию. Обычно этим занимаются приданные большим кораблям миноносцы, но сильный шторм накануне загнал их в гавань. В результате Веддиген перезаряжает носовой торпедный аппарат( а в те времена это целая процедура), на небольшой глубине обходит англичан, и топит их последней торпедой.
Печальный итог побоища: три огромных корабля, водоизмещением по 12000 тонн каждый отправились на дно. Из 2296 человек экипажей трех крейсеров погибли 62 офицера и 1397 матросов. Это был шок для нации. Особенно, когда стало известно, что на немецкой лодке было всего 28 человек. Менее чем за час англичане потеряли в три раза больше, чем за всё Трафальгарское сражение. Многие адмиралы были подвергнуты показательной порке. Английскому адмиралтейству пришлось полностью изменить тактику применения флота, в условиях подводной опасности. Подводные лодки навсегда избавились от образа "гадких утят" флота, а надводные корабли стали строить с усиленной противоторпедной защитой.
Касаемо Отто Веддигена, то он стал на родине национальным героем. Отто Веддиген был награжден Железными крестами первого и второго классов, а весь экипаж — Железными крестами второго класса. Позже, за потопление четвертого английского крейсера, Веддиген получит высший прусский орден — «Орден чёрного орла». Его военная карьера закончилась 15 марта 1915 года, когда подводную лодку U29 протаранил тот самый "Дредноут".
P.S. Но это ещё не все необычные совпадения. Интересна судьба истинного баловня фортуны, кадета-стажера Венмана Викхэм-Масгрейва, служившего на «Абукире». После того как крейсер был торпедирован, он успел подняться на борт «Хога», который через несколько минут после этого также получил торпеду. Когда «Хог» стал тонуть, Викхэм-Масгрейв прыгнул за борт, сумел вырваться из воронки, которая образовывается при затоплении крупного корабля, и спастись на борту «Кресси», чтобы опять оказаться в воде после гибели и этого корабля. Везучий кадет стал единственным человеком за всю историю морских войн, пережившим летальные торпедные атаки на трёх разных кораблях за один день и, более того, в течение одного часа.
Но неприятный сюрприз гордым бриттам приподнес другой новый вид вооружений - подводная лодка. Нет, конечно, подводные лодки были и раньше, в британском флоте на начало войны их было около 60. Однако, никто толком не знал как их применять, теория подводных сражений ещё не была написана. У немцев, кстати, лодок было меньше,28, но служили на них истинные фанаты своего дела. По степени опасности, даже в мирное время, службу на субмарине можно было сравнить лишь с полётами на первых самолётах. Одним из таких фанатов был командир подводной лодки U9 капитан-лейтенант Отто Веддиген. Это был отчаянный подводник, новатор, скажем только, что до него никто в немецком флоте не перезаряжал под водой торпедные аппараты.
Вот основные характеристики U9: водоизмещение — 493/611 тонн, длина — 57,38 метра, ширина — 6,00, осадка — 3,15, глубина погружения — 50 метров, скорость — 14,2/8,1 узлов, запас хода — 3000 миль. Лодка приводилась в движение двумя керосиновыми двигателями Кортинга (на поверхности) и двумя электродвигателями под водой (1000/1160 л.с.). Вооружение составляли 4 торпедные трубы (6 торпед) и убирающееся при погружении палубное орудие калибра 105 миллиметров. По штатному расписанию, экипаж состоял из 35 человек. Лодка была принята в состав флота в 1910году.
Так как истинных возможностей новых линейных флотов, состоящих из дредноутов, адмиралы ещё не знали, то особо рисковать ими не стремились. Все новые корабли стояли в защищенных гаванях, а отдуваться на первых месяцах войны пришлось кораблям постарше. 17 сентября 1914 года в Северное море вышли крейсеры 7-го крейсерского дивизиона под командованием контр-адмирала Артура Кристиана. Их общая задача состояла в поддержке эсминцев, минных заградителей и субмарин, прикрывавших пролив Ла-Манш от прорыва туда германских соединений. А по факту, адмиралтейство пыталось выманить главные силы германского флота и поставить их в заведомо не выгодные условия. Только этим можно объяснить то обстоятельство , что четыре откровенно слабых корабля продолжительное время болтались на виду у немцев, без необходимого прикрытия. Четыре крейсера («Абукир», «Кресси», «Хог» и «Юриалес»), сведённые в отдельное тактическое соединение «С», вышли для патрулирования района от побережья Голландии до минных постановок в устье Темзы. Несмотря на то, что 5 сентября британский лёгкий крейсер "Патфайндер" был потоплен немецкой лодкой U21 (ком. Херзинг), должных выводов сделано не было. Контр-адмирал Кристиан держал флаг на «Юриалесе». Этот отряд получил прозвище "эскадры-приманки" ("The live bait squadron"). Надо заметить, что адмиралу Кристиану сильно повезло, от шторма на его корабле вышла из строя антенна, и Кристиан передал командование соединением капитану 1-го ранга Джону Драммонду, шедшему на «Абукире» Все вышеназванные корабли были систер-шипами.(кораблями одной серии)
Серия состояла из шести броненосных крейсеров («Кресси», «Сатли», «Абукир», «Хог», «Башанти», «Юриалес»), которые были заложены на верфях в 1898–99 и встали в строй в 1900–02 годах (кроме «Юриалеса», на котором подняли флаг в 1904 году). Крейсера имели водоизмещение порядка 12000тонн(для примера, флагман первой тихоокеанской эскадры броненосец "Петропавловск" имел 11500тонн.) Бронепояс был толщиной от 51 до 152 мм, а толщина бронепалубы составляла от 25 до 76 мм. Главный калибр в числе двух 234-мм пушек размещался в кормовой и носовой башенных установках, а вспомогательный калибр (двенадцать 152-мм орудий) устанавливался в бортовых казематах. Кроме того, на каждом крейсере стояли четырнадцать пушек калибра 76 мм и три лёгких орудия калибра 37 мм. Паровые машины кораблей выдавали ход в 21 узел. Команда, по штатному расписанию, состояла из 760 человек.
Необходимо заметить, что с появлением Дредноута все остальные типы крупных боевых кораблей единовременно устарели. Поэтому "эскадра - приманка" комплектовалась экипажами из резервистов и в реальном бою шансов даже против одного линейного крейсера немцев не имела. Уинстон Черчилль, первый лорд адмиралтейства, знал об этом и за несколько дней до выхода эскадры написал записку, но штабная бюрократия, не совершенные средства связи, то да сё...
Вообще то, в этом бою было много случайностей и совпадений. Скажем, что на U 9 во время этого же шторма из строя вышел компас, и лодка чуть не села на мель. Но случилось то, что случилось и 22 сентября 1914года около шести часов утра ,три британских крейсера шли кильватерной колонной со скоростью 8 узлов, ну как на параде. Первым дымы на горизонте заметил старпом. Командиром была отдана команда на срочное погружение, с дифферентом на нос. Лодка погрузилась на перископную глубину и вскоре обнаружила три британских крейсера, идущих с интервалом в 2 мили. Изначально Веддиген принял их за более лёгкие крейсера типа "Бирмингем", но потом цель была уверенно опознана, как броненосные крейсера типа "Кресси".Первая в этот день торпеда была выпущена с дистанции около 3х кабельтовых(примерно 550 метров). Через пол минуты торпеда попала в цель. У правого борта "Абукира" произошёл сильнейший взрыв, и он получил сильный крен. Подводной лодки британцы не заметили, и капитан предположил, что "Абукир" натолкнулся на мину. Так как в то время по британскому флоту ещё не был отдан приказ, о не оказании помощи тонущим кораблям при наличии подводной угрозы, то капитан "Хога" подошёл к повреждённому кораблю и спустил шлюпки. Перед носом у Веддигена оказывается второй крейсер, на дистанции около 2х кабельтовых ( 350 метров), и он выпускает ещё две торпеды. "Хог" получает смертельные повреждения и начинает тонуть. В этот момент из -за несовершенного управления балластом, на лодке не смогли компенсировать массу выпущенных торпед, и лодку выбросило на поверхность. Представьте, скорлупка которую мог утопить ЛЮБОЙ снаряд из любой пушки британских кораблей, всплывает на расстоянии менее 500метров от них. Заставить лодку погрузиться сразу не вышло, и "Хог" успел отстреляться по ней бортовым залпом. Но или Бог хранил немцев, или подготовка комендоров у англичан была ниже всякой критики, однако лодка повреждений не получила и смогла погрузиться. В течении следующих пятнадцати минут оба британских корабля отправились на дно. Тому, что произошло потом, логического объяснения нет. "Кресси" полным ходом подошёл к месту побоища, сбросил ход и открыл огонь по перископу U 9. По неизвестным причинам англичане решили что попали , но немцы сильно разочаровали их в ответ, выпустив из кормовых торпедных аппаратов две торпеды. Одна из них попала в цель. Повреждённый "Кресси" с непонятным упорством отказывается уходить с места боя, и продолжает безрезультатно стрелять по немецкой лодке. Скорее всего, англичане планировали спасатаельную операцию. Обычно этим занимаются приданные большим кораблям миноносцы, но сильный шторм накануне загнал их в гавань. В результате Веддиген перезаряжает носовой торпедный аппарат( а в те времена это целая процедура), на небольшой глубине обходит англичан, и топит их последней торпедой.
Печальный итог побоища: три огромных корабля, водоизмещением по 12000 тонн каждый отправились на дно. Из 2296 человек экипажей трех крейсеров погибли 62 офицера и 1397 матросов. Это был шок для нации. Особенно, когда стало известно, что на немецкой лодке было всего 28 человек. Менее чем за час англичане потеряли в три раза больше, чем за всё Трафальгарское сражение. Многие адмиралы были подвергнуты показательной порке. Английскому адмиралтейству пришлось полностью изменить тактику применения флота, в условиях подводной опасности. Подводные лодки навсегда избавились от образа "гадких утят" флота, а надводные корабли стали строить с усиленной противоторпедной защитой.
Касаемо Отто Веддигена, то он стал на родине национальным героем. Отто Веддиген был награжден Железными крестами первого и второго классов, а весь экипаж — Железными крестами второго класса. Позже, за потопление четвертого английского крейсера, Веддиген получит высший прусский орден — «Орден чёрного орла». Его военная карьера закончилась 15 марта 1915 года, когда подводную лодку U29 протаранил тот самый "Дредноут".
P.S. Но это ещё не все необычные совпадения. Интересна судьба истинного баловня фортуны, кадета-стажера Венмана Викхэм-Масгрейва, служившего на «Абукире». После того как крейсер был торпедирован, он успел подняться на борт «Хога», который через несколько минут после этого также получил торпеду. Когда «Хог» стал тонуть, Викхэм-Масгрейв прыгнул за борт, сумел вырваться из воронки, которая образовывается при затоплении крупного корабля, и спастись на борту «Кресси», чтобы опять оказаться в воде после гибели и этого корабля. Везучий кадет стал единственным человеком за всю историю морских войн, пережившим летальные торпедные атаки на трёх разных кораблях за один день и, более того, в течение одного часа.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии3