Прошлое, настоящее и будущее камуфляжа.
Еще каких-то сто лет назад, вся военная одежда была яркой и многоцветной как на параде. Мундиры всех цветов радуги, блестящие пуговицы, пышные аксельбанты, цветные перевязи, сверкающие эполеты, алые и белые штаны, высокие кивера с длинными разноцветными султанами, горящие на солнце медные кирасы и шлемы, украшенные орлами.
Солдата было видно издалека и спутать его с гражданским человеком, а уж тем более не заметить — было невозможно. Так происходило по нескольким причинам: во-первых, яркие расцветки были призваны оказывать психологическое давление на противника на поле боя, во-вторых, это помогало полководцам визуально ориентироваться среди своих подопечных. Привычной практикой было выделять полка специального назначения особо яркими деталями, например, в русской армии XVIII века — артиллеристы носили алые мундиры, а гренадеры – высокие шапки с блестящими медными налобниками.
Понятное дело, ни о какой маскировке вроде здесь не могло идти и речи. Но, в истории военного дела есть и позитивные моменты, касающиеся камуфляжа. Так, в ходе Полтавской битвы 1709 года битвой Петр I приказал Новгородскому полку поменяться мундирами с недавно сформированным Ладожским. Первый имел синие мундиры, а второй – серые. Как и ожидал Петр, шведы ударили по полку, одетому в серые мундиры, надеясь легко смять русских новобранцев. Но на их пути оказались новгородские ветераны, имевшие значительный боевой опыт. Шведы оказались обмануты цветом мундиров. Атака была успешно отбита.
Начало
Первыми использовать камуфляж в военной форме начали англичане во время англо-бурской войны. В то время как английские войска, шагающие строем, гонялись за бурами в своих традиционных красных мундирах, сами буры, являясь отличными стрелками и не знавшие строевого порядка – разрозненными силами выбивали английских солдат, при этом оставаясь фактически невидимыми в своих невзрачных серых куртках и рубашках. Неудивительно, что офицеры английских войск быстро поняли причину огромных потерь и потому, на время военных действий был принят новый вид униформы – мундиры перекрасили в цвета, сходные тонами с южноафриканским бушем.
Начало
Первыми использовать камуфляж в военной форме начали англичане во время англо-бурской войны. В то время как английские войска, шагающие строем, гонялись за бурами в своих традиционных красных мундирах, сами буры, являясь отличными стрелками и не знавшие строевого порядка – разрозненными силами выбивали английских солдат, при этом оставаясь фактически невидимыми в своих невзрачных серых куртках и рубашках. Неудивительно, что офицеры английских войск быстро поняли причину огромных потерь и потому, на время военных действий был принят новый вид униформы – мундиры перекрасили в цвета, сходные тонами с южноафриканским бушем.
А вот в Индии, все те же английские войска использовали униформу цвета «хаки». В традиционной тропической форме британской армии преобладал белый цвет, и новая форма получила название «хаки», что в языке хинди означало «пыльный, грязный» (в хинди это слово попало из другого языка – фарси – где оно означало «грязь», в смысле земля или почва). Теперь это слово есть во всех языках мира.
Следующими в хронологической истории камуфляжа были японские милитаристы. Вслед за англичанами они переодели свою армию в форму, которая совпадала по цвету с тоном их родной местности. Японцы подобрали наиболее подходящий тон, нечто среднее между оливковым и желтым. Через два года в форме цвета хаки японские солдаты встретились с русскими полками на полях Маньчжурии. Русские солдаты являли собой полную противоположность японцам — они были одеты в кипейно-белые гимнастерки и черные шаровары. Русские почувствовали что что-то не так, когда японцы, оставаясь незамеченными, вели огонь по прекрасно заметным русским позициям. Русско-японская войны заставила военное руководство сделать правильные выводы и уже к 1907 году, униформа защитного цвета стала повсеместной.
Камуфляж в СССР
В СССР для маскировки бойца в самом начале 30-х годов использовали интересную систему. Камуфлирующие костюмы назывались деформирующими, их уникальность заключалась в том, что сочетание рисунков, а именно амебообразных пятен и мешковатости костюма сильно изменяли сам силуэт человека, делая его размытым. Цвет подбирался к подобию различных времен года и погодных условий. Например, черные пятна, с травянистого цвета зелеными пятнами на костюме подходили для летнего периода, а коричневые пятна хорошо сочетались с природой осеннего периода.
Камуфляж в СССР
В СССР для маскировки бойца в самом начале 30-х годов использовали интересную систему. Камуфлирующие костюмы назывались деформирующими, их уникальность заключалась в том, что сочетание рисунков, а именно амебообразных пятен и мешковатости костюма сильно изменяли сам силуэт человека, делая его размытым. Цвет подбирался к подобию различных времен года и погодных условий. Например, черные пятна, с травянистого цвета зелеными пятнами на костюме подходили для летнего периода, а коричневые пятна хорошо сочетались с природой осеннего периода.
Костюмы носили поверх основного обмундирования. Существовал огромный капюшон, который очень легко было натянуть на каску, фуражку. Капюшон еще использовался для скрытия силуэта плеч. Также существовали специальные ковры, которые имитировали траву; маски для пулеметов; маскировочная лента.
Советские рисунки камуфляжа, разработанные в центральном научно-исследовательском испытательном институте имени Карбышева, являются лучшими в мире на нашей географической широте. У них совсем не привлекательный вид для любителей носить камуфляж в повседневной жизни. Кстати говоря, это одно из требований к камуфляжу – желания смотреть на него он вызывать не должен.
Послевоенное время
После войны в Советском союзе проводилось обобщение и исследование опыта боевых действий. Вместо маскировочного костюма в 1950 году на снабжение был принят маскировочный комбинезон. В 1957 году он был модернизирован. В конструкции комбинезона были введены шлёвки для крепления растительности – совсем не лишний элемент.
Советские рисунки камуфляжа, разработанные в центральном научно-исследовательском испытательном институте имени Карбышева, являются лучшими в мире на нашей географической широте. У них совсем не привлекательный вид для любителей носить камуфляж в повседневной жизни. Кстати говоря, это одно из требований к камуфляжу – желания смотреть на него он вызывать не должен.
Послевоенное время
После войны в Советском союзе проводилось обобщение и исследование опыта боевых действий. Вместо маскировочного костюма в 1950 году на снабжение был принят маскировочный комбинезон. В 1957 году он был модернизирован. В конструкции комбинезона были введены шлёвки для крепления растительности – совсем не лишний элемент.
Камуфляж «Бутан».
Для мотострелковых подразделений деформирующий рисунок наносился на специальную легкую ткань крупного полотняного плетения. Костюм предполагалось носить поверх обычного обмундирования или ОЗК (очень разумный шаг, учитывая, что деформирующий, контрастный рисунок, хорошо работающий в подлеске, совершенно не подходит для открытого пространства, где наоборот необходимо что-нибудь грязно-желтое или серо-зеленое).
Костюм широко применялся в Афганистане и до сих пор пользуется популярностью на Северном Кавказе – в тридцатиградусную жару можно существовать только в х/б сетке. Правда уже в 70-х годах стало ясно, что все эти образцы устарели. Кстати, интересно, что отечественный двухцветный камуфляж на западе называют «пиксельным».
Рисунок напоминает листья дуба и выполнен в нескольких цветовых вариантах. Светло-серые по темно-зеленому фону (комбинезон также выворачивался на ночную, менее контрастную сторону), и желтые пятна на травянисто-зеленом фоне. Рисунок хорошо работает в подлеске в сочетании с тенями от растительности, но деформирующий рисунок слишком повторяется, а контрастные светло-серые пятна на близком расстоянии привлекают внимание.
В начале 80-х годов, начались исследования по новым образцам деформирующей окраски и подбору соответствующих тканей. В 1984 году было принято постановление о принятии на снабжение новой полевой формы одежды с расцветкой «Бутан».
Существующие и обиходе и литературе названия являются сленговыми, из-за чего «дубками», «листопадами», «березками», «амебами» зачастую называют совершенно разные рисунки. Камуфляж, разработанный в ходе ОКР «Бутан», практически идеально разбивает силуэт человека на фоне растительности – одинаково хорошо и с пяти шагов, и со ста метров; и летом, и зимой.
Современность
В 1998 году на смену устаревшей расцветке «Бутан» была принята на вооружение новая разработка, которая получила название «Флора». Рисунок создает «оптические иллюзии растворения силуэта на фоне природы средней полосы России». Из-за характерных полосок «Флору» прозвали «арбузным» камуфляжем.
Костюм широко применялся в Афганистане и до сих пор пользуется популярностью на Северном Кавказе – в тридцатиградусную жару можно существовать только в х/б сетке. Правда уже в 70-х годах стало ясно, что все эти образцы устарели. Кстати, интересно, что отечественный двухцветный камуфляж на западе называют «пиксельным».
Рисунок напоминает листья дуба и выполнен в нескольких цветовых вариантах. Светло-серые по темно-зеленому фону (комбинезон также выворачивался на ночную, менее контрастную сторону), и желтые пятна на травянисто-зеленом фоне. Рисунок хорошо работает в подлеске в сочетании с тенями от растительности, но деформирующий рисунок слишком повторяется, а контрастные светло-серые пятна на близком расстоянии привлекают внимание.
В начале 80-х годов, начались исследования по новым образцам деформирующей окраски и подбору соответствующих тканей. В 1984 году было принято постановление о принятии на снабжение новой полевой формы одежды с расцветкой «Бутан».
Существующие и обиходе и литературе названия являются сленговыми, из-за чего «дубками», «листопадами», «березками», «амебами» зачастую называют совершенно разные рисунки. Камуфляж, разработанный в ходе ОКР «Бутан», практически идеально разбивает силуэт человека на фоне растительности – одинаково хорошо и с пяти шагов, и со ста метров; и летом, и зимой.
Современность
В 1998 году на смену устаревшей расцветке «Бутан» была принята на вооружение новая разработка, которая получила название «Флора». Рисунок создает «оптические иллюзии растворения силуэта на фоне природы средней полосы России». Из-за характерных полосок «Флору» прозвали «арбузным» камуфляжем.
Существует более ранняя версия данного камуфляжа — так называемая «вертикалка», ВСР-93 «Флора». Ее первые образцы появились в конце 1992 года. Официально принят в 1993 году. Рисунок издалека напоминает листву молодых березок и неплохо маскирует на луговых и степных фонах, но имеет несовременный дизайн и непривлекательный внешний вид. От образца 1998 года отличается тем, что камуфляжные полосы расположены вертикально. В настоящее время вертикальная «Флора» в России практически выведена из употребления.
Сегодня «Флора» заменяется пиксельным камуфляжем — маскировочным рисунком «Темный» (в просторечии — «цифровая флора», «космос», «защита до упора», «цифра», «пикселька», «пиксель», «русская цифра» и т. п., в официальных документах иногда проходит под нейтральным названием «ЕМР» — единый маскировочный рисунок, однако встречается даже в официальных публикациях сленговое просторечное обозначение), разработанном в Минобороны России. Так как «Темный» изначально разрабатывался именно в качестве универсального рисунка, в зависимости от цветового решения он может быть приспособлен к самым различным видам местности (без изменения, собственно, рисунка). Помимо использования четырех принципиально различных видов пятен в одном рисунке каждый вид пятен не имеет четко выраженной формы и ориентации, что позволяет применять рисунок с различными цветовыми решениями более универсально.
Следующий рубеж: трансформационная оптика
Системы активного/адаптивного камуфляжа сами по себе похожи на научную фантастику, но они не являются частью самой продвинутой технологии, исследуемой в поисках «покрова невидимости». Действительно, уже намечаются другие решения, которые будут гораздо более эффективными и практичными в применении по сравнению с активным камуфляжем. Они основаны на феномене известном как трансформационная оптика.
То есть некоторые длины волн, включая видимый свет, могут быть «изогнуты» и в виде потока направлены вокруг объекта подобно воде огибающей камень. В результате, предметы за объектом становятся видимыми, как если бы свет прошел через пустое пространство, в то время как сам объект исчезает из виду. В теории трансформационная оптика может не только маскировать объекты, но также делать их видимыми в том месте, где они не находятся.
То есть некоторые длины волн, включая видимый свет, могут быть «изогнуты» и в виде потока направлены вокруг объекта подобно воде огибающей камень. В результате, предметы за объектом становятся видимыми, как если бы свет прошел через пустое пространство, в то время как сам объект исчезает из виду. В теории трансформационная оптика может не только маскировать объекты, но также делать их видимыми в том месте, где они не находятся.
Впрочем, чтобы это произошло, объект или область должны быть замаскированы с использованием маскирующего средства, которое должно быть само не определяемо для электромагнитных волн. В таких средствах, названных метаматериалами, используется структуры с ячеистой архитектурой с целью создания сочетания характеристик материалов, недоступных в природе. Эти структуры могут направлять электромагнитные волны вокруг объекта и заставлять их появиться на другой стороне.
Общая идея таких метаматериалов заключается в негативном преломлении. Напротив, все природные материалы имеют позитивный показатель преломления, показатель того, какое количество электромагнитных волн искривляется при переходе из одной среды в другую. Классическая иллюстрация того, как работает преломление: погруженная в воду часть палочки кажется искривленной под поверхностью воды. Если бы вода имела негативное преломление, погруженная часть палочки наоборот выступала бы из поверхности воды. Или, еще один пример, рыба, плавающая под водой, казалась бы движущейся в воздухе над поверхностью воды.
Общая идея таких метаматериалов заключается в негативном преломлении. Напротив, все природные материалы имеют позитивный показатель преломления, показатель того, какое количество электромагнитных волн искривляется при переходе из одной среды в другую. Классическая иллюстрация того, как работает преломление: погруженная в воду часть палочки кажется искривленной под поверхностью воды. Если бы вода имела негативное преломление, погруженная часть палочки наоборот выступала бы из поверхности воды. Или, еще один пример, рыба, плавающая под водой, казалась бы движущейся в воздухе над поверхностью воды.
Новый маскирующий метаматериал показан университетом Дьюка в январе 2009 года
Для того, чтобы у метаматериала был отрицательный показатель преломления, его структурная матрица должна быть меньше длины используемой электромагнитной волны. Кроме того, значения диэлектрической проницаемости (способность пропускать электрическое поле) и магнитной проницаемости (как он реагирует на магнитное поле) должны быть отрицательными. Математика является неотъемлемой частью при проектировании параметров, необходимых для создания метаматериалов и демонстрации того, что материал гарантирует невидимость.
Схематическое изображение и изображение с электронного микроскопа метаматериала (сверху и сбоку), разработанного исследователями из калифорнийского университета в Беркли. Материал сформирован из параллельных нанонитей, встроенных внутрь пористого оксида алюминия. При прохождении видимого света через материал согласно феномену негативного преломления он отклоняется в обратном направлении
Комментарии2