Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
22
1
1
Слепой Пью
На uCrazy 9 лет 6 месяцев
Всячина

С железным крестом на рубке: против Советского Союза



После успешных боевых действий в начале Второй мировой
под командованием Вольфганга Люта
подводная лодка U 9 была переквалифицирована в учебные.
Вероятно, в этом качестве она и дотянула бы до окончания
войны, если бы не нападение Германии на СССР.
Для относительно небольшого Черноморского театра военных
действий маленькая «двойка» была вполне подходящим оружием,
и лодку вновь «призвали».
Дальнейшая её судьба сложилась довольно неожиданно.

Начало Великой Отечественной войны ознаменовало новый виток в судьбе немецкой подлодки U 9. С нападением 22 июня 1941 года Германии на СССР немецкие ВМС получили ещё три морских театра военных действий, в том числе и на Чёрном море. Однако там изначально не имелось каких-либо немецких кораблей, за исключением нескольких речных тральщиков типа FR Дунайской флотилии, поэтому в первые месяцы войны против советского флота действовали только румынские ВМС, численность, подготовка и активность которых оставляли желать лучшего.


Подводная лодка типа IIB подготовлена к транспортировке по Эльбе.
Корпус лодки, максимально облегчённый, лежит на понтоне


Переброска кораблей с других театров морем была невозможна, так как Турция не собиралась нарушать нейтралитет и открывать черноморские проливы для прохода военных кораблей воюющих держав. Попытка договориться с Турцией о покупке у неё подводных лодок успехом также не увенчалась. Немцам ничего не оставалось, как пойти на весьма необычный шаг, а именно произвести переброску кораблей небольшого водоизмещения на Чёрное море по суше и рекам.

Путешествие по рекам – от Киля до Констанцы


Эта операция была весьма трудоёмкой, однако благодаря ей на Чёрном море у Германии появились собственные лёгкие силы, состоящие из подводных лодок, тральщиков, торпедных катеров и т.д. Впрочем, не все корабли были доставлены таким путём – часть из них была построена на верфях Чёрного моря. Расчётные расходы на транспортировку кораблей по суше были высокими, и Гитлер неоднократно отвергал предложения переброски кораблей таким способом. Он не считал нужным идти на такие затраты, ожидая скорой победы над СССР, поэтому все обращения командования кригсмарине дать разрешение на транспортировку малых субмарин на Чёрное море в 1941 году не увенчались успехом. Провал блицкрига позволил гросс-адмиралу Редеру вернуться к этому вопросу.

В феврале 1942 года тема была поднята вновь, и на этот раз разрешение было получено. Началась подготовка к самому процессу перевозки. Для Чёрного моря изначально были выбраны три подводных лодки типа IIB — U 9, U 19 и U 24, уже переведённые на тот момент в разряд учебных. В апреле-мае 1942 года лодки были выведены из состава флота и переведены в Киль для подготовки к транспортировке.




Вверху: буксировка лодок на понтонах по Эльбе; внизу:
транспортировка лодок из Дрезден-Юбигау в
Ингольштадт с помощью автотранспорта


Прежде всего, субмарины необходимо было облегчить. Для этого с них были сняты дизели, электромоторы, аккумуляторные батареи и другое тяжёлое оборудование, а также срезаны рубки. В таком «распотрошённом» состоянии лодки из Киля отправлялись в путь на понтонах через Кильский канал в Эльбу, по которой их спускали до Дрезден-Юбигау. Оттуда лодки везли автомобильным транспортом до Ингольштадта. Затем они вновь продолжали свой путь на понтонах, но уже по Дунаю до румынского Галаца, который являлся конечной точкой маршрута. После того, как все три «двойки» успешно прошли весь путь, 26 августа 1942 года Гитлер санкционировал переброску ещё трёх субмарин того же типа — U 18, U 20 и U 23. После сборки все лодки вновь были введены в строй и образовали 30-ю подводную флотилию под командованием капитан-лейтенанта Хельмута Розенбаума (Helmut Rosenbaum). Незадолго до повышения по службе Розенбаум отличился: командуя лодкой U 73, потопил 11 августа 1942 года в Средиземном море британский авианосец «Игл» (HMS Eagle), за что получил Рыцарский крест.

Стоит отметить, что действия немецких подводных лодок на Чёрном море в 1942–1944 гг. до сих пор обойдены вниманием исследователей и остаются белым пятном в истории как Второй мировой войны в целом, так и Великой Отечественной в частности. Поскольку автор не ставит перед собой задачу проводить подобное исследование в рамках небольшой статьи, детали карьеры U 9 в составе 30-й подводной флотилии будут представлены кратко.

Череда командиров и неугомонный Петерсен


После того как крестоносная субмарина была собрана на верфи в Галаце немецкими специалистами, 28 октября 1942 года она вступила в строй флота. Её командиром вновь стал обер-лейтенант цур зее Ганс-Йоахим Шмидт-Вайхерт (Hans-Joachim Schmidt-Weichert), уже командовавший U 9 с июля 1941 по апрель 1942 года. На следующий день лодка с помощью буксира «Мистраль» спустилась по Дунаю до его устья и вышла в Чёрное море. 30 октября она прибыла в румынский порт Констанца, который был выбран базой 30-й подводной флотилии.

Шмидт-Вайхерт вывел свою лодку в первый поход 11 ноября 1942 года. Всего под его командованием U 9 совершила шесть боевых походов, действуя на линии советских портов черноморского побережья Кавказа, где произвела лишь четыре торпедные атаки, выпустив восемь торпед. Ни одна атака не стала результативной.


Подводная лодка U 9 в порту Констанцы, май 1943 года


16 сентября 1943 года Шмидт-Вайхерта сменил обер-лейтенант цур зее Хайнрих Клапдор (Heinrich Klapdor), вахтенный офицер U 9. Как и его прежний командир, Клапдор не сумел добиться никаких успехов. Под его командованием до начала 1944 года лодка совершила два боевых похода, за время которых произвела только одну безрезультатную торпедную атаку. 25 декабря 1943 года Клапдор привёл U 9 в Констанцу, где она встала на ремонт. Субмарина к этому моменту находилась в далеко не лучшем техническом состоянии – необходим был ремонт дизелей и замена элементов аккумуляторной батареи.

21 февраля 1944 года Клапдор снова вышел в море, но спустя неделю был вынужден вернуться для замены блока цилиндров дизеля. 23 марта лодка была отправлена к побережью Кавказа, и 27 марта, находясь у Поти, наблюдала в гавани линкор, крейсера и два пассажирских судна. Сутки спустя Клапдор был вынужден взять курс на Феодосию, так как один из его унтер-офицеров заболел пневмонией. 30 марта U 9 зашла в порт, где больного отправили в лазарет, а лодка задержалась для погрузки провианта и заправки топливом.

Задержка в Феодосии оказалась неудачной как для Клапдора, так и для его лодки. 31 марта во время налёта советской авиации U 9 получила попадание бомбой в левый борт, в результате чего в её прочном корпусе образовалась трещина. Сам Клапдор был ранен и попал в госпиталь, а лодку на ремонт в Севастополь повёл вахтенный офицер Вольф-Дитрих Дерманн (Wolf-Dietrich Dehrmann). Из Севастополя в Констанцу лодка отправилась под началом временно прикомандированного офицера.


Два «черноморских» командира U 9: слева обер-лейтенант цур зее
Хайнрих Клапдор, справа капитан-лейтенант Клаус Петерсен


7 апреля U 9 принял под командование экс-командир U 24 капитан-лейтенант Клаус Петерсен (Klaus Petersen). 26 апреля после окончания ремонта он вывел лодку в 11-й по счёту боевой поход в Чёрное море в район между Туапсе и Новороссийском. Петерсен действовал очень активно и агрессивно – пожалуй, со времён Люта U 9 не ходила под началом такого напористого командира.

5 мая в районе Туапсе Петерсен расстрелял из зенитного 20-мм автомата и пулемёта MG 15 советскую рыболовную шхуну «Буревестник». Подлодка вела огонь до тех пор, пока парусник не начал дымиться и садиться кормой в воду. По «Буревестнику» было выпущено 420 снарядов из зенитки и 320 пуль из пулемёта, но шхуна в итоге не затонула, а была лишь повреждена. 7 мая Петерсен атаковал торпедой каботажное судно, но промахнулся.

Спустя четыре дня U 9 совершила удачную атаку. 11 мая в 16:32 во время нападения на советский конвой в районе Туапсе она выпустила самонаводящуюся торпеду и поразила сторожевой корабль «Шторм», которому взрывом оторвало корму. Командир сторожевика капитан-лейтенант В. А. Паевский и командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант П. И. Дурнов сумели организовать борьбу за выживание. Корабль остался на плаву, и базовый тральщик «Щит» отбуксировал его в Туапсе. 31 июля «Шторм» был переведён для восстановления в Поти, где простоял до окончания войны, а затем был восстановлен в плавдоке Севастопольского морского завода.


Советский сторожевик «Шквал» (тип «Ураган»), однотипный с
«Штормом», ставшим целью атаки U 9


Неугомонный Петерсен продолжил свой поход в том же духе. В полдень 17 мая U 9, находясь у Геленджика, атаковала советский конвой, выпустив по входящему в него танкеру две торпеды, но промахнулась. 25 мая Петерсен снова совершил торпедную атаку в районе Туапсе, выпустив самонаводящуюся торпеду по сторожевому катеру. Взрыв был услышан через 11 минут 30 секунд, но атака оказалась безрезультатной. Стоит отметить, что этот поход дался Петерсену нелегко, так как дизели лодки постоянно давали сбой. За сутки до последней атаки командир отправил в штаб флотилии радиограмму, запросив отход на базу из-за неисправности одного из дизелей. 28 мая U 9 пришла в Констанцу, завершив свой результативный поход на Чёрном море.

После возвращения на базу на лодку вновь вернулся поправившийся после ранения Хайнрих Клапдор, который 15 июля вывел лодку в последний поход, длившийся до 11 августа. За это время Клапдор действовал у побережья Кавказа, где совершил две неудачные торпедные атаки малых советских кораблей.

Конец истории


В августе 1944 года немецкая группировка кораблей на Чёрном море доживала последние дни. Во время налёта советских пикирующих бомбардировщиков Пе-2 ВВС Черноморского флота на Констанцу 20 августа 1944 года было потоплено и повреждено много кораблей и судов. U 9 в числе прочих получила прямое попадание бомбы и легла на грунт у пирса. Попытки немцев поднять лодку ни к чему не привели. Кроме неё, были серьёзно повреждены U 18 и U 24, которые спустя пять дней немцам пришлось затопить – было очевидно, что Констанца вот-вот будет занята советскими войсками.


Экипаж младшего лейтенанта Н. И. Горячкина из состава 40-го БАП
ВВС Черноморского флота — участники налётов на румынские порты
в августе 1944 года. Бомбардировщики Пе-2 именно этого полка
потопили U 9 в гавани Констанцы



Затонувшая в порту Констанцы U 9 — над водой
возвышается лишь рубка с крестом


22 октября 1944 года U 9 была поднята аварийно-спасательной службой советского Черноморского флота и отбуксирована в Николаев. 19 апреля 1945 года она была поставлена на восстановительный ремонт и зачислена в состав ВМФ СССР с присвоением обозначения ТС-16. 12 декабря 1946 года лодка была исключена из списков ввиду невозможности восстановления и сдана на разборку.

Так закончилась история второй лодки с номером U 9, которая несла на своей рубке Железный крест в память о заслугах её предшественницы из кайзеровского флота.

Стоит отметить, что в сравнении судеб обеих крестоносных лодок прослеживается много совпадений. Обе лодки максимально активно воевали в начале своей карьеры в Северном море под командованием таких талантливых командиров и подводных асов, как Отто Веддиген и Вольфганг Лют. Вторая часть карьеры обеих U 9 связана с боевыми действиями против России, где они особыми успехами не блистали, но каждая записала на свой счёт потопленные или повреждённые корабли под Андреевским или советским флагом. Обе лодки фактически уцелели до окончания боевых действий и попали в руки победителей, которые пустили их на слом. Возможно, в этом есть что-то символическое и для флота Германии, который дважды на протяжении полувека спускал свои флаги перед победителями.


U 9, поднятая аварийно-спасательной службой, в доке
судоремонтного завода. Хорошо видна пробоина в носовой части


Ещё одним интересным моментом в истории подлодки U 9 является судьба эмблемы, красовавшейся с обеих сторон её рубки, после окончания Великой Отечественной. Как писал в своей статье об истории U 9 немецкий историк Ганс-Йоахим Рёлль (Hans-Joachim Röll), немцы потеряли следы своей реликвии после разборки лодки на металл в 1946 году. Попытки обнаружить её следы были безуспешны, пока спустя полвека после гибели U 9 в Констанце немецкий исследователь Герд Эндерс (Gerd Enders), собиравший материал о действиях немецких лодок на Чёрном море для своей книги, не посетил музей Черноморского флота в Севастополе.

Там он увидел один из крестов U 9, демонстрировавшийся как музейный экспонат. Эндерс писал, что на кресте не было императорской короны кайзера и его монограммы «W», которые, по мнению Рёлля, могли быть удалены в советское время «по политическим причинам». Однако стоит заметить, что Эндерс ошибся: фотографии эмблемы U 9 из музея подтверждают исчезновение с креста только короны, буква «W» и цифры «1914» на нём сохранились.


Железный крест с рубки U 9 в экспозиции Военно-морского музея
в Петербурге сохранился в оригинальном виде


Второй крест с рубки U 9, по мнению Рёлля, был утерян навсегда, но и здесь немецкий историк ошибается. Как удалось установить автору статьи, эта эмблема хранится в Военно-морском музее в Петербурге. После войны она была передана музею назначенным на бывшую U 9 командиром капитаном 3-го ранга А. И. Прокофьевым и доставлена в Ленинград из Севастополя сотрудником музея майором И. В. Рыжовым. Долгое время крест находился в запасниках и лишь не давно стал экспонатом зала №7, в котором представлена экспозиция по истории Балтфлота в Первой мировой войне. Любопытно, что, в отличие от креста в музее Севастополя, крест в Петербурге сохранился в первозданном виде, включая императорскую корону.

Так в музейных экспозициях в Петербурге, Севастополе и Альтенбрухе закончилась история двух немецких субмарин с крестами на рубках. В подводном флоте современной Германии подлодки под номером U 9 не существует…

все теги
Комментарии3
  1. Бухарик
    На uCrazy 10 лет 6 месяцев
    Завтра в Питер полечу, зайду в ЦВММ, гляну. В Севастополе видел
  2. Vitoslav
    На uCrazy 8 лет 3 месяца
    А почему на рубке был кульмский крест?
  3. Vitoslav
    На uCrazy 8 лет 3 месяца
    Всё разобрался.

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}