Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
27
3
3
penrosa
На uCrazy 13 лет 5 месяцев
Всячина

Статуэтка возрастом в 10 тысяч лет



Один из самых интересных археологических объектов в мире находится в центральной Турции: это холм Чатал-Хююк (его название переводится как «раздвоенный» или «двуглавый» холм, курган). На холме расположено большое неолитическое поселение, жители которого девять тысяч лет назад умели охотиться и выращивать злаки, строить дома и украшать стены сложными рисунками и впечатляющими рельефами. На примере Чатал-Хююка отрабатывались и отрабатываются многочисленные теории и практические методы исследования в археологии. На примере Чатал-Хююка разбиваются клише, накопившиеся в популярной науке за последние сто лет.

Последняя яркая находка сделана там летом текущего года: это статуэтка очень толстой женщины с большим животом и отвисшей грудью. «Неолитическая Венера?» — спросили журналисты. «Нет», — ответил руководитель экспедиции Иэн Ходдер, по совместительству — крупнейший теоретик археологии нашего времени.

Давайте выясним что это ...



Археологические раскопки в Чатал-Хююк в Турции ведутся еще с 1960-х годов, и с тех пор ученые нашли немало настоящих сокровищ. Одним из самых замечательных артефактов, которые были найдены в последнее время, является немного выветривавшаяся, но практически неповрежденная статуэтка женщины, вырезанная из мрамора. Редкая находка, сделанная летом 2016 года, уже была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Датируется статуэтка приблизительно 5500-8000 годами до нашей эры.

Команда обнаружила фигурку лежащей рядом с куском обсидиана. Это заставляет предположить, что она она использовалась в каких-либо ритуалах. Также статуэтка отличается от других подобных тем, как тщательно она сделана. Весит мраморная фигурка около килограмма, в длину она около 15 сантиметров, а в толщину — около 7,5 сантиметров.

Статуэтка возрастом в 10 тысяч лет


Хотя в Чатал-Хююк находили уже довольно много древних фигурок, большинство из них являются глиняными (каменные встречались довольно редко) и они, как правило, изображают животных. При этом, большинство из них найдены разбитыми или сломанными.

Ученые встречали подобные фигурки по всей Западной Азии, Анатолии и Юго-Восточной Европе, но они очень редко знают о предназначении этих объектов. Археолог Линн Мескелл уже предположил , что неолитическая статуэтка в Чатал-Хююк должна изображать пожилую женщину, а ее полная фигура символизируют великую мудрость.



10-тысячелетняя статуэтка, изображающая женщину с большими ягодицами, короткими ногами и руками, поддерживающими грудь, выполнена в стиле, типичном для Чатал-Хююк. Неизвестный художник вырезал ее из мрамора, а чтобы придать большую схожесть с настоящим человеком, сделал насечки, изображающие глаза, рот, подбородок и даже складки жира на шее. Есть у статуэтки даже пупок, высеченный в форме треугольника.

Во времена расцвета это место являлось домом для 3 500 - 8 000 жителей, живших в домах, которые были иногда украшены предметами искусства, которое явно играло большую роль для сообщества. При раскопках также было найдено множество картин и рельефов, глиняных табличек, скульптур и других уникальных работ.



Мегаполис эпохи неолита


Холм Чатал-Хююк расположен в 50 километрах к юго-востоку от города Конья в центральной Анатолии. Раннее неолитическое поселение занимало восточную часть холма, позднее — западную. Площадь интересующего нас восточного «протогорода» составляла 13,5 гектара, в нем одновременно проживало от 3000 до 8000 человек (это очень много по меркам неолита). Поселение существовало примерно между 7400 и 6000 годами до н.э. В принятой для Ближнего Востока хронологии Чатал-Хююк относится к позднему докерамическому неолиту (PPNC, Pre-Pottery Neolithic C) и раннему керамическому неолиту (PN). Стратиграфически Чатал-Хююк подразделяется на 18 слоев.

Дома в Чатал-Хююке строили из сырцового кирпича и дерева, здания стояли вплотную друг к другу; в поселении не было улиц: очевидно, внутрь домов попадали через крыши. Жители украшали стены домов росписями и лепными рельефами. Покойников хоронили внутри домов под специально построенными платформами. Нередки повторные перезахоронения, причем черепа отделяли от скелетов и переносили в другие дома.



Древние жители Чатал-Хююка регулярно ели зерна нескольких видов пшеницы (в т.ч. однозернянки Triticum monococcum и двузернянки Triticum dicoccum), чечевицу, горох, вику, клубнекамыш (Bolboschoenus maritimus), желуди, фисташки, сливы. Они употребляли в пищу мясо коз и овец, охотились на туров (Bos primigenius), оленей и кабанов, гусей и уток. Среди наземных хищников особо выделяли леопардов: существует большой корпус изображений этих кошачьих, часто парами, среди воздушных — стервятников.

Обитатели Чатал-Хююка умели ткать, плести корзины и циновки, обрабатывать обсидиан, из которого делались не только ножи и наконечники, но и зеркала. К использованию глины для изготовления посуды они пришли не сразу: сначала они додумались до плетеных сосудов, в которые бросали нагретые в очаге глиняные шарики, а уже потом начали лепить горшки.

Джеймс Меллаарт раскапывал Чатал-Хююк очень быстро: 160 зданий за четыре сезона. Нынешняя экспедиция во главе с Иэном Ходдером работает уже 23 сезона и раскопала вдвое меньше домов. И это всего пять процентов общей площади поселения.



Изобилие и опыт


Сами по себе статуэтки гипертрофированно пышных женщин — не редкость в Чатал-Хююке. За годы раскопок их нашли около сорока. Однако находка 2016 года — каменная, в отличие от большинства прочих, сделанных из глины. По мнению Ходдера, детально проработанная фигурка, скорее всего, представляет собой изображение пожилой женщины, достигшей высокого социального статуса. Найдена статуэтка в характерном для Чатал-Хююка контексте — под платформой внутри жилого дома: в этом поселении так часто хоронили покойников. Примечательно, что рядом со статуэткой лежал кусок обсидиана, важного для Чатал-Хююка материала. Ходдер не исключает, что фигурка и камень были помещены вместе с символической целью.

Если читателю когда-нибудь доводилось рассматривать фотографии находок из Чатал-Хююка или сами артефакты (они хранятся в Анкаре, в Музее анатолийских цивилизаций), то он наверняка запомнил статуэтку женщины: могучая особа восседает на троне, положив руки на головы крупных кошачьих. Между лодыжками женщины лежит объект, который часто интерпретируют как только что рожденного ребенка. Голова у статуэтки отсутствовала, как и голова одной из кошек: в музее фигурка выставлена в реконструированном виде. Сходство между находками 2016 и 1961 годов несомненно. Но, подчеркнул Иэн Ходдер, изображение сидящей женщины было извлечено из хозяйственной ямы. В одной из книг о Чатал-Хююке археолог писал, что не исключено, что сидящую статуэтку поместили в место для отбросов нарочно, а голову у нее отбили или сняли преднамеренно: в поселении находили специальные «захоронения» глиняных голов, снятых с женских фигурок. Каменная же фигурка была целенаправленно уложена под платформу в полной сохранности.



Первооткрыватель Чатал-Хююка Джеймс Меллаарт, ведший раскопки на холме в первой половине 1960-х, был убежден в том, что изображения пышных женщин — это символ продолжения жизни, божество деторождения, Великая мать и т.д. Современные археологи и антропологи, работающие с Ходдером, не согласны с предположением Мелаарта. Так, Линн Мескелл из Стэнфордского университета вместе с Кэролин Накамура опубликовала статью под названием «Оформленные тела: формы и фигуры в Чатал-Хююке» («Articulate Bodies: Forms and Figures at Çatalhöyük»). В этой работе исследовательницы обращают внимание на то, что статуэтки из Чатал-Хююка совсем не выглядят женщинами детородного возраста: наоборот, это сплошь немолодые, оплывшие, чрезвычайно дородные дамы. Возможно, эти изображения — «визуальная метафора» изобилия, долголетия и опыта.

Иэн Ходдер утверждает, что ни в Турции, ни в Леванте, где расположены современные Чатал-Хююку поселения, не встречаются изображения женщин в роли матерей. Также археолог отмечает, что если в Чатал-Хююке кого-то и почитали как дух или божество, то животных — леопардов, стервятников, туров (диких быков). К статуэткам людей относились, скорее, как к покойникам: их хоронили и перезахоранивали. Таким образом, заключает исследователь, человеческие фигурки, вероятно, представляют старейших и уважаемых жителей общины, и статуэтка, найденная в 2016 году, — из их числа. Почему она сделана из другого материала и уложена под платформу, присыпанная слоями чистого песка и глины, пока не вполне понятно. Может быть, останки женщины, которую изображает фигурка, не удалось похоронить по всем правилам и пришлось погребать каменное подобие.

Работу Ходдера в Чатал-Хююке отличает осторожность и намеренный отказ от стереотипов. Он интерпретирует очень мелкие детали, уделяя особое внимание отношению человека с материальным миром. Только после того, как описание объекта и его контекста доведено до логического предела, тогда можно приниматься за обобщения и гипотезы об устройстве духовного мира неолитических жителей Чатал-Хююка. И от этого история странного поселения на двойном холме оказывается еще увлекательнее.



Вернемся к фигурке


Не менее важно установить, с какой целью древние жители Чатал-Хююк создали столь ценный предмет. Артефакт представляет собой скульптурное изображение чрезвычайно толстой женщины. Это далеко не первая подобная статуэтка, найденная в Чатал-Хююк, но интерпретация таких находок постоянно меняется.

Объяснение, казалось бы, лежит на поверхности: еще недавно пышнотелую даму сочли бы воплощением богини плодородия, богини-матери, «Великой Матери». Подобное толкование так долго было единственным, что накрепко засело в сознании широкой публики – равно как и представление о матриархате, царившем в Чатал-Хююк и других сообществах эпохи неолита.

Современные исследователи, основываясь на анализе находок, не подтверждают эту популярную теорию. «Чатал-Хююк известен широкой публике прежде всего как место поклонения богине-матери. Но за годы раскопок мы нашли очень мало доказательств существования такого культа, как не нашли и четких свидетельств в пользу матриархального устройства местного общества. Это один из старых мифов, опровергнутый современной наукой», – говорил Ходдер в одном из интервью 2009 года.

В соответствии с новейшими теориями, профессор Ходдер предлагает иное толкование: подобные фигурки могли изображать женщин-старейшин, обладавших высоким социальным статусом в местном сообществе. С матриархатом это не связано: анализ находок в Чатал-Хююк, включая человеческие останки, не выявил значимой разницы в образе жизни мужчин и женщин — по всей видимости, они были равны.
«Обвисшие груди и живот намекают на почтенный возраст женщины, что подтверждает современную интерпретацию таких изображений», – говорит Ходдер. По мнению ученых, древний скульптор воплотил в мраморе вполне земной образ, а не идеализированное тело великой богини.



Археолог Линн Мескелл (Lynn Meskell), коллега Ходдера из Стэнфордского университета, давно изучает женские статуэтки из Чатал-Хююк. Крайне маловероятно, считает она, что такие фигурки были объектами поклонения. Почти все они были найдены в мусорных кучах, словно их создавали для определенных целей, а затем просто выбрасывали. У женских фигурок, как правило, отсутствует основание – их невозможно поставить в приличествующее богиням вертикальное положение.

Однако мраморная фигурка отличается от большинства себе подобных: не только более ценным материалом, но и очевидной ритуальной значимостью. Профессор Ходдер сообщил, что артефакт нашли не в мусорной куче, а в жилом доме, в особом укрытии, под слоем песка и гипсовой плитой, вместе с осколком обсидиана (обсидиан был одним из источников благосостояния жителей Чатал-Хююк). Всё говорит о том, что фигурку оставили там намеренно – возможно, она была частью какого-то обряда.

Если так, тщательное изучение артефакта и места находки предоставит ученым новую информацию о культурной и религиозной жизни обитателей поселения. Интересно, что за все время раскопок исследователи не обнаружили в Чатал-Хююк ни общественных построек, ни культовых сооружений, без которых невозможно представить функционирование древнего города. Все найденные строения – включая те, где были найдены ритуальные предметы – оказались жилыми, то есть в них велась бытовая деятельность.

Отсутствие социальной инфраструктуры не позволяет назвать Чатал-Хююк полноценным городом, однако тысячи его обитателей организованно сосуществовали на протяжении столетий, а найденные артефакты – включая фигурки пышнотелых женщин – говорят о наличии определенных верований и связанных с ними ритуалов.

Какие это были ритуалы? Где жители Чатал-Хююк их проводили – в собственных жилищах или же в специально отведенных местах, которые пока неизвестны исследователям? Мраморная фигурка была найдена там, где местные жители обычно держали останки своих покойников: в жилом доме, в особом укрытии под «кроватью». Возможно ли, что фигурка была частью погребального обряда, посвященного любимой бабушке, главе большого семейного клана? Исследования продолжаются, теории множатся, ученые спорят друг с другом в поисках верных ответов – происходит все то, за что мы любим науку.

[media=https://youtu.be/i_vWN8JjdjQ]

Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!

все теги
Поддержать uCrazy
Комментарии6
  1. wowus1968
    На uCrazy 10 лет 11 месяцев
    "а ее полная фигура символизируют великую мудрость."
    так вот зачем бабы жирнеют!
  2. Странник
    На uCrazy 12 лет 2 месяца
    фигасе....мудрость в жопе.... hmm
  3. penrosa
    На uCrazy 13 лет 5 месяцев
    Автор поста
    Цитата: Странник
    фигасе....мудрость в жопе.... hmm

    Странник, смотри девок, которых я выкладываю, будешь мудрее!
  4. Вячус
    На uCrazy 11 лет 2 месяца
    Как ей может быть 10 000 лет, если Сейчас только 2016-й год?!
    Сорян, не мог не написать)
  5. Странник
    На uCrazy 12 лет 2 месяца
    Цитата: penrosa
    Цитата: Странник
    фигасе....мудрость в жопе.... hmm

    Странник, смотри девок, которых я выкладываю, будешь мудрее!

    а ято здеся причем????? сматреть это одно а тут говорится про прямую связь размеров жопы с гениальностью!!! lol
  6. penrosa
    На uCrazy 13 лет 5 месяцев
    Автор поста
    Цитата: Странник
    а ято здеся причем????? сматреть это одно а тут говорится про прямую связь размеров жопы с гениальностью!!!

    Ну тогда отъедай...

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}