Первые американские броненосцы в бою
В начале Гражданской войны в США и северяне, и южане приняли решение: броненосцам — быть! От первой дуэли между «Монитором» и «Вирджинией» до первого массированного применения броненосцев при бомбардировке форта Самтер пройдёт всего десять месяцев. А к концу войны уже ни одна значимая операция северян у побережья Конфедерации не проходила без участия этих кораблей. Броненосец типа «Монитор» стал символом экономической и военной мощи Союза, а также серьёзным фактором в непростых отношениях северян с европейскими державами.
Дуэль на Хэмптонском рейде 8–9 марта 1862 года
В 1861 году южане захватили город Норфолк, где в их руки попал корпус деревянного 40-пушечного фрегата «Мерримак» 1856 года постройки с действующей паровой машиной. При отступлении северяне не сумели полностью уничтожить этот корабль, а также оставили множество припасов и материалов — в том числе 1200 крупнокалиберных морских пушек (огромная удача позволила южанам вооружить множество кораблей, береговых батарей и фортов). Летом 1861 года началась перестройка трофея в броненосец «Вирджиния» по проекту капитана 2-го ранга Брука и корабельного инженера Портера.
В ходе строительства нового корабля было преодолено множество организационных и технических проблем. Например, броня прокатывалась из обычных железнодорожных рельсов на единственном доступном южанам заводе в Ричмонде, а экипаж корабля набрали из солдат армии Конфедерации. Тем не менее к марту 1862 года «Вирджиния» была готова и передана под командование капитана Бьюкенена и лейтенанта Джонса.
Командир «Вирджинии» Франклин Бьюкенен (слева) и
командир «Монитора» Джон Варден (справа)
командир «Монитора» Джон Варден (справа)
8 марта 1862 года в 12:40 первый броненосец Конфедерации вступил в бой с блокировавшей Хэмптонский рейд эскадрой Союза, состоявшей из четырёх фрегатов («Конгресс», «Миннесота», «Роанок», «Сент-Лоуренс»), шлюпа «Камберленд» и двух канонерских лодок. В 13:20 был протаранен и затонул «Камберленд», в 16:00 — взорван фрегат «Конгресс», а к 17:00 «Вирджиния» вышла из боя, намереваясь завершить разгром северян на следующий день. В 21:00 к месту битвы подошёл первый броненосец Союза — «Монитор».
Лист оригинального чертежа броненосца «Монитор»
9 марта 1862 года в 8:30 началась первая в истории дуэль между бронированными паровыми судами — броненосцами. Корабли кружили друг вокруг друга, обменивались залпами и пытались таранить. Позже выяснилось, что 11-дюймовые дульнозарядные гладкоствольные пушки Дальгрена можно безопасно заряжать вдвое большим зарядом пороха, чем во время боя «Монитора» с «Вирджинией». Кроме того, в боезапасе «Монитора» не было бронебойных стальных кованых ядер. Поэтому потенциально опасные для «Вирджинии» 11-дюймовки не смогли реализовать свои возможности.
Для нарезных шести- и семидюймовых пушек Брука, которыми вооружили «Вирджинию», были заказаны бронебойные снаряды, но к моменту боя в погреба броненосца они ещё не поступили. Всё это обусловило тот факт, что оба броненосца получили минимальные повреждения, хотя капитан «Монитора» был серьёзно ранен. В 12:15, так и не выявив победителя, стороны разошлись, и бой завершился.
Бой «Вирджинии» и «Монитора», литография 1884 года
Взятие Нового Орлеана, 24–25 апреля 1862 года
Взятие Нового Орлеана, 24–25 апреля 1862 года
В начале войны южане контролировали реку Миссисипи от Каира до Нового Орлеана, что позволяло им беспрепятственно использовать внутренние речные коммуникации. Кроме того, долина реки обеспечивала Юг пшеницей и другими продуктами питания, в то время как большинство остальных сельскохозяйственных земель использовались как плантации хлопка и табака. Укрепления южан в устье реки (возле Нового Орлеана) закрывали флоту Союза вход в Миссисипи.
Для захвата устья северяне сформировали эскадру под командованием Дэвида Глазго Фаррагута, состоявшую из четырёх паровых деревянных фрегатов (106 орудий), трёх шлюпов (26 орудий), девяти канонерских лодок (18 орудий) и двадцати мортирных шхун. Сняв верхний такелаж и укрепив борта и палубы своих кораблей цепями и мешками с песком, северяне внезапно подошли к двум вражеским фортам, закрывавшим подход к Новому Орлеану, — форту Святого Филиппа и форту Джексон. На вооружении этих укреплений имелось всего 28 пушек, а два крупных броненосца южан все ещё находились в стадии строительства — один из них («Луизиана») был спущен на воду, но пока не мог самостоятельно двигаться. Элементами активной обороны с трудом можно было назвать несколько вооружённых пароходов и таранный броненосец «Манассас», перестроенный из старого портового буксира. Слабые укрепления и разногласия среди руководства обороной Нового Орлеана стали серьёзной проблемой южан.
24 апреля 1862 года, подготовив прорыв мощной бомбардировкой (16 800 снарядов) эскадра Фаррагута под огнём противника начала проход между фортами южан, находившимися по обе стороны реки. Попытки южан взять корабли Союза на абордаж или поджечь их при помощи брандеров успеха не имели, хотя и нанесли серьёзные повреждения некоторым кораблям. В довершение всего «Манассас» неоднократно таранил корабли северян, но пробить борт ни одного из них не сумел. В итоге «Манассасу» пришлось выброситься на берег, где он и был сожжён экипажем. Неудачу можно объяснить тем, что броненосец не имел скорости и массы, достаточных для успешного тарана.
Сразу за фортами (выше по течению) в качестве плавучей батареи стоял на якоре недостроенный броненосец «Луизиана», который также участвовал в перестрелке. Броня хорошо защищала его от вражеских снарядов, но неподвижность не позволяла вести активный бой. Прорыв северян вверх по течению отрезал форты конфедератов от основных сил. Лишённые продовольствия и боеприпасов, их гарнизоны капитулировали несколько позже (29 апреля). 25 апреля десант северян при поддержке прорвавшихся кораблей захватил пребывавший в панике Новый Орлеан — крупнейший город и промышленный центр Конфедерации. Недостроенные броненосцы были сожжены их экипажами, а Юг потерял возможность создания крупных броненосцев собственными силами. После этого сражения Франция отказалась от вмешательства в конфликт на стороне Юга, а Англия уже опасалась рисковать в одиночку.
Броненосец северян «Онондага» в 1862 году. Вторая
башня удваивала его огневую мощь
Прорыв на реке Миссисипи
башня удваивала его огневую мощь
Прорыв на реке Миссисипи
С сентября 1861 года шла упорная борьба за контроль над реками Миссисипи, Теннесси и Камберленд. Для борьбы с береговыми укреплениями конфедератов северяне перестроили в речные броненосцы три колёсных парохода. К февралю 1862 года совместными силами речных флотилий из канонерских лодок, вышеупомянутых броненосцев и сухопутных частей генерала Гранта Союзу удалось принудить к сдаче большинство батарей и фортов южан. Двигаясь с севера по течению реки Теннесси, 6 апреля 1862 года армия Гранта столкнулась с войсками Конфедерации под командованием генерала Джонстона. В местечке Шило состоялась одна из самых кровавых и упорных битв той войны. Поддержка пушек речной флотилии сыграла заметную роль в сражении, и победа осталась за федеральными войсками. Один за другим населённые пункты переходили в руки северян — в частности, ими был взят крупный город Мемфис. К июню 1862 года единственным опорным пунктом Конфедерации на реке Миссисипи оставался сильно укреплённый город Виксбург.
С октября 1861 года южане строили в Мемфисе два однотипных броненосца («Арканзас» и «Теннесси»), однако «Теннесси», находившийся в меньшей степени готовности, пришлось взорвать перед капитуляцией города, чтобы он не попал в руки северян. «Арканзас» ещё в апреле 1862 года отбуксировали в Язу-сити, где он и был достроен к 14 июля. 15 июля «Арканзас» с боем прорвался в Виксбург, блокированный эскадрой Фаррагута. Появление вражеского броненосца стало одной из причин отступления флота северян от Виксбурга вниз по реке. После этого «Арканзас» был переведен из Виксбурга в Батон-Руж для поддержки наступления, готовившегося южанами. 6 августа 1862 года, когда броненосец вышел навстречу вражеским кораблям, на нём сломалась паровая машина, и он сел на мель. Чтобы избежать захвата «Арканзаса», команда уничтожила его.
Пополнившись ещё пятью импровизированными речными броненосцами, эскадра Фаррагута установила полный контроль над речной системой — за исключением никак не желавшего сдаваться Виксбурга. С 22 мая по 4 июля 1863 года шли бои за последние береговые укрепления, а когда они пали, город оказался в осаде и вскоре сдался. Конфедерация потеряла свои внутренние речные коммуникации и важный район производства продовольствия. После падения Виксбурга цены на продукты на Юге выросли в шесть раз, а многим районам пришлось переключиться с производства экспортного товара (хлопок, табак) на выращивание пшеницы, что плачевно сказалось на денежных доходах Конфедерации.
Федеральный броненосец «Галена» со следами боевых
повреждений. На фото видно ядро, застрявшее в
корпусе над ватерлинией
Сражение у Чарльстона, январь 1863 — февраль 1864 года
повреждений. На фото видно ядро, застрявшее в
корпусе над ватерлинией
Сражение у Чарльстона, январь 1863 — февраль 1864 года
Относительный успех «Монитора» в первом бою подвиг северян к строительству новых, более совершенных и крупных мониторов. Целая эскадра новых кораблей готовилась прибыть к гавани Чарльстона — столицы штата Южная Каролина. Но пока этого не произошло, блокаду осуществлял отряд паровых канонерок и шлюпов. Конечно же, южан это устраивать не могло, и для противодействия врагу были построены два небольших броненосца — «Палметто-Стейт» и «Чикора». 31 января 1863 года, уничтожив канонерскую лодку и повредив два других корабля, конфедераты на короткое время сняли блокаду. К 7 апреля силы блокирующей эскадры Союза под командованием адмирала Дюпона выросли до девяти броненосцев: в её состав входили казематный корабль «Кеокук», крупный батарейный броненосец «Нью-Айронсайдс» и семь мониторов класса «Пассаик».
Задачей северян было разрушить артиллерийским огнём форт Самтер, занимавший центральное положение на острове при входе в гавань Чарльстона. Мелководье, сваи, забитые южанами в дно, и мины оставляли кораблям единственный путь — через узкий фарватер около форта, находившийся под прицелом семи батарей. Построившись в колонну, броненосцы Союза двинулись к цели, но уже при подходе к форту броненосец «Кеокук» выбился из строя и подошёл слишком близко к берегу, став отличной мишенью для пушек, находившихся на берегу. Флагманский «Нью-Айронсайдс» также вскоре покинул строй из-за большой осадки и опасности посадки на мель. В последовавшем часовом бою «Кеокук» был насквозь изрешечён снарядами, а на следующий день (8 апреля) затонул из-за начавшегося ночью шторма. Возможно, его удалось бы спасти, но адмирал Дюпон решил не рисковать людьми и снять экипаж.
Мониторы же получили некоторые повреждения, и Дюпон отвёл их на исходные позиции, убедившись в невыполнимости задачи имеющимися силами. Ситуация могла бы сложиться для северян ещё хуже, так как один из мониторов столкнулся с миной — к счастью, она проржавела и не взорвалась. «Нью-Айронсайдс» большую часть боя простоял над подводной миной, которая не взорвалась только потому, что были повреждены провода, связывавшие её с источником питания на берегу. Таким образом, северяне потерпели неудачу, но сохранили эскадру броненосцев, которая надёжно блокировала город и два броненосца южан.
В целях усиления своих сил в регионе конфедераты перестроили новый английский железный пароход в броненосец «Атланта» — его задачей было крейсерство у берегов. Об этом стало известно Дюпону, и он отправил на перехват два своих монитора («Уихаукен» и «Нэхент»). «Атланта» имела броню плохого качества, а экипаж был совершенно не знаком ни с морем, ни с артиллерией. Очень скоро броненосец конфедератов сел на мель, что и стало причиной его поражения и быстрой сдачи.
Неудача Дюпона у форта Самтер привела к замене его на адмирала Дальгрена — 17 и 23 августа тот безуспешно пытался разрушить вражеские укрепления.
Броненосец Конфедерации «Атланта». Фото сделано
после захвата корабля северянами
Действия «Албемарла», апрель-октябрь 1864 года
после захвата корабля северянами
Действия «Албемарла», апрель-октябрь 1864 года
Албемарл — глубокий залив на побережье Северной Каролины. Над узким проходом между его северной и южной частями господствует остров Роанок, который в начале 1862 года был занят экспедицией северян при поддержке флота. Конфедераты с беспокойством смотрели на присутствие северян в этих водах, открывавших им доступ в самое сердце штата. Северяне действительно угрожали тылу армии южан, которая стояла перед Ричмондом. Южане дважды тщетно пытались выбить своих врагов из залива Памлико, находящегося к югу от пролива Албемарл, но в обоих случаях атаки были отбиты — главным образом морскими силами северян.
После этого южанам стало очевидно, что остаётся единственный способ достигнуть успеха — добиться господства на воде, а для этого требовались броненосцы. Построив небольшую бронированную канонерскую лодку «Албемарл», 5 мая 1864 года конфедераты вступили в бой с отрядом кораблей Союза, состоявшим из четырёх канонерских лодок. Все попытки северян протаранить или взять на абордаж небольшой броненосец не увенчались успехом. В течение нескольких месяцев «Албемарл» постоянно беспокоил обстрелами федеральные сухопутные войска. Развязка произошла 26 октября: лейтенант Кашинг на паровом баркасе с миной, закреплённой на шесте в носовой части судна, сумел взорвать вражеский корабль.
Федеральный монитор «Махопак», представитель наиболее
удачного типа «Каноникус»
Прорыв у Мобила, 5 августа 1864 года
удачного типа «Каноникус»
Прорыв у Мобила, 5 августа 1864 года
Город Мобил в южной части штата Алабама стал ещё одной целью федерального флота. Южане построили здесь довольно сильную оборону, состоявшую из минных заграждений, фортов и батарей, а также лучшего броненосца конфедератов — «Теннесси». Северяне собрали силы под командованием адмирала Фаррагута в количестве 7 паровых фрегатов, 7 паровых канонерских лодок и шлюпов и 4 мониторов (двухбашенных «Виннебаго» и «Чикасо», однобашенных «Текумсе» и «Манхэттена»).
Для прорыва корабли построились в две колонны: первая состояла из мониторов, вторая — из закреплённых рядом пар из фрегатов и канонерок. Это был испытанный способ, позволявший кораблю продолжать движение на буксире, даже если его паровая машина будет разрушена. Эскадра Фаррагута двинулась к единственному проходу между фортом и минным заграждением. Перестрелка между кораблями и береговыми пушками наносила обеим сторонам повреждения, но остановить корабли северян не могла. «Текумсе», шедший головным в колонне мониторов, желая сблизиться с броненосцем южан «Теннесси», находившимся за минным заграждением, подорвался на одной из мин и быстро затонул. Флагманский фрегат «Хартфорд» также направился на мины, но, благодаря тому, что многие из них проржавели, успешно миновал опасное заграждение.
Один за другим корабли северян проходили опасный участок и наконец остановились в центре гавани.
В этой критической ситуации «Теннесси» под командованием адмирала Франклина Бьюкенена (бывшего командира «Вирджинии») в одиночку вступил в бой. После трёх таранных ударов и боя на очень близкой дистанции со всей эскадрой противника, сильно разрушенный броненосец конфедератов был принуждён к сдаче. Контроль над ещё одним крупным портом, через который осуществлялись поставки из Европы, перешёл к Союзу, ухудшив и без того плачевное положение Конфедерации.
«Теннесси» — лучший броненосец южан. На корме уже
развевается звёздно-полосатый флаг
развевается звёздно-полосатый флаг
Захват форта Фишер, 15 января 1865 года
К началу 1865 года в руках Конфедерации оставалось лишь два порта для сообщения с внешним миром, причём одним из них был Чарльстон, блокированный мощной эскадрой вражеских броненосцев, вторым — Уилмингтон. Располагаясь недалеко от Ричмонда, он обеспечивал поставки армии генерала Ли, защищавшей столицу Юга. Ключевым пунктом обороны южан был мощный форт Фишер. Впрочем, береговая оборона конфедератов располагала всего 2300 снарядами (чего было совершенно недостаточно для противодействия противнику), а из 5000 человек, необходимых для службы в гарнизонах, было с трудом набрано 1500.
Захват почти всех портов Конфедерации позволил Союзу задействовать в штурме форта Фишер почти все свои силы, включая мониторы и броненосец «Нью-Айронсайд» (всего — 41 корабль и 2000 человек десанта). 12 и 13 января корабли бомбардировали укрепления южан. 15 января при поддержке кораблей был высажен десант, который занял форт после кровопролитного и ожесточённого штурма. Падение форта Фишера привело к захвату северянами Уилмингтона, что повлекло за собой окончание войны и капитуляцию войск Конфедерации 23 июня 1865 года.
Продолжение следует...
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментариев пока нет