Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
21
1
1
Слепой Пью
На uCrazy 9 лет 8 месяцев
Всячина

Искатель приключений и авантюрист Дампир. Часть 1




«Хочу увидеть мир»


Такую запись оставил в дневнике юный Уильям. В четырнадцать лет он остался без родителей. И попал под опеку местного помещика, полковника Хиляра. Он-то и отправил Уильяма на учебу в соседний город. Но спустя два года Дампир решил, что его место не здесь, а на воде. Поэтому устроился юнгой на торговый корабль. Первое его путешествие было коротким: судно курсировало до Франции, а потом возвращалось обратно. Такой «минимализм» был не по душе юному искателю приключений. Поэтому Уильям перебрался на рыболовное судно, занимавшееся промыслом в водах Ньюфаундленда. Но и здесь Дампир чувствовал себя не на месте. Холодный климат Северной Атлантики действовал на него угнетающе. Поэтому вскоре он перебрался на судно, курсировавшее в теплых водах. Сначала Уильям бороздил воды близ Явы. Но когда обстановка накалилась и повисла угроза нового противостояния с Голландией, Дампир уплыл оттуда.

После этого Уильям поступил на службу в королевский флот. Ему повезло: он оказался на флагманском корабле «Ройял Принс» под началом адмирала Эдварда Спрэгга. Есть сведения, что Дампир принимал участие в Схоневельдской и Тексельской битвах. Как раз в последнем сражении союзный англо-французский флот потерпел поражение. Адмирал Спрэгг погиб, а Уильям чудом спасся.

Покинув госпиталь, Дампир решил, что пришла пора немного отдохнуть. Поэтому вернулся в родную деревню Ист-Кокер. Вот только тихая и размеренная жизнь в английском захолустье пришлась не по душе искателю приключений. На выручку вновь пришел полковник Хиляр. Он предложил Уильяму перебраться на Ямайку, чтобы занять должность торгового агента на сахарной плантации. Дампир согласился, не раздумывая.

Но на Ямайке у англичанина не сложилось. Дело в том, что он не сошелся с управляющим сахарной плантацией Уэйли. Тот сразу раскусил гостя, поэтому как-то обмолвился, что Уильям - «человек слоняющийся, не склонный долго задерживаться на одном месте». Так, собственно, и произошло. Вскоре Дампир сбежал с плантации и пристроился на торговое судно. Однако маршрут Ямайка – Порт-Ройял тоже быстро наскучил любителю приключений. Поэтому спустя примерно полгода он примкнул к группе лесорубов. Вместе с ними авантюрист обосновался на побережье Юкатана, в местечке под названием Уан-Буш-Кей. Основную часть населения здесь составляли беглые чернокожие рабы, которых звали симарроны, а также пираты. В такой разношерстной компании, находящейся вне закона, Дампир провел несколько лет.

Все это время англичанин вел систематические записи в дневнике. В них Дампир подробно описывал окружавшую его природу, а также делился впечатлениями о нравах и обычаях местных аборигенов. Не забывал и в подробностях рассказывать о пиратских налетах на поселения испанцев. Так, например, было летом 1676 года. Тогда внезапно налетевший ураган оставил британцев без съестных припасов. Поэтому они в поисках провианта отправились «изучать» близлежащую территорию от острова Трист до Рио-Альварадо. Деревни, которые встречались на пути, англичане грабили. Не забывали и про охоту на черепах и ламантинов. Финальным аккордом их похода стало нападение на испанский город Альварадо.



Затем Уильям во второй раз решил, что пора остепениться. После непродолжительного пребывания на Ямайке авантюрист перебрался в Лондон. Здесь купил землю и женился. Вот только его бунтарская душа и любовь к морю никак не могли смириться с тихой и размеренной жизнью семейного, а главное, сухопутного человека. Поэтому спустя всего несколько месяцев он под предлогом торговли решил отправиться в плавание. Супруга на это ответила: «Только ненадолго, там, на Тортуге, очень распутные женщины». И Дампир уплыл. Скорее всего, больше они никогда не виделись… По крайней мере, сведений об этом нет.

Кругосветное плавание с пиратами


Пресытившись за несколько месяцев семейной жизнью, Уильям вернулся на Ямайку и вновь занялся торговлей. По приглашению знакомого мистера Хобби Дампир оказался на корабле «Лойял мечент», направлявшегося к Москитному Берегу для покупки кампешевого дерева. Но до пункта назначения судно не дошло. Оно остановилось в ямайской гавани Порт-Морант. А в то время на беду мистера Хобби здесь стояла пиратская флотилия под командованием Джона Коксона. По официальной версии, корабли флибустьеров шли в Гондурасский залив, чтобы заготовить ценную кампешевую древесину. Но на самом деле они собирались разграбить город Пуэрто-Бельо, поэтому их путь шел к Панамскому перешейку. Об истинной цели пиратов узнали матросы с «Лойял мечента», и все как один перешли под командование Коксона. Недолго думал и сам Дампир.

Уже в начале 1680 года авантюрист вместе с пиратами участвовал в налете на Пуэрто-Бельо. После захвата добычи разбойники пересекли Панамский перешеек и грабили корабли и прибрежные поселения у бегов Панамы и Перу.
За это время у флотилии сменилось несколько капитанов. Одних обвиняли в трусости, другие погибали в бою. Со временем Дампиру наскучило это «однообразие». Вместе с другими пиратами он выбрал нового капитана - Джона Кука. На большой лодке и паре каноэ ватага пиратов добралась до панамского побережья. Высадившись на берег, разбойники утопили свои лодки, чтобы они не привлекали внимания испанцев, и направились сквозь джунгли. С этого момента Дампир с особой тщательностью начал вести записи: «Я достал толстый ствол бамбука, залепил его с обеих сторон воском, чтобы вода не проникла внутрь. Так я сохранил мой журнал и другие записи, хотя мне часто приходилось перебираться вплавь».

Марш-бросок занял более двадцати дней. За это время пираты много раз были в шаге от гибели. Особенно туго приходилось с провиантом. И если бы не помощь индейцев, возможно, команда Кука так и не добралась бы до намеченной цели – Карибского побережья. Кстати, несколько пиратов, впечатленные краснокожими, сделали себе татуировки на местный манер и остались с ними.

Уильям так описывал поход: «На четвертый день мы начали наш марш рано, так как до полудня обычно было ясно, а пополудни шел сильный дождь. Но нам было, в общем, все равно: шел ли дождь, или светило солнце, ибо я совершенно уверен в том, что мы переходили реки по 30 раз в день… Мы не могли ни высушить одежду, ни обогреться, еды не было: все это делало переход очень тяжелым для нас…

Когда мы перешли реку, то стали ждать отставших спутников. Через полчаса они подошли. Но тем временем прибыло столько воды, что они не могли перейти реку, а мы не могли им помочь. Решили подождать, пока вода спадет. Мы прошли две мили вдоль реки и там соорудили шалаши, пройдя за этот день шесть миль. Едва мы успели построить шалаши, как река еще больше разлилась и затопила берега, вынуждая нас отойти подальше. Ночь наступила до того, как мы смогли сделать новые шалаши, и нам пришлось лечь прямо на землю. Большую часть ночи шел необычно сильный ливень, сверкали многочисленные молнии и раздавались страшные раскаты грома».



Описал Дампир и гибель одного из пиратов: «Мы подошли к берегу и увидели, что вода спала. Тогда стали думать, как перейти реку, но это было не так просто. Наконец мы решили послать одного человека через реку с веревкой, с тем чтобы переправить сначала все наши вещи, а затем людей. Согласился это сделать Джордж Гейни. Он взял один конец веревки и быстро обмотал его вокруг шеи, а второй оставил на берегу, и другой человек остался около веревки. Но когда Гейни был на середине реки, веревка, тянувшаяся за ним, случайно перекрутилась или запуталась, и человек, который следил за веревкой на берегу, схватил ее, от чего Гейни перевернулся на спину. А тот человек, который держал веревку в руке, бросил ее в реку, думая, что этим он исправит свою ошибку. Но течение было очень сильным и пловец, у которого на спине в мешке было три сотни долларов, пошел на дно, и мы его никогда больше не видели…».

Несмотря на тяготы и гибель друзей, команда Кука все же сумела добраться до побережья. Здесь они встретили пиратов-французов под командованием капитана Тристана и поступили к нему на службу. Но спустя несколько месяцев Дампир перебрался на судно другого французского пирата – Аршамбо. Правда, и на этом судне он задержался ненадолго, поскольку искателю приключений «надоело жить с французами». И Уильям оказался на корабле капитана Райта. Этот разбойник по сравнению с другими оказался менее удачливым, поэтому пираты то и дело бунтовали из-за отсутствия богатой добычи.
Весной 1683 года в Чесапикском заливе появилось судно «Ривендж» под командованием Джона Кука. Тот в свое время тоже покинул Тристана, сумел разжиться кораблем и сколотить команду. Дампир сразу же перешел под его начало: «23 августа 1683 года мы отплыли из Виргинии под командованием капитана Кука, направляясь в Южные моря».

Корабль Кука совершил трансатлантический переход, побывал на островах Зеленого Мыса, после чего направился к берегам Африки. В ноябре у берегов Сьерра-Леоне пиратам улыбнулась удача: они наткнулись на мощный датский фрегат. Кук перехитрил капитана противника и сумел захватить судно. Назвав его «Услада холостяка», пираты направились к Магелланову проливу. Что касается их старого судна, на этот счет есть несколько версий: его то ли утопили, то ли выменяли у местных работорговцев на чернокожих рабынь.

Войти в Магелланов пролив у пиратов не получилось, помешал сильный ветер. Поэтому «Усладе» пришлось обогнуть мыс Горн, чтобы попасть в Тихий океан. В течение длительного времени пираты «бродили» у побережья Центральной Америки. А после смерти Джона Кука, новым капитаном «Услады холостяка» стал Эдвард Дэвис. Вместе с кораблем под командованием Чарлза Свана пираты бороздили воды Чили, Перу и Панамы.



В определенный момент Дампиру, как обычно, надоело однообразие. Поэтому он перешел на корабль Свана. Этот капитан решил пересечь Тихий океан, направившись к Филиппинам. На острове Минданао Уильям решил реребраться на судно под командованием Джона Рида.

Но вскоре Дампира посетила мысль, что с пиратством пора заканчивать: «достаточно утомила эта сумасшедшая команда». Но сбежать от капитана у него не получалось. Поэтому 5 января 1688 года Дампир вместе с разбойниками высадился на австралийском берегу, недалеко от Дарвина и повстречался с местными аборигенами. И в его дневнике появилась любопытная запись: «Жители этой страны - самые жалкие люди на свете. Готтентоны Мономотапы хотя и безобразные люди, но по сравнению с этими выглядят просто джентльменами. Эти не имеют домов, одежды, овец, рогатого скота, фруктов, страусов и т. п., тогда как у готтентотов все это есть, и по всему своему образу жизни мало чем отличаются от зверей. Они высокие, узкокостные, с тонкими длинными конечностям. У них большие головы, покатые лбы и огромные брови. Их веки всегда полуопущены, чтобы не дать мухам влететь в глаза. Мухи здесь столь надоедливы, что от них невозможно отделаться; они лезут в ноздри и в рот, если губы не очень плотно сжаты. У них большие носы, приятные полные губы и широкие рты. Два передних зуба на верхней челюсти отсутствуют у них всех, мужчин и женщин, молодых и старых. Вырывают ли они их, я не знаю. У мужчин никогда не бывает бород… У них нет жилищ, и они спят на открытом воздухе, ничем не укрытые. Земля – их ложе, небо – их полог. Их единственная еда – мелкие рыбешки. У них нет приспособлений, чтобы ловить крупных рыб…».

Спустя пару месяцев корабль направился к Суматре. Но и на этом клочке суши пираты долго не задержались, и уже в начале мая добрались до Никобарских островов. Лишь здесь Дампир и еще несколько человек сумели уйти от пиратов, получив разрешение капитана Рида. Оказавшись на свободе, он решил вернуться на Суматру. Сказано – сделано. И там Уильям занялся привычным делом: торговлей. А весной 1689 года подписался на сомнительное и рисковое дело – доставку контрабандного опиума в Малакку. Спустя два года авантюрист очутился на торговом корабле под командованием капитана Хита. И обогнув Мыс Доброй Надежды, в сентябре того же года Дампир вернулся на родину.

В течение нескольких лет он обрабатывал и систематизировал записи в дневнике. И в 1697 году вышел первый том «Нового путешествия вокруг света». Свой труд Уильям посвятил президенту Королевского научного общества. И вскоре его позвали в Совет по торговле и предпринимательству на должность эксперта по борьбе с морскими разбойниками.

Когда был опубликован второй том его трудов – «Путешествия и открытия» - Дампир стал знаменитостью. Его даже представили королю Вильгельму III, который сделал любителя приключений членом Королевского общества. А потрет Уильяма «поселился» в Национальной галерее.

Кстати, творение Дампира произвело сильное впечатление на писателя Джонатана Свифта. Поэтому, работая над созданием книги о приключениях Гулливера, он кое-что брал из трудов соотечественника. Более того, в знак уважения и благодарности, Свифт делает своего Гулливера и Уильяма родственниками. В книге есть эпизод, где герой писателя упоминает некого «кузена Дампира».



Но выхода в свет своей второй книги авантюрист не дождался. Он вновь отправился в плавание на поиски новых приключений…

Продолжение следует...

Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!

все теги
Поддержать uCrazy
Комментарии1
  1. Бухарик
    На uCrazy 10 лет 8 месяцев
    Дампир неугомонный

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}