СОКРОВИЩНИЦА СЛЕПОГО ПЬЮ. ЧАСТЬ 37
ЧАСТЬ 36
* * *
Любимый фокстерьер
U-110 - подводная лодка типа IXB Кригсмарине времен Второй мировой войны. Была заложена 1 февраля 1940 года на верфи A.G. „Weser” в Бремене.
В строй 2-ой флотилии «Зальцведель» (нем. 2. Unterseebootflottille. Saltzwedel) вошла 21 ноября 1940 года.
Всего совершила 2 боевых похода, в которых потопила 3 транспорта и повредила 2. На протяжении всей карьеры лодкой командовал капитан-лейтенант Фриц-Юлиус Лемп, ранее руководивший U-30.
9 мая 1941 года лодка была захвачена силами Великобритании. При этом впервые в руки союзников попала шифровальная машина «Энигма» вместе с кодами, радиограммами и другими связанными документами, разгадка шифра которой внесла весомый вклад в ход Битвы за Атлантику.
Эмблемой U-110 являлась персональная эмблема Фрица-Юлиуса Лемпа - изображение на рубке его любимого фокстерьера.
* * *
Остров Ганса
* * *
Хирургия для чайников
В разгар Холодной войны на борт одного из канадских эсминцев, осуществлявших морскую блокаду Северной Кореи, были доставлены 16 южнокорейских морпехов с тяжелыми ранениями. Их жизнь была в руках единственного военврача, присутствующего на корабле — Джозефа Сира. Молодой человек распорядился подготовить раненных к операции, а сам скрылся в своей каюте. Всех пациентов удалось спасти, включая тех, кто находился при смерти. Про молодого гения медицины была опубликована заметка в канадской прессе. Ее прочитала и мать доктора Сира. Однако вместо вполне обоснованной гордости она испытала недоумение — на фотографии был не ее сын.
Фердинандт Демара, который выдавал себя за врача, был самозванцем с большим стажем. За свою жизнь он под различными именами был строительным инженером, заместителем шерифа, помощником начальника тюрьмы, доктором прикладной психологии, санитаром, экспертом по уходу за ребенком, адвокатом, бенедиктинским монахом, траппистским монахом, редактором, зоологом, исследователем раковых заболеваний, преподавателем и даже основал колледж, который функционирует до сих пор. Демара обладал незаурядными умственными способностями и феноменальной памятью, что позволяло ему не только не вызывать подозрений, но и добиваться определенных успехов в каждом из его воплощений. Перед тем, как провести сложнейшие операции на том самом эсминце, он просто пролистал учебник по хирургии в каюте.
Демара продал свою историю журналу Life, участвовал в нескольких телешоу, однако слава не принесла ему удовлетворения — выдавать себя за других людей стало значительно сложнее. В фильме "Великий самозванец" 1960 года, основанном на истории жизни Демары, главную роль исполнил Тони Кертис.
* * *
О шестикласснике, уране, акулах и торжестве справедливости
Один шестиклассник для проекта по истории решил почитать о гибели USS Indianapolis. Это такой довольно известный крейсер, который вёз уран для бомбы "Малыш", сброшенной на Хиросиму, и был потоплен японской подлодкой на обратном пути.
Об этом еще в фильме "Челюсти" рассказывали в той связи, что из 880 оказавшихся в воде моряков пять дней пережили только 320.
Это был единственный случай в истории Второй мировой, когда ВМФ США осудил капитана за потерю боевого корабля. Мол, надо было зигзагом идти противолодочным, а капитан пёр напрямик.
Так вот, шестиклассник с присущим детям обостренным чувством справедливости, заинтересовался — а действительно ли виноват капитан. Опросил 150 человек, которые были на корабле (в 1996 году самому молодому из них было 70 лет), прочитал сотни документов и как положено молодому американцу, написал в Конгресс. Мол, так и так, капитан на мой шестикласснический взгляд не виноват в потере корабля.
Конгресс собрался (!), рассмотрел дело (!!), опросил свидетелей, в том числе командира той японской лодки (!!!) и в 2000 году оправдал капитана. Оказывается, строгого приказа ходить зигзагом у капитана не было, в условиях сильной качки противолодочные маневры были опасны, да и японец подтвердил, что маневр бы не помог — крейсер был обречен.
Вот такая история. Без хэппи–енда, правда, потому что капитан ещё в 1968 году застрелился. Его нашли на лужайке у дома. В одной руке он держал служебный флотский пистолет, а во второй — маленькую фигурку военного моряка.
* * *
Хроника
Британский учебный артиллерийский корабль HMS Iron Duke (бывший линкор и флагман Грэнд Флита в Первую Мировую войну) и эсминцы на учениях, из британского киновыпуска 1939 года; съемки 1930-х годов:
[media=https://youtu.be/ELF-P8lsryE]
* * *
Рейдерство, каперство и "Тропик Си"
Немецкие рейдеры не только топили попадавшиеся им суда, но иногда, на манер каперов былых времен брали их в качестве призов.
Как это происходило во времена Джека Воробья известно довольно хорошо, в век пара и металла все было довольно прозаичнее.
Транспортное норвежское судно «Тропик Си» 8 июня 1940 года вышло из Сиднея (Австралия) с грузом пшеницы, конечной точкой назначения судна был Нью-Йорк. Экипаж судна составлял 33 человека. 18 июня 1940 года с борта «Тропик си» было замечено грузовое судно, которое нагоняло норвежца. Когда расстояние сократилось до полутора миль с борта преследователя раздался предупредительный выстрел. После того как «Тропик си» попытался увеличить ход, немцы (вспомогательный крейсер «Орион») сделали еще два выстрела, после чего капитан (и владелец) Хенрик Николсен приказал заглушить машину. Немцы подняли сигнал, запрещающий использование радиосвязи. Капитан «Тропик си» приказал экипажу подготовить спасательные шлюпки, после чего, собрав все бумаги на корабль и груз, направился на одной из шлюпок к немецкому рейдеру.
Поскольку груз предназначался для воюющей стороны, капитан немецкого корабля принял решение о реквизиции судна и груза, о чем был составлен соответствующий документ, переданный капитану Николсену. Капитан, главный инженер, первый помощник и еще 11 моряков с судна были взяты на борт рейдера и заперты в «специально подготовленном помещении», в котором отсутствовали окна. Там они провели 6 дней, находясь взаперти круглые сутки, за исключением одного часа прогулки в день на палубе рейдера.
По истечению 6 дней, пленные были переведены на борт собственного судна, туда же немцы перевели 23 пленных англичанина с потопленного до этого судна «Хасби». Призовая партия немцев составляла 28 человек, немцы имели два пулемета, кроме этого, каждый немецкий матрос имел револьвер.
Пленные офицеры были размещены в офицерских каютах, матросы – в помещении для команды. Немецкий офицер уведомил пленных, что на судне установлены шесть подрывных зарядов, которые могут быть подорваны дистанционно, и он активирует их в случае попытки бунта. Норвежцы и англичане, посовещавшись, дали «честное слово» не оказывать сопротивления.
Плавание продолжалось без каких либо эксцессов. 3 сентября 1940 с борта «Тропик Си» была замечена подводная лодка. Призовая партия, посчитав, что это немецкая субмарина подняли немецкий флаг, но это оказалась английская подводная лодка «Турант». После того как англичане, по всем правилам призового права, выстрелом приказали судну остановиться, немецкий командир принял решение утопить «Тропик си». Он объявил пленным, что установил таймер бомб на 10 минут, и предложил воспользоваться спасательными шлюпками, кроме одной, которую немцы оставили себе. Во время посадки в шлюпки жена капитана норвежского судна сорвалась с трапа и упала в лодку, сломав несколько ребер и ногу. Спустя 10 минут после оставления судна бомбы сработали и «Тропик си» пошел ко дну.
Капитан английской субмарины, подойдя к шлюпкам, объявил, что может принять на борт только английских моряков, однако узнав про пострадавшую жену норвежского капитана, согласился взять на борт и ее с мужем. На момент перехвата судно находилось в 200 милях от порта Бордо. Немецкие моряки направились во Францию, шлюпки с норвежцами пошли в Британию. 4 сентября 1940 года они были замечены с английской летающей лодки, которая направила в их район патрульное судно.
* * *
Российская "Португалия"
Российское госпитальное судно Portugal («Португалия») Первой мировой войны. Построен французской судоходной компанией первоначально для Бразилии. С началом 1МВ судно было куплено Российской империей для использования в качестве госпитального.
30 марта 1916 г. "Португалия" буксировала ряд небольших плоскодонных шлюпок для переправы раненых с берега на корабль. У турецкого побережья Черного моря она остановилась для ремонта одной из лодок. В то время судно не перевозило раненых, но на борту находились врачи и медсестры Красного Креста, а также обычный экипаж.
Приближающаяся подлодка была замечена, но поскольку "Португалия" была госпитальным судном и защищена Гаагскими конвенциями, никаких действий не было предпринято. Без предупреждения подводная лодка выпустила торпеду, которая прошла мимо. Подводная лодка U-33 подошла ближе и в упор выпустила вторую торпеду, которая попала в машинное отделение, разломив судно на 2 части. Из 273 человек на борту было спасено 158 .
Российское правительство утверждало, что это турки потопили "Португалию" и еще одно госпитальное судно "Вперед " (потопленное также немецкой лодкой U-38). Турецкое правительство заявило, что оба судна подорвались на минах.
* * *
Последний бой
29 октября 1914 г. около 7 часов утра, возвращаясь с задания, в 14 милях от мыса Херсонес минный заградитель "Прут" (командир капитан 2 ранга Г. А. Быков) встретил германо-турецкий линейный крейсер "Goeben" (командир капитан цур зее Аккерман). "Прут" передал в Севастополь сообщение о встрече и свое место - 44°34'N 33°01'E, но ответа не получил. Крейсер поднял сигнал с предложением сдаться.
В ответ минзаг поднял на всех мачтах флаги и пошел к берегу. Командир, видя безвыходность положения, принял решение затопить корабль. Была объявлена водяная тревога и открыты кингстоны. Быков начал уничтожение шифров и секретных документов. Были спущены шлюпки, но, так как места в них всем не хватало, личный состав бросался за борт со спасательными поясами и койками.
В 07 ч. 35 м. крейсер зашел с правого борта минзага и открыл артиллерийский огонь из 150-мм орудий с дистанции около 25 кабельтовых. Под огнем вражеского корабля на "Пруте" начался пожар, был разбит полубак. Желая ускорить затопление "Прута", командир приказал произвести подрыв днища. Для этой цели на корабле, как и на других черноморских минных заградителях, были заранее заложены подрывные патроны, провода от которых были сведены в одном месте на жилой палубе. Подрыв днища осуществили минный офицер корабля лейтенант Рогусский и минный кондуктор. Через 10-15 минут после открытия огня "Goeben" дал ход и ушел в сторону мыса Сарыч. Находившиеся при крейсере турецкие миноносцы "Samsun" и "Tashos" некоторое время оставались на месте, продолжая обстреливать "Прут".
Примерно в 08 ч. 40 м. "Прут" встал почти вертикально и, с развевающимися на мачтах флагами, затонул в 10 милях к западу от мыса Фиолент. С нижней ступеньки трапа моряков до последней секунды благословлял корабельный священник 70-летний иеромонах Антоний. Личный состав корабля пытался спастись на шлюпках, койках и спасательных поясах. Но часть его (3 офицера, в т. ч. командир, корабельный врач, 2 кондуктора и 69 матросов) была снята со шлюпки и поднята из воды турецкими миноносцами и взята в плен. Остальные (3 офицера и 199 матросов) были подняты на борт вышедшей из Балаклавы подводной лодкой "Судак" и затем переданы на борт госпитального судна "Колхида", которое доставило их в Севастополь. В бою погибли лейтенант Рогусский, мичман Смирнов, иеромонах Антоний, боцман Колюжный и 25 матросов.
Если взять координаты, переданные с борта минзага "Прут", и проложить его путь к ближайшему берегу (мыс Херсонес), с тем условием, что хотя бы 30 минут корабль шел с максимальной скоростью 13,5 узла, то можно предположить, что "Прут" затонул в районе 44°37'N 33°12'E.
По последним данным обнаружения координаты объекта 44°38'N 33°12'E
Глубина 124 метра, из-за чего он фактически недоступен для погружения.
Возвышение над грунтом 14 метров.
* * *
Великий дрейф
23 октября 1937г., 80 лет назад, начался беспрецедентный 812-дневный (2,5 года!) дрейф ледокола «Седов» в Арктике. Зажатый во льдах, стал научной станцией.
Поздней осенью 1937 года ледокол «Георгий Седов» после океанографических работ в море Лаптевых вместе в Архангельск. В море Лаптевых на пути оказалось неожиданное препятствие—барьер тяжелого многолетнего льда. Он преградил судну путь к проливу Вилькицкого. К ледяному барьеру подошли еще два ледокола — «Садко» и «Малыгин».
На «Георгии Седове», «Малыгине» и «Садко», кроме экипажа судов, находились студенты-гидрографы, научные работники и просто пассажиры-полярники, в том числе женщины, возвращавшиеся на Большую землю. Двое суток корабли тщетно пытались отыскать в проливе Вилькицкого проход.
23 октября суда окончательно вмерзли в лед. Для экономии топлива на судах отключили динамо-машины, перейдя на освещение керосиновыми лампами. Затем разбили на льду палаточный лагерь. С окончанием полярной ночи 184 человека были вывезены самолетами на материк. Суда дрейфовали на север и в августе 1938 г. уже пересекли 83 параллель. Летом 1938 года ледокол «Ермак» пробился к дрейфующим пароходам и вывел изо льдов «Садко» и «Малыгин».
На «Георгии Седове» во время зимних ледовых сжатий был поврежден руль, и он не мог следовать за «Ермаком» даже на буксире. Было принято решение превратить ледокол в плавающую полярную станцию. 15 человек во главе с капитаном К.С.Бадигиным остались на ледоколе и в общей сложности 812 дней дрейфовали в приполюсном районе Северного Ледовитого океана.
В ходе дрейфа «Георгий Седов» достиг 8б039` с.ш. На такой широте не бывал еще ни один корабль.
За время дрейфа проведен обширный комплекс научных наблюдений. Экипаж провел ремонт рулевого устройства и подготовил судно к самостоятельному плаванию.
В условиях арктической зимы к «Георгию Седову», находившемуся в Гренландском море после дрейфа через пролив между Шпицбергеном и Гренландией, пробился флагманский ледокол «Иосиф Сталин» и 13 января 1940 года вывел «Георгия Седова» изо льдов. 29 января 1940 года судно прибыло в Мурманск.
За героизм и мужество все участники дрейфа были удостоены звания Героев Советского Союза, а корабль награжден орденом Ленина.
Дрейфу «Г.Седова» посвящена серия марок, выпущенных в 1940 г.
* * *
Две жизни Леманн-Ви́лленброка
Ге́нрих Ле́манн-Ви́лленброк — немецкий офицер-подводник времён Второй мировой войны, кавалер Рыцарского креста с дубовыми листьями, фрегаттен-капитан, один из самых результативных командиров-подводников во Второй мировой войне, но знаменит в основном как командир U-96, описанной в романе «Das Boot» и одноимённом фильме.
Генрих Леманн-Вилленброк родился в Бремене в 1911 году. В 1931 году в звании морского кадета Генрих вошёл в состав рейхсмарине, где проходил службу на лёгком крейсере «Карлсруэ» и учебном паруснике «Хорст Вессель», пока в апреле 1939 года не был переведён во Флотилию подводных лодок. После службы вахтенным офицером на «каноэ» U-8 типа IIB Леманн-Вилленброк получил звание капитан-лейтенанта и в декабре 1939 года вступил в должность командира такой же малой U-5 типа IIA.
Первый поход, продлившийся 15 суток и закончившийся безрезультатно, Леманн-Вилленброк совершил во время операции «Хартмут» по вторжению германских войск в Норвегию. После возвращения из похода он получил под своё командование только что построенную среднюю лодку U-96 типа VIIC. После трёхмесячной подготовки и обучения экипажа U-96 под командованием Генриха Леманна-Вилленброка начала совершать боевые походы в Атлантику. Только за первые три похода были потоплены суда суммарным водоизмещением 125 580 брт. В марте 1942 года Леманн-Вилленброк покинул U-96 и принял командование 9-й флотилией кригсмарине, базировавшейся в Бресте. В марте 1943 года получил звание корветтенкапитана. В сентябре 1944 года принял командование U-256 и 23 октября перевёл её в Берген, Норвегия. 1 декабря 1944 года получил звание фрегаттен-капитана, тогда же, в декабре, принял командование над базировавшейся в Бергене 11-й флотилией подводных лодок кригсмарине и пробыл на этом посту до окончания войны. После года в лагере для военнопленных Леманн-Вилленброк с мая 1946 года занимался разделкой на металл затопленных в Рейне кораблей. В 1948 году вместе с тремя товарищами построил парусник «Магеллан», после чего они вчетвером пересекли Атлантику и достигли Буэнос-Айреса, где приняли участие в регате.
Кадр из фильма «Das Boot»
Леманн-Вилленброк ходил капитаном на торговых судах. В марте 1959 года, в должности капитана транспорта «Инга Бастиан», Леманн-Вилленброк со своим экипажем спас 57 моряков с горящего бразильского судна «Комманданте Лира». В 1969 году он стал капитаном единственного германского атомного корабля — исследовательского судна «Отто Ган» и пробыл в этой должности более десяти лет.
За выдающуюся послевоенную службу он был в 1974 году награждён Федеральным Крестом Почёта на ленте (Bundesverdienstkreuz am Bande). Долгие годы Леманн-Вилленброк был главой Общества подводников Бремена (U-Bootskameradschaft Bremen), его имя общество носит до сих пор.
В 1981 году Вилленброк выступил в роли советника при съёмках фильма «Das Boot» о походе своей U-96. Впоследствии вернулся в родной Бремен, где и умер в 1986 году в возрасте 74 года.
* * *
«Шлезвиг-Гольштейн»
Учебный корабль «Шлезвиг-Гольштейн» официально наименовался "линкором". По меркам стремительного технического прогресса первой половины двадцатого века корабль был старым - из поколения броненосцев додредноутской эпохи.
Строго говоря, устаревшим «Шлезвиг-Гольштейн» был с момента зачисления в германский флот. Тем не менее, он поучаствовал в Ютландском сражении в 1916 году, где получил пробоину, но смог вернуться на базу.
Условия Версальского договора корабль "не задели" - поскольку "Шлезвиг-Гольштейн" был несколько меньше, чем дредноуты, он был одним из немногих броненосцев, которые сохранились в Германии в послевоенный период, и стал одним из флагманов немецкого флота. С оружием у корабля тоже было все в порядке - помимо главного калибра имелось еще десять шестидюймовок в броневых казематах, четыре 88-мм орудия.
И 25 августа 1939 года он неторопливо прибыл в Гданьск (Данциг). Официальной причиной прибытия линкора являлось 25-летие гибели здесь одного из германских судов в Первой мировой войне. На рассвете 1 сентября корабль продвинулся в глубь портового канала до т. н. «Поворота Пяти свистков» у Нового Порта.
В Гданьской бухте у полуострова Вестерплатте в 4:30 «Шлезвиг-Гольштейн» был приведен в состояние боевой готовности одиночным выстрелом из пистолета. А в 4:47 прогремел залп орудий линкора.
Первый залп Второй Мировой войны...
Позднее «Шлезвиг-Гольштейн» поучаствовал в «датской компании», обучил четыре сотни немецких моряков-новобранцев, в качестве корабля ПВО отражал английский налет на занятую немцами Гдыню...
В 1944 году, 19 декабря, три тяжелые авиабомбы с английского «Веллингтона» уложили его на дно в бухте Готенхафена. Когда Гдыню освободили советские войска, немецкий броненосец был поднят и отремонтирован в Таллине. Но век додредноутских линкоров уже безнадежно ушел в прошлое. И в 1948 году «ужас Вестерплатте» был установлен на якорях возле острова Осмуссаар на Балтике — в качестве «живой мишени» для морских артиллеристов новых времен. Там «Шлезвиг-Гольштейн», он же блокшив «Бородино», и пребывал до 1966 года, пока не был затоплен во время ракетно-артиллерийских учений Балтийского флота.
* * *
Машенька
* * *
Продолжение следует...
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии5