Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
DELETE_1
На uCrazy 15 лет 2 месяца
Спорт

Эволюция баскетбольных правил: как игра менялась на протяжении десятилетий

Эволюция баскетбольных правил: как игра менялась на протяжении десятилетий

Когда в 1891 году Джеймс Нейсмит придумал баскетбол, он сразу же составил 13 основных правил новой игры. Большинство из них актуальны и по сей день - например, запрет на бег с мячом в руках (пробежку) и на физический контакт с соперником. Однако в целом первоначальный свод правил был довольно лаконичным и нуждался в доработке. С развитием баскетбола правила становились все более детализированными и сложными, что способствовало превращению этой игры в тот спорт, который мы знаем сегодня. Как и в других видах спорта, интерес к баскетболу вырос настолько, что он стал одной из ключевых дисциплин для ставок в букмекерской компании Бетсити, где фанаты могут испытывать удачу и свои знания, делая ставки на любимые команды и турниры.


В первые десятилетия существования баскетбола его правила постоянно совершенствовались и дополнялись. Так, в 1895 году появились штрафные броски, в 1896-м - ограничение времени на владение мячом (сначала 3, потом 10 секунд), в 1932-м - правило 3 секунд в трехсекундной зоне. Размеры площадки, высота колец, количество игроков на площадке тоже не сразу приобрели современные очертания.

Введение трехочковой линии

Пожалуй, главным нововведением в правилах баскетбола во второй половине XX века стало появление трехочковой линии. Впервые это правило было опробовано в 1961 году в Американской баскетбольной лиге (АБЛ), но широкое распространение получило лишь в 1980-е годы.

В НБА "радугу" официально ввели начиная с сезона-1979/80. Поначалу к ней относились скептически, считая скорее маркетинговым ходом для повышения зрелищности. Однако постепенно трехочковые броски стали неотъемлемой частью игры и серьезно повлияли на тактические схемы - команды начали активно использовать "растягивание" обороны соперника за счет снайперов.

Дистанция трехочковой линии в баскетболе неоднократно менялась. В НБА она составляла 7,24 м (23 фута 9 дюймов) до сезона-1994/95, затем была увеличена до 6,70 м (22 фута), а с 1997 года составляет 7,62 м (23 фута 9 дюймов) на флангах и 6,70 м по центру. В Европе и на международных турнирах ФИБА расстояние трехочковой линии сейчас равняется 6,75 м.

Борьба с грубостью и изменения в фолах

По мере развития баскетбола и роста атлетизма игроков все более актуальной становилась борьба с излишней грубостью на площадке. Недаром изначально Нейсмит вводил баскетбол как менее контактную альтернативу американскому футболу. Для этого постепенно ужесточались правила, связанные с фолами и наказаниями за них.

Важной вехой стало введение в НБА в сезоне-1983/84 концепции флагрантных (неспортивных) фолов. Это нарушения, совершенные с явным намерением причинить сопернику боль или травму. За такие фолы стали наказывать удалением до конца игры и даже дисквалификацией на последующие матчи.

В 1990-е годы НБА продолжила борьбу за "чистоту" игры. Лига ввела запрет на "хэнд-чекинг" (придерживание соперника руками), ограничила возможности для силовой борьбы под кольцом и в "краске", снизила порог командных фолов для пробития штрафных (с 5 до 4 за четверть). Все эти меры привели к расцвету атакующего баскетбола и росту результативности.

Введение видеопросмотров и система Instant Replay

Еще одним значимым нововведением последних десятилетий стало использование видеоповторов спорных моментов. Технология Instant Replay дебютировала в НБА в сезоне-2002/03 и поначалу применялась только для определения попаданий "на сирену". Постепенно список ситуаций, в которых разрешались видеопросмотры, расширялся.

Сегодня арбитры могут прибегать к помощи видео в следующих случаях:

  • Определение заброшенного мяча (попал ли в корзину, с какой дистанции был совершен бросок, успел ли игрок выпустить мяч до сирены)
  • Определение процента владения мячом (кто последним коснулся мяча перед выходом за пределы площадки)
  • Определение фолов (был ли фол, кто его совершил, являлся ли он неспортивным или даже дисквалифицирующим)
  • Корректировка времени на табло (добавление или снятие секунд в конце четверти)

Применение Instant Replay, безусловно, положительно сказалось на качестве судейства и помогло избежать множества скандальных ошибок. Однако у системы есть и критики, которые указывают на то, что видеопросмотры замедляют ход игры и охлаждают эмоции болельщиков.

Изменения в формате игры и турниров

За 130 лет существования баскетбола существенные изменения претерпел и формат проведения матчей и турниров. Продолжительность игры, количество периодов (четвертей), время на атаку - все эти параметры не раз корректировались для повышения динамичности и зрелищности баскетбола.

В НБА с сезона-1954/55 действует формат игры из 4 четвертей по 12 минут. На международных турнирах ФИБА поначалу играли 2 тайма по 20 минут, но с 2000 года перешли на формат из 4 четвертей по 10 минут. Время на атаку в поздних версиях правил ФИБА составляло 30 секунд, а в НБА в разные периоды варьировалось от 24 до 30 секунд (сейчас 24 секунды).

Что касается турнирных форматов, то главной тенденцией здесь является движение в сторону увеличения количества матчей и серий плей-офф. Так, если в первые годы существования НБА в плей-офф выходили только 3-4 команды, то начиная с сезона-1983/84 в него неизменно попадают по 16 клубов (по 8 от каждой конференции). Серии до 4 побед постепенно вытеснили серии до 3 и до 2 побед.

Заключение

Правила баскетбола за более чем вековую историю существования игры проделали грандиозный путь развития - от первоначального короткого свода принципов Нейсмита до сверхподробных современных регламентов. Каждое нововведение и изменение имело своей целью сделать баскетбол более зрелищным, динамичным, честным и безопасным.

Такие новшества, как введение трехочковой линии, ужесточение борьбы с фолами, использование видеоповторов, безусловно, изменили облик игры и заставили команды и игроков адаптироваться. Именно благодаря эволюции правил баскетбол за последние 40 лет превратился из силового и "позиционного" в остроатакующий и скоростной.

все теги
Поддержать uCrazy
Комментариев пока нет

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}