Арт Нуво в рекламных плакатах южной Франции
История развития стиля Арт Нуво на примере французских рекламных плакатов
конца XIX – начала XX веков.
конца XIX – начала XX веков.
Арт Нуво - Art Nouveau, или Модерн – стиль в живописи, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, расцветший в Европе в конце XIX – начале XX веков.
Стиль начал формироваться с начала 1890-х годов, и в живописном искусстве нашёл своё классическое воплощение в работах чеха Альфонса Мухи, чьё триумфальное шествие по Европе началось в 1894 году. Муха фактически явился основателем модерна в живописи, декоративно-прикладном и оформительском искусстве, и технические приёмы, им разработанные для стиля, нашли широчайшее применение в творчестве других художников. С 1894 года Муха – законодатель стиля во Франции, в 1904 году уезжает на несколько лет в Америку, где стиль, им изобретенный, с восторгом подхватывается и распространяется. В XX веке стиль трансформируется и проникает в массы через комиксы, мультфильмы и рекламные плакаты.
Стиль начал формироваться с начала 1890-х годов, и в живописном искусстве нашёл своё классическое воплощение в работах чеха Альфонса Мухи, чьё триумфальное шествие по Европе началось в 1894 году. Муха фактически явился основателем модерна в живописи, декоративно-прикладном и оформительском искусстве, и технические приёмы, им разработанные для стиля, нашли широчайшее применение в творчестве других художников. С 1894 года Муха – законодатель стиля во Франции, в 1904 году уезжает на несколько лет в Америку, где стиль, им изобретенный, с восторгом подхватывается и распространяется. В XX веке стиль трансформируется и проникает в массы через комиксы, мультфильмы и рекламные плакаты.
В 1960-х в Америке на волне изобретения рок-музыки, движения хиппи и последующего расцвета этой культуры, художники движения вернулись к истокам стиля и по полной программе использовали все его достижения и возможности. С 1960-х годов и по сей день стиль уверенно просматривается в рок плакатах, постерах, на обложках альбомов. Вернувшийся в те же годы интерес к японской культуре, впоследствии развил стиль в компьютерных играх и мультфильмах.
Дальше я проиллюстрирую то, о чём пишу, чтобы Вы сами наглядно убедились в том, как из чего стиль развивался и как потихоньку трансформировался. Там, где плакаты можно уверенно датировать, я привожу даты, в остальных случаях всё и так понятно, даже и не для искусствоведов.
Вот плакат 1910 года.
Дальше я проиллюстрирую то, о чём пишу, чтобы Вы сами наглядно убедились в том, как из чего стиль развивался и как потихоньку трансформировался. Там, где плакаты можно уверенно датировать, я привожу даты, в остальных случаях всё и так понятно, даже и не для искусствоведов.
Вот плакат 1910 года.
Альфонс Муха в 1920-х годах возвращается обратно в Европу.
Однако, про него я уже рассказывал и показывал работы Мастера достаточно подробно в посте
Альфонс Муха
Здесь же вперемешку собраны французские плакаты с 1890-х и далее.
Всё это с уверенностью можно отнести к модерну, хоть некоторые ранние плакаты всё ещё используют художественные формы предшествовавшей модерну салонной живописи.
Некоторые плакаты могут показаться слишком “сладкими” – но ведь рекламный плакат тех лет призван был обращаться к целевой аудитории…
так что параллельно можно себе представить общество тех лет.
Однако, про него я уже рассказывал и показывал работы Мастера достаточно подробно в посте
Альфонс Муха
Здесь же вперемешку собраны французские плакаты с 1890-х и далее.
Всё это с уверенностью можно отнести к модерну, хоть некоторые ранние плакаты всё ещё используют художественные формы предшествовавшей модерну салонной живописи.
Некоторые плакаты могут показаться слишком “сладкими” – но ведь рекламный плакат тех лет призван был обращаться к целевой аудитории…
так что параллельно можно себе представить общество тех лет.
Итак, 1890 год. До 1890-х живопись создавалась в трёх основных направлениях – классический салон (в основном сцены из древнеримской жизни) ориентализм (сцены из жизни арабов и мусульман Африки), и были ещё прерафаэлиты, живопись которых стилистически непосредственно предшествовала модерну. Но это классическая живопись. В эти же годы возникает активная потребность в рекламе практически всего – от курортов до мыла. Какими художественными средствами действовать в новой сфере деятельности художников – вопрос оставался открытым. В распоряжении художников имелись только изобразительные средства классической живописи. Но реклама ставила перед художником новые и весьма специфические задачи. Осуществлять же их приходилось каждому художнику самостоятельно, отсюда и некоторый разнобой в подходах.
1890 год.
1895 год
1896 год. Классический пример модерна. Смотрите, как всё изменилось.
Это не Альфонс Муха, но все технические приёмы арт нуво до единого – его, включая и голову модели, вписанную в круг, - визитную карточку Мухи.
Это не Альфонс Муха, но все технические приёмы арт нуво до единого – его, включая и голову модели, вписанную в круг, - визитную карточку Мухи.
А вот и классический Муха – плакат 1897 года.
Его арт-нуво уже три года покоряет Европу.
Его арт-нуво уже три года покоряет Европу.
Вот ещё несколько образчиков классического модерна после 1894 года, полностью усвоившего все нововведения Альфонса Мухи. Почтенная публика тех лет, к которой, собственно, и была обращена реклама, отдыхала на водах и курортах, а из напитков предпочитала абсент и малагу. Абсент - 70-градусная настойка на полыни. Весьма интересный напиток по своему эффекту, любимый художниками и богемой тех лет.. Если абсент широко продаётся до сих пор, то о малаге прочно забыли. Это было популярнейшее в те годы сладкое крепкое вино, несколько похожее на кагор.
Так что реклама тех лет – это в основном реклама напитков, товаров для состоятельной публики и курортов.
Так что реклама тех лет – это в основном реклама напитков, товаров для состоятельной публики и курортов.
1900 год. За шесть лет художники отточили стиль. При разнице изобразительных приёмов у разных художников,
Арт Нуво в изобразительном и рекламном искусстве приобрёл отчётливые классические черты.
Арт Нуво в изобразительном и рекламном искусстве приобрёл отчётливые классические черты.
1918-1930-е годы. В послевоенной Европе на смену арт нуво в архитектуре приходит конструктивизм. Однако, в рекламе модерн продолжает развиваться. Эксперименты с новым стилем авангарда, в том числе и в рекламе, ведутся в России. Однако, авангардистские поиски к 1930 годам ведут к некоторому упрощению форм с повышением графичности, но всё же стилистически это всё ещё модерн.
1919 год
1920 год
1930 год.
1931 год
1932 год
1934 год
1937 год
В общем, с историей развития стиля Арт Нуво всё понятно.
Дальше в 40-е, 60-е годы и после стиль успешно развивался в книжной иллюстрации, комиксах и рекламе, совсем не утратив своих узнаваемых характерных особенностей.
Дальше в 40-е, 60-е годы и после стиль успешно развивался в книжной иллюстрации, комиксах и рекламе, совсем не утратив своих узнаваемых характерных особенностей.
Товары попроще тоже нуждались в рекламе.
В те же годы в рекламу вкрадчиво входит имперская пропаганда.
Мощь и технический триумф империи, пропагандируемые посредством картинок, призваны были нести в африканские колонии идею цивилизации.
Местное население приглашалось к впитыванию благ цивилизации просто и непосредственно.
Аборигенам предлагался классический цивилизационный коктейль в виде соответствующих товаров и благ, достаточно откровенно изображавшихся на рекламных плакатах.
Этот плакат, рекламирующий ром, весьма откровенно характеризует как отношение европейцев к населению африканских колоний, так и содержит наглядную инструкцию по применению продукта.
Особенно умиляет дама с младенцем, использующие продукт в качестве соски для инфанта. Типа, чтобы спал хорошо.
Особенно умиляет дама с младенцем, использующие продукт в качестве соски для инфанта. Типа, чтобы спал хорошо.
Итак, стиль Арт Нуво, родившись в конце XIX века, и просуществовав в классической форме всего 30 лет, здравствует и поныне в массовой культуре, но в других формах и уже без названия.
Тем, кто заинтересовался темой, могу рекомендовать посмотреть картинки из постов
Альфонс Муха
Иван Билибин
Вена. Австрия. II. Югенд-стиль. Густав Климт.
Вена Часть 3
Испания II. Барселона. Антонио Гауди : Путь Архитектора.
Хундертвассер / Hundertvasser
Хундертвассер / Hundertvasser Часть 2
Тем, кто заинтересовался темой, могу рекомендовать посмотреть картинки из постов
Альфонс Муха
Иван Билибин
Вена. Австрия. II. Югенд-стиль. Густав Климт.
Вена Часть 3
Испания II. Барселона. Антонио Гауди : Путь Архитектора.
Хундертвассер / Hundertvasser
Хундертвассер / Hundertvasser Часть 2
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментариев пока нет