Американская художница о французской глубинке: Как она видит провинцию
Элизабет Нурс современники называли «первой женщиной-художницей Америки». Конечно, она была не первой, но одной из самых известных – однозначно. На родине ей не помешало даже то, что работала она преимущественно во Франции.
автопортрет 1892 года
Элизабет Нурс родилась 26 октября 1859 года в Маунт-Хелли, штат Огайо, в районе Цинциннати. Она и ее сестра-близнец Аделаида были младшими из десяти детей в большой католической семье. Из 10 детей только три сестры дожили до взрослых лет. С 15 лет она посещала Школу дизайна Макмикена в Цинциннати (сейчас Художественная академия Цинциннати) и была одной из первых женщин, допущенных к занятиям, которые там вел известный художник Томас Саттеруайт Нобл.
Учеба длилась 7 лет, и по ее окончании девушке предложили преподавать в этом учебном заведении. Но Элизабет отказалась, так как хотела сосредоточиться на работе художницей. Один из репортеров писал о ней так: «Если все признаки не подведут, или она не выйдет замуж и не предаст себя забвению, мир еще услышит об этой девушке».
Сестра-близнец вышла замуж, и самым близким человеком для художницы стала старшая сестра Луиза. Девушки жили вместе. Элизабет работала, Луиза занималась решением всех бытовых вопросов, а также стала своего рода менеджером и поверенной в делах. В 1882 году умерли и отец, и мать Элизабет, после чего она с сестрой на год переехала в Нью-Йорк. Меценат оплатил ей учебу в Лиге студентов-искусствоведов. В 1883 году сестры Нурс вернулись в Цинциннати, где художница писала портреты и занималась дизайном интерьеров. Благодаря продаже картин и помощи меценатов Элизабет много путешествовала с сестрой. Со временем она стала хорошо зарабатывать.
В 1887 году сестры Нурс переехали в Париж. В Париже Элизабет посещала Академию Жюлиана, где училась у Гюстава Буланже и Жюля Лефевра. Эта школа занималась обучением женщин, которых в то время принимали не во все учебные заведения. Особо больным вопросом с точки зрения морали того времени для женщин была работа с обнаженной натурой. Для стыдливых посетительниц в школе даже был оборудован отдельный вход. Затем Элизабет открыла свою студию. Самые известные работы художницы написаны во Франции.
В Париже Нурс подружилась с известной художницей Мэри Кассат и была президентом двух женских художественных организаций: Американской ассоциации художниц Парижа и Лиги искусств Лодж. Надо заметить, что ранее отношение к женскому творчеству часто было менее серьезным. С одной стороны женщин менее охотно обучали, так как небезосновательно считали, что многие из них потом все равно выйдут замуж и забросят занятия живописью, погрузившись в семейную жизнь. С другой стороны из-за морали того времени могли возникать проблемы с написанием обнаженной натуры, особенно обнаженных мужчин. Да и просто некоторый снобизм в отношении художниц в патриархальном обществе все-таки присутствовал даже в 20 веке, хотя ситуация и менялась.
Нурс стала одной из нескольких известных художниц, которые стали символом женщин нового времени – успешных, независимых, которые не стремились непременно выйти замуж, а ставили на первое место карьеру и собственное творчество. Такими были в том числе соотечественницы Элизабет Эллен Дэй Хейл, Мэри Кассат, Элизабет Коффин и Сесилия Бо. В России – например, первая женщина среди передвижников Эмилия Шанкс. Нурс была первой американкой, избранной в Национальное общество изящных искусств. Одну из ее работ купило Французское правительство.
Во время Первой мировой войны многие американцы, жившие и работавшие во Франции, уехали из страны. Нурс осталась в Париже, помогала беженцам и собирала для них пожертвования среди своих знакомых в США и Канаде. В 1921 году она была награждена медалью Лаэтаре за «выдающиеся заслуги перед человечеством» - ежегодной наградой Университета Нотр-Дам в Индиане. В 1924 году художница перестала выставлять работы на выставках, хотя картины писать не прекратила.
В 1920 году художница провели операцию по удалению рака молочной железы. В 1927 году умерла любимая сестра Луиза. Элизабет Нурс надолго впала в депрессию. В 1937 году рак вернулся. Художница умерла в 1938 году.
Элизабет Нурс зарабатывала портретами на заказ, но сама предпочитала изображения женщин и детей. Самые известные работы художницы написаны во Франции. Чаще всего ей позировали крестьянки и их дети. Так появился пасторальный образ французской глубинки. Надо заметить, абстрагируясь от творчества конкретно этой художницы, что в то время портреты детей, симпатичных девушек (особенно где лицо крупным планом, их в России еще называли "головками"), милые житейские сцены весьма неплохо продавались, поэтому работы Нурс покупали весьма бойко. Также хорошо продавались пейзажи, особенно морские (их художница тоже иногда писала). А картины "на злобу дня" в стиле русских передвижников западным покупателям были не столь интересны. Картины Нурс осели во многих американских музеях, а также частных коллекциях.
Некоторые другие картины художницы
Портрет кисти Нурс Бенна Питмана, под руководством которого она изучала резьбу по дереву и декоративные ремесла в Цинциннати. Он также женился на сестре Аделаиде
Учеба длилась 7 лет, и по ее окончании девушке предложили преподавать в этом учебном заведении. Но Элизабет отказалась, так как хотела сосредоточиться на работе художницей. Один из репортеров писал о ней так: «Если все признаки не подведут, или она не выйдет замуж и не предаст себя забвению, мир еще услышит об этой девушке».
Сестра-близнец вышла замуж, и самым близким человеком для художницы стала старшая сестра Луиза. Девушки жили вместе. Элизабет работала, Луиза занималась решением всех бытовых вопросов, а также стала своего рода менеджером и поверенной в делах. В 1882 году умерли и отец, и мать Элизабет, после чего она с сестрой на год переехала в Нью-Йорк. Меценат оплатил ей учебу в Лиге студентов-искусствоведов. В 1883 году сестры Нурс вернулись в Цинциннати, где художница писала портреты и занималась дизайном интерьеров. Благодаря продаже картин и помощи меценатов Элизабет много путешествовала с сестрой. Со временем она стала хорошо зарабатывать.
Женщина с арфой (1887) Художественный музей Цинциннати
В 1887 году сестры Нурс переехали в Париж. В Париже Элизабет посещала Академию Жюлиана, где училась у Гюстава Буланже и Жюля Лефевра. Эта школа занималась обучением женщин, которых в то время принимали не во все учебные заведения. Особо больным вопросом с точки зрения морали того времени для женщин была работа с обнаженной натурой. Для стыдливых посетительниц в школе даже был оборудован отдельный вход. Затем Элизабет открыла свою студию. Самые известные работы художницы написаны во Франции.
"Девушка-рыбачка из Пикардии" Смитсоновский музей американского искусства
Мать (1888) Художественный музей Цинциннати
В Париже Нурс подружилась с известной художницей Мэри Кассат и была президентом двух женских художественных организаций: Американской ассоциации художниц Парижа и Лиги искусств Лодж. Надо заметить, что ранее отношение к женскому творчеству часто было менее серьезным. С одной стороны женщин менее охотно обучали, так как небезосновательно считали, что многие из них потом все равно выйдут замуж и забросят занятия живописью, погрузившись в семейную жизнь. С другой стороны из-за морали того времени могли возникать проблемы с написанием обнаженной натуры, особенно обнаженных мужчин. Да и просто некоторый снобизм в отношении художниц в патриархальном обществе все-таки присутствовал даже в 20 веке, хотя ситуация и менялась.
Этюд с двумя крестьянками (1891) Музее искусств колледжа Колби в Уотервилле, штат Мэн
Нурс стала одной из нескольких известных художниц, которые стали символом женщин нового времени – успешных, независимых, которые не стремились непременно выйти замуж, а ставили на первое место карьеру и собственное творчество. Такими были в том числе соотечественницы Элизабет Эллен Дэй Хейл, Мэри Кассат, Элизабет Коффин и Сесилия Бо. В России – например, первая женщина среди передвижников Эмилия Шанкс. Нурс была первой американкой, избранной в Национальное общество изящных искусств. Одну из ее работ купило Французское правительство.
Счастливые дни (1905)
Бретонский интерьер (1907)
Во время Первой мировой войны многие американцы, жившие и работавшие во Франции, уехали из страны. Нурс осталась в Париже, помогала беженцам и собирала для них пожертвования среди своих знакомых в США и Канаде. В 1921 году она была награждена медалью Лаэтаре за «выдающиеся заслуги перед человечеством» - ежегодной наградой Университета Нотр-Дам в Индиане. В 1924 году художница перестала выставлять работы на выставках, хотя картины писать не прекратила.
В 1920 году художница провели операцию по удалению рака молочной железы. В 1927 году умерла любимая сестра Луиза. Элизабет Нурс надолго впала в депрессию. В 1937 году рак вернулся. Художница умерла в 1938 году.
Голова алжирца, 1898. Музей американского искусства Новой Британии
Церковь Св. Франциска Ассизского (1890)
Элизабет Нурс зарабатывала портретами на заказ, но сама предпочитала изображения женщин и детей. Самые известные работы художницы написаны во Франции. Чаще всего ей позировали крестьянки и их дети. Так появился пасторальный образ французской глубинки. Надо заметить, абстрагируясь от творчества конкретно этой художницы, что в то время портреты детей, симпатичных девушек (особенно где лицо крупным планом, их в России еще называли "головками"), милые житейские сцены весьма неплохо продавались, поэтому работы Нурс покупали весьма бойко. Также хорошо продавались пейзажи, особенно морские (их художница тоже иногда писала). А картины "на злобу дня" в стиле русских передвижников западным покупателям были не столь интересны. Картины Нурс осели во многих американских музеях, а также частных коллекциях.
Некоторые другие картины художницы
Церковь в Волендаме (1892) Частная коллекция
Первое причастие (1895)
Урок шитья (1895)
Летние часы (1895)
Середина лета (1898)
Нормандская крестьянка и её сын (1900) (прим. раньше одежда маленьких мальчиков и девочек особо не отличалась, и у мальчиков могли быть длинные волосы, поэтому половая принадлежность карапуза на глаз иногда трудноопределима)
Раздумья (1902)
Закрытые ставни (1910) Для картины позировала сестра художницы
Голландские дети
Материнство
Беседующие женщины
Шествие Богоматери Радости (1903) Коллекция школы искусств и дизайна в Миннеаполисе
Мечты (1910)
Волендам
Комментариев пока нет